7


  • Учителю
  • Программа и КТП по внеурочной деятельности Любимые игры

Программа и КТП по внеурочной деятельности Любимые игры

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Екатериновка муниципального района Красноярский Самарской области





Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено

Директор школы Зам.директора по УВР на заседании

_________Бореева Н.А. ______Захарова И.А. протокол от «___»_________201 г «___»__________201 г «___»_________201 г





«Любимые игры»

(спортивно-оздоровительное направление)

Возрастная категория обучающихся: 7-11 лет







.











  1. г

  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

В результате освоения содержания материала на занятиях физическими упражнениями во внеурочное время учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития:

- начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья; начнут осознанно использовать знания, полученные во время подвижных игр;

- освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;

- освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;

- научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств;

- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма при занятиях физическими упражнениями;

- научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения;

- приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать различными способами, метать мячи, лазать и перелезать через препятствия;

- научатся выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации;

- научатся передвигаться на лыжах;

- научатся сохранять правильную осанку;

- освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в процессе игровой и соревновательной деятельности;

- приобретут навыки коллективного общения и взаимодействия.

Ученик получит возможность научиться: выполнять организующие строевые команды и приёмы; выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча); выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

Требования к УУД:

Личностные :

- формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- формирование умения конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные :

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)

- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.

























  1. Содержание учебного предмета

1 четверть: 9ч.



  1. « Игры для развития сотрудничества и навыков общения»:(3ч) правила игр «Выбери друга», «Вызов номера», Зайцы в огороде», «Лисы и куры», « Паутинка», «Паровозик», «Вспомни слова приветствия», « Иголочка и ниточка»

  2. «Осенние игры разных народов»: (6ч) правила игр «Волки во рву», «К своим флажкам», «Попади в мяч», «Кто дальше бросит», «Прыгающие воробушки», Точный расчёт», «Совушка», «Чай-чай выручай», «Статуя» (армянская игра), «Жмурки обыкновенные», «Звонари» (разновидность «Жмурок обыкновенных»), «Вытащи платок» (азербайджанская игра); использование простых упражнений, необходимых для проведения игр; национальные традиции, обычаи, костюмы Армении и Азербайджана.



2 четверть: 7ч.

  1. «Игры для развития координации движений» (2ч) правила игр « Делай как я», «Следы», « Зеваки», «Зеркало», «На одной руке».

  2. «Любимые игры зимой»: (5ч) правила игр «Зайка беленький сидит», «Башни», «Два Мороза», «Белые медведи», «Юла», «Не потеряй снежок», «Льдинка», «Охотники и зайцы», «Гонки снежных комов», «Охота на куропаток», «Салки со снежками», использование простых упражнений, необходимых для проведения игр.



3 четверть: 10ч.

1. «Народные игры в зимнее время»: (7) правила игр «Засада»,

« Снежки», «Царь горы», «Медведи», «Мороз», «Палочку в снег», «Цепи», « Снежный тир», «Льдинка», « Санный поезд», «Коровка», «Горячий снег», « На санки!», «Зимний котёл»

2.«Весенние игры»: (3 ч) правила игр «Птицы», «Лягушата», «Пчелки и ласточки» (игра на благовещение), «Сова», «Кот идет», «Перепрыгни ручеёк», «Гуси и гусыни» (игры на Масленницу), «Маша-растеряша» (игра-хоровод на Масленницу); традиции празднования Масленницы, традиции празднования Благовещения; национальные традиции, обычаи, костюмы татарского народа.



4 четверть: 8ч.

  1. «Игры - эстафеты» (3ч) правила игр « Команда быстроногих», «Разгрузи машину», «Перетягивание через черту», «Пройди через обручи», «Художники», «Перенеси арбузы», «Эстафета с карточками»

  2. «Летние игры»: (5 ч) правила игр «Штандер-стоп», «Классики», «Третий лишний», «Угадай и догони» («Читанме, бузме») (татарская игра), «Не ходите, зайцы, в огород!», «Ленты тянутся», «Рыбаки и рыбки», «Наседка и коршун», «Дед Мазай»;

- использование простых упражнений, необходимых для проведения игр; «Скакалка», «Горелки», «Двойные горелки», «Шведские горелки», «Продаём горшки» («Чулмак уены») (татарская игра);

- русская обрядовая игра «А мы просо сеяли», «Кострома»;

- использование простых упражнений, необходимых для проведения игр.

Учебно-тематический план



Всего

часов

Из них

УУД

Форма занятия

Форма

контроля

Теор.

Практ.

Игры для развития сотрудничества и навыков общения 3ч

1|1

Выбери друга.

40

10 мин

30мин

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации (предметные УУД);

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни (личностные УУД).

Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Анкетирование «Мои предпочтения в играх»

2|2

«Паровозик»

40

10мин

30 мин

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата (метапредметные УУД);

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха (метапредметные УУД).

Познавательная, игровая

Контроль пульса.

3|3

«Чай-чай выручай»

35

10 мин

30 мин

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (метапредметные УУД).



Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Мониторинг с помощью шкалы самооценки личности по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан

Осенние игры разных народов 6ч.

4|1

«Статуя» (армянская игра)

40

10 мин

30 мин

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (личностные УУД).



Познавательная, игровая

Контроль пульса.



5|2

«Жмурки обыкновенные»

40

10 мин

30 мин

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха (метапредметные УУД).

Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Мониторинг личностных качеств

6|3

«Звонари» (разновидность «Жмурок обыкновенных»)

40

10 мин

30 мин

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата (метапредметные УУД).

Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Методика «Нравственная самооценка»

7|4

«Вытащи платок» (азербайджанская игра)

40

10 мин

30 мин

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (личностные УУД);

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха (метапредметные УУД).

Познавательная, игровая

Контроль пульса.



8|5

Урок повторения «Играем в любимые игры».

40

10

30 мин

- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований (предметные УУД);

- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости) (предметные УУД).

Игровая

Контроль пульса.

Выполнение нормативов

9|6

Научился сам - научи другого.

40

10

30мин

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе (личностные УУД)

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (личностные УУД).

Досугово-развлекательная (игры с ребятами другого класса)

Контроль пульса.

Тестирование по правилам осенних игр

Игры для развития координации движений 2ч

10|1

«Делай как я»»

40

10мин

30 мин

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни (личностные УУД).



Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Методика «Нравственная мотивация»

11|2

«Зеваки»»

40

10 мин

30 мин

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата (метапредметные УУД);

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества (метапредметные УУД).

Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Мониторинг с помощью шкалы самооценки личности по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан

Любимые игры зимой 5 ч.

12|1

«Два мороза»»

40

10 мин

30 мин

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха (метапредметные УУД).



Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Тест на оценку коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)

13|2

«Снежки»

«Гуси и гусыни» (игры на Масленницу)

40

10 мин

30 мин

- формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества (личностные УУД);

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств (личностные УУД).

Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Тестирование по традициям празднования Масленницы

14|3

«Медведи»



«Маша-растеряша» (игра-хоровод на Масленницу)

40

10 мин

30мин

- формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества (личностные УУД).



Познавательная, игровая

Контроль пульса.

15-16| 4-5

Зимняя эстафета

40

10мин

30 мин

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе (личностные УУД);

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха (метапредметные УУД).

Спортивно-оздоровительная

Контроль пульса.

Тестирование по правилам зимних игр

Народные игры в зимнее время 7ч

17|1

«Засада»

40

10мин

30 мин

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни (личностные УУД);

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата (метапредметные УУД).

Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Мониторинг личностных качеств

18|2

«Палочку в снег»

40

10мин

30 мин

- формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества (личностные УУД);

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств (личностные УУД).

Познавательная, игровая

Контроль пульса

19|3

«Снежный тир»

40

10 мин

30 мин

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (метапредметные УУД);

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества (метапредметные УУД).

Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Тест на оценку коммуникативных и организаторских склонностей

20|4

«Санный поезд»

40

10 мин

30мин

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата (метапредметные УУД).



Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Мониторинг с помощью шкалы самооценки личности по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан

21|5

«Медведи»

40

10 мин

30 мин

- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований (предметные УУД).



Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Контроль координации движений

22|6

«Угадай и догони» («Читанме, бузме») (татарская игра)*

40

10 мин

30 мин

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (личностные УУД);

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества (метапредметные УУД).

Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Конкурс рисунков «Татарский национальный костюм»

23|7

«На санки!»

40

10 мин

30 мин

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (метапредметные УУД).



Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Весенние игры 3ч

24|1

«Дед Мазай»

40

10мин

30 мин

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата (метапредметные УУД).

Познавательная, игровая

Контроль пульса

25|2

« Птицы»

40

10мин

30 мин

- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований (предметные УУД);

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха (метапредметные УУД).

Игровая

Контроль пульса.

Тестирование по правилам весенних игр

26\3

Научился сам - научи другого.

40мин

10мин

30мин

- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности (предметные УУД);

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (личностные УУД).

Досугово-развлекательная (игры с ребятами детского сада)

Контроль пульса.

Выполнение нормативов

Игры-эстафеты 3ч

27\1

«Команда быстроногих»

40мин

10 мин

30 мин

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни (личностные УУД);

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата (метапредметные УУД).

Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Методика «Диагностика отношений к жизненным ценностям»

28\2

«Перетягивание через черту»



40мин

10 мин

30 мин

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха (метапредметные УУД).



Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Тест на оценку коммуникативных и организаторских склонностей

29/3

«Эстафета с карточками»

40мин

10 мин

30 мин

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества (метапредметные УУД).

Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Мониторинг с помощью шкалы самооценки личности по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан

Летние игры 5ч

30\1

«Продаём горшки» («Чулмак уены») (татарская игра)

40мин

10 мин

30мин

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (личностные УУД);

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата (метапредметные УУД).

Познавательная, игровая

Контроль пульса.



31\2

Русская обрядовая игра «А мы просо сеяли»

40мин

10 мин

30 мин

- формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества (личностные УУД).



Познавательная, игровая

Контроль пульса.

Мониторинг личностных качеств

32\3

«Кострома»

40мин

10 мин

30 мин

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств (личностные УУД).

Познавательная, игровая

Тестирование «Русские игры»

33-34\ 4-5

Урок повторения «Играем в любимые игры»

40мин

5мин

35мин

- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований (предметные УУД);

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (личностные УУД).

Игровая

Контроль пульса.

Тестирование по правилам летних игр

Используемая литература:

- Для учителя:

  1. В.И. Ковалько « Младшие школьники после уроков». Москва «Эксмо»2010г.

  2. Программа по физическому воспитанию 1-4 классов В. И. Лях 2011г.

  3. Ю.А.Антонова «Лучшие спортивные игры для детей и родителей». М., «Рипол Классик», 2010г;

  4. Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». М., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.



- Для обучающихся:

1. Ю. А. Матюхина «365 лучших подвижных игр для детей 6-9 лет на каждый день». М., «Академия Развития», 2010г.



Список ресурсов:

  1. gisher.ru›armyanskie-narodnie-igri-t13781.html

  2. igrovaya.ru›detail.php?ID=7589

  3. spo.1september.ru›2001/15/1.htm

























Приложение

Осенние игры



«Волки во рву».

По правилам игры на площадке рисуется коридор (ров) шириной 1 метр. Ров можно начертить зигзагообразный, где уже, где шире.

Во рву располагаются водящие - волки двое или трое игроков. Все остальные играющие - зайцы - стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться пойманными. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или становится волком.

Волки могут поймать зайцев только находясь во рву. Зайцы ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога зайца коснулась территории рва, это значит, что он провалился в ров и в этом случае также выбывает из игры.

«Чай-Чай-Выручай».

В начале определяют границу игровой зоны, за которую нельзя забегать и водящего.

Водящий догоняет игроков и тот кого он догнал должен замереть на месте и кричать: «Чай-чай-выручай!» до тех пор, пока его не выручат.

Выручить его может любой из участников, кроме, конечно, водящего, просто дотронувшись до него. При этом задача водящего становится очень непростой, так как он сможет передать свою роль другому только тогда, когда догонит всех остальных игроков, и при условии, что их никто не выручит. В противном случае игра может никогда не закончиться.



«Статуя»

Статуя - армянская игра для 5 - 20 человек.

Игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 человек назначают одного ловца, на 20 человек - четверых ловцов. По назначению ведущего ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них поймать.

Пойманный должен тут же остановиться замереть на месте в том положении, в котором его поймали. Того, кто замер, может «освободить» любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут пойманы все игроки. После этого выбирают новых ловцов, и игра продолжается.

Убегающий, по инерции выбежавший за пределы поля, считается выбывшим из игры.



«Жмурки

Детская игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других.

Для игры потребуется платок, чтобы завязать глаза игроку (жмурке), который будет всех ловить. Далее его крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он немного потерял ориентацию в пространстве.

Он должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать. Если он правильно опознал игрока, то они меняются местами.

Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то игроки должны крикнуть "Огонь!", но нельзя так делать чтобы отвлечь жмурку от игрока.



«Вытащи платок».

Вытащи платок - это азербаджанская игра, в которую играют 10 и более человек.

Инвентарём служат платки. Две команды выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии. Между ними проводится черта. У каждого сзади за пояс заткнут носовой платок или косынка. По жребию одна из команд становится водящей. По команде судьи дети двигаются вперед (водящие стоят на месте), переходят черту, и тут судья кричит: «Огонь!» Игроки бегут обратно, а противники (водящие) стремятся их догнать, чтобы вытащить из-за пояса платок. Затем команды меняются ролями.



Зимние игры

«Зайка беленький сидит»

Играющие подражая зайчикам бегают, веселятся на площадке-полянке, а потом, приседают на корточки.

Взрослый вместе с детьми произносит следующие слова:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Дети поднимают руки к голове и шевелят руками, как зайцы ушами. Взрослый продолжает:

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть.

Дети встают и хлопают в ладоши, а потом, скрестным движением рук, хлопают себя по плечам, делают вид, что греются.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

На эти слова дети подпрыгивают на двух ногах на месте. Наконец, взрослый говорит:

Мишка зайку испугал.

Зайка прыг... и ускакал.

Он пугает детей, изображая мишку, они разбегаются по площадке кто куда.





«Два Мороза»

Подготовка. На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос".

Содержание игры. По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами:

Мы - два брата молодые,

Два Мороза удалые:

Я - Мороз Красный Нос,

Я - Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз! -



и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

Правила игры: 1. Начинать бег можно только после окончания речитатива.

2. Осаливание за линией города не считается.

3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой.



«Юла»

Название, впрочем не единственное. Так называлась игра в Астрахани. Но там же - и иначе; «Купи бычка». В Москве и Симбирске она бытовала под названием «Коровка», а в Тульской губернии ее звали «Ласы».

Юла, бычок, ласа - это кусочек льдинки. Водящий, стоящий в центре круга, образованного играющими, прыгает на одной ноге, а другой старается поддать льдинку так, чтобы она ударилась о чью-нибудь ногу, и при этом приговаривает: «Купи коровку!» или «Купи бычка!». Ребята, стоящие кружком, не зевают, подпрыгивают, избегая удара льдинкой. Если же, наоборот кто-либо оплошал и дал себя ударить, то первое, что он должен теперь делать,- это на одной ноге скакать до льдинки, которая меж тем уже далеко отлетела, а остальные игроки в это время с шумом, хохотом... провожают его до льдинки.

После того опять все становятся в кружок и опять начинается пуганье льдинкой. Водящему, однако, не всегда удается легко избавиться от льдинки. Промахнулся - сам скачи за ней на одной ноге и начинай все сначала. Чаще всего водящему приходится уставать прыгать на одной ноге: тогда ему изредка дозволяется переменять одну ногу на другую.



«Гуси и гусыни»

Это старая народная игра. Почти в каждой стране мира она известна под разными названиями. Правила игры очень просты: все игроки становятся в круг лицом в центр. Со стороны спины за ними ходит ведущий и каждому, дотрагиваясь до спины, дает имя «гусь » или «гусыня». Если он дотрагивается до игрока и называет его гусыней, то игрок стоит на месте, но если называет игрока «гусем», то тогда игрок покидает свое место и старается обежать весь круг собравшихся и занять свое место. Сложность в том, что ведущий тоже обегает круг, но бежит в противоположную сторону, и в итоге свободное место занимает или игрок, или ведущий. Тот, кто остался без места, становится ведущим, и игра повторяется.



«Маша-растеряша»

Дети, принимающие участие в этой игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления, и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь. Тот, кто падает - выходит из игры. Главное в этой игре продержаться до конца.



Весенние игры

«Птицы»

Дети по считалке выбирают «хозяйку» и «ястреба», остальные - птицы. Хозяйка тайком от ястреба даёт название каждой птице: « Ты - кукушка, ты - ласточка….» Прилетает ястреб. Хозяйка спрашивает:

-Зачем пришёл?

-За птицей.

-За какой?

Ястреб называет, например, кукушку. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба. Игра продолжается, пока ястреб не поймает всех птиц.



«Пчелки и ласточки»

(Игры на благовещение)

Играющие дети - цветочки - сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют:

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум, зум, зум, зум!

Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.

Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.



«Кот идет»

Среди играющих выбирается «кот». Он в углу зала в своём «доме». Остальные игроки - «мыши», они размещаются по залу в «норах».

Руководитель выходит на середину зала и говорит:

Мышки, мышки, выходите,

Поиграйте, попляшите,

Выходите поскорей,

Спит усталый кот - злодей.

Мышки выбегают на середину площадки и начинают приплясывать со словами:

Тра - та - та, тра - та - та,

Не боимся мы кота.

По сигналу руководителя «Кот идёт!» все мыши застывают. Если кто - нибудь из мышек шелохнулся, кот забирает её к себе в дом. Кот ловит мышек до тех пор пока руководитель не скажет «Кот ушёл». Пойманные мышки не принимают участия в игре до смены нового кота.



Игра «Штандер-стоп»

Для игры нужно не меньшее четырёх игроков и мяч. Ещё эта игра называлась "Стоп-коли-кола". Выбираем водящего. Он берет мяч и становится в центр круга, который образуют остальные игроки.

Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока (например, "Штандер-Паша"; еще вариация - "Хали-хало Паша"). Тот, чьё имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок кричит: "Штандер-стоп!" (Хали-Хало стоп! Стоп-коли-кола!)

Все замирают на месте.

Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом. Дальше игрок начинает говорить, сколько и каких шагов ему понадобится для того чтобы достать до игрока. Шаги были такие:

*гигантские - шаг на весь размах ноги

*человеческие - обычные шаги

*лилипутские - когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой

*муравьиные - на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим)

*зонтики - кружок вокруг себя на одной ноге

*утиные - шаги вприсядку

*лягушка - прыжок

*верблюжьи - нужно было шагать туда, куда доплюнул

Интересно, конечно, было назвать кучу "развлекательных" шажков, чтоб было веселее. Например, говорилось: "До Маши 7 гигантских, три зонтика, два лилипутских..."

После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.



«Классики»

Программа и КТП по внеурочной деятельности Любимые игры



Эта игра давно распространена среди девочек не только в России, но и в других странах. Раньше она называлась у нас игрой «В цари», «В короли» и по-другому. В настоящее время название ее, видимо, связано со школой: играющие переходят из класса в класс. Играют в нее обычно весной и летом (девочки младшего и среднего школьного возраста и очень редко мальчики). Количество участников 2-4 человека. Рисуют прямоугольник и делят его на «классы». Они расчерчиваются по-разному. Чаще всего прямоугольник делят на 10 «классов», иногда - на 6-8 «классов». Редко используют фигуру улитки, разделенную на «классы». Для каждого играющего нужен маленький камешек (плоская баночка из-под крема, консервная маленькая банка или другой мелкий предмет типа шайбы). Игра проводится детьми самостоятельно.

Программа и КТП по внеурочной деятельности Любимые игры

Описание. Согласно договоренности или жеребьевке устанавливается очередь участников. Первая играющая, находясь в 1 м от передней черты прямоугольника, бросает свой камешек (шайбочку) в 1-й «класс» (первое отделение в прямоугольнике или в «улитке»). Если попадает, то впрыгивает туда на одной ноге и выбивает этой же ногой камешек из 1-го «класса» наружу через переднюю линию прямоугольника, затем выпрыгивает . Далее снова бросает камешек, но уже во 2-й «класс». Если попадает, то прыгает на одной ноге в 1-й «класс», перепрыгивает во 2-й и оттуда выбивает ногой камешек в 1-й «класс» и затем наружу и так далее до 5-го «класса». Попав в 5-й «класс», играющий имеет право стать на обе ноги и немного отдохнуть. Попав в 6-й «класс», отдыхает, расставив ноги на 5-й и 6-й «классы». Каждый раз возвращается, прыгая на одной ноге и подталкивая камешек из одного «класса» в другой. Далее бросает в 7-й «класс», по дороге отдыхая в 5-м и 6-м «классах», затем в 8-й и так до 10-го «класса». Каждый раз, бросая камешек и прыгая за ним из «класса» в «класс», отдыхает в 5-м и 6-м «классах» и последовательно выталкивает его ногой, на которой прыгает, в 1-й «класс» и наружу.

Программа и КТП по внеурочной деятельности Любимые игры

Когда закончит 10 «классов», получает новое задание (как бы экзамен): должна пройти с завязанными глазами по всем «классам», не наступив нигде на черту. Считается, после выполнения этого задания она закончила игру. Выполнить все эти задания за один раз не удается. Поэтому, совершив ошибку (неправильно бросила камешек, не попала в соответствующий «класс», наступила на черту при прыганий из «класса» в «класс», пропустила «класс» на обратном пути), играющая передает свою очередь следующему, запомнив, на каком этапе она остановилась, с тем чтобы при следующей своей очереди начать с этого этапа, то есть с того «класса», в котором произошла ошибка. И так каждый раз: следующая очередная участница начинает играть с того «класса», в котором была допущена ошибка.

Если играют с дополнением пройти по всем «классам» с закрытыми глазами, то каждый раз, когда игрок наступает ногой в очередной «класс», он спрашивает: «Чет» или «Нечет»? Если он попал в нужный «класс», играющие отвечают ему: «Чет», и он продолжает идти дальше; если же не попал, то ему отвечают: «Нечет», и он, открыв глаза и убедившись в своей ошибке, передает очередь следующему. Побеждает в этой игре тот, кто раньше закончит ее.

Правила. Они зависят от фигуры, построения «классов», но во всех случаях соблюдать надо следующее:

1). Находясь в любом «классе», нельзя наступать на черту. 2). Камешек или другой предмет, с которым играют, должен переходить последовательно из одного «класса» в другой (без пропуска!). 3). Если играющая попадает ногой или камешком в полукруг у начала прямоугольника (в «огонь»), то все «классы», которые она преодолела, «сгорают» и нужно начинать партию сначала. 4). Если в игре использована фигура «улитки», то отдыхать можно только в центральном кружке (10-й или 7-й «класс» - по желанию играющих).



«Угадай и догони» («Читанме, бузме») (татарская игра)

Цель игры: развитие внимательности, ловкости.

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.

Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.

Правила игры:

• если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать;

• как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.



Программа и КТП по внеурочной деятельности Любимые игрыПрограмма и КТП по внеурочной деятельности Любимые игрыПрограмма и КТП по внеурочной деятельности Любимые игрыПрограмма и КТП по внеурочной деятельности Любимые игрыПрограмма и КТП по внеурочной деятельности Любимые игрыПрограмма и КТП по внеурочной деятельности Любимые игрыИгра "Ленты тянуться".

Ход игры: Ведущая и дети идут друг за другом и поют:

Я по травке шла, по муравке шла.

Клубок ленты нашла.

Клубок катится, ленты тянуться.

Тут и речка протекла,

Речка тиновая, вся рябиновая.

А рябинушки густы,

Клубок катится в кусты.

Я за ленту взялась -

Моя лента порвалась.

Постепенно ведущая убыстряет шаги, переходя на бег. Некоторые из детей, не успевая за быстрым движением цепи, падают со словами: "Моя лента порвалась". Цепочка разрывается. Игра завершается.



Игра «Дед Мазай»

Водящий (дед Мазай) отходит в сторону или выходит из комнаты, остальные договариваются о том, что они будут изображать. Когда водящий возвращается, происходит следующий диалог:

- Дед Мазай, вылезай!

- Здравствуйте, ребятки! Где вы были? Что вы делали?

- Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем.

Дети показывают, что они делали, а водящий должен это действие отгадать.



Летние игры

«Скакалка»

Двое стоят, раскручивают скакалку, приговаривают:

Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лён высок,

Прыгайте повыше, можно прыгать выше крыши!

Играющие прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство.



«Горелки»

Правила игры: Для игры выбирается открытое место - лужайка, поляна, широкая улица перед домом, просторный двор.

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий - горельщик (горелка).

Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звёзды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Вариант:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Глянь на небо - птички летят,

Колокольчики звенят,

Гляди - не воронь, беги, как огонь!

После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.

Если горельщику удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Условия:

  • Горельщик догоняет убегающих игроков, только когда они пробегут мимо него. Он не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. В противном случае приготовившаяся бежать пара может поменяться очередью с другой парой или местами друг с другом.

  • Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово.

  • Горельщик может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.

  • Метрах в пятнадцати-двадцати впереди горельщика заранее отмечается место, до которого бегущая пара не должна снова соединять руки.

  • Играющие могут договориться, что горельщик должен гнаться не за любым из бегущих, а обязательно за парнем и, догнав его, может встать в пару с девушкой, пойманный же идёт «гореть» - либо наоборот.



Виды горелок

«Двойные горелки»

Игроки встают по четыре человека в ряд. «Горит» одна пара. На счет три последняя четверка разбегается парами (при этом руки в парах разъединять нельзя) и старается соединиться впереди водящей пары. Если любой из «горящих» поймал какую-нибудь пару, то она присоединяется к водящим, и вчетвером они становятся в первый ряд.



«Шведские горелки»

Игроки встают парами, но не держась за руки, а на расстоянии друг от друга, образуя «коридор». Каждой паре назначается порядковый номер. Водящий встаёт впереди, на расстоянии десяти шагов от первой пары, в руках он держит две палочки. Когда он называет номер пары, вызванные игроки бегут к нему между шеренгами, выхватывают у него по палочке, обегают стоящие пары с внешней стороны и возвращают палочки водящему. Тот, кто вернул палочку первым, приносит своей шеренге очко. В конце игры баллы подсчитываются и объявляется команда-победительница.



«Продаём горшки» («Чулмак уены») (татарская игра)

Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигатель­ной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Играющие разделяются на две группы: дети-горш­ки и игроки-хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спи­ной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и на­чинает разговор:

- «Эй, дружок, продай горшок!»

- Покупай!

- Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согла­сился продать горшок его хозяин, но не более трех руб­лей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кру­гу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот зани­мает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры:

  • бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;

  • бегущие не имеют права задевать других игро­ков;

  • водящий может начинать бег в любом направле­нии. Если он начал бег влево, запятнанный дол­жен бежать вправо.



Русская обрядовая игра «А мы просо сеяли»

На Красную горку (период трёх праздников: Лельник, Живин день, День всходов</</font>) во время обряда происходит символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. Разделившись на две группы - девушки и молодушки. Они становятся в две линии друг против друга и поют «А мы просо сеяли». Линия, поющая очередной куплет, приближается к противоположной, а затем отходит на исходное место.

- А мы просо сеяли, сеяли,

Ходим ладом, сеяли, сеяли.

- А мы просо вытопчем, вытопчем,

Ходим ладом, вытопчем, вытопчем.

- А чем же вам вытоптать, вытоптать,

Ходим ладом, вытоптать, вытоптать?

- А мы ее конями, конями,

Ходим ладом конями, конями.

- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем,

Ходим ладом, в плен возьмем, в плен возьмем.

- А мы коней выкупим, выкупим,

Ходим ладом, выкупим, выкупим.

- А чем же вам выкупить, выкупить,

Ходим ладом, выкупим, выкупим?

- А мы дадим сто рублей, сто рублей,

Ходим ладом, сто рублей, сто рублей.

- Нам не надо тысячу, тысячу,

Ходим ладом, тысячу, тысячу.

- А чего же вам надобно, надобно,

Ходим ладом, надобно, надобно?

- А нам надо девицу, девицу,

Ходим ладом, девицу, девицу,

- А каку ж вам девицу, девицу,

Ходим ладом девицу, девицу?

- А нам надо Валечку, Валечку,

Ходим ладом, Валечку, Валечку.

- Она у нас вшивая, вшивая,

Ходим ладом, вшивая, вшивая.

- А мы ее вычешем, вычешем,

Ходи ладом, вычешем, вычешем.

- А чем же вам вычесать, вычесать,

Ходим ладом, вычесать, вычесать?

- А мы ее гребешком, гребешком,

Ходим ладом, гребешком, гребешком.

- Она у нас дурочка, дурочка,

Ходим ладом, дурочка, дурочка.

- А мы ее выучим, выучим,

Ходим ладом, выучим, выучим.

- А чем же вам выучить, выучить,

Ходим ладом, выучить, выучить?

- А мы ее плеточкой, плеточкой,

Ходим ладом, плеточкой, плеточкой.

- Открывайте ворота, принимайте девицу!

- В нашем полку прибыло, прибыло,

Ходим ладом, прибыло, прибыло.

- В нашем полку убыло, убыло,

Ходим ладом, убыло, убыло.

- В нашем полку пиво пьют, пиво пьют,

Ходим ладом, пиво пьют, пиво пьют.

- В нашем полку слезы льют, слезы льют,

Ходим ладом, слезы льют, слезы льют.



Русская народная игра "Кострома"



Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Нитки пряду!

(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Клубки мотаю!

(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки - как наши большие

вьюшки)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Поработала - пообедаю!

(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Легла, да уснула...

(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят)

(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Проснулась - попрыгаю!

(Все дети прыгают)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Сейчас догонять вас буду!

(Все разбежались кто куда).







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал