- Учителю
- Планирование по музыке, 1 класс, УМК Гармония
Планирование по музыке, 1 класс, УМК Гармония
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Лицей №25 города Димитровграда
Ульяновской области»
от «01» сентября 2016г. №_______
___________________ О.Г.Зотова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
УМК «ГАРМОНИЯ»
ДЛЯ 1 КЛАССА Б
УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ДОЛГОВОЙ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА
на заседании методического объединения (МО) Заместитель директор по НМР
учителей начальных классов МБОУ Лицей № 25 МБОУ Лицей № 25
руководитель МО___________С.М.Агафонова ___________ Э.Ш.Кортункова
Протокол от «25» августа 2016г. № 10 « 30 » августа 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»
Настоящая рабочая программа по музыке для 1Н класса МБОУ педагогический лицей составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по музыке и на основании следующих нормативных документов:
-
Закон «Об образовании»;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт;
-
примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
-
Основная образовательная программа начального общего и основного общего образования МБОУ педагогический лицей; приказа МБОУ Лицей № 25 № 53 от 08.02.2016 «О внесении изменений в Основные общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования МБОУ Лицей №25 на 2015-2020 г.г.» и на основе авторской программы
М.С.Красильниковой Музыка: программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-2 классы. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
-
Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
-
Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Нехаева О. И. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях). - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2012.
Учебным планом МБОУ педагогический лицей предусмотрено для изучения предмета «Музыка» в 1 классе 33 часа (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
У учащихся будут сформированы:
• первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
• основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
• активно, творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
• слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;
• ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);
• наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
• моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
• использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
• воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;
• планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
• творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Российская музыкальная культура, одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет формирования у школьников национального и гражданского самосознания - гордости за непреходящие художественные ценности России.
Основные ценностные ориентиры содержания предмета:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные её виды (дирижирование и режиссура) создаёт условия для целостного охвата музыкального произведения, в единстве его содержания и формы.
7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
Всё содержание курса «Музыка» в 1 классе разделено на четыре раздела.
На изучение раздела «Образцы песенной, танцевальной, маршевой музыки» отводится 9 часов. На уроках учащиеся наблюдают за музыкой в жизни человека, выявляют основных участников музыкальной коммуникации и неразрывное единство их творчества. «Открывают» три основные жанровые сферы музыки (песня, танец, марш) и определяют их на слух, знакомятся с различными способами исполнения и записи музыки. На уроках разучиваются и исполняются песенные, маршевые и танцевальные мелодии. Учащиеся учатся различать выраженные в музыке чувства и настроения человека. На первом уроке рассматривают страницы учебника, знакомятся с условными обозначениями.
Раздел «О чём говорит музыка?» (7 часов) посвящён выразительности и изобразительности в музыке. На уроках учащиеся определяют жизненную основу музыкальных интонаций, слушают фортепианные пьесы, анализируют их содержание и соотношение выразительности и изобразительности, а также поют, пластически интонируют фрагменты изучаемых музыкальных произведений, анализируют воплощённые в них музыкальные образы. Ученики знакомятся с творчеством П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева, М.И. Глинки, Л.В.Бетховена, а также разучивают русскую народную песню «Выходили красны девицы», участвуют в инсценировке её.
При изучении раздела «Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете» (8 часов) учащиеся знакомятся с такими видами искусства как балет и опера. Выявляют особенности балетного спектакля, слушают и анализируют музыку вступления к балету П.И.Чайковского «Спящая красавица» как обобщённое выражение его содержания, создают на основе музыкального портрета героя балета его словесный, графический и пластический образы. Знакомясь с оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин», ученики выявляют особенности оперного спектакля, распознают по музыке состояние героев и содержание сценического действия в опере, создают на основе музыки оперы сценические образы героев в пении, мимике, жесте, движении.
Жизнь музыкальных образов в симфонии рассматривается на примере «Пятой симфонии» Л.В.Бетховена. Учащиеся выявляют особенности процесса создания и исполнения симфонических произведений, знакомятся с музыкальными героями симфонии: слушают, поют, пластически интонируют, характеризуют основные темы-образы в опоре на графическую запись.
На всём протяжении изучения раздела учащиеся знакомятся с видеофрагментами исполнения балета, оперы, симфонии, обсуждают особенности бытования музыкально-сценических и симфонических произведений.
Последний раздел курса «Музыка» в первом классе «Как говорит музыка?» (6 часов) посвящён изучению интонационной природы музыкальной речи. Учащиеся выявляют сходства и отличия музыкальной и разговорной речи; вспоминают изученные музыкальные произведения, находят в них повествовательные, вопросительные, призывные, утвердительные интонации, передают характер интонаций в исполнении (пении, пластическом интонировании). Экпериментируют с интонацией в разговорной и музыкальной речи, выявляют значимость интонации для передачи смысла высказывания. Кроме того, учащиеся разыгрывают в классе по ролям музыкальные диалоги из пройденных произведений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»
урока
п/п
№
урока
в теме
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Тема урока
Формируемые умения
Примечания
предметные
умения
личностные
умения
метапредметные умения
1
1
Урок - встреча «Музыка вокруг нас».
Размышлять о роли музыки в жизни человека.
Учебно-познавательный интерес, желание учиться.
Познавательные
Наблюдать за музыкальными явлениями.
2
2
Урок - игра.
«Какие бывают марши?»
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыки.
Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Осуществлять сравнение, обобщение по родовым признакам.
3
3
Урок-игра
Кто марширует?
Различать на слух песни, танцы и марши и характеризовать их особенности
Уважение к музыкальной культуре (народной и профессиональной) своего народа.
Соотносить слуховое, зрительное восприятие и двигательные ощущения.
4
4
Урок - игра.
«Какие бывают танцы?»
Иметь представление о разных способах исполнения музыки.
Развитие интереса к чужому мнению.
Регулятивные
Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя.
5
5
Урок - музыкальная викторина «Какие бывают танцы?»
Соотносить звуковой образ с его пластическим и графическим воплощением.
Развитие интереса к чужому мнению.
Познавательные
Наблюдать за музыкальными явлениями.
6
6
Урок-игра
Какие бывают песни?
Иметь представление о неразрывном единстве и специфике деятельности
Формирование позитивной самооценки.
коллективной беседе, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения.
7
7
Урок - викторина
«Кто написал эти мелодии?»
Иметь представление о неразрывном единстве и специфике деятельности композитора, исполнителя и слушателя.
Формирование позитивной самооценки.
Познавательные
Осознавать многозначность содержания художественного образа. Выявлять известное и неизвестное при решении творческой задачи. Уметь схватывать смысл музыкального высказывания.
8
8
Урок - викторина
Собираем музыкальное произведение Бетховена.
Выявлять выраженные в музыке чувства и мысли людей и эмоционально откликаться на них.
Формирование позитивной самооценки.
Переводить художественный образ из изобразительной формы в звуковую. Выявлять основания для сравнения и сравнивать разные интерпретации одного произведения.
9
9
Слова и музыка в песне.
Выявлять выраженные в музыке чувства и мысли людей и эмоционально откликаться на них.
Формирование позитивной самооценки.
Регулятивные Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
10
1
Выразительность и изобразительность в музыке.
Выявлять выраженные в музыке чувства и мысли людей и эмоционально откликаться на них.
Развитие познавательного интереса.
Коммуникативные Чувствовать затруднения партнёра и правильно реагировать на них.
11
2
Музыкальный портрет.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к творчеству выдающихся
Познавательные:
Составлять целое из частей. Выявлять известное и неизвестное при реше нии учебной творческой задачи. Осуществлять перевод
художественного образа из одного вида
12
3
Герои симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк».
Сочинять мелодии музыкальных пьес по их названиям и иллюстрациям к
композиторов.
Регулятивные:
Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Осуществлять поиск
наиболее эффективных
способов достижения
результата. Уметь действовать по плану
13
4
Л.Бетховен. Пятая симфония. Третья часть.
ним.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки.
Умение слушать и слышать себя и других участников коммуникации.
Коммуникативные Чувствовать затруднения партнёра и правильно реагировать на них.
14
5
Л.Бетховен. Пятая симфония. Четвёртая часть.
Учиться выражать и изображать в звуках различные явления жизни.
Проявление интереса к художественной деятельности.
Познавательные:
Составлять целое из частей. Выявлять известное и неизвестное при реше нии учебной творческой задачи. Осуществлять перевод
художественного образа из одного вида
15
6
Как связаны части в симфонии Бетховена?
Применять знания средств музыкальной выразительности при сочинении и анализе разных по характеру музыкальных образов.
Развитие позитивной самооценки и положительного отношения к занятиям.
Регулятивные:
Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Осуществлять поиск
наиболее эффективных
способов достижения
результата. Уметь действовать по плану
16
7
Особенности музыки П.И.Чайковского.
Применять знания средств музыкальной выразительности при сочинении и анализе разных по характеру музыкальных образов.
Развитие позитивной самооценки и положительного отношения к занятиям.
Коммуникативные Принимать различные точки зрения на решение задачи. Вступать в учебное: сотрудничество с одноклассника-
ми: работать в парах, группах.
17
1
Как создаётся балет?
Иметь представление
об особенностях создания балетного спектакля.
Знакомство с миром
театральных профессий, их содержанием и социальной значимостью.
Познавательные:
Составлять целое из частей. Выявлять известное и неизвестное при реше нии учебной творческой задачи. Осуществлять перевод
художественного образа из одного вида искусства в другие. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
18
2
П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица».
Выражать в пластике музыкальные образы балета.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, лич ностное отношение при восприятии и исполнении музыкально-сценического произведения.
Приобретение опыта
эмоционального переживания жизненных проблем других людей, сочувствия человеку, находящемуся в трудной ситуации.
Регулятивные:
Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Осуществлять поиск
наиболее эффективных
способов достижения
результата. Уметь действовать по плану
19
3
Как создаётся опера?
Понимать по музыке ход сценического действия в балете, объяснять его и переводить на язык пантомимы.
Знакомство с миром театральных профессий, их
содержанием и социальной значимостью.
Коммуникативные Принимать различные точки зрения на решение задачи. Вступать в учебное: сотрудничество с одноклассника-
ми: работать в парах, группах. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Понимать смысл преобразования музыкального
материала.
20
4
М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Наблюдать за преобразованиями интонаций героев
Знакомство с миром театральных профессий, их
содержанием и социальной значимостью.
Познавательные:
Составлять целое из частей. Выявлять известное и неизвестное при реше нии учебной творческой задачи. Осуществлять перевод
художественного образа из одного вида искусства в другие. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
21
5
Как создаётся симфония?
Наблюдать за преобразованиями интонаций героев
Знакомство с миром театральных профессий, их
содержанием и социальной значимостью.
Регулятивные:
Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Осуществлять поиск
наиболее эффективных
способов достижения
результата. Уметь действовать по плану
22
6
Л.Бетховен. Пятая симфония. Первая часть.
Наблюдать за преобразованиями интонаций героев
Приобретение опыта эмоционального переживания
жизненных проблем других людей, сочувствия людям, находящимся в трудной ситуации.
. Коммуникативные Принимать различные точки зрения на решение задачи. Вступать в учебное: сотрудничество с одноклассника-
ми: работать в парах, группах. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Понимать смысл преобразования музыкального
материала.
22
7
Л.Бетховен. Пятая симфония. Первая часть.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, лич ностное отношение при восприятии и исполнении музыкально-сценического произведения.
Проявление интереса к историческому прошлому своего народа.
Познавательные:
Ориентироваться
на разнообразие
способов решения одной задачи. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Классифицировать интонации по цели высказывания, находить повествовательные, вопросительные, побудительные интонации.
24
8
Где мы встречаемся с балетом, оперой, симфонией?
Проявлять эмоциональную отзывчивость, лич ностное отношение при восприятии и исполнении музыкально-сценического произведения.
Проявление интереса к историческому прошлому своего народа.
Регулятивные:
Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Осуществлять поиск
наиболее эффективных
способов достижения
результата. Уметь действовать по плану
25
1
Речь музыкальная и разговорная.
Иметь представление об интонации как носителе смысла в музыке.
Понимание чувств собеседника. Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного высказывания.
Коммуникативные Принимать различные точки зрения на решение задачи. Вступать в учебное: сотрудничество с одноклассника-
ми: работать в парах, группах. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Понимать смысл преобразования музыкального
материала.
26
2
Интонация в речи музыкальной и разговорной.
Осознавать сходство
и отличие музыкальной
и разговорной речи.
Познавательный интерес к музыкальному искусству.
Познавательные:
Ориентироваться
на разнообразие
способов решения одной задачи. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Классифицировать интонации по цели высказывания, находить повествовательные, вопросительные, побудительные интонации.
27
3
Музыка живёт во времени.
Переинтонировать музыкальные и вербальные фразы. Сравнивать музыкальную речь одного героя в разных обстоятельствах, выявлять произошедшие в ней изменения.
Эмоциональный отклик и нравственная оценка действий героев музыкаль ного произведения.
Регулятивные:
Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества.
Оценивать свою деятельность по результату.
28
4
Вторая часть в музыкальной истории симфонии.
Выявлять связь характера музыкальной интонации и средств её воплощения.
Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов.
Коммуникативные:
Овладевать средствами вербального и невербального общения. Расширять интонационно-выразительные средства своей речи.
29
5
Музыкальная история симфонии.
Характеризовать интонации по жанровым, образным, коммуникативным признакам.
Эмоциональное и осмысленное восприятие содержания художественного произведения.
Познавательные:
Ориентироваться
на разнообразие
способов решения одной задачи. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Классифицировать интонации по цели высказывания, находить повествовательные, вопросительные, побудительные интонации.
30
6
Мир музыкальных образов.
Характеризовать интонации по жанровым, образным, коммуникативным признакам.
Эмоциональное и осмысленное восприятие содержания художественного произведения.
Регулятивные:
Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества.
Оценивать свою деятельность по результату.
31-32
7,8
Резерв.
Характеризовать интонации по жанровым, образным, коммуникативным признакам.
Эмоциональное и осмысленное восприятие содержания художественного произведения.
Коммуникативные:
Овладевать средствами вербального и невербального общения. Расширять интонационно-выразительные средства своей речи.