7


  • Учителю
  • Урок по ОРКиСЭ для 4 класс: «Добро и зло»

Урок по ОРКиСЭ для 4 класс: «Добро и зло»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: ""Описание материала: "Конспект урока с презентацией, дополненный аудиозаписью, просмотром фрагмента детского спектакля."Ученики читают с рассуждения Л.Н. Толстого о добре и зле."Дети знакомятся с жизнью и творчеством С. Образцова, его литературными произведениями, узнают
предварительный просмотр материала


Конспект урока

по ОРКСЭ модуль «Светская этика».

Тема урока: «Добро и зло».



УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НОВИКОВА Г.И.

























Санкт-Петербург 2013

Тема «Добро и зло».

  • Цель: учить учащихся анализировать и давать оценку поступков людей с точки зрения добра и зла.

  • Задачи: обогатить словарный запас учащихся, развивать устную речь учащихся,

развивать у учащихся чувства: сострадания, сопереживания, участия.

  • Оборудование урока:

1.Презентация: « Сергей Образцов».

2.Текст произведения С. Образцова « Зайчонок».

Литература:

1.И. Медведева « Подумай, скажи, сделай». Москва « Детская литература», 1978г.

2.С.В.Образцов «Так нельзя, а так можно и нужно». Издательство

«Малыш», Москва, 1978г.

  • Организованное начало урока.

  • Работа над основным материалом урока.

1) « Трудно быть добрым».

Учитель: Из дневника лечащего врача писателя Льва Николаевича Толстого:

однажды осмотрев Толстого, врач сказал: «Доброе у вас сердце, Лев Николаевич» (имея ввиду - здоровое, крепкое). Толстой же, поняв его слова буквально, ответил: «Что Вы, не доброе! Я его делаю добрым».

Надо Вам сказать, ребята, что на свете не так уж много людей добрых от рождения. Тех же, для кого доброта - нравственный принцип, гораздо больше.

А кстати, что это значит - добрый человек?

Пожалуй, главное, что определяет такого человека-способность сострадать, сопереживать. Сочувствовать, а попросту говоря - способность представить себя на месте другого человека. Способность или умение, то есть то, чему можно научиться. Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в жизни зла.

Хорошо когда люди понимают, что к окружающим надо относится по- доброму. Понимают и воспитывают в себе это чувство. Но вы знаете, что встречаются люди, откровенно злые. От них бесполезно требовать проявления доброты-они вас просто не поймут. Самое разумное требование, которое должно предъявляться к таким людям - пусть хотя бы делают как можно меньше зла.

Научиться быть добрым - трудно. Говорю сейчас о доброте устойчивой, постоянной, а не о той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что хочется полюбить весь мир. Да, это трудно- всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чьё-то горе, помочь...А если к тебе пришли поделиться радостью, разве это менее важно?

Когда понимаешь, что злым быть нехорошо, это уже можно рассматривать как первый шаг к воспитанию в себе доброты. Желание стать добрым-прекрасное желание, но оно не сразу может быть по настоящему осуществлено.

Вы спросите: а как же быть с лицемерием, фальшью и в чём разница?

Разница, во- первых, в мотивации, то есть в основном двигателе поведения. Когда человек лицемерит, он всё время думает о пользе для себя. Ну, например: сегодня я посочувствую, а завтра мене что ни будь, дадут. Или: я буду притворяться, что восхищаюсь им, тогда он меня не побьёт. Таким образом, лицемер может стать на защиту хулигана.

А человек истинно добрый не задумываясь, защитит слабого. И потом, от постоянного лицемерия невозможно стать добрее, наоборот: вполне закономерно возненавидеть людей, перед которыми приходится пресмыкаться. А тот, кто искренне пытается быть добрым, часто, в конце концов, становится добрым.

Но бывают жизненные ситуации, когда надо себе просто запрещать быть добрым. Это особенно важно. Когда сталкиваешься с несправедливостью, с жестокостью. Если твой товарищ. Пусть даже самый близкий друг, бьёт или запугивает более слабого, ты просто не имеешь права не замечать этого, просто пройти мимо только потому, что это сделал твой друг.

Доброта - противоположность равнодушия.

  1. Мы поговорили о противоположных понятиях: добро и зло.

Каждый человек решает для себя как поступать в жизненных ситуациях. Мы будем читать и анализировать литературные произведения, наблюдать над поступками героев и делать выводы.

Сегодня я вам расскажу о Сергее Образцове (-) .Этот необыкновенный человек руководил театром в 30 лет, где ставил постановки для детей и взрослых. Я тоже была на спектаклях в этом театре. Рассмотрите фотографии Сергея Образцова и его кукол.







Послушайте воспоминания его внучки Екатерины.

- Первую куклу, ее звали Би-Бо-Бу, подарила дедушке мама, купив в китайском магазинчике. Би-Бо-Бу, рассказывают, был в таком цветастом халатике, и головка надевалась на палец. Дедушке тогда было лет пять, и он тут же начал показывать сценки, вылезая отовсюду - из-за стула или дивана, чем очень пугал младшего брата.

Во время НЭПа было очень модное кабаре на Большой Молчановке, где выступали самые популярные артисты. Там можно было увидеть всякие артистические новации. Вход для творческой интеллигенции был бесплатным, остальные платили. Как-то его пригласили туда показать номер - поющих романсы кукол. Выступление прошло удачно, и постепенно, как он сам потом вспоминал, его имя стали писать в афише наравне со всеми, а до того писали просто "и др.". Так от раза к разу, от придумки к придумке он становился эстрадником.

- К тому времени он уже стал очень известным, часто выступал и в Георгиевском зале Кремля вместе с Руслановой и Утесовым. А дали ему тогда маленькую комнатку при доме эстетического воспитания детей. Он набрал несколько человек, но играть было нечего. А был такой потрясающий кукольник Иван Зайцев, иллюзионист, шпагоглотатель. Он вышел из бродячих артистов, и у него был настоящий балаган. Зайцев играл в разных стилях и системах - управлялся как с перчаточными куклами, так и с марионетками. В нашем музее театра есть и его куклы, они весьма почитаемы. И Сергей Владимирович попросил его немного поиграть под маркой своего театра. И Зайцев играл, а они в это время делали свой первый спектакль, который назывался "Джим и доллар". Именно с него идет отсчет театра Образцова, с 1931 года. Вокруг театра постепенно стали собираться люди. Пришел великолепный актер Евгений Сперанский, потом он начал писать и пьесы - знаменитый спектакль "И-го-го" его творение. Позже появились Семен Самодуров, Зиновий Гердт - все они стали народными. И вот вместе выдумывали спектакли - писали и делали кукол.

- Он был такой хитрый, что при жизни рассказал о себе все и снял все фильмы сам. Всю жизнь он был очень любознательным. Его интересовало буквально все: птички, рыбки, газонокосилка на даче - все, что попадало в поле его зрения. Съездив в Китай, он даже написал книгу о китайском театре, что мне кажется непросто, но он изучил этот вопрос.

Писал он сам рукописным текстом. Тогда компьютеров не было, но были пишущие машинки. Потом, наверное, диктовал машинистке. Писал и рассказы-воспоминания для детей.

Сегодня мы будем читать рассказ Сергея Образцова « Зайчонок» из книги «Так нельзя, а так можно и нужно».

Сначала послушайте вступление к книге. Прослушивание голоса С. Образцова.

Дорогие ребята!

Я часто вспоминаю мои детские годы. И бывает так, что мне стыдно за то, что я в моём детстве сделал, и, наоборот, бывает. Что какие-то мои поступки я вспоминаю с радостью и мне за них не стыдно.

Вот мне и хочется рассказать вам о том, что мне вспоминать стыдно, и о том, что вспоминать радостно.

Может быть, это будет полезно вам узнать.

С.Образцов.

3)Чтение произведения и работа с текстом.

1)Работа по расширению словарного запаса учеников. Значение новых слов разбирается с опорой на наглядность.



Ученики читают текст повторно, после чтения вслух. Детям даётся время на осмысление прочитанного.

После чтения предлагается подумать и нарисовать или написать свою историю на тему урока.

4) Итог урока. Выводы и обобщение.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал