7


  • Учителю
  • Из опыта работы на тему 'Развитие творческих способностей через проектные технологии'

Из опыта работы на тему 'Развитие творческих способностей через проектные технологии'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Сегодня, в условиях быстро меняющегося общества, мы всё чаще говорим о том, что традиционный подход к обучению школьников не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний. Мы знаем, что большинство учащихся в процессе обучения занима
предварительный просмотр материала

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1

Теоретические аспекты изучения проектной технологии как условия творческой самореализации младших школьников

§ 1.1 Понятие «творческая самореализация» младших школьников. …….6

§ 1.2 Реализация проектной технологии в начальной школе………………...8

Выводы по первой главе ……………………………………………………….13

Глава 2

Практика описания работы учителя по формированию условий творческой самореализации младших школьников через проектные технологии

§ 2.1 Описание процесса развития творческой самореализации младших школьников………………………………………………………………………14

§ 2.2 Диагностические методики, выявляющие творческую самореализацию младших школьников……………………………………………………………25

Выводы по второй главе ………………………………………………………..30

Заключение ………………………………………………………………………32

Список используемой литературы …………………………………………….36

Приложения ……………………………………………………………………



Введение

Сегодня, в условиях быстро меняющегося общества, мы всё чаще говорим о том, что традиционный подход к обучению школьников не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний. Мы знаем, что большинство учащихся в процессе обучения занимают пассивную роль. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник начальной школы не имеет навыка самостоятельной работы и не обладает творческой инициативой. Мы знаем, что только те знания, которые добыты исследовательским и творческим путём, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребёнка. На наш взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.

В ФГОС второго поколения заявлено, что в настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые «формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения». [ ФГОС (второго поколения)2010г.]

В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.

Проекты в младших классах - это проблематично, так как учащиеся ещё слишком малы для проектирования. Но это возможно. Проектная деятельность учащихся - это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Ведь окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему необходимо в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность. [Полат Е.С., 2010г.]

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что в настоящее время всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частые методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Общая динамика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

Объективно существующая потребность социума в самореализующейся личности и недостаточная проработанность педагогического аспекта данной проблемы и определили выбор данной темы: «Проектные технологии как условие творческой самореализации младших школьников».

В последнее время эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной технологии. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и опробирование модели процесса творческой самореализации младших школьников через проектные технологии.

При выполнении данного исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой процесс творческой самореализации младшего школьника будет наиболее эффективны, если:

- реализация его творческих способностей будет осуществляться в рамках личностно - значимой творческой деятельности;

- в качестве реализуемого условия будет выступать проектная технология

Объект исследования - использование проектной технологии на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования - методы, приемы и средства творческой самореализации младших школьников через проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Задачи исследования:

  1. Выявить, как отражалась в педагогической литературе проблема проектной технологии.

  2. Дать определение понятию «проектная технология» и разобрать её структуру.

  3. Осветить методологические приемы реализации проектной технологии на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

  4. Рассмотреть, как технология проектного обучения применяется в современной общеобразовательной школе

Опытно-экспериментальная база исследования является МОУ СОШ № 57 г. Волгограда.

Работа над опытом по использованию проектной технологии на уроках и во внеурочной деятельности как средство самореализации младших школьников начата в 2012 году. Посредством наблюдения в 1 классе, можно судить, что самореализация творческих способностей находится на низком уровне. На основании этого, считаю, главным условием для достижения высокого уровня данной проблемы является внедрение проектных технологий не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Глава 1

Теоретические аспекты изучения проектной технологии, как условия

творческой самореализации младших школьников

§ 1.1 Понятие творческой самореализации младших школьников

Эффективность образования в значительной мере зависит от заинтересованности учащихся в творческом саморазвитии, их потребности в самореализации.

Что же такое самореализация?

Понимание самореализации получило многоаспектное рассмотрение в работах социально-философского содержания (Л.Г. Брылева, И.Ф. Ведин, Т.А. Ветошкина, А.А. Идинов, В.В. Зотов, Л.Н. Коган, В.И. Муляр, О.Ю. Рыбаков, Л.А. Цыренова, Г.К. Чернявская и др.)

Психологические аспекты проблемы обозначены в исследованиях: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, М.П. Гинзбурга, О.А. Конопкина, JI.A. Коростылевой, JI.H. Леонтьева, JI.C. Рубинштейна и др.

В педагогике интерес к данной проблеме обнаружился лишь в недавнее время в ряду исследований различных аспектов саморазвития личности. Это обусловлено в первую очередь наметившейся активной интеграцией научных знаний в исследовании человека и личности. С одной стороны, обращенностью к философским основаниям проблемы, с другой - разделением с психологией идеи субъектности человека и выражений его «самости». Характерным ее положением является следующее: «Личность строит себя сама. Отсюда роль педагогики - не формирование, а помощь в нем» [Слободчиков В.И.,1986г.] При этом во главу угла ставится ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования [Чернявская Г.К.,1996г.] В этой связи для анализа деятельности школьника наиболее приемлемыми становятся понятия «востребованность», «актуализация субъектных функций», «успешность» и др. Данный подход в отношении личности ученика раскрывает исходные основания процесса ее самореализации.

«Творческая самореализация» рассматривается нами как динамическое саморазвертывающееся взаимодействие школьника со своим внутренним миром и внешним - образовательным пространством в деятельностной форме активности, при котором происходит переход его потенциальных возможностей в актуальные, а результативность характеризуется достижением учеником совокупного образовательного продукта, сопровождаемого востребованностью внутреннего потенциала и ощущением успеха. [Дьюи Дж., 2000].

Самореализация - это «раскрытие человеческой природы» [Газман О.С.]. Процесс самореализации включает постановку обучающимися перед собой цели, владение способами ее достижения, реализацию принятых намерений. Творческая самореализация учащихся есть процесс и результат самоосуществления их творческих потенциальных возможностей в учебно - познавательной деятельности.

Творческая самореализация младших школьников рассматривается нами как целенаправленная активность личности по реализации собственных возможностей и способностей в рамках личностно-значимой творческой деятельности. Она проявляется в самостоятельном достижении намеченной цели, критичности мышления, исследовательских умениях, самостоятельном управлении собственной деятельностью и самооценке.

Структура творческой самореализации младших школьников представлена следующими компонентами:

  • мотивационный (способность к целеполаганию);

  • интеллектуально-коммуникативный (интеллектуально-коммуникативные способности);

  • содержательно-операционный (способность к преобразующей деятельности);

  • рефлексивный (способность к самооценке и самоуправлению в творческой деятельности).



§ 1.2 Реализация проектной технологии в начальной школе

Метод проекта - явление не новое, исторический характер метода отмечают современные исследователи, такие как Д. Дьюи, В. Х. Килпатрик, А. С. Макаренко, Е. Паркхерст, С. Т. Щацкий, Е. С. Поллат, И. С. Сергеев, Д. С. Ермаков, Л. М. Федоряк, М. В. Хохлова и др.

Общепринято, что метод проекта зародился во второй половине XIX в. в США. Его основоположником был американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. В результате учащиеся должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Сергеев, 2008г.

Постепенно метод проекта эволюционировал. Затем идею проектной деятельности реализовал в практике последователь Д. Дьюи - Уильям Херд Килпатрик.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Метод проекта в современном российском образовании активно используется вновь. В российском образовании он - компонент вполне разработанной структурированной системы образования и, как и прежде призван «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную технологию предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний Даутова, 2006г.

Метод проектов - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи Ермаков, 2005г.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению Бычков, 2000г..

По типологическим признакам проекты бывают:

- доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентированная и т.д;

- предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

- характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

- характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);

- количество участников проекта;

- продолжительность выполнения проекта. Полат, 2000г.]

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:

- цель проекта, его актуальность.

- источники информации.

- обработка информации.

- результат.

- презентация.

- практико-ориентированные (прикладные) - эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников.

Монопроекты - как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.

Типы проектов: литературно-творческие, естественно - научные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные.

Межпредметные - как правило, выполняются во внеурочное время. Это - либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

По количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные, парные, групповые.

По продолжительности выполнения проекты бывают: краткосрочными, средней продолжительности, долгосрочными. Сергеев, 2008.

При оценке проектной технологии школьника учитываются: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; практическое использование общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения применяемыми методиками; оригинальность идеи и способа решения проблемы; осмысление проблемы и формулирование цели проекта; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.

«Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников: формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, гностических умений, становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др. Однако учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого школьники освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности».

Значимым средством в творческой реализации младших школьников является развитие креативных способностей через проектную технологию. [ Морозова Н.Г.,1979г.]

Участвуя в проектной технологии, ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями.

Метод проектов позволяет создавать на уроке исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

Участвуя в проектной деятельности, ребята учатся: находить источники информации, извлекать информацию, относящуюся к теме, планировать работу над проектами, сотрудничать друг с другом при выполнении проектов, в результате, расширяют читательский кругозор.



Выводы по 1 главе

В данной главе нами рассмотрено понятие «творческая самореализация» младших школьников, целенаправленная активность личности по реализации собственных возможностей и способностей в рамках личностно-значимой творческой деятельности. Она проявляется в самостоятельном достижении намеченной цели, критичности мышления, исследовательских умениях, самостоятельном управлении собственной деятельностью и самооценке.

Структура творческой самореализации младших школьников представлена следующими компонентами:

  • мотивационный (способность к целеполаганию);

  • интеллектуально-коммуникативный (интеллектуально-коммуникативные способности);

  • содержательно-операционный (способность к преобразующей деятельности);

  • рефлексивный (способность к самооценке и самоуправлению в творческой деятельности).

Проектная технология - это совместная познавательная, творческая деятельность, направленная на овладение учащимися приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворения познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта. Она создает необходимые условия для активизации творческой самореализации: является личностно-значимой, свободно выбранной творческой деятельностью, в которой дети становятся ее субъектами, где в ее рамках осуществляется их саморазвитие и становление рефлексивной позиции.

Младший школьный возраст является «началом» для вхождения ребенка в проекты, так как в этом возрасте акценты смещаются на обучение школьников умению планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла, рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности.

Глава 2

Практика описания работы учителя по формированию условий творческой самореализации младших школьников через проектные технологии

§ 2.1 Описание процесса развития творческой самореализации младших школьников

Известно, что какими бы значительными ни были задатки человека, они не развиваются сами по себе, вне обучения, в отрыве от деятельности этот процесс не существует. Можно по этому поводу привести мнение ведущих психологов: «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии»; «Способности не могут возникать вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в условиях обучения и воспитания».

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности. Термин «способности» неоднозначен. Единой и общепринятой типологии способностей в психологии не разработано. Вот как рассматривал способности Р.С. Немов: «Способности - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов проектных технологий». [Немов Р.С. ]

Предпосылкой для достижения положительной динамики творческой саморелизации младших школьников являются обученность учащихся, их интеллектуальное развитие и сформированность их общеучебных умений и навыков, таких как творческая активность, развитость творческого мышления, познавательная самостоятельность. К формам контроля для их измерения в опыте является мониторинг, результаты которого мы видим в диаграмме. (Приложение №1)

Диагностика показала, что применение технологии проектной технологии способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определенной «интеллектуальной зрелости», опыта развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, информационной культуры и проектной компетенции, создаёт условия для развития творческого мышления и практических умений учащихся.

В результате проведения начальной диагностики «Методика Е.Торренса» (характеристика «гибкость» и «оригинальность»), по определению уровня творческой самореализации у учащихся класса выяснилось, что только 31 % обучающихся имеют высокий уровень. Необходимость решать вышеназванные проблемы в своей педагогической практике подвигла автора данной работы к использованию проектной деятельности на уроках окружающего мира как новой современной педагогической технологии, позволяющей развивать творческие способности, соединяя в систему теоретические знания и практические умения младших школьников. (Приложение №2).

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки проектного обучения на уроках окружающего мира с целью достижения более высокого уровня сформированности творческой самореализации младших школьников.

У каждого ребенка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее, таланты каждого человека можно развивать.

Актуальность определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках русского языка и чтения различных средств, направленных на развитие творческих способностей. Важность и необходимость развития творческой активности учащихся в практике начального обучения определили выбор темы «Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения и русского языка».

В ходе исследования решались следующие задачи:

- определить сущность процесса развития творческих способностей младших школьников.

- определить критерии и уровни развития творческих способностей младших школьников.

- проанализировать практический опыт развития творческих способностей младших школьников.

- выявить эффективные условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка и технологии.

Методы: наблюдение; анкетирование; беседы; эксперимент.

Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимо знать об уровне развития творческих способностей учащихся. С этой целью используется диагностика. Исходя из понимания термина "творческие способности", которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное для школьника, нами были выделены следующие:

- Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.

1.Знание понятия «творчество» и оперирование с ним (наблюдение, беседа).

2. Оценка нестандартного творческого мышления -методика «Наборщик». (Приложение №2)

-Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.

1. Отношение к творческим упражнениям (наблюдение).

2. Стремление к самовыражению, оригинальности- методика «Составь рассказ о несуществующем животном»(Приложение №2)

- Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

1. Предложение новых решений в процессе учебной деятельности.

2. Проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления - тест креативности Торренса «Закончи рисунок», методика "Три слова" (Приложение №2)

Каждый из критериев имеет систему показателей, которые представлены в таблице № 1 (Приложение №2) . В соответствии с критериями мы определили уровни развития творческих способностей. Результаты диагностики (Приложение № 3):

По результатам диагностики таблица № 2 (Приложение № 2) высокий уровень развития имеют только несколько человек: Михина Е., Сабитов А., Соботова В. Эти дети участвуют во всех школьных, районных, городских и всероссийских конкурсах, олимпиадах, им легко дается учеба. Но нам необходимо развить творческие способности всех детей и для этого мы определили систему приемов и методов для развития творчества на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Очень хорошим подспорьем для развития творчества служит работа по развитию творческого воображения, которую я провожу с детьми на уроках литературного чтения, русского языка и окружающего мира. Самые распространённые задания с текстами - предположи, домысли, нарисуй словами, расскажи со слов героя - позволяющие включить воображение, которое является основой для развития творческого познания.

Следующий этап - это работа со стихотворениями, рассказами, сказками.

Дети, вовлечённые в организованную творческую деятельность, сохраняют интерес к поэзии. Процесс стихосложения вызывает у обучающихся большой интерес. Начинать эту работу можно с рифмования слов, сочинения чистоговорок, скороговорок, небылиц.

Упражнения в стихосложении по заданным рифмам. Такая работа способствует развитию воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. В творческих тетрадях дети могут записывать стихи, песни, загадки, частушки собственного сочинения, сопровождая их иллюстрациями. Именно в этой работе дети, шаг за шагом, открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности. Ребятам очень нравится инсценировать сказки, готовясь к данному виду проектной деятельности ответственно: изготавливают маски, приносят необходимый инвентарь для показа. (Приложение № 3)

Придумайте, с чем можно сравнить одуванчик, снежинку, озеро, чащу леса, ветер.

Например: Одуванчик

Форма: круглая, как пух, как солнышко.

Прочность: легкость, воздушность, нежный, мягкий ,

Цвет: солнечный, как ….

Красота: как произведение искусства.

Постарайтесь придумать и к остальным объектам как можно больше сравнений

Каждый ребёнок по природе - творец, мечтатель и фантазёр. Представить ему больше света, радости, интереса и наполнится мир понятий, детских слов, образов, живой речи!

Учимся придумывать сказки, рассказы.

Первый этап - придумать окончание или начало сказки, придумать как можно больше заглавий к сказкам или рассказам.

Второй этап - сочинение сказок по опорам.

Придумай главного героя и сочини про него сказку по элементам. Для укорочения сказки можно выбрать из всех элементов только 6 - 8. Запиши сочинённую сказку.

Метод контрольных вопросов облегчает процесс творчества. Так же он позволяет ребёнку удерживать общую логику рассказа или сказки, умение работать со стихотворением по вопросам, понимать смысл и значение незнакомых слов, ссылаясь на текст.

Два раза в неделю с помощью тетрадей для тестовых работ по литературному чтению и окружающему миру можно наблюдать насколько глубоко может ребенок самостоятельно анализировать и понимать смысл прочитанного.

Рисование иллюстраций, словесное рисование (при составлении рассказов, сказок) (Приложение №4)

Развивать воображение помогают творческие виды работ на уроках литературного чтения и окружающего мира: драматизация, создание проектов по темам (написание сочинений и сказок)

Драматизация прочитанного произведения (сказки, рассказы, басни, пьесы) предполагает воссоздание реплик главных героев, их диалога в виде небольшой сценки.

Знакомство с приемом драматизации можно начинать с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения, сочувствия и т.д.

Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, а также самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

В ходе исследования мною были выявлены наиболее эффективные условия развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения. На основании проведенной работы можно сделать следующий вывод: в моём эксперименте я использовала такие средства развития творческих способностей, как творческие задания на уроках чтения, творческие пересказы, упражнения, направленные на развитие литературного творчества школьников (создание проектов на темы: «Спорт - альтернатива вредным привычкам», «Режим дня», «Мои впечатления о лете», написание стихотворений «О Кириллице»). Атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя.

«…Если мы перестаем пытаться сделать что-то, кроме того, что уже умеем, мы перестаем двигаться вперед».[ Эмерсон Р.] Прогресс нашего общества зависит от творческих людей. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Обучая детей чтению, важно, чтобы они не просто бегло читали, но и эмоционально откликались на прочитанное произведение. И, наверное, не менее важно то, что литература формирует ребёнка как личность.

Не будем забывать об уроках окружающего мира и русского языка. Как преподнести материал урока, чтобы ребятам было нескучно? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное? На уроках окружающего мира детям предлагаются задания по написанию сочинений Для того, чтобы попасть со своей творческой работой на страницы журнала, учащиеся должны не только орфографически грамотно написать работу, но и подойти творчески к ее оформлению. Все это стимулирует младших школьников к самостоятельному, без давления со стороны взрослых, желанию писать стихи, сказки.

Не меньшие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки экологической культуры. Одной из важнейших задач является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. Мы стремились имеющийся познавательный материал рассматривать в неразрывном, органичном единстве с развитием творческих способностей ребенка, формировать целостное представление о мире и месте в нем человека.

Учитель, сталкиваясь с этими проблемами, пытается найти оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.

Ребусы, загадки, кроссворды

Дети с удовольствием не только разгадывают ребусы, кроссворды, загадки, предлагаемые учителем, но и сами с огромным удовольствием выполняют подобные задания. Комбинированные уроки подобного типа решают проблему не только в самостоятельном поиске информации по окружающему миру, но и одновременно развивают навык усвоения не только написания трудных слов, но и способствуют активизации словарного запаса младших школьников.

Сочинение.

Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Именно сочинение высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинения по заданной теме. Особенно увлеченно работали ученики над сочинением - проектом: «Сказка услышанная в траве», «Мой друг» и др.

Можно рассматривать как один из видов сочинения - написание писем. Это интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной: «Письмо Деду Морозу», «Письмо другу о прошедших летних каникулах». и т.д.(Приложение № 5 )

На уроках трудового обучения проводится большая работа по развитию творческого мышления и воображения у детей младшего школьного возраста.

Анализ учебников для начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном относятся к «условно творческим», продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов; творческих заданий, требующих разрешений, не предлагает ни одна из используемых в школах программ.

Предложенные задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.) Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей обучающихся.

Между тем, для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Ребята активно участвуют в различных конкурсах по изготовлению проектов на заданные темы: изготовление поделок из природного материала «Природа и фантазия», «Пасхальная радость», «Новогодние сувениры» и др. (Приложение №6)

Постоянные упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом рождают творческую смелость, веру в свои силы.

Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Предложенные задания носят не оценочный, а обучающий, развивающий характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей творческой личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Развивать сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие "творческие способности", очень сложно. Это длительная, целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих задач не принесёт желательного результата. Поэтому задания, направленные на развитие творческих способностей, должны составлять систему, позволяющую формировать потребности в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка. В результате систематической и целенаправленной работы у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.

Предпосылкой для достижения положительной динамики творческой саморелизации младших школьников являются обученность учащихся, их интеллектуальное развитие и сформированность их общеучебных умений и навыков, таких как творческая активность, развитость творческого мышления, познавательная самостоятельность. К формам контроля для их измерения в опыте является мониторинг, результаты которого мы видим в диаграмме. (Приложение №1)

Диагностика показала, что применение проектной технологии как на уроках, так и во внеурочной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определенной «интеллектуальной зрелости», опыта развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, информационной культуры и проектной компетенции, создаёт условия для развития творческого мышления и практических умений учащихся.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки проектного обучения на уроках окружающего мира с целью достижения более высокого уровня сформированности творческой самореализации младших школьников. (Приложение №2, таблица № 2)

Результатом работы считаю - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл.

Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее, таланты каждого ребёнка можно развивать.

Вся работа по развитию творческих способностей ведётся в системе на протяжении двух лет с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в атмосфере сотрудничества учителя и ученика.

Проводя урок чтения, стараемся разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе

Применение творческих заданий на уроках литературного чтения и русского языка позволили сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.

У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

Необходимо отметить, что не только проектные технологии, используемые на уроках помогают реализовать творческий потенциал младших школьников.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате упорной и трудоемкой работы от урока к уроку развиваются творческие способности детей, при создании в классе атмосферы дружелюбия и серьезного отношения к творчеству другого, особого такта.

§ 2.2 Диагностические методики, выявляющие творческую самореализацию младших школьников

Приоритетным направлением в профессиональной деятельности учителя явилось применение проектной технологии. Девиз проектного обучения - «Уметь больше, чем знать». Данная технология активно развивает компетентности ученика. Под компетенцией понимается комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. Проектная технология направлена на решение проблем развития и саморазвития личности, что становится особенно актуальным в условиях гуманизации образования. Данная технология способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере соответствует основной задаче современной школы - воспитанию социально активной личности.

Проводя диагностику, любой специалист должен понимать, для чего он это делает, как он это будет использовать. Поэтому, используя любую методику для определения творческих способностей, она должна иметь:

Цель - выявить условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка.

Объект- развитие творческих способностей младших школьников.

Предмет - процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения и русского языка.

Гипотеза- развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и русского языка будет эффективно, если:

- создаётся свободная творческая атмосфера;

- происходит включение младших школьников в творческую деятельность;

- осуществляется выбор форм и методов развития творческих способностей;

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных методик по проектным технологиям. Наибольший интерес представляют, несомненно, те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность.

Методика "Наборщик"

Это тест - игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребёнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.

Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово - околесица.

Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.

По каждому из названных признаков ребёнок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:

Оригинальность слов: 2- слова необычны, 1 - слова просты, 0 - бессмысленный набор слов.(пример: колесо, колос; лес, лицо; околес, сиц)

Количество букв: 2 - наибольшее количество букв, названы все слова; 1 - использованы не все резервы; 0 - задание не выполнено. Скорость придумывания: 2 -2 минуты, 1-5 минут. 0 - более 5 минут. Соответственно, высокий уровень - 6 баллов, средний -5-4 балла, низкий - 3-1балл.

Методика «Составь рассказ о несуществующем животном»

Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.

8-10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.

5-7 баллов - ребенок придумал нечто новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.

0-4 балла - ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.

Методика "Три слова"

Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.

Слова для работы: берёза, медведь, охотник.

Оценка результатов:

5 баллов - остроумная, оригинальная фраза (пример: медведь с березы наблюдал за охотником);

4 балла - правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник спрятался за березу, ждал медведя);

3 балла - банальная фраза (охотник выстрелил в медведя, попал в березу);

2 балла - логическую связь имеют только два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя);

1 балл - бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый медведь).

Вывод об уровне развития: 5-4 балла - высокий; 3 - средний; 2-1 - низкий

Диагностика невербальной креативности «Закончи рисунок» (методика Е. П.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

Тест Е. П. Торренса «Незавершенные фигуры» предназначен для поиска и выявления творческого потенциала детей. Тест представляет собой серию незавершенных фигур.

Диагностические цели: исследование развития одаренности учащихся; оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения; поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами

Контингент: все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы.

Условия проведения:

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности. Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Обстановка не должна быть напряженной и нервозной, необходимо обеспечить полный контакт экспериментатора с детьми, климат доверия и безопасности, поощрения воображения и творческой свободы. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин.

При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят, но нельзя давать прямые указания: что правильно и что неправильно, очень важно достичь полного понимания инструкции.

Предлагаемый вариант теста «Незавершенные фигуры» представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте отражаются следующие показатели креативности:

Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). Оригинальность - это психическое явление, при котором создаётся новый образ. На основе уже имеющих образов и ассоциаций, при чем этот созданный образ присущ только одной личности. Оригинальность - является одним из наиболее наглядных критериев развития творческого воображения, а также длительности памяти.

При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков.

Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе наиболее повторяющихся рисунков).

Инструкция методики «Закончи рисунок»: на листе нарисованы незаконченные фигурки, если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать, сделай ее полной и интересной, придумай и напиши название к каждой картинке. Время выполнения теста 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15 - 20 минут.

Вместе с тем наше психолого - педагогическое исследование не исчерпывает всей полноты содержания изученной проблемы. Дальнейшее ее решение может быть продолжено на заключительном этапе (3- 4 класс).



Выводы по 2 главе

Опытно-экспериментальная работа по апробации педагогических условий, обеспечивающих творческую самореализацию младшего школьника в учебном процессе, позволила сделать следующие выводы:

  1. Результаты констатирующего этапа эксперимента доказали, что традиционные подходы к организации учебного процесса не обеспечивают на должном уровне развитие критериев, позволяющих выявить первоначальный этап творческой самореализации школьников. Поэтому было сделано заключение о необходимости разработки комплекса педагогических условий, обеспечивающих творческую самореализацию учащихся начальных классов, и о внедрении их в учебный процесс.

  2. Содержание работы на формирующем этапе эксперимента заключалось в частичном и комплексном применении выявленных нами педагогических условий для дальнейшего сопоставления результатов и определения их необходимости и достаточности.

Методическими аспектами опытно-экспериментальной работы явились:

  • выбор в качестве методологической основы личностно ориентированного подхода, который в своей сущности предполагает саморазвитие и самореализацию личности;

  • включение младшего школьника в учебно-творческую деятельность как субъекта. Для этого нам понадобилось создать то «творческое поле», где будет осуществляться учебно-творческая деятельность. Учитывая положение младшего школьника как субъекта учебно-творческой деятельности, нами были разработаны и внедрены учебно-творческие задачи и задания на развитие интеллектуальной, исполнительской и авторской деятельности, которые помогали нам выявить первоначальный этап творческой самореализации школьника.

  • Использование в учебном процессе элементов интеграции предметов гуманитарного и эстетического цикла, которое способствовало развитию эмоциональной сферы и эстетической активности учащихся начальных классов. Для этого мы выявили требования к интегрированному уроку, осуществили выбор целесообразных методов и приемов, обеспечивающих условия первоначального этапа творческой самореализации школьника в учебно-творческой деятельности.

  1. Критериями, позволяющими выявить первоначальный этап творческой самореализации школьника были определены: умственное развитие, развитие эмоционально-чувственной сферы, творческого мышления, нравственных качеств. В процессе эксперимента мы пришли к выводу о необходимости определения нравственных качеств у младших школьников, так как, по мнению ученых, творческая самореализация возможна на основе наличия духовно-нравственного потенциала учащихся.

  2. Педагогические условия (осуществление творческой самореализации на основе личностно ориентированного подхода, синтез искусств, младший школьник как субъект организованной учебно-творческой деятельности, направленность учебного процесса на развитие духовно-нравственного потенциала младшего школьника) определены нами на основе анализа психолого-педагогической литературы, собственного опыта работы в начальной школе, результатов констатирующего эксперимента и особенностей структуры творческой самореализации как необходимые. Достаточность их доказана результатами опытно-экспериментальной работы.



Заключение

В данной работе рассматривалась проблема развития творческой самореализации младших школьников на уроках технологии, литературного чтения, русского языка, окружающего мира и во внеурочной деятельности через проектные технологии. Исследования развития творческой самореализации привлекает многих ученых. Под творческой самореализацией ученые понимают активность личности по реализации собственных возможностей и способностей в рамках личностно-значимой творческой деятельности. Она проявляется в самостоятельном достижении намеченной цели, критичности мышления, исследовательских умениях, самостоятельном управлении собственной деятельностью и самооценке. построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.

Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза, что при условии создания мотивации; благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся; устойчивого интереса к творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений на уроках и во внеурочной деятельности. С возрастом у учащихся будет наблюдаться динамика роста показателей творческих способностей.

Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено экспериментально-психологическое исследование, которое включало изучение научно- психологической специальной литературы по данному вопросу, а также экспериментальное изучение изменения показателей творческих способностей обучающихся 1 - 2 классов. В ходе анализа изученной литературы мы пришли к выводу, что данный вопрос в настоящее время актуален, так как современные социально-экономические условия в нашей стране диктуют необходимость развивать в наших учениках качества творческого делового человека, формировать людей активных, предприимчивых, готовых к принятию неординарных самостоятельных решений.

Исходя из этого, нами был проведен эксперимент, в рамках которого были проанализированы:

  1. уровень креативности учащихся, связанный с творческим самовыражением ребят;

  2. показатели творческих способностей, которые свидетельствуют о творческом потенциале детей;

  3. продукты творческой деятельности учащихся на уроках технологии, литературного чтения и окружающего мира.

Проведенное нами исследование можно рассматривать как констатирующий эксперимент, предшествующий более масштабному формирующему эксперименту. В ходе экспериментального обучения есть возможность для развития творческих способностей учащихся, что будет способствовать

1. повышению интереса учащихся к процессу познания;

2. самосовершенствованию и самореализации учащихся в творческой деятельности.

Актуальность исследования темы нашей курсовой работы аргументирована важностью проблемы в теоретическом и практическом планах и недостаточной разработанностью в практике начальной школы.

  1. На основе анализа отечественной и зарубежной теории и практики мы установили, что феномен творческой самореализации заключается в организации такой учебно-творческой деятельности, которая, активизируя саморазвитие личности младшего школьника, способствует наиболее полной практической реализации творческих способностей и потенциалов с пользой для себя и общества и определяет условия для создания личного творческого образовательного продукта.

Выделенные нами специфические черты первоначального этапа творческой самореализации позволили сделать вывод о том, что для развития ее предпосылок недостаточно использовать только учебную деятельность, необходимо ее сочетание с творческой. Объединив в практике учебного процесса данные деятельности, мы определили структурные компоненты учебно-творческой деятельности, которыми являются: целеполагание, учебное сотворчество, рефлексия, эмоционально-чувственная сфера, эстетическая активность.

  1. Содержание понятия «творческая самореализация» определено нами как совокупность следующих признаков: проявление активности в значимых для человека сферах жизнедеятельности, признание учащегося постоянно саморазвивающейся личностью, имеющей потребность в самоутверждении и самовыражении, ориентированной на развитие и самодостраивание на протяжении всего жизненного пути. Такая личность способна на создание объектов материальной и духовной культуры и организацию личностных вкладов в развитие и становление других людей, к творческому созиданию.

  2. Проведенные теоретико-экспериментальные изыскания показали, что эффективному развитию творческой самореализации младшего школьника способствует комплекс педагогических условий, включающий

  • личностно ориентированный подход, который мобилизует младшего школьника на освоение общечеловеческих ценностей и способствует развитию его духовно-нравственного потенциала. Данное условие отражает методологический аспект исследуемой проблемы;

  • младший школьник - субъект учебно-творческой деятельности. В данном случае реализуется психолого-педагогический аспект в изучении личности младшего школьника и его деятельности - учебно-творческой;

  • синтез искусств, способствующий развитию эмоциональночувственной сферы и эстетической активности младших школьников. Данное условие отражает дидактический аспект исследуемой проблемы.

Определяя необходимые и достаточные педагогические условия, обеспечивающие первоначальный этап творческой самореализации школьника в учебном процессе, мы учитываем:

  • социальный заказ общества начальной школе;

  • возрастные особенности младших школьников;

  • сущность и структуру творческой самореализации;

  • возможности личностно ориентированного обучения для развития творческого потенциала младшего школьника.

4.Содержание понятия «творческая самореализация младшего школьника» позволило нам создать систему учебно-творческих задач и заданий, в которую мы включили разные аспекты деятельности учащихся начальных классов: задачи на развитие интеллектуальной деятельности, задания на развитие исполнительской и авторской деятельности.

Экспериментально, определена возможность первоначального этапа творческой самореализации школьников и отмечена их способность к получению личного творческого образовательного продукта в интеллектуальной, исполнительской и авторской деятельности. Полученные результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.



Список, используемой литературы:

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. - 1999г.

  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - 2000г.

  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. -2000г.

  4. Винокурова Н. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. - 1995г..

  5. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.- 2002г.

  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -2007г.

  7. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения.- 2003г.

  8. Даутова, О. Б. Современные технологии в профильном обучении. - 2006г.

  9. Дж. Дьюи. Демократия и образование. - 2005г.

  10. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1996

  11. Дружинина В.Н., В. В Шадрикова. Развитие и диагностика способностей.- 1991г.

  12. Ермаков, Д. С. Учить школьников разрешать проблемы. -2005г.

  13. Иванова Л.И. Развитие творческих способностей школьников. - 2004г.

  14. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2002..

  15. Маслов П.А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности. - 2008г.

  16. Матюшкин А.М. развитие творческой активности школьников. - 2001г.

  17. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. - 2000г.

  18. Михайлова Н.Л. Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного творчества.- 1997г.

  19. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - 1998г.

  20. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat

  21. Немов Р.С. Общие основы психологии. - 1997г.

  22. Полат . Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - 2010г.

  23. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - 2008г.

  24. Холодова О. Задания по развитию творческих способностей.- 2001г.

  25. Хохлова, М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников // Педагогика. - 2004г.

  26. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. - 2000г.

36




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал