7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке для 3 класса УМК Школа 2100

Рабочая программа по музыке для 3 класса УМК Школа 2100

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Экспертиза проведена

антикоррупционной комиссией.

Коррупционных фактов не выявлено.

Заключение №_________________ .

от «___» _____________ 20___ г.







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 55» г. Бологое





Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю

ШМО (кафедры) и РМО Заместитель директора Директор

Руководитель кафедры по УВР МБОУ «СОШ № 55»

_____/_____________/ _________/____________/ _____/____________/

Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О.

Протокол № _____ «____»___________ 20___г. Приказ № ________

«____» _____________ 20___г. «____»_________20___г.







Рабочая программа учителя

Бурячковой Екатерины Юрьевны

по музыке

для 3 класса

Срок реализации программы 4 года





Город Бологое

2015-2016 учебный год

  1. Пояснительная записка



Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке для образовательных учреждений.



Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки , которые определены стандартом.



Рабочая программа по музыке представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные. Метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.



Задача предмета - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.



Предмет музыка входит в образовательную область искусство.



Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:





  • общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

задачам образования - развитию способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.



Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.



II. Общая характеристика учебного процесса



Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.



Отличительная особенность программы- охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.



В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным планом и примерной программой по музыке предмет « Музыка» изучается с 1 по 4 класс по одному ечасу в неделю.1 класс-33ч, 2-4 кл. -34ч Общий объем учебного времени составляет 135 часов.

IV. Результаты обучения и усвоения содержания курса



В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.



1 класс



Личностными результатами изучения курса « Музыка» в 1 классе является формирование следующих умений:



- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;



- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;



- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;



- позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей.



Регулятивные УУД:



- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме ( в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);



- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;



- умение формулировать собственное мнение и позицию.



Познавательные УУД:



- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям



- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;



- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.



Коммуникативные УУД:



- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).



Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.



Обучающийся научится:



  • определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;

  • узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян. балалайка);

  • проявлять навыки вокально- хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).

  • воспринимать музыку различных жанров;

  • эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение).

Обучающийся получит возможность научиться:



  • владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот,темпов( быстро- медленно) динамики (громко- тихо)

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современныхэлектронных;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

2 класс



Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений:



- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;



- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;



- наличие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;



- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;



- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;



- развитие этических чувств;



- позитивная самооценка музыкально- творческих способностей.



Регулятивные УУД:



- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме ;



- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.



Познавательные УУД:



- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;



- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;



- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.



Коммуникативные УУД:



- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;



- участие в музыкальной жизни класса, школы.



Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений.



Обучающийся научится:



  • определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений представленных в учебнике для 2 класса;

  • понимать главные отличительные особенности музыкально- театральных жанров - оперы и балета;

  • узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе. А также органа и клавесина;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

Обучающийся получит возможность научиться:





  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • владеть основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады, мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4..

3 класс



Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:



- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;



- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;



- наличие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;



- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;



- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;



- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;



- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.



Регулятивные УУД:



- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме ( в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)



- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;



Познавательные УУД:



- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;



- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;



-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;



- осуществление элементов синтеза как составление целого.



Коммуникативные УУД:



- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;



- участие в музыкальной жизни класса, школы.



Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений.



Обучающийся научится:





  • демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью

  • выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов( П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка);

  • уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.



Обучающийся получит возможность научиться:



  • знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;

  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

4 класс



Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:



- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;



- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;



- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.



- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. так и окружающих людей;



- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;



- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.



Регулятивные УУД:



- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника



- умение формулировать собственное мнение и позицию;



- установление простых причинно-следственных связей.



Познавательные УУД:



- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;



- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;



- осуществление элементов синтеза как составление целого;



- понимание основ смыслового чтения художественного текста.



Коммуникативные УУД:



- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;



- участие в музыкальной жизни класса, школы.



Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений.

Выпускник научится:



  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение).

Выпускник получит возможность научиться:



  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение);

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

  • соотносить образцы народной и профессиональной музыки.



V. Содержание учебного предмета



1-й класс

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается под различным углом зрения во 2 и 4 четвертях, перекликаясь с темами «Звучащий образ Родины», «Что может музыка». В

ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки. Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его

отношения к природе, к жизни. Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык - это та основа, на которой

воспитывается любовь к русской культуре и культуре Кольского Заполярья. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего, предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально- творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они :

1) музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки,

пословицы, заклички, скороговорки;

2) учатся за графическим изображением знаков - букв и нот - видеть и слышать смысл

предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические

музыкально - смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли. Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного

мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского,

М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре. Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта

творческой деятельности учащихся - хорового пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам,

драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню - значит сыграть её.

Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и

профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в доведении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

По предмету «Музыка» в 1 классе контрольные и практические работы не предусмотрены. Проверка и контроль знаний проводится в виде уроков - концертов и т.д. 2 класс. Во 2 классе раскрывается содержание музыкального искусства через темы: «Три кита»

в музыке - песня, танец, марш»- композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и

маршей и их взаимопроникновение. Древняя легенда про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки». «О чём говорит музыка» - музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость), создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и др. Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью. «Куда ведут нас «три кита» - путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе. «Что такое музыкальная речь»- постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе

закономерностей детского восприятия. Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.

3 класс

Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах - от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта. Интонация, развитие музыки, построение (формы) музыки - триада, обозначающая ведущую проблему года.

 Песенность, танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.

 Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Выразительные и изобразительные интонации Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразительности. «Зерно-интонация».

 Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические). Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое интонация и как из неё вырастает мелодия.

 Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому. Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.

 Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами. «Зерно-интонация», тема и её развитие в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.

4 класс

Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют национальные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через

тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор - исполнитель - слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве

композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного и стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые

осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.

 Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.),особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси. «Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители - певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов. Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.



VI. Учебно - тематическое планирование

по музыке



урока п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся или виды деятельности

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость(9 ч.)

Повторение.Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»).

«Песня о школе» - исполнение.

«Мы - третьеклассники» - разучивание.

Увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе - слушание.

Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём;

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

Личностные -

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. Воспитание уважительного отношения к творчеству зарубежных композиторов.

Формирование ценностных ориентиров в области музыкального искусства.

Познавательные -

Сравнивать и группировать произведения музыкального искусства (по средствам музыкальной выразительности, жанрам и т.д.) находить общее и различие.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные -

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Регулятивные -

Корректировать собственное исполнение.

Учиться работать по предложенному учителем плану.



    Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость.

    «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина (фрагменты) - слушание.

    «Мы - третьеклассники» - исполнение.

    «Скворушка прощается» Т. Попатенко - разучивание.

    «Полонез» Ф. Шопена -слушание.

    Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров;

    различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

    исполнять различные по характеру музыкальные произведения;

    соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;

    инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

    импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки;

    осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях.

      Углубление понятия песенность.

      «Ночь» - слушание.

      «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

      Э. Грига - разучивание главной мелодии и слушание фрагмента.

      «Скворушка прощается» - исполнение.

      Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки - разучивание главной мелодии.

        Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

        «Утро» (главная мелодия) - исполнение.

        «Скворушка прощается» - исполнение.

        Ария Сусанина - исполнение главной мелодии и слушание.

          Углубление понятия танцевальность.

          «Золотые рыбки» - слушание. «Мы - третьеклассники» - исполнение.

          «Мы - девочки» разучивание.

          «Дружат дети всей Земли»

          Д. Львова-Компанейца -разучивание.

          Главная мелодия «Арагонской хоты» М. Глинки - слушание и исполнение в ансамбле с учителем.

            Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

              Углубление понятия маршевость.

              Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена - разучивание и слушание.

              «Мы - мальчики» - разучивание.

              «Царь Горох» - слушание и исполнение в ансамбле с учителем.

                Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении.

                «Мы - третьеклассники», «Мы - девочки», «Мы - мальчики» -исполнение.

                Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена (ля-мажор и до-минор) - слушание.

                Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена - слушание.

                Произведения в исполнении детских коллективов ДМШ

                  Песенность, танцевальность и маршевость выводят нас на музыкальные просторы..





                    Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная.

                    «Скворушка прощается» - исполнение.

                    «Болтунья» С. Прокофьева - слушание.

                    «Барабан» Д. Кабалевского - разучивание.

                    «Кто дежурные?»

                    Д. Кабалевского - разучивание.

                    Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;

                    распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;

                    сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

                    выявлять различные по смыслу интонации;

                    Определять жизненную основу музыкальных интонаций;

                    воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение);

                    анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;

                    применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;

                    передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы;

                    приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение;

                    корректировать собственное исполнение;

                    предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

                    оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

                    Личностные

                    Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

                    Познавательные

                    Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач Музыкальная интонация - способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми.

                    Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

                    Коммуникативные

                    Участвовать в диалоге на уроке

                    Стремиться петь в коллективе.

                    Регулятивные

                    Принимать и сохранять учебную задачу.

                    Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

                    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.



                      Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.

                      «Кто дежурные?» - исполнение.

                      «Барабан» - исполнение.

                      «Болтунья» - слушание.

                      «Кузнец» И. Арсеева - разучивание.

                      «Марш» Э. Грига - слушание

                        Интонация - выразительно-смысловая частица музыки

                        «Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка») - слушание.

                        «Перепёлочка» - исполнение в ансамбле с учителем.

                        Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена - исполнение.

                        «Кузнец» - исполнение.

                          Выразительные и изобразительные интонации.

                          «Доброе утро» - разучивание.

                          «Кукушка» (швейцарская народная песня) - разучивание.

                          Экспозиция 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена- слушание.

                          «Кузнец» - исполнение в ансамбле с учителем.

                            Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи.

                            Темы петушка, Звездочёта, царя Дадона, воеводы Полкана из пролога оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова - слушание.

                            «Кукушка» - исполнение.

                            «Доброе утро» - исполнение.

                            «Котёнок и щенок» Т. Попатенко - разучивание.

                              Мелодия - интонационно осмысленное музыкальное построение.

                              «Доброе утро» - исполнение.

                              «Кукушка» - исполнение.

                              «Арагонская хота» М. Глинки - слушание и исполнение в ансамбле с учителем.

                              «Котёнок и щенок» -исполнение.

                                Интонация - основа музыки. Обобщение.

                                Развитие музыки (10 ч.)

                                  Знакомство с понятием развитие музыки.

                                  «Почему медведь зимой спит» Л. Книппера - разучивание.

                                  «Разные ребята» - исполнение.

                                  «Петя и волк» С. Прокофьева (развитие темы Пети) - слушание.

                                  «Марш» Ф. Шуберта - слушание.

                                  Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

                                  наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии

                                  воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении;

                                  использовать









                                  Личностные

                                  Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

                                  Познавательные

                                  Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач Музыкальная интонация - способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми.

                                  Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

                                  Коммуникативные

                                  Участвовать в диалоге на уроке

                                  Стремиться петь в коллективе.

                                  Регулятивные

                                  Принимать и сохранять учебную задачу.

                                  Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

                                  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.









































































                                    Композиторское и исполнительское развитие музыки.

                                    «Разные ребята» - исполнение.

                                    «Игра в слова» (попевка) - разучивание.

                                    «Петя и волк» - развитие тем Пети, птички и утки - слушание.

                                    «Почему медведь зимой спит» - исполнение.

                                      Сходство и различие интонации в процессе развития музыки.

                                      «Игра в слова» - исполнение.

                                      «Почему медведь зимой спит» - исполнение.

                                      «Петя и волк» - развитие тем утки, кошки и волка - слушание.

                                      Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность )

                                      в народной музыке и в произведениях композиторов.

                                      корректировать собственное исполнение;

                                      предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

                                      оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

                                      инсценировать произведения различных жанров;

                                      Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.



                                        Развитие музыки в процессе работы над каноном.

                                        «Во поле берёза стояла» (русская народная песня) - исполнение в

                                        ансамбле с учителем.

                                        «Песня о пограничнике» С. Бугославского - разучивание.

                                        «Купание в котлах» - сцена из балета «Конёк-Горбунок»

                                        Р. Щедрина - слушание.

                                          Развитие музыки в процессе работы над каноном.

                                          «Тихо - громко» И. Арсеева - разучивание.

                                          «Во поле берёза стояла» - исполнение.

                                          Финал Четвертой симфонии П. Чайковского (фрагмент) - слушание.

                                          «Песня о пограничнике» - исполнение.

                                            Знакомство с понятием кульминация.

                                            «Тихо - громко» - исполнение. «Песня о пограничнике» - исполнение.

                                            «Орлёнок» В. Белого - слушание.

                                            Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения



                                              Интонационно-мелодическое развитие музыки.

                                              Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена - слушание.

                                              «Со вьюном я хожу» (русская народная песня) - разучивание.

                                              «Любитель-рыболов» М. Старокадомского - разучивание.

                                              Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве







                                                Ладово-гармоническое развитие музыки.

                                                «Вальс» Ф. Шуберта - слушание.

                                                «Со вьюном я хожу» - исполнение.

                                                «Пьеса» («Аллегретто») Ф. Шуберта - слушание.

                                                «Любитель-рыболов» - исполнение.

                                                  Развитие музыки в произведениях

                                                  Э. Грига.

                                                  «Со вьюном я хожу» - исполнение.

                                                  «Утро» Э. Грига - исполнение главной мелодии и слушание фрагмента.

                                                  «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига -

                                                  слушание.

                                                  «Любитель-рыболов» - исполнение.

                                                  Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;

                                                  Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение.

                                                  Личностные -

                                                  Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

                                                  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

                                                  Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. Воспитание уважительного отношения к творчеству зарубежных композиторов.

                                                  Формирование ценностных ориентиров в области музыкального искусства.

                                                  Познавательные -

                                                  Сравнивать и группировать произведения музыкального искусства (по средствам музыкальной выразительности, жанрам и т.д.) находить общее и различие.

                                                  Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

                                                  Коммуникативные -

                                                  Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

                                                  Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

                                                  Регулятивные -

                                                  Корректировать собственное исполнение.

                                                  Учиться работать по предложенному учителем плану.



                                                    Обобщение по теме «Развитие музыки». Р/к. «Детский альбом» П. И. Чайковского в исполнении ансамбля прихода Иоанна Предтечи

                                                    г. Кандалакша

                                                    «Детский альбом» П. И. Чайковского- слушание.

                                                    Исполнение музыки по желанию учащихся и по выбору учителя.

                                                    Построение (формы) музыки (8 ч.)

                                                      Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения.

                                                      «Песня о пограничнике» - исполнение.

                                                      Главная тема «Песни Сольвейг» Э. Грига (из музыки к драме

                                                      Г. Ибсена «Пер Гюнт») - разучивание.

                                                      «Пастушья песня» (французская народная песня) - разучивание.

                                                      Главная тема 3-й части Шестой симфонии (маршевый эпизод)

                                                      П.Чайковского - слушание.

                                                      сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;

                                                      соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;

                                                      распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо);

                                                      определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

                                                      инсценировать произведения различных жанров и форм;

                                                      оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;



                                                      Личностные -

                                                      Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

                                                      Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

                                                      Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. Воспитание уважительного отношения к творчеству зарубежных композиторов.

                                                      Формирование ценностных ориентиров в области музыкального искусства.

                                                      Познавательные -

                                                      Сравнивать и группировать произведения музыкального искусства (по средствам музыкальной выразительности, жанрам и т.д.) находить общее и различие.

                                                      Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

                                                      Коммуникативные -

                                                      Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

                                                      Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

                                                      Регулятивные -

                                                      Корректировать собственное исполнение.

                                                      Учиться работать по предложенному учителем плану.



                                                        Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения.

                                                        «Пастушья песня» - исполнение.

                                                        «Песня Сольвейг» - исполнение главной темы и слушание.

                                                        Ария Сусанина - участие в исполнении.

                                                          Знакомство с формой рондо.

                                                          «Пастушья песня» - исполнение.

                                                          «Классное рондо» - исполнение.

                                                          «Зачем нам выстроили дом» Д. Кабалевского - разучивание.

                                                          «Спящая княжна» А. Бородина - слушание.

                                                            Вариационная форма построения музыки.

                                                            «Спящая княжна» - слушание.

                                                            «Зачем нам выстроили дом» - исполнение.

                                                            «Со вьюном я хожу» исполнение.

                                                            «Камаринская» - слушание и исполнение в ансамбле с учителем.

                                                              Средства построения музыки - повторение и контраст.

                                                              «Зачем нам выстроили дом» - исполнение.

                                                              «Крокодил и Чебурашка» - исполнение.

                                                              «Со вьюном я хожу» исполнение.

                                                              «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига - слушание.

                                                                Р/к. Общие представления

                                                                о музыкальной жизни г. Полярные Зори.

                                                                Произведения в исполнении музыкальных коллективов

                                                                г. Полярные Зори

                                                                Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира;

                                                                Участвовать в музыкальной жизни школы, города;



                                                                  Обобщение по теме «Построение музыки».

                                                                  «Песенка о капитане»

                                                                  И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта» - слушание.

                                                                  Увертюра И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана

                                                                  Гранта» - слушание.

                                                                  Подготовка к заключительному уроку-концерту.

                                                                  Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

                                                                  участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

                                                                    Итоговое обобщение и повторение.

                                                                    Урок-концерт.

                                                                    Произведения по желанию учащихся и по выбору учителя - слушание, исполнение.

                                                                    Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

                                                                    предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

                                                                    оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;





                                                                    VII. Описание материально-техническое обеспечение образовательного процесса



                                                                    1. Асмолов А.Г.,. Бурменская Г.В,. Володарская И.А и др.; под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя- М.: Просвещение, 2008

                                                                    2. Вахрушев А.А., Горячев А.В., Данилов Д.Д., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., КозловаС.А. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (Образовательная система «Школа 2010»)

                                                                    3. Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», утвержденная и рекомендованная Министерством образования и науки РФ

                                                                    4. Программа «Музыка» 1-8 класс/ Под ред. Кабалевского Д.Б. - М.: Просвещение, 2007

                                                                    5. ФГОСты второго поколения. // standart.edu.ru/doc.aspx?docid=754</</font>

                                                                    6. Неткасова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе - III Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 - 20 февраля 2011 года







                                                                    VIII.Планируемые результаты обучения

                                                                    К концу обучения в 1 классе учащиеся могут:

                                                                     проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;

                                                                     проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

                                                                     знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;

                                                                    решать учебные и практические задачи:

                                                                     выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

                                                                     ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.);

                                                                     различать характер музыки, ее динамические, регистровые, тембровые, метро-ритмические, интонационные особеннос ти;

                                                                     применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).

                                                                    К концу обучения во 2 классе учащиеся способны:

                                                                     проявлять устойчивый интерес к музыке;

                                                                     проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;

                                                                     приобретать навыки слушательской культуры;

                                                                    решать учебные и практические задачи:

                                                                     определять жанровые признаки;

                                                                     характеризовать интонации по эмоционально-образному строю лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;

                                                                     называть запомнившиеся формы музыки;

                                                                     определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен - Пятая симфония, Григ - «Пер Гюнт», Чайковский - Четвертая симфония) и напеть,

                                                                     продирижировать главные мотивы, мелодии;

                                                                     делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;

                                                                     проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).

                                                                    К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:

                                                                     проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора,

                                                                     понимание синкретики народного творчества;

                                                                    решать учебные и практические задачи:

                                                                     выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;__ сравнивать народную и профессиональную музыку;

                                                                     свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;

                                                                     узнавать произведения,

                                                                     называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);

                                                                     приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;

                                                                     различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;

                                                                     самостоятельно распевать народные текс ты в стиле устной традиции.

































                                                                     
                                                                     
                                                                    X

                                                                    Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

                                                                    После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

                                                                    Кнопки рекомендации:

                                                                    загрузить материал