- Учителю
- Планирование по внеурочной деятельности
Планирование по внеурочной деятельности
I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее - программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-
развитие краткости речи;
-
умелое использование символики;
-
правильное применение математической терминологии;
-
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
-
умение делать доступные выводы и обобщения;
-
обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
-
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
-
освоение эвристических приёмов рассуждений;
-
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
-
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
-
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
-
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
-
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
- качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-
воспитание чувства справедливости, ответственности;
-
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Возраст детей - 6,6-10 лет (1-4 классы)
Срок реализации программы 4 года
Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий - групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Математические игры:
-
«Весёлый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
-
игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
-
игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
-
игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ;
-
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
-
работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
-
игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
-
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
-
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
-
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
-
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
-
воспроизводить способ решения задачи;
-
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
-
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
-
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
-
конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) - «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения - работа с конструкторами:
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения - работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
-
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
-
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
-
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
-
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
-
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
-
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
-
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
-
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
-
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»
Календарно - тематический план
1 класс
№ п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
Сроки проведения
план
факт
1.
Математика - это интересно
1
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по
командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).
03/09
2.
Танграм: древняя китайская головоломка
1
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-
полненной работы.
10/09
3.
Путешествие точки
1
Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»
17/09
4.
Игры с кубиками
1
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.
24/09
5.
Танграм: древняя китайская головоломка
1
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол-
ненной работы.
01/10
6
Волшебная линейка
1
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник-
новения линейки.
08/10
7
Праздник числа 10
1
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле-
ние примеров: поиск цифры, которая скрыта.
15/10
8
Конструирование многоугольников из деталей танграма
1
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-
стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав-
ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.
22/10
9
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
1
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от
1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей
таблице.
29/10
10
Игры с кубиками
1
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.
12/11
11-12
Конструкторы лего
2
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст-
венному замыслу.
19,26/11
13
Весёлая геометрия
1
Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность.
03/12
14
Математические игры
1
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Вычитание в пределах 10».
10/12
15-16
«Спичечный» конструктор
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы.
17,24/
12
17
Задачи-смекалки
1
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
способов решения.
14/12
18
Прятки с фигурами
1
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».
21/01
19
Математические игры
1
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
в пределах 20».
28/01
20
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
04/02
21-22
Математическая карусель
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-
ловоломки, занимательные задачи.
18,25
/02
23
Уголки
1
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.
04/03
24
Игра в магазин. Монеты
1
Сложение и вычитание в пределах 20.
11/03
25
Конструирование фигур из деталей танграма
1
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-
данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-
ной работы.
18/03
26
Игры с кубиками
1
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-
них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер-
вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго - числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль.
01/04
27
Математическое путешествие
1
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
вый ученик из числа вычитает 3; второй - прибавляет 2, третий - вычи-
тает 3, а четвёртый - прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.1-й раунд: 10 - 3 = 7 7 + 2 = 9 9 - 3 = 6 6 + 5 = 11
2-й раунд: 11 - 3 = 8 и т. д.
08/04
28
Математические игры
1
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
15/04
29
Секреты задач
1
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
22/04
30
Математическая карусель
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
29/04
31
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
06/05
32
Математические игры
1
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,
«Вычитание в пределах 20».
13/05
33
КВН
«Математика - Царица наук»
1
20/05
2 класс
№ п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
Сроки проведения
1.
«Удивительная снежинка»
1
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»
2.
Иrpa«Крестики-нолики»
1
Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20
3.
Математические игры
1
Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»
4.
Прятки с фигурами
1
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.
5.
Секреты задач
1
Решение нестандартных
и занимательных задач. Задачи в стихах.
6-7
«Спичечный» конструктор
2
Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
8.
Геометрический калейдоскоп
1
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.
9.
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).
10.
«Шаг в будущее»
1
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».
11.
Геометрия вокруг нас
1
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
12.
Путешествие точки
1
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.
13.
«Шаг в будущее»
1
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.
14.
Тайны окружности
1
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
15.
Математическое путешествие
1
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй - прибавляет 18, третий - вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.
1-й раунд:
34 - 14 = 20
20 + 18 = 38
38 - 16 = 22 22+ 15 = 37
16-17
«Новогодний серпантин»
2
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.
18
Математические игры
1
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».
19.
«Часы нас будят по утрам...»
1
Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками.
20.
Геометрический калейдоскоп
1
Задания на разрезание и составление фигур.
21.
Головоломки
1
Расшифровка закодированных слов.
22.
Секреты задач
1
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.
23.
«Что скрывает сорока?»
1
Решение и составление ребусов,
24.
Интеллектуальная разминка
1
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.
25.
Дважды два - четыре
1
Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».
26-27.
Дважды два - четыре
2
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
28.
В царстве смекалки
1
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
29.
Интеллектуальная разминка
1
Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
30.
Составь квадрат
.
1
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей
31-32.
Мир занимательных задач
2
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте»..
33.
Математические фокусы
1
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).
34.
Математическая эстафета
1
Решение олимпиадных задач
3 класс
№ п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
Сроки проведения
план
факт
1.
Интеллектуальная разминка
1
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
2.
«Числовой» конструктор
1
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком-
плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,
90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
3.
Геометрия вокруг нас
1
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
4.
Волшебные переливания
1
Задачи на переливание.
5-6
В царстве смекалки
2
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации
и выпуск математической газеты (работа в группах).
7
«Шаг в будущее»
1
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»
и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты
и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и кон-
струирование».
8-9
«Спичечный» конструктор
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной
работы.
10
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
11-12
Интеллектуальная разминка
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
13
Математические фокусы
1
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,
со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы
в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.
14
Математические игры
1
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,
«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Вол-
шебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки
с зонтиками» (по выбору учащихся).
15
Секреты чисел
1
Числовой палиндром - число, которое читается одинаково слева на-
право и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)
тремя одинаковыми цифрами.
16
Математическая копилка
1
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач.
17
Математическое путешествие
1
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто-
рой - прибавляет 180, третий - вычитает 160, а четвёртый - прибав-
ляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный
контроль.
1-й раунд: 640 - 140 = 500 500 + 180 = 680 680 - 160 = 520 520 +
+ 150= 670
18
Выбери маршрут
1
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое
кольцо» России, города-герои и др.
19
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку).
20 -21
В царстве смекалки
2
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
22
Мир занимательных задач
1
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо -
стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на
доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
23
Геометрический калейдоскоп
1
Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения
на части; заданного в уменьшенном масштабе.
24
Интеллектуальная разминка
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
25
Разверни листок
1
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
26-27
От секунды до столетия
2
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за
одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает
сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих
родственников.
28
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (какуро).
29
Конкурс смекалки
1
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
30
Это было в старину
1
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер-
ста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
31
Математические фокусы
1
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное
число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
32-33
Энциклопедия математических развлечений
2
Составление сборника занимательных заданий. Использование
разных источников информации (детские познавательные журналы,
книги и др.).
34
Математический лабиринт
1
Итоговое занятие - открытый интеллектуальный марафон. Подго-
товка к международному конкурсу «Кенгуру».
4 класс
№ п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
Сроки проведения
план
факт
1.
Интеллектуальная разминка
1
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
2.
Числа-великаны
1
Как велик миллион? Что такое гугол?
3.
Мир занимательных задач
1
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -
достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до-
казательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
4.
Кто что увидит?
1
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
5
Римские цифры
1
Занимательные задания с римскими цифрами.
6
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку, какуро).
7
Секреты задач
1
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
8
В царстве смекалки
1
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
9
Математический марафон
1
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
10-11
«Спичечный» конструктор
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
12
Выбери маршрут
1
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами.
13
Интеллектуальная разминка
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
14
Математические фокусы
1
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько
последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
15-17
Занимательное моделирование
3
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео-
метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных
фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь-
ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса-
эдр (по выбору учащихся).
18
Математическая копилка
1
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач.
19
Какие слова
спрятаны в таблице?
1
Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, за-
дания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)
20
«Математика - наш друг!»
1
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за-
дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания
по проверке готовых решений, в том числе неверных.
21
Решай, отгадывай, считай
1
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,
чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом
стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,
можно использовать скобки.
22-23
В царстве смекалки
2
Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах).
24
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
25-26
Мир занимательных задач
2
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
в условной записи.
27
Математические фокусы
1
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.
28-29
Интеллектуальная разминка
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
30
Блиц-турнир по решению задач
1
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.
31
Математическая копилка
1
Математика в спорте. Создание сборника числового материала для
составления задач.
32
Геометрические фигуры вокруг нас
1
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).
Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
(Работа с набором «Танграм».)
33
Математический лабиринт
1
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
34
Математический праздник
1
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число».
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Материально-техническое обеспечение
-
Кубики (игральные) с точками или цифрами.
-
Комплекты карточек с числами:
-0,1,2,3, 4, ...,9(10);
-10,20, 30, 40,..., 90;
-100, 200, 300, 400,..., 900.
-
«Математический веер» с цифрами и знаками.
-
Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
-
Часовой циферблат с подвижными стрелками.
-
Набор «Геометрические тела».
Методическое обеспечение
Литература для учащихся
-
Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждении. - М.: Вентана-Граф
-
Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. - М.: Знаток, 2009.
-
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. - М. : ВАРСОН, 2010.
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач - средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. - 2009. -
№ 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. - СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. - СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. - Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М" 2006.