7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке 3 класс

Рабочая программа по музыке 3 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:            Рабочая программа учебного предмета «Музыка 3 класс» составлена на основе авторской   программы  «Музыка 1-4» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, (М.: Просвещение, 2011г.)ПРОГРАММА СОДЕРЖИТ:1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕ
предварительный просмотр материала

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» 3 КЛАСС


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Музыка 3 класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Музыка 1-4» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, (М.: Просвещение, 2011г.

Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно

отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

· воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

· воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

· развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

· накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная ценностьмузыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру

младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

В соответствии с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет « Музыка» отводится 34 часа (из расчёта 1 час в неделю).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

1

Россия - Родина моя

5 ч.

2

День, полный событий

4 ч.

3

«О России петь - что стремиться в храм»

4 ч.

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4 ч.

5

В музыкальном театре

6 ч.

6

В концертном зале

6 ч.

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

5 ч.


ИТОГО:

34 ч.


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в 3 класе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Россия - Родина моя (5ч)

Мелодия - душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Музыкальный материал: Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский; «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого; «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого; «Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Виватные кантаты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский»; Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!», «Александр Невский» (фрагменты из кантаты). С. Прокофьев; «Иван Сусанин» (фрагменты из оперы). М. Глинка.

День, полный событий (4ч)

Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Музыкальный материал: «Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, перевод С. Свириденко; «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева; «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто; «Золушка» (фрагменты из балета); «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев; «С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского; «Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

«О России петь - что стремиться в храм» (4ч)

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Музыкальный материал: «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов; Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. «Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева; Прелюдия № 1 (до мажор) из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира». И. С. Бах; «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной; «Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Э.-Л. Уэббер; «Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока; Величание князю Владимиру и княгине Ольге, «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 4ч)

Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Музыкальный материал: «Былина о Добрыне Никитиче» в обработке Н. Римского-Корсакова; «Садко и морской царь», русская былина (Печорская старина), Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко»; третья песнь Леля, проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки, русские, украинские народные песни.

В музыкальном театре (6ч)

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Музыкальный материал: «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Орфей и Эвридика» (фрагменты из оперы). К. Глюк; «Снегурочка» (фрагменты из оперы); «Океан - море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков; «Спящая красавица» (фрагменты из балета). П. Чайковский; «Звуки музыки». Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной; «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл (фрагменты). А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.


В концертном зале (6ч)

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Музыкальный материал: Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 3-й части). П. Чайковский; «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах; «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк; «Мелодия». П. Чайковский; «Каприс» № 24. Н. Паганини; «Пер Гюнт» (фрагменты из Сюиты № 1 и Сюиты № 2). Э. Григ; Симфония № 3 («Героическая»), фрагменты; Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части; «Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен; «Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; «Волшебный смычок», норвежская народная песня; «Скрипка», Р. Бойко, слова И. Михайлова.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5ч)

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз - музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики. Импровизации. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка - источник вдохновения и радости.
Музыкальный материал: «Мелодия». П. Чайковский; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев; «Весна», «Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; «Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина; «Слава солнцу, слава миру!», канон; Симфония № 40 (фрагмент финала). В. А. Моцарт; Симфония № 9 (фрагмент финала). Л. Бетховен; «Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст П. Синявского; «Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова З. Александровой; «Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Музыканты», немецкая народная песня; «Камертон», норвежская народная песня; «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Литература для учащихся и учителя.

. 1. Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение,2012.

2. Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2012.

3. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2011.

2. Информационно-коммуникативные средства.

1. Критская, Е. Д. Музыка. 1-4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm

2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html

3. Наглядные пособия.

1. Портреты композиторов.

2. Альбомы с демонстрационным материалом.

3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

4. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

5. Технические средства обучения.

1. Магнитная доска.

2. Персональный компьютер.

3. Мультимедийный проектор.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

(музыкальный материал)

Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС)

Деятельность учащихся

Дата

Кор-ка даты

Предметные

Метапредметные

Личностные


Россия - Родина моя ( 5ч)


1

Мелодия - душа музыки.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.


Обучающийся научится:

-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;

-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;

-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;

-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Познавательные :
осознание восприятие содержания музыкального сочинения,
действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки и её исполнения.

Регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя)

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

оценка действий партнёра в коллективном пении.

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.


2

Природа и музыка. Звучащие картины.

Благословляю вас, леса.

П.Чайковский, слова

А, Толстого.

Звонче жаворонка пенье.

Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

3

Виват, Россия! Наша слава- русская держава. Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.

Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.

4

Кантата «Александр Невский».

Александр Невский. Кантата (фрагменты).

С. Прокофьев.

5

Опера «Иван Сусанин».

Родина моя! Русская земля…

Да будет во веки веков сильна.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.


День, полный событий (4ч)

6

Утро.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свири-денко.

Вечерняя песня.

М. Мусоргский, слова

А. Плещеева.

Обучающийся получит возможность научиться:

-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.

-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;

-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.


Познавательные :

формирование устойчивого интереса к уроку через творчество,

учиться давать оценку результатам деятельности - рефлексия.

извлечение необходимой информации из исполняемых произведений.

Регулятивные :

постановка и выполнение учебной задачи, оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать.

Коммуникативные :

продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе коллективного исполнения песен.

Уважительное отношение к культуре других народов:

эстетические потребности, ценности и чувства

развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать - художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

Золушка. Балет (фрагменты).

С. Прокофьев.

Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта».

С. Прокофьев.

8

В детской. Игры и игрушки. На прогулке.

С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.

Прогулка; М. Мусоргский.

Детский альбом. Пьесы.

П. Чайковский


9

Вечер.Обобщающий урок.

Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский

«О России петь - что стремиться в храм» (4ч)

10

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер.

А. Плещеева.

Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира».

И.-С. Бах.

Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Обучающийся получит возможность научиться:

-слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;

-наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;

-участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;

-узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;

-узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.


Познавательные :
поиск и выделение необходимой информации (усвоение особенностей музыкального языка как средства создания музыкального образа, умение строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.

Регулятивные :

элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии при прослушивании и исполнении музыки, способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем, оценка действий партнёра в коллективном пении.

Начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.


Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

11

Древнейшая песнь материнства.

Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!

Тропарь Владимирской иконе Божией Матери.

12

Вербное Воскресение. Вербочки.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.

Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.

Начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.


13

Святые земли Русской.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 4ч)

14

Настрою гусли на старинный лад…

Певцы русской старины. (былины).

Былина о Добрыне Никитиче. Обработка.

Н. А. Римского-Корсакова.

Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).

Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.


Обучающийся получит возможность научиться:

целостному социально -ориентированному взгляду на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

уважительно относиться к культуре других народов:


Познавательные:
действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки и её исполнения, умение строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.

Регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя).

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем, оценка действий партнёра в коллективном пении.

Воспитание нравственных и эстетических чувств: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;


Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Принимать участие

В традиционных праздниках народов России.

15

Лель, мой Лель…

Былина о Садко и Морском царе.

Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

16

Звучащие картины. Третья песня Леля; хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Веснянки. Русские, украинские народные песни.

17

Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная музыка


В музыкальном театре (6ч)

18

Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Обучающийся получит возможность научиться:

-слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;

-узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;

-узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.


Познавательные:

формирование устойчивого интереса к уроку через творчество, учиться давать оценку результатам деятельности - рефлексия, извлечение необходимой информации из исполняемых произведений.

Регулятивные:

постановка и выполнение учебной задачи, Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать.

Коммуникативные:

продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе коллективного исполнения песен.

Развивать основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, воспитывать художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

развивать образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.


Рассуждать о значении дирижёра, режиссёра, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.

19

Опера «Орфей и Эвридика».

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

20

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

21

Полна чудес могучая природа…

«Океан - море синее». В заповедном лесу.

Океан - море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков.


22

Балет «Спящая красавица».

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

23

В современных ритмах (мюзикл).

Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.


В концертном зале ( 6ч)


24

Музыкальное состязание (концерт).

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский.

«Веснянка»-укр. народная песня.

Обучающийся получит возможность научиться:

-развивать этические чувства доброжелательности и эмоцио-нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности




Познавательные :

умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем, рефлексия способов и условий действия (индивидуальная оценка восприятия музыкального произведения), извлечение необходимой информации из прослушанного произведения, анализ музыкального сочинения.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт).

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем. умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.

Развивать основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развивать художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; развивать

образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.


Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных и зарубежных исполнителей.


25

Музыкальные инструменты (флейта, скрипка).

Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.

Волшебный смычок, норвежская народная песня;

Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.

«Волшебный смычок» - норвежская народная песня

Мелодия. П. Чайковский.

Каприс № 24. Н. Паганини


26

Звучащие картины.

Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов;

Исполнение песен.


27

Сюита «Пер Гюнт».

Странствия Пера Гюнта.

Севера песня родная

Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты);

Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.

28

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.

Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.


29

Мир Бетховена.


Соната № 14 («Лунная»).

1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен.

Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.


Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… ( 5ч)


30

Чудо музыка. Острый ритм - джаза.

Мелодия. П. Чайковский.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.


Обучающийся получит возможность научиться:

- развить этические чувства доброжелательности и эмоцио-нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,

- развивать

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности


Регулятивные:

постановка и выполнение целей.

Познавательные:

формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительство и игру на музыкальных инструментах, формулирование цели своей деятельности: с какой целью мы поработали с этой песней?

Формирование умения структурировать знания. Обобщать знания о средствах музыкальной выразительности.

Коммуникативные:

продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач.


Воспитывать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;


Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.


31

Люблю я грусть твоих просторов.

Мир Прокофьева.

Шествие солнца.

С. Прокофьев.

Мелодия. П. Чайковский.

Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»;


32

Певцы родной природы.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести

А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина.

33

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.

Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.

Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.

Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского;

34

Обобщающий урок.

Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал