7


  • Учителю
  • Исследовательская работа на тему: 'Над храмами сверкают купола'.

Исследовательская работа на тему: 'Над храмами сверкают купола'.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мечетинская СОШ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема :«Над храмами сверкают купола»

(символика и цветовое решение куполов в православных храмах)





Руководитель

Губина Александра Дмитриевна

( классный руководитель)





Подготовила

обучающаяся 4 «А» класса

Епихина Наталья



ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение. 3 - 4 стр.

1.1 Цели и задачи исследовательской работы.

1.2 Объект исследования, гипотеза.

1.3 Методы исследования.

2. Основная часть. 5 - 16 стр.

2.1 Числовая символика куполов в храмах.

2.2 Цветовая символика куполов в храмах.

2.3 Практическая часть.

3. Заключение. 17 стр.

3.1 Вывод.

3.2 Практическое применение.

4. Список литературы. 18 стр.

5. Приложение. 19 - стр.



- 3 -



С чего начинается Родина?

С церквушки над тихой рекой,

Со Спасова древнего образа,

С горящей свечи восковой.

А может она начинается

С молитвы прабабки моей,

С нательного детского крестика,

С причастья у Царских Дверей…

С чего же она начинается?

С признания в детских грехах;

Отчизна моя отражается

В священника добрых глазах.

(Протоиерей Артемий Владимиров.)

Введение.



Мы в этом году начали изучать новый предмет - Основы православной культуры и светской этики, одной из тем которого были храмы. Во время показа презентации нашим учителем, я обратила внимание на то, что количество куполов на храмовых зданиях абсолютно разное, точно так же, как и цвет. ПОЧЕМУ?

Именно этот вопрос и заставил обратиться к исследованию данной проблемы.

Тема: «Венчают церкви купола» (символика и цветовое решение куполов в православных храмах).

Цель: проанализировать архитектурную символику храмовых зданий.

Объект исследования - символика куполов храмовых зданий.

- 4 -

Предметом исследования является куполами в различных храмах и в том числе храмы города Ростова -на- Дону.

Гипотеза: в основе строения и цветового решения куполов лежат традиции и символика христианства.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить материалы об архитектурных особенностях куполов.

  2. Систематизировать полученную информацию.

  3. Классифицировать купола по определенным признакам.

Методы исследования:

  1. Изучение научной литературы.

  2. Изучение фотоматериалов.

  3. Изучение храмовых зданий города Ростова - на - Дону.

  4. Практическая работа одноклассников : Турбиной Марии, Щербаковой Тамары, Миндюковой Карины, Беспаловой Анжелики, Инячко Алены, классного руководителя - Губиной Александры Дмитриевны.

  5. Анализ и обобщение полученных материалов.



- 5 -

Основная часть

2.1 Числовая символика куполов в храмах.

Купол - ( от итальянского - свод) - пространственная , несущая конструкция , по форме близкая к полусфере.

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо.

Количество глав храма раскрывает в числовой символике расположение от низших к высшим в порядке их подчинения . Разное количество куполов или глав, а также и их цветовое решение у храмового здания обуславливаются тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм. Один купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Двуглавый храм. Два купола символизирует два естества Богочеловека - Иисуса Христа.

Трехглавый храм. Три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Четырехглавый храм. Четыре купола символизируют Четвероевангелие или четыре стороны света. Четвероевангелие - общее название для первых четырех книг , написанных в I веке: Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, и повествующих о рождении, Его жизни на земле и учении, о Его смерти и .

Пятиглавый храм. Пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Евангелисты (благовестники) - авторы четырёх Евангелий - Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В древности евангелистами называли и проповедников Евангелий, у протестантов - миссионеров и проповедников учения Иисуса Христа. Кем они были и как сложились их судьбы?
Матфей (символ - Ангел) - мытарь (сборщик налогов). Проповедовал в Эфиопии, где принял мученическую смерть ок. 60 года (по другим данным был казнён в малоазийском городе Иераполис). Марк (его символ - Лев) - племянник апостола Варнавы, ученик апостола Петра. Считается основателем Александрийской церкви и её первым епископом. Принял мученическую смерть в 68 году. Лука (знак - Телец) - врач, иконописец, сподвижник апостола Павла. Кроме Евангелия является автором книги Апостольских деяний. Принял мученическую смерть в греческих Фивах. Иоанн (символ - орел) - младший брат апостола Иакова, до призвания Иисусом был рыбаком. Кроме Евангелия написал Книгу Откровения и три послания, вошедшие в Новый Завет. Единственный из апостолов, скончавшийся естественной смертью в старости.

- 6 -

Семиглавый храм. Семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

Таинство Крещения

Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также и ото всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т.е. благодатного Царства Христова.

Таинство Миропомазания

Миропомазание есть Таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной христианской жизни.

Таинство Покаяния

Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Таинство Причащения

Причащение есть Таинство, в котором верующий (православный христианин) под видом хлеба и вина принимает (вкушает) Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

Таинство Брака

Брак есть Таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.



- 7 -

Таинство Священства

Священство есть Таинство, в котором через архиерейское рукоположение избранный человек (во епископа, или пресвитера, или диакона), получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой. Это Таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей).

Таинство Елеосвящения

Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней (на всех седмицах, кроме первой и последней, Великого поста, и надо всеми, желающими очистить душу от греха.

Вселенских Соборов в истинной Православной Церкви Христовой было семь: 1. Никейский, 2. Константинопольский, 3. Ефесский, 4. Халкидонский, 5. Константинопольский 2-й. 6.Константинопольский 3-й и 7. Никейский 2-й.

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее, при императоре Константине Великом. Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину - догмат; Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры. На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.

ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе, при императоре Феодосии Великом. Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который



- 8 -

отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы. На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др. На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в гор. Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем. Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. На Соборе присутствовало 200 епископов. Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, - Богородицею. Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в гор. Халкидоне, при императоре Маркиане. Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками). На Соборе присутствовало 650 епископов. Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме

- 9 -

греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).

ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в городе Константинополе, при знаменитом императоре Юстиниане I. Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство. На Соборе присутствовало 165 епископов. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в городе Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков - монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку. Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества -Божеское и человеческое, - и по этим двум естествам - две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной. Достойно внимания, что на этом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков, и Римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным. Определение Собора подписали и римские легаты: пресвитеры Феодор и Георгий, и диакон Иоанн. Это ясно указывает, что высшая власть в Церкви принадлежит



- 10 -

Вселенскому Собору, а не папе Римскому. Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым. Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый "Номоканон", а по-русски "Кормчая Книга", которая и является основанием церковного управления Православной Церкви. На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка).

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов. Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре. Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил - поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным. После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь. Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре. На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.

О семи добродетелях, противоположных главным греховным страстям

1. Любовь. Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человеколюбовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Бездействие телесных чувств при молитве. Молитвенная сила, побеждающая грех. Отступление всех страстей. Глубина смирения и униженнейшего о себе мнения…

- 11 -

2. Нестяжание. Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысел Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Мягкость сердца.

3. Целомудрие. Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога.

4. Смирение. Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущается присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие.
Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов.
Отвержение премудрости земной, как непотребной пред Богом (Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающим, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.

5. Воздержание. Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.

6. Кротость. Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твёрдость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

7. Трезвение. Усердие ко всякому доброму делу. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе.
Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.



- 12 -

Девятиглавый храм. Девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящий из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Чины ангелов, сил небесных и святых в Православии

По христианскому учению Бог сотворил ангелов раньше, чем материальный мир. Ангелы - это служебные духи, которые восславляют Бога, направляют и воплощают благодать во имя Его, исполняют поручения Бога и Его волю.
Богом учреждена в ангельском мире строгая иерархия из девяти чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы.
Богослов V века в своём труде «О небесной иерархии» считает, что чин ангела зависит от того, насколько он близок к Богу. Так, высшие ангелы славят Его, предстают перед Ним. Более низшие - выполняют различные поручения, охраняют людей. Он разделил ангелов на три группы, в каждой группе по три чина:

Первая группа: Херувимы, Серафимы, Престолы. Она самая близкая к Небесному Царю.

Вторая группа: Господства, Силы, Власти.

Третью группу составляют: Начала, Архангелы, Ангелы.

Святой Дионисий поясняет, что каждая группа объединена общим предназначением. Очищение - первая группа, просвещение - вторая, совершенствование - третья. Три высших чина, находясь около Бога, наблюдая божественный свет, достигают высокую степень чистоты, избавляясь от всякого несовершенного. Предела этого совершенства нет. Такую степень чистоты, как имеют эти Ангелы, имеет только Дева Мария, Мать Господа Иисуса Христа, потому её называют Пречистая. Три следующих чина просвещаются светом Мудрости Божьей, которой также нет предела.
Последние чины - доносят волю Бога до нас, тем самым, помогая нам совершенствоваться. Каждый из чинов несёт определённое служение.

Серафим с древнееврейского языка переводится как «Пламенеющие, Огненные», они пламенеют любовью к Богу, побуждая к ней других.

Имя Херувим переводится как «Обилие познания или Излияние мудрости». Через них посылается мудрость и просвещение для Богопознания.

Господа властвуют над остальными чинами ангелов. Земных властителей, поставленных от Бога, они наставляют мудрому управлению. Учат побеждать земные искушения, вожделения, владению чувствов. Престолы, лишённые всего земного, показывают нам стремление как бы «прилепиться» к Богу. Их служба - Правосудие Божие. Силы, исполняя Божью волю, дают способности чудотворения и прозорливости Божьим угодникам. Власти - укротители силы диавола, отражают искушения от нас, оберегают подвижников, властвуют над стихиями природы.

- 13 -

Девять праведников.

♦ Апостолы.Апостольство считается особым даром, которым Господь наделил некоторых из Своих учеников и последователей. Апостолы стали свидетелями жизни и воскресения Христа, проповедовали миру Евангелие, основывали христианские общины, исцеляли больных, могли изгонять бесов.

♦ Пророки

Пророчество рассматривается как особый дар: Бог выбирает человека, чтобы тот передавал людям Еговолю (пророчествовал). Книги нескольких пророков вошли в Ветхий Завет.

♦ Праотцы

Это жившие до Христа благочестивые патриархи (от греч. «родоначальники», «праотцы»), которые своимидействиями способствовали приходу в мир Мессии (Христа Спасителя).

♦ Святители

Святители - архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). Их служение - пастырское(церковное учение, проповедь, защита чистоты веры, церковное управление), соединено с праведнойжизнью. Бог за праведность, как правило, наделяет даром творить чудеса. Поэтому среди святителеймногие именуются «чудотворцами

♦ Мученики

В переводе с греческого «мученик«свидетель». Своей готовностью принять рад

и Христа страдания и смерть, но не отступить от веры мученики свидетельствуют о вере в победу Спасителя над смертью.

♦ Исповедники

Исповедничество является открытым признанием (исповедованием) веры, невзирая на опасность смерти. В отличие от мучеников, скончавшихся во время мучений за веру,исповедники переживают мучения и гонения, но их смерть ненасильственна

♦ Преподобные

Это святость, достигнутая в монашестве, которая понимается как высшая степень подобия Богу(преподобие) и приближение человека к ангельскому образу; преподобных

- 14 -

называют «земными ангелами»и «собеседниками Ангелов». Святость основана на непрестанной молитве, посте, постоянном труде;непременные условия - смирение и безбрачие.

♦ Праведные

Праведными называют тех, чья благочестивая жизнь в миру стала примером для окружающих. В широкомсмысле праведность является синонимом святости.

♦ Бессребреники

Бессребреничество - это бескорыстное профессиональное служение (бессребреники обычно врачи),которое основано на том, что любой талант - дар от Бога и должен быть употреблен для прославленияБога, т.е. беззаветное служение людям. Христос, наделив апостолов способностями исцелять больных,изгонять бесов, воскрешать мертвых, велел: Даром получили, даром давайте (Мф. 10, 8).

♦ Юродивые (блаженные)

Это самая необычная, парадоксальная форма святости. Оставаясь в миру, юродивый (полное название«Христа ради юродивый»), прикрываясь обликом безумия, бросает вызов ценностям этого мира, в томчисле и внешнему, показному благочестию.

К девятиглавому храму можно отнести и храм Василия Блаженного, который находится в городе Москве. Много легенд связано с этим собором. Одна из них гласит, сто Иван Грозный дал указ ослепить архитекторов - русских зодчих Барму и Постника, которые на его вопрос : «Сумеете ли построить еще что - то столь же прекрасное» , дерзко ответили : « Да, и даже еще лучше».

Тринадцатиглавый храм. Тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Двенадцать апостолов - двенадцать непосредственных учеников Иисуса Христа. Господь Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы спасти род человеческий от греха и вечной смерти. Он явил себя миру на реке Иордан во время Своего Крещения от Иоанна Предтечи. С той поры за Иисусом постоянно ходил народ, жаждущий видеть Его чудеса и слышать Его Божественное слово. Господь искал уединения для молитвы. Однажды Господь провёл ночь на одной из гор, окружавших Галилейское озеро. Там, в таинственном молитвенном общении с Богом Отцом, Иисус Христос приготовился к великому событию наступающего дня. Когда рассеялась ночная мгла, Спаситель призвал Своих учеников. Из их числа Он избрал двенадцать апостолов, то есть посланников. Христос избрал именно двенадцать апостолов, чтобы народ Нового Завета, Новый Израиль, подобно народу Ветхого Завета, также имел двенадцать духовных родоначальников, двенадцать патриархов.



- 15 -

12 апостолов Иисуса Христа:

  1. Андрей Первозванный.

  2. Пётр.

  3. Иаков Зеведеев.

  4. Иоанн Богослов.

  5. Филипп.

  6. Варфоломей.

  7. Фома.

  8. Матфей Левий.

  9. Иаков Алфеев.

  10. Иуда Фаддей.

  11. Симон Кананит.

  12. Иуда Искариот.

Двадцатипятиглавый храм. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой троицы и двадцати четырех старцев. (Откр. 11, 15 - 18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящение храма. 24 старца Откровения - это 12 патриархов еврейского народа и 12 Апостолов Иисуса Христа.

Тридцатитрехглавый храм. Тридцать три купола символизируют число земных лет Спасителя.

2.2 Цветовая символика куполов храмов.

Цвет купола так же имеет символический смысл. По цвету купола можно определить, кому посвящен храм.

Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двенадцати главным праздникам церковного года.

Купола синие со звездочками являются свидетельством того, что храм посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троицы, потому что зеленый - цвет Святого духа.

Храмы, посвященные святым, увенчались как зелеными, так и серебряными куполами, поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия.

В монастырях встречаются черные купола - это символ монашества.

- 16 -

Практическая работа.

Частью работы является исследование храмовых зданий города Ростова - на- Дону. В городе насчитывается 25 православных храмов.

Из представленных диаграмм видно, что больше количество храмов в купольной архитектуре г. Ростова - на - Дону использует цифру 5 или 1 - обращение к культовой традиции, реже встречается цифра 3.

В храмовых зданиях преобладающим цветом купола является - золотой (80 %), смешанный - 12 %, меньше всего - синий со звездочками - 8 %.



Вывод. Таким образом, в городе Ростове - на -Дону преимущественно построены храмы с пятью и тремя куполами с золотым покрытием.



- 17 -

Заключение

Из выше сказанного можно сделать вывод:

1. Символика количества куполов, их цвета основаны на канонах православия.

2. Считаю, что тема моего исследования в настоящее время актуальна, позволяет сохранять и укреплять нравственные ценности, развивать интерес к православной культуре.

3. Проблема сохранения русских святынь, воспитания подрастающего поколения на лучших традициях русского народа - такова, на мой взгляд, одна из главных задач сохранения русской государственности.

Практическое применение.

Считаю, что материал моей работы можно использовать как дополнительный на уроках Основы Православной Культуры, Мировой Художественной Культуры, изобразительного искусства, во внеклассной работе. Я хочу представить работы моих одноклассниц, Щербаковой Тамары, Инячко Алены, Беспаловой Анжелики, Турбиной Марии, Миндюковой Карины, нашего классного руководителя - Губиной Александры Дмитриевны, которые используя разную технику( изонить, рисование, аппликация, вышивка крестом) смогли показать красоту и символику православных храмов.

- 18 -

Литература

1. Стародубцев О. Символика православного храма (электрон. ресурс). - Режим доступа:

2. Юрасова И.В. Символика архитектурных форм русского православного храма (связь с идеей православного храма) (электрон. ресурс). - Режим доступа :

3.Казаков С.В. Православие. Словарь-справочник. Изд.Феникс, 2011 г.

4. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. - Э68 2-е изд., испр./ Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+ , 2001.

5. А. В. Галанин Купола и главы храмов. - М: прогресс-Традиция, 2010г.

6. Ростов-на-Дону - Храмы, Соборы, Церкви (электронный ресурс). - Режим доступа : http://rostov.obzorgoroda.su/category/khramy_sobory_cerkvi.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал