- Учителю
- Классный час Казахский костюм
Классный час Казахский костюм
Автор разработки:
учитель казахского языка
МОУ «Грушевская основная
общеобразовательная школа»
НСАНОВА Гульвира Махашевна
Цели мероприятия:
-
Популяризация знаний о традиционном казахском костюме, как элементе национальной культуры, в котором отражены родоплеменные и возрастные различия казахского народа.
-
Развитие языковых умений и навыков, представлений об обычаях и традициях казахского народа, основанных на многовековой культуре казахского народа.
-
Воспитание этнокультурной толерантности, уважения к обычаям и традициям казахского народа.
Участники мероприятия:
Ведущие, ученики и родители, одетые в соответствующие их возрасту национальные костюмы.
Оформление мероприятия:
Участники в национальных костюмах, соответствующие их возрасту и социальному положению. Элементы национальных костюмов, изготовлен- ные на кружке «Весёлая юрта». На сцене - имитация убранства казахской юрты, плакат:
В своеобразии казахского национального костюма отразились
образ жизни казахского народа, характер традиционного быта,
сложившиеся представления о красоте и удобстве.
Общей чертой казахского костюма являются конструкционная чёткость
и простота кроя. В качестве декоративных элементов одежды использовались вышивка, аппликация, отделка мехом. Ансамбль костюма завершали ювелирные изделия, различные обереги.
В одежде казахов отчётливо проявлялись полововозрастное, социальное
и родоплеменное различия.
1 ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодняшний классный час мы посвящаем традиционной казахской одежде.
Степь казаха родила,
И его одеть смогла.
Степь кормила и лелеяла,
Степняком казаха сделала.
Что казаха окружало,
То ему и помогало:
Степь дала одежду, дом.
Мы поговорим о том,
Почему одеты так
И казашка, и казах.
Материалы традиционного национального костюма тесно связаны с особенностями и продукцией кочевого хозяйственного уклада скотовода-кочевника.
Ученики в национальных костюмах задают вопросы. За каждый правильный ответ семья получает подарок - «тамға»:
-
Какие материалы использовались для изготовления традиционной казахской одежды?
-
Откуда поставлялись шёлк, парча и хлопчатобумажные ткани, из которых изготавливалась одежда преимущественно богатых казахов?
-
Шкуры каких животных использовались для изготовления зимней и украшения летней одежды казахов?
Это в первую очередь, кожа, мех, домотканое сукно из верблюжьей шерсти. Тонкий войлок - также один из древнейших материалов для изготовления одежды у казахов. Шили одежду и из шёлка, парчи, бархата, хлопчатобумажных тканей, привозимых из Средней Азии, Восточного Туркестана, Ирана, России.
Из меха соболя, лисицы, куницы, горностая и других видов меха шили разнообразные шубы. Среди них: тон - овчинный тулуп, жаргак - шуба из шкур молоденьких жеребят, тайжан или тайтері - большая доха из шкур годовалого жеребёнка, купі - стёганая на меховой подкладке, отороченная мехом шуба, бота тон - шуба из шкуры верблюжонка и др. Тёплыми и лёгкими были шубы на лебяжьем пуху, пуху гагар и цапель. Уникален способ изготовления из шкурок птиц - куропаток, фазанов, лебедей. Последние изготавливались для баксы - казахских шаманов - и имели ритуальное значение.
Ученики в национальной одежде задают вопросы. За каждый правильный ответ семья получает подарок - «тамға»:
1. Сколько рубашек и сколько штанов носил казахский мужчина?
2. Что такое «шалбар»?
3. Чем отличался «бешпет» женатого мужчины от «бешпета» юноши?
4. О чём говорила встреча с казахским мужчиной, одетым, даже в летнее время, в несколько халатов?
5. Чем «кебенек» отличается от «шекпена»?
2 ведущий: Комплект мужской одежды казахов конца XIX - начала XX века состоял из нательной рубашки, широких штанов, бешпета, шапана, тюбетейки, одеваемой под войлочную или меховую шапку, кожаных сапог. Нательные рубашки встречаются двух типов: распашные (жейде, жегде) и не распашные с прямым разрезом на груди - койлек. Рубахи туникообразного кроя с широкими удобными рукавами шили из лёгкой, светлой ткани. Мужские штаны делились на нижние и верхние, которые отличались материалами и размером. Особенностью казахской мужской одежды являются зимние меховые или ватные стёганые штаны, искусно вышитые кожаные и замшевые штаны - шалбар.
Поверх рубахи мужчины надевали лёгкую распашную одежду средней длины - бешпет или камзол. Они шились преимущественно из одноцветных тканей, для молодых - более ярких тонов.
1 ведущий: Обязательным элементом мужского костюма был шапан - просторный, длинный халат - классический образец старинной верхней одежды казахов. Ношение нескольких халатов даже в тёплую погоду подчёркивало богатство хозяина. По характеру декора шапаны можно подразделить на два вида: шитьё из дорогих одноцветных тканей, украшенные тамбурной вышивкой, и шитые из пёстрых тканей, без вышивки.
Органичной, уходящей корнями в глубокую древность частью зимней одежды казаха-скотовода были войлочные плащи - кебенек. Шитый из специально приготовленного белого войлока, «кебенек» был прекрасной защитой в зимнюю стужу и проливной дождь. Из домотканой верблюжьей шерсти изготавливались широкие и длинные халаты - шекпен.
Ученики в национальной одежде задают вопросы. За каждый правильный ответ семья получает подарок - «тамға»:
1. Какая часть мужской одежды подчёркивала принадлежность мужчины к роду, олицетворяла его с воином и охотником?
2. Какое практическое значение имел «кісе»?
2 ведущий: Непременной принадлежностью мужской одежды казахов был украшенный серебряными или посеребрёнными бляхами кожаный пояс - кісе, который иногда не имел застёжек, но запоясывался. К нему подвеши- вались специальные мешочки для запаса пороха, пуль, а так же ножны и табакерка. До XVIII-начала XIX века «кісе» был обязательным атрибутом костюма скотовода - воина и охотника в одном лице.
Ученики в национальной одежде задают вопросы. За каждый правильный ответ семья получает подарок - «тамға»:
1. Назовите летние и зимние мужские головные уборы.
2. Как называется казахский головной убор с меховой оторочкой, который носили мужчины и молодые девушки?
3. Чем мужской «бөрік» отличался от девичьего?
4. Какой зимний головной убор казахских мужчин можно считать «изобретением степи и степняков»
2 ведущий: Головные уборы также отличались разнообразием. Постоянно, даже дома, мужчины носили головной убор, чаще небольшую, круглую матерчатую шапочку-тюбетейку - тақия. Тюбетейки сшивались из двух частей - невысокого цилиндрического околыша и скуфьи.
Повседневные уборы были одноцветными и однотонными, праздничные украшались цветной строчкой, вышивкой, золотой и серебряной канителью. Головные уборы, надеваемые вне дома, изготавливались из войлока и меха. Шляпа из тонкого белого войлока - қалпақ - предназначалась для тёплого сезона. Она сшивалась из двух половин, обшивалась по краю чёрной или красной тканью, отогнутые нижние края образовывали широкие поля с разрезами. Нарядные «калпаки» для состоятельного сословия шили из бархата, расшивали шёлком, канителью. Шапка с меховой оторочкой на войлочной основе, снаружи покрытая тканью - бөрік - носилась как мужчинами, так и девушками. Девичьи шапки были украшены подвесками, пучками перьев филина, цапли или павлина. Название шапки связано со словом «борі»- волк, которого считали древнейшим тотемом тюркских племён.
1 ведущий: Большой популярностью в зимний период пользовалась меховая шапка - тымақ - оригинальная форма, и крой которой характерен именно для казахского традиционного гардероба. «Тымак» можно считать совершенным образцом зимнего головного убора степняка-скотовода, большую часть времени проводящего на открытой местности с ветрами и буранами. Состоящий из тульи и четырёх больших лопастей, из войлока, покрытого тканью, «тымак» обшивался широким пушистым мехом, чаще лисьим. Две боковые лопасти закрывали уши, нижнюю часть лица и шею спереди; передняя опускалась на лоб; задняя, наиболее широкая и длинная, защищала от холода шею и верхнюю часть спины.
Одним из старинных мужских головных уборов является - далбай - башлык, изготовляемый из более плотного верблюжьего сукна.
2 ведущий:
О, женщина, тебя хвалю,
За сыновей благодарю,
Желаю здравствовать вовеки,
Ведь ты рождаешь человека.
Девчонка, девушка, жена -
Как ты важна для нас одна.
Тебя я за версту узнаю.
Тебя люблю и почитаю.
Ты дочь, сестра, мать и жена -
Ты самим богом рождена!
Комплект женской одежды всегда соответствовал возрасту и семейному положению женщины.
Ученики в национальной одежде задают вопросы. За каждый правильный ответ семья получает подарок - «тамға»:
-
Назовите основные элементы казахского комплекта женской одежды.
-
Чем девичья «такия» отличалась от мужской?
-
Перьями какой птицы украшался головной убор девушки?
-
Во что была обута казахская девушка в сухую и ненастную погоду?
-
Мужчина носил «кісе». А девушка?
Девичий комплект состоял из лёгкого, приталенного отрезного платья - косетек, украшенного двумя-тремя оборками -желбезек; нижней рубахи из белой ткани - іш көйлек; нижних штанов - дамбал, шитых из той же ткани или из разноцветного материала; приталенной бархатной безрукавки - камзол - на подкладке яркой расцветки, богато отделанной разнообразной вышивкой гладью, тамбуром и бисером, с нашивкой золотой или серебряной канителью, парчовой или набивной каймой. Столь популярное ныне платье с оборками впервые появилось в северных областях Казахстана в самом начале ХХ века.
Завершали девичий костюм тақия - маленькая шапочка, расшитая жемчугом, золотистыми нитями, бусинками кораллов и перьями филина; белбеу - кожаный или бархатный пояс; етік - лёгкие сапожки на высоком каблуке из крашеной кожи; кебіс - калоши. Шапочка и пояс подчёркнуто украшались и являлись по традиционным понятиям признаками девичества.
К числу старинных головных уборов относится қасаба. Она изготав- ливалась из того же материала, что и камзол (в комплекте), обшивалась галунами с серебряным люрексом, вышивалась золотом. Любную часть убора украшали подвески из чеканных металлических пластинок, коралловые, бирюзовые, полудрагоценные бусины и монеты.
Ученики в национальной одежде задают вопросы. За каждый правильный ответ семья получает подарок - «тамға»:
-
Какую часть традиционного костюма переставала носить молодая казашка после того, как она выходила замуж?
-
Как называется свадебный женский головной убор конической формы?
-
Можно ли было определить семейное положение женщины по «желек» и «бөлдемше»?
-
Какой головной убор надевала женщина после рождения ребёнка?
-
Женщины какого возраста носят «кундік»?
Костюм молодой женщины состоял из схожего комплекта за исключе- нием белбеу. Такия во время свадебных торжеств и на первое время замужества сменяласы высоким свадебным головным убором конической формы - сәукеле. Этот убор украшался серебряными, иногда позолочен-
ными рельефными пластинками, длинными подвесками из бусин, драгоценных камней, кораллов, жемчуга - жақтама. Через некоторое время после свадьбы сәукеле сменялся более простыми уборами - желек,
кимешек с вырезом для лица (после рождения ребёнка), или жаулық (разновидность платка), а так же сулама (покрывавшая спину и плечи), кундік (род тюрбана).
Замужние женщины так же носили камзол, застёгивая его на талии большой застёжкой - қапсырма. Длинный камзол свободного кроя, чаще с рукавами, составляет часть костюма и пожилой казашки. Бархатный тёплый халат на подкладке, шуба из шкурок зверьков носилась в холодный период. Эффектным элементом казахского женского костюма являлась распашная юбка - бөлдемше - с широким поясом; она шилась в сборку и застёгивалась на пуговицу или пряжку.
В одежде казахской девушки и женщины особую роль играли украшения, дополняющие красоту тканей, и вышивки, органично входящие в общий строгий, и в то же время женственный строй национальной одежды.
Ученики в национальных костюмах исполняют казахские песни и танцы, рассказывают стихи.