7


  • Учителю
  • Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. Школа 2100.

Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. Школа 2100.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Дуван муниципального района

Дуванский район Республики Башкортостан


Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю:

заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы

учителей начальных классов ________С.В.Денисова _____________С.В.Петухов

Протокол № ____от «__»___________2015 г. Приказ №_____от

«__»____________2015г. «___»__________2015 г.

Руководитель ШМО .

__________Сергеева Л.М.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для 4 б класса на 2015-2016 учебный год













Составитель программы:

Трофимова М.А.

учитель начальных классов











Дуван, 2015 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований примерной основной образовательной программы ОУ, основной образовательной программы ОС «Школа 2100» для начальной школы и ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу «Школа 2100».

В процессе обучения учащихся в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развитии - эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала учащихся, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение учащихся к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так же - умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития учащихся воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у учащихся наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.

Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально.


Общая характеристика учебного предмета

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с учащимися пятнадцати - двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.

Перед учителем встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить учащихся эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Особенности курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.

Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных учащихся, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у учащихся жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий. При этом необходимо учить не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

Основной способ получения знаний - деятельностный подход.

Чрезвычайно важно, чтобы учащийся понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, ученик может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.

Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.


4)Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира.


5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ученик учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.



Основные цели курса


1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.


Основные задачи курса


В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1.Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);

7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).

В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.

Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала. В начале каждого учебника помещены основные понятия, которые были изучены в предыдущих классах.

В каждом учебнике даётся блок (информация и практическая работа), связанный с историей искусства от древнейших времён (1-й кл.), через Древний Египет (2-й кл.), эпоху Средневековья (3-й кл.), к современности (4-й кл.).

Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов.

Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей учащихся на основе школьной программы соответствующего класса. При создании кукольных спектаклей используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в команде.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Описание места учебного предмета в учебном плане


Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе выделяется 128часов, из них в 1-м классе - 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Также в тематическое планирование включено 7 часов регионального компонента.


Методическое обеспечение


Учебник «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская).

Содержание учебного предмета (34 ч)


Занятия 1-2 (2 ч), стр. 4-11 учебника.

Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.

Рождение монументальной живописи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6-7).

Что такое фреска. Особенности этой техники. Выполнение задания на стр. 8 в учебнике. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.

Что такое мозаика и витраж. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10-11).

Занятие 3 (1 ч), стр. 12-13 учебника.

Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ. Выполнение задания на стр. 13 в учебнике.

Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным сопровождением.

Занятие 4 (1 ч), стр. 14-15 учебника.

Монументальная скульптура. Выполнение задания на стр.14 в учебнике. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.

Выполнение задания на стр.15 в учебнике. На этом уроке или во внеурочное время рекомендуется проведение экскурсии к ближайшему такому памятнику.

Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным сопровождением.

Занятие 5 (1 ч), стр. 16-19 учебника.

Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Выполнение заданий на стр. 16-17 в учебнике.

Виды фотографий. Художественная фотография. Выполнение задания на стр.19 в учебнике.

Занятие 6 (1 ч), стр. 20-21 учебника, стр. 6-7 рабочей тетради.

Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Выполнение заданий на стр. 21 в учебнике. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению (стр. 6-7 рабочей тетради).

Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным сопровождением и чтением стихов об осени.

Занятие 7 (1 ч), стр. 22-23 учебника.

Как передать объём предмета, работая цветными карандашами. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний.

Занятия 8-9 (2 ч), стр. 24-25 учебника

Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике.

Занятия 10-11 (2 ч), стр. 26-27 учебника

Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». Оформление панно подходящей рамкой.

Занятия 12-13 (2 ч), стр. 28-29 учебника

Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Выполнение заданий в учебнике. Нарисовать животное (по выбору ученика).

Занятие 14 (1 ч), стр. 30-31 учебника

Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли. По желанию учащихся можно выполнить в процессе изучения нового материала задания на закрепление полученных знаний на стр. 30-31 учебника.

Занятия 15-16 (2 ч), стр. 32-33 учебника

Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике.

Занятие 17 (2 ч), стр. 34-35 учебника

Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике.

Занятия 18-19 (2 ч), стр. 36-37, стр.

Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике (стр. 37) Было бы очень полезно понаблюдать с учениками пер- спективные сокращения на улице (уходящая вдаль дорога, уменьшающиеся по мере удаления от зрителя предметы и т. п.).

Получение представления о воздушной перспективе.

Занятия 20-21 (2 ч), стр. 38-39 учебника

Эти занятия проводятся перед Днём Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Выполнение заданий на стр. 39 учебника.

Разработка макета альбома Славы. Выполнение каждым учеником своей странички альбома. Эта страничка может быть посвящена как истории семьи учащихся, так и какому-то эпизоду из истории Отечественной войны.

Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.

Занятия 22-25 (4 ч), стр. 40-47 и 78 учебника

Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на стр. 40-41 учебника.

Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя (стр. 78 учебника). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на стр. 40-41 учебника.

Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир». Занятие 26 (1 ч), стр. 42-43 учебника.

Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о китайском рисунке кистью). По желанию учащихся можно выполнить в процессе изучения нового материала задания на закрепление полученных знаний на стр. 43 учебника.

Занятия 27-30 (3-4 ч), стр. 36-37 и 50-51 учебника.

Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре).

Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

Занятия 31-32 (2 ч.), стр. 48-49 учебника.

Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.

На оставшихся уроках или факультативно можно выполнить задания:

а) открытки или панно к праздникам (стр. 34-35);

б) дизайнерские проекты:

- настенный календарь на стр. 24-25;

- декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента на стр. 36-39;

в) шрифтовая композиция на стр. 48-49.

Результаты изучения учебного предмета


Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у учащихся ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение учащимися представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса

«Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



4-й класс

1.Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;

• понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;

• рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.

Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;

• уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.

Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:

• рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;

• рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

• работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).

Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).

Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

• композиция, рисунок, цвет для живописи;

• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики


Оценка достижения планируемых результатов освоения программы предмета ИЗО


Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.

Поскольку изобразительное искусство - предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с учащимися надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

Сформулируем требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.

1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные учащимися, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.

2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

3. Важно, чтобы ученики умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и альбомах.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и альбоме, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, подобные задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего требовать творческого применения знаний) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное).

Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках (принцип минимакса).

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала можно проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают учащиеся. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Задания в учебнике включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и макси- мум, который они могут усвоить.

Таким образом, каждый учащийся должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в альбоме или на отдельных листах работы.

В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учащимся творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.


Календарно - тематическое планирование с определением

основных видов учебной деятельности учащихся


Количество часов на год: 34

Количество часов в неделю: 1

Количество часов регионального компонента: 7

1 четверть: 8 часов

2 четверть: 8 часов

3 четверть: 10 часов

4 четверть: 8 часов


Календарные сроки

№ уроков

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Возможные

виды деятельности учащихся/ возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

по план

факт

1

Монументаль-ное декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска.

Виды и жанры изобрази-тельных (пласти-ческих)

искусств (общее представле-ние), их связь с жизнью. Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространствалинии, пятна, объема.

Личностные УУД:

-воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

-развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- формиро-вание духовных и эстетических потребностей

-овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

-отработка навыков самостоятельной и групповой работы/

Регулятивные УУД:

Проговари-вать последовательность действий на уроке;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

-уметь слушать и понимать высказыва-ния собеседников

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

-учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Регулятивные УУД:

Проговари-вать последовательность действий на уроке;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Фрески Джотто, Феофана Грека, Андрея Рублёва



2

Монументаль-ное декоративное искусство. Что такое мозаика и витраж.

Представле-ние о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.

Различия между витражами Средневековья и витражами XX века



3

Русская икона. Звенигородская находка.

Восприятие, эмоциональ-ная оценка шедевров русского и мирового искусства.

Репродукции икон: сюжеты, цветовая гамма. Особенности работы иконописцев



4

Монументальная скульптура.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства линии, пятна, объема.

Изучение памятников героям Великой Отечественной войны, эскиз памятника по собственному замыслу



5

Новые виды искусств: дизайн и фотография.


Происхождение дизайна, задачи дизайна, цель работы художников - дизайнеров



6

На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»).

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: И. И. Левитан. Ознакомле-ние с произведе-ниями народных художественных промыслов в России. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу. Изображение с натуры, по памяти и воображе-нию (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использова-ние в индивидуальной и коллектив-ной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель.



Творчество

И. Левитана, анализ картин

И. Левитана об осени

7

Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: использование разных видов штриховки.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространствалинии, штриха, пятна, объема. Использова-ние в индивидуальной и коллектив-ной деятельности различных художественных техник и материалов: карандаш.

Особенности пейзажа. Анализ содержания произведений искусства



8

Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема. Использова-ние в индивидуальной и коллектив-ной деятельности различных художественных техник и материалов: карандаш.

Упражнение на передачу формы предмета с помощью штриховки. Светотеневой эскиз



9

Твоя мастерская: конструкция предмета.


Передача формы предмета при помощи штриховки



10

Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Работа в технике коллажа. Групповая работа




11

Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Работа в технике коллажа. Групповая работа



12

Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.

Изображение с натуры, по памяти и воображе-нию (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Передача в рисунке движения животных



13

Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.

Изображение с натуры, по памяти и воображе-нию (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Передача фактуры шерсти животного с помощью красок или цветных карандашей



14

Для любознатель-ных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль.

Виды и жанры изобрази-тельных (пластичес-ких) искусств (общее представле-ние), их связь с жизнью.

Виды техники однотонной живописи- отмывка и гризайль



15

Композиции и ее основные законы.

Изображение с натуры, по памяти и воображе-нию (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Законы композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Наблюдение законов композиции в натюрмортах других авторов



16

Композиции и ее основные законы.

Изображение с натуры, по памяти и воображе-нию (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Воплощение мысленного образа в материале с опорой на графическое изображение



17

Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.

Виды и жанры изобразительных (пластичес-ких) искусств (общее представле-ние), их связь с жизнью. Представление о роли изобрази-тельных (пластичес-ких) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни.

Особенности нижегородской резьбы по дереву



18

Линейная перспектива.

Экскурсия.


Изучить схемы, выполнить задание к схемам, понятия «линейная перспектива», «точка схода»




19

Линейная перспектива.




20

Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров:

(А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы»,

М. Кугач «Дед и внук»). Занятие должно быть приручено к Дню Победы.

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Отражение патриотической темы в произведе-ниях отечествен-ных художников. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: А. А. Дейнеко

Регулятивные УУД:

Проговари-вать последовательность действий на уроке.

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Работы художников, посвящённые Великой Победе



21

Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров:

(А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы»,

М. Кугач «Дед и внук»). Занятие должно быть приручено к Дню Победы.

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представле-ние о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Отражение патриоти-ческой темы в произведе-ниях отечествен-ных художников. Знакомство с отдельными произведе-ниями выдающихся русских и зарубежных художников: А. А. Дейнеко

Познавательные УУД

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД

-уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

-уметь слушать и понимать высказывания собеседников.


Групповая работа. Стенгазета или «Альбом славы»



22

Фигура человека. Пропорции.

Изображение с натуры, по памяти и воображе-нию (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Различия пропорции мужской и женской фигуры



23

Фигура человека. Пропорции.

Изображение с натуры, по памяти и воображ-ению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Регулятивные УУД

-проговари-вать последовательность действий на уроке.

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.


Подвижная модель фигуры человека



24

Фигура человека. Пропорции.

Изображение с натуры, по памяти и воображе-нию (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Личностные УУД:

-воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

-развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Регулятивные УУД:

-проговари-вать последова-тельность действий на уроке;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

-ориентиро-ваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-перераба-тывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

-преобразо-вывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

-учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Групповая работа. Выполнение панно «Быстрее, выше, сильнее»



25

Фигура человека. Пропорции.

Изображение с натуры, по памяти и воображе-нию (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Панно «Сказочный мир»



26

Для любознатель-ных: китайский рисунок кистью.


Особенности китайского рисунка



27

Для любознатель-ных:

родная история и искусство - русский народный театр.

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

Особенности русского народного театра



28

Кукольный спектакль по сказке «Снежный цветок»

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

Монтаж декорации



29

Кукольный спектакль по сказке «Снежный цветок»

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

Украшение декорации



30

Кукольный спектакль по сказке «Снежный цветок»

Взаимосвязи изобрази-тельного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

Просмотр спектакля



31

Учимся видеть:

Эрмитаж.

Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяков-ская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкин. Восприятие, эмоциональ-ная оценка шедевров русского и мирового искусства. Предста-вление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.

История основания Эрмитажа



32

Учимся видеть:

Эрмитаж.

Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкин. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представ-ление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.

Виртуальная экскурсия по Эрмитажу.

Эмоциональ-ное восприятие и оценивание произведений искусств



33

Проект. Открытки или панно к праздникам

Использован-ие в индивидуальной и коллектив-ной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, карандаш, подручные и природные материалы.

Работа в малых группах. Презентация проекта.



34

Дизайнерский проект: настенный календарь.

Использова-ние в индиви-дуальной и коллектив-ной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, карандаш, подручные и природные материалы.

Работа в малых группах.

Презентация проекта.


Описание материально-технического

обеспечения предмета

Библиотечный фонд

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник 4 кл.- М.: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»)

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник 4 кл. - М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»)

Планируемые результаты начального общего образования/(Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетоваидр.); под ред. Г.С. Ковалёвой, о, Б. Логиновой. -3-е изд.-М.: Просвещение,2011.

Журнал «Простые уроки рисования» Редактор Ю.А.Майорова

Интернет-ресурсы

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов:

Презентация уроков «Начальная школа»

Официальный сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school 2100.ru

Детские электронные книги и презентации.

Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»:

Сайт "Я иду на урок начальной школы"

Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе:



Наглядные пособия

  1. Репродукции картин художников, фотографии скульптурных памятников

  2. Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы)

  3. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

Учебно-практическое оборудование

  1. Магнитофон

  2. Компьютер с программным обеспечением

  3. Мультимедийный проектор

  4. Интерактивная доска

  5. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал