7


  • Учителю
  • Мини - лекции по литературному чтению, в помощь учителю начальных классов

Мини - лекции по литературному чтению, в помощь учителю начальных классов

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Уважаемые коллеги! Цель мини - лекций: помочь учителю в подготовке к урокам по литературному чтению в начальных классах; В мини - лекциях собран материал по основным темам, изучаемым в курсе начальной школы по чтению: Устное народное творчество (большие и малые жанры
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

город Троицк Челябинская область
















Педагогическая мастерская

«Введение в курс литературного чтения

учащихся младших классов»







Подготовила:

Малышева Ольга Ивановна


учитель начальных классов






2015г




Содержание

стр.


1. Словарь……………………………………………. …………………………………... 4 - 5

2. Введение в литературу…………………............... …………………………………... 6 - 9

2.1. Устное народное творчество …………………. …………………………………... 4 - 7

2.2. Возникновение и развитие детской литературы ………………………………… 9 - 10

3. И. А. Крылов………………………………………………………………………….. 11

4. А.С. Пушкин…………………………………… ………………………………….. 12 - 14

5. П.П. Ершов………………………………………. …………………………………. 14 - 16

6. Н.А. Некрасов …………………………………........................................................ 16 - 18

7. Ф.И. Тютчев……………………………………... …………………………………. 18 - 20

8. И.С. Никитин……………………………………. …………………………………. 20 - 21

9. А.А. Фет…………………………………………. ………………………………….. 21

10. Л. Н. Толстой………………………………….. ………………………………….. 22- 23

11. В.С. Гаршин…………………………………… …………………………………. 24 - 25

12. Д. Н. Мамин - Сибиряк………………………. …………………………………. 25 - 28

13. А.П. Чехов……………………………………... ………………………………… 28 - 30

14. А.П. Чехов о животных………………………... ………………………………… 30 - 31

15. Шарль Перро…………………………………… ………………………………… 32

16. Яков и Вильгельм Гримм……………………. ………………………………….. 32 - 33

17. Г. Х. Андерсен……………………………….. ………………………………….. 33

18. С. А. Есенин…………………………………. ………………………………….. 33 - 34

19. К. И. Чуковский……………………………… …………………………………. 35 - 36

20. С. Я. Маршак………………………………… ………………………………….. 36 - 38

21. С. В. Михалков……………………………… ………………………………….. 38 - 39

22. А.Л. Барто…………………………………… ………………………………….. 40 - 41

23. А.Н. Толстой…………………………………. …………………………………. 41 - 43

23.1. Произведения для детей А. Н. Толстого…… ………………………………… 43- 45

24. А.П. Гайдар…………………………………..... …………………………………. 45 - 47

25. В. П. Катаев…………………………………… ………………………………… 47 - 48

26. К. У. Паустовский…………………………….. …………………………………. 49 - 51

27. Б. Житков……………………………………... …………………………………. 51 - 52

28. М. М. Пришвин………………………………. ………………………………….. 52 - 55

29. П. П. Бажов………………………………………………………………………….. 55 - 57

30. В. В. Бианки…………………………………….. …………………………………..57 - 59

31. Н. Н. Носов……………………………………… ……………………………………59 - 61

32. В. Драгунский…………………………………… …………………………………...61 - 62

33. В. Галявкин……………………………………………………………………………62 - 63

34. Используемые источники……………………….........................................................63 - 65






Уважаемые коллеги!


Цель данного пособия: помочь учителю в подготовке к урокам по литературному чтению в начальных классах;

В мини - лекциях собран материал по основным темам, изучаемым в курсе начальной школы по чтению: Устное народное творчество (большие и малые жанры фольклора);

Интересные факты из биографии и жизни известных русских писателей И.А. Крылова, А.С. Пушкина, П.П. Ершова, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, А.А. Фета, Л. Н. Толстого, В. М. Гаршина, и др.;

В данной работе педагоги начальных классов смогут найти краткие характеристики главных героев произведений, а так же краткий анализ самих произведений, вошедших в курс литературного чтения для начальной школы, данных писателей.

Словарь

Специфика - особенности, характерные черты;

Фольклор - устное народное творчество;

Динамика - движение;

Афоризмы - меткие изречения с обобщённой мыслью;

Антропоморфизм - художественный приём, когда очеловечиваются животные, птицы, предметы наделяются способностью мыслить, совершать преднамеренные поступки;

Олицетворение - очеловечивание явлений природы;

Эпитеты - яркие, красочные определения;

Оптимизм - жизнелюбие, жизнерадостность, вера в будущее;

Аллегория - иносказание;

Гуманизм - человеколюбие, человечность;

Фантазия - мечта, творческий вымысел, воображение;

Композиции - построение, вступление, основная часть, заключение;

Кульминация - наивысший момент в развитии действий;

Гипербола - преувеличение;

Беллетристика - художественное произведение;

Синонимы - слова близкие по смыслу, но разные по звучанию;

Лаконично - кратко;

Неологизмы - новые слова;

Аллитерация - художественный приём повторения звуков с определённой целью;

Рефрен - припев в песне, где выделена главная мысль;

Мемуары - воспоминания;

Мораль - нравоучение;

Метафора - оборот речи, употребление слов и выражений в переносном смысле;

Сравнение - фигура образной речи - уподобление одного предмета другому.



Введение в литературу

Устное народное творчество

Детская литература своеобразная область искусства. Это искусство слова, мышления в образах, у неё своя специфика в отличие от литературы для взрослых. Детская литература создаётся с учётом возрастных особенностей. Различают детскую литературу дошкольного возраста, младшего школьного возраста, старшего школьного возраста. Такое деление детской литературы идёт, потому что у каждого детского возраста свой запас знаний о мире, своё восприятие, свой жизненный опыт. Так дети дошкольного возраста и младшего школьного возраста мыслят конкретно, абстрактных понятий они не понимают.

Детские писатели хорошо знают психологию ребёнка и педагогику. Такие известные мастера литературы Корней Иванович Чуковский, Сергей Михалков, Агния Львовна Барто и др. считаются не просто писателями, но и педагогами, воспитателями, ибо они хорошо изучили особенности детских возрастов. Например, А. Барто хорошо знает психологию дошкольного и младшего школьного возраста, К. И. Чуковский так же, а А.П. Гайдар школьный младший возраст и старший.

К детской литературе, предъявляются особые требования. В детской книге обязательно должен быть положительный герой, ибо в детской книге всё достойно подражанию, язык её должен быть особенно ярким, эмоциональным, чистым. Детская книга воздействует на чувства ребёнка, не оставляет его равнодушным. Сюжет должен быть динамичным, быстро развивающимся.

Круг детского чтения. Понятие круг детского чтения значительно шире туда входят произведения, написанные и не специально для детей, но близкие и понятные детям, например А.С. Пушкин его произведения и его сказки вошли в круг детского чтения. Шолохов, например «Нахалёнок» стал достоянием детей.

Детская литература призвана делать человека лучше, чище, богаче душой, она рассматривается как источник нравственного и эстетического воспитания. Знакомство с детской литературой у ребёнка начинается с фольклора, начинается с песенок (например при укладывании спать мать поёт рёбёнку песенки, которые сочинил народ) по мере того как он растёт он сам поёт обращаясь в них к животным, птицам (например, «Петя, Петя петушок золотой гребешок»).

Затем ребёнок познаёт пословицы, сказки, загадки. Устное народное творчество - это богатейшая сокровищница народной мудрости. М. Горький говорил - это бессмертная поэзия, родоначальница книжной литературы. Действительно фольклор возник давно, ещё до того как появилась письменность. Наблюдал человек за всем, что его окружает и сочинял поговорки, пословицы, так как, не было письменности, передавалось из уст в уста и только позже стали записывать.

Различают малые жанры фольклора и большие. К малым жанрам относят - загадки, поговорки, прибаутки, к большим - сказки, легенды, песни. Малые жанры фольклора так и называются, потому что малы по объёму и богаты по содержанию.

Давно возникла загадка. Загадка строится на основе сходства между предметами и явлениями, чтобы отгадать нужно, быть внимательным. Загадка очень ценна в развитии мышления ребёнка, она делает ум гибким.

Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности.

Пословица - это законченное предложение с законченной мыслью.

Поговорка - это символичная фраза или словосочетание, устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора.

Тема поговорок и пословиц различна, они могут быть о труде, мире и т.д. в них отражена богатая жизнь человека «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т.д.

Любимым жанром детей является сказка. Сказки возникли в далёком прошлом. Сказки очень высоко ценили замечательные люди, так А. С. Пушкин любил сказки, он говорил «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Сказки полны фантазии, в каждой сказке есть реальное зерно, т.е. правда. Фантазия призвана сделать реальное особенно ярко. Русские сказки бывают:

Волшебные;

Социально бытовые;

О животных.

Сказки отличают:

1. Наличие богатой фантазии;

2. Своеобразие композиции (есть зачин, и концовка), (Жили - были. В некотором царстве, в некотором государстве. Стали жить поживать и добра наживать). Язык сказок эмоционален: троекратные повторы, яркие эпитеты, пословицы, поговорки, песенки, народные слова, например, гуторить, забранить. Во всех сказках есть антропоморфизм. Все сказки оптимистичны и гуманистичны, положительный герой достоин подражания и уважения. Одним словом, сказки средство нравственного и эстетического воспитания человека. Вот почему они введены в программу начальной школы. Читая сказку других народов, дети познают культуру других народов их труд. Любая сказка это есть аллегория, недаром А. С. Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок».

Возникновение и развитие детской литературы

Стали создаваться первые детские книжки, они были своеобразны, совсем не такие как сейчас, в основном были буквари, в которых больше всего было религиозное содержание. Но можно было найти букварь отличавшийся своим оформлением и содержанием, таким был букварь Бурцева. Дошёл до наших дней и букварь Истомина. Истомин был монахом. Это был монах-педагог, рукописный текст он написал для сына Петра I - Алексея. Затем букварём пользовались дети знатных родителей. Первые книжки предназначались только для богатых людей. На каждой странице было по одной букве, были рисунки, которые начинались с буквы, внизу был текст, в который входила буква.

Дошли до наших дней книги типа справочника «озвуковники». Такой художественной литературы, какая выходит сейчас, не было.

В эпоху Петра I когда, усилился интерес к наукам и когда Петр I потребовал просвещать людей, стало больше строиться специальных и образовательных школ. Появились книги по истории, по географии, по морскому делу, потому что строили корабли и ему нужны были специалисты. Петр I ввёл гражданский шрифт, более простой, чем раньше. В его царствование стали появляться книги: «Юности честное зерцало». Эта книга состоит из двух частей: 1-ая как букварь, 2-ая это свод правил для молодого юноши и девушки.

Начиная с 18 века культура, и просвещение, достигли высшего развития. С этого времени выделяется детская литература из общего потока.


Иван Андреевич Крылов

(1769-1844гг)

Басни И.А. Крылова стали широко известны с 30-х годов. И стали известны благодаря Белинскому. Белинский дал им высокую оценку в статье «Подарок на Новый год». Басни И.А. Крылова являются народными баснями. Крылов в своих баснях пользовался простыми народными словами, пословицами, поговорками и на их основе создавал афоризмы, и выражения которые вошли в разговорный и литературный язык русского человека.

Басня - это короткий аллегорический рассказ в стихотворной форме.

Мораль - нравоучение в ней заключена основа басни.

Басни Крылова раскрываются в действиях, тема басен его различна. В баснях Крылова высмеивается лицемерие и хитрость «Ворона и лисица», о дружбе «Лебедь рак и щука». Басни включены в учебники младших школьников, потому что помогают воспитывать положительные черты характера. В басни входят слова, которые стали поговорками «Знать Моська и сильна, что лает на слона», «А Васька слушает, да ест», «У сильного всегда бессильный виноват».


Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837г.г.)


Пушкин специально для детей не писал, но мы знаем его как детского писателя, потому что стихи о природе, его сказки просты, ярки, выразительны и музыкальны и дети как бы «отобрали» их у взрослых. Белинский при жизни поэта советовал читать Пушкина, учить наизусть.

При имени Пушкина возникает в представлении что - то русское. В начальных классах учатся стихи А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…», «Гонимы вешними лучами», в теме лето стихотворение «Утро», стихи о природе «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Сказка о рыбаке и рыбке»

Пушкин это певец русской природы, все времена года он описал. Больше всего он любил осень «Унылая пора, очей очарованье», он как бы признаётся в любви к русской природе. Весну он не любил, он так и говорил «Весну я не люблю» весною грязь.

В начальных классах изучается стихотворение «Зимний вечер». Природа и человек у Пушкина всегда слиты воедино они передают мысли, чувства, настроение поэта, например стихотворение «Зимний вечер» написано поэтом, когда он находился в ссылке. Он чувствовал себя оторванным от друзей, чувствовал себя одиноким, забытым и все эти чувства нашли отражение в этом стихотворении и если бы не няня (Арина Родионовна), ему было бы совсем плохо.

Стихотворение состоит из четырёх строф 1-е четыре строчки, повторяются, мы их найдём, в 1-ой и последней строфе. В такой вечер особенно тоскливо, слух поэта обострён и ему слышится плач ребёнка, то вой какого - то зверя. Перед нами встаёт образ домика, в котором живёт Пушкин «Наша ветхая лачужка» и мы представляем старый, покосившийся дом. Перед нами встаёт образ няни «Она придёт» и поэт записывает то, что она рассказывает. Об отношении Пушкина к няне видно в словах «Старушка». Няню он просит спеть русскую народную песню «Как синица тихо за морем жила».

Стихи о природе помогают не только больше узнать о природе, но и о мыслях, настроениях поэта. Основой языка Пушкина был народный язык, в стихотворениях Пушкина природа олицетворена.

Всего Пушкин написал 5 сказок «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «Сказка о попе и его работнике Балде». Все сказки антицарские, антибарские, то есть сатирические. «Сказка о рыбаке и рыбке» это сказка антидворянская, Пушкин высмеивает невежество, жадность, властолюбие присущее господствующим классам. Пушкин выступает против покорности, бессловесности русского народа. Сказка по духу народная. Прав С. Я. Маршак, который сказал: «Пушкинская сказка - прямая наследница сказки народной». Народен язык сказки, здесь найдём простонародные слова (дурачина ты простофиля), русские пословицы, поговорки (не садись не в свои сани), Пушкин использует старинные слова (чай теперь, светёлка, столбовая дворянка).

Природа у Пушкина как бы живёт, море живёт и действует как бы вместе со стариком, природа реагирует на всё происходящее.

В сказке есть фантазия (рыбка говорит человеческим голосом) и конец как у всех сказок зло наказано.


Павел Петрович Ершов

(1815-1869 гг)

Родился в Сибири, отец по месту службы часто переезжал. Во время переездов маленький Пётр слушал песни ямщика, народные песни. По мере взросления он стал записывать меткие слова, выражения. Затем поступил в университет. Однажды ректор, который читал лекции, пришёл и заявил, что лекции не будет, вместо лекции сказка «За горами за морями…» лектор Плетнёв указал на смущённого студента Ершова.

В 1834 году издаётся сказка Ершова «Конёк горбунок». Сказка Ершова - это сказка, которая пережила своего автора. Умер Ершов в Тобольске, это автор всего одного произведения. Ершов написал сказку не специально для детей, но эта сказка сразу перешла к детям. Сказка состоит из трёх частей, перед каждой частью есть эпиграф. За эпиграф взяты слова из народных сказок, в каждой части есть зачин - присказка, за зачин - присказку взяты в 3-ей части народные песни. И так мы видим, что сказка проникнута народным духом и сказка закончилась хорошим концом.

Главные герои сказки: Иван крестьянский сын, конёк-горбунок, царь и его приближённые. Характер героев отражается в их действии:

Иван крестьянский сын носит маску «дурочка», потому что так легче, на самом деле он не так уж глуп «Что не плохо жениться на царь девице». В образе Ивана Ершов хотел воплотить характерные черты народа он трудолюбив, честный, но Ершов не делает его уж слишком положительным героем он трусоват, лжет, увидев царь - девицу он её раскритиковал, он крестьянин и у него своя точка зрения о красоте. В конце сказки он меняет своё мнение, он не прочь жениться на царевне.

Сказка не случайно названа «Конёк - горбунок» в образе Конька - горбунка Ершов отразил друга «настоящий» друг отругает, но в беде не оставит.

В сказке сатирически показан царь и его приближённые. Эта сказка антицарская, антибарская, поэтому близка к сказкам Пушкина. Царь показан жестоким, готов посадить невинного человека на кол - проявляется деспотизм, жестокость, но и царь может быть льстив, ласков, когда ему это нужно называет Ванюша, а готов погубить человека.

Сказка по языку народна и эмоциональна, мы найдём много слов понятных для народа, есть пословицы (Не растут зимой цветы), много волшебства, богатая фантазия. Конёк - горбунок выполняет желание (котлы с горячей водой). В сказке много правдивого (жизнь крестьян, их занятия, царский дворец и атмосфера в нём «подглядывания, подслушивания, доноса»)

Сказка даёт представление, как жили в давние времена, во - вторых эта сказка пробуждает доброе отношение к справедливости и ненависть ко лжи, в - третьих развивает детскую фантазию, помогает овладеть народным богатством языка.

Интернет ресурсы

- портрет И А. Крылова;

;

- П.П. Ершов;

9



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал