- Учителю
- Развитие творческого воображения Развитие творческого воображения у учащихся, обучающихся по образовательной системе «Школа 2100».
Развитие творческого воображения Развитие творческого воображения у учащихся, обучающихся по образовательной системе «Школа 2100».
Развитие творческого
воображения у учащихся ,
обучающихся по образовательной
системе «Школа 2100».
Выступление на творческой группе
по образовательной системе «Школа 2100»
учителя нач. классов МОУ СОШ №1
Мазиловой М.Ю.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности . Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание". При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.
В качестве методологической основы выбраны системный и личностно-деятельностный подход, что соответствует современным концептуальным позициям образования. Пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков и позволяет учитывать субъективно-творческий опыт, идивидуально-психологические особенности младших школьников, рассматривать в единстве разнообразные виды творческих заданий и методы их выполнения, определить соотношение видов творческой деятельности в учебном процессе, которое обеспечивало бы эффективность развития креативных способностей учащихся
Характеристика творческих способностей младших школьников
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения .
Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают "...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов" .
Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:
-
творческое мышление,
-
творческое воображение,
-
применение методов организации творческой деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:
-
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
-
рассматривать систему в развитии;
-
делать предположения прогнозного характера;
-
выделять противоположные признаки объекта;
-
выявлять и формулировать противоречия;
-
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
-
представлять пространственные объекты;
-
использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
-
представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
-
преодоление психологической инерции мышления;
-
оценивание оригинальности решения;
-
сужение поля поиска решения;
-
фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
-
мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.
-
Названные умения составляют основу способности продуктивного произвольного пространственного воображения.
Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.
Он предполагает:
-
перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,
-
самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,
-
комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.
Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога
Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, осознание взаимодействия как сотворчества.
Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы .
Сочетание форм организации при выполнении творческого задания.
Этапы выполнения задания
Формы организации
Возможности форм организации при выполнении творческих заданий
1
2
3
1. Постановка Задачи
Индивидуальная
Позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.
Групповая
Представляет совместный взгляд членов группы на поставленную ситуацию. Развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей. Развивает умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.
Коллективная
Позволяет обмениваться опытом определения направления поиска. Расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию. Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации.
2. Сбор необходимой информации
Индивидуальная
Развивает исследовательские умения учащихся по организации поиска необходимой информации (классификационные умения, умение сужать поле поиска, выделять существенные признаки)
Групповая
Развивает умения распределять функции и роли между участниками группы, планировать деятельность, определять меру ответственности участников группы.
Коллективная
Расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой информацией между учащимися. Развивает умение совместной организации поисковой деятельности учащихся. Выявляет собственные организационные возможности учеников.
3. Решение
Индивидуальная
Позволяет самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности, предложить собственную версию решения задачи.
Групповая
Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности. Развивает умения планировать решение задачи в соответствии с выбранным методом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию.
Коллективная
Позволяет обмениваться опытом применения методов творчества при выполнении задания. Расширяет возможности учащихся в выборе оптимального из множества предложенных способов решения задачи.
4. Анализ творческого продукта
Индивидуальная
Вырабатывает умение самоанализа. Позволяет демонстрировать и защищать полученный творческий продукт.
Групповая
Позволяет демонстрировать совместный продукт, полученный группой. Развивает умения оценивать уровень выполнения творческого задания, сопоставлять собственные результаты с результатами работы других групп.
Коллективная
Позволяет сопоставить субъективные результаты выполнения задания учащимися и определить объективный уровень полученного результата (на фоне класса).
Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Очевидно, в процессе обучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия. Это требует от учителя гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогда как ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели. Такой метод называется ситуационным или творческим .
В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:
-
умение поставить учебно-познавательные проблемы;
-
стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
-
поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям
Все это предполагает учение создавать атмосферу творчества на занятиях.
Атмосфера творчества создается путем:
-
Выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность (Я = Я).
При первой встрече с первоклассниками необходимо организовать беседу о нормах общения, в ходе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо контролировать в рамках формулы Я = Я .
Продолжить эту работу во втором и третьем классе можно с помощью решения творческих заданий на понимание друг друга "с полуслова", разработки правил невербального общения и составления памятки "Нормы общения". А в четвертом классе в разделе "Качества творческой личности" предложить задания, содержащие противоречия в поступках человека и проанализировать их влияние на взаимоотношения между людьми.
-
Выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию.
При выполнении серии заданий на познание объектов с помощью анализаторов показать несовершенство органов чувств человека, его воображения, мышления и способности к творчеству. Опытным путем учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществления творческой деятельности необходимо самосовершенствоваться.
-
Создание ситуации успеха.
Творческие решения не могут быть "правильными" или "неправильными". При оценивании результатов творческой деятельности прежде всего обращать внимание на значимость каждого решения. При знакомстве с противоречиями необходимо отметить, что даже неудачный ответ может принести пользу, учитывать взаимодополняемость таких противоположных оценок в суждениях, как хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и вредно и др.
В линии поведения учащихся младших классов творческий стиль может проявляться в росте степени активности и самостоятельности, в адекватной самооценке творческой деятельности и деятельности товарищей.
Упражнения на развитие творческого воображения.
1.Фантазирование с помощью произвольных префиксов.
Детям предлагаются карточки с картинками: кружка, кукла, шарик. На других карточках записаны префиксы: видео, супер, аэро, мини-, макси-.
- С помощью данных слов придумайте новые системы.
Дети: Аэрокружка - способна летать с плиты на стол, управляется пультом.
Видеокукла - показывает кино, у неё на спине есть экранчик.
Супершарик - летает, меняет цвет, смешит, потянешь за верёвочку - выпадет конфетка.
2.Сочините загадку, например про кузнечика.
-Какими признаками он обладает? (Маленький,зелёный,прыгает).Учитель выставляет карточки с этими словами.
- Какие системы имеют эти же признаки? (Муравей, комар, лягушка,огурец, заяц)
_ Оформим загадку с помощью противопоставления «но не».
Зелёный,но не огурец.
Маленький,но не комар.
Прыгает,но не заяц.
Уши есть, но не на голове.
Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность..
Не секрет, что учитель должен так построить урок, так преподнести учебный материал, чтобы изучаемое произведение вызывало у ребят неподдельный интерес. Для этого можно использовать следующие упражнения и игры:
-
Игра "Архимед". Эта игра, основанная на активной работе фантазии, является прекрасным средством стимулирования к учебной деятельности. При изучении произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше идей для решения этих проблем. Например, при работе над произведением В.Хмельницкого «Странная тропинка», можно предложить вопрос «А что бы вы посоветовали тропинке?»
-
Игра "Изобретатель". Эта игра наряду с фантазией активизирует мышление. Детям предлагается несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Например рассказ Н.Сладкова «Лесная хатка». «Придумайте новый способ постройки дома для бобра».
-
Игра "Веер" используется для развития фантазии и навыков комбинаторики для детей младшего школьного возраста. Детям предлагалось несколько карточек с изображением предметов или сказочных героев. Слева изображен один предмет, справа - три. В центре ребенок должен нарисовать три сложных предмета (фантастических), в которых как бы соединились предметы из правой и левой половины.
-
Игра "Превращения". Эта игра направлена на развитие изобретательности ребенка, то есть воображения в сочетании с творческим мышлением. Она расширяет область представления ребенка об окружающем мире. Данная игра построена на универсальном механизме детской игры - имитации функций предмета. Например, детям предлагается с помощью мимики, пантомимики, имитации действий с предметами превратить обыкновенный предмет (например, шляпу) в совершенно другой предмет, с другими функциями.
Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.
-
Игра "Сценарий". За короткий промежуток времени дети совместно должны придумать сценарий к фильму. Каждый ребенок предлагает придумать название одного или двух предметов из изучаемого произведения. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные персонажи.
-
Игра "Наоборот". При изучении любого произведения, учащиеся должны поменять характеры героев и представить, какая бы получилась сказка.
Кроме вышеописанной работы над развитием воображения и его взаимосвязи с эмоциями, интересами и личностными качествами, широко использую такие приемы, как словесное рисование, написание творческих работ, иллюстрирование произведений.
Словесные картины (преимущественно - устные, реже - письменные) "рисуются" к тем эпизодам, которые наиболее существенны в понимании идейного замысла произведения; так же иллюстрировались описания природы в поэтических произведениях, портреты героев. К одному рассказу "нарисовать" две-три картины - иллюстрации, таким образом, получается картинный план, который отражает самые важные моменты произведения.
Нет сомнения, что воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни. Если бы люди не обладали этими функциями, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт.