7


  • Учителю
  • Исследовательско-проектная деятельность на уроках основы православной культуры на тему «Тайна старой колокольни»

Исследовательско-проектная деятельность на уроках основы православной культуры на тему «Тайна старой колокольни»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Осташков Тверской области





Выступление на школьной межпредметной

научно-практической конференции «Первые шаги в науку»



Доклад на тему: «Тайна старой колокольни»



Доклад подготовил: ученик 3 «Б» класса

Захаров Владислав





Научный руководитель: учитель начальных классов

первой категории Никитина Наталья Алексеевна

2015 год



Содержание



1.

Введение--------------------------------------------------------------


с.1





2.

Основная часть-------------------------------------------------------


с.2-4




3.

Заключительная часть----------------------------------------------

с.5


4.

Список используемых источников------------------------------

с.6

Введение

(1 слайд)

(2 слайд)

Побывав в этом году с классом в городской картинной галерее на постоянной художественно-исторической экспозиции «Осташковские художники 20-21 века» я заинтересовался картиной Радомира Ивановича Алехова «Мой родной Осташков».

(3 слайд)

На большом полотне изображены храмы Осташкова. Некоторые из них я узнал, но один, расположенный в самом центре картины, я никогда не видел, однако что-то неуловимое показалось мне в нём знакомым.

(4 слайд)

Колпигина Татьяна Евгеньевна рассказала, что это не выдумка автора, что такой храм существовал на самом деле в Осташкове, но был разрушен.

Располагался Преображенский храм на месте современного парка Свободы, а колокольня стоит там и сейчас. Вот почему этот храм показался мне знакомым.

(5 лайд)

Художник с такой любовью передал красоту храмовой архитектуры, что я по-новому взглянул на окружающий мир и захотел больше узнать об этом исчезнувшем храме. Этому я и посвятил свою исследовательскую работу.



Основная часть

(6 слайд)

В 1760 году было дано разрешение построить каменную церковь на месте, где хоронили погибших защитников города во время польско-литовской интервенции. Преображенская церковь, посвященная одному из главных христианских праздников, название которого ассоциировалось в понимании людей тех лет с победой добра над злом, с торжеством жизни над смертью, рассматривалась горожанами и как памятник мужественным воинам-соотечественникам была построена в 1762 году. Впоследствии церковь несколько раз перестраивали, она получила дополнительные приделы и уже к концу прошлого века утратила многие черты своего первоначального облика. Так колокольня была построена почти на двадцать пять лет позже двумя осташковскими каменщиками - Иваном и Петром Парфеновыми-Фомкиными (по другим сведениям Парфеновыми-Дешкиными). С церковью связано имя одного из первых исследователей края - священника Владимира Петровича Успенского.

(7 слайд)

С момента строительства церкви и колокольни при ней было начато формирование нового центра Осташкова, окончательно сложившегося несколько позже.

(8 СЛАЙД)

Но Преображенскую церковь постигла горькая участь многих зданий Осташкова, играющих важную духовную и градостроительную роль. Это отрицательно сказалось не только на облике города, но и духовной жизни горожан. Само здание Преображенской церкви разобрали перед войной в 30-х годах 20 - го столетия. Из кирпича храма был построен жилой дом. Мы его знаем как Стахановский.

(9 слайд)

Уцелела только колокольня. Рядом с колокольней установили фонтан. Возможно, на месте фонтана находился храмовый престол церкви Преображения. По некоторым данным священнослужители попросили установить фонтан, чтобы по святому месту не ходили люди, а особенно женщины, которым запрещено появляться в алтаре.

На месте храма сейчас разбит парк, на площади Свободы стоит памятник Ленину, с другой стороны - памятник Партизанам Великой Отечественной войны.

(слайд 10)

Я заинтересовался, почему именно эта церковь была разрушена, а другие храмы нашего города сохранились до сегодняшнего дня.

Для этого я посетил Осташковский краеведческий музей. Оказывается на этом храме была размещена памятная мраморная доска черного цвета со словами благодарности старосте Преображенской церкви известному архитектору Ивану Николаевичу Суровкову

(11 слайд)

за поновление церкви от императора Николая II. В 30-е годы Советские власти хотели снять эту доску. Упоминание императора Николая II не приветствовалось. Прихожане храма возмутились и не дали её снять. Городскими властями это было интерпретировано как антисоветское выступление. В истории нашего города это событие известно, как «Преображенское восстание». Как ответный акт - церковь была разрушена.

(12 слайд)

Побеседовав со священником Кравотынского храма отцом Алексеем, я узнал еще более интересную информацию. Оказывается, в нашем областном городе Твери ранее существовал Спасо-Преображенский собор. У каждого древнего русского города была своя святыня - собор, с которым этот город и ассоциировался. И если в давние времена говорили: "Идем к Троице", - то всем было понятно, что речь идет о Пскове, "Идем к Софии" - о Новгороде, а "Идем к Спасу" - о Твери. Потому что главным собором в Пскове был Троицкий, в Новгороде - Софийский, а в Твери - Спасо-Преображенский. Этот храм постигла та же участь

(13 слайд)

в советское время. Он был взорван в ночь с 3 на 4 апреля 1935 года по распоряжению советских властей. На его месте был разбит парк со скульптурами Сталина и Ленина (разрушена фашистами в 1941 году). В октябре 1941 года здесь было устроено немецкое кладбище, которое было ликвидировано после войны. Сквер был восстановлен. А посреди был воздвигнут памятник Михаилу Калинину в 1955 году.

(14 слайд)

В 1992 году начались раскопки на месте собора. А в 2012 году после официального старта восстановления кафедрального Спасо-Преображенского собора начались новые раскопки. 18 июля 2014 года памятник Михаилу Ивановичу Калинину был перенесён. Чертежи собора сохранились, что позволяет точно воссоздать собор.


(15 слайд)

Заключительная часть



Пройдёт гроза над Русскою землёю,

Народу русскому Господь грехи простит,

И крест святой Божественной красою

На храмах Божьих вновь ярко заблестит.

И звон колоколов всю нашу Русь Святую

От сна греховного к спасенью пробудит,

Открыты будут вновь обители святые,

И вера в Бога всех соединит.

Преподобный

Серафим Вырицкий



Я надеюсь, что и в нашем городе будет восстановлен этот значимый для духовной жизни горожан храм.



(16 слайд)



Список используемых источников:

  1. «Храмы Селигерского края» составитель, автор текста и фотографий Молодожникова

  2. Памятная книжка Тверской губернии на 1863 год. Издание Тверского губернского статистического комитета. Тверь. В типографии губернского правления.

  3. «Святыни Селигера» Т.В. Барсегян (Куксинская) Москва Издательский дом «Переход» 2014 г.

  4. «Художественные памятники Селигерского края» А.А. Галашевич Издание второе, переработанное, дополненное. Москва «Искусство» 1983 г.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал