7


  • Учителю
  • Рабочие программы УМК Перспектива 3 класс

Рабочие программы УМК Перспектива 3 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»



на заседании МО учителей «Начальные классы»

_______________________

Протокол № ­­­­____

от «____» ­­­­­­­­­­­­__________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________

«Утверждаю»

Приказ №________

«___»_________2013г.

Директор:

_____________











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству для 3 класса

(1ч/нед. 34 ч)

Бутакова С.И.

на 2013-2014 учебный год

















под ред. Т.Я. Шпикаловой, 2011г.



2013 г.

г. Свирск



2. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе Федерального государ­ственного образователь­ного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, плани­руемых результатов начального общего образования и авторской программы по изобразительному искусству Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой. Изобразительное исусство: Рабочие программы «Перспектива» 1-4 классы-- М. Просвещение, 2011.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность вы­ражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и ок­ружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие задачи обучения:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих рабо­тах своего отношения к окружающему миру;

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искус­ства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому про­шлому, многонациональной культуре.





Общая характеристика курса

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направлен­ность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искус­ства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творче­ского потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развива­ется способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художест­венно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художест­венных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.



Результаты изучения курса

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представле­ний о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем реше­ния учебных и практических задач.

  3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными зада­чами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим со­провождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить рече­вое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления анало­гий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

  6. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и про­цессами

Регулятивные:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты

1. Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравствен­ном развитии.

2. Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического от­ношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.

3. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.



3. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

1. Приложение 3 к приказу департамента образования Иркутской области от «07» мая 2007 г. № 619-дпр «РБУП общеобразовательных учреж­дений Иркутской области. Начальное образовании».

2. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. УМК «Перспектива», 2011г.



4. Цели изучения курсаОсвоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Использование зна­ково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Социокультурная

Формирование коммуникативной компетенции учащихся: Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.



5. Компоненты

Итого: 34 часа



6. Структура курса

7. Календарно-тематический план или технологическая карта по темам

п/п

урока

Тема урока

Содержание работы

Характеристика деятельности учащихся

Коррекция программы

Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - 11 ч



1

1

Земля одна, а цветы на ней раз­ные. Натюрморт: свет, цвет,

форма.

Знакомство с учебником и творче­ской тетрадью. Ориентирование по учебнику. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Твор­чество отечественных художников, писавших натюрморты. Цветы как объект, изображаемый в натюр­морте. Цветовой нюанс и контраст (работа с цветовым кругом). Прин­ципы построения композиции на­тюрморта. Этапы и приемы выпол­нения творческой работы.

Наблюдать осенние цветы в природе, рассказывать о своих наблюдениях осенних цветов в родных местах. Рассматривать живописные и графические на­тюрморты, видеть красоту и разнообразие их форм. Находить формы, цвета и оттенки, подме­ченные в натуре, в произведе­ниях художников. Высказывать своё суждение о них. Подбирать цветовую палитру соответст­венно замыслу и использовать свои наблюдения натуры. Рисо­вать композицию натюрморта. Выражать в творческой работе свое отношение к природе. Об­суждать творческие работы од­ноклассников и давать оценку результатам своей и их деятель­ности.





2

2

В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства

История жостовского художествен­ного промысла. Декоративная рос­пись по металлу. Русские лаки: тра­диции мастерства. Народные мас­тера Жостова. Волшебство цветоч­ного узора: особенности жостов­ского письма. Колорит жостовской росписи. Секреты послойного жос­товского письма. Термины: зама­лёвка, тенёжка, прокладка, бли­ковка, чертёжка. Приемы работы кистью при выполнении жостов­ских узоров.

Рассматривать и анализиро­вать произведения жостовских мастеров - расписные лаковые подносы. Сравнивать изобра­жения цветов в росписи подно­сов с живописными компози­циями цветочного натюрморта, определять, в чем сходство и различия. Намечать силуэт цветка розы, выполнять приёмы послойного жостовского письма. Выражать в творческой работе свое отношение к к миру цветов. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятель­ности.





3

3

О чем может рассказать рус­ский расписной поднос. Рус­ские лаки: традиции мастер­ства.

О чем может рассказать русский расписной поднос. Формы подно­сов. Связь формы подноса, его ла­кового покрытия и цветочного узора. Общность художественных приемов цветочной росписи в раз­ных центрах народного творчества. Роль пятна и цветной линии как вы­разительных средств. Приемы вы­полнения композиции цветочной росписи на подносе.

Рисовать поднос понравившейся формы и украшать его цветоч­ной росписью. Намечать бели­лами тонкой кистью силуэты цветов на цветном фоне. Сме­шивать на палитре каждую яр­кую краску с белилами. Выра­жать в творческой работе своё отношение к искусству русских лаков средствами кистевого письма. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.





4

4

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюр­морт: свет и тень, форма

и объем.

Продолжение знакомства с осно­вами художественной грамоты: композиция, цвет, форма, объём. Особенности создания художест­венного образа плодов земли в на­тюрморте.

Рисовать с натуры натюрморт «Славный урожай», выявлять цветом красоту спелых плодов. Выражать в творческой работе своё отношение к щедрости при­роды средствами художествен­ного образного языка живописи. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятель­ности.





5

5

Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: тради­ции мастерства.

История одного из видов декора­тивно-прикладного искусства - конструирования и художествен­ного оформления воздушных змеев. Вымысел и реальность в художест­венном произведении: о чем расска­зали воздушные змеи. Знакомство

с творчеством японских и китай­ских мастеров. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Тради­ционные формы воздушных змеев. Орнамент и форма. Зеркально-сим­метричная основа многоярусного орнамента. Особенность орнамен­тальных мотивов, образующих узор в разных ярусах. Термины и поня­тия: зеркальная симметрия.

Рассматривать произведения декоративно-прикладного искус­ства народных мастеров стран Востока (Китая и Японии). Рас­сказывать о старинном обычае изготовления и запуска воздуш­ных змеев в России и странах Востока. Придумывать и рисо­вать форму на основе трансфор­мации природных форм и вы­полнять декоративное орнамен­тальное яркое украшение для воздушного змея.





6

6

Чуден свет - мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мо­заика: традиции мастерства. Эс­киз лоскутного коврика.

Лоскутная мозаика: традиции мас­терства. Изделия, выполненные в лоскутной технике. Цвет и ритм. Цветовые и композиционные схемы в решении ковровых тканых и лоскутных изделий. Приемы сту­пенчатого «растяжения» цвета, на­хождения контрастных и нюансных цветовых отношений на примерах тка ных, ковровых, лоскутных изде­лий. Самостоятельное построение орнаментальных композиций (по­следовательность работы)

Работать по художественно-ди­дактической таблице. Читать схемы, на основе которых скла­дывается орнаментальный лос­кутный модуль, различать раз­нообразные приемы сочетания геометрических фигур в модуле. Придумывать и рисовать ков­рик с узором по мотивам народ­ной лоскутной мозаики. Обсуж­дать творческие работы одно­классников и давать оценку ре­зультатам своей и их деятельно­сти.





7

7

Живописные просторы Родины.

Пейзаж: пространство и цвет. Композиция «Родные про­сторы».

Живописные просторы Родины. Наблюдения за природой. Пейзаж. Пейзаж в картинах известных оте­чественных художников. Творче­ство И. И. Шишкина. Пространство и цвет. Способы передачи про­странства в пейзажных компози­циях. Термины: линия горизонта, воздушная перспектива, теплые

и холодные тона. Графические композиции пейзажа. Последова­тельность работы над рисунком - пейзажем.

Рисовать с натуры или по на­блюдению на тему «Родные про­сторы», передавать с помощью приемов перспективы ближние и дальние планы пейзажа, исполь­зовать теплые тона для первого плана, а холодные - для даль­него. Выражать в творческой работе своё отношение к осенней природе, к широкому простран­ству Родины, с использованием известных приемов работы крас­ками и кистью.





8

8

Родные края в росписи гжель­ской майолики. Русская майо­лика: традиции мастерства. Ук­рашение тарелочки.

Из истории керамики Гжели: рож­дение искусства майолики. Русская майолика: традиции мастерства. Формы сосудов. Взаимосвязь ори­гинальной формы с декоративной росписью в изделиях народных мастеров. Родные края в росписи гжельской майолики. Особенности изображения гжельского пейзажа. Природные мотивы гжельской май­олики. Приемы работы кистью по «растяжению» цвета от темного к светлому и в обратном порядке. Термины: майолика, фарфор, кум­ган, квасник, керамика. Последова­тельность работы над декоративной композицией.

Работать по художественно-ди­дактической таблице. Повторять за мастером кистью изображения различных растений. Выполнять силуэт тарелки и украшать его декоративной росписью с при­родными мотивами гжельской майолики. Получать плавное растяжение цвета, как на гжель­ской майолике.





9

9

«Двор, что город, изба, что те­рем». В мире народного зодче­ства: традиции русского мас­терства.

Деревянное зодчество России. Му­зеи-заповедники под открытым не­бом (например, Кижи; Вятославицы под Великим Новгородом и т. д.). Связь красоты и функциональности в архитектурном убранстве кресть­янского дома. Термины и понятия: причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупень.

Рассказывать о деревянных из­бах своего родного края, об осо­бенностях украшения фасада русской избы. Объяснять смысл понятий фасад, фронтон, приче­лина, полотенце, наличник, гор­ница, подклеть, сени, подпол. Работать по художественно-ди­дактической таблице. Рисовать фасад избы. Повторять увиден­ный узор в декоре или рисовать по-своему. Изображать кресть­янскую рубленую избупо пред­ставлению, по наблюдению, ук­рашать резным декором эле­менты избы.





10

10

«То ли терем, то ли царё дво­рец». В мире народного зодче­ства: традиции народного мас­терства. Творческая работа: На­рисуй по-своему сказочный те­рем.

Деревянное зодчество России. Раз­новидности теремных построек. Произведения живописи, в которых изображены терема. Описание до­мов-теремов в литературных произ­ведениях. Особенности конструк­ций домов-теремов. Элементы те­ремной постройки: крыши, ба­шенки, галереи. Знакомство с кон­трастами архитектурных объемов и форм. Дикoвинныe росписи теремов

(особенности декора).

Работать по художественно-ди­дактической таблице. Сверять изображения на ней с собствен­ными представлениями о конст­рукции деревянной избы. Рисо­вать по-своему сказочный терем и включить его в коллективную композицию «Русская старинная улица». Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.





11

11

Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма, цвет, пропор­ции. Рисование по памяти птиц в разных поворотах.

Народные традиции заботы о пернатых, о красоте мира живой природы. «Синичкин праздник». Изображения птиц в произведениях отечественных художников. Форма, пропорции, цветовая окраска различных птиц. Форма и фактура в графике. Техника акварельной живописи «по-сырому».

Наблюдать птиц в зимней природе. Сравнивать образы птиц, созданные художником и поэтом, высказывать свои суждения о птицах, о чувствах, вызванных их красотой, о бережном отношении к ним. Работать по художественно-ди­дактической таблице. Сверять собственный рисунок с изображениями птиц на таблице. Выполнять наброски птиц, зимующих в родном краю, в технике акварели «по-сырому» (по памяти или наблюдению). Выражать в творческой работе свое отношение к зимующим птицам.



Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - 10 ч



12

1

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет

и тень, объем и пропорции. Натюрморт из предметов крестьянского быта.

«Каждая изба удивительных вещей полна». Предметный мир крестьянской избы. Обаяние и красота старинных вещей: поэзия и гармония жизни в предметах крестьянского быта. Знакомство с художественными произведениями в жанре натюрморта. Форма предметов крестьянского быта. Композиционные схемы натюрмортов. Последовательность работы над натюрмортом со светом.

Рассказывать о своих наблюдениях семейного чаепития и впечатлениях от восприятия произведений искусства, хранящих память об этом обычае. Участвовать в обсуждении традиций старинного обычая - чаепития за самоваром, изображения самовара и других предметов обыденной жизни в натюрмортах разных художников. Работать по художественно-ди­дактической таблице. Выполнять творческое задание согласно условиям. Рисовать с натуры натюрморт из старинных и современных предметов быта.





13

2

Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета

«Как красивы русские зимы…». Образ природы на зимних пейзажах отечественных художников

и в поэтических произведениях. Графика как один из видов изобразительного творчества. Пейзаж в графике. Возможности графических средств в изображении красоты, состояний природы зимой. Разнообразные штрихи и линии. Графические композиции А. Кравченко «Зима», Д. Шмаринова «Зимой», В. Прибыткова «Окраина в снегу».

Наблюдать зимнюю природу в разное время суток и в разных состояниях (солнечная или пасмурная погода). Выполнять тонкой лёгкой линией набросок контуры деревьев и кустов. Рисовать по памяти, по наблюдению зимний пейзаж «Заснеженные деревья» в графике. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.





14

3

Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Знакомство с традиционной зимней одеждой разных народов мира, Крайнего Севера. Орнамент народов мира. Природа как источник вдохновения народного мастера при создании традиционной одежды и орнамента. Творческое задание с использованием традиционных мотивов русского народного орнамента применяемой в бисерных узорах.

Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства - одежду коренных народов Севера. Высказывать свое мнение о традиционной народной одежде северных народов, любоваться её орнаментальным декором. Называть элементы геометрического орнамента из меха. Создавать эскиз сувенира из бисера с включением в его орнамент знаков-символов русского народного орнамента.





15

4

Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация.

Новогодние праздники: история, традиции. Атрибуты новогоднего праздника. Изображение новогодних праздников в произведениях живописи отечественных художников. Сюжетно-тематическая композиция. Карнавальные костюмы.

Рассказать о праздновании Нового года в своей семье и об участии в праздниках новогодней елки, о персонажах этого праздника, о совместном со взрослыми радостном и творческом труде по подготовке к празднику. Рисовать участников карнавала на школьном новогоднем празднике. Подбирать на палитре яркие, праздничные цвета. Выражать в творческой работе свое отношение к предстоящему празднику, к участию в карнавале.





16

5

Всякая красота фантазии да умения требует. Маски - фантастические и сказочные образы, маски ряженых. Творческое задание: Эскиз карнавальной маски-очков или маски ряженого

Беседа о традициях маскарадных представлений у разных народов и игровых обрядов традиционной культуры на Руси. Создание образа матушки-природы на основе отбора интересных и характерных для зимы признаков и атрибутов и образа маски ряженого. Выполнение детьми эскиза-образа матушки-зимы и маски ряженого.

Рассматривать произведения народного мастера и творческие работы сверстников. Высказывать свое мнение о художественных образах зимних месяцев, созданных народным мастером, соотносить их с поэтическими образами в пословицах. Объяснять смысл понятия ряженье. Сравнивать карнавальные маски. Участвовать в обсуждении особенностей традиционного для праздника встречи Нового года или Рождества. Рисовать эскиз маски. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.





17

6

В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги.

Знакомство с ансамблями северорусского и южнорусского костюма. Названия главных частей костюма (работа со словарём). Значение знаков-символов могущественных сил природы (свет, вода, земля) в орнаментальных мотивах народного костюма.

Рассматривать произведение народного декоративно-прикладного искусства - народные праздничные костюмы разных регионов России (северных и южных). Работать по художественно-ди­дактической таблице. Рисовать силуэт женской фигуры в народном костюме, обозначать на нем места, где размещены узоры-обереги, и украшать их орнаментом.





18

7

Жизнь костюма в театре. Сцени ческий костюм героя: традиции народного костюма.

Знакомство с театральными костюмами. Выявление роли художника в создании сценического образа (декорации и костюм). Разъяснение понятий: костюм сценический, костюмер. Прослушивание суждений учащихся о том, какой эскиз сценического костюма выбран для творческой работы, в какой технике будет выполнен эскиз. Напоминание о том, какое значение имеет прием рисования от общего (целого) к деталям и снова к общему в данной работе. Самостоятельная работа над эскизом сценического костюма. Обсуждение выполненных работ с целью выбора наиболее удачных эскизов костюмов.

Рассматривать произведения известных русских художников, в которых созданы театральные образы героев, исторических персонажей в сценических костюмах, вобравших в себя красоту русского национального костюма. Высказывать свое мнение о них. Создавать свой эскиз сценического костюма для театрального действа. Определять героя для осуществления замысла. Выбирать костюм для героя и соответствующие выразительные средства для его исполнения. Выражать в творческой работе свое отношение к задуманному образу, в соответствующем ему костюме.





19

8

Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры.

Краткий исторический экскурс в прошлое нашей Родины, связанное с героической обороной ее рубежей. Работа с текстом учебника и иллюстрациями исторических памятников архитектуры. Знакомство с основными архитектурными элементами крепостного ансамбля. Проведение изовикторины. Выполнение творческого задания: нарисуй по представлению старинный город-крепость.

Участвовать в обсуждении облика старинных русских городов-крепостей, находить общие черты в характере оборонительных сооружений наиболее выдающихся памятников крепостной архитектуры - кремлей в Москве, Великом Новгороде, Смоленске, родного края. Работать по художественно-ди­дактической таблице. Работать над композицией рисунка старинного города-крепости по представлению. Выражать в творческой работе свое отношение к выдающимся памятникам русской архитектуры.





20

9

«Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация.

Беседа о красоте града Китежа. Работа с произведениями искусства, знакомящими с памятниками архитектуры; подготовка ответов на вопросы и нахождение разнообразных композиционных схем в изображении старинных крепостей. Чтение композиционных схем крепостных построек и определение соответствия между ними и репродукциями в учебнике. Создание творческой композиции «Старинный русский город-крепость».

Рассматривать произведения театрально-декорационного искусства, воссоздавшего образ легендарного города Китежа. Высказывать свое мнение о нем. Завершать работу над композицией рисунка старинного города-крепости. Выражать в творческой работе свое отношение к выдающимся памятникам русской архитектуры. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.





21

10

Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр.

Беседа по тексту и репродукциям с исторических произведений искусства. Работа по вопросам к представленным в учебнике художественным произведениям. Выполнение учащимися в творческой тетради набросков человека в движении по представлению. Выбор сюжета для батальной сцены, обдумывание композиции и выполнение ее в тетради. Обсуждение выполненных рисунков: выявление наиболее удачных, интересных.

Высказывать свое мнение о произведениях, посвященных великим историческим событиям в жизни страны, о чувстве гордости за свой народ, за героев-защитников земли Русской. Рисовать сюжетную композицию на тему (по выбору) «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим». Выражать в творческой работе свое отношение к воинской доблести, героизму русских солдат художественными приемами и средствами выразительности живописи.



Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - 5 ч



22

1

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица.

Беседа о весеннем празднике, о празднике всех женщин. Работа по репродукциям женских портретов, ответы на вопросы. Чтение схем изображения головы человека. Создание портрета любимого человека (мамы, бабушки, сестры). Выслушивание рассказов авторов рисунков о тех, кого они запечатлели в своих работах.

Рассматривать женские портреты в живописи. Высказывать мнение о произведениях портретного жанра, давать эмоциональную оценку женским портретам, представленным в учебнике. Рассказывать, какие героини изображены на портретах, описывать их внешность и костюм, положение фигуры, фон картины. Рисовать женский портрет самого дорогого человека (мамы, бабушки, сестры, подруги и т.д.), передавать его красоту, неповторимость. Выражать в творческой работе свое отношение к портретируемому.





23

2

Широкая масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет. Образ праздника проводов зимы.

Беседа о традиционном народном празднике Масленице как об одном из любимых весенних увеселений народа. Работа по репродукциям картин, представленным в учебнике. Подготовка ответов на вопросы.

Анализ композиции, цветового решения творческой работы учащихся детской художественной школы. Создание собственной композиции масленичного праздника в технике бумажной аппликации. Заслушивание авторов интересных композиций, оценка общего эмоционального состояния работ.

Рассказывать, как отмечается праздник Масленицы в родных местах. Создавать образ Масленицы в технике обрывной мозаики из цветной бумаги или текстильного коллажа. Выражать в творческой работе свое отношение к празднику проводов русской зимы, выделяя композиционный центр цветом, размерами изображения. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.





24

3

Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства.

Знакомство с народной русской деревянной игрушкой из разных центров художественных традиционных промыслов: Сергиев Посад, Богородское, Семенов, Полховский Майдан, Федосеево. Беседа, раскрывающая определение: игрушка - «зеркало жизни», данное известным художником и исследователем игрушки Н. Д. Бартрамом. Участие в изовикторине. Выполнение зарисовок понравившихся народных деревянных игрушек. Выставка «Русская деревянная игрушка».

Рассматривать русские народные игрушки из разных регионов России. Высказывать мнение и отношение к деревянным игрушкам, называть, какие из них нравятся больше всего, и объяснять почему. Работать по художественно-ди­дактической таблице. Выполнять зарисовку понравившейся народной деревянной игрушки, расписывать её росписью. Выражать в творческой работе свое отношение к народной деревянной игрушке. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.





25

4

Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр

и цвет. Иллюстрация к любимой сказке.

Беседа о сказке как об одном из видов народного творчества. Просмотр иллюстраций к известным фольклорным произведениям, беседа о красоте их героев, о композиционных особенностях иллюстраций. Чтение композиционных схем к иллюстрациям, выявление местоположения дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою. Выполнение схематичного построения эскиза иллюстрации к сказке в технике бумажной аппликации. Рисование по представлению иллюстрации к любимой сказке.

Рисовать иллюстрацию к любимой сказке. Определять сюжет, героя сказки для своей иллюстрации. Располагать действующих лиц и окружающие их предметы так, чтобы главная мысль иллюстрации была понятна зрителям. Обозначать силуэты героев контуром, цветом, проявлять основные части, а потом детали. Выражать в творческой работе свое отношение к героям сказочной композиции известными художественными приемами и средствами выразительности.





26

5

Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр

и цвет. Продолжение работы над иллюстрацией к любимой сказке.



Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - 8 ч



27

1

Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.

Беседа об одном из главных признаков весны - таянии снегов, оживлении рек, озер, морей. Рассматривание морских пейзажей, подготовка ответов на вопросы. Чтение композиционных схем и нахождение соответствующих им живописных произведений. Экспериментирование с цветом и выполнение творческого задания в тетради.

Рассматривать произведения художников-маринистов, соотносить их с описанием моря в стихотворении А. Пушкина. Высказывать свое мнение о произведениях мариниста, называть наиболее понравившиеся пейзажи и объяснять почему. Работать по художественно-ди­дактической таблице. Создавать картину весенней навигации по наблюдению или представлению на одну из тем (по выбору). Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.





28

2

Цветы России на павловопосадских платках и шалях. русская набойка: традиции мастерства. Повтор узоров павловских шалей.

Беседа «Цветы России на павловопосадских платках и шалях». Любовь русского человека к родной земле и ее многоцветию. Красота родной природы в росписи жостовских подносов и в декоре павловопосадских платков. Платок узорный в ансамбле русского костюма. Женские образы в живописи. Повторение за мастером элементов растительного узора.

Участвовать в обсуждении разнообразия русских платков и шалей, цветочных узоров на шалях, цветовых приемов и оттенков в передаче объема и формы цветов в их узорах. Рисовать цветок розы по мотивам узора павлово-посадских шалей. Выражать в творческой работе свое отношение к искусству русской набойки, к изображению самого распространенного мотива павловопосадской росписи - розе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.





29

3

Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм. Сочини свой узор для шали.

Из истории возникновения и развития искусства павловопосадских платков. Искусство ручной набойки. Создание композиции цветочного узора. Композиционные схемы узоров для платков и шалей. Значение диагоналей, концентрических окружностей для ритмичного расположения главных мотивов узора. Последовательность работы над рисунком.

Рассматривать произведения художников, рисунки для набойки. Высказывать свои суждения и впечатления от произведений народных мастеров из Павловского Посада. Сравнивать цветочный узор на павловопосадских шалях с росписью на жостовских подносах, находить в них сходство и различия. Работать по художественно-ди­дактической таблице. Сочинять свой узор и выполнять эскиз для росписи шали. Передавать в творческо-художественной деятельности свое эмоционально-ценностное отношение к искусству расписных шалей Павловского Посада. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.





30

4

В весеннем небе - салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет.

Беседа о всенародном празднике Победы с использованием учебника. Рассматривание репродукций и подготовка ответов на вопросы. Экспериментирование с красками, поиск цветовых оттенков для передачи красоты фейерверка. Сочинение собственной композиции «Салют Победы».

Рассматривать произведения художников-живописцев, которые передают настроение тревоги и торжества, связанные с событиями Великой Отечественной войны. Рисовать композицию «Салют Победы». Решать, какой прием использовать для передачи салюта. Подбирать на палитре оттенки так, чтобы гамма салюта создавала ощущения радости и торжества. Выражать в работе свое отношение к всенародному празднику, ощущение радости и торжества. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.





31

5

Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба.

Знакомство с искусством создания герба на примерах гербов городов Золотого кольца России. Рассказы учащихся о значении изображения на гербе родного города. Ответы на вопросы изовикторины. Творческая работа в тетради. Заслушивание сообщений о том, какие законы науки геральдики учащиеся использовали при реализации своего замысла.

Рассматривать гербы старинных русских городов. Рассказывать, что изображено на гербах городов Золотого кольца и гербе своего города. Высказывать свое отношение к ним. Участвовать в обсуждении значения гербов российских городов сохранении связей народа с его историческим прошлым. Составить эскиз герба своего города, герба своей семьи или собственный герб. Защищать проект (эскиз) герба. Выражать в творческой работе свое отношение к родным местам.





32

6

Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет.

Беседа с учащимися по их предварительным наблюдениям цветущей природы. Рассматривание произведений известных художников и ответы на вопросы. Экспериментирование с красками: поиск разнообразных оттенков цвета для теневой

и освещенной поверхности сиреневых соцветий. Выполнение творческого задания: сочинение собственной композиции или рисование натюрморта с сиренью с натуры.

Наблюдать цветы сирени в натуре. Различать оттенки и формы мелких цветов, образующих кисти сирени. Сравнивать живые цветы с их изображениями в живописи, находить сходство и различия. Участвовать в обсуждении красоты цветущей весенней природы. Рисовать сирень с натуры по представлению, по наблюдению. Выражать в творческой работе свое отношение к цветущей весенней природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.





33

7

У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Беседа об образах животных в произведениях народных мастеров России и мира. Прослушивание суждений учащихся, в которых они делятся своими представлениями об образах-символах в народном искусстве. Творческая работа в тетради. Определение «экспертами-искусствоведами» призовых мест на выставке детских работ «У всякого мастера свои затеи».

Воспринимать произведения традиционного искусства народов разных стран. Сравнивать декоративные образы-символы с реальными, называть, в чем их сходство и различия. Рисовать по памяти один из запомнившихся иполюбившихся образов-символов, составить орнамент на основе чередования этого мотива в декоративной технике - вырезная аппликация, вышивка, роспись. Выражать в творческой работе свое отношение к орнаменту народов России и мира. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности.





34

8

Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект.

Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились в течение года: виды искусства (живопись, композиция), жанры (натюрморт), приемы работы (кистевое письмо, раздельный мазок. Творческое задание - проект (знакомство с материалами учебника, постановка цели, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы).

Рассматривать творческие работы одноклассников, созданные в течение завершившегося года, и давать им оценку. Участвовать в коллективной работе над проектом «Счастливы те, кто любит цветы». Выполнять творческое задание по группам: составить панно из творческих работ на темы «Осенние цветы», «Весенние цветы», составить экспозицию из эскизов росписи подносов по мотивам жостовских подносов. Выполнять творческую задачу, стоящую перед группой. Участвовать в подведении итогов работы за год.









8. Учебно-методическое обеспечение курса



п/п

Наименование

Издатель

Автор

Год

Программа

Год

1

Учебник по изобразительному искусству.

Т. Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. 3 класс.

«Просвещение»

г. Москва

Т. Я. Шпикалова,

Л.В. Ершова

2013

Т. Я. Шпикалова, Л.В. Ершова Рабочие программы. Изобразительное искусство. 1-4 классы.

УМК «Перспек­тива»

2011

2

Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы.

«Просвещение»

г. Москва

Т. Я. Шпикалова,

Л.В. Ершова

2013









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал