7


  • Учителю
  • Конспект урока по окружающему миру на тему: ' Искусство России 18 века'

Конспект урока по окружающему миру на тему: ' Искусство России 18 века'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Конспект урока окружающему миру.

Урок № 53

Тема: «Искусство России 18 века»

Цель: Создать на уроке ситуацию, в ходе которой познакомить учащихся с искусством 18 века.

Задачи урока:

Образовательная: охарактеризовать основные направления развития русской культуры 18 века, познакомить детей с наиболее известными архитекторами, скульпторами, художниками, актёрами 18 века.

Развивающая: способствовать развитию речи, памяти, образного мышления учащихся. Умению анализировать, сравнивать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом; правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения.

Воспитательная: учить работе в группах, уметь выслушивать товарищей и учить договариваться, уважать мнение товарищей, способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважению к культурному достоянию России; воспитывать уважение и бережное отношение к памятникам искусства и архитектуры.

Планируемые результаты: Личностные: умеют доводить работу до конца. Предвидят результат своей деятельности. Слушают и слышат собеседника, ведут и поддерживают диалог. Уважительно относятся к людям труда, к своей стране. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. Метапредметные: Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами; ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы; адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Средства обучения: мультимедийная установка, учебная презентация, задания для групп, карточки для проверки домашнего задания.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Из глубокого колодца

Солнце медленно встает

Свет его на нас прольется

Луч его нам улыбнется,

Новый день оно начнет!

2. Мотивация деятельности.

- Как вы понимаете выражение: «Человек - творец культурных ценностей?»

-Человек сам постоянно что - то создает.

- Как вы думаете, необходимо ли сохранять культурные ценности?

- Если представить себе, что мы не сохраняем памятники культуры, то ты в будущем не узнаем, что было раньше, и этот вопрос озадачит всех, когда, они начнут повторять ошибки прошлого.

-Для души, например музыка.

- Культурные ценности не просто нужны, а необходимы людям. Без них люди не могли бы жить, были бы замкнуты в кругу своих проблем. Ценности нужно сохранять для самих людей.

- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Об искусстве до XVIII века?

- Перечислите основные направления искусства XVIII века?

- Как вы думаете, со всеми ли направлениями искусства XVIII века мы познакомились?

- Какую цель поставим себе сегодня на урок?

- Продолжим изучать искусство XVIII века.

- Зачем надо знать искусство XVIII века, ведь мы с вами живем в ХХI веке?

- Каждый человек должен знать как можно больше об истории, искусстве культуре своего народа, своей родины.

- Я с вами согласна. Без прошлого нет настоящего, нет будущего. Мы гордимся лучшими образцами творения рук людских и умов - памятниками искусства, архитектурой, музыкой, литературой. Мы чтим свои исторические корни, мы свято бережем все, что создали народные умельцы и мастера, написали поэты и писатели.

- Тема нашего урока: «Искусство XVIII века» и узнаем об архитектуре, живописи и государственном публичном театре.



3. Проверка домашнего задания.

На доске слова: Василий Блаженный, Андрей Рублёв, духовная музыка, обрядовые праздники.

- Выберите одно из понятий и расскажите всё, что знаете по этому вопросу. (4 человека отвечают).

- Итак, к началу 18 века Россия уже славилась многими достижениями культуры: строились величественные соборы, развивались ремёсла, при царском дворе открылись первые театры.

4.Ознакомление с новым материалом.

- Каменное строительство в послепетровское время приобретало широкий размах прежде всего в городах. Монахи, вельможи, богатые купцы обзаводятся роскошными дворцами, возводят общественные здания. Первенствуют Петербург и Москва. Именно здесь трудились талантливые зодчие.

В то время многие русские зодчие многому учились у мастеров из других стран. Царь Пётр 1 и его сторонники приглашали в Россию выдающихся мастеров из других стран. Так произошло и с величайшим зодчим Растрелли. Он работал в стиле барокко. Откройте словари и найдите, что такое стиль барокко:

Барокко это - «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была . Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах: , , , . Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации»

А чтобы подробнее узнать об искусстве Барокко и архитектором Растрелли, творившем в стиле барокко, выполним по группам следующее задание:

В каждой группе 5 человек. Вы читаете текст и отвечаете ПОЛНЫМ ответом на вопросы.

-А я помогу каждой группе, проиллюстрирую ваши ответы кадрами презентации. (10 минут)

Выслушивание ответов детей.

5. Работа по группам.

1 группа

Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (Франсуа-Бартоломео де Растрелли) родился, как можно думать, во Франции, в 1700 году в семье итальянца скульптора Карло-Бартоломео Растрелли. О его детстве мы почти ничего не знаем. По - видимому, дела Растрелли-отца были далеко не блестящи, так как при первом известии о приезде из России "советника торговли" И. Лефорта с поручением пригласить для строительства в Петербурге "всякого звания мастеровых людей" он обращается к нему с предложением своих услуг. 13 ноября 1715 года он подписывает контракт. Как гласил один из пунктов контракта, "господин Растрелли обязался ехать в Петербург с сыном своим и учеником". 23 марта 1716 г. отец и сын Растрелли прибыли в Петербург, встретив по дороге Петра, ехавшего в своё второе заграничное путешествие. По приезде в Петербург Растрелли-отцу поручили строительство царской резиденции в Петергофе. Но строительная карьера скульптора скоро прервалась в связи с приездом из Парижа Леблона, назначенного "генерал - архитектором". Последний нашёл выполненную работу неудовлетворительной, в связи с чем Карло-Бартоломео Растрелли вернулся к своей старой и испытанной профессии скульптора.

Растрелли-сын в эти годы был деятельным помощником отца, выполняя совместно с ним работы по частным заказам. Существуют сведения, что молодой Растрелли для завершения своего архитектурного образования был послан отцом в 20-х годах за границу. Видимо, Растрелли посетил северную Италию, Австрию, южную Германию, где он знакомился с работами виднейших мастеров. В 1727 г., закончив своё образование, молодой Растрелли был уже в Петербурге.

Первыми работами начинающего архитектора были постройки в Москве, куда он приехал вместе с императорским двором по случаю торжеств при короновании императрицы Анны Иоанновны. Дворцовые здания в Москве, построенные Растрелли из дерева, не дошли до нас. Они носили временный характер и впоследствии были заменены другими.

Ответьте на вопросы:

  1. Как звали отца Варфоломея Растрелли? Откуда он был родом?

  2. Кого Лефорт пригласил приехать в Петербург? Какой царь встретился им по дороге?

  3. Что должен был построить в Петергофе Растрелли - отец?

  4. Куда послал учиться сына отец Растрелли?

  5. Какие первые работы выполнил в Москве молодой Растрелли?



2 группа.

Способности молодого архитектора обратили на себя внимание. Быстрота и прочность постройки, красота и изысканность отделки, умение выполнять сложные сочетания различных по своему характеру форм - всё это быстро выдвинуло В. В. Растрелли на одно из первых мест среди архитекторов того времени. Дарованиями Растрелли воспользовался всесильный фаворит императрицы Анны Иоанновны - Бирон. В 1733 г. В. В. Растрелли был послан в Курляндию для постройки дворцов в резиденциях Бирона, получившего титул герцога Курляндского. В Прибалтике В. В. Растрелли работал вплоть до 1740 г. За эти семь лет Растрелли выстроил Бирону огромный дворец в Митаве и ряд усадебных дворцов в его загородных резиденциях. Однако, во всех этих добротно выстроенных зданиях нет ещё того взлёта, тех блестящих, порой даже виртуозных решений, которыми отмечено дальнейшее творчество Растрелли. В 1741 г. В. В. Растрелли возвращается в Петербург. С этого времени начинаются его интенсивная деятельность в качестве архитектора двора и всё увеличивающийся успех. Первой работой по возвращении из Курляндии была постройка Летнего дворца в конце Летнего сада, на месте теперешнего Инженерного замка. Уже в этой постройке В. В. Растрелли проявил себя как исключительно умелый архитектор, разрешивший задачу сложно скомпанованного дворца с корпусами разной величины, с парадным двором, портиками и богатым архитектурно-скульптурным убранством. Стены созданных им зданий как внутри, так и снаружи он красит в яркие цвета - синий, оранжевый, голубой, зелёный, красный и др. Это цветовое и архитектурное богатство поражает своей жизнерадостностью и силой. За постройкой Летнего дворца последовал целый ряд величественных зданий. В. В. Растрелли ведёт постройку Аничкова дворца, начатого в своё время по проекту Земцева, проектирует и строит дворец для Воронцова, Бестужева-Рюмина и др. Все эти постройки, несмотря на отличия друг от друга, обладают единым "почерком", единым стилем. В них мастер выступает как зрелый, сложившийся архитектор. Спроектированная им в 1744 г. Андреевская церковь в Киеве показывает, что талант Растрелли достиг своего полного расцвета. В этом произведении с особой выразительностью видны те черты, которые позволяют говорить о русском барокко, как об особом направлении этого архитектурного стиля. Андреевская церковь, возвышающаяся над кручей холма, сбегающего вниз к Подолу, решена, согласно древней традиции, в виде цельного объёма. Русское пятиглавие увенчивает это стройное произведение. Широко расставленные боковые изящные и тонкие купола, точно горящие свечи, окружают центральный более массивный купол, украшенный столь характерными для Растрелли люкарнами. Окрашенный в голубой с белым храм легко возносится над венчаемым им холмом. По контрасту с этой лёгкой и изящной архитектурой, внутреннее убранство полно необычайной силы и сочности. Золото и пурпур - вот основные цвета богато украшенного иконостаса, ложи и прочего убранства храма. В. В. Растрелли воплотил в этом произведении приёмы и черты украинского искусства, сочетающего весомую тяжесть с лёгкой воздушностью, скульптурную эластичность с прозрачной графичностью.

Ответьте на вопросы:

  1. При какой императрице Растрелли послали в Курляндию? Что он там строил?

  2. Какое здание построил Растрелли по возвращении в Петербург?

  3. В какие цвета он красит стены зданий?

  4. Какое строение Растрелли возводит в Киеве?

  5. Как выглядит это строение?



3 группа

В 1747 г. начинаются работы по реконструкции рухнувшего в 1723 г. шатра собора новоиерусалимского Воскресенского монастыря. Растрелли не ограничился восстановлением того, что было сделано некогда при патриархе Никоне. Он создаёт новый грандиозный шатёр. Все архитектурные формы, всю богатую и сочную лепнину он решает с какой-то необычайной силой, если не страстью. Могучие колонны-пилоны нижней аркады как бы ушли в землю от давящей на них тяжести. Зато пронизанный светом и воздухом купол взлетел на головокружительную высоту. Богатая белая лепнина на синем фоне стен создавала совершенно исключительное впечатление. Казалось, что архитектура уносилась ввысь в каком-то нескончаемом полёте.

При отступлении от Москвы в декабре 1941 г. немцы взорвали это чудесное, не знающее себе равного, произведение Растрелли.

В том же 1747 г. В. В. Растрелли начинает перестройку Петергофского дворца. Скромный небольшой дворец, выстроенный некогда Леблоном для Петра, Елизавета решила сохранить, перестроив, однако, всё сооружение в грандиозную царскую загородную резиденцию.

В. В. Растрелли с исключительным мастерством справился с поставленной задачей. Он надстраивает старый дворец, удлиняет его добавочными галлереями и завершает постройкой на его концах так называемого корпуса под гербом и пятиглавой церкви. Мастер понял, что богатство архитектурного решения не должно было заключаться в данном случае в изобилии столь любимой им лепнины, в богатых наличниках и колоннах. Пышность создавалась не архитектурой, а парком с его бассейнами, фонтанами и статуями. Поэтому новое произведение Растрелли выглядит даже несколько строгим и лаконичным. Лишь корпус под гербом и церковь, как бы вторя мохнатым, клокочущим шапкам фонтанных струй, покрыты по куполам и крышам курчавым бегущим вверх скульптурно сочным орнаментом. Ярко оранжевый цвет стен и золото куполов этого дворца создавали самое праздничное впечатление даже в наиболее мрачные туманные дни. Если во внешнем оформлении Растрелли достиг значительного совершенства, то внутри, во внутреннем убранстве дворцовых зал и помещений он показал себя замечательным художником. И здесь в залах, на лестницах и т. д. он стремился создать то же жизнерадостное и праздничное впечатление. Умелое сочетание декоративной позолоченной резьбы, ажурных архитектурных форм, скульптуры, зеркал и т. п. создавало такое впечатление, что попавший внутрь человек останавливался, поражённый этим сказочным богатством, этой не знающей меры и границ роскошью.

Ответьте на вопросы:

  1. Какой монастырь восстанавливает Растрелли? Сохранился ли он до наших дней?

  2. При какой императрице было решено перестроить Петергофский дворец?

  3. В какой цвет выкрашены стены вновь отстроенного дворца? Почему?

  4. А что ещё подчёркивало пышность убранства дворца?

  5. Расскажите о внутреннем убранстве помещения.

4 группа

Ещё только начинались работы по перестройке Большого Петергофского дворца, как маститый зодчий получает новый заказ. Елизавета, решив под старость удалиться на покой, задумала выстроить себе в Смольном монастырь. Заказ на новую постройку был поручен опять-таки В. В. Растрелли. Но вместо скромной и строгой обители был по существу выстроен новый дворцовый комплекс, мало чем отличающийся от царских резиденций. Растрелли не удалось закончить задуманного, так как стоимость постройки вылилась в колоссальную сумму. Грандиозная колокольня осталась невыстроенной. Между тем, как раз эта колокольня представляет (судя по сохранившейся модели) органическую связь со всем замыслом и сочинена с бесподобным мастерством. Здесь вылились в законченном виде мечты Растрелли о живописной архитектуре. Здесь говорит каждый кусок, здесь всё в движении, всё в стремлении к небу. Целый лес колонн вздымается кверху, неся с собой лабиринт форм, логически вырастающих друг из друга. Будь колокольня Смольного монастыря выстроена, мы бы имели одно из самых потрясающих творений барокко. Действительно, пятиглавый собор с окружающими его корпусами - совершеннейшее творение мастера. Собственно стены даже почти не видно из-за обилия многочисленных деталей, украшающих собор. Большой Екатерининский царскосельский дворец растянулся на 300 метров. Огромный парадный двор широким полукругом своих одноэтажных служебных корпусов охватил его с западной стороны. По другую сторону дворца раскинулся знаменитый парк с замечательными садовыми павильонами - гротом и эрмитажем. В. В. Растрелли с большим мастерством создал план дворца. Для того чтобы дать почувствовать его протяжённость, обилие его зал, гостиных и прочих помещений, он поместил главный вход в правом крыле. Таким образом, попав внутрь, человек должен был пройти всю анфиладу роскошно декорированных зал. Растрелли проявил себя и как искуснейший мастер декоративного убранства. Первоначально дворец был окрашен в яркосиний цвет с белыми архитектурными деталями. Лепнина, капители колонн и, как утверждают некоторые исследователи, крыша были позолочены. Дворец представлял собой как внутри, так и снаружи подлинную драгоценность. Внимание В. В. Растрелли привлекали не только главные части в возводимых им зданиях, но всё - вплоть до мельчайших деталей в виде решётки, дверной ручки, подсвечника. Эти вещи под его рукой превращались в высокохудожественные произведения. Тронный зал Царскосельского дворца представлял собой поистине волшебное зрелище, когда зажигались сотни свечей в его люстрах и боковых настенных золочёных бра. Тысячи огней отражались в зеркалах. Зал, наполненный гостями, одетыми в многоцветные одежды, как бы раздвигал свои стены. Они как бы переставали существовать, превращаясь в призрачную лёгкую поверхность, за которой чудились всё новые и новые залы, ослепительно сиявшие в блеске праздничных огней... И это великое произведение Растрелли, как и Петергофский дворец, погибло, сожжённое немцами в 1942 г.

Ответьте на вопросы:

  1. Кто поручил Растрелли выстроить Смольный монастырь?

  2. Какую из построек не смог завершить архитектор и почему?

  3. Как выглядел дворец?

  4. Какую хитрость применил Растрелли, чтобы человек мог увидеть всю роскошь дворца?

  5. Как выглядел тронный зал? Можем ли мы сейчас увидеть этот дворец?



5 группа

Если Растрелли для своего времени был непревзойденным мастером больших дворцовых комплексов, то неменьшее мастерство он обнаруживает в постройке городских домов. Выстроенный им в 1750-1754 гг. дом-дворец для Строганова на Невском проспекте в Петербурге говорит, что мастер и в более скромной постройке оставался на присущей ему высоте. В особенности хорош центр дома со спаренными колоннами и столь характерным для Растрелли полукруглым, как бы разорванным фронтоном. Новостью было то, что дом выходил прямо на улицу без обычного для того времени парадного двора. В центре под колоннами в цокольном этаже размещены ворота, ведущие во внутренний двор, с великолепной львиной маской в замковом камне. Богатая лепнина обрамляет окна, образуя сплошную орнаментальную полосу, поднимающуюся вплоть до карниза. Фасад дома Строганова, выходящий на Мойку, Растрелли решил несколько иначе, чем возобновил старую русскую традицию давать в одном и том же здании различно решённые фасады.

Последним, наиболее величественным зданием Растрелли был грандиозный по масштабу Зимний дворец (1754-1762 гг.), являющийся одним из центральных зданий Ленинграда. Благодаря сравнительно низкому цоколю, кажется, что многочисленные двухъярусные колонны дворца, украшающие его стены, вырастают прямо из поверхности площади и набережной. По-прежнему лепнина, вазы и статуи в изобилии украшают это величественное сооружение. Внутренние помещения дворца до пожара, происшедшего в начале прошлого столетия, поражали роскошью своего убранства, обилием применённых архитектурных и скульптурных деталей и форм. Дворец заканчивался уже после смерти Елизаветы, при Екатерине II. Начало нового царствования совпадало с изменением художественных вкусов. Богатство, сочность и сложность архитектурного языка произведений Растрелли стали казаться назойливыми и старомодными. На смену барокко шёл простой и ясный в своих формах классицизм. Почувствовав изменившееся отношение, престарелый мастер уехал за границу в отпуск. Вернувшись в Россию, он вышел в отставку. В Прибалтике он вёл ряд незначительных работ для своего бывшего покровителя Бирона, вернувшегося из ссылки. В 1771 г. В. В. Растрелли умер.

Ответьте на вопросы:

  1. Какой дом построил Растрелли для Строганова?

  2. Какое здание Растрелли построил последним?

  3. Как выглядело это здание?

  4. При какой императрице достраивался дворец?

  5. Где работал Растрелли после окончания работ? В каком году умер Растрелли?

6.Физминутка «Ванька - встань-ка!»

«Ванька - встань-ка!»

«Ванька - встань-ка!»

Приседай -ка, приседай-ка,

Будь послушен, ишь какой!

(Грозят друг другу пальцем)

Нам не справиться с тобой.



7.Формирование новых знаний.

- Итак, при каких царях и царицах работал Растрелли?

- Можно ли сказать, что Россия стала его второй Родиной?

-Назовите его самые известные сооружения.

- Но это мы затронули только одну страничку из истории архитектуры 18 века. А теперь пролистнём ещё несколько:

Баженов и Казаков - чем знакомы вам эти имена? Конечно, это два известнейших архитектора, построивших Царицынский ансамбль. Кто может рассказать об этом?

Знаменитый мастер Нестор - создал архитектурный ансамбль Кижи. Откройте учебник с. 98 и прочтите об этом. А теперь посмотрите, какую красоту создал этот мастер. До сих пор стоят церкви Кижи и не стареют.

2.Художником одного творения (созданного для России) можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.).

Созданная в России им всего одна работа "Медный всадник" принесла ему славу великого мастера. Стремление к максимальному обобщению толкало на путь отвлеченного от конкретности истолкования памятника: гранитная скала постамента в виде морской волны, вздыбленный конь и растоптанная змея становятся олицетворением тех препятствий и враждебных сил , которые приходилось преодолевать Петру -I. В результате родился символ, ставший олицетворением не только великих деяний Петра, но и преобразованной им России.

Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию - произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем. как уже давно установили исследователи, искусство в целом и живопись в частности, на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко выраженный национальный характер. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела - представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет.
Одним из самых знаменитых портретистов был Никитин.

-Посмотрите, какие удивительные портреты создал этот мастер.

А ещё об одном знаменитом портретисте вы прочтёте в учебнике на с. 100.

Итак, о каком портретисте вы прочли?

Какие портреты этого художника вам понравились?

- Мы с вами поговорили об архитектуре, скульптуре, живописи. Но искусство 18 века неразрывно связано с открытием публичного театра (публичный - значит, доступный для всех). При Петре 1 открылся первый театр, а уже во время правления Екатерины 2 открываются 10 театров. Об одном из таких театров рассказывается у нас в учебнике. - Прочтём вместе и обсудим. - За что полюбили зрители и артисты Прасковью Жемчугову? - Как связано имя Жемчуговой и графа Шереметьева? - Что значит «крепостная актриса»? - Кто открывал крепостные театры и кто в них играл?

8.Рефлексия:

-Итак, создадим коллаж, в который войдут все основные направления искусства 18 века.

Архитекторы:

Скульпторы:

Художники:

Театр:

9.Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

-Какие впечатления у вас остались?

- Что особенно запомнилось?

- Какое значение для нас сейчас имеет искусство 18 века?

- Оцените свою работу на уроке.

10. Домашнее задание.

1 группа (трудное и сложное, надо подумать, порассуждать):

Написать сочинение на тему: « Почему необходимо сохранить культурные ценности?».

2 группа: подготовить рассказ об архитектуре 18 века (уч. с.96 -99)



3 группа подготовить рассказ о живописи 18 века (уч. с.100-101)



4 группа подготовить рассказ о государственном публичном театре (уч. с. 102 -103).



Окончание урока

Проходят года, ручейками стекающие в реку времени,
а архитектура, живопись и театр
неизменно волнуют сердца, потому что у искусства
нет возраста... а есть Душа.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал