- Учителю
- Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики 4 класс
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики 4 класс
Пояснительная записка
Класс 4 «Б», 4 А»
УМК
Программа (Перспектива, А. Л. Беглов, Е. В. Саплина , Е. С. Токарева, А.А. Ярлыкапов, Просвещение, 2010 год)
Учебник (Перспектива, А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Просвещение, 2012)
Количество часов в неделю 1
Количество часов в год 34
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.
Используется учебник: «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. - 2-е изд. - Просвещение, 2012.
Цель: - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи :
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Основы мировых религиозных культур и светской этики» входит в предметную область «Основы мировых религиозных культур и светской этики». В соответствии с учебным планом на изучение курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы жизни человека и общества.
Россия - наша Родина.
Основы мировых религиозных культур.
Культура в религиях мира. Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Хранители придания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Творческие работы учащихся. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы, обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья. Семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религиях. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к личностным результатам:
-
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-
Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
-
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
-
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
-
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
-
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
-
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
-
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
для учащихся:
-
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
-
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
-
Министерство образования и науки РФ «Письмо от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»
для учителя:
-
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
-
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. - Чебоксары, 2010.
для родителей:
-
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.
Тематический план
№
урока
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
план
факт
4 «А»
4 «Б»
1.
1 четверть (9 часов)
1
Россия - наша Родина
2.
Культура и
религия.
1
3.
Культура и
религия.
1
4.
Возникновение религий.
Древнейшие
верования
1
5.
Возникновение религий.
Религии
мира и их
основатели.
1
6.
Священные
Книги религий мира: Веды, Авеста,
Трипитака
1
7.
Священные
книга мира:
Тора, Библия,
Коран, Типитака
1
8.
Хранители
предания в религиях
мира
1
9.
Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния
1
10.
2 четверть (7 часов)
1
Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад
11
Человек в
религиозных традициях
мира
1
12.
Священные
сооружения.
1
13.
Священные
сооружения
1
14.
Искусство в
религиозной
культуре
1
15.
Искусство в
религиозной
культуре
1
16.
Творческие
работы
учащихся
1
17.
3 четверть (10 часов)
1
Презентация
творческих
работ
18-19.
История религии в
России
2
20.
Религиозные
ритуалы.
1
21.
Обычаи и обряды.
1
22.
Паломничества и святыни
1
23.
Праздники и календари
1
24.
Праздники и календари
1
25-26
Религия и
мораль.
Нравственные заповеди в религиях
мира
2
27.
4 четверть (9 часов)
1
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
28.
Семья
1
29.
Долг, свобода, ответственность, труд
1
30.
Любовь и
уважение к
Отечеству.
1
31-32
Подготовка
творческих
проектов.
2
33-34
Презентации
творческих
проектов
2
Итого за год: 34 часа
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
Самостоятельные творческие работы:
-
По теме «Россия - наша Родина».
-
По теме «Культура и религии»
-
По теме «Человек в религиозных традициях мира»
-
По теме «Искусство в религиозной культуре»
Самостоятельные работы:
-
По теме «добро и зло»
-
По теме «Понятие греха, раскаяния и воздания»
Групповая работа:
-
По теме «Священные сооружения»
Работа в парах:
-
По теме «Священные сооружения»
Творческие работы учащихся:
-
По теме «Как я понимаю православие»
-
По теме «Как я понимаю ислам»
-
По теме «Памятники религиозной культуры в г.Чебоксары»
-
По теме «Мое отношение к миру»
-
По теме «Мое отношение к людям»
-
По теме «Мое отношение к России»
-
По теме «Моя малая Родина»
-
По теме «Герои России»
-
По теме «Мой друг»
-
По теме «Подари людям счастье»
-
По теме «Как я понимаю счастье»
-
По теме «Наши семейные праздники»
Театрализация:
-
По теме «Притча о блудном сыне»
-
По теме «Притча о милосердном самарянине»
-
По теме «Притча о талантах»
-
По теме «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце»
-
По теме «Мудрость царя Соломона»
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Притча о талантах
Мудрец 1 - В давние времена, когда Иисус Христос ходил по земле, он рассказал своим ученикам притчу против лени нашей и небрежности. Хотите ее услышать?...Один богатый человек перед отъездом в другую страну на долгое время призвал к себе своих слуг и поручил им управлять имением.
Мудрец 2 - Одному слуге хозяин дал пять талантов (талант - крупная денежная единица), другому - два таланта, третьему - один талант. И тотчас отправился в путь.
Мудрец 3 - Получивший 5 талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел и закопал его в землю.
Мудрец 4 - Прошло много времени. Возвратился господин и потребовал у своих слуг отчета о их работе. Первый слуга, получивший пять талантов принес еще пять талантов, и подойдя к господину, говорит:
1 слуга - Господин! Пять талантов ты мне дал. Я на них приобрел для тебя землю, на которой пахал и сеял, собирал урожаи, продавал людям и получил другие пять талантов, вот они.
Господин - Очень хорошо! Ты трудолюбивый, добрый и хороший человек! Ты верен мне. Я многое тебе дам. Ты будешь жить в моем царстве, и не будет у тебя ни горестей, ни нужды.
Мудрец 5 - Подошел к Господину и второй слуга, получивший два таланта, и сказал:
2 слуга - Господин! Два таланта ты дал мне. На них я приобрел домашний скот, я ухаживал за ним, молоко, сыр продавал людям и приобрел еще два таланта. Вот они.
Мудрец 5 - Господин слушал второго слугу с улыбкой на устах. И сказал:
Господин - Молодец. Ты хорошо поработал. Ты добрый и верный слуга. Ты тоже будешь жить в моем царстве, и не будет у тебя никаких горестей.
Мудрец 6 - Подошел к Господину и третий слуга, который получил один талант и сказал:
3 слуга - Господин! Я знаю, что ты жестокий и несправедливый. Ты собираешь урожаи там, где не сеял. И чего я буду стараться увеличивать таланты? Я отдыхал. Я тебе ничего не должен, вот твой один талант, забери его, мне он не нужен.
Мудрец 6 - Господин с опечаленным лицом сказал в ответ:
Господин - Лукавый и ленивый раб! Твоими устами буду судить тебя. Ты должен был не лениться, а работать и увеличивать талант. И я наградил бы тебя. Но ты сам отказываешься от награды. Имеющий 10 талантов! Подойди ко мне и возьми еще один талант. Слуги! Возьмите этого ленивого раба и отведите в темницу!
Мудрец7 - Эта притча означает: все люди получают от Бога различные дары: жизнь, здоровье, способности, ученье, житейские блага и многое другое. Чтобы этими дарованиями приносить пользу себе и людям.
Мудрец 8 - Все эти дары Божьи и разумеются в притче под именем талантов. Господь знает, сколько нужно дать каждому, по его трудолюбию и старанию. Поэтому люди получают, кто-то больше, а кто-то и меньше.
Мудрец 9 - Кто употребил дары Божьи на пользу себе и другим людям, тот получит похвалу от Господа и вечные небесные радости, а ленивые люди будут страдать.
Притча о мытаре и фарисее
Мудрец 1 - 2000 лет назад Иисус Христос рассказал ученикам эту притчу о мытаре и фарисее. Для чего? Чтобы мы не были хвастливыми, горделивыми. Не унижали других людей. Чтобы уважали своих родителей, учителей, всех ближних.
Мудрец 2 - Эта притча о том, что мы должны учиться видеть свои ошибки и стараться исправлять их.
Мудрец 3 - Смысл этой притчи также и в том, чтобы мы не осуждали других людей, а искали недостатки в себе и исправляли их.
Мудрец 4 - Только добрый, смиренный человек возвышается душой к Богу. Итак, послушайте притчу. Два человека вошли в храм помолиться. Один был фарисей (начальник), а другой - мытарь (слуга, сборщик налогов).
Мудрец 5 - Фарисей встал впереди с гордо поднятой головой и молился так:
Фарисей: - Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как другие! Ведь вокруг меня грабители, тупицы, беспутные, коварные, злодеи, как позади меня мытарь. Я такой положительный! Работаю лучше всех. Даже пост соблюдаю, не то, что другие. В храм деньги даю. Я очень собою доволен.
Мудрец 6 - Мытарь же стоял в конце храма. Он не смел поднять глаз своих к небу. Он молился так:
Мытарь - Боже! Я так виноват. Я обижал людей. Я грешник! Прости меня. Будь милостив ко мне.
Мудрец 7 - Мытарь вышел из храма домой более оправданным, нежели фарисей. Иису Христос сказал, что возвышающий сам себя, унижен будет. А унижающий себя - возвысится.
Соломоново решение
Ведущий 1 - Царь Соломон при вступлении на царский престол так молился Богу: Господи! Ты поставил меня царем. Даруй же мне разум, чтобы управлять народом Твоим. И Бог дал Соломону великую мудрость.
Ведущий 2 - Мудрость свою Соломон показал на суде. Пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой родился младенец. Ночью одна из женщин во сне придавила младенца. Когда она увидела ребенка мертвым, то от горя обезумела.
Ведущий 3 - Она пошла к другой женщине, подложила ей своего мертвого младенца, а живого унесла. Утром женщины стали спорить.
1 Женщина - Этот мертвый ребенок не мой. Мой ребенок живой, это ты украла моего ребенка. Отдай мне моего малыша.
2 Женщина - Этот живой младенец мой! Никому его не отдам.
1 Женщина - Побойся Бога. Отдай моего ребенка.
2 Женщина - Не отдам. Этот ребенок мой.
Ведущий 3- Так спорили он пред царем. Выслушав их, Соломон сказал:
Соломон - «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой»
Ведущий 4 - Женщины при этих словах сказали:
2 Женщина - Ну, и пусть не достанется никому.
1 Женщина - Нет! Не убивайте ребенка. Отдайте лучше ей. Пускай мне будет плохо, лишь бы ребенку было хорошо.
Соломон - Отдайте ребенка вот этой женщине, она его настоящая мать.
Ведущий 4 - Мудрость свою царь Соломон выражал и в управлении народом и во всех царских делах. И разнеслась о нам слава за пределы еврейской страны, в другие соседние народы.
Ведущий 5 - Царствование Соломона было мирным и счастливым. Но под конец своей жизни Соломон стал грешить пред Богом. У него было много жен, среди них были язычницы, для которых он построил языческие капища. Тогда Господь отнял свое благословение от Соломона, и против него начались бунты и возмущения в народе. А после смерти Соломона царство его ослабело разделилось на два: иудейское и израильское.
Иудаистская притча «По-человечески»
Мудрец 1 - В очень давние времена у одного уважаемого человека по имени Иоханана Заккая умер сын. Пришли к нему его ученики, чтобы утешить его. Первым вошел Элиэзер. Сел перед учителем и сказал:
Элиэзер - Разреши мне, учитель, сказать тебе слово утешения.
Учитель - Говори.
Элиэзер - Прародитель Адам имел сына, и когда сын его пал мертвым, Ада так, сказав: «Бог даровал мне другое дитя вместо Авеля».Утешься и ты, учитель.
Учитель - Разве мало для меня моей собственной скорби, что ты еще про скорбь Адама напоминаешь мне?
Мудрец 2 - Вошел другой ученик по имени Иошуа и сказал:
Иошуа - Разреши мне, учитель, сказать тебе слово утешения.
Учитель - Говори.
Иошуа - Иов имел сыновей и дочерей, и все погибли в один день. Но Иов сказал: «Бог дал и Бог взял». Утешься и ты, учитель.
Учитель - Разве мало для меня моей собственной скорби, что ты еще про скорбь Иова напоминаешь мне?
Мудрец 2 - От слов учеников учитель еще больше помрачнел и опечалился. Подошел третий ученик по имени Симеон и сказал:
Симеон - Учитель, позволь мне утешить тебя….
Учитель - (кивает головой)
Симеон - Царь Давид имел сына, сын умер. Но Давид утешился другим младенцем, которого назвал Соломон. Утешься и ты, учитель.
Учитель - У меня такое горе, умер мой любимый сын, а ты мне напоминаешь о горе царя Давида? Никто не может утешить меня.
Мудрец 3 - В этот момент вошел мудрый человек по имени Элазар Азария и обратился к учителю с такими словами:
Элазар - Ты подобен человеку, которому царь отдал сокровище на хранение. Бог дал тебе сына, который изучал Священное Писание, поучения мудрецов и чистым ушел он из этого мира. Не должен ли ты утешиться тем, что безупречно возвратил сокровище, отданное тебе на хранение?
Учитель - Элазар! Благодарю тебя. По-человечески утешил ты меня.
Мудрец 3 - Очень поучительная история, не правда ли?
Исламская притча «»
1)-Много лет назад, во времена Табиинов (следующее после сподвижников Пророка Мухаммеда поколение мусульман), Багдад являлся центром исламского знания. Однажды в Багдад приехал язычник и сообщил, что у него есть к мусульманам три сложных вопроса, и он бросает им вызов: смогут ли они на них ответить?
2)-Тогда халиф приказал созвать к себе во дворец всех ученых города. Вестник взобрался на высокую трибуну, и изрек:
Язычник-- "Я пришел к вам с тремя вопросами. Если вы сумеете на них ответить, то мой владыка осыплет вас несметным количеством богатства. Вот мои вопросы: что было до Аллаха? Куда смотрит Аллах? Чем занят Аллах в настоящий момент?"
2)-Толпа мудрецов оставалась безмолвной... И вдруг среди толпы послышался тонкий голосок:
Мальчик - "О дорогой папа, можно я отвечу на них ?"
3)-Это был голос мальчика, который пришел на собрание со своим отцом - халифом , и правитель дозволил ему говорить.
3)-Язычник обратился к молодому мусульманину и повторил свой первый вопрос:
Язычник --"Что было до Аллаха?"
Мальчик: "Умеешь ли ты считать?"
Язычник -- "Да",
Мальчик -- "Тогда посчитай обратно с десяти!"
4) - Язычник начал считать: "десять, девять восемь,7,6,5,4,3,2, "один"………
Мальчик - - "Ну, а что дальше после единицы?"
Язычник - "После единицы нет ничего, она самая последняя"
Мальчик - "Если нет ничего после арифметической единицы, то как ты мог подумать, что что-то могло быть перед Единым, который является Абсолютной Истиной, Вездесущим, Бесконечным - Первым, Последним, Скрытым?"
4) - -Язычник не ожидал получить такой прямой ответ, который он не в силах был опровергнуть. Он задал свой второй вопрос:
Язычник - "Тогда скажи мне, в каком направлении смотрит Аллах?"
Мальчик - "Принеси свечу, зажги ее и скажи, в каком направлении смотрит ее свет".
Язычник - "Но свет пламени свечи смотрит во все стороны: на север, юг, запад, восток... Он не смотрит в каком-либо одном из них"
-Мальчик: "Если физический свет распространяется во все четыре стороны, и ты не можешь ответить, в каком конкретно направлении он смотрит, чего же ты ожидаешь от Аллаха - Света Небес и Земли? Свет над Светом, Аллах смотрит во всех направлениях во все времена".
5) - Язычник не мог поверить своим глазам: перед ним мальчик, отвечающий на его вопросы так, что ему нечего сказать в его опровержение... Тогда мужчина повторил свой последний вопрос:
Язычник - "Скажи мне, что Аллах делает сейчас?
Мальчик:- " Всемогущий Аллах каждый день занят делом, и он все видит, и все слышит". 5) -И язычнику ничего не оставалось делать, как поверженному возвратиться в родной город.
6) - Мальчик вырос и стал одним из самых выдающихся ученых Ислама. Всемогущий Аллах благословил его особой мудростью и глубоким пониманием религии. Ребенка звали Абу Ханифа, и он известен, как Аль-Имам Аль-Азам, великий имам и исламский ученый. Пусть Аллах ниспошлет хоть частицу такой мудрости на детей-мусульман, подрастающих сегодня.
15