- Учителю
- КТП по изобразительному искусству, УМК 'Перспектива', 4 класс, Предметная линия учебников Т, Я, Шпикаловой, Л. В. Ершовой, 1-4 классы
КТП по изобразительному искусству, УМК 'Перспектива', 4 класс, Предметная линия учебников Т, Я, Шпикаловой, Л. В. Ершовой, 1-4 классы
| Тема урока | ФГОС | Основные виды деятельности уч-ся | |||
Раздел | Дата п\п | Дата п\ф |
| Содержание курса | Планируемые результаты |
|
Восхитись вечно живым миром красоты.
|
|
| 1. Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. Образ пространства в искусстве (цветные карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага). Учебник, Тетрадь, с. 4-5
| Знакомство с учебником и творческой тетрадью. Ориентирование по учебнику. Организация рабочего места. О чем говорит искусство? Представление о многообразии мира. Образ пространства в искусстве. Произведения изобразительного искусства отечественных авторов, отражающих представление о мироздании. Образ мира у древних славян. Каким видится мир каждому из нас. Создание композиции, отображающей представления о многообразии мира. Композиционные схемы рисунка | Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке изобразительного искусства принадлежностей и материалов. Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе ин- формации, использовать образную речь при описании представлений о мироздании, приводить примеры пословиц, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: воспринимают и выражают в творческой работе свое видение окружающего мира и отношение к нему; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие народного представления о мире, запечатленного в произведениях живописи, графики, народного и декоративно-прикладного искусства | Рассматривать произведения мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах на старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающиеся линии. Сопоставлять изображение мира в орнаментальном узоре прялки с живописным и графическим, находить общее и различное. Участвовать в обсуждении выразительных средства для передачи образа окружающего пространства в произведениях разных видов искусства и в живописном, графическом пейзаже. Изображать пейзажную композицию по летним впечатлениям. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
|
Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч) |
|
|
| |||
|
|
| 2. Древо жизни - символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень. Символическое Учебник, Тетрадь, | Символичность народного искусства. Образ дерева в мифах, литературе кусства, отображающие общие истоки в природе и мифопоэтическое отношение человека к ней. Анализ набросков деревьев, выполненных И. Шишкиным. Советы художника. Последовательность работы над рисунком | Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии Познавательные: общеучеб- ные - умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; логические - осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о древе жизни - символе мироздания. Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении использования выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, литературе, отображающих образ-символ - древо жизни, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетический отклик при восприятии явлений природы и произведений искусства; осознают необходимость бережного отношения к окружающему миру; имеют позитивное отношение к изобразительной деятельности | Наблюдать деревья разнообразных пород в природе своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве. Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к дереву как наиболее почитаемому человеком явлению природы в своих произведениях, относящихся к разным видам искусства. Объяснять значение понятия набросок в художественной деятельности. Участвовать в обсуждении цвета как основного выразительного средства живописи, его возможности в передаче своеобразия природы России разных географических широт, роли линии в различных видах изобразительного искусства, отражения в рисунке характерных особенностей формы. Работать по художественно-дидактической таблице. Сверять с изображениями на ней собственные наброски. Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации. Выражать в творческой работе своё отношение к природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 3. Мой край родной. моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет. Графический пейзаж Учебник, Тетрадь, | Жанры изобразительного искусства. Мой край родной, моя земля. Классический русский пейзаж. Пейзажи И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана, Ф. Васильева. Графический пейзаж. Дерево как символ Родины. Пейзаж России: создание композиции в графической технике. Выбор способа воплощения замысла, подбор художественных материалов | Регулятивные: уметь организовывать свое творческое пространство, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно воспринимать оценку своей работы, высказанную педагогом или сверстниками. Познавательные: общеучебные - выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для классических русских пейзажей; анализ вариантов композиционных схем; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; логические - осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о пейзаже, композиционных схемах, русских художниках-пейзажистах. Коммуникативные: уметь активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании пейзажей, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах пословиц, поговорок). Личностные: выражают в пейзаже свое отношение к образу дерева; сориентированы на проявление добрых чувств по отношению к родной природе, к своей малой родине | Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX-XX вв. Рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. Приводить примеры. Называть главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон). Объяснять значения слов национальный пейзаж. Высказывать своё мнение об отличии понятия мотив в пейзаже от понятия мотив в декоративно-прикладном искусстве. Участвовать в обсуждении особенностей воссоздания родной природы в пейзажах живописцев и графиков, средств художественной выразительности, своеобразия композиции. Работать по художественно-дидактической таблице. Соотносить композиционные схемы с пейзажами, находить соответствия в передаче пространства. Выполнять композицию пейзажа на тему «Величие и красота могучего дерева» согласно теме и условиям творческого задания. Выражать в пейзаже своё отношение к образу дерева, к природе родного края. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 4. Цветущее дерево - символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи. Изображение растительных мотивов городецкой росписи Тетрадь, | Народные промыслы России. Городец. Связь человека с природой и родной землей. Цветущая природа - источник творчества как народного мастера, так и художника. Древние символы в городецкой живописи. Связь приемов письма городецкой живописи с древне-русской живописью. Русские прялки - явление национального творчества. Сохранение традиций народного мастерства городецкой росписи современными мастерами народного художественного промысла в г. Городце. Композиционные мотивы: изображение цветов и листьев. Кистевая роспись. Термины и понятия: подмалёвка, «разживка» | Регулятивные: уметь принимать Познавательные: общеучеб- ные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях цветочных мотивов в городецкой росписи, последовательности исполнения мотива; умение составлять и анализировать варианты композиций орнамента; логические - осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об изделиях городецкого промысла, технике выполнения кистевой росписи. Коммуникативные: уметь строить рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: эстетически воспринимают тему цветения как образа-символа в народном искусстве; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников; проявляют интерес к предмету | Рассматривать изделия мастеров Городца, отображающих народное восприятие мира, связь человека с природой, родной землёй. Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. Рассказывать о центрах народных промыслов, в которых цветы, цветущие ветки, букеты являются главными мотивами. Участвовать в обсуждении средств создания образов цветущей природы в городецкой росписи, её своеобразия в отличие от других школ народного мастерства. Работать по художественно-дидактической таблице. Различать приёмы городецкой росписи - «подмалёвка», «разживка чёрным цветом», «разживка белилами». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью. Выполнять роспись цветущей ветки с помощью «разживки чёрным цветом и белилами». Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 5. Птица - символ света, Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные «разживки», симметрия, ритм, единство колорита. Совершенствование приёмов росписи. Городец. Птицы. Изображение городецких птиц (гуашь). Учебник, | Образ птицы-света в разных видах народного творчества. Пава-краса - птица счастья. Изображение городецких птиц. Многоцветие и «звучность» цвета в городецкой росписи: палитра городецких мастеров. Включение парных птиц в композицию. Последовательность рисования кис- | Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий, вносить в них коррективы в случае отклонения; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. Познавательные: общеучеб- ные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о многоцветии городецкой росписи; умение эмоционально реагировать на цвет, сравнивать разные виды произ- ведений народного творчества и формулировать вывод о том, почему образ птицы связан со встречей весны, добрыми силами, дарами света - пышным цветением земли; логические - осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о городецкой росписи. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, активно слушать Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи; понимают значение красоты природы и произведений народных художников; уважительно относятся к народным мастерам; проявляют интерес к предмету | Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в народном искусстве образ птицы-света. Высказывать суждение о заполнении пространства в декоративной трёхчастной композиции в городецкой росписи прялочного донца. Участвовать в обсуждении символики мотива птицы в городецкой росписи и художественных выразительных средств решения этой декоративной композиции. Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером ритм и форму «разживок белилами». Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цветущей ветки с использованием приёмов городецкой росписи. Выражать в творческой работе своё отношение к природе, к образу птицы-света. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
|
|
|
| 6. Конь - символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок. Совершенствование приёмов росписи. Изображение коня в технике городецкой росписи (гуашь). Учебник, Тетрадь, | Конь - символ солнца, плодородия и добра. Образ коня в изобразительном искусстве, сказках, легендах, преданиях, песнях. Городецкая роспись. Образ-символ. Изображение коня в технике городецкой росписи: приемы работы | Регулятивные: контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями; адекватно оценивать результаты своего труда. Познавательные: общеучеб- ные - умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; производить логические мыслительные операции Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях городецкой росписи; использовать образную речь при описании орнаментов. | Различать, как образ-символ коня представлен в разных видах устного народного творчества в декоративно-прикладном и народном искусстве. Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить примеры из разных видов народного творчества. Участвовать в обсуждении художественных средств в создании выразительного образа коня-символа в народном искусстве и называть их. Работать по художественно-творческой таблице. Овладевать живописными приёмами изображения коня. Осваивать приёмы белильных разживок для коня. Выполнять кистью свой вариант росписи коня с использованием приёмов городецкой росписи и декоративного обобщения фигуры коня без карандашного рисунка. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
| 7. Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика. Композиция в городецкой росписи. Роспись панно (гуашь). Учебник, Тетрадь, | Связь поколений в традиции Городца. Жизнь и творчество крупнейших живописцев Городца. Символика и бытовой сюжет. Образ мира в городецкой прялке. Особенности городецкой росписи и их учет при работе над декоративным панно. Декоративное панно: замысел, последовательность работы. Роспись панно по мотивам городецкой росписи | Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий, вносить в них коррективы в случае отклонения; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. Познавательные: общеучеб- ные - выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений декоративно-прикладного творчества (статичные и динамичные композиции, их особенности); умение анализировать результаты сравнения, строить осознанное речевое высказывание по изучаемой теме; логические - осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о творчестве народных мастеров. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; вести дискуссию, диалог, слышать Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи, уважительное отношение к личности народного мастера - носителя традиций национальной культуры; имеют свое отношение к искусству городецкой росписи | Рассматривать произведения народного искусства, выражать своё отношение к развитию традиций городецкой росписи в творчестве современных мастеров. Называть традиционные мотивы городецкой росписи в современных изделиях. Участвовать в обсуждении художественно-эстетической ценности изделий с городецкой росписью, преемственности живописных традиций в творчестве мастеров современного художественного промысла «Городецкая роспись». Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Выражать в творческой работе своё отношение к искусству городецкой росписи. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | |
|
|
| 8. Знатна русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека. Творчество В. Сурикова, В. Тропинина, В. Васнецова, современных художников Г. Васько, П. Павлова. Портрет художника (материалы по выбору). Учебник, Тетрадь,
| Портрет как жанр изобразительного искусства. Творчество отечественных художников-портретистов: Репина, Сурикова, Серова и др. Строение, пропорции головы человека. Способы изображения головы человека в разных поворотах. Термины и понятия: фас, профиль, поясной портрет, в полный рост. Особенности внешнего облика конкретного человека. Отображение внутреннего мира человека. Композиция портрета. Последовательность работы над портретом | Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: общеучебные - выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений, образа портретируемого; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера при выполнении творческой работы; логические - осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о людях творческих профессий, приемах работы над портретом. Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; адекватно оценивать свою роль в коллективной деятельности. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие портретов художников и народных мастеров, других деятелей культуры; осознают, что главное достояние России - наличие талантливых людей; выражают в творческой работе свое отношение к изображаемому герою | Рассматривать портреты, выполненные живописцами и графиками. Рассказывать, по каким признакам можно определить, что на портрете изображён художник или народный мастер. Участвовать в обсуждении образов художников и народных мастеров в произведениях живописи и графики, особенностей передачи внешнего облика в лице, костюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения фигуры. Работать по художественно-дидактической таблице. Читать пропорции лица человека во фронтальном положении и вполоборота. Выполнять портрет народного мастера или художника в момент создания им художественного произведения. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому герою. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 9. Вольный ветер - дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. Основы композиции. Динамика. Наброски на тему динамики Учебник, Тетрадь, | Образы природных стихий в искусстве. Народные представления о природных стихиях. Произведения известных живописцев, графиков. Природные стихии в восприятии поэта К. Бальмонта. Настроение картины. Приемы изображения движущихся облаков. Варианты графического решения облачных масс. Графические наброски на передачу динамики | Регулятивные: уметь планировать свою деятельность - постановка цели, составление плана, распределение ролей, проведение самооценки; работать по художественно-дидактической таблице «Варианты графического решения облачных масс». Познавательные: общеучебные - выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых графических и живописных произведений; умение анализировать результаты сравнения; усвоение основных средств выразительности графики (линия, пятно, штрих, ритм); осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках осени; логические - осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об осени, осеннем пейзаже, и ее осмысление. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя; выразительно читать стихотворения об осеннем пейзаже (по желанию); использовать образную речь при описании природных стихий, произведений живописи. Личностные: имеют позитивное отношение к творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие народных представлений о природных стихиях и отображений в искусстве одной их таких стихий - воздуха | Рассматривать живописные и графические пейзажи художников, в которых отражаются древние представления человека о природных стихиях. Высказывать, какие чувства вызывают поэтические строки о ветре и разнообразные образы воздушного пространства, созданные художниками. Сравнивать образы природных стихий в искусстве с собственными впечатлениями от наблюдений природы. Участвовать в обсуждении выразительных средств передачи состояния природы в пейзаже (чередование резких цветовых пятен, мазков, плавные и тонкие переходы цвета, разбивка пространства неба неравномерно расположенными формами облаков в живописных работах). Работать по художественно-дидактической таблице. Различать графические выразительные средства для передачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы. Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 10. Движение - жизни течение. Наброски с натуры, по па- мяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий. Учебник, Тетрадь, | Движение - жизни течение. Искусство как универсальный способ отображения изменчивости в природе и человеческой жизни. Творчество А. Пластова, М. Сарьяна, А. Дейнеки
| Регулятивные: уметь ориентироваться в учебнике и творческой тетради; планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата; организовывать свое творческое пространство. Познавательные: общеучеб- ные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях изображения людей, техники в динамике, о наблюдениях за подвижностью жизни природы и человека; сравнение поэтапных результатов работы над рисунком с эталоном; Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; сориентированы на проявление интереса к наблюдению за подвижностью жизни природы, к предмету ИЗО, на эмоционально-эстетическую отзывчивость на явления окружающего мира и искусства | Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства. Рассматривать произведения разных видов искусства, отображающих явления окружающего мира. Рассказывать, какие произведения передают спокойное, малоподвижное состояние, а какие изображают энергичное течение жизни и пронизаны ощущением постоянной изменчивости природы, различных ритмов, движения. Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в природе или её ритмов и изменений. Участвовать в обсуждении художественных приёмов, позволяющих передавать состояние статики и динамики. Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать, как передана подвижность цветовых пятен в набросках людей, деревьев. Выполнить композиционные схемы к понравившимся произведениям, подчеркнув направление движения главных элементов в их композициях. Выполнять наброски с натуры деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 11. Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. Использование в индивидуальной работе законов композиции. Пейзаж с изображением людей и техники в движении (материалы по выбору). Учебник, Тетрадь, | Осенние метаморфозы. Бабье лето, золотая осень или ненастная и серая ее пора в произведениях живописи отечественных художников и поэтов. Законы композиции. Композиция пейзажа. Колорит. Приемы передачи движения (колебание воздуха, движение людей, транспорта). Пейзаж с изображением людей и техники в движении: последовательность работы | Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об осенних изменениях в природе; составление описания разных состояний природы осенью; приведение примеров изображения русской осени в поэзии, живописи, графике; формулирование ответов на вопросы учителя; выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений (приемы передачи динамики, статики, композиционные схемы); логические - осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об изображении осени в живописных произведениях. Коммуникативные: использовать образную речь, составляя описания осенних пейзажей; уметь сотрудничать с учителем и сверстником, осознавать содержание своих действий и степень усвоения учебного материала. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие осенней природы, произведений живописцев, графиков, рисунки сверстников | Наблюдать изменчивые состояния осенней природы. Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры. Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых живописцы и графики отразили изменчивость природы, её различные состояния в осеннюю пору. Сопоставлять, как по-разному художники и поэты отражают жизнь природы и человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи в картине движения, яркости и мажорности пейзажей. Участвовать в обсуждении колорита, динамики пейзажной картины, расположения и характера элементов композиции, гармоничного чередования цветовых пятен, многообразных графических и цветовых подвижных элементов. Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать колористические приёмы передачи изменчивых состояний осенней природы. Осуществлять поиск нужных цветовых оттенков для выполнения мотива осеннего пейзажа. Изображать один и тот же уголок природы в пору золотой и поздней осени. Дополнить композицию изображениями домов, людей, техники. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в осенней природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
Любуй ся ритма ми в жизни приро ды и челове ка (14 ч) |
|
| 12. Родословное дерево - древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. Семейный портрет Учебник, Тетрадь, | Родословное дерево - древо жизни, историческая память, связь поколений. Родословное древо семьи Д. Г. Бурылина, крупнейшего коллекционера и мецената. Духовно-эстетическая ценность коллекции Д. Г. Бурылина. Произведения выдающихся художников, изображавших семейные портреты | Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии Познавательные: общеучеб- ные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих родных и близких людях; выявление с помощью сравнения особенностей изображения характерных пропорций лица; логические - построение логической цепи рассуждений при обсуждении композиционных схем; выдвижение гипотез об альтернативных вариантах композиционных решений портрета и их обоснование. Коммуникативные: уметь активно слушать одноклассников, учителя, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения. Личностные: сориентированы на уважительное отношение к своей родословной, к семье, на творческую активность в исполнении замысла «Семейный портрет» | Рассматривать живописные групповые портреты разных семей. Высказывать своё мнение об этих произведениях и об отношении к средствам художественной выразительности, выбранным авторами. Объяснять смысл понятий индивидуальный портрет и групповой портрет. Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими. Участвовать в обсуждении разнообразия тем и сюжетов в изображении семьи разными художниками, особенностей рисования характерных пропорций лица. Выполнять групповой портрет своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Выражать в творческой работе отношение к своей семье.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 13. Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт. Рисование по памяти. Поиск Зарисовки старинной мужской одежды Учебник, с. 71-79. Тетрадь, | Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев». Герои сказки. Иллюстрации к сказке. Прием уподобления. Богатство и красочность старинной русской одежды. Варианты композиций иллюстраций Поиск эскизов к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Последовательность работы над эскизами | Регулятивные: знать основы самоорганизации - организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества); контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану. Познавательные: общеучеб- ные - выявление с помощью сравнения композиционных особенностей иллюстраций, их анализ и использование этих приемов в своей работе; освоение способов решения проблем твор- ческого и поискового характера; умение решать творческие задачи самостоятельно; логические - осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе иллюстрирования. Коммуникативные: уметь вступать Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); умеют сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления; выражают в творческой работе свое отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки | Участвовать в чтении по ролям фрагмента сказки и обсуждении приёма уподобления при описании образов братьев-месяцев в сказке С. Маршака. Рассматривать поэтические произведения живописи и книжной графики как яркие образы, выбирать разные сюжеты для иллюстрации. Представлять зрительно каждый из природных циклов (зима, весна, лето, осень) в образе человека, одетого в традиционную русскую одежду. Сопоставлять свои представления об образах героев сказки с изображениями в иллюстрациях художников-иллюстраторов. Объяснять значение понятий книжная графика, иллюстрация, эскиз. Участвовать в обсуждении роли художника-иллюстратора, развивающего и углубляющего мысль писателя, вносящего в иллюстрацию свою творческую мысль. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Знакомиться с традиционной русской одеждой (кафтаном, платьем, шубой, ферезью и ферезеей), прослежи- вать гармоничное сочетание цветов и подбирать их на палитре. Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Выражать в творческой работе своё отношение к содержанию и персонажам сказки. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 14. Год - не неделя - двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искус- стве. Учебник, Тетрадь, | Взаимосвязь изобразительного искусства Пропорции фигур братьев-месяцев. Последовательность работы над рисунком | Беседа о художественной выразительности сюжетов из сказки С. Маршака в исполнении художников на основе произведений вернисажа «Прекрасен сказок мир воздушный» и вопросов учебника. Устное проговаривание своего замысла иллюстрации к сказке. Разъяснение учителем значения цветового круга в определении гармонического сочетания цветов с помощью таблиц в учебнике. Самостоятельная творческая работа. Обсуждение рисунков. Составление коллективного панно или фриза, в котором представлены все двенадцать месяцев | Рассматривать лаковые миниатюры и иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вспомнить цветовой круг. Называть основные и составные цвета. Объяснять роль воздействия цвета в произведениях изобразительного искусства. Сопоставлять произведения художников и рассказывать, какую роль в них играет цвет в зависимости от содержания выбранных сюжетов. Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности - роли цвета в передаче настроения и признаков времён года, цветовой гармонии в произведениях на темы сказок. Работать по художественно-творческой таблице. Рассматривать примеры гармонического сочетания цветов и определять по цветовому кругу родственные и контрастные цвета. Исследовать возможности живописи, подбирать цвета и оттенки, передающие цветовую гамму разного состояния природы в январе, феврале, марте, апреле. Выполнить иллюстрацию к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» на основе эскизов предыдущего урока с учётом особенностей состояния природы в костюме конкретного месяца года с помощью цвета и декора. Выражать в творческой работе своё отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 15. Новогоднее настроение. Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов. Эксперименты Учебник, | Основы изобразительного языка. Новогоднее настроение. Колорит. Эксперименты | Регулятивные: уметь планировать Познавательные: общеучеб- ные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях празднования новогоднего праздника; составление описания праздничных атрибутов; приведение поэтических примеров изображения новогодних праздников; выявление с помощью сравнения сопоставляемых произведений, каким образом художник передает в своих работах настроение; логические - умение формулировать проблемы; самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера. Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного ис- кусства, доносить свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать высказывания собеседников; выразительно читать стихи о новогоднем празднике. Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы, воспринимают и понимают предложения и оценки учителя и товарищей | Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздающие новогоднее настроение. Называть, какими средствами и художественными приёмами передано праздничное настроение в картинах. Высказывать своё мнение, какую роль играет цвет в работах художников для передачи настроения новогоднего праздника. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств различных жанров изобразительного искусства, отображающих новогодний праздник. Работать по художественно-дидактической таблице. Вспомнить художественные приёмы, с которыми знакомились во 2-3 классах. Осуществлять поиск праздничного цвета. Выполнять художественный приём «по-сырому» и художественный приём «мазок по восковому рисунку», применять разное гармоническое сочетание цветов - родственных и родственно-контрастных в соответствии со своим настроением. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к празднику. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 16. Твои новогодние Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. Основы дизайна. Конструирование открытки. Бумагопластика. Новогодняя открытка (живописные материалы, восковые Учебник, Тетрадь, | Основы дизайна. Конструирование открытки. Технологическая карта изготовления новогодней открытки. Праздничный колорит в оформлении новогодней открытки. История авторской открытки | Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения действия, контролировать и корректировать свои действия в соответствии Познавательные: общеучеб- ные - умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи (анализ, сравнение вариантов оформления открытки); логические - самостоятельное осуществление поиска способов решения проблем творческого Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание о зимних праздниках, активно слушать одноклассников, учителя, находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании зимних праздников, выразительно читать стихи о зиме. Личностные: проявляют интерес | Рассматривать поздравительную открытку как произведение графического искусства малых форм. Рассказывать об основных элементах и атрибутах поздравительной открытки к Новому году, объяснять их значение. Приводить примеры современных конструкций новогодних открыток. Называть наиболее часто встречающуюся в новогодних поздравлениях цветовую гамму. Участвовать в обсуждении привлекательности новогодней открытки, приёмов, которыми пользуются художники для создания праздничного, весёлого настроения. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать конструкции современных новогодних открыток и приёмы их выполнения. Изготовить проект открытки-сюрприза с использованием элементов симметричного вырезывания, выполнения рисунка-отпечатка и разноцветного фона. Выражать в творческой работе своё отношение к новогоднему празднику. Выбирать художественные материалы, соответствующие замыслу творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Оформить выставку и пригласить на неё родителей |
|
|
| 17. Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. Рисование по наблюдению заснеженных предметов. Зарисовки деревьев, людей, домов (цветные мелки). Учебник, Тетрадь, | Особенности зимнего времени года. Вернисаж «Как поработала зима». Образ зимы | Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. Познавательные: общеучеб- ные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках зимней поры; составление описания зимних пейзажей; приведение примеров изображения зимы в поэзии, живописи и графике; формулирование ответов на вопросы учителя; использование образной речи при описании зимних пейзажей; логические - умение формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (выразительные возможности цвета). Коммуникативные: уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о красоте зимних пейзажей, своем отношении к произведениям живописи; выразительно читать стихотворения о зиме. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие зимней природы и произведений живописцев, графиков, а также рисунков сверстников на зимнюю тему; эстетически восприимчивы к явлениям зимней природы, к произведениям искусства (поэзии, живописи, графики, народного искусства) и красоте окружающего мира | Рассматривать произведения изобразительного искусства, посвящённые зиме. Рассказывать о том, что художники, перед тем как написать картину, подолгу наблюдают природу, выполняют много зарисовок, эскизов будущей картины. Объяснять символическое значение зимы в природе, жизни и искусстве. Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности, которыми художники передают приметы зимы в разные периоды в разных видах искусства, называть их. Описывать устно свои зимние впечатления и наблюдения и использовать их в зарисовках в дальнейшей работе. Подбирать цветовые оттенки для изображения зимнего неба, снега, передавать состояние зимней природы. Использовать в набросках собственные впечатления и наблюдения зимней природы. Выполнить быстрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
|
|
|
| 18. Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. Русский музей. Городской пейзаж в движении (гуашь). Учебник, Тетрадь, | Русский музей - самый обширный музей русского искусства Вернисаж «За салазки, да и в гору весело бежать!». Сюжетная композиция (живопись). Зимняя цветовая гамма. Особенности гуашевых красок. Изображение людей. Последовательность работы над рисунком | Регулятивные: знать основы самоорганизации - организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества); контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану. Познавательные: общеучеб- ные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках зимней поры; составление описания зимних пейзажей; приведение примеров изображения зимы в поэзии, живописи, графике; формулирование ответов на вопросы учителя; использование образной речи при описании зимних пейзажей; логические - умение формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (выразительные возможности цвета). Коммуникативные: уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о красоте зимних пейзажей, своем отношении к произведениям живописи; выразительно | Рассматривать тематические произведения современных художников. Рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях от зимней природы, полученных во время зимних каникул, о том, как переживают зиму люди, животные, растения. Сопоставлять поэтические описания зимы с произведениями живописи и графики, сравнивать приёмы, которыми пользуются художники и поэты. Объяснять роль цветовой гаммы в создании определённого состояния природы, настроения в картине. Называть цветовые оттенки снега, зимнего неба, подмеченные в натуре, и находить их в произведениях художников. Участвовать в обсуждении композиции картин, выбора художником уровня горизонта и размещения композиционно-сюжетного центра. Рисовать картину зимней природы, включать в композицию улицы, дома людей, использовать в изображении их действий таблицу «Схемы фигуры человека в разнообразных движениях». Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы. Участвовать в подведении итогов творческой работы и оформлении работ для зимнего вернисажа |
|
|
| 19. Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция. Человек, мир природы в реальной жизни. Натюрморт с натуры (графические материалы). Учебник, Тетрадь, | Вещь как живое существо в наблюдениях этнографа, археолога и в произведениях литературы. Натюрморт в графике и живописи. Вещи как «герои» произведений изобразительного искусства выдающихся отечественных художников. Секреты старых вещей. Реликвии как хранители памяти о прошлом. Конструктивные особенности формы, объёма в рисовании предметов. Натурная постановка. Советы художника. Последовательность работы над рисунком | Регулятивные: уметь планировать Познавательные: общеучебные - умение осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях натюрморта в графике; составление описания различных предметов; формулирование ответов на вопросы учителя; логические - умение формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании разных предметов старины; участвовать в обсуждениях, аргументированно отстаивать свою точку зрения, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства. Личностные: сориентированы на наблюдение и восприятие форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства; бережно относятся к реликвиям (общенациональным и семейным) | Рассматривать предметы старины и современные бытовые вещи как предметный мир, окружающий человека. Понимать, что бытовые предметы отражают мир увлечений человека, его профессию, народные традиции, и объяснять это на примерах. Группировать предметы своего дома по их назначению, исторической и художественной ценности, месту их в повседневной жизни. Описывать их историю. Рассказывать о предметах декоративно-прикладного и народного искусства как вещах-реликвиях, имеющих историческую ценность. Участвовать в обсуждении выразительных средств создания художественного образа вещи в произведениях живописи и графики. Вспомнить последовательность изображения симметричных округлых предметов на основе работы по художественно-дидактической таблице и рисовать их.Выполнять упражнения на передачу пропорций, конструктивных особенностей формы и объёма отдельных предметов с натуры. Выполнять натюрморт, в котором предметы объединены одной темой (по выбору), - «Вещи из старого дома», «Старинные предметы из нашего школьного музея» или придумывать свой натюрморт. Выражать в творческой работе своё отношение к задуманному натюрморту. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 20. Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: Декоративный натюрморт (графические материалы, гуашь). Учебник, Тетрадь, | Вещь во времени | Регулятивные: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: общеучеб- ные - умение эмоционально реагировать на цвет и форму предметов, осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии при выяснении цвета натуры и для подбора оттенков красок при выполнении декоративной композиции; логические - осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о разных оттенках цвета и способах достижения декоративности в рисунке. Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного ис- кусства, доносить свою позицию до собеседника; оформить свою мысль Личностные: сориентированы на наблюдение и восприятие форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства | Рассматривать натюрморты художников. Сопоставлять и сравнивать реалистическое и декоративное решение натюрморта. Вспомнить приёмы создания декоративного натюрморта, изученные в 1-3 классах, и называть их. Объяснять смысл понятия декоративность и то, какую роль играет цвет в декоративной композиции, насколько он может соответствовать цвету реального предмета или отличаться от него. Узнавать и называть приёмы декоративного решения натюрморта: условность формы и цвета предмета, усиление цветового контраста. Участвовать в обсуждении средств выразительности в декоративном решении натюрмортов, художественных приёмов обобщения в декоративном натюрморте. Работать по художественно-дидактической таблице. Читать композиционные схемы декоративных натюрмортов и находить соответствие каждой из них натюрморту художника. Выполнять декоративный натюрморт, составленный из предметов современного быта (посуда), с использованием локальных цветов тёплой или холодной гаммы. Выражать в творческой работе своё отношение к натюрморту. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 21. Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. Зарисовки воинов времён войны 1812 года (мате риалы по выбору). Учебник, Тетрадь, | Отражение патриотической темы в произведениях художников. Бородино - памятник русской воинской славы. Бородино в произведениях изобразительного искусства | Регулятивные: уметь принимать Познавательные: общеучеб- ные - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, рассказа учителя; выявление основной и второстепенной информации; умение преобразовывать вербальную информацию в художественный образ; логические - осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о средствах выразительности, используемых художниками в портретной живописи. Коммуникативные: использовать образную речь, рассказывая о своих впечатлениях от просмотра портретов героев Бородинского сражения; уметь сотрудничать с учителем и сверстником; осознавать содержание своих действий и степень усвоения учебного материала; высказывать свои суждения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению оппонентов. Личностные: сориентированы на уважение к русским воинам, проявление гражданственного и патриотического самосознания, бережное отношение к памятникам воинской славы | Рассматривать произведения портретного и батального жанра в искусстве как отражение героических событий Отечественной войны 1812 г. Рассказывать, что известно о Бородинском сражении, и высказывать своё мнение об образах конкретных героев сражения. Объяснять смысл понятия батальный жанр. Участвовать в обсуждении героических страниц Отечественной войны 1812 г., нашедших отражение в батальном жанре искусства и в стихотворении М. Лермонтова «Бородино», выразительных средств и композиционных приёмов, которые используют художники для передачи «славы чудесного похода» в портретах участников войны 1812 г., и называть их. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать фигуры воинов в движении. Выполнять по представлению зарисовки русских и французских воинов периода Отечественной войны 1812 г. Выражать в творческой работе своё отношение к воинской доблести и героизму русских солдат. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 22. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит. Иллюстрация стихотворения М. Лермонтова «Бородино». Композиция к стихотворению (материалы по выбору). Учебник, Тетрадь, 23.Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. Человек, мир природы в реальной жизни (материалы по выбору). Учебник, Тетрадь, | Народ в Отечественной войне 1812 г. Народное ополчение. Д. В. Давыдов - легендарный герой. Бородинская битва Образ мироздания в орнаменте. Узоры-обереги | Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: общеучеб- ные - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, рассказа учителя; выявление основной и второстепенной информации; умение преобразовывать вербальную информацию в художественный образ; логические - осуществление поиска информации, расширяющей и дополняющей представление о художественных выразительных средствах в композиции. Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания, участвовать в обсуждении средств выразительности языка живописи в произведениях, отображающих моменты Отечественной войны 1812 г., аргументированно отстаивать свою точку зрения, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; выразительно читать стихотворение. Личностные: сориентированы на уважение к русским воинам, проявление Регулятивные: уметь организовывать свое творческое пространство, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно воспринимать оценку своей работы, высказанную педагогом или сверстниками. Познавательные: общеучеб- ные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о картине мироздания, отраженной логические - умение осуществлять поиск информации в разных источниках, ее осмысление. Коммуникативные: уметь образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, слушать | Рассматривать произведения живописи, в которых художники отразили мужество и героизм всего русского народа. Рассказывать, какие строки из стихотворения М. Лермонтова передают героику и трагизм происходящих военных событий, отображённых на фрагменте панорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо. Называть главных героев батальных композиций, их действия, де тали воинского снаряжения, боевую ситуацию. Высказывать своё мнение о том, какое отношение к участникам войны передал в картинах художник В. Верещагин. Объяснять смысл понятий художник-баталист, круговая панорама. Участвовать в обсуждении средств выразительности языка живописи в представленных живописных произведениях, отображающих моменты Отечественной войны 1812 г. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать возможные сюжеты военных действий. Выполнять иллюстрацию к фрагменту стихотворения М. Лермонтова «Бородино», используя предварительные зарисовки, выполненные на прошлом уроке. Выражать в творческой работе своё отношение к героизму русского народа известными художественными приёмами и средствами. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности Рассматривать произведения народного декоративно-прикладного искусства, в которых нашло отражение многообразие картины мира, красота и разнообразие орнаментальных украшений. Рассказывать об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывать символический смысл конструкции и декора избы и костюма. Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. Высказывать своё мнение об их значении и местонахождении, находить в них общее и различия. Участвовать в обсуждении сходства орнаментальных композиций и их места в украшении крестьянского дома и народного костюма. Выполнять композицию «На деревенской улице праздник», работая в одной из творческих групп по изготовлению праздничного женского головного убора, основной части народного женского костюма, силуэтов фасада крестьянских домов, оконных наличников или кукол в народных костюмах. Выражать в творческой работе свои художественно-эстетические знания и художественные умения и навыки в рисунке, аппликации, бумагопластике, лоскутной технике. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 24. Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. Освоение графических навыков. Графические упражнения (ка- рандаш, перо, тушь). Учебник, Тетрадь, | Искусство лубочной картинки - что это? Народная расписная картинка-лубок. Роль лубочных картинок Лубочные линии Осмысление своеобразия тематики и графического решения элементов композиции. Выполнение детьми зарисовок элементов изображения, характерных для лубочной картинки | Регулятивные: уметь организовывать свое творческое пространство, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, адекватно воспринимать оценку своей работы, высказанную педагогом или сверстниками. Познавательные: общеучеб- ные - выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для произведений лубочного искусства, их анализ и использование этих приемов в своей работе; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; логические - осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе изготовления лубочных картинок, их особенностях. Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; составлять рассказ о своих впечатлениях о лубочных картинах. Личностные: воспринимают народную лубочную картинку, понимают ее широкое значение в народной жизни; выражают в творческой работе отношение к сюжету средствами художес- твенного образного языка народного декоративно-прикладного искусства | Рассматривать, анализировать народные лубочные картинки для получения представления о разнообразии сюжетов, тем, образов, отражающих самые разные стороны жизни людей, и объяснять их. Объяснять смысл понятия лубок. Объяснять, чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства. Участвовать в обсуждении специфики искусства русского лубка, графического решения природы (земли, травы, деревьев, животных), человека, элементов одежды в лубочных картинках. Работать по художественно-дидактической таблице. Выполнять упражнение на выразительность лубочной линии и штриха. Выполнять поисковый эскиз композиции лубка, выбрав для сюжета декоративной композиции пословицу, поговорку или слова народной песни. Выражать в творческой работе своё отношение к сюжету средствами художественного образного языка народного декоративно-прикладного искусства. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
| 25. Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. Лубочная картина к пословицам, поговоркам, песням(графический рисунок с раскраской). Учебник, Тетрадь, | Народная расписная картинка-лубок: виды композиций. Главные выразительные средства лубочной картинки. Графические, декоративные и колористические особенности лубочной картинки. Выбор сюжета собственной декоративной композиции. Последовательность работы над рисунком | Регулятивные: ориентироваться Познавательные: общеучебные - выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для произведений лубочного искусства, их анализ и использование этих приемов в своей работе; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; логические - осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе изготовления лубочных картинок, их особенностях. Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании сюжетов лубочных картинок, объяснять смысл (понимать суть) пословиц, поговорок. Личностные: воспринимают народную лубочную картинку, понимают ее широкое значение в народной жизни | Рассматривать народную картинку как иносказательный, часто насмешливый рассказ о людских пороках, когда народные мастера «прятали» своих героев в образы животных, шутов, былинно-сказочных или песенных героев. Высказывать своё мнение о понравившемся сюжете и отношении к нему, подбирать текст к сюжету. Объяснять смысл понятий лубок, лубочная картина, народная картина. Участвовать в обсуждении композиционных, графических и колористических особенностей народного лубка. Выполнять композицию лубка карандашом, раскрашивая акварелью и нанося обводку чёрным фломастером, тонкой кистью. Выражать в творческой работе своё отношение к выбранному сюжету, выбирая соответствующие средства художественной выразительности Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | |
Восхи тись созида тельными силами приро ды и челове ка (9 ч) |
|
| 26. Вода - живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно. Основы Учебник, Тетрадь, | Вода - живительная стихия. Значение воды в жизни человека. Вода - источник вдохновения для художников. Плакат как один | Регулятивные: уметь принимать Познавательные:общеучебные - умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять анализ объектов; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях плакатного искус-ства; логические - осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о плакате, средствах выразительности плаката. Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании произведений живописи. Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе | Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых отображена живительная сила природной стихии - воды. Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде. Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в изображении природной стихии, в передаче цвета, света формы, объёма предметов. Называть художественные средства выразительности в плакате. Участвовать в обсуждении особенностей искусства плаката, его видов и языка, находить подтверждение этому в произведениях искусства. Подготовить материалы (вырезки из журналов, связанные с темой изображения, цветную бумагу, слова заготовки) для выполнения на следующем уроке плаката в технике коллажа. Выполнять кистью, гуашью поисковые эскизы плаката на тему «Вода - жизнь», намечая яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
намечая яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 27. Повернись к мирозданью. Проект экологического плаката в технике коллажа. Виды графики. Композиция плаката Учебник, Тетрадь, | Плакат: коллаж, фотомонтаж. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Плакатный шрифт. Приемы написания букв. Техника коллажа. Последовательность работы над плакатом | Регулятивные: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя Познавательные: общеучебные - умение выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий; анализировать варианты композиций; выбирать наиболее вы- Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения. Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе
| Рассматривать разные варианты композиций плакатов, размещение, содержание призывов, величину текста и анализировать их. Высказывать свои впечатления, чувства, которые вызвали произведения художников-плакатистов. Объяснять смысл понятий экологический плакат, коллаж. Участвовать в обсуждении поисковых эскизов для выполнения их в технике коллажа, того, как можно использовать технику коллажа для создания проекта плаката. Создать проект плаката на тему «Вода - жизнь» в технике коллажа на основе предварительных эскизов, выполненных на прошлом уроке. Выражать в творческой работе своё отношение к природе средствами художественного образного языка плаката. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 28. Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. Весенний пейзаж (живописная техника). Учебник, Тетрадь, | «Апрельский сон с его улыбкой маю…». Изменения в природе. Весна как символ пробуждения. Приметы весны в произведениях отечественных художников, народных мастеров, поэтов. Композиция пейзажа. Приемы выразительности. Передача воздушной среды. Экспериментирование с художественными материалами | Регулятивные: организовывать свое рабочее место с учетом правил безопасности, удобства и функциональности; оценивать и анализировать результат своего труда; планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы. Познавательные: общеучеб- ные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте пейзажей; составление описания различных пейзажей; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения пейзажа; выявление с помощью сравнения особенностей изображения пространства на плоскости; логические - осуществление поиска информации из разных ис-точников, расширяющей и дополняющей представление о композиционном построении пейзажей. Коммуникативные: уметь вступать Личностные: сориентированы на эмо ционально-эстетическое восприятие весенней природы и произведений живописцев, графиков, народных мастеров; имеют положительное отношение к изобразительной деятельности | Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых созданы образы русской весенней природы России разных географических широт. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства и красоты весенней природы в родных местах, об их цветовой гамме. Называть оттенки цвета, которые используют живописцы в изображении лесных далей, и объяснять, как можно добиться нежных оттенков цвета в работе акварелью, гуашью. Участвовать в обсуждении того, какие моменты весенней природы заинтересовали художников, чем они любуются и восхищаются, находить общее и различное в передаче радостного обновления всего живого, природы, человека, сравнивать средства художественной выразительности в передаче особых примет весенней природы в разные периоды. Работать по художественно-дидактической таблице. Обращать внимание на приёмы заполнения пространства и передачи воздушной среды, находить различия в построении композиционных схем, определять, что меняется в изображении неба, моря при изменении уровня горизонта. Определять, на каких палитрах представлена цветовая гамма произведений вернисажа. Экспериментировать с художественными материалами в передаче определённого весеннего состояния Выполнять по памяти или по наблюдению эскиз ком- позиции весеннего пейзажа. Выполнять композицию «Русский мотив», выбрав художественные материалы для создания максимальной выразительности замысла. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 29. Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. Творчество К. Юона. Весенний пейзаж (живописная техика). Учебник, Тетрадь, | Весна в наблюдениях учащихся, в произведениях литературы Колорит весеннего пейзажа. Выбор сюжета, мотивов для изображения. Выбор художественных материалов для создания максимальной выразительности замысла. Последовательность работы над рисунком | Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с учетом правил безопасности, удобства и функциональности, планировать, контролировать и оценивать учебные действия Познавательные: общеучеб- ные - умение выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий; осуществлять анализ объектов; логические - осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о пейзаже, средствах выразительности в пейзаже, композиционном построении рисунка. Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства; оформить свою мысль в устной и живописной форме. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие весенней природы и произведений живописцев, графиков, народных мастеров | Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых созданы образы русской весенней природы России разных географических широт. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства и красоты весенней природы в родных местах, об их цветовой гамме. Называть оттенки цвета, которые используют живописцы в изображении лесных далей, и объяснять, как можно добиться нежных оттенков цвета в работе акварелью, гуашью. Участвовать в обсуждении того, какие моменты весенней природы заинтересовали художников, чем они любуются и восхищаются, находить общее и различное в передаче радостного обновления всего живого, природы, человека, сравнивать средства художественной выразительности в передаче особых примет весенней природы в разные периоды. Работать по художественно-дидактической таблице. Обращать внимание на приёмы заполнения пространства и передачи воздушной среды, находить различия в построении композиционных схем, определять, что меняется в изображении неба, моря при изменении уровня горизонта. Определять, на каких палитрах представлена цветовая гамма произведений вернисажа. Экспериментировать с художественными материалами в передаче определённого весеннего состояния Выполнять по памяти или по наблюдению эскиз ком- позиции весеннего пейзажа. Выполнять композицию «Русский мотив», выбрав художественные материалы для создания максимальной выразительности замысла. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 30. Всенародный праздник - День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников отечества. Выразительные средства скульптуры. Эскиз памятника защитнику Отечества (материалы по выбору). Учебник, Тетрадь, | Всенародный праздник - День Победы. Образ защитника Отечества в скульптуре 1945 гг. | Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, вносить изменения в композицию в соответствии с законами ее построения. Познавательные: общеучеб- ные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях скульптуры; выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых памятников (средств выразительности); логические - осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о памятниках, посвященных подвигу народа в войне 1941-1945 гг. Коммуникативные: уметь строить речевое монологическое высказывание об особенностях скульптуры как жанра изобразительного искусства, Личностные: проявляют патриотические чувства, чувства гордости за подвиги нашего народа; воспринимают эти идеи в произведениях искусства; сориентированы на историческую преемственность | Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и о Дне Победы. Называть произведения искусства, посвящённые защите Отечества, из курса 1-3 классов. Высказывать своё мнение о средствах выразительности, которыми художники и скульпторы раскрывают в произведениях эстафету поколений и историческую перспективу подвига народа и памяти о нём. Объяснять смысл понятия монументальное искусство. Участвовать в обсуждении произведений искусства, посвящённых историческим событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., подвигу народа. Выполнить эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю». Выполнять эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. Выражать в творческой работе своё отношение к всенародному празднику, ощущение радости и торжества. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
| 31. «Медаль Изготовление медали (материалы по выбору). Учебник, Тетрадь, | Всенародный праздник - День Победы. Медальерное искусство. Образы-символы. Условный язык изображения на медалях и орденах - наградах героев Великой Отечественной войны. Композиционное решение медали | Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, вносить изменения в композицию в соответствии с законами ее построения. Познавательные: общеучеб- ные - умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи Коммуникативные: уметь объяснять свой выбор при совместном об- суждении заявленных вопросов, выслушивать и слышать учителя, одноклассников, с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера. Личностные: сориентированы на глу бокое уважение к правительственным наградам героев Великой Отечественной войны; проявляют чувство гордости за свою страну | Рассматривать ордена и медали, которыми отмечены подвиги народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. Рассказывать, как каждое изображение связано со значением медали. Объяснять смысл понятий медаль, орден, медальерное искусство. Участвовать в обсуждении того, что изображено на медалях городов-героев «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда». Выполнять памятную плакетку «Слава воину-победителю» согласно эскизу. Выражать в творческой работе своё отношение к наградам за защиту Отечества известными художественными приёмами и средствами выразительности. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
|
|
|
| 32. Орнаментальный образ Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. Архитектура Узбекистана. Эскиз орнамента Учебник, | Затейливый узор | Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии Познавательные: общеучеб- ные - выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых орнаментов; умение анализировать результаты сравнения, познавая основные средства выразительности в изобразительном искусстве; логические - осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об орнаментах народов мира, технике выполнения вырезных узоров. Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие особенностей орнаментального искусства стран Востока; с уважением относятся к искус- ству народов мира | Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов в декоративном убранстве одежды и жилища русского человека. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др. Приводить примеры соответствия орнамента форме, материалу и назначению изделий. Участвовать в обсуждении художественных закономерностей орнаментального образа в использовании раз- личных выразительных средств разными народами мира. Готовить презентацию орнаментальных композиций на предметах, созданных в традициях народного искусства в разных странах мира. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте орнамента. Оценивать результаты творческой работы в соответствии с поставленной задачей. Выполнять задания творческого и поискового характера Выполнять задания контрольного, творческого и поискового характера |
|
|
| 33. Орнаментальный образ Повтор, вариации, импровизация по мо- | Затейливый узор | Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в рисунок; планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы. Познавательные: общеучебные - выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых орнаментов; умение анализировать результаты сравнения, познавая основные средства выразительности в изобразительном искусстве; логические - осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об орнаментах народов мира, о технике выполнения вырезных узоров. Коммуникативные: уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. Личностные: принимают ценности отечественной и мировой культуры, эмоционально оценивают шедевры мирового искусства | Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов в декоративном убранстве одежды и жилища русского человека. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др. Приводить примеры соответствия орнамента форме, материалу и назначению изделий. Участвовать в обсуждении художественных закономерностей орнаментального образа в использовании раз- личных выразительных средств разными народами мира. Готовить презентацию орнаментальных композиций на предметах, созданных в традициях народного искусства в разных странах мира. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте орнамента. Оценивать результаты творческой работы в соответствии с поставленной задачей. Выполнять задания творческого и поискового характера Выполнять задания контрольного, творческого и поискового характера |
|
|
| 34. Круглый год. Образ времени года Учебник, Тетрадь, | Образ времени года в искусстве. Времена года в произведениях отечественных художников. Создание символического изображения одного из времен года, который наиболее ярко характеризует лето, весну, осень или зиму. Выбор художественных материалов для создания максимальной выразительности замысла | Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с учетом функциональности, удобства, рациональности и безопасности; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке; в сотрудничестве с учителем решать новые творческие задачи. Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о временах года; составление описания разных периодов в природе; приведение примеров изображения русской природы в поэзии, живописи, графике; формулирование ответов на вопросы учителя; логические - осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о временах года, их круговороте и ее осмысление. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; выразительно читать стихотворения о временах года (по желанию), использовать при описании времен года образную речь. Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие летней природы как символа расцвета природы, символа периода зрелости в человеческой жизни и произведений художников-живописцев, графиков, народных мастеров, отражающих красоту этой природы | Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов в декоративном убранстве одежды и жилища русского человека. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др. Приводить примеры соответствия орнамента форме, материалу и назначению изделий. Участвовать в обсуждении художественных закономерностей орнаментального образа в использовании раз- личных выразительных средств разными народами мира. Готовить презентацию орнаментальных композиций на предметах, созданных в традициях народного искусства в разных странах мира. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте орнамента. Оценивать результаты творческой работы в соответствии с поставленной задачей. Выполнять задания творческого и поискового характера Выполнять задания контрольного, творческого и поискового характера |
|
|
| 35. (резерв) Восхитись вечно живым миром искусства. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров мирового искусства. Экскурсия в музей или виртуальная экскурсия. Тетрадь, | Жанры изобразительного искусства. Представление о роли изобразительных кусств в повседневной жизни человека, | Регулятивные: уметь работать Познавательные: общеучебные - уметь делать предварительный отбор источников информации Коммуникативные: уметь оформить свою мысль в устной форме (на уровне небольшого текста), слушать и понимать высказывания собеседников, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и во время экскурсии и следовать им; согласованно работать в группе, использовать образную речь при описании предметов экспозиции; участвовать в обсуждениях, отстаивать свою точку зрения. Личностные: сориентированы на активное восприятие произведений живописи, литературы; принимают ценности отечественной и мировой культуры; эмоционально оценивают шедевры национального, российского искусства (живопись, архитектуру), изображающие различные стороны окружающего мира и жизненных явлений; уважают и принимают традиции, самобытные культурные ценности, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края; соблюдают дисциплинированность и правила поведения учащихся во время экскурсии |
|