7


  • Учителю
  • Конспект урока на тему 'Екатерина Великая'

Конспект урока на тему 'Екатерина Великая'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема урока: Екатерина Великая.


Цели: сформировать представления о жизни в России во времена правления Екатерины II;

развивать устную речь; воспитывать любовь к живописи и интерес к истории.


Оборудование: рисунки и слайды с изображением Екатерины Вели­кой, Александра Васильевича Суворова, Федора Федоровича Ушакова, Зимнего дворца.


Ход урока


I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока


- Сегодня мы познакомимся с императрицей Екатериной Великой.

Тема урока «Екатерина Великая».

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся рассказывают о М.В.Ломоносове

Работа по карточкам


Карточка №1

Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания?


Карточка № 2

В чем были трудности учебы в то время?


Карточка № 3

Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры? Пока часть учащихся работает по карточкам, остальные заслушива­ют подготовленные сообщения о МГУ.


Просмотр детской презентации


- Кто продолжил дело Петра I? И о ком пойдет речь на этом уроке? Это нам сейчас предстоит узнать.


Слайд 1

- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Екатерина.)

- Молодцы! Сегодня на уроке речь пойдет о Екатерине Великой, продолжательнице дел Петра I. Почему ее прозвали Великой, мы узнаем на этом уроке.


III. Изучение нового материала


1. Происхождение Екатерины.

- После Петра I в России царствовала Екатерина П. Кем она была по происхождению? (Немецкой принцессой.)

- Верно. В 14 лет она переехала в Россию.

Когда Екатерина II прибыла в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала, изучала сочинения замечательных писателей и получила массу разнообразных сведений. Едва ли в целой России была женщина образованнее нее. В то же время Екатерина усвоила обычаи и дух рус­ского народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки и писала на нем сочинения. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Она славилась искусством управ­лять государством и выбирать своих приближенных. В делах она при­нимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя «Как бы поступил в таком случае Петр?». Екатерина царствовала 34 года.


2. Работа с картиной.


Демонстрация репродукции картины Д.Г. Левицкого «Екатерина II -законодательница в храме Богини Правосудия» (1783 год).

- Рассмотрите картину.

Слово учителя. Императрица представлена в строгом белом платье в храме Богини Правосудия Фемиды. Стоя на покрытом ковром возвышении, она сжигает на алтаре маковые цветы, которые согласно античной традиции считались символом покоя. Тем самым она как бы жертвует собственным покоем ради процветания Отечества. Правление мудрого монарха приносит свои плоды: книги и орел с оливковой вет­вью в клюве у ног Екатерины олицетворяют просвещенную, сильную и мирную Россию. Если мы будем внимательны, то заметим, что на круг­лом пьедестале статуи Фемиды помещен рельеф-профиль греческого мудреца Солона. Не намек ли это на мудрость российской правитель­ницы? Левицкий пишет портрет в спокойной холодной гамме зеленова­то-оливковых тонов, отвечающих как рациональности воплощенной идеи, так и пластической четкости живописи. Успех этого полотна был велик. Знаменитый поэт Г. Державин так описал его в стихотворении «Видение Мурзы»:

...Виденье я узрел чудесно:

Сошла со облаков жена,

Сошла и жрицей очутилась

Или богиней предо мной.

Одежда белая струилась

На ней серебряной волной...

Простертой на алтарь рукою

И лавр с оливными ветвями

На жертвенном она жару,

Держал, как будто бы уснув...

Сжигая маки благовонны,

Служила вышню божеству.

Орел полунощный огромный,

Сопутник молний торжеству

Геройский провозвестник славы,

Сидя пред ней на груде книг,

Священны блюл ее уставы:

Потухший гром в когтях своих.


3. Беседа.


Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история и дала ей имя Великой, в ее честь в Петербурге поставлен памятник. Самыми значительными людьми при императрице были Румянцев, Орлов, Потемкин и другие. С именем каждого из них связаны великие дела.

Учитель демонстрирует фотографии памятника Екатерине.


4. Работа по учебнику.


С. 105-108

- Прочитайте текст.

- Какие изменения произошли в Петербурге при Екатерине II? (На главной площади возник Медный всадник, Нева оделась в камен­ные набережные, строились каменные и чугунные мосты, был возведен Зимний дворец.)

Набережная, на которой стоит Зимний дворец, называется Дворцо­вой. Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра - императрицы Елизаветы Петровны. Правда, пожить в нем она так и не успела. При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили послан­ники многих иностранных правителей. Главная парадная лестница дворца называется Посольской, а парадный подъезд - Иорданским. По­сольская - потому, что по этой лестнице входили послы иностранных государств. А Иорданский подъезд назван так, потому что под Рожде­ство напротив него во льду вырубалась Иорданская Купель, в день Ро­ждества ее освещали, а потом в нее окунались все желающие.

- А что в наши дни находится в Зимнем дворце? (Эрмитаж.) Это один из крупнейших в мире музеев. В нем хранится огромное число экспонатов: от глубокой древности до наших дней. Но только небольшая часть экспонируется в четырех зданиях: Зимнем дворце, Малом, Старом и Новом Эрмитажах. А еще там есть пятое здание -Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли для двора, а теперь бывают лекции и концерты.


IV. Физкультминутка


Поднимает руки класс - это раз,

Повернулась голова - это два,

Руки вниз, вперед смотри - это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре..

С силой их к плечам прижать - это пять,

Всем ребятам тихо сесть - это шесть.


V. Работа по теме


1. Продолжение изучения новой темы.


- Вернемся к памятнику Екатерине II, где изображены ее помощ­ники в разных делах.

Поэт Гаврила Романович Державин. Екатерина сама писала пьесы и издавала журнал «Всякая всячина».

Державин, писавший, в том числе, похвальные оды императрице, считается одним из лучших поэтов в России.

Екатерина Романовна Дашкова, замечательная женщина-ученый она стояла во главе двух академий наук - Императорской и Российской, занимавшейся изучением русского языка.

Иван Иванович Бецкой был попечителем Московского и Петербург­ского воспитательных домов, президентом академии художеств.

Алексей Григорьевич Орлов, Европейскую известность принесет ему . Это звездный час Алексея Орлова. эскадра под его командованием нанесла сокрушитель ное поражение турецкому флоту при Наварине и Чесме. в течение семи лет флот беспрепятственно плавал в Средиземном . одержавший победы на морях. Григорий Александрович ПотемкинЧрезвычайно важным делом Потёмкина было сооружение флота на. и Петр Александрович Румянцев Он стремился к тесной координации действий армии и флота, -известные военачальники.

2. Работа по учебнику. Стр.108-110

- Прочитайте текст.

- Назовите личные качества этих военачальников. (Мужество, ре­шимость, бесстрашие, преданность родине.)


3. Работа в рабочей тетради.

Стр 38, №1


- Какие события произошли при Петре Великом и Екатерине Великой??

(Русские корабли вышли в Балтийское море. Основание Санкт - Петербурга. Открытие в России первого музея)( Откры­тие народных училищ и Воспитательного дома. На Черном море появился русский флот. В Санкт-Петербурге воздвигнут Медный всадник.)

- Соедините стрелками.


Стр. 38, №2


Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
(А.С.Пушкин)


- Какому памятнику посвятил стихи А.С. Пушкин?

- Что вам известно об истории этого памятника?


Медный всадник


За труды на пользу России был поставлен Петру Великому памят­ник, который называют Медным всадником. Могучий всадник про­стирает руку над своей столицей. Змея под ногами коня - это иноска­зание, или аллегория: так на языке скульптуры обозначена, что Петр I раздавил всех врагов России. Петр в плаще с лавровым венком на голове. Коня на дыбы поднял - не боится, на самом краешке скалы. Фи­гура коня стоит на трех точках опоры, но все равно было очень трудно ' отлить эту скульптуру: она обрела устойчивость только благодаря то­му, что передняя часть коня выполнена более тонкой и потому она более легкая.

А знаете что еще примечательно в этом памятнике? Его постамент. Он высечен из Гром-камня. (Его расколола молния.) Это была целая скала, которую нашли в Лахте и с огромными трудами перевезли в Петербург. Обработку камня начали еще в лесу. Потом сделали ог­ромные, обитые медью желоба. В два параллельных желоба через определенные промежутки пускали бронзовые шары, которые покрыва­лись верхними желобами - на них находился сам камень. По мере пе­редвижения освобождающиеся желоба приставлялись спереди, таким образом камень непрерывно продолжал двигаться. Автором этого тех­нического приспособления считается иностранец Ласкари, руково­дивший работами.

Статую создал гениальный французский скульптор Етьен Морис Фальконе. Под его руководством ее и отливали. Только голова у него долго не получалась, и он поручил вылепить ее своей ученице Мари Анн Колло. А русский скульптор Федор Гордеев лепил перед отливкой змею, проект установки разработал архитектор Юрий Фельтен...

А неизвестные наездники - и среди них, возможно, Мелиссино, ко­торый фигурой походит на Петра, - позировали скульптору, сотни раз взлетая на коне на специально сооруженный помост. Вопрос о том, ка­ким быть коню, скульптор обсуждал даже с самой царицей Екатериной, которая заказала этот памятник. Ведь Фальконе хотел создать памятник не властителю, даже не воину, а просвещенному герою - ему и конь нужен был героический, благородный! Известно, что моделью Фалько­не служили сразу два коня из придворных конюшен - Бриллиант и Ка­приз. Так что и кони по-своему участвовали в создании памятника. Во­обще-то, советов Фальконе наслушался вдоволь! Даже его друг французский писатель Дидро поначалу советовал ему создать многофигур­ную группу, сложную и громоздкую. Но Фальконе сделал так, как счи­тал нужным. Кстати, и сама царица не только платила деньги: она об­суждала многие детали монумента со скульптором и сочинила надпись:RETRO primo - САТНАRINA secunda. «Петру Первому - Екатерина последующая», потому что императрице очень важно было доказать, что она - последовательница Петра.


Стр 39, №3

- Рассмотрите портреты. Кто изображен на этих портретах? (Алек­сандр Васильевич Суворов, Федор Федорович Ушаков.)Подпишите.

- Чем они прославились?

- Расскажите об этих людях.

Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он ус­пешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.

Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном - служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы - уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Су­воров поступил в военную школу. Десять лет прослужил он простым сол­датом, а в 1754 году был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солда­тах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суво­рова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом - это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замеча­тельных победах, осталась книга «Наука побеждать».

- В каком году Суворов одержал одну из самых знаменитых побед «Взятие Измаила»? (В 1790 году.)


Стр 40, №4


- Рассмотрите рисунки. Найдите рисунки, которые относятся к бы­ту крепостных крестьян.

- Соедините стрелками.

- Найдите рисунки, которые относятся к быту дворян.

- Соедините стрелками.

Взаимопроверка.


VI. Закрепление изученного


- Кто стал продолжателем дел Петра I? (ЕкатеринаП.)

- Сколько лет царствовала Екатерина II? (34 года.)

- Как ее стали называть? (Великая.)

- Чем отличалась Екатерина? (Трудолюбием, сильным характером и острым умом.)

- Какой редкий дар был у Екатерины? (Выбирать себе помощников и советников.)

- Какие изменения произошли в Санкт-Петербурге при Екатерине Великой?


VI. Домашнее задание


Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 105-110).

Выполнить задания (с. 111).

Выполнить задание № 6 в рабочей тетради (с. 46).

Дополнительный материал

Медный всадник

За труды на пользу России был поставлен Петру Великому памят­ник, который называют Медным всадником. Могучий всадник про­стирает руку над своей столицей. Змея под ногами коня - это иноска­зание, или аллегория: так на языке скульптуры обозначена, что Петр I раздавил всех врагов России. Петр в плаще с лавровым венком на голове. Коня на дыбы поднял - не боится, на самом краешке скалы. Фи­гура коня стоит на трех точках опоры, но все равно было очень трудно ' отлить эту скульптуру: она обрела устойчивость только благодаря то­му, что передняя часть коня выполнена более тонкой и потому она более легкая.

А знаете что еще примечательно в этом памятнике? Его постамент. Он высечен из Гром-камня. (Его расколола молния.) Это была целая скала, которую нашли в Лахте и с огромными трудами перевезли в Петербург. Обработку камня начали еще в лесу. Потом сделали ог­ромные, обитые медью желоба. В два параллельных желоба через определенные промежутки пускали бронзовые шары, которые покрыва­лись верхними желобами - на них находился сам камень. По мере пе­редвижения освобождающиеся желоба приставлялись спереди, таким образом камень непрерывно продолжал двигаться. Автором этого тех­нического приспособления считается иностранец Ласкари, руково­дивший работами.

Статую создал гениальный французский скульптор Етьен Морис Фальконе. Под его руководством ее и отливали. Только голова у него долго не получалась, и он поручил вылепить ее своей ученице Мари Анн Колло. А русский скульптор Федор Гордеев лепил перед отливкой змею, проект установки разработал архитектор Юрий Фельтен...

А неизвестные наездники - и среди них, возможно, Мелиссино, ко­торый фигурой походит на Петра, - позировали скульптору, сотни раз взлетая на коне на специально сооруженный помост. Вопрос о том, ка­ким быть коню, скульптор обсуждал даже с самой царицей Екатериной, которая заказала этот памятник. Ведь Фальконе хотел создать памятник не властителю, даже не воину, а просвещенному герою - ему и конь нужен был героический, благородный! Известно, что моделью Фалько­не служили сразу два коня из придворных конюшен - Бриллиант и Ка­приз. Так что и кони по-своему участвовали в создании памятника. Во­обще-то, советов Фальконе наслушался вдоволь! Даже его друг французский писатель Дидро поначалу советовал ему создать многофигур­ную группу, сложную и громоздкую. Но Фальконе сделал так, как счи­тал нужным. Кстати, и сама царица не только платила деньги: она об­суждала многие детали монумента со скульптором и сочинила надпись:RETRO primo - САТНАRINA secunda. «Петру Первому - Екатерина последующая», потому что императрице очень важно было доказать, что она - последовательница Петра.

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
(А.С.Пушкин)

Александр Васильевич Суворов

Он, когда еще маленький был, хотел героем стать: закалялся, зани­мался физкультурой, обливался по утрам холодной водой.

И на службу пошел - в походах с солдатами вместе ел из одного котла. Очень их любил и называл чудо-богатырями. А по утрам выска­кивал из своей палатки и будил весь лагерь - кричал петухом. Он взял Измаил. И еще перешел через Альпы и появился в тылу врагов. И еще много побед одержал. Он вообще был непобедим. А когда кто-то заме­тил, что ему просто везет, он засмеялся и сказал: «Один раз - везение, другой - везение, помилуй Бог, где же умение?» Солдаты его любили и шли за ним всюду. И еще: когда царь придумал новую неудобную фор­му для солдат, Суворов сочинил стишки:

Букли не пушки, коса не тесак,

А я не немец, а природный русак!

Памятник Суворову

Лицом к Неве у Марсова поля стоит памятник Александру Василье­вичу Суворову. Его создал Михаил Иванович Козловский. Фигура на постаменте одета в доспехи средневекового рыцаря. Памятник выгля­дит так торжественно, что скульптор не решился придать ему черты Александра Васильевича: уж очень у него было живое, насмешливое, всякого пафоса лишенное лицо. Модель же памятника, где бог войны изображен с лицом Суворова, Козловский подарил дочке полководца -Суворочке.

Но еще интересней другая история. Во время фашисткой блокады памятники Ленинграда зарывали в землю или укрывали мешками с пес­ком и досками. Хотели спрятать и памятник Суворову. Но он не прошел в помещение, которое для него предназначалось, - и всю блокаду про­стоял на своем месте. За одно с ним город охраняли еще два памятника -полководцам Кутузову и Барклаю де Толли, что у Казанского собора. И них не попал. А в тот подвал, который должен был приютить памятник Александру Васильевичу, как раз снаряд и угодил. Так что, как видите, и памятник этот героический.





Памятник Суворову

Среди Балтийских солнечных просторов,

Пред широко распахнутой Невой,

Как бог войны, встал бронзовый Суворов

Веденьем русской славы боевой...

Несокрушима воинская сила

Того, кто предан Родине своей.

Она брала твердыни Измаила

Рубила в клочья прусских усачей.

В Италии летела с гор лавиной.

Пред Фридрихом вставала в полный рост.

Полки средь туч вела тропой орлиной

В туман и снег на узкий чертов мост...

Он прям и смел в грозе военных споров,

И равного ему на свете нет.

«Богатыри!» - так говорил Суворов

Наш прадед в деле славы и побед.

(Всеволод Рождественский)



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал