7


  • Учителю
  • Технологическая карта по ИЗО на тему МАТЕРИНСТВО

Технологическая карта по ИЗО на тему МАТЕРИНСТВО

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ИЗО 06.04.16

Урок 26. Материнство

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр портрета», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

ситуациях, отзывчивы к красоте образа женщины-матери в искусстве

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, жанр, портрет, образ, цвет, тон, пропорция, композиция

Образовательные

ресурсы

Интернет-ресурсы: www.pedsovet.su, www.festival.1september.ru

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: репродукции картин: А. Дейнека «Мать», К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» («Петроградская Мадонна»), И. Тоидзе «Родина-мать зовет!».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: песня «Красивая мама», сл. С. Богословского, муз. Э. Колмановского

Оборудование

Доска, компьютер. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка

Организационная структура урока

Деятельность

учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Универсальные

учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся

к уроку. Эвристическая беседа.

- Здравствуйте, ребята! Прослушайте

музыкальное произведение и скажите,

о ком пойдет речь на нашем уроке.

Звучит песня «Красивая мама»,

сл. С. Богословского, муз. Э. Колмановского.

Красивые мамы, на свете вас много,

В глаза вы глядите открыто и прямо…

В какую бы даль ни звала нас дорога,

Нас всех провожают красивые мамы.

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто ее огорчает…

А добрая мама прощает все это,

Красивая мама все это прощает.

Под грузом забот, не сгибаясь, упрямо,

Она выполняет свой долг терпеливо…

Красива по-своему каждая мама -

Любовью своей материнской красива.

Нас в детстве она забавляет игрушкой,

Порой мы о чем-то ей шепчем счастливо…

Когда-нибудь, мама, ты станешь старушкой,

Но будешь по-прежнему самой красивой!

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к песне

о маме.

Слушают

музыку.

Отвечают

на вопросы

Фронтальная работа





















Личностные: понимают

значение знаний для чело-

века и принимают его;

имеют желание учиться, проявляют эмоционально-

ценностное отношение

к музыкальному произведению о маме

Устные

ответы





















II. Изучение нового материала

Словесноиллю-

стративный рассказ с элементами беседы

по теме «Образ женщины-матери сквозь века»

- Самое дорогое, родное, святое, что есть у человека, связано с мамой.

Земля, родина, природа, красота, любовь -

каждое из этих слов можно соединить

со словами «матушка», «мать», «материнство». Из века в век было вечным единство матери и ребенка. Об этом создают свои картины художники разных

народов.

Перед вами репродукции картин очень известных художников, запечатлевших на своих полотнах образ женщины.

Интересно воплощена эта тема в картине «Мать» художника А. А. Дейнеки (1899-1969).

Ее композиция удивительно проста:

на гладком фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребенком на руках. В облике матери передана величественная осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к ее плечу малышу.

Противопоставляя хрупкое, разморенное сном тельце мальчика сильной и крепкой

фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребенка.

Картина «1918 год в Петрограде» («Петроградская Мадонна»).

Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.

Фронтальная работа.







































Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета

«Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей) о женщине-матери в произведениях художников-портретистов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную

задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

согласовывать свои действия с партнером; активно













































- И эта картина, написанная русским художником Козьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в 1920 г., передает материнскую заботу и любовь. Молодая женщина с ребенком в руках изображена на фоне революционного Петрограда, города, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий.

Но все это - лишь временный фон основного изображения женщины-матери.

Не случайно она повернулась спиной

к городу. Ее главная забота - это забота

о ребенке, о его настоящем и будущем.

- Ребята, скажите, похожа эта картина

на произведения изобразительного искусства, которые мы с вами видели до этого? Чем она похожа? (Образом: обнимая и ласково сжимая руку ребенка, мать так же оберегает свое дитя от жизненных невзгод.)

- По-новому прозвучит эта тема в произведениях, созданных в годы Великой

Отечественной войны. Все знают плакат художника Ира́клия Моисе́евича Тоидзе «Родина-мать зовет!». В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Родины. Невозможно уйти от прямого, открытого взгляда женщины-матери.











































Отвечают

на вопрос.











































Фронтальная

работа.

слушать одноклассников

и учителя





Жест поднятой вверх руки многим напоминает известный образ Богоматери Оранты, молящейся за спасение человечества.

- Ребята, какой мы можем сделать вывод, посмотрев эти произведения искусства? (Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Образ женщины-матери являлся идеалом женской красоты.)









Отвечают

на вопрос









Фронтальная работа











Устные

ответы

III. Творческая практическая деятельность

Организация

рабочего места. Составление плана работы.





Рисование портрета на тему «Улыбка мамы»

- Задумайтесь и представьте себе лицо

своей мамы, бабушки. Загляните в ее глаза прямо сейчас, в своем воображении.

Переверните альбомный лист и подумайте: какой тип портрета мы с вами будем сегодня рисовать?

- Теперь нарисуйте маму или бабушку.

Главное не внешнее сходство. Главное - попытаться передать в рисунке свои

чувства.

- Придерживайтесь составленного плана работы:

1. Выбор положения листа (вертикально или горизонтально).

2. Компоновка изображения на листе.

3. Построение рисунка головы.

4. Пропорции лица. Проработка деталей.

5. Дополнительные элементы, работающие на образ.

6. Работа в цвете.

7. Обобщение

Составляют план работы над рисунком.







Работают

с красками



Индивидуальная работа































Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; производят самоконтроль за выполнением работы.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Наблюдение.

Выполнение рисунка











IV. Итог урока. Рефлексия

Выставка работ учащихся.

Обобщающая беседа

- Сегодня на уроке мы познакомились

с творчеством художников, воспевших красоту женщины.

- Что являлось и является главным идеалом красоты женщины в творчестве этих художников?

- Да, идеалом главным и неизменным

является идеал материнства. Красота женщины - это красота материнства.

- К какому идеалу стремились художники всех времен и народов?

- В чем особенность воплощения образа женщины-матери в произведениях искусства XX в.?

Отвечают

на вопросы

Фронтальная работа



Личностные: понимают значение знаний для чело-

века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения из жизни с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке

Устные

ответы









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал