- Учителю
- ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПАЛИТРА» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПАЛИТРА» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПАЛИТРА»
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах создаются кружки художественно-эстетического цикла, а также вводятся элективные курсы.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
-
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
-
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Цель программы: знакомство детей с основами народного художественного творчества, формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Данная программа занятий художественного творчества «Палитра» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-8 лет (1 класс), 33 часа (1 час 1 раз в неделю во внеурочное время), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
В данной программе на практику уделено не так много часов, потому что в последующих классах каждый из предусмотренных к изучению видов русского народного творчества будут изучаться подробно. Программа Палитра планирует лишь поверхностное знакомство с русским народным творчеством.
Задачи программы:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- развивать творческий потенциал ребенка;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
- формировать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности;
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма ;
- научности .
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Предполагаемые результаты работы
Учащиеся должны знать и уметь:
иметь начальные знания по композиции и орнаменту;
уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения своей работы;
иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;
уметь отличать различные виды росписей: городецкая роспись, хохлома, жостово;
уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;
уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
иметь представление о народной культуре;
совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
правила безопасности труда;
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить выполненную работу.
Универсальные учебные действия:
-
самоопределение (личностное): широта диапазона оценок, социальная роль ученика, осознание своих возможностей в учении;
-
мотивация учебной деятельности: интерес к новому, различные способы решения педагогической ситуации, стремление к самоизменению;
-
нравственно-эстетические: решение моральных дилемм, оценка действий с точки зрения соблюдения моральных норм, умение аргументировать необходимость выполнения моральных норм;
-
планирование: определение последовательности действий, соотношение их с планируемым результатом;
-
коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
-
логические: составление плана, определения способа действия; моделирование;
-
кооперация: согласованность усилий по достижению общей цели;
-
интериоризация: способность строить понятные для собеседника высказывания.
Формы и виды контроляАпрель
Май
Учебно-тематический план
Содержание программы
Городецкая роспись - 8 часов.
История возникновения Городецкой росписи.
Особенности выполнения рисунка в стиле Городца. Основные элементы Городецкой росписи - круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.
Сложился и свой прием росписи - сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый "подмалевок". После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает "разживка" - когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.
Виды рисунка: городецкие цветы, лист, ягоды, птицы, конь.
Инструменты и материалы: кисти, желательно беличьи, №1, №2, №3, плоская кисточка; краски гуашевые 12 цветов.
Хохломская роспись - 9 часов.
История возникновения Хохломской росписи.
Техника хохломской окраски
Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
Виды хохломской росписи.
Много места мастер оставлял золотому фону.
Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки. В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов.
Самый распространенный орнамент в хохломской росписи - травка.
Самые затейливые узоры называют «кудрины».
Узор ягодка. Чаще всего изображались такие ягоды как крыжовник, клубника, смородина и рябина.
Жостовская роспись - 6 часов.
История возникновения жостовской росписи.
Роспись ведется в несколько последовательных приемов. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, Борта подноса расписывают легким «золотом».
Главная тема украшения жостовских подносов в букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты.
Роспись выполняется приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон.
Приемы жостовской росписи. Знакомство учащихся с приемами жостовского письма идет на основе традиции, предусматривающей выполнение росписи в две стадии: замалевок, выправка.
Дымковская игрушка - 9 часов.
Цвет росписи игрушек ликующе-радостный, яркий, нередко контрастный в сочетаниях красок. В орнаменте много колец и кругов, варьируемых в размере и цвете.
Дымковские герои: круторогие барашки, молочница с коровой, олени, дымковский конь, поросенок, рыбы, дымковская барыня, птичница, водоноски, мамки-няньки, птичий двор.
Методические рекомендации
Занятия по декоративному рисованию необходимо стоить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их интересы и пожелания.
Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.
Вся работа проводится в трех направлениях:
-
Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
-
Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.
-
Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.
Педагогическая диагностика
Учащимся в конце года предлагается сравнить две работы разных промыслов. Они должны назвать вид росписи, выделить и назвать общее и различное в цвете, форме, композиции, элементах; выразить свое эмоциональное отношение к произведению, расписать одно изделие по мотивам понравившейся росписи.
Цель: выявление полученных знаний, умений и навыков обучающихся, умения различать и выполнять орнамент к заданному виду изученных росписей, выражать свое отношение к русскому народному творчеству.
Диагностика проводится по следующим направлениям:
- определить вид росписи демонстрируемого образца (3-0 баллов);
- описать демонстрируемый вид росписи (2-0 баллов);
- выполнить узор в одном из изученных видов росписи (2-0 баллов);
- выразить свое отношение к одном из изученных видов росписи (2-0 баллов).
Анализ результатов:
От 0 до 3 баллов:
Учащийся не дифференцирует виды росписи. Изученный материал не усвоен.
От 4 до 6 баллов:
Не выражает свое отношение к росписи. Часто полностью копирует роспись. Допускает неточности, путается. Технические навыки средние.
От 7 до 9 баллов:
Описывает подробно. При сравнении указывает сходство и различия по нескольким признакам. Высокая техника выполнения.
Материально-техническое обеспечение
-
Аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.
-
Дидактические игры по мотивам народного творчества.
-
Трафареты народных игрушек, декоративных элементов различных видов росписи;
-
Раскраски по декоративно-прикладному творчеству
-
Демонстрационный материал:
видеофильм "Русские промыслы",
альбомы по народному творчеству,
иллюстрации с изображением жостовских подносов,
таблицы с элементами росписей,
схемы поэтапного рисования различных видов росписей
-
Краски гуашевые, альбом, картон, кисти, ножницы, клей, линейка, карандаш, ластик.
Календарно-тематическое планированиеПрактич.
Теор.
По плану
По факту
1
02.
09
Вводное занятие.
Использование в деятельности различных материалов: гуашь, акварель, карандаш
1
Беседа, упражнение
опрос
2
09.09
Элементы цветоведения.
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Передача настроения
в творческой работе
(в живописи) с помощью цвета, линии, пятна.
1
Игра, упражнение, рассказ, метод наглядности
Тренировка графических навыков
Творческая работа
Городецкая роспись
3
16.
09
Узор и орнамент. Основы декоративной композиции.
Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства. Представление о роли изобразительных искусств, их связи с жизнью.
1
Рассказ, практи-ческая работа, метод нагляд-ности
Самостоятель-ная работа
выполнение узора по образцу
4
23.
09
История создания и развития городецкой росписи
Ознакомление с произведениями народных промыслов в России - мастеров Городецкой росписи Представление об узоре, орнаменте,
сфере применения орнамента. Составление узора и его роспись
1
Рассказ, демонстра-ция, игра, наблюдение
Опрос
5-6
30.09
07.
10
Городецкие орнаменты
1
1
Викторина, беседа, упражнение, метод нагляд-ности
Упражнение
Выполне-ние элементов городецкого орнамента
7-8
14.
10
21.10
Городецкая птица
2
Упражне-ние, демонстра-ция, работа по алгоритму, выставка работ учащихся
Выполнение декоративной работы по алгоритму
Изображе-ние городецкой птицы по алгоритму
9-10
28.10
11.
11
Городецкий конь
2
Зачетная работа
Изображе-ние городецкого коня по алгоритму
Хохломская роспись
11
18.
11
История создания и развития хохломской росписи
Орнамент и стиль эпохи. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. История происхождения хохломы, основные виды орнамента, цвета, изделия, техника выполнения работы. Использование трафарета, правила безопасности при работе с ножницами
1
Рассказ, беседа, игра
Наблюдение
Опрос
12-13
25.
11
02.12
Основные цвета и орнаменты в хохломе
2
Метод нагляд-ности, рассказ, упражнение
Выполнение образцов
Следование алгоритму при выполнении работы по алгоритму
14-15
09.
12
16.
12
Роспись тарелки в стиле «Хохлома»
2
Метод нагляд-ности, объяснения, игра
Работа по образцу
Выполне-ние росписи тарелки в стиле Хохлома
16-17
23.12
13.
01
Хохломская роспись. Огненная жар-птица.
1
1
Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ
Работа с шаблоном
Выполне-ние росписи
18-19
20.
01
27.01
Хохлома. Сувениры. Самостоятельная работа
2
Творческая работа
Правила выполнения орнамента
Жостовская роспись
20
03.
02
История создания и виды жостовской росписи
Освоение основ декоративно-прикладного искусства. История возникновения жостовской росписи, особенности работы в данной технике, основные виды орнамента, формы подноса. Симметрия, правила композиции. Особенности техники росписи.
1
Рассказ, наблюдения, метод нагляд-ности
Беседа
Разгадыва-ние кроссворда
21-22
10.
02
17.
02
Жостовский букет
2
Метод нагляд-ности, рассказ, упражнение
Практическая работа
Выполне-ние букета в жостовском стиле
23-24
03.
03
10.
03
Поднос в стиле жостовской росписи
1
1
Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ
Творческая работа
Выполне-ние зачетной работы
Дымковская игрушка
25
17.
03
История создания и виды дымковской игрушки
Русские народные игрушки. Виды и формы дымковской игрушки. Основные цвета, символика и виды орнамента. Передача настроения в творческой работе при помощи цвета. Освоение основ декоративно-прикладного искусства.
1
Рассказ, демонстра-ция, игра, наблюдение
Беседа
Ответы на вопросы
26-27
31.
03
07.
04
Дымковская игрушка. Использование символического орнамента.
1
1
Рассказ, демонстра-ция, упражнение, игра
Практи-ческая работа
Выполнение элементов дымковского орнамента
28-29
14.
04
21.
04
Выполнение рисунка «Дымковская игрушка» животные
2
Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ
Творческая работа
Выполнение работы по алгоритму
30-31
28.
04
05.
05
Выполнение рисунка «Дымковская игрушка» люди
2
Демонстра-ция, беседа, упражнение
Работа с шаблонами
Выполнение рисунка
32-33
12.
05
19.05
Русское народное творчество. Творческая работа учащихся.
2
Беседа, викторина, самостоя-тельная работа, выставка работ учащихся
Творческая работа
Выполнение зачетной работы
.
Список литературы для учителя и учащихся:
-
Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие, Краснодар, 1995.
-
Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», изд. Титул, 1996.
-
Сокольникова Н.М. «Основы композиции», изд. Титул, 1996.
-
Программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2007.
-
Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего», изд. «Феникс» г Ростов- на - Дону, 2008г.
-
Е. Румянцева. «Украшения для девочек», изд. «Айрис Пресс» г. Москва, 2006г.
-
Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества», изд. «Родничок» г. Тула, 2002г.
Литература
-
Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие - Краснодар, 1995.
-
Чернякова Н.С. «Уроки детского творчества» - г. Тула: «Родничок», 2002.
</