7


  • Учителю
  • «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д. Н. Мамин-Сибиряка «Серая Шейка».

«Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д. Н. Мамин-Сибиряка «Серая Шейка».

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: Сказка Д.Н. Мамина-Сибиряка

«Серая Шейка»

Тема уроков: «Особый почерк автора»

Цель: При изучении сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» отметить многогранность таланта автора как психолога и тонкого наблюдателя природы, его дар сказочника - писателя.

Это второй урок по знакомству с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка. На предыдущем уроке учащиеся познакомились с биографией автора и его сказкой «Серая Шейка».

Тема: «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д.Н.Мамин-Сибиряка «Серая Шейка». II часть

Цель: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Личностные:

- развитие чувства сопереживания, сострадания.

Метапредметные:

Познавательные:

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-уметь выделять главное;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;

-оценивать результаты работы;

Коммуникативные:

-участвовать в учебном диалоге;

-выражать свои мысли в учебном диалоге;

-проявлять самостоятельность в парной работе;

Оборудование урока:

  • Учебник по чтению В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова Литературное чтение - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»,2010г.

  • мультимедийная презентация;

  • компьютер, мультимедиапроектор;

  • выставка книг Мамина-Сибиряка Д.Н. ,портрет писателя;

  • запись песни в исполнении Вероники Долиной «Серая Шейка»;

  • опора для целеполагания и для словарных слов;

  • таблица Шульте;

  • магниты, шифровка слова СКАЗКА, запись ключа шифровки.

2. Материал для знакомства детей с биографией Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка

Для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка я выбираю рассказ учителя с элементами беседы. Рассказ учителя - для знакомства с биографией автора, в рассказ включаю элементы беседы, т.к. учащиеся уже знакомы с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка, изученными во 2 классе. Этот материал я выбрала, так как он доступен для понимания учащихся, лёгок для усвоения. Текст осуществляет межпредметную связь с историей, поднимает социальные вопросы. Знакомство с биографией автора способствует лучшему пониманию детьми тематики произведений автора. Познакомить с биографией писателя целесообразно при помощи мультимедийной презентации (приложение № 2).

Мамин-Сибиряк - это псевдоним писателя настоящая фамилия Мамин. Родился русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк в 1852 году на Урале, в заводском посёлке Висимо-Шайтан, в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. Семья жила бедно, в доме на счету была каждая копейка. Но его родители любили людей, и люди тянулись к ним. По вечерам к ним домой заходили старые фабричные мастеровые. Мальчик ждал их с нетерпением. С ними было интересно, они многое могли рассказать из своей жизни, знали столько сказок и преданий, а иногда кто - нибудь затягивал старинную песню и остальные дружно подхватывали её. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал "Детский мир". В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения. Судьба с ранних лет связала Мамина-Сибиряка с Уралом. Недаром его часто называют "певцом Урала", открывшим целую область, ранее неизвестную. "Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно... " - говорил он. В детстве и юности Мамин-Сибиряк немало исходил глухих деревень, горных рудников и приисков. Знал все тропинки, ведь лес начинался сразу за домом. Часто бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор. За свою жизнь он написал более 150 произведений для детей: повестей и очерков, рассказов и сказок. В 1892 году выходит его сборник для детей "Алёнушкины сказки", в который вошла и сказка «Серая Шейка». Автор признавался: "Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное".

15 ноября 1912 года, после обострения болезни, Дмитрий Ниркисович Мамин-Сибиряк скончался. Похоронили его на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1956 году прах писателя перенесли на Волковское кладбище.

Интересные факты из жизни Мамина-Сибиряка

  • В 2002 году была учреждена Премия имени Д. Н. Мамина-Сибиряка. Вручается авторам за произведения об Урале.

  • Мамин-Сибиряк коллекционировал фамилии.

  1. Литературно - методический анализ сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Сказка "Серая шейка" - это хорошо известная современным детям история серой уточки со сломанным крылом, которая не смогла улететь со своей стаей в теплые края и зазимовала на севере.

Произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка относится к жанру литературная сказка про животных, это большое по объёму произведение, в нём четыре части, на изучение сказки отводится 4 часа. Главными героями являются животные: старая Утка, Селезень, Серая шейка, Лиса, Заяц, в котором изображаются характеры героев.

Аллегория и антропоморфизм сказки Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам.

Старая Утка добрая, заботливая, сопереживает дочери, но ничем не может ей помочь:

- Даже и подумать страшно, как мы покинем здесь Серую Шейку одну, - повторяла Утка со слезами. - Все улетят, а она останется одна-одинешенька. Да, совсем одна... Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мерзнуть... Ведь она наша дочь, и как я ее люблю, мою Серую Шейку! Знаешь, старик, останусь-ка я с ней зимовать здесь вместе...

- Если бы можно было тебя перенести на теплый ключ, что и зимой не замерзает, - совсем было бы хорошо. Это недалеко отсюда... Впрочем, что же и говорить-то попусту, все равно нам не перенести тебя туда!

Селезень равнодушный эгоист:

- Селезень всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке. Конечно, он тоже любил ее, но зачем же напрасно тревожить себя? Ну, останется, ну, замерзнет, - жаль, конечно, а все-таки ничего не поделаешь. Наконец, нужно подумать и о других детях. Жена вечно волнуется, а нужно смотреть на вещи серьезно. Селезень про себя жалел жену, но не понимал в полной мере ее материнского горя. Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимой.

Заяц трусливый, добрый:

- Ах, как ты меня напугала, глупая! - проговорил Заяц, немного успокоившись. - Душа в пятки ушла... И зачем ты толчешься здесь? Ведь все утки давно улетели...

- Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я еще была совсем маленькой...

- Уж эта мне Лиса!.. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается... Ты берегись ее, особенно когда река покроется льдом. Как раз сцапает...

- Ах, какая бессовестная эта Лиса... Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса...

Лиса хитрая и ценичная:

- А, старая знакомая, здравствуй! - ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу. - Давненько не видались... Поздравляю с зимой…

- Соскучилась я по тебе, уточка... Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива...

- Ничего, ныряй, а я тебя все равно съем... Выходи лучше сама.

Серая Шейка слабая, беззащитная, но в тоже время самоотверженная, терпеливая, умеющая любить:

Серой Шейкой они называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло еще весной, когда подкралась к выводку Лиса и схватила утенка. Старая Утка смело бросилась на врага и отбила утенка; но одно крылышко оказалось сломанным…

- Я буду все время думать о вас... - повторяла бедная Серая Шейка. - Все буду думать: где вы, что вы делаете, весело ли вам? Все равно и будет, точно и я с вами вместе…

Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для нее составляла все…

Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен. Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса, - это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло…

Добродушный старичок Акинтич друг и защитник природы:

- Ах, глупая, глупая... Да ведь ты замерзнешь тут или Лиса тебя съест! Да...

Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил:

- А мы вот что с тобой сделаем: я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются... А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь. Так я говорю? Вот то-то, глупая...

Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху. А старухе я ничего не скажу, - соображал он, направляясь домой. - Пусть ее шуба с воротником вместе еще погуляет в лесу. Главное: внучки вот как обрадуются...

Это гуманистическое произведение, в котором органично сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказки связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей.

В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события. Основное средство, которым пользуется автор при создании сказки, - это олицетворение.

Например,

- А другие дети? - спросил Селезень.

- Те здоровы, обойдутся и без меня - ответила старая Утка.

- Неужели вся река замерзнет? - думала Серая Шейка с ужасом...

- Дедушка, Лиса убежала, - объяснила Серая Шейка.

- Убежала? Вот тебе, старуха, и воротник к шубе... Что же я теперь буду делать, а? Ну и грех вышел... А ты, глупая, зачем тут плаваешь?

- А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено...

Мамин-Сибиряк тщательно продумал структуру сказки. В ней невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается плавно и неторопливо. Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом.

Например, эпизод о первой встрече Лисы и Серой Шейки. Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведения помогают Мамину-Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь к родине, к природе.

Динамичен язык и стиль сказки, высоко поэтичны картины северной природы. Сюжетными компонентами стали и холодный осенний ветер, и небо, затянутое неуютными серыми облаками, то и дело роняющими мелкий дождь, - все то, что так выразительно оттеняет грустное одиночество маленькой птицы. Подобно рельефным узорам кастлинского литья встают уральские пейзажи: и высокие молчаливые горы, и притихший лес, и замерзающая горная речка, в полынье которой плавает Серая шейка, спасаясь от лисьих зубов. Пейзаж не только способствует знакомству детей с жизнью природы, но и помогает раскрытию сюжета, и является средством эстетического воспитания.

"Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом".

Кроме того язык произведения достаточно прост и доступен. Присутствует большое количество эпитетов и сравнений.

Например,

Наступил и роковой день…

Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу…

Автор использует просторечие:

- Ах, лукавцы! - рассердился старичок. А вы сигать...

-А то вот как старуха будет браниться, если воротник-то в дырьях окажется... Тоже своя сноровка везде надобна, а без снасти и клопа не убьешь.

Автор использует разные изобразительно-выразительные средства, что делает сказку эмоциональной, позволяет передать всё многообразие чувств от осуждения и удивления до восхищения. Подчеркивает своеобразный смысл сказки, Мамин-Сибиряк стремиться, не только привить любовь к родному краю, но и добиться того, чтобы читатели становились его защитниками. Он затронул нравственные стороны жизни людей. Сказка Мамина-Сибиряка помогает воспитать лучшие гуманистические качества у детей на нелегком пути подлинного обновления нашей жизни.

  1. Вопросы и задания для всех видов анализа художественного произведения с детьми

Анализ развития действия.

В основе этого вида анализа лежит работа над сюжетом и его элементами - эпизодами, главами. При этом задача учителя - найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения и органичную связь с целым. При проведении этого анализа важно помнить, что в работе над эпизодом нужно стремиться к тому, чтобы в воображении читателей возможно конкретнее, полнее и ярче была воспроизведена картина, нарисованная писателем. И только опираясь на «внутреннее видение», следует отыскивать связи между поступками и характером, событиями и смыслом произведения.

Плодотворен бывает анализ, который начинается с ключевой (кульминационной) сцены, где затронуты главные вопросы, волнующие писателя. Большое значение для понимания содержания текста имеют также начало (экспозиция и завязка) и конец (развязка), так как они наиболее полно выражают тему и идею художественного произведения.

Примеры вопросов и заданий этого вида:

Что, где, когда произошло?

Почему так получилось?

Как поступил при этом герой? Как это его характеризует?

А что произошло вследствие этого?

Можно ли было этого избежать?

Почему все-таки так получилось? Кто виноват в этом? и т.п.

Вопросы:

- Что привело всех птиц в большую тревогу?

- К чему готовились птитцы?

-Как птицы готовились к перелёту?

- В какой ситуации оказалась Серая Шейка?

- Кто вэтом виноват?

- Одинаково ли родители относятся к своей дочери? Как это их характеризует?

- Как вела себя старая Утка ввиду близившейся разлуки?

- А что произошло вследствии этого?

- Какие испытания ждали Серую Шейку зимой на реке?

- Можно ли было этого избежать?

- Кто поддерживал Серую Шейку в трудное время? Как это его характеризует?

- Кто представлял главную опасность для уточки? Почему?

- Почему старичок Акинтич забрал Серую Шейку домой? Как это его характеризует?

Задания:

1. Составление плана по частям сказки.

Составьте план сказки, озаглавьте каждую часть.

1) Утиная семья.

2) Отлёт птиц.

3) Опасности зимовья.

4) Серая Шейка спасена.

2. По вопросам восстановите последовательность событий и найдите

пропущенные эпизоды.

  • Над чем размышляла старая Утка?

  • Любил ли Селезень Серую Шейку?

  • Почему Серая Шейка не обижалась на птиц?

  • О чём думала уточка?

  • Почему Серая Шейка и Заяц подружились?

3. Составление и работа по цитатному плану.

- Составьте цитатный план текста.

- Определите последовательность плана.

  • «Серой Шейкой они называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло…»

  • «Первыми тронулись болотные птицы…»

  • «Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен. Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса…»

  • «Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху…»

4. Послушайте пересказ. Сравните исходный текст и мой пересказ. Подумайте, что изменилось, исправьте.

Стилистический анализ.

Стилистический (языковой) анализ - это прежде всего анализ использования автором языковых средств в художественно организованной речи. Сложность работы над словом в контексте художественного образа заключается в том, что оно отличается многозначностью. Поэтому, по мнению известного методиста Н.Ф.Бунакова, толковаться должны не слова, а образы, из этих слов созданные. Работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям уяснять образный смысл произведения, мысли и чувства писателя, которые воплощаются в подборе лексики, в ритме фразы, в каждой художественной детали. Поэтому для языкового анализа выбираются те слова и выражения, которые помогают лучше понять образный смысл произведения (рисуют картины природы, выявляют авторские чувства) и в то же время наиболее выразительны и точны.

После выделения слова или выражения осознаётся их роль в тексте, т.е. определяется, какие чувства (мысли) заключены в них (Почему писатель так назвал…? О чём это говорит? Какое чувство испытывает писатель, наблюдая картину…?).

Можно провести небольшой стилистический эксперимент по замене авторского слова синонимом.

Сделать это помогут вопросы типа:

Как можно сказать по-другому? А как лучше? Почему?

Для лучшего понимания переносных значений слов необходима работа над метафорами, сравнениями.

В этом помогут вопросы типа:

Что с чем сравнивает автор? Почему он сравнивает с ….? Какую мысль (чувство) автор стремиться усилить с помощью этого сравнения?

Вопросы:

- К какому жанру принадлежит это произведение?

- Какие литературные приемы использует автор в сказке? Подтвердите примерами.

- Какие предложения по цели высказывания преобладают в тексте?

- Какое значение в тексте имеет знак многоточие?
- Какие слова в тексте показывают смену настроения Серой Шейки?

- Какие чувства и мысли вызывает это выражение «У старой Утки изболелось все сердце, глядя на бедную Серую Шейку.»

Задания:

  1. Объясните значение выражения:

«- И куда эта мелочь торопится! - ворчал старый Селезень, не любивший себя беспокоить»? «Живут душа в душу…»

2. Объясните значение слов «чужие хлопоты», «опасность была на носу».

Подберите к этим словам синонимы.

3.Наидите слова, которые помогают ярко представить, что утиная стая была очень большой. ( Вся стая сбилась в одну живую кучу на реке... Утиный косяк сбился из трехсот штук.)

4.А чём говорит нам выражение: « Отцы заботятся о детях, а тебе - хоть трава не расти!..», «- Пусть ее шуба с воротником вместе еще погуляет в лесу. Главное: внучки вот как обрадуются...»

5.Найдите выражения, которые использует автор, чтобы показать тревогу, отчаяние Серой Шейки, связанные с прихожом зимы? ( «Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени…», «думала Серая Шейка с ужасом…»)

6.Найдите слова- краски, помогающие нарисовать картину поздней осени в природе.

«…от инея пожелтели березки и покраснели осины; вода в реке потемнела; от которого пожелтела трава…»

7.Прочьтите предложение, записанное на доске, сравните его с авторским. Что изменилось? Что произошло с предложением?

- И зачем ты плаваешь здесь?

- И зачем ты толчешься здесь? (авторское)

Анализ художественных образов.

В силу того, что основной элемент художественной литературы - образ, а для эпического произведения основные образы - это действующие лица, пейзаж, интерьер, анализ художественного произведения - это работа не только над словом, сколько над образами в их взаимодействии.

В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и смысл этого образа, то есть нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.

Приёмы, помогающие организовать работу над характеристикой персонажа:

  • Учитель называет качества персонажей (или описывает пейзаж) и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие.

  • Детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя.

  • Учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста.

  • Совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике персонажа.

К сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» я выбираю анализ художественных образов, потому что основные образы - это действующие лица: старая Утка, Селезень, Серая Шейка, Лиса, Заяц, старичок. Моя задача помочь детям понять смысл каждого образа, его нагрузку в произведении вцелом, а также взаимодействие образов.

Вопросы к тексту:

- Кто рассказывает историю про уточку? (герои или автор)

- А почему вы так думаете? Докажите словами из текста.

- Почему слова старая Утка, Селезень, Серая Шейка, Лиса, Заяц написаны с большой буквы?

- Как ведет себя Утка, по отношению к Серой Шейке?

(Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать).

- А Селезень?

(Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.)

- Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разных жизненных позиции?

-Какие черты характера присущи Утке, а какие Селезню?

(Утка - самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать.

Селезень - эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких. Поскольку Селезень любил порассуждать и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то «оказывалось, что он всегда умен, всегда прав и всегда лучше всех».)

- Как вы думаете, почему автор во второй части ни разу не упомянул селезня, но так много говорил о старой утке?

- На самом ли деле Селезень умный?

(Он прикрывает своё равнодушие к жизни других рассуждениями о том, что не нужно вмешиваться в чужую жизнь)

- Как понимаете смысл пословиц? Характеризуют ли они позицию Селезня?

Мне хоть весь свет гори, только бы я жив был

Моя хата с краю - ничего не знаю

- Кого автору больше жалко: старую Утку или Серую Шейку?

- А кого вам больше жалко: старую Утку или Серую Шейку?

- Вам понравился Акинтич? Какой это человек?

(Добродушный. Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее, чем удачная охота).

Задания:

1. Найдите в тексте описание жизни Серой Шейки после отлета стаи? (выборочное чтение гл.3)

(Действительно, Серая Шейка жила в постоянном страхе и не могла наслаждаться жизнью.)

2. Прочитайте какими словами заканчиваются первые 3 главы этой сказки?

- Какую судьбу Серой Шейке предсказывает автор.

1 гл. «Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимою». - Селезень

2 гл. « Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…» - Серая Шейка.

3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…» - Заяц

( Никто не верит в ее возможность выжить, даже сама уточка.)

3. Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки. Найдите описание в тексте и зачитайте. Как через описание природы автор показывает переживания главной героини.

«…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке? (страшно, одиноко, жутко) Большая река и маленькая серая шейка одна. Посмотрите, какой контраст!

«…берега оголились…» - она одна. Куда прячутся утки в случае опасности? ( в камыши) Есть где спрятаться Серой Шейке? Получается, она беззащитна.

«…ветер обрывал листья и уносил их…» Листья улетают, и так же улетает кто? Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.

«…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним? Серая Шейка плачет, её мама-утка.

4. Перечитайте моменты, описывающие переживания матери и её действия по отношению к Серой Шейке.

5. Перечитайте первые два абзаца в 1 части.

Можно ли сказать, что автор - тонкий наблюдатель жизни природы?

( Отметил детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)

5.Возможные виды работ по воспроизведению текста в речи учащихся

Среди возможных видов работ по воспроизведению текста данной сказки в речи учащихся можно назвать выборочный, краткий или творческий пересказ от лица главного героя, рассказ о главном герое, составление диафильма, словесное рисование, составление плана, чтение по ролям и драматизация т.к. в основе сказки лежит повествовательно-описательная структура. Все названные виды работ в 3 классе уже могут использоваться согласно программе. В 3 классе учащиеся уже овладевают навыками словесного рисования, разных видов пересказа, совершенствуют навыки в составлении плана произведения, учатся составлять рассказы о действующих лицах диафильма.

Все названные виды работ носят творческий характер, они будут наиболее интересны детям. Воспроизводя, таким образом, текст сказки в своей речи, учащиеся смогут лучше осмыслить её содержание, определить идею произведения.

Наиболее эффективным видом работы по воспроизведению текста в речи является выборочный или творческий пересказ от лица главного героя и составление плана, а также чтение по ролям.

Очень эффективным и интересным видом работ является составление диафильма, т.к. в сказке много последовательно сменяющихся событий, сопровождающихся описанием природы, что и составит основу содержания кадров даифильма (словесного).

план или поработать с готовым.

Для данной сказки уместен и такой вид работы, как рассказ о главном герое, которым здесь является Серая Щейка. Такая работа поможет учащимся раскрыть содержание образа главной героини, его значения: её характера, мотивы её поступков, её отношение к другим героям, а также выведет на осмысление идеи всего произведения.

Одним из наиболее целесообразных и интересных видов работ является словесное рисование, т.к. в данной сказке идет динамичная смена событий, а также присутствуют картины природы, создавая которые автор использует самые разнообразные выразительные средства. Всё это создаёт материал для словесного рисования. Которое поможет учащимся выйти на понимание значения созданных автором образов, более ярко и подробно представить их себе. А также понять значение используемых автором средств выразительности и приемов.

6. Последовательность выбранных видов чтения и анализа произведения.

Произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» предлагается для изучения в 3 классе. На этапе первичного восприятия сказка должна быть прочита по книге, т.к. она авторская и будет уместно ознакомительное чтение по частям вслух или самостоятельное чтение текста детьми про себя, чтение вполголоса в парах, так как в конце 2 класса эти навыки чтения закрепляются и совершенствуются.

Наиболее подходящим видм анализасказки будет анализ художественных образов, образы-персонажи. И лучше, чтобы эти образы анализировались в развитии, т.к. в сказке они последовательно сменяют друг друга.

На этапе вторичного чтения учащиеся будут читать про себя, но чтение будет поисковым. Учащиеся будут читать, отбирая информацию из текста сказки в соответствии с главной задачей анализа - выделить описания образов героев.

7. Упражнения в совершенствовании навыка чтения

Согласно программе, в 3 классе большинство учащихся уже владеют навыками осознанного, правильного, выразительного чтения, со скоростью 50-70-80 слов в минуту.

Для закрепления этих навыков у одних учащихся и совершенствования у других можно использовать следующие упражнения.

На правильность чтения.

Цель: развивать внимание к слову, его правильное восприятие; расширить поле чтения.

1. Прочитай слова сначала по слогам, затем целыми словами.

ста-но-вит-ся - становится

о-ка-зы-ва-лось - оказывалось

о-ди-не-шень-ка - одинешенька

2.Прочитай слова, что в них общего?

Лес - леса - перелески

Берег - берега - прибрежный

Цель: развивать внимание учащихся к звуковому составу слова, совершенствовать дикцию.

1.Прочитай слова. Какие звуки повторяются?

Шейка - утешение - скучаешь

Ужас - уж - должна

2.Прочитай предложение, четко произнося звуки. Какие звуки наиболее часто встречаются?

Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду.

Цель: развитие языковой догадки, скорости чтения.

1.Читай быстро.

Снег пер…

Месяц яс…

Ночи звёзд…

Лес тём…

Полынья шир…

На сознательность чтения.

Цель: развивать сознательность чтения, умения размышлять над значением отдельных слов и выражений, определять их смысл и умения выразить его в собственных словах.

1. Объясни значение слов:

- приковылял Заяц

- Лиса убралась

Подберите к этим словам синонимы.

2.Объясни смысл выражения «Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.»

3.Прочитай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.

1) Что же я теперь буду делать, а?

2) Что же я теперь буду делать, а?

3) Что же я теперь буду делать, а?

4) Что же я теперь буду делать, а?

От того, какое слово выделяется голосом, зависит смысл сказанного.

Данное упражнение можно использовать на этапе вторичного чтения текста.

4. Найди ошибки, исправь, прочитай правильно.

Мыло в мешке не утаишь.

Правда глаза полет.

Обман к бобру не приведет.

Данное упражнение используются на этапе подготовки к восприятию текста (речевая разминка).

Цель: развитие антиципации на основе понимания смысла предложения.

1.Вставь в предложение вместо пропусков подходящие по смыслу слова.

Первый осенний… , от которого пожелтела трава, привел всех птиц в … тревогу. Все начали … в далекий путь, и все имели такой серьезный, … вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст. Сколько бедных … дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей, - вообще было о чем серьезно ...

На беглость чтения.

Цель: развивать темп чтения вслух, умение ориентироваться в тексте.

1. Дети читают текст сказки, начиная с первого предложения, в пол голоса. По сигналу учителя (колокольчик) ребята переходят на чтение в максимально ускоренном режиме. На чтение в каждом темпе отводится 15-20 секунд.

Данное упражнение можно использовать на этапе вторичного чтения текста.

2. Приготовьте быстрое чтение скороговорки.

Стоит воз овса. Возле воза овца.

3.Читай быстро слова перевёртыши.

Дед, боб, заказ, шалаш, казак.

Данное упражнение можно использовать на этапе подготовки к восприятию текста (речевая разминка).

Цель: развивать скорость чтения про себя.

4. У каждого учащегося отрывок из сказки. Учитель называет слова, с которых учащиеся должны начать и закончить чтение, даёт 3 секунды на ориентировку и засекает время. По команде учителя дети начинают читать про себя в быстром темпе. Ученик, прочитавший отрывок, поднимает руку. Учитель фиксирует время и может получить показатели скорости чтения для каждого ученика отдельно.

Данное упражнение можно использовать на этапе вторичного чтения текста.

На выразительность чтения

Цель: обеспечить понимание важности интонации для передачи смысла высказывания.

1. Прочитайте отрывок с разной интонацией, выражая досаду, злость, радость.

- Ты посмотри на других-то, лентяй! Вон наши соседи, гуси или лебеди, - любо на них посмотреть. Живут душа в душу... Небось лебедь или гусь не бросит своего гнезда и всегда впереди выводка. Да, да... А тебе до детей и дела нет. Только и думаешь о себе, чтобы набить зоб. Лентяй, одним словом... Смотреть-то на тебя даже противно!

Данное упражнение можно использовать вторичного чтения текста.

На одном уроке литературного чтения все виды упражнений использовать невозможно. Данные виды можно использовать на серии уроков.

8. Текст для выразительного чтения.

/ - короткая пауза

// - длинная пауза

___ - логическое ударение

\ - повышение голоса

\ - понижение голоса

П - психологическая пауза

- \А, старая знакомая, \здравствуй! /- ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу.// - Давненько не видались../. Поздравляю с зимой. //

-\ Уходи,\ пожалуйста,/ \я совсем не хочу\ с тобой разговаривать,/ - ответила Серая Шейка.//

-\ Это за мою-то\ ласку!//\ Хороша же ты,\ нечего сказать\!.//. А впрочем,/ про меня много лишнего говорят.// Сами наделают что-нибудь,/ а потом на меня и свалят...// Пока /- до свидания! //

Перед выразительным чтением учащимися проводится подготовительная работа:

1. Определение темпа, ритма, тона чтения отрывка;

2. Расстановка пауз;

3. Расстановка логического ударения;

4.Определение мелодики голоса;

5. Тренировка в выразительном чтении.

9. Контроль и самоконтроль.

Контроль и самоконтроль можно организовать следующим образом:

  1. Чтение с пометками (технология критического мышления).

Учащиеся во время чтения помечают карандашом в тексте, используя знаки:

  • ! - я уже знал эти сведения;

  • + - это мне прибавило знаний;

  • ? - это я не понял или у меня возник вопрос;
    v - я думал иначе.

После работы над текстом идёт обсуждение в парах, затем в малых группах, если остаются вопросы после обсуждения в группах, то они выносятся на общее обсуждение. Практика показывает, что чтение с пометками учит осознанно подходить к изучению темы.

Этот вид самоконтроля можно использовать на этапе первичного восприятия текста при самостоятельном прочтении.

2. Для проверки осознанности чтения, понимания сказки уместно провести беседу с вопросами по содержанию.

- Понравилась ли сказка? Что особенно понравилось?

- Где и когда происходили события, описанные в сказке?

- Почему Серая Шейка осталась зимовать на реке?

- Как стая уток двинулась в путь?

- О чем думала Серая Шейка?

- С кем подружилась уточка на реке?

- Чего боялась Серая Шейка?

- Кто спас Серую Шейку?

- Какой фрагмент сказки вам показался самым веселым, неожиданным, грустным, тревожным?

- Почему было смешно, грустно?

- Какого героя и когда вам было жалко?

Этот вид контроля используется после первичного восприятия текста, на этапе проверки первичного восприятия текста. По ответам учащихся учитель может судить о том, насколько осознанным было чтение.

3. Чтение про себя законченной части.

- Подумайте, какие вопросы можно задать к этой части.

После прочтения части сказки, учащиеся задают вопросы, которые у них возникли в ходе чтения.

Этот вид контроля используется при повторном чтении текста и показывает прочитан ли отрывок учащимся и насколько внимательно.

  1. Для проверки выразительности чтения можно использовать конкурс чтения - выразительное чтение диалога героев сказки.

Этот вид используется при повторном чтении текста. По итогам конкурса определяется пара, которая наиболее точно показала и передала своим чтением особенности характера, разговора действующих лиц диалога.

  1. Ученик читает 1-2 абзаца текста своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает все допустимые ошибки; затем учащиеся меняются ролями.

  2. Один из учеников читает вслух текст до первой ошибки, ошибку совместно исправляют, и чтение продолжает другой ученик (также до первой ошибки).

11. Список литературы

  1. Методика обучения чтению: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений/ Т. П. Сальникова -М: Сфера, 2001.

  2. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высшых педагогических учебных заведений/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М.,2000.

  3. Методические рекомендации по литературному чтению « Любимые страницы» 3 класс /О. В. Кубасова - Ассоциация XXI век, 2006.

  4. Учебно - методический комплект для четырёхлетней начальной





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал