7


  • Учителю
  • Доклад «Изобразительное искусство» в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан

Доклад «Изобразительное искусство» в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Изобразительное искусство» в рамках обновления

содержания среднего образования Республики Казахстан

Системы среднего образования стран по всему миру задаются такими вопросами, как «что необходимо изучать детям, чтобы быть успешными в ХХІ веке?» и «каков наиболее эффективный способ обучения их этому?». Эти вопросы тесно связаны с образовательной программой и с соответствующей методикой обучения в процессе ее реализации.

В Казахстане уже ведется работа по развитию системы среднего образования в соответствии с глобальными вызовами. Ключевые ценности и цели образования, сформулированные в государственном стандарте общего среднего образования Республики Казахстан, нацелены на повышение общего уровня образованности выпускников школ, формирование навыков необходимых для реализации инноваций и лидерства, развитие национальной идентичности сквозь призму содержания школьного образования с учётом международного опыта. Реализация обновленной образовательной программы и системы критериального оценивания является одним из заданий по достижению поставленных целей.

Особенностью обновленной учебной программы начальных классов

является введение интегрированного предмета «Художественный труд»,

объединяющего такие учебные предметы, как «Изобразительное искусство» и

«Трудовое обучение». Он направлен на формирование художественнотехнологических знаний, умений и навыков в различных видах творческой деятельности, обеспечивающих пространственные и зрительные представления, воображение и наблюдательность.

Обучение художественному труду способствует развитию уникального первичного визуального языка передающего идеи, мысли и чувства. Чрезвычайно важно, чтобы учитель изобразительного искусства разделял и реализовал эту философию на протяжении всего процесса обучения изобразительному искусству. Кроме того, обучение изобразительному искусству - это баланс между развитием навыков, знаний и понимания учащихся и мотивацией собственной личной креативности учащихся в процессе обучения. Решающим фактором является то, что данный предмет и преподается, и оценивается визуальными средствами оценивания.

Согласно Эйснеру (1972) (слайд 2): «Главная ценность искусства в образовании заключается в уникальном вкладе в опыт индивида и его понимание мира. Изобразительное искусство имеет дело с аспектом человеческого сознания, которое не затрагивает никакая другая форма: эстетическое рассмотрение визуальной формы» (с. 9). Изобразительное искусство - прежде всего, визуальный способ, имеющий дело с визуальной формой и, будучи таковым, развивающий понимание «художественного языка». Ученики должны знать, что это и как использовать его, развивая знание различных визуальных элементов посредством различных художественных процессов и ответов.

Лучшая практика в обучении изобразительному искусству признает, что художественное обучение идет изнутри, так как ученики думают и действуют, как художники. Моделирование и демонстрация важны, но учитель должен достигнуть баланса между предложением творческих решений и учениками, понимающими, что они не ищут только один правильный ответ.

Для учителей крайне важно оценить и привнести интересы учеников, идеи и события извне класса на урок. Это не значит, что данный предмет в школе должен отражать только то, что уже известно ученикам. Наилучшим обучением будет считаться то, которое помогает ученикам расширить их понимание изобразительного искусства и помогает им увидеть отношения между различными видами искусства, ремесла и дизайна. Эффективная дифференциация в обучении по предмету «Художественный труд», означает учет интересов каждого и реализации соответствующих.

Быть действенным и вдохновляющим учителем изобразительного искусства нелегко. Эффективная дифференциация и предоставление ученикам стратегий, которые смогут помочь им разработать различные уровни выполнения работы - все это являются самой высокой степенью мастерства в преподавании, которое должно моделироваться и развиваться.

Учителя создадут обучающую среду, исследуя работы художников, мастеров и дизайнеров, которые повлияют на работы учеников с точки зрения техники и идей и расширят их знание и понимание различных культур, мест и периодов времени. Это поможет им осознать, что субъективное мнение

ценно так же, как и художественная интерпретация.

В классе должна быть визуально богатая и мотивирующая обучающая среда, с различными художественными проявлениями деятельности учащихся в ответ на различные стимулы. Это будет включать разговор об искусстве, постановку вопросов и выслушивание других мнений; критически увлекаясь своими собственными художественными работами и художественными работами других. Все эти идеи об изобразительном искусстве должны быть сформулированы и обсуждены в пределах обучения так, чтобы учителя имели уверенность в том, что у них есть эффективные навыки и практические стратегии повышения успеваемости обучения на уроке изобразительного искусства.

Прентис (2003) предполагает (слайд 3), что «главным в обучении искусству является живой опыт. Понимание создается и воссоздается посредством процесса построения и реконструкции событий» (с. 37). Основанная на опыте активная среда обучения поощряет учеников к использованию их воображения с тем, чтобы преобразовать знание и понимание и развить познание и концептуальную осведомленность. Кей и Стилман (2009) объясняют, что ученики «хотят изучить, узнать вещи, которые они хотят обнаружить, возразить, мотивировать и улучшить, они хотят видеть то, что случается когда, как и почему» (с.32).

В течение обучения в начальной школе, спиральная учебная программа помогает ученикам развивать широкий диапазон навыков и получить большую уверенность, контроль и знания о том, как достигнуть ожидаемых результатов образовательной программы начальной школы. Действительно, развитие навыков, таких как рисование и штриховка, является решающим, и должно формировать центральную часть обучения с самого начала. Секрет успеха состоит в том, чтобы побудить учеников экспериментировать и улучшать навыки путем проб и ошибок, предлагая ряд опытов для того, чтобы получить результаты, включая графику, живопись, коллаж и моделирование. Также очень важно, чтобы ученики определили свои интересы и навыки.

Во всех возрастах, ученики должны быть мотивированы, и в этом аспекте энтузиазм учителя является решающим. Они будут экспериментировать свободно со своими собственными профессиональными идеями, постепенно освежая и развивая свои идеи с большей ясностью и структурой, обосновывая, что они сделали и почему.

Изобразительное искусство может содействовать развитию художественного языка посредством обучающих подходов, на основе личного опыта учащихся. Это поможет учащимся в развитии знаний и понимании художественного языка изобразительного искусства.

Художественный язык (слайд4) - это ключевой инструмент, используемый для изучения содержания изобразительного искусства и для улучшения способности размышлять и работать с понятиями содержания предмета «Художественный труд».

Учебный процесс в рамках обновлённой Программы реализуется на основе использования цикла обучения Колба, предложенного в эмпирической теории обучения, разработанной Дэвидом Колбом в 1984 году.

В обновленной образовательной программе среднего образования определены следующие ценности и навыки, которые необходимо привить учащимся (слайд 5):



Учебные программы, определяющие уровень знаний, навыков и компетенций по предмету реализуются в учебном процессе с учётом вышеуказанных ценностей и навыков. В учебных программах по предмету «Художественный труд» все эти ценности и навыки интегрированы с художественными знаниями и навыками. Учебная программа по предмету «Художественный труд» построены на основе спиралевидной образовательной программы среднего образования.

Обучение по предмету «Художественный труд» осуществляется за счет непосредственного применения художественного опыта учащихся, в котором приоритет обучения направлен как на процесс, так и на результаты. Учащихся всех классов поощряют к действиям и размышлениям с позиции художников - творчески исследовать идеи и материалы, изучать на основе искусства, музыки, движения и речи. Делается акцент на индивидуальное самовыражение и творчество, реализующееся через экспериментирование и критическое освоение действительности.

На основе критического мышления учащиеся могут быть вовлечены в создание как собственных, так и чужих работ по искусству, которые будут формировать их суждения и доводы, приведут к развитию и обмену новыми идеями различными способами. Учеников следует поощрять к расширению собственного опыта в сфере художественного труда и установлению личных связей с искусством в контексте изучения различных культур, времён и географических объектов.

Анализ систем образования (слайд 6) с высокими показателями убеждает, что «согласованность» образовательной программы является жизненно важным для совершенствования образовательных стандартов (Шмидт и Прават, 2006). В контексте образовательных программ «согласованность» означает все компоненты, которые влияют на реализацию учебного плана и используются в совместной работе для улучшения учебного процесса (Оутс, 2010). Другими словами, содержание учебных программ, методики обучения и подходов к оцениванию должны быть взаимно согласованными (Роуч и др., 2008). Это представлено в диаграмме.

Учителя должны убедиться, что их методика обучения способствует эффективной реализации учебной программы и что оценивание помогает информировать и поддерживать достижения ученика. Это подчеркивает важность для учителей трех ключевых компонентов эффективного обучения: учебная программа, методика обучения и оценивание.

Учебная программа - это документ, который представляет структурированное описание предмета, его важность для образовательной программы, а также педагогические подходы для ее доведения до учащихся в классе. В данном документе имеется содержание образовательной программы для каждого класса, однако в нем нет порядка, при котором должны представляться темы, содержание и приобретаться навыки. Вместо этого, в учебной программе обозначаются области, цели обучения и прогресс по одному или более классам.

Учебная программа включает (слайд 7):

- изложение задач, цели и важность предмета в образовательной программе;

- сведения о знаниях, понимании, навыках, отношениях и ценностях, которые разрабатываются на протяжении образовательной программы;

- педагогические подходы в преподавании образовательной программы;

- изучение областей использования цифровых технологий;

- краткий обзор методов оценивания;

- содержание программы, структура и прогресс.

Цели обучения по предмету «Художественный труд» для 1-4 классов определены в учебной программе (основной документ образовательной программы). Учителя реализуют соответствующую методику обучения, чтобы помочь учащимся достичь этих целей обучения в учебной деятельности по предлагаемым учебным планам. Интегрированное с процессом обучения критериальное оценивание предполагает использование дополнительных методов для определения направления прогресса учащихся при достижении целей обучения.

Цели обучения составляют важный инструмент в преподавании предмета «Художественный труд», который используется при планировании и управлении процессом изучения академического языка. Точные и краткие языковые задания дают учащимся возможность понять, что от них ожидается. Более того, языковые задачи помогают учителям и учащимся создавать, определять и поддерживать мотивацию к обучению. Учителя, которые придерживаются соответствующей сопряженной направленности в содержании предмета «Художественный труд» и изучения академического художественного языка, помогают учащимся делать то же самое и лучше управлять изучением обоих элементов.

Языковая направленность является ключевой для развития процесса обучения посредством диалога, пояснений, обсуждений и обоснований.

В связи с этим учителя художественного труда должны задействовать ряд стратегий, в том числе (слайд 8):

 выявление и привлечение внимания к академическому языку (например, для достижения учебных целей по предмету «Художественный труд» требуются ключевые слова и фразы);

 обеспечение учащихся языком в рамках класса, который необходим для работы с концепциями содержания дисциплины (например, фразы для выполнения работы в группе, постановка вопросов, анализ, ведение обсуждений/дебатов);

 лексика до преподавания и использования, включая терминологию и фразы;

 побуждение учащихся к использованию всех четырех языковых навыков в различных комбинациях (например, слушание-говорение, чтение-говорение, слушание-писание);

 побуждение учащихся к участию в исследовательском диалоге (например, для последовательного обсуждения), обеспечивая богатое языковое наполнение;

 преподавание учебных навыков, специфичных для языка (например, вопросы для разъяснений и т.д.);

побуждение к критическому мышлению;

 постановка языковой задачи в начале урока и обсуждение прогресса по завершении урока.

Задачи обучения в рамках учебной программы по предмету «Художественный труд» делятся на три направления (слайд8):

• Раздел 1: Исследование и развитие идей.

• Раздел 2: Создание и изготовление.

• Раздел 3: Презентация, анализ и оценивание.

Раздел 1 обеспечивает знание, понимание и навыки, необходимые учащимся при планировании и подготовке к созданию собственной работы по изобразительному искусству, что прописано в Разделе 2. Раздел 3 фокусируется на представлении идей, обзоре своих и чужих работ по изобразительному искусству.

Далее разделы разбиваются на подразделы по уровню навыка или темы, знания или понимания. Подразделы, подразумевающие разные ожидания в зависимости от класса, образуют цели обучения. Задачи обучения отражают прогресс внутри каждого подраздела, позволяя учителям планировать и оценивать, обсуждать с учащимися последующие шаги.

Общая цель программы заключается в развитии творческих способностей, художественной культуры и художественно-эстетического чувства учащихся. Важным принципом, лежащим в основе учебной программы по предмету «Художественный труд», является принцип спирального построения образовательной программы средней школы.

Спиральная образовательная программа (слайд 10) основана на теории познания, выдвинутой Джеромом Брунером в «Процессе образования» (1960). Он полагал, что даже самый сложный материал может быть понятен очень маленьким детям, если он правильно организован и представлен.

Брунер выдвинул гипотезу о том, что человеческое познание проходит через три относительно небольших этапа:

• игровой (обучение на основе практики);

• изобразительный (обучение посредством образов и картинок);

• символический (обучение посредством слов и чисел); которые служат информационной основой разработки спиральной образовательной программы.

Ключевыми особенностями спиральной образовательной программы (слайд 11) согласно утверждениям Брунера являются:

• ученик пересматривает тему несколько раз в течение всего своего обучения;

• сложность темы возрастает с каждым повторением;

• новое обучение имеет отношение к старому обучению и рассматривается в контексте со старой информацией.

Преимущества (слайд 12), приписываемые спиральной учебной программе ее разработчиками:

• информация повторяется и запоминается каждый раз, когда ученик повторяет предмет;

• спиральная образовательная программа также позволяет делать логический переход от упрощенных идей до сложных;

• ученики могут применять знания в последующих разделах учебной или образовательной программы.

Учебная программа по предмету «Художественный труд» основаны на модели спирального принципа построения программы с повторным рассмотрением знаний и понятий по мере перехода учащихся из класса в класс.

Цели обучения определены по объединяющим направлениям и поднаправлениям для отслеживания прогресса обучения.

При переходе из класса в класс учащиеся развивают понимание и навыки, становятся все более профессиональными в своих художественных способностях. Например, в направлении «Обзор, анализ и оценка» в рамках спиральной образовательной программы, прогресс учащихся может быть хорошо виден во время того, как они делают обзор и выстраивают навыки оценивания произведений искусства (слайд 13):

Приведенная ниже таблица показывает критерии сформированности творчества учащихся при переходе из класса в класс в Разделе 1 «Исследование и развитие идей» для подраздела «1,6 Ресурсы и исследования» (слайд 14):

В 1 классе обучающие подходы составляют основу для изучения художественного труда на основе учета возрастных особенностей восприятия и развития художественного восприятия и языка, в соответствии с исследуемыми темами, процессами, материалами и формальными элементами. На данном этапе учителя побуждают учащихся к развитию некоторых основных знаний, понимания и навыков изобразительного искусства, а также соответствующего академического языка. Учителя организуют и управляют учебной деятельностью учащихся.

Например, знакомые темы, изучаемые на данном этапе, помогут развитию их понимания и навыков. Также, языковая задача будет определять возможности и интересы учащихся, которые проявляются посредством предмета и их языковых знаний. По этим причинам языковые задачи в 1 классе должны относиться непосредственно к развитию учащимися ключевых изобразительных элементов, определенных техник и инструментов и способов их использования. Языковые задачи должны, по большей части, концентрироваться на описательном опыте учащихся, их качествах и результатах. Они смогут развить знания в отношении ключевых фраз и слов и языка для обсуждений в классе. В ходе каждого урока, будет полезным напоминать учащимся об основной языковой задаче этого урока или серии уроков, наряду с ключевыми словами. Их можно будет записывать на доске, и обращаться к ним на протяжении урока.

Учебный план (слайд 15) - это документ, подготовленный специально для учителей, по определенному предмету и классу. Учебный план подробно излагает материал по предмету для конкретного класса, который будет включен, а также рекомендуемый порядок в соответствии с которым будет осуществляться преподавание и учение.

Учебный план включает:

- долгосрочный план на академический год;

- среднесрочные планы: по одному на каждый модуль;

- краткосрочный план.

Среднесрочные планы включают все цели обучения на протяжении академического года и содержат краткий обзор педагогической деятельности, которая позволит учащимся достичь указанных целей. Такая предлагаемая педагогическая деятельность сопровождается рекомендациями по методике преподавания и учебным ресурсам в поддержку учителю при разработке собственных уроков.

Краткосрочный план - это образец, который предоставляет учителям руководство в отношении того, как адаптировать содержание среднесрочного плана в подробный план для их урока.

В целом, учебный план предоставляет достаточно деталей для того, чтобы учитель, обученный по предмету и уровню преподавания, смог достичь успеха в преподавании обновленной образовательной программы.

Важно, чтобы учебный план рассматривался как руководство, а не нормативный документ, так как учителям потребуется вносить коррективы в зависимости от потребностей и характеристик учащихся в тех классах, где они ведут уроки.

В процессе обучения необходимо развивать у учащихся навыки общения с одноклассниками, учителями и более широкой аудиторией как в устной, так и в письменной формах, грамотно выражая свои мысли, при необходимости, используя различные информационные средства.

Примерами заданий для чтения по предмету «Художественный труд» могут служить (слайд 16):

- произведения художественной литературы как источник вдохновения для создания работ по изобразительному искусству;

- сбор информации из различных печатных или онлайн-источников, например, о жизни и произведениях современных художников, ремесленников, дизайнеров и др.

Примеры заданий по письму:

- запись ассоциативных рядов, возникающих во время просмотра произведений искусства;

- описание рисунков, макетов;

- письменная передача результатов выполненной работы.

Примеры заданий по говорению и слушанию (слайд 17):

- обсуждение собственных мыслей и чувств, возникающих во время просмотра произведений искусства, музыкальных произведений;

- предложение идей, обсуждение и комментирование собственных и других работ;

- обмен мнениями и обсуждение широкого спектра возможностей во время творческого процесса;

- обогащение словарного запаса при знакомстве с национальными традициями и ремеслами, изготовлении изделий народного творчества, в том числе через слушание национальных музыкальных произведений;

- закрепление навыков говорения и слушания при выполнении заданий и решении проблемных задач.

«Активное обучение (слайд 18) - это обучение, которое задействует и ставит задачи перед детьми и молодыми людьми» для размышления путем использования реальных и воображаемых ситуаций. В него входят преимущества возможностей обучения путем:

 спонтанных игр;  запланированных целевых игр;

 изучения и исследования;  событий и жизненного опыта;

 сконцентрированного учения и преподавания.»

Оценивание результатов изучения предмета «Художественный труд» осуществляется с применением системы критериального оценивания.

Критериальное оценивание (слайд 19) - процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными критериями, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса (учащимся, администрации школы, педагогическому персоналу, родителям и иным законным представителям ребенка), соответствующими целям и содержанию начального образования, способствующими формированию учебно познавательных способностей учащихся.

Критериальное оценивание основано на взаимосвязи преподавания, обучения и оценивания. Результаты критериального оценивания используются для эффективного планирования и организации образовательного процесса.

Система критериального оценивания в начальной школе включает формативное оценивание (ФО) и внутреннее суммативное оценивание (ВСО).

Формативное (текущее) оценивание определяет текущий уровень

усвоения знаний и навыков в повседневной работе на уроке и/или дома и

осуществляет оперативную взаимосвязь между учащимися и педагогом в

ходе обучения, позволяет учащимся понимать, насколько правильно они

выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей

обучения.

Внутреннее суммативное оценивание определяет уровень усвоения знаний и сформированность навыков по завершении изучения крупного раздела или блока учебных материалов по классам. Внутреннее суммативное оценивание осуществляется педагогами школы. Отметки, выставленные за суммативные работы, являются основой для определения итоговых оценок за отчетные периоды обучения.

В контексте оценивания формативное оценивание и суммативное

оценивание должны быть достоверными, надежными, практичными и

положительно влиять на урок и процесс обучения в целом, так как

разработаны для оценивания содержания процесса преподавания, используя

цели обучения учебной программы.

Задания для формативного оценивания и суммативного оценивания

должны быть разработаны таким образом, чтобы предоставлять равные

возможности оценивания для всех обучающихся. Процессы выставления

баллов и модерации при суммативном оценивании за четверть, описанные в

данном руководстве, обеспечивают надежность результатов оценивания и

могут предоставить учителю и обучающимся полезную информацию о

процессе преподавания и обучения.

Критериальное оценивание нацелено на поддержку работы учителя в

классе и предназначено для того, чтобы положительно влиять на его деятельность. Результаты позволят учителю проводить рефлексию своего

преподавания и помогут планировать дальнейшую деятельность.

В 1-ом классе с учетом возрастных особенностей учащихся применяется только формативное оценивание. Четвертные оценки выставляются в 3-4-ой

четверти. Итоговая оценка за год в 1 классе выставляется по результатам

формативного оценивания.

Для определения степени достижения целей обучения составляются

критерии оценивания, которые распределяются по уровням мыслительных

навыков согласно таксономии учебных целей, Б. Блума.

При составлении критериев оценивания учитель может использовать

глаголы, которые отражают уровни мыслительных навыков (слайд 20).

Глаголы, используемые для составления критериев оценивания.

Одним из основных документов для учителя является сборник заданий по формативному оцениванию.

Сборники заданий для формативного оценивания по предметам

содержат образцы заданий с дескрипторами, описывающими конкретные

шаги для выполнения заданий. В сборнике также будут представлены

подходы к организации и проведению процесса формативного оценивания по

предмету, этапы разработки заданий для формативного оценивания и

критерии оценивания.

Документ Методические рекомендации по суммативному оцениванию (слайд 21) содержит информацию о количестве процедур суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в соответствии с учебной программой, о подходах к организации и проведению суммативного оценивания за разделы/сквозные темы и четверти. Также методические рекомендации по суммативному оцениванию включают:

 названия разделов и подразделов/сквозных тем по предметам, изучаемых в течение каждой четверти;

 цели обучения по разделам и подразделам и критерии оценивания, соотнесенные с уровнями мыслительных навыков;

 рекомендации по разработке заданий для суммативного оценивания

за раздел/сквозную тему;

 образцы заданий по суммативному оцениванию за раздел/сквозную тему с дескрипторами;

 тестовая спецификация суммативного оценивания за четверть;

 образцы заданий по суммативному оцениванию за четверть со схемами выставления баллов.

Процесс формативного оценивания включает следующие этапы (слайд 22):

 Определение и представление обучающимся целей обучения и критериев оценивания;

 Создание среды для продуктивного обсуждения в классе и другой деятельности, которая поможет выявить доказательства того, что и на каком

уровне понял/достиг обучающийся;

 Обеспечение конструктивной обратной связи, способствующей развитию обучающихся;

 Вовлечение обучающихся в качестве взаимно-обучающего источника друг для друга;

 Позиционирование обучающихся как «создателей» своего обучения.

Обратная связь (слайд 23)используется на различных этапах урока и позволяет учителю осуществлять непрерывное взаимодействие с обучающимися, в результате которого происходит корректирование и дальнейшее планирование процесса обучения.

При предоставлении обратной связи обучающимся учителю

рекомендуется:

• избегать слов «неверно», «неправильно» без пояснения, что именно неправильно и что делать дальше, чтобы исправить работу;

• комментировать то, что хорошо, а не то, что неправильно;

• давать рекомендации, каким образом можно исправить недочеты или

улучшить ответ;

• предоставлять информацию об ошибке по следующим пунктам:

- расположение ошибки

- тип ошибки.

• исключить использование негативных комментариев, включающих

иронию, высмеивание ответа обучающегося, например, «глупый ответ», «как

ты мог до этого додуматься».

Эффективно организованная обратная связь дает учителю информацию о том, как идет процесс оценивания, где обучающиеся достигли прогресса, и как в дальнейшем планировать работу для улучшения процесса обучения, а обучающемуся позволяет получить ответ на 3 вопроса:

 На каком этапе обучения я нахожусь?

 Каким образом я достигну результата?

 Над чем необходимо работать, чтобы восполнить пробелы?

Создание благоприятной обучающей среды для развития творческого потенциала каждого учащегося является существенной частью обучения, независимо от того, каков возраст учеников, с которыми Вы работаете.

Нет большей награды для учителя, чем развитие учеников, как самостоятельных и уверенных художников, предвкушая их удовольствие от художественного обучения.

ГУ «Караманская средняя школа»

отдела образования акимата Карасуского района



























«Изобразительное искусство»

в рамках обновления

содержания среднего образования Республики Казахстан





















Шагун Светлана Александровна

учитель начальных классов











Августовская конференция

2016 год



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал