7


  • Учителю
  • Рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматная школа

Рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматная школа

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Тоболовская средняя общеобразовательная школа -

Карасульская средняя общеобразовательная школа

ул. Ленина 32, п. Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область,627720

тел. 8-(34551)-35-4-84, тел/факс 8-(34551)-35-1-71, e-mal: kara_school@mail. ru



СОГЛАСОВАНО

Старший методист

____________ Зуева О.Г.



ПРИНЯТО

Методическим Советом

Председатель ___________

З.А. Изулина

____20__г. Протокол №___



УТВЕРЖДАЮ

Заведующая

____________ Т.В. Гинтер

____20 __г. Приказ №___















Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Шахматная школа »

Направление «Общеинтеллектуальное»

3 «А» класс

2016-2017 учебный год

Составитель: учитель начальных классов

Соловьева Т.Г.













































2016





Пояснительная записка.

Рабочая программа «Шахматная школа» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Шахматы» автор А.А.Тимофеев, (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана - Граф» 2012 год) и основной образовательной программы НОО. Направление программы - общеинтеллектуальное. Данная программа рассчитана на детей-третьеклассников.

Общая характеристика курса «Шахматная школа»

Кружок «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "до матового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Актуальность данного кружка обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Цели и задачи курса «Шахматная школа»

Цель:

  • создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;

  • развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях - от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.



Задачи:

  • развитие внимания и мотивации школьника;

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;

  • включение учащихся в разностороннюю деятельность;

  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

Описание места курса в учебном плане

Согласно учебному плану филиала МАОУ Тоболовская СОШ- Карасульская средняя общеобразовательная школа 2016-2017 учебного года в 3 классе на изучение курса «Шахматная школа» отводится 1 час в две недели. Всего 17 занятий.

Ценностные ориентиры содержания кружка.

Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Предмет «Шахматы» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

программы курса «Шахматная школа»

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

- овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

- выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

-развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.









Тематическое планирование (17 часов)



Перечень универсальных действий учащихся:

теория

практика

1

Шахматная доска

1

+

15-20 минут на каждом занятии

Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены.

2

Знакомство с шахматными фигурами

1

+

+

Познакомиться с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры.

3

Начальная расстановка фигур. Шахматная доска и фигуры.

1

+

+

Познакомиться с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой. Познакомиться с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Орга-низовывать комфортные отношения с партнерами по игре

4

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья в игре.

1

+

+

Познакомиться с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Орга-низовывать комфортные отношения с партнерами по игре

5

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

1

+

+

Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем.

Научиться играть фигурой в отдельности и в

совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса.

Соблюдать основные правила личной гигиены.

Уважать мнение и решение других

Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное

решение.

6

Ладья против слона

1

+

+

7

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь в игре.

1

+

+

8

Знакомство с шахматной фигурой. Конь в игре.

1

+

+

9

Знакомство с пешкой.

Пешка против ферзя, ладьи, слона

1

+

+

10

Знакомство с шахматной фигурой. Король

1

+

+

11

Шах

1

+

+

Познакомиться с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.

Научиться рокировать.

Научиться объявлять шах.

Научиться ставить мат.

Уметь организовать комфортные отношения с

партнерами по игре.

12

Мат. Цель шахматной партии

1

+

+

13

Ставим мат

1

+

+

14

Ничья, пат

1

+

+

15

Рокировка

1

+

+

16

Шахматная партия

1

+

+

Познакомиться с элементарными шахматными

задачами.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Играть всеми фигурами из начального положения.

Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре.

17

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами

1

+

+

Итого: 17 часов

Содержание занятий.

  1. Шахматная доска (1 ч)

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

  1. Шахматные фигуры ( 1 ч)

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

  1. Начальная расстановка фигур ( 1 ч)

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

  1. Ходы и взятие фигур ( 8 ч)

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

  1. Цель шахматной партии ( 5 ч)

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

  1. Игра всеми фигурами из начального положения ( 1 ч)

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре

«Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске.

Прогнозируемые результаты освоения курса «Шахматная школа»

К концу учебного года дети должны знать:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

Учебно-методические и материально-технические обеспечения курса

  1. Печатные пособия:

  1. И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. - Обнинск « Духовное возрождение», 1998. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации

  2. И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя - Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

  3. Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1994. - Вып. 3.

  4. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1995. - Вып. 5.

  5. Сухин И. От сказки - к шахматам.

  6. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Издательство фирмы ACT, 1993.

  7. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.

  8. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.

  9. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1994. - Вып. 2.

  10. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.

  1. Цифровые ресурсы:

  1. http: //school-collection.edu.

  2. nachalka.info/about/193

  3. www.km.ru/education

  4. www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/

  5. stranamasterov.ru/

  6. www.nachalka.com/mastera</</p>



  1. Оборудование:













Календарно - тематический план курса «Шахматная школа»



4

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья в игре.

1

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь»





5

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

1

Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чёрнопольные слоны. Качество. Лёгкие и тяжёлые фигуры. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лапбиринт», «Перехитри часовых»





6

Ладья против слона

1

Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых». Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».





7

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь в игре.

1

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь тяжёлая фигура. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мире шахмат»





8

Знакомство с шахматной фигурой. Конь в игре.

1

Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь - лёгкая фигура. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых»,





9

Знакомство с пешкой.

Пешка против ферзя, ладьи, слона

1

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, Взятие, Взятие на проходе. Превращение пешки. Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга». Дидактические задания «Один в поле воин», «Лабиринт»





10

Знакомство с шахматной фигурой. Король

1

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых». Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля»





11

Шах

1

Шах ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Три способа защиты от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Шах с выигрышем фигуры», «Защита от шаха»





12

Мат. Цель шахматной партии

1

Цель игры. Мат ферзем, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». Мат в один ход: сложные случаи с большим числом фигур.





13

Ставим мат

1

Дидактическое задание «Мат или не мат». Мат в один ход: сложные случаи с большим числом фигур.





14

Ничья, пат

1

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат»





15

Рокировка

1

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактические задания «Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй фигуру».





16

Шахматная партия

1

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию) Дидактическая игра «Два хода»





17

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами

1

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.







12



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал