7


  • Учителю
  • Развитие занимательности на уроках математике.

Развитие занимательности на уроках математике.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Развитие занимательности на уроках математики



Доклад подготовила:



Манухова Н.Е.



учитель начальных классов

МБОУ Одинцовской гимназии № 4







В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

С этой целью учителю начальных классов нужно в своей практике использовать различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, ребусы, игровые и занимательные ситуации. Занимательный материал не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей. Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности.

При организации математических и логических игр необходимо придерживаться следующих положений:

Правила игры:

1). Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, доступными для понимания младших школьников. Если материал посилен только отдельным ученикам, а остальные либо не понимают правил, либо слабо разбираются в содержании математической или логической стороны игры, то она не вызовет интереса у детей.

2). Игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она вызывает слишком бурную реакцию у ребят, не даёт достаточной пищи для непосредственной мыслительной деятельности, не развивает математическую зоркость и внимание.

3). Для детей игры будут интересны тогда, когда каждый из них станет активным их участником.

4). Игровой характер проведения работ по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети будут во всём видеть только игру.



Геометрический материал

Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала

1. Вывешиваю плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур.

Спрашиваю

Из каких фигур состоит рисунок кошки?

Какой фигурой представлено туловище?

Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон



2. Раздаю детям геометрические фигуры и даю задание - составить из данных фигур домик, елочку, кораблик и т.д.



3. С целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводится упражнение «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагается рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы, по какому признаку объединены, заметить ошибку и исправить её и объяснить. Ответ можно адресовать Чебурашке.



Задания, направленные на развитие внимания

Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста.

Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи - эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.



Развитие познавательных способностей

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления.

В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.



1. Быстрее нарисуй.

2. Найди, кто спрятался.

3. Найди сходство и различие.

4. Прочитай рассыпанные слова.



Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.

Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.



1. Подбери заплатку к сапожку.

2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки.

Задания, направленные на развитие логического мышления

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

1. Задачи на смекалку

2. Задачи шутки

3. Числовые фигуры

4. Задачи с геометрическим содержанием

5. Логические упражнения со словами

6. Математические игры и фокусы

7. Кроссворды и ребусы



Задания, направленные на развитие памяти.

Память является одним из основных свойств личности. У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.



1. Запомни двузначные числа.

2. Запомни математические термины.

3. Цепочка слов.

4. Рисуем по памяти узоры.

5. Запомни и воспроизведи рисунки

6. Зрительные диктанты

7. Слуховые диктанты



К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, а также привлекательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять детей в счёте, вычислениях.



Математические игры часто бывают связаны с определёнными сюжетами. Правда сюжеты весьма простые, рассчитанные на детское воображение.



Например,

«Поймай рыбку», «Таблицу знаю», «Борьба за цифру» и т.д.



«Таблицу знаю».

Учитель называет какое-либо произведение из таблицы умножения, например 48. Число 48 есть произведение чисел 6 и 8. Учащиеся должны, кто быстрее, назвать это произведение.

Если учитель назвал произведение, которое является результатом умножения двух пар чисел, то уча щиеся называют эти пары ( например, 36 = 4 х 9, 36 = 6 х 6).

Выигрывает тот, кто наберёт больше баллов.



Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».

В ряде игр сюжет связан с путешествиями: «Космонавты», «Путешествие в цирк», «Какая ракета полетит на Венеру»



«Космонавты». Класс делится на 2-3 экипажа (ряда). У каждого экипажа ракета, в которую вставлена карточка с примерами. Сколько человек в экипаже, столько и примеров. Тот экипаж, который быстрее и правильнее решит примеры, тот и полетит в космос.



«Какая ракета полетит на Венеру».

Известно, что в 1962 году американцы подорвали свою ракету, стартовавшую к Венере, т.к. с неко торым опозданием учёные обнаружили в программе действий ракеты ошибку: был пропущен знак.

Казалось бы - один знак - мелочь, но она обнаружилась катастрофой.



Найди ошибку.

96 : 3 = 32 48 : 14 = 4 82 : 4 = 15



Во многих играх взят принцип соревнования между группами.

Например,

«Кто скорее, кто вернее», «Достань флажок», «Поднимись по лесенке», «Телефон», «Лучший счётчик».



«Телефон».

Играют 1-2 команды, у каждой на листочке цепочка примеров.

8 х 3 : 4 + 34 х 2 - 36 : 11 = 48 : 8 + 12 х 4 : 3 - 8 х 5 =

Ученик выполняет одно действие и свой ответ называет второму ученику, второй ученик считает и свой ответ называет третьему и т.д. Выигрывает та команда (ряд), у которой телефон работает лучше и при мер решён правильно.

Для упражнении в вычислениях можно предложить ребятам поиграть в такие игры как, «Собери цветы», «Собери грибы», «Лови снежинки», «Волшебный дождик» и т. д. на обратной стороне снежинок, цветов, грибов и т. д написаны примеры.

Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир.



Интерес к математике в младших классах поддерживается занимательностью самих задач, вопросов, заданий. В начальных классах предлагаются весьма простые задачи в стихах, с доступным пониманию детей содержанием на темы, близкие им, связанные с жизнью и деятельностью ребят.

Рифмованные задания для учащихся 2 класса.

1. У меня в одной коробке 3 жука,

А в другой имею я три паука.

В углу шумят бумагой 2 ежа,

В двух клетках распевают 2 чижа.

Кто , ребята, сосчитать бы мне помог,

Сколько вместе все они имеют ног? (54 ноги).

2. Любитель порядка. (В. Лифшиц).

Настольная лампа.

Зелёный диван.

Сидит на диване

Матюшин Иван.

Он пишет…

Не будем, ребята, мешать,

А только тихонько

Заглянем в тетрадь.

В тетрадке написано

Всё по порядку:

«В семь двадцать встаём,

Производим зарядку.

В семь тридцать,

Умывшись холодной водой,

Застелем постель

И займёмся едой.

Готовим по плану

Похлёбку Полкану -

И в класс направляемся

В восемь ноль пять.»



- Сколько времени проходит у Матюшина Ивана от подъёма до выхода в школу?



Рифмованные задания, которые используются при изучении таблицы умножения и деления в 3- 4 кл.

Три бельчонка маму-белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

Девять шишек принесла.

Разделила на троих

Сколько каждому из них? Взял Антон лукошко,

В лес пошёл Антон.

Набрал грибов немножко

И их считает он:

Три лисички, три волнушки,

Три груздя и три чернушки.

Сколько же грибов в лукошко

Положить успел Антошка?

В школе лесной,

На полянке у дуба,

Слышится снова весёлый звонок.

Лисята, зайчата, бельчата, бобрята -

Детишки-зверюшки спешат на урок:

Четыре бобрёнка,

Четыре лисёнка,

Четыре зайчонка.

Четыре бельчонка.

Сколько детишек записано в класс?

Кто сосчитает первым из вас?

Устные упражнения (игры).

1. Загадка. Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орешки мелко,

Ну конечно, это… (белка).



Решив цепочку, мы узнаем, где может жить белочка? (в норе, в дупле, в гнезде).



14 + 2 - 3 - 7 =

В норе - 5, в дупле - 6, в гнезде - 7.

Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем развития.



2. Михаил Потапович пытается дозвониться лесным жителям: Айболиту, Бабе-Яге, Белоснежке и гномам , Царевне-лягушке. Но все номера телефонов смыл дождь. Поможем медведю узнать номера всех лесных жителей.



а). 34 +13 х 5 = 19 х 4 - 38 = 28 х 3 - 57 = 99-38-27 (номер телефона

Айболита);

б). (40 + 24) : 4 = (60 + 36) : 6 = (30 + 21) : 3 = 16-16-17 (Бабы Яги);

в).

7-3-16 номер Белоснежки и гномов;



г). Вычисли значение выражения:

b х c, если b = 14, c = 5, b = 4, c = 2, b = 2, c = 7. 70-8-14 (Царевны-лягушки).



3. Текстовые задачи с биологическими сюжетами.



а). Чемпионом по бегу среди животных является гепард. Его скорость равна 112 км/ч. На втором месте чёрный олень. Его скорость равна 104 км/ч. На сколько меньше скорость оленя, чем гепарда?

б). Сова съедает в день 13 мышей. Сколько мышей сова съест за неделю?

в). Берёза живёт 400 лет, а рябина 100 лет. Во сколько раз больше живёт берёза, чем рябина?

г). Ежегодно в Средиземное море сбрасывается 120 000 т отработанных масел, 600 000 т моющих средств и 100 т ртути. Сколько всего тонн вредных веществ попадает ежегодно в Средиземное море?



Устные упражнения способствуют развитию речи учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и использовать при обсуждении упражнений



Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.



Я считаю, использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить







Развитие занимательности на уроках математике.Развитие занимательности на уроках математике.

30

48







72





12





32





60



87

3



27





45







77







13

24







50







8



17



35



55





80

2



28



42





63



90

Развитие занимательности на уроках математике.







Тираж 1. Тираж № 2.

1. Увеличь 9 на 6. 1. На сколько 15 больше 9?

2. Уменьши 13 на 5. 2. Увеличь 16 на 4.

3. Найди сумму чисел 6 и 5. 3. Уменьши 30 на 5.

4. Найди разность чисел 70 и 20. 4. Найди сумму чисел 38 и 2.

5. К 70 прибавить 6. 5. Найди разность чисел 50 и 3.

6. Из 84 вычти 4. 6. В каком числе 6 дес. и 5 ед.?

7. На сколько 60 больше, чем 30? 7. Какое число следует за числом 89?

8. В каком числе 4 дес. и 5 ед.? 8. Какое число предшествует числу 70?

9. Какое число следует за числом 69? 9. Чему равно уменьшаемое, если вычи

10. Какое число предшествует числу 30? таемое равно 2, а разность - 86?

10. Какое число меньше 42 на 3?





Тираж № 3. Тираж № 4.

1. Найди частное чисел 12 и 2. 1. Увеличь 9 в 3 раза.

2. Найди произведение чисел 4 и 2. 2. Увеличь 7 на 6.

3. Первый множитель 5, второй множитель 2. 3. Уменьши 54 в 9 раз.

Найди произведение. 4. Уменьши 32 на 4.

4. Делимое 18, делитель 2. Найди частное. 5. Найди произведение чисел 6 и 5.

5. Найди сумму чисел 24 и 16. 6. Найди частное чисел 18 и 6.

6. Найди разность чисел 50 и 18. 7. Найди сумму чисел 8 и 9.

7. На сколько 7 меньше чем 32? 8. Найди разность чисел 40 и 8.

8. Увеличь 35 на 20. 9. На сколько 70 больше 10?

9. Уменьши 80 на 6. 10. Во сколько раз 5 меньше 50?

10. Сумма двух чисел равна 60. Первое

слагаемое 4. Найди второе слагаемое.



Ученик должен устно выполнить вычисления, найти в билете полученное число и зачеркнуть его. Сколько заданий, столько вычеркнутых чисел должно быть в билете. Выигрывает тот ученик, который вычеркнул все числа правильно.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал