7


  • Учителю
  • Статья Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся через внеурочную деятельность

Статья Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся через внеурочную деятельность

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Барыева Гульфира Кадировна

Учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №14", г. Нефтеюганск

gulfira.baryeva@yandex.ru



Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся

через внеурочную деятельность



Аннотация: Статья посвящена внеурочной деятельности учащихся начальных классов, а также эффективным способам повышения вовлеченности и заинтересованности учащихся начальных классов к занятиям по математике.

Ключевые слова: творческое мышление, эффективные способы, математика, внеурочная работа.

Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. На сегодняшний день в эпоху научно-технического прогресса жизнь становится все разнообразнее и сложнее, требующая от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. С этой целью реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой, это позволит расширить математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. В этой связи были использованы следующие методы: подвижные математические игры, электронные математические игры на компьютере, математические головоломки, занимательные задачи.[1]

В таблице 1 представлено более подробное описание используемых методов, за основу занятий взят материал Кочуровой Е.Э.

Таблица 1. Содержание занятий[2]Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

3

Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

4

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

5

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

6

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

7

Праздник числа 10

Игры «Задумай число», «Отгадай, задуманное число» Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы

9

Игра-соревнование «Веселый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

10

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

11-12

ЛЕГО-конструкторы

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

13

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

14

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10».

15-16

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

17

Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

18



Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

19

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».

20

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

21-22

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

23

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

24

Игра в магазин

Монеты. Сложение и вычитание в пределах 20.

25

Конструирование фигур из деталей танграма



Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

26

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго - числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

27

Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.1-й ученик из числа вычитает 3; второй - прибавляет 2, третий -вычитает 3, а четвертый - прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.1-й раунд: 10 - 3 = 7 7 + 2 = 9 9 - 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 - 3 = 8 и т.д.

28

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками»

29

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

30

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

31

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

32

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»;«Вычитание в пределах 20».



Далее на одном из примеров рассмотрим ход учебного занятия. Танграм - игра, рассчитанная на логику. С помощью геометрических фигур, ориентируясь на узор из раздела «Задания», подбирается оптимальное решение. Самое удивительное заключается в том, что для создания большого числа фигур используется один их набор, ни фигурой больше, ни меньше. Книга помогает развивать детям логическое мышление и воображение. Представлен большой набор геометрических элементов. Даётся схема - задание собрать фигуры из этих элементов, также приведены решения этих заданий. Танграм - это геометрический конструктор, очень интересная, полезная развивающая и обучающая игра. Она помогает детям знакомиться с разными геометрическими фигурами, учит элементарным навыкам конструирования, развивает наблюдательность, сообразительность, воспитывает усидчивость. Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Суть игры - собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных и человека.

Как играть: Составлять фигуры по образцу контуру. В состав каждой фигурки должны входить все семь частей, при этом они не должны перекрываться.

Придумывать свои фигуры по такому же принципу. Для детей. Собирать фигуры по расчерченным на элементы образцам (ответам), как мозаику.С чего начать?

Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

Второй этап. Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Третий этап.

Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Таким образом, танграм способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, умения наглядно-образно мыслить, воображать, вниманию, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей[3].

Разнообразить скучный урок помогают занимательные математические ребусы в картинках. В начальной школе ребятам очень нравится на уроках разгадывать ребусы. Игровая минутка на уроке позволяет не только немного расслабиться, но и вспомнить основные термины предмета. Дети сами составляют ребусы, что способствует развитию творческих способностей и мышлению.

Ребус - "Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией рисунков, фигур, букв или знаков" С.И. Ожегов. В настоящее время слово «ребус» часто употребляется и в более широком смысле. Оно стало нарицательным для обозначения всего замысловатого, загадочного и непонятного. В «ребусной азбуке», как в калейдоскопе: множество замысловатых буквенных комбинаций, цифр и чисел, знаков и других предметов - рисунков. Особенность ребусного письма состоит в том, что слова в нем обозначаются изображениями разных предметов, «вещами». Разгадывать ребус несложно - что нарисовано, то и нужно читать. Знаки препинания в ребусах обычно не показываются; при расшифровке они восстанавливаются по смыслу. Не показываются они потому, что могут быть поняты иначе. Запятую - знак препинания - легко спутать с ребусной запятой - знаком исключения буквы от названия рисунка. Иногда бывают и исключения. Вопросительный знак ставится обычно там, где он необходим. Не соблюдается в ребусах и масштабность. Поэтому «кошка» может быть крупнее «льва» и наоборот - «слон» меньше «спичечной коробки».

Чтобы правильно разгадывать ребусы, нужно знать «ребусную азбуку» и правила разгадывания.

Решая ребусы ребенок также учится проявлять смекалку и нестандартно мыслить.

Еще один плюс ребусов. Отгадка ребусов - великолепная возможность в игровой занимательной форме пополнить словарный запас вашего ребенка. Ведь разгадав неизвестное ему слово ребенок наверняка спросит вас о его значении.

Разгадывание ребусов и их придумывание - это увлекательный способ развития мышления, причем процесс изобретения ребусов развивает гораздо больше мыслительных качеств, чем простое разгадывание.

Что же такое ребус, и какие приемы их составления существуют?

Слово «ребус» происходит от латинского слова «res» - «вещь».

Также на занятиях дети решают головоломки.

Головоломка в широком смысле - это логическая задачка, порой довольно сложная, но которую можно решить, не прибегая к каким-то специальным знаниям, а благодаря одной лишь сообразительности. Человечество всегда отдавало должное развлечениям, помогавшим поддерживать интеллект в тонусе: с самых давних времён до нас дошли загадки, логические парадоксы, графические головоломки. В наше время, наряду со всем этим богатым наследием, огромную популярность завоевали игры-головоломки - для детей и взрослых, на абстрактную логику и на пространственное мышление, со строгим классическим дизайном или яркие и легкомысленные…

Игра-головоломка - это та же задачка, только загаданная с помощью специальных предметов. Первопроходцами этого вида настольных игр (которые чаще всего не требуют никакого стола) являются популярнейшие "пятнашки" и "кубик Рубика".

Головоломки предназначены для одного игрока и обычно имеют очень компактные размеры. Это делает их незаменимыми спутниками в путешествии, в очереди, во время любого вынужденного бездействия, когда хочется чем-то занять руки и голову. Особенно если учесть ещё одно их свойство, отличающее головоломки от остальных игр: их можно начать решать и прерваться в любой момент - чтобы вернуться к оставленному заданию потом, когда снова появится время.[4]

Таким образом, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность также играет немаловажную роль в развитии творческого мышления учащихся. Творчески развиваться легко и просто, если это происходит системно, длительно и целенаправленно в легкой и приятной форме.



Ссылки на источники:

  1. «Математика и конструирование» электронное учебное пособие для начальной школы. «ДОС», 2004.

  2. «Занимательная математика» Кочуровой Е.Э.(Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. - (Начальная школа XXI века).

  3. Надеждина В. Книга танграм.1000+1 фигура Издательство: Харвест, 224 с. 2013.

  4. www.prinplay.ru/tangram-igra-golovolomka-dla</...









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал