7


  • Учителю
  • Мастер- класс по теме 'Использование настольных игр для развития познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья' (3-4 класс)

Мастер- класс по теме 'Использование настольных игр для развития познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья' (3-4 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Мастер-класс по теме: «Использование настольных игр для развития познавательных способностей у детей с ОВЗ».



Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Основная задача современной школы - не просто сформировать у учащихся необходимые знания, умения, навыки, а развить личность ребенка, способную к творческой деятельности, к саморазвитию и самосовершенствованию. В связи с этим, задача учителя в том, чтобы создать условия для становления личности каждого ребенка в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями. Одним из приемов и методов решения данной проблемы в обучении умственно отсталых детей выступает применение игровых технологий.

Характеризуя умственно отсталых детей, можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности, поэтому передо мной возникла проблема - заинтересовать, увлечь и активизировать познавательную деятельность моих воспитанников. Решение этой проблемы нахожу в активном использовании различных игр в работе с умственно отсталыми детьми, поэтому и тема самообразования: «Игра как средство развития познавательного интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

Цель самообразования: изучение и применение игровых технологий, способствующих развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • применять и адаптировать игровые технологии с учётом психофизических возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • вовлекать каждого воспитанника в доступную игровую деятельность для повышения его познавательной активности и развития познавательных способностей, принимая во внимание особенности и интересы ребёнка;

  • использовать в игровой деятельности знания, имеющиеся у детей, создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка.

  • формировать навыки общения и умения играть.


За два года работы над данной темой самообразования мною изучен и накоплен разнообразный материал по применению игровых технологий:

методическая литература, наглядно-дидактические пособия, копилка коррекционно-развивающих игровых упражнений («Закономерности», «Исключение лишнего», «Продолжи ряд»), ребусов, викторин, кроссвордов.

Собраны настольные обучающие и развивающие игры: лото «Животный мир», «Алфавит», «Сложение чисел в пределах 10» , игры для развития мелкой моторики «Весёлая шнуровка», «Мозаика». На данном этапе активно применяю игры в своей деятельности. В игре создаю ситуацию успеха, формируя у ребенка внутреннюю и внешнюю мотивацию, за счет этого растет самооценка и уверенность у детей в собственных силах. Использую различные виды игр: дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие.


Одним из видов дидактических игр являются - настольные игры. Настольная игра - это и удовольствие, и развитие одновременно. Настольные игры имеют еще ряд положительных воздействий:

- развитие познавательных способностей (внимания, памяти, воображения, мышления);

- развитие речи и коммуникативности;

- развитие мелкой моторики, логики, усидчивости и терпения;

- дети учатся сотрудничеству, дисциплинированности;

- воспитание волевых качеств (умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности).


Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят:

  • конструкторы, лото, домино, шашки, мозаика, различные шнуровки;

  • настольно-печатные игры по самой различной тематике (классификация, обобщение, сравнение, счёт, ассоциации).

  • огромное множество игр по развитию речи - накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей;

  • игры по развитию познавательных интересов и способностей детей и т.п.

А сейчас предлагаю вам поиграть в одну интересную настольную игру. Для этого мне нужна группа участников из четырёх человек, которые будут исполнять роль детей.

1 этап. Знакомство с игрой.

- Сегодня мы с вами познакомимся с игрой, которая называется Танграм. Эта игра появилась в Китае в глубокой древности. Существует немало легенд о появлении этой игры.

Одна из них гласит о том, как почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали игру Танграм

- Она лежит перед вами, рассмотрите её и скажите, из чего она состоит? (Из геометрических фигур).

- Сколько фигур? И каких? (Пять треугольников разного размера, квадрат и параллелограмм). Это части Танграма.

- В какую фигуру сложены все части? (В большой квадрат).

- Так кто же мне скажет, что представляет собой игра Танграм? (Ответы детей обобщаю).

-Значит Танграм - это конструктор, представляющий собой квадрат, разделенный на семь частей: пять треугольников разного размера, квадрат и параллелограмм.

- Из частей Танграма можно составить фигуры животных, птиц, людей, а также и многие другие изображения, в этом и заключается смысл игры.

- В любой настольной игре есть правила, и Танграм не исключение. Первое правило - необходимо использовать все семь фигур. Второе - фигуры не должны перекрываться между собой.

- Об игре мы всё узнали, с правилами познакомились, теперь пора и поиграть.

  1. этап. Практический.



- Сейчас послушайте загадку, но отгадку не говорите, а изобразите при помощи Танграма.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.


- У вас на столе есть карточки - помощники, они помогут вам справиться с этим заданием. Если вы постараетесь и сложите фигурку, то сможете получить жетон.


Комментарии: на первых занятиях дети могут расположиться так, чтобы более слабые ученики имели возможность поучиться у других ребят, тем самым почувствовать себя успешными и получить положительные эмоции во время игры. Для начала дети пользуются изображениями - образцами, с отдельно выделенными фигурами Танграма, а если дети достаточно способны, используются образцы, изображающие только контур предметов.


- Теперь давайте посоревнуемся и посмотрим, кто быстрее изобразит следующую отгадку, напоминаю, что у вас есть подсказки. Тот, кто окажется самым быстрым получит

жетон. Итак, послушайте загадку:


В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый...



Комментарии: игра, постепенно усложняясь, может принимать другие формы, в данном случае - форму соревнования («Кто быстрее», «Кто больше»).


3 этап. Творческий.


- А сейчас я предлагаю собрать сюжетную картинку, используя нескольких наборов Танграма разных цветов. За активное участие в игре каждый из вас сможет получить очередной жетон.


Комментарии: на данном этапе игра может стать коллективной, дети могут играть как в парах, так и группами. Здесь важно проявить творчество и выдумку, спланировать игру так, чтобы все игроки прияли участие.


4 этап. Заключительный.


Рефлексия и подведение итогов. Выясняем, кто больше набрал жетонов. Похвала в адрес победителя, подбадривание проигравших участников игры.


- Вам понравилась игра? Чем?

- Трудно в неё играть?

- Танграм ещё называют - конструктором - головоломкой, как вы думаете, почему?

- Я вам дарю эту игру и предлагаю поиграть дома с родителями.

Спасибо за участие.


Комментарии: Учитывая возможности детей, показанные этапы игры можно провести за одно занятие или несколько. Важно помнить необходимое условие - игру нужно закончить до того момента, пока она надоест. Танграм можно легко изготовить своими руками, правила игры достаточно просты, играть в неё может как дошколёнок, так и взрослый, выбрав необходимый уровень сложности. Эта настольная игра развивает пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивает мелкую моторику. Воспитывает терпение и усидчивость.

Закончить свой мастер - класс хочется одной русской пословицей: "Век живи - век учись". Эта пословица особенно актуальна для педагогов. Кто как не мы должны быть в постоянном поиске знаний, саморазвитии, чтобы всегда находить подход к детям, быть в курсе тенденций образования и воспитания.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал