- Учителю
- Методическая статья Информационные технологии на занятиях в ГПД
Методическая статья Информационные технологии на занятиях в ГПД
Игровые педагогические технологии
в работе воспитателя ГПД
ГБОУ СОШ №455 г. Колпино г. Санкт-Петербург
Воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №455
Сарычева Наталья Геннадьевна
2016-2017 год
Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
Игра разнообразит и обогащает досуг людей, воссоздавая целостность бытия человека.
Все живые существа, играя, своеобразным образом тренируются, чему-нибудь обучаются. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.
Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.
Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать, создаются предпосылки игровой деятельности.
Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, много раз повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным.
В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".
Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.
Игра - отражение жизни. Здесь все "как будто", "понарошку", но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не "пострадавший" летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Задача воспитателя состоит в - том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
Функции игровой деятельности:
-
развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
-
коммуникативную: освоение диалектики общения;
-
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
-
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
-
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
-
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Главные черты игры:
-
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
-
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»):
-
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция т.п. (чувственная природа игры,(«эмоциональное напряжение»);
-
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
-
роли, взятые на себя играющими;
-
игровые действия как средство реализации этих ролей;
-
игровые употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
-
реальные отношения между играющими;
-
сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и квалификации педагогических игр.
Группы игр:
-
физические (двигательные);
-
интеллектуальные (умственные);
-
трудовые;
-
социальные;
-
психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
-
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
-
познавательные, воспитательные, развивающие;
-
репродуктивные, продуктивные, творческие;
-
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
-
Предметные;
-
Сюжетные;
-
Ролевые;
-
Деловые;
-
Имитационные;
-
Игры-драматизации.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:
-
настольные,
-
с предметами и без предметов,
-
комнатные,
-
уличные,
-
на местности,
-
компьютерные и с ТОО, а также с различными средствами передвижения.
Использовать игровую деятельность можно:
-
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
-
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
-
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
-
как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», «Следопыт» и др.).
Такое понятие как «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем и включает в себя:
-
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
-
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
-
группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух, смекалка и др.
Педагогическая игра, отличие от игр вообще, обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Педагогические игры:
-
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практические деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности: развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Результативность дидактических игр зависит: от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
-
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
-
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии творческих способностей, эмпатии. рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
-
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога начальной школы.
Например, при урочной форме занятий реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным направлениям:
-
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
-
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-
учебный материал используется в качестве ее средства,
-
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом .
А в группе продленного дня педагог и дети почти не ограничены по времени в игровой деятельности, а также нет условия одновременного выполнения игрового задания, т.е. учитывается желание ребенка участвовать или не участвовать в игре. Обычно дети, остающиеся наблюдателями игры, часто проявляют желание принять в ней участие и с удовольствием включаются в общее дело.
Игра - это важное средство воспитания. При работе в группе продлённого дня для меня является одной из главных задач- забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий заполнялись разумно, интересно.
В группе продленного дня мы рисуем, работаем с бумагой, тканью, соленым тестом. Играем в конструктор, шахматы, шашки, лото, проводим разные игры-конкурсы (типа «Звездный час», «Самый умный», «Джунгли зовут», «Гиннесс-Шоу» ). На воздухе играем в большое количество самых разнообразных игр, а зимой, которая не балует нас снегом, с удовольствием играем в поисковые игры, народные подвижные игры, ходим на экскурсии.
Чрезвычайно важной считаю задачу - помочь воспитанникам, чтобы они выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из моих главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.
Как воспитателю, мне на помощь приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически; умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, находить ошибки и недостатки; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.
Беспокоиться за умственное перенапряжение детей после уроков не стоит, так как проведенные физиологами и психологами исследования доказывают, что ребенок может самостоятельно контролировать свои интеллектуальные нагрузки, особенно в свободной игровой деятельности.
Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать также дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной. Очень любят мои воспитанники решать логические задачки, собранные в самодельные журналы. Тут немаловажно отметить, что выполнять задания они могут в одиночку или парами, а иногда создаются «микрогруппы» и игра приобретает соревновательный характер. В таком виде игровой деятельности ребята получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Во время занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.
Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей (разыгрывание мини-сценок, игры-драматизации из школьной и повседневной жизни ) используются для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Такие игровые задания проводятся регулярно, согласно плану работы, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.
Очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей,. В ГПД возможности гораздо шире: тематические игровые прогулки, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.
У многих педагогов ГПД, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут, да и не должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое предложить занятие, чтобы и им было интересно, и другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с одновозрастным составом учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на самоподготовку разное время. Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений. Для этого в группе создана и постоянно пополняется «картотека любимых игр», накоплено много материала для самостоятельной творческой деятельности, существует так называемый «сундук игр», в котором хранятся настольные игры, игрушки и аксессуары для игр, которые ребята принесли из дома.
Люди вновь и вновь создают свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту, очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
1. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М., 1998.
2. Эльконин Д.Б. Психология игры.
3. Огородников А.А. Учебно-воспитательная работа в ГПД. - М.,
1989.
4. Володченко В., Юмашев В, Выходи играть во двор. - М.: Молодая
гвардия, 1989.
</<font color="#000000">5. Игры, ребусы, загадки для
младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов /
Сост. Т.И. Линго - Ярославль: "Академия развития", 1998. - 192
с.
6. Гельфман Е.М. От игры к самовоспитанию. - М.: Педагогика, 1971.
- 104 с.
7. Геронимус Т.М. Родничок. 150 уроков занимательного труда.
Методическое пособие. - Тула: Арктоус, 1996. - 168 с.
8. Дик Н.Ф. Классные часы в 3 - 4-х классах (Серия "Сердце отдаю
детям"). - Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 2003. - 416 с.
9. Журналы "Педсовет". Праздники, игры, конкурсы для начальной
школы, детского сада, детского клуба, библиотеки.
10. Заворотов В.А. Группа, где всем интересно. - М.: Просвещение,
1989.
11. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. - М.: Знание, 1987. -
с.96.
12. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в
начальной школе. ТЦ "Учитель", 2002. - 163 с.
13. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред.
Е.И.Ромашковой. - М.: Сфера, 2002.
14. Планирование воспитательной роботы в классе: Методическое
пособие / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000.
15. Продленный день в школе: режим и организация досуга. - М.,
1991.
16. Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга в семье
и школе. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 9с .
17. Сухин И.Г. Литературные викторины, кроссворды, лингвистические
задания. - М.: Новая школа, 1994. - 192 с.
18. Шмаков С.А. Нестандартные праздники в школе. - М.: Новая школа,
1997. - 336 с.
19. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. Игры-шутки, игры-минутки. -
М.: Новая школа, 1996. - 112 с.
20. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. - М.: Новая школа, 1995. -
176 с.