7


  • Учителю
  • Рабочая программа внеурочной деятельности Театр

Рабочая программа внеурочной деятельности Театр

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42

муниципального образования Абинский район













ПРОГРАММА

кружка « Театр»



ВОЗРАСТ 3-4 КЛАСС

(9-11 ЛЕТ)

РАССЧИТАНА НА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ































Составитель:

учитель начальных классов МБОУ СОШ №42

Мартиди Людмила Анатольевна











































































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Театральное искусство возникло в незапамятные времена, на заре человеческой культуры. Ни один че6ловек не может остаться безучастным к этому виду искусства. Ведь роль театрального актера примеряем все мы буквально в первые годы жизни. Когда девочка рассаживает перед собой своих кукол, ведет с ними длинные разговоры, «озвучивает» каждую из своих любимиц - разве это не маленький домашний театр, где у каждого своя роль? А когда мальчишка, вооружившись всеми своими пистолетами, разыгрывает свои баталии - разве это не театральное действие?

Многие дети это желание примерять на себя различные роли: роль мамы, роль учителя, роль любимого киногероя - сохраняют на долгие годы. Далеко не все из них станут профессиональными актерами. Не все из них, став взрослыми, смогут удовлетворить свою потребность в перевоплощении. Но в период детства и юности ребята должны иметь возможность реализовать свою потребность в развитии своих творческих способностей, в том числе и театральных.

Театральное объединение, работающее на базе образовательного учреждения, имеет свои преимущества:

- в объединение приходят заниматься учащиеся, хорошо знающие друг друга, что позволяет им быстрее адаптироваться в объединении , преодолеть стеснительность, боязнь показаться смешными, нелепыми, представляя смешные или отрицательные персонажи;

у участников объединения много общих интересов, совместно пережитые истории, которые являются источником вдохновения, а порой сами становятся основой для театральной миниатюры.

Основной целью работы объединения театральных миниатюр является: приобщение учащихся к театральному искусству, развитие у учащихся творческих способностей, овладение основными средствами театрального искусства, популяризация театрального искусства среди учащихся.

Задачи, решаемые на занятиях объединения театральных миниатюр:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения театра.

  2. Познакомить с профессиями людей, создающих спектакль.

  3. Научить с помощью средств театральной выразительности образно представлять разнохарактерных персонажей.

  4. Учить определять характерные для данного персонажа черты и передавать их, используя средства театральной выразительности.

Программа занятий объединения театральных миниатюр не предусматривает каких-либо возрастных ограничений, так как тематика занятий подобрана так, чтобы можно было использовать различный литературный материал, учитывающий возрастные особенности и способности учащихся данного состава. Программа также позволяет при подборе литературного материала учитывать не только особенности учащихся, но и их интересы, дает возможность использовать сценки из жизни самих учащихся. Начиная буквально с самых первых занятий, педагог старается увлечь ребят не только созданием образов героев из авторских сценок, но и воплощать на сцене ситуации из их реальной жизни.

В объединении театральных миниатюр не ставится задача постановки больших по объему материала спектаклей. Ребята под руководством педагога работают над небольшими театральными миниатюрами. Это позволяет больше заинтересовать учащихся, так как они быстрее могут увидеть результаты своего труда в объединении, испытать ситуацию успеха. Кроме того, сменяемость литературного материала, также соответствует возрастным психологическим особенностям учащихся. Поэтому выбор такой формы театрального творчества, как театральная миниатюра, вполне обоснован.

И, наконец, такая форма театрального творчества не требует большого объема и сложности декораций. Это также способствует успешности деятельности такого театрального объединения в условиях обычного образовательного учреждения при нынешнем финансировании образовательных учреждений.

На каждом занятии педагогом проводится не только работа над конкретным литературным материалом, но и работа с учащимися над овладением средствами театральной выразительности: работа над силой голоса, артикуляцией, интонационной выразительностью, ритмикой, сценическим движением.

В ходе занятий учащиеся объединения учатся доброжелательно относиться друг к другу, прислушиваться к мнению товарищей, учатся корректно высказывать свое мнение не только о своей деятельности, но и о деятельности своих товарищей, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Педагог следит за тем, чтобы учащиеся постепенно повышали уровень своих знаний, умений и практических навыков, чтобы каждый ребенок нашел свое место в объединении, чувствовал себя уютно и комфортно, имел возможность для творческого роста, был активным участником жизни объединения.

Творческий рост учащихся достигается подбором более сложного чем ранее литературного материала для всего объединения в целом, подбором более сложных чем ранее ролей для каждого учащегося, учитывающих его индивидуальные особенности, способности и возможности.

Необходимо также следить за тем, чтобы предлагаемый для учащихся литературный материал был высокохудожественным.

Педагог может выбирать различные формы проведения занятий: от фронтальных, до групповых и индивидуальных. Занятия, на которых учащиеся знакомятся с предлагаемым литературным материалом, обсуждают характеры героев, распределяют роли, проводятся со всей группой одновременно. Занятия, на которых проводится работа над интонационной выразительностью, на которых разбираются и репетируются отдельные мизансцены или музыкальные фрагменты, обычно проводятся либо индивидуально с каждым учащимся, либо с небольшой группой учащихся, занятых в конкретном фрагменте. Занятия, на которых отдельные фрагменты театральной миниатюры объединяются в единое целое (сводные репетиции), конечно, проводятся со всей группой учащихся, занимающихся в объединении.

Занятия строятся таким образом: сначала проводится работа над артикуляцией, интонационной выразительностью, пластикой движений (на каждом занятии проводится 1-2 вида работы), затем проводится работа с использованием этюдов. Затем проводится работа с тем литературным материалом, который инсценируется в данный период времени (в соответствии с календарно-тематическим планом).

Данная программа позволяет работать с детьми любого школьного возраста. Педагогу при этом необходимо учитывать следующее:

  • состав учащихся в каждой группе объединения не должен сильно отличаться по возрасту;

  • необходимо подбирать материал по каждой теме программы в соответствии с возрастом тех учащихся, которые в данной конкретной группы.

Данная программа рассчитана на два года обучения.











ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.



К концу учебного года учащиеся первого года обучения должны знать:

  1. Краткие исторические сведения об истории театра.

  2. Название профессий тех, кто работает над созданием спектакля, значение каждого для успеха создаваемого спектакля.

  3. Наиболее часто встречающиеся термины, используемые в ходе работы над театральной миниатюрой.

  4. Основные закономерности построения мизансцен на сценической площадке.

  5. Правила поведения в театре.





К концу учебного года учащиеся первого года обучения должны уметь:

  1. Запоминать текст своей роли и последовательность реплик, монологов и диалогов.

  2. Передавать характер исполняемого ими персонажа, используя простейшие средства театральной выразительности (сила голоса, интонационная выразительность, пластика движений и др.)

  3. Запоминать построение отдельных мизансцен и воспроизводить их во время репетиций и выступлений.

  4. Анализировать свои действия и действия товарища в ходе репетиции или выступления и при необходимости вносить коррективы.

  5. Спокойно воспринимать замечания в свой адрес, понимать, что его действия - это только часть общего дела, подчинять свои интересы интересам коллектива.

  6. Концентрироваться перед выступлением, не отвлекаться во время выступления.

  7. Реально оценивать свои возможности и способности при распределении ролей.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения)



п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе теоретич.

В том числе практич.

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

2

-

2

Тематические беседы

5

5

-

3

«Наш веселый урок»

5

-

5

4

«Наш язык велик, но все же…»

5

-

5

5

«Зимние забавы»

5

-

5

6

«Мальчишки и девчонки»

5

-

5

7

«Школьные курьезы»

5

-

5

8

Итоговое занятие

2

2

-



ИТОГО:

34

9

25



Содержание занятий



Вводное занятие.

Знакомство с театральным искусством как одним из видов художественного творчества. Знакомство с программой работы объединения. Традиции объединения. Правила поведения во время занятий. Требования техники безопасности при проведении занятий.



Тематические беседы.

В течение учебного года проводятся пять тематических бесед. Тематику их проведения выбирает руководитель объединения. В ходе этих бесед учащиеся знакомятся с историей возникновения театра в мире и в России, знакомятся со специальной терминологией, используемой в театре, с профессиями тех, кто готовит спектакль. Одну из бесед необходимо посвятить взаимоотношениям тех, кто участвует в показе в спектакле, и тех, кто присутствует в театре в качестве зрителя, уделив особое внимание правилам поведения в театре. Одну из тематических бесед можно провести на сцене культурно-досугового центра, чтобы познакомиться с устройством сцены.

«Наш веселый урок»

Для подготовки инсценировки на данную тематику можно использовать готовый литературный материал, предлагаемый в специальной литературе или материал о различных интересных случаях произошедших на уроках в школе, создавая на основе имеющегося материала текст инсценировки. Выбор варианта зависит от обеспеченности объединения сценарным материалом, умения руководителя готовить авторские тексты инсценировок, состава, возраста, способностей ребят, занимающихся в объединении.

Чтение текста инсценировки по ролям. Распределение ролей. Репетиции отдельных мизансцен. Репетиции музыкальных фрагментов. Сводные репетиции. Показ инсценировки учащимся школы.



«Наш язык велик, но все же…»

Эта тема посвящается проблемам русского языка, с которыми приходится встречаться ребятам в жизни. Инсценирование производится либо на основе готового сценария, имеющегося в специальной литературе либо на основе специально подобранного материала,, либо путем объединения этих двух источников.

Чтение текста инсценировки по ролям. Распределение ролей. Репетиции отдельных мизансцен. Репетиции музыкальных фрагментов. Сводные репетиции. Показ инсценировки учащимся школы.



«Зимние забавы»

Обсуждение литературного сценария, выбранного руководителем. Это может быть любая зимняя сказка, посвященная зиме, Новому году, приключениям сказочных героев в зимний период.

Чтение текста инсценировки по ролям. Распределение ролей. Репетиции отдельных мизансцен. Репетиции музыкальных фрагментов. Сводные репетиции. Показ инсценировки учащимся школы.



«Мальчишки и девчонки»

Выбор материала для инсценировки. Можно использовать случаи из жизни учащихся или случи, найденные в литературе, в средствах массовой информации.

Чтение текста инсценировки по ролям. Распределение ролей. Репетиции отдельных мизансцен. Репетиции музыкальных фрагментов. Сводные репетиции. Показ инсценировки учащимся школы.



«Школьные курьезы»

В основу данной инсценировки могут быть положены байки, анекдоты, описания курьезных случаев из школьной жизни

, найденные в различных источниках.

Чтение текста инсценировки по ролям. Распределение ролей. Репетиции отдельных мизансцен. Репетиции музыкальных фрагментов. Сводные репетиции. Показ инсценировки учащимся школы.



Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год. Показ родителям учащихся объединения наиболее интересных фрагментов инсценировок, подготовленных в течение учебного года. Поощрение лучших учащихся и родителей, принимавших активное участие в организации работы объединения.



ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



К концу учебного года учащиеся первого года обучения должны знать:

  1. Особенности театрального искусства разных стран и народов.

  2. Жанры театрального искусства.

  3. Историю создания и особенности театрального костюма и театральных декораций.

  4. Роль музыки в театральном искусстве.



К концу учебного года учащиеся первого года обучения должны уметь:

  1. Определять характеры героев инсценировки и выбирать необходимые средства выразительности

  2. Подбирать литературный материал в различных источниках (книги, газеты, журналы, случаи из собственной жизни, рассказы сверстников, близких и др.)

  3. Участвовать в создании сценария инсценировки.

  4. Создавать эскизы костюмов героев инсценировок.

  5. Самостоятельно анализировать свое выступление.





Учебно-тематический план

(второй год обучения)



п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе теория

В том числе практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Тематические беседы

5

5

-

3.

«Однажды так случилось с нами»

5

-

5

4.

«Зимние фантазии»

5

-

5

5

«Театр? Театр… Театр!»

10

-

10

6

«Наша школьная планета»

5

-

5

7.

Итоговое занятие

2

2

-

Итого:

34

9

25



Содержание занятий



Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы объединения на учебный год. Постановка творческих задач для каждого учащегося.



Тематические беседы.

В ходе те6матических бесед учащиеся знакомятся с особенностями театрального искусства в разных странах, у разных народов, знакомятся с жанрами театрального искусства, с особенностями театрального костюма и театральных декораций, ролью музыки в театральном искусстве.

Тематику бесед руководитель объединения подбирает в зависимости от возраста и имеющегося методического материала. Поэтому приведенная выше тематика может считаться примерной.



«Однажды так случилось с нами»

Сценарный материал для этой темы собирается учащимися вместе с руководителем. Ребята также участвуют в разработке сценария. Обсуждается характер, особенности каждого персонажа. Каждый участник объединения выбирает роль или роли, которые он хотел бы сыграть в данной инсценировке. При распределении ролей учитываются как пожелания участников, так и мнение окружающих. Создаются эскизы костюмов, выбираются средства выразительности для исполнителя каждой роли. Обсуждается построение отдельных мизансцен, выбор музыкального и художественного оформления инсценировки. Проводятся репетиции отдельных мизансцен, музыкальных фрагментов, проводятся сводные репетиции. Показ инсценировки учащимся и педагогам школы, родителям учащихся. Такая же схема сохраняется при работе над каждой инсценировкой, включенной в план второго года обучения.



«Зимние фантазии»

Знакомство с традициями проведения зимних календарных праздников в нашей стране. Выбор текста инсценировки. Распределение ролей. Подготовка костюмов. Подбор традиционных игр, для включения в инсценировку, с целью активизации участия зрителей в ходе инсценирования.

Чтение текста инсценировки по ролям. Распределение ролей. Репетиции отдельных мизансцен. Репетиции музыкальных фрагментов. Сводные репетиции. Показ инсценировки учащимся школы.



«Театр? Театр… Театр!»

Данная инсценировка готовится к Международному Дню театра. Можно использовать любой готовый литературный материал. Можно вместе с ребятами разработать сценарий театрального капустника. Возможен вариант проведения театрального концерта, в программу которого включаются одновременно несколько небольших театральных инсценировок.

Дальнейшая работа над инсценировкой ведется аналогично работе над другими инсценироками.



«Наша школьная планета»

Данная тема - итог всей работы учащихся за два года обучения. Ребята применяют все навыки и умения, полученные за два года обучения. Тема инсценировки выбирается вместе с ребятами, они под руководством педагога собирают необходимый для сценария материал, составляют сценарий, разрабатывают и изготавливают необходимые костюмы, готовят декорации. Показ данной инсценировки также является своеобразной зачетной работой учащихся объединения.



Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год. Поощрение лучших учащихся и родителей. Показ родителям отдельных фрагментов инсценировок, подготовленных за год. Вручение памятных дипломов либо присвоение званий всем участникам по номинациям





ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ



Основной формой контроля за выполнением программы работы объединения является выступление учащихся на различных школьных праздниках, массовых мероприятиях.

Список литературы.



Авров Д.Н. Спектакль и зритель (Как смотреть и оценивать спектакль). Книга для учащихся ст. классов. - М., Просвещение, 1985. - 96 с., ил.



В школьном театре. Сборник. М.: Детская литература, 1971. - 511 с., ил.



Кузьмин А.И. У истоков русского театра: Книга для учащихся, - М,: Просвещение, 1984. - 160 с., ил.



Мировая художественная культура. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений /Г.И.Данилова и др. - М.: Издательство «Интербук», 2001. - 240 с., цв. Вклейка 32 с.: ил.Горович Б. Оперный театр: Пер. с польского. М.: Малькова. - Л.: Музыка, 1984. - 224 с., ил.



Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников.Пособие для учителей нач. классов. М., «Просвещение», 1975. - 128 с., ил.



Моров А.Г. Три века русской сцены. Кн. 2. Книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1984 г. - 335 с.



Ремез О.Я. Мой друг театр. М.: Издательство «Советская Россия», 1967 г -175 с.



Федорова В. Ф. Русский театр XIX века. - М.: Знание, 1983. - 160 с.



Я познаю мир: Детская энциклопедия. Театр. Автор: И.А.Андрианова-Голицына; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ; ООО «Издательство Астрель», 2000 - 448 с.: ил.









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал