7


  • Учителю
  • Открытый урок по литературному чтению Краткость-сестра таланта А. П. Чехов

Открытый урок по литературному чтению Краткость-сестра таланта А. П. Чехов

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Открытый урок: «Краткость - сестра таланта»

Здравствуйте, дорогие ребята! Рада вас сегодня приветствовать.

Повод нашего открытого урока прост: 17(29) января 1860 г. в маленьком провинциальном городке с покосившимися домиками Таганроге родился один из самых выдающихся писателей России 20 века - Антон Павлович Чехов. Медицинское образование, задатки истинного филателиста, огромный жизненный опыт и уникальное умение чувствовать людей позволили ему прославиться во многих областях. Его произведения, включенные в школьную программу, заняли достойное место на полках истинных библиофилов, а также являются регулярными классическими постановками во всех театрах мира, не исключая и наши самарские.

Как часто мы слышим фразу со слайда: «Краткость - сестра таланта» в современной жизни, но задумывались ли мы, кто автор этого столь мудрого изречения?!

В восьмидесятые годы девятнадцатого века юмористические журналы стали публиковать маленькие рассказы, под которыми можно было найти забавную подпись - Антоша Чехонте. За подобным псевдонимом прятался студент-медик Антон Чехов. Полученные за отличную работу денежные вознаграждения были хорошей поддержкой для семьи молодого писателя, которая не отличалась богатством, а точнее сказать - постоянная нужда их не покидала.

Отец Павел Егорович был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, но будучи купцом третьей гильдии, занимался делом без особого рвения. Но прекрасно играл на скрипке и пел. Мать - Евгения Яковлевна, отличная хозяйка, очень заботливая жила исключительно жизнью детей и мужа.

Антон Павлович впоследствии говорил, что «талант у нас со стороны отца, а душа - со стороны матери». Шестерых детей воспитывали в строгости. Антон был третьим в семье.

Александр (1855-1913)

Николай (1858-1889)

Иван (1861-1922)

Мария (1863-1957)

Михаил (1868-1936)

Мальчики с самого детства старались помогать отцу в лавке, а в 5 часов утра каждый день пели в церковном хоре. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства». Обучение он начал в течение двух лет в греческой школе, а затем в гимназии, где у Антона Чехова больше всего отличных оценок было по закону божьему. И этому есть объяснение. Во-первых, закону божьему его стали обучать буквально с пеленок. Особенно усердствовал поначалу отец, а потом, в гимназии появились уже настоящие педагоги по этому предмету. Закон божий стоял тогда во главе всей образовательной и воспитательной программы. Во- вторых, законоучителем в таганрогской гимназии с 1865 года был протоиерей Федор Платонович Покровский, один из самых ярких людей тогдашнего Таганрога, одаренный человек, имевший познания во многих областях культуры. На своих уроках он беседовал с гимназистами на отвлеченные темы, рассуждал о Шекспире, Шиллере, Пушкине, Лермонтове и по праву считался другом семьи Чеховых, к нему не раз обращались они за помощью в трудные моменты жизни. Именно Покровский с его остроумными шутками, прозвищами, которые он любил давать своим ученикам, вспомнился студенту Чехову, когда ему пришлось выбирать псевдоним для своих первых литературных произведений. «Антоша Чехонте!» - так обычно обращался отец Федор к гимназисту Чехову.

Ни у кого из писателей не было столько «вторых имен», как у Чехова. Всего известно свыше 50 чеховских псевдонимов. Псевдоним - подпись, которой автор заменяет свое настоящее имя. В переводе с греческого языка слово псевдоним (pseudos и onyma) означает «носящий вымышленное имя». Многие писатели и поэты по разным причинам печатали свои произведения под псевдонимом. Самым изобретательным в таком придумывании был Антон Павлович. Он писал литератору Билибину: «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должна иметь разные клички».

В стенах таганрогской гимназии прошли одиннадцать лет А.П.Чехова - четвертая часть его короткой жизни.

Три года Антон Чехов прожил в Таганроге один - с 1876 по 1879. Очень важные три года для формирования его человеческой и писательской судьбы.

Затем он переехал к семье в Москву, где и стал студентом Московского университета, поступив на медицинский факультет. По окончанию университета в 1884 году Чехов получил звание уездного врача, и некоторое время применял свои знания на практике. Другой его псевдоним «Человек без селезенки» имел серьезную составляющую «медицинского» характера. Им Чехов пользовался более десяти лет. Подписав 119 рассказов и юморесок и 5 статей и фельетонов. Необычный чеховский псевдоним, считают ученые, зародился на медицинском факультете Московского университета, где самым сложным курсом считался курс анатомии, с которым, возможно, и связано сочетание «Человек без селезенки». Доказано, что объём селезёнки у человека находится в зависимости от его душевного состояния: те душевные волнения, которые сопровождаются сокращением кровеносных сосудов (страх, испуг, удивление, радость), ведут к уменьшению объёма селезёнки. Поэтому «человек без селезёнки» - это человек, лишённый душевных волнений. А творения «Человека без селезёнки» объединяет особенный, здоровый взгляд на окружающий это сказал профессор Сергей Петрович Боткин.

Литературной деятельностью Чехов увлекся в конце 70-х гг. Начал с коротеньких юмористических рассказов, которые публиковал в журнале «Стрекоза». В рассказе «Письмо к ученому соседу» своего героя Василия Семи-Булатова он поселил в деревню «Блины - Съедены». Рассказ считается пародией на малограмотную родню писателя, которая жила под девизом: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!».

Просмотр короткого видео - отрывка из произведения.

Свою профессиональную деятельность литератора Чехов начинал как сотрудник журналов «Русская мысль», «Северный вестник», где вышел его сборник «В сумерках», отмеченный Пушкинской премией.

У Антона Павловича была природная склонность к острословию, он любил и умел создавать фразы, западающие в память. Многие из них вошли в наш язык настолько прочно, что уже воспринимаются как "народная мудрость".

И это не только те, которые мы уже вспомнили, но и конечно знаменитая "Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить" еще хранят печать автора.

Бунин как-то заметил, что даже если бы Чехов не написал ничего, кроме "Скоропостижной конской смерти" или "Романа с контрабасом", то и тогда было бы ясно, что в русской литературе мелькнул яркий и сильный ум. Он считал, что сказать хорошую нелепость дано лишь умным людям.



Разыгрываем короткую сценку (на заднем плане портреты авторов, на мальчиках бейджики с именами и фамилия, они выходят с поклонами, садятся вальяжно за стол напротив друг друга и разворачивают газеты напротив друг друга.)

Ведущий: Чехов и Бунин были дружны. Однажды, засидевшись до позднего вечера и наговорившись вдоволь, решили читать друг другу газеты.

Чехов, пробежав глазами по полосе, вдруг воскликнул:

- Послушайте, в Самаре один господин завещал свое состояние после смерти на памятник Гегелю.

- Не может быть -, искренне удивившись, произнес Бунин.

- Может, может, - вторил ему Чехов.

И оба покатились от смеха.

Мальчики с поклоном удаляются.

Ведущий: Трудно сказать какие газеты тогда заинтересовали друзей. Хорошо известно, что долгие годы Чехов, был читателем газеты «Врач» и публиковался в ней.



В тот вечер Чехову не могло прийти в голову в этой самой Самаре ему установят памятник на личные деньги 30-летнего предпринимателя Павла Коровина в сквере им. Чехова. Несмотря на то, что Чехов никогда не был в Самаре, многие жители Самарской губернии были обязаны ему жизнью: в 1898 году он перевел часть своих гонораров и провел благотворительный сбор средств для голодающих детей Самарской губернии. Благодаря Чехову, от голодной смерти были спасены десятки тысяч самарцев.

А он был категорически против разглашения своего участия в этой акции. Но архивы сохранили для нас эти сведения.

Кстати, теперь в сквере появился и «Чеховский шкаф» - это минибиблиотека, где каждый может взять бесплатно и почитать книгу автора. А краевед Альбина Липатова, изучив досконально переписку супруги Чехова - Ольги Леонардовны, обратила внимание, на строки одного из ее писем «в 1901 году после свадьбы мы путешествовали по Волге, а возвращаясь в Ялту, домой, пароход останавливался в Самаре». Значит писатель наверняка выходил на берег и это опровергает распространенную научную версию о том, что Чехов никогда не был в Самаре!.

Автор памятника - известный самарский скульптор Иван Мельников, считая себя потомком тех самых спасенных от голода детей, работал совершенно бескорыстно. Трехметровая скульптура писателя с тросточкой, вглядываясь с иронией сквозь пенсне, приветствует каждого приходящего в сквер.

Материал известняк, добытый в Жигулевских горах, Памятник установлен на метровом постаменте.

Своей судьбой живут памятники и чеховским героям.

Просмотр слайдов с комментариями кратко: города, где установлены памятники «Человек в футляре» в Таганроге, «Дама с собачкой» на набережной Ялты, «Чайке» в Баденвейлере (Германия) и др.

А это памятники по мотивам рассказа «Каштанка» в Челябенске, Южно - Сахалинске и Таганроге. И это не удивительно!!!

Антон Павлович часто говорил, что «писать для детей вообще не умею».

Писал: детям надо давать только то, что годится для взрослых. Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений…».

Собственно детям предназначал только два своих рассказа: «Белолобый» и «Каштанка» . Это подтверждают строки из письма к издателю Г.И. Россолимо, просившему писателя выслать для публикации в сборнике его детские рассказы. «То, что у меня, по‐видимому, подходит для детей, - две сказки из собачьей жизни, посылаю вам заказной бандеролью. А больше у меня, кажется, нет ничего в этом роде…».

Подобное определение жанра вышеназванных рассказов не случайно. А.П. Чехов прекрасно разбирался в литературных приоритетах подрастающего поколения и, конечно, знал, что любимым жанром детей является сказка, привлекающая юных читателей занимательным сюжетом и чудесными приключениями героев. Присущ этим рассказам и элемент таинственности, также характерный для многих сказок.

Просмотр отрывка мультфильма «Каштанка».

Сюжет «Каштанки» был подсказан А.П. Чехову В.Л. Дуровым. В его основу легли подлинные события из цирковой жизни известного дрессировщика и подобранной им собачонки.

Основными персонажами рассказа являются как домашние животные, так и люди. Создавая образы своих героев, А.П. Чехов «изумляет портретным мастерством, умением художественно‐выразительными штрихами нарисовать внешний и внутренний облик человека и животного». Так, перед нами проходят: умная, впечатлительная Каштанка - «молодая рыжая собака - помесь такса с дворняжкой, - очень похожая мордой на лисицу…» (С., 6, 430); белый флегматичный кот Фёдор Тимофеич, которого «ничто не интересовало, ко всему он относился вяло и небрежно, все презирал и даже, поедая свой вкусный обед, брезгливо фыркал» (С., 6, 439); «умный гусь» Иван Иваныч, восхищающийся «своею речью» «черная, очень некрасивая свинья» Хавронья Ивановна, «…в голосе и дрожании хвостика которой чувствовалось много добродушия» (С., 6, 437).

Интересны также характеристики людей. Например, для раскрытия облика клоуна А.П. Чехов использует метод «разбросанной» композиции образа, позволяющий читателю накапливать в своем представлении одну черту за другой и связывать их с определенными событиями, в которых они проявляются. Сначала автор изображает его внешний вид. Так, мы видим «коротенького и толстого человечка с бритым, пухлым лицом, в цилиндре и шубе нараспашку» (С., 6, 432). В процессе дальнейшего изложения событий, писатель знакомит читателя с особенностями характера клоуна - человека доброго, трудолюбивого, жизнерадостного.

С юмором, но глубокой симпатией А.П. Чехов изображает Луку Александрыча. Образ столяра писатель раскрывает через воспоминания Каштанки, а также с помощью отдельных ярких деталей его повседневного быта. Например, длинными зимними вечерами он «строгал или читал вслух газету» (С., 6, 434), отправляясь к заказчикам, «взял под мышку какую‐то деревянную штуку, завернутую в красный платок…» (С., 6, 430), но «заказчики жили ужасно далеко, так что, прежде чем дойти до каждого из них, столяр должен был по нескольку раз заходить в трактир и подкрепляться» (С., 6, 430). В целом Лука Александрыч - положительный, добродушный человек, труженик, глубоко преданный своему делу. Это хорошо видно из обращения столяра к собаке, в котором явно ощущается гордость своей профессией: «Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра» (С., 6, 431).

Ребятам ведущий демонстрируют 2-3 книги «Каштанка» разных изданий из библиотеки и рассказывает: «В свое время Чехов много усилий приложил для реализации мечты об отдельном издании «Каштанка» с иллюстрациями. Специально ездил к художнику А.С. Степанову «изучившему собак до тонкостей», чтобы тот нарисовал собаку для обложки. При жизни Чехова «Каштанка» выдержала 8 отдельных изданий. Сегодня добрый мир чеховской «Каштанки» пополнился памятниками.

Пирамида из Таганрога приводится сегодня примером одного из первых памятников животным!!! Чудо как хороша!»

Что касается рассказа «Ванька», то трудно найти более хрестоматийного литературного героя, чем чеховский Ванька Жуков. Наша миниатюра поможет вам ребята вспомнить историю этого светлого искреннего и обделенного любовью мальчика.

Инсценировка:

Ведущий: (с открытой книгой Чехова читает выразительно) «Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать». Он писал письмо своему деду Константину Макарычу. Ванька - сирота. Он думает про своего деда - 65-летнего «тощего и юркого старикашку с весёлым лицом и вечно пьяными глазами», служащего сторожем у господ Жихаревых. Днём дед спит или балагурит с кухарками, а ночью стучит в свою колотушку. У деда есть две собаки - Каштанка и Вьюн.

Ванька бесхитростным детским языком пишет о том, как нелегко ему приходится у сапожника, и просит деда забрать его. Мальчик в образе Ваньки низко склонился над столом.

(Письмо его написано, но он выводит ручкой и макает в чернильный пузырек. Голосом читая письмо как будто диктует его вслух - якобы пишет. На непокрытом столе огарок свечи). «А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Милой дедушка, увези меня отсюда, а то помру. Я буду тебе табак тереть, а если что, то секи меня, как Сидорову козу».

Ведущий: Ванька хотел бы пешком бежать на деревню.

Мальчик: «да сапогов нету, морозу боюсь».

Ведущий: Пишет он и про Москву.

Мальчик: «А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые».

Ведущий: Во время написания письма Ванька постоянно отвлекается, в его памяти всплывают разные картины жизни в деревне. Он вспоминает, как они с дедом под рождество ходили в лес за ёлкой для господ. «Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал». Вспоминает барышню Ольгу Игнатьевну, у которой Ванькина мать Пелагея, когда была жива, служила горничной. Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину.

Мальчик: «Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочённый орех ... у барышни Ольги Игнатьевны для Ваньки.

Выучить наизусть, рассказывая отдельно от письма (можно обратившись к иконе): Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется. А гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай». Ванька положил письмо в конверт и написал адрес: «на деревню дедушке» (ребенок пишет, скрипя пером, с нажимом). Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».

Ведущий: Довольный, Ванька «добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель... Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом»...

Кроме ярко выраженных социальных мотивов, в этом произведении есть и глубочайший психологический портрет, и удивительное сочетание трагизма и юмора. Герой высказывает свою боль «в никуда», бумаге, которая никогда не найдет адресата, ибо писана в отчаянии - «на деревню, дедушке». Однако из безнадежной ситуации есть выход, имя которому - исповедь. Мальчик высказал свою боль, и это приносит ему облегчение. Это и есть начало избавления от невыносимой душевной и физической муки: «стал писать» [V, 478].

Поразителен талант мальчика, богатство его воображения, его наблюдательность, память, вместившая все впечатления детства. Чехов явно любуется своим героем, ведя рассказ от его лица. Поэтичнейше, с пушкинской простотой описана природа, - этот эпизод существует и в контексте воспоминаний Ваньки и как бы сам по себе. Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой. Когда Ванька рассказывает о своей беспросветной жизни в учении у сапожника, появляются «ейный», «харя», «морда», «трескают» [Там же]. Грубый быт рождает и соответствующие слова. А воспоминания о жизни дома, в деревне, связаны с прекрасным. И слова, в которые облекаются картины воспоминаний, - яркие, образные, светлые. «Убаюканный сладкими надеждами, он, час спустя, крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам...»

С этим героем мы с вами знакомились в Музее Почты, а адрес на его письме живет уже многие годы образной литературной фразой «на деревню дедушке».

Героями рассказа являются еще и две собаки: старая Каштанка и кобелек Вьюн.

«Славный народ - собаки!» Так любил поговаривать Антон Павлович Чехов. Писатель по призванию и врач по профессии, он просто обожал такс. В своём имении Мелихово он держал двоих. С чувством юмора, как это ему было свойственно по жизни, подошёл он к выбору кличек для своих питомцев. Одну таксу он назвал Хиной, вторую Бромом. (дети смеются). Чего же тут смешного? Дело в том, что «хина» и «бром» - это распространённые для ХIХ века лекарственные препараты. Так как в те времена антибиотиков не было, всех лечили хиной, бромом и содой. Помимо такс были у него и дворняжки. В Ялте, например, у него было два беспородных любимца - Тузик и Каштан. Последний, по воспоминаниям друзей, был очень глупым созданием: постоянно лаял на прохожих. Однако писатель очень любил Каштана и относился к нему с особенным трепетом.

Не раз, рассказывал о них в письмах. Например: «Таксы Бром и Хина здравствуют. Первый ловок и гибок, вежлив и чувствителен, вторая неуклюжа, толста, ленива и лукава. Первый любит птиц, вторая - тычет носом в землю. Оба любят плакать от избытка чувств. Понимают, за что их наказывают».

И в другом: <…> Бром влюблён он в дворняжку. Хина же - всё ещё невинная девушка. Любят гулять по полю и лесу, но не иначе, как с нами. Драть их приходится почти каждый день; хватают больных за штаны, ссорятся, когда едят, и т.п. Спят у меня в комнате».

Памятники животным - не редкость и в нашей стране, и в мире. Но много ли вы знаете памятников любимым питомцам знаменитых соотечественников?

В Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике «Мелихово», 22 декабря 2012 года открыт необычный памятник. Его герои - две таксы, любимые собаки Антона Палыча Чехова. Бронзовые Бром и Хина выглядят, как и положено собакам этой породы. Любители собак, наверное, с трудом удержатся от желания погладить этих умных и симпатичных животных. Теперь они - законные обитатели литературно-мемориального музея-заповедника.

В музее говорят, что Чехов очень ценил их за «необыкновенный ум» (по словам самого Чехова) и даже приводил их привычки и поведение в пример проявления житейской мудрости и деликатности.

Идею его создания выдвинул скульптор Александр Рожников, член-корреспондент Российской академии художеств.

В 1892 году Чехов приобретает имение Мелихово, которое находилось в Московской губернии. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась. Усадьба находилась в Серпуховском уезде, была в запущенном состоянии, но обошлась Чехову относительно недорого. Так, в марте месяце семья, состоящая из отца, матери, сестры Марии и самого Антона Павловича переехали в Мелихово на 7 лет. Первое время с ними живет младший брат Михаил. Сразу начались работы по обустройству дома, территории, он начинает строительство школы, лечит крестьян, помогает неимущим.. Чехов с огромным энтузиазмом взялся за дело, новая жизнь увлекала его. В чеховском доме у каждого была своя хозяйственная роль: отец - Павел Егорович, благообразный старик, когда-то строгий, взыскательный и в некоторой степени деспотичный воспитатель, теперь полностью признавал главенство Антона Павловича. В его задачи входил уход за садом. Мать, Евгения Яковлевна, вела домашнее хозяйство, вставала раньше и ложилась позже всех. Сестра Мария занималась огородом, при этом она регулярно уезжала в Москву, так как работала учительницей в гимназии. Михаил занимался полевым хозяйством, он даже перевелся на службу в Серпухов, чтобы быть поближе к Мелихову.

Во время эпидемии холеры Чехов работал участковым врачом, участвовал в переписи населения 1897 года.

Желание Чехова, к тому времени всеми признанного писателя, отправиться на борьбу с холерой было самоотверженным решением и настоящим гражданским поступком. Он работал в Серпуховском уезде Московской губернии, в его ведении было 25 деревень, 4 фабрики и 1 монастырь. В рассказе Чехова «Жена» (1892 год) отразились впечатления голодного года.

Ведущая (девочка) открывает книгу Чехова на рассказе «Жена» и зачитывает цитату: «…придёшь в избу и что видишь? Все больны, все бредят, кто хохочет, кто на стену лезет; в избах смрад, ни воды подать, ни принести её некому, а пищей служит один мёрзлый картофель. Фельдшерица и Соболь (наш земский врач) что могут сделать, когда им прежде лекарства надо хлеба, которого они не имеют? … Надо лечить не болезни, а их причины», - делает вывод Чехов.

После этого за два года создаются самые известные рассказы: трилогия «Человек в футляре, «Дама с собачкой» и др. Кстати в первом произведении примечательно то что герой учил греческий язык, сам Чехов с трудом осваивал его азы в течение 2-х лет в школе.

Через два года появляется повесть «Палата №6», которую считают высшей точкой в развитии чеховского критического реализма.

А.П. Чехов был необычайно гостеприимным человеком. Он не любил одиночество, и, и когда к нему долго не приезжали друзья, он отправлял им письма с приглашениями, причем весьма необычные. Я думаю после нашей сегодняшней встречи мы действительно станем друзьями Чехова.

Разыгрываем сценку: «Ах, если бы вы могли к нам приехать! Это было бы изумительно хорошо!»

Ведущий: Давайте представим, что мы получили письмо от А.П. Чехову.

Раздается стук в дверь!

Прислуга: - Кто там?

Ответ стучавшего: - Почтальон! Вам письмо из Москвы, от Чехова!

Он входит, подает конверт. Девочка в форме прислуги кладет на поднос письмо и подает хозяину, сидящему за столом с книгой и очками.

Хозяин (друг Чехова с опознавательным бейджиком), разрезает конверт перочинным ножиком и читает вслух с выражением: - «Ах, если бы вы могли к нам приехать! Это было бы изумительно хорошо!»

Секунду подумав, громко изрекает: - Да! Давно не виделись! Надо ехать!

Ведущий: Интересно, если бы в письме он присылал в качестве приглашения визитную карточку, какая бы она была.

Представьте себе визитная карточка не новое слово, у многих именитых личностей 19 века она была. Обязательный элемент карточки - адрес владельца. Заинтересует нас сейчас именно он и поможет познакомиться с существующими музеями писателя.

Веерная презентация фотографий музеев Чехова с краткими комментариями:

Музейный комплекс Чехова в Таганроге

В комплекс входят дома дяди писателя Митрофана Егоровича Чехова, Папкова, Кобылина, где жил и служил отец писателя Павел Егорович Чехов. Домик Чехова на бывшей Полицейской улице (теперь это улица Чехова), дом Моисеева (лавка Чеховых), дом Митрофана и Павла Чеховых, где проходило детство, юность писателя, греческая школа, гимназия, где он учился, театр, дома Дросси, Дьяконова, Шедеви, Лободы, памятник Чехову. Гимназия была преобразована в 1935 году в литературно-мемориальный музей им. А.П.Чехова.

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П.Чехова в Мелихово

Мелихово - один из главных музеев Чехова в России, расположенный в Чеховском районе Подмосковья. Находится около бывшего крупного села Лопасня. Сейчас это город Чехов, названный в честь писателя в 1954 году.

Усадьбу в Мелихово Чехов купил в 1892 году и до 1899 года жил здесь со своими родителями и близкими родственниками. Здесь Чеховым было написано более 40 произведений, среди которых: "Дом с мезонином", "Палата №6", "Ионыч", "Крыжовник", "Человек в футляре" и др., пьесы "Чайка", "Дядя Ваня", принесшие писателю мировую славу.

В 1940 году при активном участии сестры Чехова Марии Павловны и его племянника Сергея Михайловича в Мелихово был основан музей, в котором отражена деятельность Чехова как писателя, врача и общественного деятеля.

Музей-заповедник Чехова представляет собой обширный комплекс зданий и территорий: это усадьба Чеховых со старинным садом и парком, мелиховская земская школа, почтово-телеграфное отделение при станции Лопасня, земская школа в Новоселках, построенная писателем.

Собрания музея в Мелихове насчитывает более 25 тысяч экспонатов. Здесь представлены произведения художников-друзей писателя: Левитана, Поленова, Браза. Коллекция фотографий, хранящихся в музее-заповеднике, - это история жизни мелиховского дома, галерея портретов самого Чехова и людей, близких писателю в его литературной, театральной и общественной деятельности. В Мелихове постоянно проходят музыкальные и театральные вечера и фестивали, гуляния и праздники, рождественские елки, театрализованные экскурсии. По инициативе музея проводятся театральные фестивали "Мелиховская весна", в которых участвуют театры России и других стран мира.

Музей имеет два филиала в городе Чехове: Музей писем и Усадьба "Лопасня-Зачатьевское".

Дом-музей Чехова в Москве

Литературный филиал Гослитмузея. Один из самых известных московских музеев, созданный по инициативе семьи писателя и открытый 25 апреля 1912 года при Румянцевском музее. 14 июля 1954 года музей был переведен в дом 6 по Садово-Кудринской улице, в котором Антон Павлович Чехов снимал квартиру с осени 1886 по весну 1890 года. Здесь писателем были созданы более ста рассказов: "Степь", "Скучная история", водевили "Медведь", "Лебединая песня" и др. В этом доме его навещали Чайковский, Левитан, Немирович-Данченко, Гиляровский и другие известные личности. Мемориальная часть музея включает: на первом этаже - кабинет, спальню Чехова и спальню брата писателя Михаила; на втором этаже - гостиную и комнату сестры Марии.

В гостиной много живописных работ брата Антона Павловича, художника Николая Чехова, рано умершего.

Главная тема московского музея - Чехов и Москва. Поэтому в экспозиции особое место занимают виды Москвы 1880-х годов: окрестности Кудринской площади, Тверская улица, Большая Никитская, здания Московского университета, Московского Художественного театра. Литературная экспозиция «Жизнь и творчество Чехова в 1880-х годах» рассказывает о становлении писателя - от ранних произведений к зрелым творениям мастера.

В музее проводятся экскурсии, лекции, литературные и музыкальные вечера.

Дача Чехова в Гурзуфе

Отдел дома-музея Антона Павловича Чехова в Ялте. В 1900 году Чехов купил этот дом для отдыха и уединения, так как Ялта писателю казалась очень шумной. Прожил Чехов здесь недолго: близость моря, влажный воздух от прибоя сказались на здоровье писателя. В августе 1900 года Чехов начал работать над пьесой "Три сестры". Позже писатель подарил дачу своей жене Ольге Книппер, которая приезжала сюда вплоть до 1953 года.

Музей Чехова в г. Сумы (Украина)

Открыт 29 января 1960 года в бывшей усадьбе Линтваревых, где семья Чеховых проводила летние месяцы в 1888-1889 годах. Сюда приезжали друзья Чехова - литераторы Плещеев, Баранцевич, книгоиздатель Суворин.

Адрес музея: Украина, г.Сумы, ул.Чехова, дом 79.

Дом-музей Чехова в Ялте (Белая дача)

В Ялту Чехов переехал по совету врачей в 1898 году. Писатель купил участок земли и организовал постройку двухэтажного дома с мезонином, прозванный современниками "Белой дачей". В этом доме он прожил с 1899 по 1904 год. Здесь Чеховым были написаны пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", рассказы "Дама с собачкой", повесть "В овраге" и др., подготовлено к изданию собрание собственных сочинений. В Ялте у Чехова бывали Бунин, Горький, Куприн, Короленко, Шаляпин, Рахманинов. Музей основан в 1921 году сестрой писателя Марией Павловной Чеховой, которая до последнего дня своей жизни (15 мая 1957 года) в течение 36 лет была директором музея. В доме сохранились столовая, спальня и кабинет писателя в том виде, какими они были при жизни Чехова, а в одной из комнат открыта историко-литературная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве писателя.

Дом-музей известен как инициатор и организатор Международных научных конференций "Чеховские чтения в Ялте".

Дорогие ребята вы знаете, что в нашем классе много увлеченных людей. Изучая биографию Чехова мы можем открыть его для себя и как филателиста с этим увлечением писателя нас познакомит ………..(коллекционер из класса). С его коллекцией мы сможем познакомиться на перемене.

Юный коллекционер: В музее можно познакомиться с дополнительным хобби автора, как истинного коллекционера - филателиста. Коллекция собранных писателем марок содержит около 15 тысяч экземпляров. Её составляют знаки почтовой оплаты, снятые им с конвертов, и поэтому собрание Чехова включает много дубликатов. Изучение чеховской коллекции проводилось сотрудниками Дома-музея. Она представляет собой 30 упаковок почтовых марок и 142 разрозненных почтовых знака, принадлежавших писателю. Сложенные в стопки марки Чехов связывал ниткой (подобным образом коллекционировал марки и Александр III). Многие десятилетия содержимое пачек, в соответствии с музейными правилами, оставалось необследованным.

После консультаций с музееведами было рассыпано несколько пачек и проведено попредметное описание марок в той последовательности, как их уложил А. П. Чехов. В упаковках оказались марки последней трети XIX - начала XX веков большинства стран Западной Европы, США, Канады, Японии, отдельных регионов Востока, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Австралии. Подавляющую массу составляют стандартные почтовые знаки Российской империи.

Хотя писателем была составлена и лично упакована большая и разнообразная по тем временам коллекция марок, сложно судить о Чехове как о состоявшемся филателисте. Его увлечение скорее было обусловлено личными качествами Чехова - любознательностью, приверженностью к систематизации знаний, аккуратностью - и позволяло ему отвлечься от жизненных неурядиц. Можно не сомневаться, что собирание марок было важной частью жизни Чехова и могло использоваться им в поиске сюжетов для своих произведений. В его записных книжках, например, найдена фраза: «Молодой человек собрал миллион марок, лёг на них и застрелился». Наверно, это нам будет понятно, когда мы повзрослеем.

Известно также, что Чехов был причастен к организации почтово-телеграфного отделения на станции Лопасня (ныне город Чехов Московской области). Кроме того, в некоторых рассказах А. П. Чехова действие происходит в почтовом отделении или связано с почтой («В почтовом отделении», 1883; «Мой разговор с почтмейстером», 1886; «Почта», 1887).

В 2004 году выпущен постоянно действующий (переводной) специальный почтовый штемпель «Таганрог - родина А. П. Чехова» (№ 34ш-2004), который используется в Таганроге Ростовской области. Его автор - художник А. Бжеленко.

Собирание марок и других филателистических материалов о Чехове - это отдельная очень достойная тема. Ведь начиная с 1940 г., к 80 - летию, были выпущены первые марки с его портретом и тематические, несколько таких выпусков были за рубежом в том числе в Ватикане.

Адрес дома-музея: ул. Кирова, 112.

Историко-литературный музей Чехова на острове Сахалин в г. Александровск-Сахалинский

Первый музей на Сахалине был открыт 6 декабря 1896 года силами каторжных и администрацией каторги. Нынешний продолжает его традиции. Большое внимание музей уделяет этнологии народностей, проживающих на Сахалине (эвенки, нивхи, ульта и др.). Поскольку Сахалин - место каторги, в собраниях музея отражена история, жизнь и быт каторги. В 1990 году к столетию поездки писателя, открыт Музей книги Антона Павловича Чехова.

Адрес музея: 694420, Сахалинская область, г. Александровск-Сахалинский, ул.Чехова, 19.

Мемориальная комната музей Чехова на острове Цейлон в г. Коломбо (Шри Ланка)

В ноябре 1890 года, на пути из Сахалина, Чехов посетил Шри Ланку (в то время Цейлон) и закончил там свой рассказ «Гусев». Писатель несколько дней жил в отеле «Гранд Ориенталь отель» в Коломбо. К 95-летию со дня кончины писателя сотрудниками Гослитмузея (Москва) в этом отеле была открыта мемориальная комната-музей Антона Павловича Чехова. В комнате сохранена мебель и обстановка того времени, а на стенах можно увидеть фотографии писателя. В главном холле отеля размещена мемориальная доска, на которой на русском и английском языках сделана надпись, что с 12 по 18 ноября 1890 года в отеле Гранд Ориенталь жил русский писатель А.П. Чехов.

Список музеев прост и понятен, где родился, жил, отдыхал и был проездом, но я думаю что последние адреса в списке вызывают особый интерес.

Весной 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин -место ссылки осужденных на каторгу. Он долго скрывал это намерение даже от самых близких. Путь занял 82 дня, за которые Чехов написал 9 очерков.

Подвижническая работа была проведена Чеховым на Сахалине, куда он прибыл 11 июля. Он провел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина он систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали куда своих представителей. Сахалинский врач Н.С.Лобас отмечал: «С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи».

Маршрут Сахалинского путешествия был таков: из Ярославля по Волге до Казани, затем по Каме до Перми, оттуда по железной дороге до Тюмени, а затем через всю Сибирь на тарантасе и по рекам. На Сахалине Чехов пробыл более трех месяцев, затем через Индийский океан, Средиземное и Черное моря, посетив Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, вот почему мы обратили особое внимание на созданную здесь музейную комнату; Константинополь, прибыв в порт Одессы, он на поезде возвращается в Москву.

В 1900 году его избрали почетным академиком Пушкинского отделения академии наук, хотя два года спустя он отказался от этого звания вместе с В. Г. Короленко</</font>. Это был некий знак протеста против отмены Николаем II избрания М. Гoрького почетным академиком.

Зиму 1900-1901 г.г. Чехов находился в Ницце.на лечении, потом был в Италию, а в феврале возвратился в Ялту. 25 мая Антон Павлович и Ольга Леонардовна Книппер, актриса Московского художественного театра, венчались. Сразу после свадьбы Ольга Леонардовна везет мужа в Уфимскую губернию на кумыс - считалось, что он помогает при чахотке. Чехов уже очень слаб, но несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем, кому только можно. «Я презираю лень, как презираю слабость и вялость душевных движений», - сказал он как-то о самом себе. Написана и поставлена пьеса «Три сестры» (1901 г.). Чехов в основном живет в Ялте, хотя осень и ветреная сырая зима, проводимые в плохо отапливаемом доме, не добавляют Антону Павловичу здоровья. В ноябре 1901 г. он пишет жене: «У меня в кабинете обыкновенная температура + 12 и редко бывает + 13. Камина топить нельзя, потому что у меня от камина глаза болят. А при 12 градусах работать трудно». Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих. Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству». Вообще, переписка Чехова с Книппер - это потрясающее свидетельство их взаимоотношений: столько в них нежности, любви, уважения, заботы друг о друге, иногда плохо скрываемой боли от невозможности быть вместе. В письмах отражена история развития Московского Художественного театра, где Чехов - его главный автор, а Книппер - исполнительница главных ролей; интересен обмен мнениями о литературе, писателях, актерах, вообще о художественной жизни того времени. Герои писем - Горький, Бунин, Толстой, Станиславский, Немирович-Данченко, Шаляпин, Комиссаржевская, Мейерхольд и другие известные личности. Иногда Чехов наведывался в Москву

«Вишневый сад». Ольга Леонидовна играет Раневскую. Как и роль Маши в «Трех сестрах», роль Раневской явилась вершиной творческого взлета актрисы. «Вишневый сад» - это последнее произведение великого писателя и драматурга. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер , знаменитый курорт на юге Германии. Но о выздоровлении не могло быть речи, здесь Чехов только на время облегчил свои страдания.

15 июля (1-го по ст.стилю) во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. И впервые сам попросил послать за доктором сказав твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.

22 июля 1904 года он был похоронен в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря (фото памятника и могилы).

Так ушел на всегда гениальный человек, написавший очень много ценного о культуре обучения слову, поскольку всю свою сознательную творческую жизнь служил ему - великому русскому слову.

В Баденвейлере в августе 1998 года здесь был открыт единственный в западном мире музей Чехова. Он получил название "Чеховский салон". Здесь ежегодно проводятся авторские чтения, дискуссии, творческие встречи литераторов разных стран, театральные представления.



Хотим и мы предложить вашему вниманию театральную зарисовку по одному из самых известных рассказов Чехова: «Лошадиная фамилия», она позволит нам максимально почувствовать себя актерами одной реплики.

Инсценировка:

Герои:

1.- приказчик

2. Генерал - майор Булдеев

3. Генеральша

4. Врач

5. Ведущий

Ведущий с открытой книгой в руках: У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскает рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние -- жена, дети, прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство. Между прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором.

Приказчик: - Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильич. Заговаривал зубы -- первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет -- и как рукой! Сила ему такая дадена...

Булдеев: - Где же он теперь?

Приказчик: -- А после того, как его из акцизных увольнили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает.. Тамошних, саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так... у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете.

Булдеев: -- Ерунда! Шарлатанство!

Генеральша: -- Пошли, Алеша! - Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.

Булдеев: -- Ну, ладно. Тут не только что к акцизному, но и к чёрту депешу пошлешь... Оx1 Мочи нет! Ну, где твой акцизный живет? Как к нему писать?

Ведущий: Генерал сел за стол и взял перо в руки.

Приказчик: -- Его в Саратове каждая собака знает.. -- Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть... Его благородию господину Якову Васильичу... Васильичу...

Балдеев:-- Ну?

Приказчик:-- Васильичу... Якову Васильичу... а по фамилии... А фамилию вот и забыл!.. Васильичу... Чёрт... Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил... Позвольте-с...

Ведущий: Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.

Балдеев и Генеральша: -- Ну, что же? Скорей думай!

Приказчик: -- Сейчас... Васильичу... Якову Васильичу... Забыл! Такая еще простая фамилия... словно как бы лошадиная... Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте... Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая -- из головы вышибло...

Балдеев:-- Жеребятников?

Приказчик:-- Никак нет. Постойте... Кобылицын... Кобылятников... Кобелев...

Генеральша:-- Это уж собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?

Приказчик:-- Нет, и не Жеребчиков... Лошадинин... Лошаков... Жеребкин... Всё не то!

Балдеев: -- Ну, так как же я буду ему писать? Ты подумай!

Приказчик: -- Сейчас. Лошадкин... Кобылкин... Коренной...

Генеральша: -- Коренников?

Приказчик: -- Никак нет. Пристяжкин... Нет, не то! Забыл!

Балдеев: -- Так зачем же, чёрт тебя возьми, с советами лезешь, ежели забыл? Ступай отсюда вон!

Ведущий: Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щеку и заходил по комнатам.

Балдеев: -- Ой, батюшки! -- Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!

Ведущий: Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного:

Приказчик: -- Жеребчиков... Жеребковский... Жеребенко. Нет, не то! Лошадинский... Лошадевич... Жеребкович... Кобылянский...

Ведущий: Немного погодя его позвали к господам.

Балдеев: -- Вспомнил?

Приказчик: -- Никак нет, ваше превосходительство.

Балдеев: -- Может быть, Конявский? Лошадников? Нет?

Ведущий: И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую... В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почесывая лбы, искали фамилию...

Приказчика то и дело требовали в дом.

Открытый урок по литературному чтению Краткость-сестра таланта А. П. ЧеховОткрытый урок по литературному чтению Краткость-сестра таланта А. П. Чехов -- Табунов? -- спрашивали у него. -- Копытин? Жеребовский?

-- Никак нет, -- отвечал Иван Евсеич и, подняв вверх глаза, продолжал думать вслух. -- Коненко... Конченко... Жеребеев... Кобылеев...

-- Папа! -- кричали из детской. -- Тройкин! Уздечкин!

Взбудоражилась вся усадьба. Нетерпеливый, замученный генерал пообещал дать пять рублей тому, кто вспомнит настоящую фамилию, и за Иваном Евсеичем стали ходить целыми толпами...

-- Гнедов! -- говорили ему. -- Рысистый! Лошадицкий!

Ведущий: - Но наступил вечер, а фамилия всё еще не была найдена. Так и спать легли, не послав телеграммы.

Генерал не спал всю ночь, ходил из угла в угол и стонал... В третьем часу утра он вышел из дому и постучался в окно к приказчику.

Балдеев: -- Не Меринов ли? -- спросил он плачущим голосом.

Приказчик:-- Нет, не Меринов, ваше превосходительство.

Генеральша: -- Да может быть, фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая!

Приказчик:-- Истинно слово, ваше превосходительство, лошадиная... Это очень даже отлично помню.

Балдеев: -- Экий ты какой, братец, беспамятный... Для меня теперь эта фамилия дороже, кажется, всего на свете. Замучился!

Ведущий: Утром генерал опять послал за доктором.

Балдеев: -- Пускай рвет! -- Нет больше сил терпеть...

Ведущий: Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав свое дело и получив, что следует, за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой. За воротами в поле он встретил Ивана Евсеича... Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны...

Приказчик: -- Буланов... Чересседельников... -- бормотал он. -- Засупонин... Лошадский...

Врач:-- Иван Евсеич! -- Не могу ли я, голубчик, купить у вас четвертей пять овса? Мне продают наши мужички овес, да уж больно плохой...

Ведущий: Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака.

Приказчик: -- Надумал, ваше превосходительство!

Ведущий: закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу.

Приказчик: -- Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! Посылайте депешу Овсову!

Балдеев: -- На-кося! -- Не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии! На-кося!

Аплодисменты нашим актерам.

В рассказе ярко описываются невоспитанность и грубость богатых людей. Пока приказчик обещал помочь в излечении зубной боли, генерал называл его и голубчиком, и братцем. А когда услуги Ивана Евсеича стали не нужны, он заслуживает от Булдеева только грубые слова и грубый жест.

Рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» был напечатан впервые в 1885 году. С тех пор он многократно переиздавался и известен не только на русском, но и на многих других языках мира.

Антон Павлович очень любил театр. В гимназические годы принимал участие в домашних спектаклях товарища. Впервые оказался в театре в 13 лет посмотрел оперетту «Прекрасная Елена» и вскоре стал страстным поклонником театра. Позже в одном из писем он скажет: «Театр мне давал когда - то много хорошего… Презже для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…» Не случайно герои многих его произведений актеры и актрисы.

Интересна современная судьба чеховского рассказа «Хамелеон». Российский художник - микроминиатюрист Анатолий Коненко - директор ООО «Сибирский Левша» в городе Омске выпустил книгу по рассказу «Хамелеон» размером 0.9 на 0.9 миллиметров. В ней 29 страниц, 3 цветные иллюстрации и портрет Чехова.

Книга была признана самой маленькой на Всемирном конгрессе любителей миниатюрных книг в 1997 году и попала в Книгу Рекордов Гиннеса.

В 2009 году по мотивам этого рассказа режиссер Алексей Демин снял 13-ти минутный мультфильм - фантазию «Очумелов» (возможен просмотр отрывка - 2,37 мин) в рамках проекта «Русская классика детям». В год выпуска фильм получил 5 наград, а в 2010 кинопремию «Ника». Экранизация и театральные постановки по произведениям Антона Павловича - отдельная, очень интересная тема для вас, когда повзрослеете.

Для справки: Позже А. Коненко создал книгу «Русский алфавит» (0.8*0.8 мм). А в 1913 году японцы создали книгу со сторонами 0.75*0.75 мм.

Ну что ж ребята, вот мы и познакомились с жизнью и творчеством великого писателя, предлагаю провести сейчас викторину для гостей нашего открытого урока, а заодно и нам закрепить услышанное и увиденное сегодня:

  1. Где и когда родился Антон Павлович Чехов?



  1. В каких юмористических журналах печатал свои произведения Антон Павлович Чехов:

А) Фитиль

Б) Стрекоза

В) Будильник



  1. Назовите псевдонимы, которые не принадлежали А.П. Чехову:

А) Антоша Чехонте;

Б) Игудиил Хламида

В) Человек без селезенки



  1. Как звали одну из собак Антона Павловича:

А) Хина

Б) Аспирин

В) Скипидар



  1. Назовите произведение по фрагменту из мультфильма:

А) «Хамелеон»

Б) «Каштанка»

В) «Ванька»



  1. Перед каким праздником герои рассказа «Мальчики» приехали в дом Королевых? (Рождество)

  2. Как звали пса, который первым встретил гостей? (Милорд)

  3. Имена трех сестер Володи? (Катя, Соня, Маша)

  4. Куда хотели бежать мальчики? (в Калифорнию)

  5. Как Чечевицын называл себя и своего друга Володю? («Монтигомо ястребиный коготь» и «Бледнолицый брат мой»)

Чехов - один из тех счастливых авторов, кого не только почитают, но и читают. Его пьесы ставятся на сценах всего мира, его произведения получают новую жизнь в кино- и теле - экранизациях, в радиопостановках, в живописи, музыке, балете. Ибо этот, по выражению Льва Толстого, «Пушкин в прозе» помог нам правдиво взглянуть на самих себя - что, по мысли самого Антона Павловича, является лучшим стимулом самосовершенствования человека, в котором, как свято верил писатель, «все должно быть прекрасно».



17





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал