7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по системе Л.В.Занкова. Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концеп­ции духовно-нравственного ра
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей-интернат (школа для одаренных детей) г. Буинска Республики Татарстан»



«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УР Директор лицея-интерната

______________ Белова Н.М. ___________________ Валитов А.Х.

«____» ________ 2014 г. Приказ № _____ от «____» ______ 2014 г.



Рабочая программа

по литературному чтению

УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»

в 4а классе

на 2014-2015 учебный год



Учитель: Рябова Е.С.

Квалификационная категория: высшая

«Рассмотрено» «Рассмотрено»

на заседании ШМО на заседании педсовета

Протокол № ___ от «___» _______ 2014 г. Протокол №____ от «____» _______2014 г.

Руководитель МО: ____________ Константинова Н.А.



Данная программа составлена на основании следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273- ФЗ

  2. Закон Республики Татарстан от 22.03. 2013 №68-ЗРТ «Об образовании»

  3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 года № 373. приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

  4. Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);

  5. Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  6. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН 2.4.2.2821-10)

  7. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

  8. Письма МО и Н РТ от 23.06.2012г. № 7699/12 «Об учебных планах для 1-11 классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»

  9. Приказа МО и Н РТ от 09.07.2012 №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»

  10. Приказа МО и Н РТ от 10/07/2012 №4165/12«Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования»

  11. Учебного плана МБОУ «Лицей-интернат (школа для одаренных детей) г. Буинска Республики Татарстан» на 2014-2015 учебный год.

  12. Примерной программы начального общего образования по литературному чтению.

  13. Авторской программы «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой.













Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутри- предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы по литературному чтению, разработанной В.Ю.Свиридовой.

Школьные предметы художественно - эстетического цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

  • воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Одним из приоритетных направлений ФГОС НОО 2009 года выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным), живущей «по законам красоты» (Л.Н. Толстой).

В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами.

Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.

Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.

Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.

Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.

В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.

Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

  1. расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно- нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;

  2. развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;

  3. создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;

  4. воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;

  5. развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).

Поясним, как отбор и структурирование содержания курса литературного чтения и организация работы с этим содержанием способствуют решению поставленных задач.

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.

Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.

Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.

Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:

  1. принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

  2. возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.

Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новым образовательным стандартом, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

В сфере личностных УУД создаются условия для того, чтобы в соответствии с требованиями ФГОС «искусство и литература осознавались как значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир». Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею красоты, ценности и хрупкости мира, чтобы воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к культуре и искусству. Важно научить воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества. Такая нравственно-эстетическая направленность курса позволит обеспечить ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, будет способствовать их успешной социализации и самоопределению. Тексты, вопросы, задания к прочитанному показывают школьнику, как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.

Наряду с ценностно-смысловой сферой приоритетным для предмета «Литературное чтение» является формирование коммуникативных универсальных учебных действий. В процессе освоения художественного текста дети реализуют потребность в общении со сверстниками и взрослыми, учатся формулировать собственное мнение и уважать мнение собеседника, действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Содержание курса «Литературное чтение» создает особые условия для развития познавательных УУД, поскольку школьники овладевают основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, учатся выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых). При этом в процессе деятельности учащиеся осваивают широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач, учатся воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты, использовать знаково-символические средства и модели.

Большое внимание уделяется использованию различных способов работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе. Школьники учатся использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать ее с помощью инструментов ИКТ. Движение в освоении этих умений идет в сторону расширения сферы интересов детей.

Вырабатывается умение учащихся ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужные страницы или нужную информацию в уже прочитанной книге, листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом дети учатся сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, разных авторов на одну тему, одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.

Выполняя коммуникативные и познавательные действия, школьники участвуют в принятии, осмыслении, постановке учебных задач, в последующем их выполнении (в устной, письменной речи и во внутреннем плане), осуществляют контроль, при необходимости корректировку и оценку выполненных действий. Таким образом, создаются условия для формирования регулятивных УУД.

В сфере достижения предметных результатов особое внимание уделяется различным видам речевой и читательской деятельности, таким как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения). Прививается понимание разного типа информации в научном (понятие) и художественном тексте (образ). От общего представления о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - через их сравнение ученик-читатель продвигается к умению по-разному работать с художественными, научно-популярными, учебными и другими текстами. Формируется библиографическая культура учащихся.

На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории.

Литературный анализ текста помогает углубить понимание его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты.

Вопросы .и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: прочитай с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением - все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста.

Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении.

Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.

На уроках литературного чтения уделяется внимание воспитанию чувства юмора как показателя развития интеллекта, а также коммуникативной компетентности ученика. Чувство юмора уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Оно присуще и самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, теплое обращение к юному читателю, подбадривание его в сложных ситуациях; игра, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.

Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» и «Словарь» (с 1 класса), страницы режима дня (1 класс), «Твой год» (2 класс), «Картинная галерея» (3 и 4 классы).

В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». Так, программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Интеграция с русским языком прослеживается как на уровне усвоения общих понятий, так и на уровне понимания смысла текста, его анализа, собственного сочинения. Знакомясь с разделом «Картинная галерея», школьники обращаются к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале изобразительного искусства. Учащиеся получают представление о связи литературы с музыкой (например, в главе учебника для 2 класса «Завязка, тайны искусства...»). Это делает все обсуждаемые проблемы общими для всей художественной культуры.

В учебниках с 1 по 4 класс заложена единая логика развития мысли и познания.

На уроках литературного чтения в 1 классе продолжается работа по развитию навыка чтения, начатая в азбучный период. Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстами разного типа. Основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому.

Во 2 классе программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в ряд других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого. На протяжении второго года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом.

Курс 3 класса продолжает работу по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Читаются произведения, передающие целую гамму разнообразных, тонких чувств и ощущений, доступных детям. Сравниваются произведения разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы. Расширяется читательский кругозор младших школьников и круг проблем, освещаемых литературными произведениями. Дается представление о жанре басни. Читательский багаж пополняется за счет мифологии и фольклора разных народов. Особенностью работы в 3 классе является формирование начального представления

об общих корнях и путях развития литературы разных народов, об истории становления некоторых жанров фольклора и литературы и об их специфике.

Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития. Анализируется поэтика произведений более сложных по своему художественному содержанию, к тому же более объемных (повесть). Ведется работа с былиной. Происходит знакомство с драмой. Углубляются представления об отличии фольклора от авторской литературы. Выявление позиции автора, вычитывание авторской оценки изображаемого, авторской точки зрения завершает представление об особенностях авторской литературы. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей разных веков, о тематике, героях, художественной манере. Закладываются основы изучения литературного процесса. «Сталкивая» художественные произведения разных времен и народов, разрешая возникающие коллизии, школьники продвигаются в литературном развитии и общем развитии в целом. Программа раскрывает основные подходы и стержень работы, оставляя учителю простор для творчества.

В соответствии с Образовательной программой МБОУ «Лицей-интернат (школа для одаренных детей) г. Буинска РТ», рабочая программа рассчитана на 102 часа в год при 3 часах в неделю. Примерная программа по литературному чтению рассчитана на 136 часов, поэтому в авторскую программу внесены изменения за счет уплотнения содержания. Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет объединения тем.

Содержание программы


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос к учебному тексту, научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение вслух. Чтение про себя. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи.

Умение вести диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно - популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Мини - сочинения (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, былин, легенд (по отрывкам или небольшим текстам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный (с цитированием), выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных прочитанных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Сопоставление поступков героев, мотивы поступка персонажа. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в классической и современной литературе, литературе разных народов.

Библиографическая культура. Книга как источник знаний об окружающем мире и внутреннем мире человека. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге с опорой на ее внешние показатели, справочно-иллюстративный материал книги. Типы изданий: произведение, сборник, собрание сочинений, периодические издания, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Устное народное творчество. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Углубление представления о жанрах народного и авторского творчества. Общее представление о новом типе отношений человека и мира. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в былине.

Былина. Характеристика героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими подвигами свое отечество). Илья Муромец и Никита Кожемяка как герои былинных циклов. Основные герои русских былин. Героическая тональность былин. Сравнение с героикой мифов.

Волшебная сказка. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. От победы с помощью магической силы - к торжеству ума, смекалки.

Авторская волшебная сказка: сходство с народной сказкой и отличия.

Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора. Сатирическая интонация бытовых сказок. Народная и авторская социально-бытовая сказка.

Пословица. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной .мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице (иносказание) и поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам. Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы.

Жизнь жанров фольклора во времени. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебную сказку и былину.

Басня. Корни басни в сказке о животных. От сказочного схематизма древних басен, перечисления действий персонажей - к яркой зарисовке картинки из жизни. Нравоучение пословицы как прототип морали басни. Басня как жанр, объединяющий разные типы повествования. Отношение к изображаемому, скрытое в тексте басни. Явно высказанная авторская оценка, заключенная в морали басни.

Авторская литература. Возможности разных видов повествования: прозы, поэзии, драмы.

Проза. Преобладающая тональность повествования в разных жанрах. Выбор жанра и интонации повествования как средство выражения авторского отношения. Выработка жанрового ожидания.

Сказочная повесть. Сосуществование реального и сказочного мира. Путешествия, превращения, испытания и подвиги героев. Волшебные помощники, предметы, числа. Реальность переживаний героя. Проявление характера в поступках и речи. Развитие характера во времени. Нравственные коллизии повести, работа героя по преодолению своих недостатков. Воспитание и самовоспитание героя.

Рассказ. Событие в рассказе - яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени. Драматизм рассказа. Внутренний мир героя. Отличие авторской точки зрения от точки зрения героя.

Поэзия. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжет разворачивания переживания. Эмоциональное заражение читателя силой чувств. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использование повтора и риторических вопросов для создания образа. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»).

Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приемы изображения).

Драма. Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Наблюдение за особенностями драмы, композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, действий на картины; наличие списка действующих лиц, авторских комментариев - ремарок. Внешняя устраненность автора в драматическом произведении: основной текст пьесы - это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Авторское присутствие в ремарках. Авторская позиция, выраженная устами героя.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование; изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Круг чтения четвертого года обучения

Устное народное творчество

Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки.

Мифологические сюжеты Древней Греции. Подвиги Геракла.

Былины

«Как Илья из Мурома богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Илья Муромец», «Никита Кожемяка», «Садко».

Русские народные волшебные и бытовые сказки

«Иван-царевич и серый волк», «Летучий корабль», «Марья Моревна», «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», «Семь Симеонов», «Что дальше слышно», «Кашица из топора», «Как Иван-дурак дверь стерег», «Мена», «Как мужик гусей делил», «Петухан Куриханыч».

Классики русской и зарубежной литературы

А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Жуковский, Е. Баратынский, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Блок*, С. Есенин*, К. Бальмонт, В. Хлебников, И. Бунин, М. Цветаева, А. Ахматова, А. Маяковский*, Саша Черный, Н. Асеев, Д. Кедрин, Н. Рыленков*.

И. Крылов «Слон и Моська»; М. Лермонтов «Бородино»; Н. Некрасов «Крестьянские дети»; А.К. Толстой «Илья Муромец».

А. Чехов «Ванька», «Белолобый», «Каштанка»*; А. Толстой «Детство Никиты»*;А. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»*; Л. Андреев «Петька на даче»; А. Куприн «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях», «Слон»; Саша Черный «Дневник фокса Микки»; Л. Чарская «Сказки»*.

В. Гюго «Гаврош»*; М. Метерлинк «Разум цветов»*; Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец»*.

Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести

Братья Гримм «Маленькие человечки»*; Г. X. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок»*, «Русалочка»*, «Елка»*; Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»; В. Гауф «Карлик Нос»*; О. Уайльд «Мальчик-звезда»*.

С. Маршак «Двенадцать месяцев»; П. Бажов «Огневушка-Поскакушка»; С. Прокофьева «Лоскутик и Облако».

Современная русская и зарубежная литература

С. Маршак, Б. Заходер, Ю. Мориц*, М. Бородицкая, В. Берестов, Тим Собакин*, Т. Белозеров, Н. Матвеева, Д. Самойлов*, В. Соколов*, Б. Окуджава*, Ю. Левитанский*, К. Некрасова*, В. Солоухин.

М. Пришвин «Земля показалась», «Старый гриб»*; К. Паустовский «Барсучий нос»*, «Резиновая лодка»*; Г. Скребицкий «Счастливый жучок»*; Ю. Яковлев «Мама»; В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!», «Куриный бульон»; Н. Носов «Федина задача»; Ю. Коваль «Самая легкая лодка в мире»; С. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Лисичка»; Ф. Кривин «Часы, минуты, секунды»; Л. Петрушевская «Сказки»*; Ф. Искандер «Рассказы»*.

Дж. Родари «Джельсомино в Стране лжецов»*; О. Пройслер «Маленькое Привидение»*; Т. Янссон «Ель», «Приключения Муми-Тролля»*.

Японские трехстишия.

Приключения и фантастика

В. Крапивин «Старый дом»; В. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»*; Е. Велтистов «Приключения Электроника»; А. Мошковский «Пятеро в звездолете»; Ю. Сотник*, В. Железников*, Л. Кассиль*, Л. Лагин «Старик Хоттабыч»*; К. Булычев «Приключения Алисы»*.

М. Твен «Приключения Тома Сойера»*; Д. Дефо «Робинзон Крузо»*; Д. Свифт «Путешествие Гулливера»*; Р. Брэдбери «Р - значит ракета»*.

Учебно-тематический план


Глава 1. Волшебная старина (20 часов)

Крутим барабан времени. Путешествие во времени с помощью произведений искусства: С. Маршак «И поступь, и голос у времени тише...», картина М. Шагала «Часы с синим крылом».

Древнее восприятие человеком хода времени через жизнь природы. Пословицы и поговорки русского земледельца.

Наедине с книгой. Мир сказок: «Иван- царевич и серый волк», «Летучий корабль». Законы волшебной сказки. Отражение в сказке представлений древних людей о мире.

В. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке». Проникновение элементов конкретного исторического времени в сказку.

Пословицы и поговорки о качествах человека: ум, смекалка, доброта, трудолюбие, честность.

Подвиги Геракла, героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти Природы (по древнегреческим мифам о Геракле в учебнике и хрестоматии).

Подвиги русских богатырей. Знакомство с жанром былины: «Как Илья из Мурома богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Никита Кожемяка». Красота и своеобразие языка русской былины. Художественные особенности былины. Черты древней сказки и исторические подробности в былине. Приметы исторического времени в былине.

Мотивы былины в художественном произведении (А.К. Толстой «Илья Муромец»).

Сравнительный анализ картин художников М. Врубеля «Богатырь» и В. Васнецова «Богатыри».

Жизнь жанра сказки во времени. Отличие волшебных сказок от бытовых (на примере народных сказок «Что дальше слышно», «Как Иван-дурак дверь стерег», «Кашица из топора»).

Мотивы бытовой сказки в художественном произведении (С. Маршак «Сказка про короля и солдата»).

Особенности авторской сказки Г. X. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Глава 2. Пленительные напевы (22 часов)

Понятие «классической» поэзии. Особенности художественного мира, созданного в стихотворениях В. Жуковского «Там небеса и воды ясны!..», А. Пушкина «Москва... как много в этом звуке...». Разные образы родины.

Формирование чувства причастности к отечественной истории и культуре. Поэзия и история. Отечественная война 1812 года в стихотворении М. Лермонтова «Бородино».

Басня И. Крылова «Слон и Моська» (и другие по выбору из хрестоматии).

Отрывок из стихотворения Н. Некрасова «Крестьянские дети». Выразительность поэтического образа, созданного Н. Некрасовым. Средства выразительности, которыми он создан.

Наедине с книгой. Судьба твоего ровесника, жившего в XIX веке. Два мира Ваньки Жукова (по рассказу А. Чехова «Ванька»).

Эмоциональный тон и характер воспоминаний о детстве лирического героя стихотворения И. Бунина «Детство».

Два мира (мир парикмахерской и мир дачи) в рассказе Л. Андреева «Петька на даче». Главный герой рассказа, его возрождение и возвращение.

Сравнительный анализ картин А. Венецианова «Жнецы» и В. Маковского «Свидание»; М. Добужинского «Окно парикмахерской» и М. Шагала «Окно».

Особое восприятие реального времени в стихотворении Ф. Тютчева «Смотри, как роща зеленеет...».

Наедине с книгой. В реальном мире волшебной сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Особенности волшебного мира в авторской сказке. Разные сюжетные линии. Вставная «Сказка о твердом орехе» Решающий поединок - кульминация сказки. Финал сказки. Отзыв о сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Мир драмы. Где искать автора? Что такое пьеса (на примере пьесы С. Маршака «Двенадцать месяцев»). Характеры героев и персонажей пьесы. Конкурс инсценировок.

Сложное чувство единения со всем миром, понимание, приятие и любовь (по стихотворению Саши Черного «Рождественское», сказке Туве Янссон «Ель»).

Глава 3. Огонь волшебного рассказа (28 часов)

Поэтические образы, выражающие нежные чувства, сердечную привязанность к родным местам, по стихотворению Д. Кедрина «Я не знаю, что на свете проще?..».

Необычный взгляд на мир. Наблюдательность художника, писателя, поэта: картина К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», рассказ М. Пришвина «Земля показалась», стихотворение Н. Асеева «Февраль».

Образы родной природы в картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

Наедине с книгой. Загадки авторской сказки (по сказке П. Бажова «Огневушка- Поскакушка»), Нравственные проблемы, поднятые в произведении. Основные мотивы и главная мысль сказки. Особенности авторского повествования.

Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях А. Пушкина «Зимняя дорога», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...». Три вида рифмы - три разных образа.

Красота и выразительность пушкинского стиха (по стихотворению «Зимнее утро»).

Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А. Чехова «Белолобый».

Наедине с книгой. Необычное восприятие мира в рассказе А. Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях».

Хрупкость мира в шуточной интерпретации Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?..».

Знакомьтесь - дневник, написанный собакой (Саша Черный «Дневник фокса Микки»), Главный герой. Его характер. Кульминация повести и развязка.

Мир глазами ребенка. Сила мечты и любви (по рассказу А. Куприна «Слон»).

Время во власти автора. Чудесное весеннее преображение (А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»).

Искусство - мир чувств, впечатлений, переживаний. Мир семьи, друзей в рассказе Ю. Яковлева «Мама», стихотворениях В. Берестова «Разлука», «Семейная фотография». Лирический герой В. Берестова. Урок выразительного чтения стихов наизусть.

Работа с аннотацией на примере юмористических рассказов В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!», «Куриный бульон», Н. Носова «Федина задача».

Глава 4. Все, что сердцу мило (32 часа)

Тайны поэзии. А. Фет (стихотворение «Это утро...»). Образ весны и ручья в стихотворении Н. Матвеевой «В лощинах снег...». Уроки выразительного чтения.

Мир авторской сказки С. Козлова «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды». Поэтическая сказка Сергея Козлова «Лисичка».

Выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с читателем, создавая выразительные образы, (по стихотворению М. Цветаевой «Красною кистью...», хокку японских поэтов Иссё, Бусона, Кёрай, Кикаку). Урок - праздник поэзии: читаем хокку.

Поэтические секреты по стихотворению К. Бальмонта «Как я пишу стихи» и картине М. Шагала «Над городом».

Строим воздушные замки (по стихотворениям Е. Баратынского «Чудный град...», А. Фета «Воздушный город», Б. Заходера «Воздушные замки»). Сложное чувство одиночества, вдохновения, творческого порыва (М. Лермонтов «Парус»),

Необычный герой и необычный мир в художественном произведении: Ю. Коваль «Писатель-путешественник», В. Крапивин «Старый дом». Авторская сказка-повесть (по произведению С. Прокофьевой «Лоскутик и Облако»), Размышления о времени и себе. Твое место в мире семьи, школы, города, страны (на материале притч Ф. Кривина, В. Солоухина, фантастических повестей А. Мошковского, Е. Велтистова, картин С. Дали).


Виды и формы контроля

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа. Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.

Письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Используются и тестовые задания.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также проводится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (предлоги считать). Для проверки понимания текста после чтения учитель задает вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки понимания текста заготавливаются индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик.

Система контрольных и проверочных работ


Период

№ урока

Компетенция

1 четверть

5

Сочинение по картине В.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

8

Навык чтения вслух

20

Проверь себя!

26

Навык чтения вслух

2 четверть

42

Проверь себя!

46

Навык чтения вслух

47

Контрольная работа за 1-е полугодие

3 четверть

62

Сочинение по картине А.Саврасова «Грачи прилетели»

71

Проверь себя!

78

Навык чтения вслух

4 четверть

92

Сочинение по картине В.Поленова «Московский дворик»

96

Электронные библиотеки

98

Навык чтения вслух

99

Контрольная работа за 2-е полугодие

100

Сочинение «Город будущего»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;

  • интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения;

  • основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;

  • чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;

основы для принятия культурных традиций своей страны;

  • основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;

- осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;

умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусства;

- осознания искусства и литературы как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира;

  • ориентации в системе личностных смыслов;

  • ответственности человека за себя и близких, о необходимости высших чувств любви, внимания, заботы;

  • способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества;

понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств - вины, совести как основы морального поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осознавать этапы организации учебной работы;

  • принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;

  • вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;

  • осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);

  • осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;

  • проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;

  • осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;

- осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;

  • обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;

  • осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;

  • отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • - устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений;

  • находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д., а также в контролируемом пространстве Интернета);

- соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;

  • использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;

  • учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

  • сотрудничать с учителем и сверстниками;

  • грамотно формулировать вопросы;

- используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;

- принимать участие в коллективных проектах

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;

  • открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;

  • проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;

  • адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;

использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.


Предметные результаты


Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  • выразительно читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика, в т.ч. стихотворения любимого поэта;

  • эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, определять тему произведения;

  • кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;

  • выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;

  • сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

  • давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

  • находить известные средства художественной выразительности;

  • осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы;

- самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках;

  • вычленять систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности композиции произведения;

  • самостоятельно читать тексты большого объема;

  • выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;

  • осознавать деление литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;

  • воспринимать юмор, иронию в литературе;

  • воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;

- воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения в разных видах повествования.

Круг детского чтения

Выпускник научится:

  • - ориентироваться в книге по названию, оглавлению и другим элементам книги;

  • отличать сборник произведений от книги одного автора;

  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • писать отзывы и аннотации на прочитанные книги; вести читательский дневник;

  • работать с тематическим каталогом;

- работать с детской периодикой.

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

  • отличать художественные произведения разных жанров (сказки, басни, былины и др.);

  • находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;

  • распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы и др.;

- практически различать прозаические, поэтические и драматические произведения и показывать особенности каждого вида повествования

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя;

  • различать средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор );

  • видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении;

  • видеть развитие настроения;

  • создавать собственные небольшие тексты с использованием некоторых средств художественной выразительности по аналогии c. изученными произведениями;

  • знать о существовании «бродячих сюжетов» в мировой литературе;

  • понимать особенности жанра басни, былинного повествования;

  • эмоционально воспринимать и определять язык, напевность, ритм былин;

- называть основных героев русских былин.

Творческая деятельность учащихся

Выпускник научится:

  • выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров;

  • участвовать в чтении по ролям литературных произведений;

  • пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;

  • реконструировать текст, восстанавливая последовательность событий;

  • передавать свое впечатление о литературном произведении в творческой форме, в т.ч. создавая иллюстрации;

  • описательно рассказывать о любимом писателе, поэте;

  • писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;

- писать небольшие по объему сочинения по картине

Выпускник получит возможность научиться:

  • пересказывать текст, передавая при этом чувства героя и главную мысль автора произведения;

  • самостоятельно определять интонационные средства выразительного чтения, участвовать в конкурсах чтецов;

  • участвовать в инсценировках литературных произведений;

- писать сочинения-рассуждения на свободную тему, сочинения - описания природы.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета


Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 4 кл.: в 2 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013

2. Яковлева С.Г. Контрольные и проверочные работы. 1-е полугодие. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014

3. Яковлева С.Г. Контрольные и проверочные работы. 2-е полугодие. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014


Специфическое сопровождение (оборудование):

- иллюстрации к литературным произведениям;

- портреты писателей;

- репродукции произведений живописи;

- мультимедийный проектор


Специфическое сопровождение (оборудование):

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

  • магнитная доска;

  • персональный компьютер;

  • мультимедийный проектор


Интернет-ресурсы

1.Образовательные проекты портала «Внеурочка.ру» ( Литературное чтение: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы). - Режим доступа:
2.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа:
4.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа:



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал