- Учителю
- Рабочие программы 1-4 классы и тематическое планирование для 4 класса по УМК 'Начальная школа 21 века'
Рабочие программы 1-4 классы и тематическое планирование для 4 класса по УМК 'Начальная школа 21 века'
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Начальная школа XXI века»
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классов разработана на основе:
примерной программы по изобразительному искусству федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования
программы «Изобразительное искусство» (Интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.-3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2011. - 112 с)
Определяющей характеристикой данной программы - интеграция искусства и полихудожественное развития школьника. Цель уроков в начальной школе - разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
-формирование целостного, гармонического восприятия мира;
-активизацию самостоятельной творческой деятельности;
-развития интереса к природе и потребности общения с искусством;
-формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
-воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.
Задачи изучения предмета
-воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.
-развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
-формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
-развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
-
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа характеризуется комплексным подходом к освоению изобразительного искусства; ее цель - художественно-творческое развитие школьника, подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в любой области.
Программа учитывает современные направления, формы и технологии обучения, разрабатываемые в Институте художественного образования Российской академии образования,
передовой опыт педагогов-исследователей, внедряющих в практику инновационные интегрированные направления работы, а также изменение культурного пространства России, появление новых произведений, имен, тенденций в искусстве.
Интегрированный подход предполагает использование на занятиях не только сведений из
области искусства, но также из разных школьных предметов, которые помогут раскрыть явление таким образом, чтобы у ребенка сложилось наиболее полное знание и представление о рассматриваемом (образе, понятии, художнике и т. д.).
Полихудожественное воспитание* опирается на положение о том, что каждый ребенок
изначально предрасположен к восприятию и деятельности в разных видах искусства: он видит, слышит, чувствует, осязает и обоняет одновременно. Задача учителя искусства - по возможности гармонично развивать у детей данные им природой задатки и формировать их способность воспринимать мир в художественных образах. Фактор развития осуществляется в программе в единых для всех лет обучения трёх направлениях работы.
-
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в окружающем мире в художественную форму:
-
освоение детьми выразительных возможностей художественного языка композиции, цвета, формы, пространства и средств художественной выразительности в изобразительном
искусстве: ритма, симметрии, асимметрии, динамики, статики, силуэта, колорита, объема, света, линии, пятна и др.;
-
развитие представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (в общечеловеческих, национальных, региональных, родовых, семейных художественных традициях);
-
знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства;
-
показ роли изобразительного искусства в истории (искусство как выразитель истории человечества в художественных образах);
-
изучение видов и жанров изобразительного искусства, их развития, появления новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека, особенностей профессии художника-творца;
-
отображение окружающего мира (природы, быта человека) в творчестве детей (в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре);
-
развитие у детей желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, организации пространства и композиции.
-
Развитие фантазии и воображения: воспитание творческой инициативы учащихся, потребности выражать себя в каком-либо виде изобразительной деятельности. Это направление работы с детьми рассматривается в программе как одно из самых важных. Оно формирует в ученике способность самостоятельно решать поставленную задачу и развивает художественно- образное мышление учащихся. Одним из важнейших условий развития фантазии и воображения является внедрение в процесс освоения изобразительного искусства разных искусств. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребенок, в силу своих индивидуальных психофизических возможностей, по-разному воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. Д.). Во-вторых, это связано с тем, что все искусства опираются на художественно-выразительные средства, в основе которых лежат общие закономерности. В-третьих, полихудожественный подход позволяет развивать художественное и ассоциативное мышление, формировать способность анализировать и сопоставлять художественные произведения, приобретать опыт обобщения и переноса образов художественной формы с одного искусства на другое, развивает фантазию, художественно-образное мышление, творческие способности и индивидуальность каждого ребенка.
-
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства
(музейная педагогика): систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию, пониманию и оценке эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности; формирование способности воспринимать, понимать, сопереживать, ценить произведения искусства. Школьники получают представление о видах искусства, их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, выразительные особенности языка произведений искусства, накапливают знания и представления об искусстве и его истории.
Специфика этого направления в начальной школе определяется развитием у учеников навыков восприятия искусства. Процесс восприятия необходимо увязывать с изобразительной
деятельностью. Количество рассматриваемых произведений не должно превышать более 5-8 на одном занятии, поэтому желательно планировать различные виды деятельности (работа
карандашом, кистью, красками, тушью и другими материалами), позволяющие фиксировать и закреплять изученный материал. .
Методическая основа преподавания предмета:
-опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
-подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;
-проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
-активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.
Занятия разных направлений чередуются.
Общее содержание работы на каждый учебный год представлено следующим образом.
-
класс. Развитие наблюдательности детей, изучение окружающего предметного мира. Освоение художественных материалов.
-
класс. Формирование представлений о тесной взаимосвязи предметов в окружающем мире.
-
класс. Формирование представлений о художественной среде: каждый человек по-своему осваивает ближайшее окружение (человек - жилище - одежда).
-
класс. Формирование логического мышления: взаимосвязь народного искусства с традициями народа, своеобразием окружающей природы и особенностями освоения им ближайшего природного ландшафта.
-
Место учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. В 1 классе- 33часа, во 2 - 4 классах-34 часа.
-
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства и имеют следующие целевые установки:
-
осознание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, любовь к своему краю и Отечеству;
-
осознание ценности труда, науки и творчества;
-
осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности
-
осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством;
-
осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса:
Личностными результатами обучения являются:
-целостное, гармоничное развитие мира;
-интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
-умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
-способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
-способность различать звуки окружающего мира;
-представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
-умение доводить работу до конца;
-способность предвидеть результат своей деятельности;
-способность работать в коллективе;
-способность работать индивидуально и в малых группах;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
-адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметными результатами обучения являются:
-постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
-принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
-самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
-умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
-умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
-умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
-умение проводить самостоятельные исследования;
-умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
-умение находить нужную информацию в Интернете;
-участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
-умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
-понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
-умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
-умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
-обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые
«живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Предметными результатами обучения являются:
-сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
-умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
-умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
-способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
-умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
-умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
-сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
-активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
-понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
-понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
-умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
-умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
-умение развивать предложенную сюжетную линию;
-сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
-умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
-умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
-умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
-умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
-
Содержание курса
1 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
-
Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).
-
Формирование представлений учащихся о происхождение искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника.
-
Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.
-
Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.
-
Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.
-
Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.
-
Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.
-
Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.
-
Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.
-
Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.
-
Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе- ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.
-
Развитие индивидуального чувства формы.
-
Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.
-
Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики.
-
Изображение по представлению с помощью разнообразных линий. По характеру начертания. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.
-
Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.
-
Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.
-
Развитие фантазии и воображения
Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.
-
Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой,
«кляксографии».
-
Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенные) цветовых отношений. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.
-
Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях.
-
Изображение движения.
-
Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.
-
Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.
-
Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.
-
Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно- пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений.
-
Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).
-
Форма и украшение в народном искусстве.
-
Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.
-
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства - музейная педагогика
-
Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.
-
Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина). Приёмы работы с графическими материалами.
-
Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.
-
Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.
-
Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.
-
Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом. Музеи Вологодской области (р/к)
-
Народные художественные промыслы Вологодской области. (р.к.)
-
2 класс
-
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
-
-
Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.
-
Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, полученных от наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, музыки в ин терьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.
-
Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.
-
Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.
-
Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.
-
Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.
-
Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.
-
Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.
-
Освоение окружающего пространства как среды, в котором все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.
-
Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.
-
Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).
-
Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно- пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.
-
Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.
-
Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве. Театр
-
«Теремок» г. Вологда (р/к)
-
-
Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.
-
Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.
-
Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.
-
1. 18. . Народные художественные промыслы Вологодской области. (р.к.)
-
Развитие фантазии и воображения
Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и различие в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии, линия, пятно ритм в живописи).
-
-
Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение - условие развития фантазии и воображения.
-
Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.
-
Выполнение композиций для передачи настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии.
-
Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.
-
Тематические композиции - передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.
-
Выполнение самостоятельно икебаны с применением природных материалов.
-
Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.
-
Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.
-
Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно- цветовых словесных описаний в зрительные образы.
-
Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.
-
Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусства. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.
-
-
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства
-
-
Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места хранения произведений искусства.
-
Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.
-
Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.
-
Писатель-художник-книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.
-
Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России. 3.6.Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем, фотографией.
-
3.7. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве.
Музеи Вологодской области (р/к)
3 класс
-
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
-
-
Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
-
Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
-
Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок).
-
Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и другие).
-
Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
-
Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
-
Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
-
Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
-
Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению). Мужская и женская красота в произведениях искусства.
-
Передача объема в живописи и графике.
-
Понятие стилизации. Использование приема стилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности, создать летающий объект.
-
Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал).
-
Передача динамики в объемном изображении - лепка по памяти фигуры человека в движении.
-
Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
-
Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм. Техника рельефа.
-
Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве, обобщенность, силуэт.
-
Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зеленые, желтые, малиновые, голубые.
-
Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города» «Лесные феи».
-
1.19.использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.
-
Развитие фантазии и воображения
-
-
Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной. Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.
-
Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.
-
Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
-
Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.
-
Взаимосвязь содержания литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
-
Художник в театре. Художник и зритель. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с необходимыми атрибутами сцены, оформлением костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля.
-
Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза, проекта): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Разнообразие форм в архитектуре. Путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).
-
Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
-
Знакомство с народными художественными промыслами России (в т. ч. Вологодской области - р. к.) в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
-
Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.
-
Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
-
-
Восприятие искусства (музейная педагогика)
-
Выразительные средства изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство): форма, объем, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
-
Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно- эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
-
Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.
-
Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический.
Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург); Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); местный музей. Музеи Вологодской области (р/к)
-
Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
-
Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей. Образ защитника Отечества.
4 класс
-
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму Художник - творец и природа. Искусство в окружающей предметно-пространственной среде. Развитие пространственного ощущения мира (многомерность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, народное искусство, религиозные верования разных народов.
-
-
Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от природы, которая покоряет многообразием состояний, форм, цветов, звуков, ароматов, ритмов, игрой света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира. Природное пространство разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.
-
Развивать представление об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира - мироздании: красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представление о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок песен, танцев с природным окружением.
-
Освоение разными народами природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живет в своем природном пространстве, которые отличаются разнообразием природных ландшафтов (рельеф местности), климатом, флорой и фауной.
-
Организация и проведение работ по памяти или по наблюдению на темы по выбору, развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет.
-
Содержание и художественный образ в произведениях разных художников в разных видах искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и
-
музыка) помогают понять, как каждый народ воспринимают природу и выстраивают с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.
-
-
Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.
-
Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.
-
Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами (наброски, зарисовки, на передачу характерной формы и характера человека) Изображение человека по наблюдению.
-
Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (черно-белое изображение). Передача на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы.
-
Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характеров героев, природного и бытового пространства.
-
Коллективные исследования материалов народной архитектуры, условий жизни, занятий, народного творчества разных народов (казахи, горцы, китайцы, русские, др.). Общие и отличительные черты одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия.
-
Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам.
-
Лепка из глины или пластилина, коллективная многофигурная композиция: «Праздник в деревне, ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, за определенным видом деятельности.
-
-
Пропорции человека. Лепка в глине или пластилине. Связь одежды с регионом и климатическими условиями.
-
Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объемно- пространственной композиции по мотивам народной архитектуры в природной среде по описанию в народной сказке.
-
Декоративное украшение и убранство народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта, и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца и ворот избы. Формирование представлений о том, как по украшению дома можно судить о его хозяине.
-
Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объеме характерных особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа.
-
Изображение замкнутого пространства. Представление о трехмерном пространстве помещения и его изображение на плоскости (три измерения: длина, высота, глубина (ширина). Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и другие) их форма, украшения, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа, об окружающей природе (растительном и животном мире).
-
-
Развитие фантазии и воображения
Введение учащихся в мир фантазии, воображаемое пространство разных народов. Освоение сюжетного разнообразия сказок; отражение в сказке жизни народа, особенностей трудовой деятельности; характера флоры и фауны окружающей природы.
-
-
Самостоятельное вычленение творческой задачи. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятия об устном народном творчестве и литературной сказке. Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.
-
Творческие работы на обозначенные исторические темы, созвучные с предметами истории, литературы, внеклассного чтения.
-
Выражение исторического времени в литературе, поэзии, театре через отражение среды.
-
Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.
-
«Путешествия на машине времени» (перемещение в другие миры, эпохи прошлого и будущего, космические путешествия, в том числе музыкальные).
-
Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска. Развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
-
-
Изучение особенностей формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера, украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.
-
Проведение исследовательских работ по выявлению существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.
-
Символика народного орнамента, узоры народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: как они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались.
-
Форма изделий определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы - часть декоративно-прикладного искусства. Народные промыслы Вологодского края. (р. к.) Художник-прикладник создает вещи для жизни - красивые (декоративные) и удобные (то есть имеющие практическое прикладное значение).
-
Подготовка одного большого художественного события на темы сказок или такие темы, как:
-
«Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка».
-
-
Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.
-
-
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства
-
-
Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
-
Народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, семеновская), росписи (жостово, городец, хохлома).
-
Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследований на темы: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живете. Какие природные материалы мастера использовали в их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?
-
-
Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.
-
Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.
-
3.5.Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений, динамики, смыслового содержания.
-
-
Изображения человека в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве (Фаворский, Кустодиев, Репин, Коненков, Суриков, Васнецов, Нестеров и др.). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения каждого художника.
-
8.Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
-
-
-
Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2011.
-
Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 1 (2, 3, 4) класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2011.
-
Л. Г. Савенкова, Н.В. Богданова. Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф, 2010.
-
Рабочая тетрадь Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 1 (2, 3, 4) класс:
-
-
- М.:Вентана-Граф, 2011, 2012,2013г.г
Материально-техническое обеспечение кабинета:
комплекты мебели для обучающихся (стол, 2 стула) - 15 компл.;
комплект мебели для учителя (стол, стул) - 1 компл.;
- Доска аудиторная 3-х элементная - 1;
- Измерительные инструменты;
-Доски магнитные - 4 шт.
-Шторы - 6 шт.
- Карта - 1 шт;
- Таблицы.;
- Скамейка- 1 шт.
- Вешалка - 3 шт;
- Часы;
- Шкафы - 3 шт.;
- Стол с трибуной - 1 шт.