- Учителю
- Рабочая программа по культуре края (8 класс)
Рабочая программа по культуре края (8 класс)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» с. Шепелёвка
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____________/Малышева Н.В/
ФИО
Протокол № ___ от «__»
____________2011г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя
по УВР МОУ «ООШ» с.
Шепелёвка
_____________/Сидорова Т.Е/
ФИО
«__»____________2011г.
«Утверждено»
Руководитель МОУ ООШ с. Шепелёвка
_____________/Марин В.Б./
ФИО
Приказ №___ от
«__»_____________2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Малышевой Надежды Вячеславовны,
учителя русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории,
по культуре Саратовского края
8 класс
34 часа (1 час в неделю)
Основано на программно-методических материалах
по культуре края:
1.Программа для 8 класса общеобразовательных школ. «Культура края» Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.
2. Культура края: учебное пособиедля 8 класс / сост.Г.Н.Гаврилова, Е.В. Колесова, Ю.Б.Пушнова.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея».2007.
Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год.
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______2012 г
с. Шепелёвка
2012 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданская ответственность за судьбу родного края и Родины.
Цель курса - сформировать у учащихся представление о культуре края как о части отечественной культуры.
Задачи курса:
-
Изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края;
-
Расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма , любви к своей малой родине;
-
Выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;
-
На материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.
Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.
Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным о пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительного искусства, музыки и МХТ. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощённых в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 8 класса.
На территории Саратовской области располагаются уникальные культурные объекты, созданные поколениями проживающих народов. Памятниками архитектуры интересны города: Вольск, Хвелынск, Петровск, Аткарск, Красноармейск, Энгельс, Новокузнецк, Балаково, Пугачев, Маркс. Саратовская область располагает огромным культурным потенциалом, который может служить основой возрождения и активизацией культурной жизни всего региона.
Главным смысловым стержнем программы должна стать связь искусства с жизнью человека. Вопросы культуры края могут быть решены на базе практико-ориентированной работы учащихся через призму ученической исследовательской деятельности, через метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. Формами работы может быть посещение музеев, выставок, создание презентаций, творческих практических работ.
Главная цель курса
- пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.
Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:
Просветительская (приобщение к истории культуры и творчеству народов Саратовского Поволжья).
Агитационная (увлечь школьников пафосом культурологического поиска).
Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов культуры народов Поволжья).
Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников).
Обучающая (Овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы,
библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).
Виды деятельности.
1. Учебная:
1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение викторин, олимпиад, элементы театра, заочные путешествия по Саратовской земле ).
2) внеклассная работа с книгой ( отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.).
3) развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.
Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях.
2.Эвристическая ( экскурсиях в музеи областного и районного города).
3. Творческая (выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, альманахов,
подготовка заметок и статей в стенные газеты, в местные и областные газеты, подготовка докладов, работа над проектами).
Учащиеся должны знать и уметь :
1.Знать местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной скульптуры.
2. Знать имена художников и архитекторов, творческая деятельность которых связвнв с местным краем.
3. Знать мемориалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью выдающихся художников и других деятелей культуры.
4. Иметь представление о куоьтурно-просветительной и научно-исследовательской деятельности местных краеведческих и художественных музеев и филиалов.
5. Уметь составлять краткую характеристику современного состояния художественной жизни города или отдельно взятого его района, посёлка.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по культуре Саратовского края.
Оценки
Основные критерии оценки
«5»
Дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все
ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Из усвоенного материала самостоятельно делаются выводы, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащийся хорошо ориентируется в материале.
«4»
Большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются,
описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Учащийся
ориентируется в материале, выводы делаются с помощью учителя.
«3»
Определяется и описывается около половины ключевых понятий,
проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует. Учащийся не может делать выводы из материала урока.
«2»
Определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью)
ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу. Обнаружено непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже при дополнительных вопросах.
№ п/п | Тема занятия | Применение ИКТ | План. дата | Факт. Дата | Примечание |
1 | Вводное занятие |
|
| ||
Каменная летопись края |
| ||||
2 | Памятники градостроительного искусства: архитектурные комплексы и ансамбли.Творчество А.М.Салько, В.Л.Владыкина, М.Г. Зацепин, И.В.Люкшина, К.Л.Мюфке. |
|
|
|
|
3 | Памятники жилой архитектуры: городские и сельские дома, усадьбы, особняки. Архитекторы: А.М.Салько,Ф.О.Шехтель, П.М.Зыбин. | Презентация |
|
|
|
4 | Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, музеи, библиотеки и т.д. Творчество архитекторов - С.А.Каллистратов, |
|
|
|
|
5 | Храмы Саратова. Храм с.Шепелёвка | Презентация |
|
|
|
6 | Экскурсия по городу «Прошлое и настоящее» | Презентация |
|
|
|
Мастера живописи и скульптуры |
| ||||
7 | Основные этапы развития саратовской школы живописи и её влияние на отечественную культуру. |
|
|
|
|
8 | Творчество В.Э.Борисова-Мусатова. | Презентация |
|
|
|
9 | Художественный мир К.С. Петрова-Водкина. | Презентация |
|
|
|
10 | Саратовские мотивы в творчестве П.В.Кузнецова. | Презентация |
|
|
|
11 | Саратовская природа в творчестве П.С.Уткина и его учеников. | Презентация |
|
|
|
12 | Творчество скульптора А.Т.Матвеева | Презентация |
|
|
|
Мир музея |
| ||||
13 | Объект культурного наследия Российской Федерации - Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева. | Презентация |
|
|
|
14 | Радищевский музей и его филиалы. | Презентация |
|
|
|
15 | Саратовский областной музей краеведения и его филиалы. | Презентация |
|
|
|
16 | Музеи писателей земли Саратовской. | Презентация |
|
|
|
17 | Турковский краеведческий музей. |
|
|
|
|
Театральное искусство |
| ||||
18 | История создания саратовских театров. |
|
|
|
|
19 | Театры Саратова и области. | Презентация |
|
|
|
20 | Детские театры ( «Теремрок», ТЮЗ) |
|
|
|
|
21 | Саратовская опера. |
|
|
|
|
Музыкальное искусство |
| ||||
22 | Музыкальная культура Саратова. XIX столетие. |
|
|
|
|
23 | Рубеж и начало XX века. |
|
|
|
|
24 | Саратовская государственная консерватория. | Презентация |
|
|
|
25 | Великие имена Саратова: Л.А.Русланова,В.В. Ковалёв, А.Г.Шнитке, Л.А.Сметанников. | Презентация |
|
|
|
26 | Саратов фестивальный. | Презентация |
|
|
|
27 | Фольклор в современной жизни Саратова и области. |
|
|
|
|
Костюмы народов Поволжья |
|
| |||
28 | Исторический костюм. | Презентация |
|
|
|
29 | Условность языка орнамента, его симовлическое значение. | Презентация |
|
|
|
30 | Костюмы народов Поволжья. | Презентация |
|
|
|
31 | Костюмы народов Поволжья. | Презентация |
|
|
|
32-34 | Защита творческих проектов |
|
|
|
|
Всего | 34 часа |
|
|
|
|
основные термины
АЛТАРЬ - в христианской церкви это жертвенный стол, престол; также главная восточная часть в православном храме, отделенная от общего помещения иконостасом или перегородкой.
БАРОККО - стиль в европейской архитектуре, появившийся в конце XVI в. Основная идея барокко- красота. Торжественность, колоссальность, декоративность.
ГРАВЮРА - вид графики, включающий многообразные способы ручной обработки доски путём гравирования и печатания с неё оттисков. Каждый оттиск - подлинное произведение искусства. В зависимости от того, какие части доски покрываются при печати краской, различаются выпуклая и углублённая гравюра.
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - художественный стиль Западной Европы XIII-XV вв., возникший во Франции и завершивший развитие европейского средневекового искусства. Неоготика - обращение к готическому стилю в современную эпоху с применением характерных элементов.
«ГОЛУБАЯ РОЗА» - художественное объединение, которое получило название после одноимённой выставки в 1907 г. Стиль «Голубой розы» определяло наследие В. Борисова-Мусатова. Членами «голубой розы» были Н.Крамской, П.Кузнецов, А.Матвеев, М.Сарьян и др. художники, в чьих произведениях в то время чувствовались мистико-символические тенденции.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от фр.Impression - «впечатление») - течение в изобразительном искусстве второй половины XIX - начала XXв., приверженцы которого стремились изображать жизнь во всей её изменчивости. Картина Клода Моне «Впечатление.Восход солнца» (1872) дала название течению. К импрессионистам относятся Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Эдгар Дега и др.
КАПИТЕЛЬ - украшенная верхняя часть колонны, на которую опирается свод
КЛАССИЦИЗМ(лат.) - стиль в архитектуре Западной Европы XVII-начала XIX в., подчинивший художественное творчество строгому контролю разума. Классицисты опирались на переосмысление ими традиции античной культуры, которым придавали значение вечных образов художественного совершенства.
КСИЛОГРАФИЯ (от греч. - «дерево» и «пишу, рисую») - гравюра на дереве. Основная техническая разновидность выпуклой гравюры. Ксилографию исполняют, вырезая на доске те части нанесенного поверх неё гравюрного рисунка, которые должны оставаться белыми.
КУБИЗМ (от фр. сubisme; cube - «куб») - течение в изобразительном искусстве начала XX в.
ЛИТОГРАФИЯ - старейший способ плоской печати, при котором печатная форма изготавливается на литографическом камне.
«МИР ИСКУССТВА» - художественное объединение, существовавшее в России с 1890-х гг. по 1924г.Идеологами «Мира искусства (А.Н.Бенуа и др.) была выдвинута программа утонченно-эстетического искусства, обращенного в прошлое.
МОДЕРН (франц. Moderne - новейший, современный) - направление в архитектуре конца 19 - начала 20 вв.
ПИЛЯСТРЫ - плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба.
РЕНЕССАНС или ВОЗРОЖДЕНИЕ
СТИЛЬ (в искусстве) - исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы, художественно выразительных средств, обусловленная общностью идейного ощественно-исторического содержания.
ОФОРТ - вид гравюры, основанный на травлении металла кислотами.
ЧАСОВНЯ - маленькая, небольшая церковная постройка без специального помещения для алтаря.