7


Рабочая программа по музыке

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное

учреждение Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1

Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61




«Рекомендовано» «Согласовано» «Утверждено»

Методическим советом на педагогическом совете Директор МОУ СОШ №1

Председатель: Пумпурс Е.Н. Протокол № _____ от Калинина Н.Г.______

Протокол №____ от «_____»____________2014г Приказ №____ от

«___»______________2014г «____»__________2014г



Рабочая программа

по музыке

4 класс










Рабочую программу составила:

Петроченко Н.И.



Г. Торопец

2014 г



I.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы и на основе программы, разработанной авторами (Л.В.Школяр, В.О.Усачева) (УМК «Школа 2100»Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Задача предмета - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

  • общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  • задачам образования - развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

II.Общая характеристика учебного предмета, курса.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, путешествие

Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый

- фронтальный, комбинированный, устный

Формы (приемы) контроля:

- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 4 класса начальной школы в форме самостоятельных работ 2 раза в год: в конце первого и в конце второго полугодия

Календарно - тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год, с распределением - 1 час в неделю. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем.

изучения творчества двух разных композиторов и слушания их произведений.

Так же при составлении календарно - тематического планирования произведена и корректировка в названии тем уроков.

При составлении тематического планирования учтен региональный компонент, который предусматривает знакомство четвероклассниковс музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами Тверского края и составляет 10% учебного времени.

Требования к уровню подготовки учащихся

4 класс.

  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

  • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

  • развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

  • формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

  • формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

  • развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;

  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

  • совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

  • музицирование, импровизация и др.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса

обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение)

III.Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс «Музыка» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.


IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

1. Формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо, прежде всего, научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация - главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских, инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык - это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего, предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они:

  • музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;

  • учатся за графическим изображением знаков - букв и нот - видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.

Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» - музыкальной, литературной, художественной - портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.

3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся - хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.

4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом - «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура - это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) - композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.

5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..

Программа по музыке строится на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.

VI. Содержание учебного предмета

Тематика-4-го класса организована по четвертям. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе.

Программа и педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского - уникальное наследие отечественной педагогики, которое непременно должно быть в арсенале современного учителя музыки.

VII.Тематическое планирование

№ п/п

дата проведения урока

тема урока

основные виды учебной деятельности

1

2.09

Россия любимая наша страна

Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём;

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров;

различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

исполнять различные по характеру музыкальные произведения;

соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;

инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки;

замысел в пении и импровизациях.

2

8.09

Великое содружество русских композиторов

3

12.09

Великое содружество русских композиторов

4

15.09

Тема Востока в творчестве русских композиторов

5

22.09

Тема Востока в творчестве русских композиторов

6

29.09

Музыка Украины

7

6.10

Музыка Белоруссии

8

13.10

МузыкантИз ЖелязовойВоли

9


Блеск и мощь полонеза

10


Музыкальноепутешествие вИталию

11


«Народный»композиторИталииДжузеппеВерди

12


МузыкальнаяАвстрия. Венскиемузыкальныеклассики

13


ЗнаменитаяСороковая

14


ГероическиеобразыЛ.Бетховена

15


Песни и танцыФ.Шуберта

16


«Не ручей-море емуимя»

17


СуроваякрасотаНорвегии.МузыкаЭ.Григ

18


Так полюбилядревниедороги...»

19


НоктюрныФ.Шопена

20


«МузыкаШопенаэтопушки,прикрытыецветами

21


Арлекин иПьеро

22


«Так полюбилядревние дороги»

23


Цвет и звук:«Музыкавитража

24


Вознесение кзвездам

25


Симфоническийоркестр

26


Симфоническийоркестр

27


26Поэма огня«Прометей»

28


Жизненныеправила длямузыкантов»

Р.Шумана

29


Джазовыйоркестр

30


Что такое Мюзикл? Под небом Парижа.

31


Петербург.Белые ночи

32


Петербург.Белые ночи

33


Москва,как много в этом звуке

34


Россия священная наша держава


VIII. Описание материально технического обеспечения

  1. Примерные программы начального общего образования. В 2х ч. Ч.1. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2013

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 - 3 изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010

  3. Учебник Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 4 класс.

Мультимедийное оборудование:

  1. компьютер в сборе

  2. интерактивная доска

  3. проектор


Приложение

Критерии оценивания знаний по музыке

  1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на нее.

  2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

  3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Учебная программа предполагает освоение обучающимся различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективного музицирования.

Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение обучающихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

  • степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

  • самостоятельность в разборе музыкального произведения;

  • умение обучающегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.



Оценка «пять» ставится, если:

  1. дан правильный и полный ответ, включающий характеристику и содержание музыкального произведения, средств музыкальной выразительности;

  2. ответ самостоятельный.

Оценка «четыре» ставится, если:

  1. дан ответ правильный, но не полный;

  2. дана характеристика содержания музыкального произведения и средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.

Оценка «три» ставится, если:

  1. дан ответ правильный, но не полный;

  2. средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно;

  3. требовалась «помощь класса».

Оценка «два» ставится, если:

  1. ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Пение

Оценка «пять» ставится, если ученик:

  1. знает мелодию и текст песни;

  2. чисто интонирует и ритмически точно исполняет;

  3. демонстрирует выразительное исполнение.

Оценка «четыре» ставится, если ученик:

  1. знает мелодию и текст песни;

  2. в основном чисто интонирует и поет ритмически правильно;

  3. недостаточно выразительно исполняет песню.

Оценка «три» ставится, если ученик:

  1. допускает отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

  2. неуверенно, иногда фальшиво поет, есть ритмические неточности;

  3. поет невыразительно.

Оценка «два» ставится, если ученик:

  1. не знает мелодии или текста песни;

  2. поет неуверенно, фальшиво.



Оценка контрольной работы

Оценка «пять» ставится, если ученик:

выполнил правильно 85-100% работы

Оценка «четыре» ставится, если ученик:

выполнил правильно 65-84% работы

Оценка «три» ставится, если ученик:

выполнил правильно 40-64% работы

Оценка «два» ставится, если ученик:

выполнил правильно менее 40% работы

Требования к ведению тетради

В рабочую тетрадь записываются:

  1. темы уроков;

  2. имена композиторов, музыкантов, даты из жизни;

  3. названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании;

  4. названия и авторы разучиваемых песен, тексты;

  5. музыкальные впечатления;

  6. сообщения, выполненные учащимися по темам отдельных уроков.

Тетрадь проверяется учителем один раз в четверть.

Оценка «пять» ставится, за:

  1. аккуратное и эстетическое оформление тетради;

  2. наличие записей по всем пройденным темам;

  3. выполненное домашнее задание;

  4. наличие иллюстраций, рисунков, портретов композиторов.

Оценка «четыре» ставится, за:

  1. аккуратное и эстетическое оформление тетради;

  2. отсутствие записей по нескольким темам;

  3. частичное выполнение домашних заданий.

Оценка «три» ставится, за:

  1. небрежное ведение тетради;

  2. отсутствие записей по нескольким темам;

  3. частичное выполнение домашних заданий.

Оценка «два» ставится, за:

  1. отсутствие тетради.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал