7


  • Учителю
  • Статья «Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе».

Статья «Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе».

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе».

Учитель начальных классов

МБОУ «Новосельская средняя школа»

Вилкова Н.Н.



««Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

(В.А.Сухомлинский)

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал учащихся.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:

- успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;

- сохранение и совершенствование на протяжении всего начального - образования достижений дошкольного периода развития;

- развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;

- сохранение и укрепление его нравственного, психического физического здоровья и. т. д

Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения - развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе.

В своей педагогической практике, используя личностно-ориентированный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я ставлю цель: обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, в частности, игровые технологии. На мой взгляд, они в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяют организовать процесс обучения на принципах сотрудничества и реализовать дифференцированный подход к обучению.

В практике моей работы игра как технология проведения урока заняла прочное место и у меня выработались определенные принципы ее проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

3. Обязательное условие - игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств - выявление победителя.

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Приведу примеры использования игровых технологий на уроках.

В любой урок можно внести элементы игры. На уроке литературного чтения можно представить различные игровые формы: викторины, конкурсы, путешествия, экскурсии, ролевые игры, диспуты, круглые столы, турниры, инсценировки.

. Например, можно провести « Аукцион знаний». На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с изображением различных героев Задача учащихся - как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).

Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование - не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Игра «Нарисуй карту».

Дидактическая цель. Учить детей понимать мысль автора произведения, запоминать детали сюжета.

Содержание. Учитель читает художественное произведение, после чего дети делятся на группы и получают задание - нарисовать карту-схему событий. Выиграет группа, которая лучше всего составит карту произведения.

Например: нарисовать карту к сказке «Колобок». Цветом обозначить характеры персонажей.

Игра «Фотограф», в которой я показываю детям полоску со словами, а ученики должны их запомнить за 5 секунд и «сфотографировать» в тетрадь.

Игра «Детектив».

Один из игроков будет свидетелем: он отвечает на вопросы. Остальные игроки - детективы. Они задают вопросы свидетелю. Каждый детектив должен делать заметки и заглядывать в свой листок. На вопросы детективов свидетель может отвечать «да» и «нет».

«Угадай, кто ты»

Одному из игроков на голову надевается шапочка с именем (например, сказочного героя). Задавая вопросы остальным участникам игры, он должен отгадать своё имя.

«Хорошо - плохо»

</ Ведущий начинает игру фразой (например, «Наступила весна - это хорошо, потому что скоро будет тепло»). Следующий игрок повторяет вторую часть этой фразы, добавляя «это плохо, потому что …» и аргументировано заканчивает предложение. Игра продолжается по кругу с чередованием «хорошо-плохо».

Таким образом, использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения.















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал