- Учителю
- Рабочие программы для 4 класса (УМК 'Начальная школа XXI века')
Рабочие программы для 4 класса (УМК 'Начальная школа XXI века')
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39»
города Дзержинска
Нижегородской области
Рабочая программа
по изобразительному искусству
4 класс
Разработала
учитель начальных классов
Елена Владимировна Вершинина
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской «Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ - М.: Вентана - Граф, 2012.
На изучение курса «Изобразительное искусство» отводится 1 час. В четвертом классе предусмотрено 34 часа.
Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе - разносторонне художественно - творческое развитие учащихся:
-
формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
-
активизация самостоятельной творческой деятельности;
-
развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);
-
формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
-
воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.
Задачи изучения предмета:
• воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, формирование способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
• развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; формирование навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• формирование навыков работы в разных видах пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• формирование умения пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыками графической грамотности, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
• развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путем развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятию ими произведений разных видов искусства.
В основе преподавании предмета «Изобразительного искусство» лежит органическое единство обучения и воспитания, взаимодействие с другими образовательными дисциплинами.
Программа полихудожественного развития учащихся опирается на следующие принципы (по Б. П. Юсову).
1. Духовное возвышение ребенка. Важно воспитывать духовные потребности и интересы у учащихся; развивать возвышенные чувства, возникающие при восприятии произведений искусства и творческих достижений художественной культуры; развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира.
2. Действие, радость, увлечение школьника работой. Художественное творчество должно вызывать у детей чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать свое мнение, творчески и неординарно мыслить.
3. Живое общение с искусством. Необходимо приобщать ребенка к художественному слову, живой музыке, знакомить с оригиналами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками.
4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира (природа, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природных условий, в которых живут разные народы, с их жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.
5. Опора на региональный компонент в обучении. Выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя творческие задания, педагогу важно учитывать особенности того региона, в котором живут учащиеся, - географические, национальные, культурно-исторические.
6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт. Родство разных видов искусств помогает учащемуся лучше прочувствовать и понять художественное явление, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ.
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют прочувствовать и сделать. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность научиться воспринимать действительность во всей полноте с помощью разных чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания.
8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. Любая творческая деятельность включает три составляющие:
1) исполнительская (техническая) основана на многократном повторении, отточенной технике;
2) творческая (образная) требует выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, внимания и наблюдательности;
3) самостоятельная жизнь произведения искусства - существование художественного произведения в конкретной среде: в музее, на выставке, в мастерской, в административном и жилом здании.
9. Активное творчество самих детей. Развитие творческих способностей у ребенка происходит только при его активной художественной деятельности.
10. Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у детей способности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах.
Методическая основа преподавания предмета «Изобразительное искусство»:
• опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
• подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
• проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
• активизация проектных форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.
Интегрированный подход в художественном образовании младших школьников предоставляет учителю свободу творческого поиска, самостоятельность в раскрытии темы, постановке задач, выстраивании учебного материала, выборе художественных средств и форм работы с детьми.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В основе учебников лежит системно - деятельностный подход, который предполагает формирование и развитие определенных качеств личности:
-
воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям;
-
развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве;
-
общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамотности и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета;
-
воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
-
воспитание патриотических чувств;
-
формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда, развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, интереса к художественной культуре.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-
целостное гармоничное восприятие мира;
-
интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
-
умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
-
способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
-
способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
-
представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
-
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение ее этапов;
-
умение доводить работу до конца;
-
способность предвидеть результат своей деятельности;
-
адекватная оценка результатов своей деятельности;
-
способность работать в коллективе;
-
умение работать индивидуально и в малых группах;
-
готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать свое мнение.
Метапредметные результаты:
-
постановка учебной задачи и контроль ее выполнения (умение доводить дело до конца);
-
принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
-
самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
-
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение е этапов;
-
умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
-
умение критически оценивать результат совей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний;
-
умение применять приобретенные знания по одному предмету при изучении других образовательных дисциплин;
-
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
-
умение проводить самостоятельные исследования;
-
умение находить нужную информацию в интернете;
-
участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
-
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;
-
обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в произведении и прозе;
-
умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, сочинять мини-рассказы по своему сюжету;
-
понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного ( в музыке, литературе, народной речи, разных идах и жанрах искусства);
-
умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
-
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
-
сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрастном уровне;
-
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
-
умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
-
способность обосновывать свое суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
-
умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
-
умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
-
сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
-
сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
-
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
-
понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей
жизни человечества; -
понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи
с культурными традициями, мировоззрением народа; -
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении
жилища, в обустройстве дома в целом; -
умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
-
умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т.п)
-
сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
-
умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
-
умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
-
умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
-
умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
-
умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Содержание тем учебного курса
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) - 17 ч.
Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля прима». Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, пустынях, песках, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. Особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий местности. Активное использование в обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передача в творческих работах с помощью цвета определенного настроения с использованием нужной цветовой гаммой. Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передача в работе воздушной перспективы, первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Создание сюжетных композиций, передача в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий. Освоение графических компьютерных программ. Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. Выполнение набросков с фигур одноклассников. Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. Передача пропорций, характерных черт лица и фигуры человека графическими средствами. Поиск общих для разных народов интонаций, мотивов, настроений. Создание небольших этюдов. Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета. Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека. Лепка фигуры человека по наблюдению. Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности). Передача симметрии и асимметрии в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; его связь с культурными традициями.
Развитие фантазии и воображения - 11 ч.
Размышления на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка». Освоение поисковой системы Интернет. Выполнение графических работ на основе результатов обсуждения. Создание коллективных композиций в технике коллажа. Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением. Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ. Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок. Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом). Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона. Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел. Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы).
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) - 6 ч.
Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Определение особенностей творческой манеры разных мастеров. Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства. Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности. Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. Создание несложных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепка), графике (линией), живописи (способом от пятна).
Учебно-тематический план
Содержание
Количество часов
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)
17
Развитие фантазии и воображения
11
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)
6
Итого:
34
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Количество часов
Тема
урока
Тип урока
Характеристика
деятельности учащихся
Оборудование
Дата
Корректировка
17
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму.
1
1
Изображение с натуры природных объектов любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики. Примерная тема композиции: «Пейзажи родного края». Освоение техники «а-ля прима»
УОНЗ
Работа на плоскости. Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима». Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными. Понимать, что такое пространственное окружение. Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создавать коллективный альбом «Пейзажи нашей Родины».
Акварель, палитра, альбом
02.09
2
2
Отражение в творческих работах понимания мира в устном народном творчестве. Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов.
УОН
Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др.
Видеть и замечать красоту в явлениях
окружающей среды.
Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника»).
Проводить коллективные исследования (путешествия) по былинам и сказкам народов мира: как описывается происхождение мира у разных народов? в чём сходство и различие этих представлений?
Альбом, цветные карандаши
09.09
3
3
Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы с помощью нужной цветовой гаммы; создание композиций без конкретного изображения (абстрактные композиции). Создание эскиза архитектурного ансамбля.
УОНЗ
Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий.
Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека.
Знакомиться с понятием колорит (средство выразительности изобразительного искусства).
Осуществить (по возможности) фотосъёмку архитектурных сооружений.
Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики.
Альбом, цветные карандаши (фломастеры), ножницы
16.09
4
4
Самостоятельная работа: нахождение мотивов изображения, материала для выполнения композиции. Создание образа своего дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж.
УОУи Р
Активно использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.
Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму.
Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения.
Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде.
Находить ракурсы, при которых видны две стороны постройки.
Использовать в работе линейную перспективу.
Передавать цветом настроение в работе
Гуашь, альбом
23.09
5
5
Художественный образ в произведениях разных видов искусства помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.
УОНЗ
Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников.
Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона.
Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint)
Материал по выбору учащегося, альбом
30.09
6
6
Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Пейзажные и сюжетные композиции.
УОН
Создавать свои творческих работ по материалам наблюдений и зарисовок. Примерные темы композиций: «Цветущий луг», «Перед грозой», «Весна в парке» (акварель «по сырому»), «Туман в городе (деревне, селе, лесу, горах)»
Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.
Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы
Гуашь, альбом
07.10
7
7
Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых объектов и предметов на картине. Сюжетные композиции.
УОН
Создавать сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д.
Передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.
Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.
Работать с репродукциями картин в электронном виде.
Репродукции картин, гуашь, альбом
14.10
8
8
Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении. Создание сюжетных композиций на бытовые темы. Отображение в композиции традиционного крестьянского труда (ремесло крестьян, их одежда).
УОНЗ
Находить нужный формат, выделять композиционный центр.
Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.
Выполнять наброски с фигур одноклассников.
Создавать сюжетные композиции на бытовые темы: «В избе (юрте, сакле, хижине, хате)».
Передавать колорит, настроение, динамику в соответствии с выбранным форматом.
Цветная бумага, ножницы, клей, альбом, ватмен
21.10
9
9
Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме. Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы.
УОНЗ
Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов.
Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу.
Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы.
Передавать объём предметов: соблюдение соотношения целого и частей.
Готовые формы (небольшие коробо-чки), плас-тилин, бе-лый кар-тон, стека
28.10
10
10
Создание коллективной объёмно-пространственной композиции. Знакомство с колыбельными песнями разных народов. Изображение интерьера, в котором могла бы звучать полюбившаяся колыбельная
УОН
Создавать коллективную объёмно-пространственную композицию. Примерные темы: «Посиделки», «Весна-красна», «Масленица», «Святки».
Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества.
Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии.
Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать.
Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере)
Пластилин
11.11
11
11
Исследование: изучение традиций народа (казахов, китайцев, русских и др.) Создание декоративных композиций по результатам исследования в технике аппликации.
УОУи Р
Проводить исследование (использование книг, энциклопедий, видеоматериалов; беседы со взрослыми) и готовить презентацию результатов исследования в виде изделия. Примерные темы композиций: натюрморт, игра, ремесло, праздник.
Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества (в малых группах по 2-3 человека).
Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения.
Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.).
Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией.
Передавать пропорции, характерные черты лица и фигуры человека графическими средствами
Акварель, тушь, перо, альбом, ватман
18.11
12
12
Знакомство с народными праздниками. Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок. Передача характерных поз, движений персонажей.
УОН
Работа в объёме и пространстве
Воспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки.
Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения.
Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении.
Создавать небольшие этюды.
Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета.
Работать с литературой: традиции, отображённые в сказках народов Кавказа, Центральной России, Казахстана, Китая и др.
Гуашь/акварель (по выбору), альбом
25.11
13
13
Пропорции человека и их отображение в объёме. Связь костюма и головного убора с региональными традициями.
Лепка из пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности.
УОН
Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека.
Лепить человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности (погонщик верблюдов, балалаечник, лотошник, сапожник, гончар, пастух с животными) по наблюдению.
Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жест
Восковые мелки, альбомный лист (темного цвета)
02.12
14
14
Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание коллективной объёмно-пространственной композиции по мотивам народной сказки или былины.
УОН
Использовать выполненные ранее фигуры (домов, деревьев и т. п.).
Работать по памяти и наблюдению.
Создавать объёмно-пространственные композиции в природном пространстве (ландшафте) по мотивам народной сказки или былины с учётом кругового распределения фигур в пространстве.
Примерная тема композиции: «Аул в горах».
Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции.
Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа.
Применять технику бумажной пластики, использовать смятую бумагу (газету).
Акварель, альбом
09.12
15
15
Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры.
Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Создание коллективной композиции в технике аппликации на листе бумаги большого формата.
УРК
Декоративно-прикладная деятельность
Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).
Создавать коллективную композицию на тему. Примерная тема композиции: «Деревенская улица».
Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы.
Цветные карандаши, альбом
16.12
16
16
Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Соблюдение симметрии при создании изображения. Выполнение эскизов рельефных украшений.
УОНЗ
Изучать флору, фауну региона. Создавать свой орнамент на основе результатов исследования.
Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме.
Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения.
Фломастеры, альбом
23.12
17
17
Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина).
Создание проекта интерьера (закрытого пространства).
УОН
Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах.
Иметь представление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов.
Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции.
Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона.
Принимать участие в экскурсиях в центры народных промыслов, находящиеся неподалеку от населённого пункта, в котором живут учащиеся.
Создавать в классе «музей-уголок» народного искусства, пополнять его экспонатами
Цветная бумага, ножницы, клей, альбом
13.01
11
Развитие фантазии и воображения.
18
1
Слушаем музыку и фантазируем.
Заочные экспедиции в места народных промыслов.
Самостоятельные исследования по теме «Народные мотивы в творчестве композиторов»
УОН
Слушать музыку и фантазировать: песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства (М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский).
Работа на плоскости
Уметь работать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге.
Самостоятельно размышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».
Раскрывать понятия «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка».
Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок.
Использовать для этого поисковые системы Интернета
Цветные карандаши, альбом
20.01
19
2
Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы.
Заочные экскурсии, знакомящие с искусством разных эпох и народов.
УОН
Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре.
Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения. Примерные темы композиций: «Рисуем песню», «Как поговорка рассказала о своём народе», «Мудрое Эхо».
Изучать жизнь разных этнических и социальных групп.
Цветные карандаши (или восковые мелки), альбом
27.01
20
3
Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды.
Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох в технике аппликации или коллажа.
УОУи Р
Создавать коллективные сюжетные композиции по мотивам произведений искусства разных исторических эпох, например народных, колыбельных, праздничных песен, на темы: костюм, предметы быта, украшения, печи и др. в технике коллажа.
Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению.
Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу
фольга, ложка, простой карандаш, стека, ножницы
03.02
21
4
Формирование представления о композиции без конкретного изображения. Абстрактная объёмная форма на передачу активного движения. Лепка по мотивам народной музыки и танца.
УОУи Р
Распределять сюжеты среди учащихся в группе.
Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку. Примерные темы композиций: «Хоровод», «Барыня».
Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения - динамики)
Гуашь, альбом
10.02
22
5
Организация коллективных «путешествий» всем классом на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос. Создание на эти темы объёмно-пространственных коллективных композиций, например.
УОН
Работа в объёме и пространстве
Создавать объёмно-пространственных коллективных композиций, например: космических зданий, предметов быта, одежды.
Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду).
Участвовать в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).
Переключаться с одной деятельности на другую
Гуашь, цветная бумага, ножницы, клей, альбом
17.02
23
6
Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зарисовки деталей украшений народной игрушки, отображение взаимозависимости формы и цвета, формы и украшения. Создание декоративных композиций.
УОУи Р
Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства. Проводить творческое исследование.
Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы).
Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ. Примерные темы композиций: «Мы под радугой живём в стране мастеров», «Фантастическая птица», «Сказочная рыба», «Волшебное растение»
Определять цветовой и средовой характер композиции
Пластилин, гуашь
24.02
24
7
Проведение исследовательских работ. Составление собственных узоров для крестьянской одежды. Создание эскиза ковра из войлока, в орнаменте которого используется символика и цветовая гамма, присущие казахскому народному искусству.
УОН
Декоративно-прикладная деятельность
Проводить коллективное исследование:
изучение символов, встречающихся в русских узорах, их значения на примере изделий старых мастеров;
выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах;
особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов.
Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организацию общего стола; танцевальные и музыкально-двигательные композиции по мотивам народных танцев.
Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов.
Простой карандаш, альбом
03.03
25
8
Символика узоров народного орнамента. Древо, символизирующее мироздание. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента
УОН
Уметь объяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа?
Пластилин, гуашь
10.03
26
9
Народные промыслы. Изготовление эскизов костюмов, игрушек, предметов быта по материалам исследований традиционного народного искусства. Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов.
УОУи Р
Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.
Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла- Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки. Примерные темы композиций: «Новый год», «Масленица», «Весна-красна».
Экскурсии на природу, сбор материала для создания орнамента (эскизы растений, цветов).
Цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандаши (фломастеры)
17.03
27
10
Организация и проведение в классе или между классными коллективами «художественного события», посвящённого народному искусству своего региона
УОНЗ
Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию.
Оформлять класс и школу к праздничным датам
Работы детей, альбом, ножницы, клей, циркуль, гуашь
07.04
28
11
Народные промыслы в области художественной росписи. Организация и проведение индивидуальных и групповых исследований окружающей флоры и фауны; отображение её объектов в местных народных росписях
УОН
Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона.
Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел.
Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы)
Альбом, большая и тонкая кисти, гуашь, ножницы, альбом
14.04
6
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства.
29
1
Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Выражение художником в творчестве своего эмоционального восприятия окружающей действительности.
УОН
Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
Активизировать интерес к миру природы и её отображению в разных видах изобразительного искусства.
Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров.
Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера
Гуашь, кисти, альбом
21.04
30
2
Народные художественные промыслы. Развитие представлений об особенностях мотивов, характерных для народной росписи, и декоре игрушек. Лепка из глины или пластилина героев народных сказок, в том числе по мотивам народной игрушки.
УОН
Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство.
Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов.
Формировать способность самостоятельно сопоставлять, сравнивать, анализировать произведения народных промыслов России.
Развивать умение находить образы природных объектов в элементах украшения
Находить особенное в каждом виде народного искусства.
Выполнять самостоятельно эскизы предметов - изделий народного искусства. Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?».
Уметь работать в сотворчестве с другими детьми (работа в небольших группах по 4-6 человек).
Цветные карандаши, альбом
28.04
31
3
Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона.
Размышление на тему: «Архитектура не нарушает гармонию в природе, а воспринимается как часть природы»
УОН
Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности».
Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы.
Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности
Восковые мелки, альбом
05.05
32
4
Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Формирование представлений о солярных (солнечных) знаках. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента.
УОН
Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный) например: волнистая линия синего цвета - вода, круг - солнце, ромб (квадрат) с точками - пахотная земля и зерно..
Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства.
Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте
Гуашь, кисти, альбом
12.05
33
5
Знакомство с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре.
УОН
Уметь передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла).
Знакомиться с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре: живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.) Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека - композиционный центр.
пластилин, гуашь, восковые мелки (по выбору)
19.05
34
6
Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека - один из главных элементов композиции.
УОН
пластилин, гуашь, восковые мелки (по выбору)
26.05
Условные обозначения:
УОНЗ - урок открытия новых знаний
УОУ и Р - урок отработки умений и рефлексии
УОН - урок общеметодологической направленности
УРК - урок развивающего контроля
Планируемые результаты обучения
Выпускник научится:
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства - цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объем, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
- работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углем, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном);
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета, смешивать цвета для получения нужных оттенков;
- выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
- создавать образы природы и человека в живописи и графике;
- выстраивать композицию в соответствии с основными ее законами (пропорция, контраст, линия горизонта, ближе-больше, дальше-меньше, загораживание, композиционный центр);
- понимать форму как одно из средств выразительности;
- отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
- видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
- использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный) для придания выразительности своей работе;
- передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
- использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
- создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
- изображать объемные тела на плоскости;
- использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
- применять различные способы работы в объеме - вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для ее уточнения, создание изделия из частей;
- использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
- чувствовать выразительность объемной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объемных композиций, в том числе многофигурных;
- понимать истоки и роль декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
- приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
- понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
- понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
- использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
- понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
- понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
- приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
-
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
-
выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
-
видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
-
понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
-
активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет), передавая свое эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
-
работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
-
воспринимать произведения изобразительно искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
-
переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
-
работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
-
участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
-
выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
-
проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла);
-
использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
Критерии и нормы оценки знаний.
Формы и методы контроля:
-
Самооценка творческой работы (индивидуальной или коллективной)
-
Выполнение и презентация проектных работ (исследование по заданной теме).
-
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
-
Портфолио.
-
Итоговая контрольная работа
Формировать самооценку целесообразно в два этапа:
-
Обозначают своё настроение. На обороте альбомного листа учащиеся обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики.
-
Самооценка содержания своей работы.
Алгоритм самооценки:
1. Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задания?
-
Такие художественные работы мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)
-
В этой работе мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)
-
Такие работы мы никогда не учились выполнять или нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)
7. Определи уровень успешности, на котором ты выполнял работу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Самооценка может быть организована как индивидуальная работа, работа в паре, группе и публичное выступление.
Для публичной самооценки результатов своей работы сначала выбирается наиболее подготовленный ученик (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате). На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты. Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
Учитель имеет право скорректировать отметку, аргументировано объяснив, что ученик завысил или занизил ее.
Выставляется оценка «5» ученику, если:
-
четко следует составленному плану выполнения изделия;
-
аккуратное выполнение изделия;
-
соблюдает технологию работы с материалами;
-
работает самостоятельно после составления плана;
-
соблюдает правила безопасности работы с инструментами (учитывается также соблюдение порядка на рабочем месте);
-
продуктивный уровень выполнения изделия.
Выставляется оценка «4» ученику, если:
-
незначительно нарушает последовательность выполнения операций (действий) без нарушения конструкции изделия;
-
аккуратное выполнение изделия;
-
соблюдает технологию работы с материалами;
-
учитель (периодически) контролирует выполнение задания, направляя работу ребенка в «нужном» направлении;
-
соблюдает правила безопасности работы с инструментами (учитывается также соблюдение порядка на рабочем месте);
-
частично продуктивный уровень выполнения изделия.
Выставляется оценка «3» ученику, если:
-
нарушает последовательность выполнения операций (действий);
-
неаккуратное выполнение изделия;
-
соблюдает технологию работы с материалами;
-
учитель контролирует выполнение задания, направляя работу ребенка в «нужном» направлении;
-
может нарушать правила безопасности работы с инструментами (учитывается также соблюдение порядка на рабочем месте);
-
репродуктивный уровень выполнения изделия.
Выставляется оценка «2» ученику, если:
-
нарушает последовательность выполнения операций (действий);
-
нарушает конструкцию изделия;
-
неаккуратное выполнение изделия;
-
нарушает технологию работы с материалами;
-
учитель контролирует выполнение задания, направляя работу ребенка в «нужном» направлении;
-
нарушает правила безопасности работы с инструментами (учитывается также соблюдение порядка на рабочем месте);
-
репродуктивный уровень выполнения изделия.
В течение года учащиеся ведут портфолио, которое включает следующие материалы:
-
творческие работы ребенка, выполненные в виде рисунков;
-
различные награды (дипломы, благодарности и др.);
-
сообщения, продукты проектной деятельности.
Алгоритм самооценки проекта.
1. В начале этого проекта у меня была цель: ….
2. Особенно хорошо мне удалось: …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше: …
4. Свой результат могу оценить так (на выбор):
Возможные уровни самооценки:
- Максимальный уровень - «Превосходно». Цель достигнута, и результат я оцениваю как высокий для меня. Я удивил сам себя.
- Повышенный уровень - «Отлично». Цель достигнута. Полученный результат соответствует заданным критериям.
- Необходимый уровень - «Хорошо». Цель достигнута частично, в следующий раз результат получится лучше.
5. Хочу поблагодарить за помощь ….
Критерии оценки работы в группе.
1. Планирование.
2. Распределение обязанностей.
3. Работа по алгоритму.
4. Соблюдение временного режима.
5. Активное участие в работе группы каждого члена группы.
6. Креативное отношение к работе.
7. Самостоятельность выполнения работы.
8. Оригинальность работы.
9. Активность участия в презентации работы.
Карта наблюдения за работой участников группы в процессе выполнения коллективной работы:
- Планирование (в начале занятия, в первые 10-15 мин.)
- Распределение заданий и обязанностей по выполнению работы (в середине занятия, по истечении 20-30 мин.)
- Соответствие исполнения проекта плану (ближе к концу занятия, по истечению 30-35 мин.)
-Контроль продвижения по заданию (в конце занятия , в последние 5 мин.)
- Представление результатов (в конце занятия)
- Конфликты и их разрешение (в последние 5 мин.)
- Особенности поведения и коммуникации учеников (в конце занятия , 5мин.)
Результаты голосования (после подведения итогов)
Возможный вариант листа самооценки работы в группе.
1.Название группы.
2.Фамилия имя
3.Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен.
1) Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
А) да, все работали одинаково
б) нет. Работал только один
В) кто-то работал больше, а кто-то меньше
2) Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А) работали дружно, ссор не было
б) работали дружно, спорили, но не ссорились
В) очень трудно было договориться, не всегда получалось
3) Тебе понравился результат работы группы?
А) да, все получилось хорошо
Б) нравится, но можно было бы лучше
В) нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужный балл в строке. Помни: 0 б., если почти всю работу сделали без тебя, и 10 б., если ты сделал очень много, без тебя работа бы не получилась.
0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Учебно-методическое обеспечение.
Учебник
Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - М.:Вентана-Граф, 2013.
Методическая литература
Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - М.: Вентана - Граф. 2011
Цифровые образовательные ресурсы: