- Учителю
- Работа по самообразованию 'Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения'
Работа по самообразованию 'Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения'
Муниципальное казенное образовательное учреждение
города Новосибирска «Прогимназия №1»
Реферат
Тема: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Составил:
Машукова Ксения Александровна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г.Новосибирск
2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1Теоретическое обоснование развития творческих способностей младших
школьников……………………………………………………………………………...............5
1.1Что такое творчество. Совместимо ли творчество с обучением?.......................................5
1.2Организация литературной деятельности…………………………………………….........8
Глава 2Возможности уроков литературного чтения в развитии творческих способностей
младших школьников……………………………………………………………………..........10
2.1Творческая работа на уроках литературного чтения …………………………………….10
2.2Игровые технологии ……………………………………………………………………….16
Заключение …………………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы …………………………………………………………20
Приложение …………………………………………………………………………………….21
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям
В.А. Сухомлинский.
В условиях быстро меняющейся образовательной среды возникла необходимость пересмотра целей современного образования. Новая цель образования - это образование для жизни, образование через всю жизнь. Все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий существование и развитие системы образования в новой среде. Новое образование дает установки на формирование исключительно «знаний, умений и навыков» к воспитанию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях открытого общества. Особенно важными качествами человека становятся творческая активность и нестандартность решений. Творчество следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях. При соответствующих целенаправленных усилиях можно получить весьма плодотворные результаты по активизации и развитию творческого мышления, но закладывать фундамент необходимо с дошкольного возраста, обогащая и насыщая жизненный опыт ребенка. Ведь, открывая мир, ребенок отображает свои открытия в творчестве, отрабатывая то, что его волнует, что для него важно. В годы обучения в начальной школе необходимо стимулировать детское творчество. Поэтому я на своих уроках предоставляю детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощряю их творческие интересы, развиваю внутреннюю свободу.
Творческие способности учащихся я стараюсь развивать на всех уроках. Но родной язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе.
Русский методист Д. И. Тихомиров утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием. Не научившись, как следует читать, ни один человек в мире не стал творческой личностью! Личностью - самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать.»
Я работаю по УМК «Гармония».
Моя работа направлена на формирование гармонично развитой личности, на формирование мировоззрения, развитие творческого мышления, эмоциональной сферы, на обогащение умственного потенциала учащихся.
На уроках литературного чтения дети развивают свои творческие способности. Они не только осваивают читательские умения, но и раскрывают свои детские таланты как сценаристы, режиссеры, актеры, художники, поэты. Таким образом, творчество детей порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Школа - это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для развития творчества. Ведь главное в педагогике, как сказал Л.Н.Толстой : «… не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести таинственному цветку поэзии в душе ребенка, начинающего мастера».
Поэтому на каждом уроке я стараюсь заинтересовать, увлечь детей специально подобранными заданиями, помогаю обогащать личный опыт ребенка.
Такая система работы позволяет формировать читательский кругозор ребенка, но главное - формируется представление о литературе как о живом организме, в котором составляющие элементы взаимосвязаны, динамичны и взаимообусловлены. Построенное таким образом литературное образование помогает формированию современной личности, обладающей диалоговым мышлением - научным мышлением ХХI века.
Цель: расширять свои знания в области практических методик; раскрыть индивидуальные особенности детей, развивать воображение на основе образного мышления; формировать поисковую активность.
Задачи: создать условия для развития творческих способностей, совершенствовать речевую деятельность, развивать фантазию и воображение, обеспечить интеллектуальный рост ученика, научить оценивать свои достижения, воспитывать чувство прекрасного.
Глава 1Теоретическое обоснование развития творческих способностей младших школьников
1.1Что такое творчество. Совместимо ли творчество с обучением?
Творчество - это созидание нового и прекрасного, как бы продолжение и замена детской игры, включает в себя интенсивную работу мышления, пронизано эмоциональностью и волей, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в чтении книги (сопереживание героям, воображение - первая ступенька к творчеству), в выращивании растений и животных, в сервировке стола и так далее.
Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание - имитация, хотя на начальных ступенях новой для ученика деятельности необходимо и то, и другое.
Творческое мышление - это нестандартное мышление, характеризующееся следующими качествами: быстротой, гибкостью, оригинальностью, точностью.
Быстрота мышления - способность высказывать максимальное число идей за короткий промежуток времени.
Гибкость мышления - способность видеть проблему с разных сторон, нахождение сходства в явлениях, на первый взгляд ничем не связанных.
Оригинальность мышления- своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, способность находить необычные ответы.
Точность (завершенность)- логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Совместимо ли творчество с обучением, особенно - начальным?
Еще в 1926 году Л.С.Выготский говорил в замечательной книге «Педагогическая психология» о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребенка из «ограниченной и уравновешенной, устоявшейся абстракции к новому, еще не оцененному».
Творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её.
На уроках чтения творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений, при их выразительном чтении, пересказе, особенно - в драматизации; в различных видах сочинения, в языковых играх, в составлении словарей, моделировании явлений языка и тому подобное.
В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.
Языковой анализ художественного текста - это всегда исследование, всегда творчество. Как увлекает детей изучение пословиц и поговорок, крылатых слов!
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - порыв к добру и красоте, а ещё чувство тайны, которую очень хочется разгадать.
Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всё понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества - огромная радость, которую дает ученику учитель.
Нельзя думать, будто для творчества не нужны знания, будто нужна лишь фантазия, выдумка, нужно воображение. Творчество возникает только на основе богатых знаний, прочных умений. Для любого вида творчества нужна высокая культура! Поэтому моя работа направлена на общее развитие ребенка: развитие ума, воли, чувства, нравственных представлений, на формирование желания и умения учиться, побуждать к самообразованию, развивать коммуникативные навыки. У каждого ребенка появляется свой индивидуальный опыт- это наблюдения, развивается мыслительная и практическая деятельность. Я стараюсь обеспечить эмоциональное благополучие детей, психическое и физическое здоровье.
Творчество дает человеку много радости и счастья. Развивает в нем наблюдательность, сообразительность, быстроту ума, чувство красоты, юмор, все его способности. Кроме того, дает много умений, которые пригодятся в жизни: умение красиво и толково говорить и писать - выражать свои мысли, умение придумывать новые игры и их правила, вести дневник, писать письма, сочинять, декламировать, разбираться в книгах, находить и употреблять меткое слово, играть на сцене, выступать с речью перед публикой.
Творческие задания традиционно используются на уроке чтения. После прочтения и анализа произведения я даю такие задания:
-
Графическое и словесное рисование; чтение по ролям; творческий пересказ в форме продолжения текста; подбор музыкальных отрывков, соответствующих настроению литературного произведения; инсценирование произведения с подбором словесных декораций. Эти задания дают возможность соотнести литературу как особый вид искусства с другими искусствами;
-
Создание собственных произведений.
Выполнение таких заданий становится важным обучающим моментом, так как заставляет ребенка задуматься над двумя вопросами:
-
Как делается произведение?
-
Зачем оно так делается?
Ведущим методическим приемом становится моделирование жанра, а завершающим приемом - обсуждение авторских работ в классе. Результатом такого обучения является осмысление детьми слова как главного средства создания образа в литературе, освоение ими на практическом уровне необходимых литературоведческих понятий и формирование в их читательском сознании такого важного понятия, как жанр
1.2 Организация личностно - деятельностного взаимодействия
учащихся и педагога
Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.
При таком подходе организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе. Таким образом, под личностно-деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога.
Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).
Очевидно, что в процессе обучения творчеству мне приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия. Это требует от меня гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод. Такой метод я назвала творческим, т.е. действовать по создавшейся ситуации.
Система творческих заданий предполагает также применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. Системы методов организации творческой деятельности учителя и учащихся ориентированны на единую цель и взаимно дополняют друг друга.
В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:
- умение поставить учебно-познавательные проблемы;
- стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
- поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.
Все это создает атмосферу творчества на занятиях, которая создается путем выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность.
Опытным путем учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществления творческой деятельности необходимо самосовершенствоваться.
Творческие решения не могут быть «правильными» или «неправильными». При оценивании результатов творческой деятельности, прежде всего обращать внимание на значимость каждого решения. При знакомстве с противоречиями необходимо отметить, что даже неудачный ответ может принести пользу, учитывать взаимодополняемость таких противоположных оценок в суждениях, как хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и вредно и др.
В линии поведения учащихся младших классов творческий стиль может проявляться в росте степени активности и самостоятельности, в адекватной самооценке творческой деятельности и деятельности товарищей.
Педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся об уровне развития творческого мышления и воображения.
Таким образом, организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:
- вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно-деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;
- системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;
- промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей младших школьников.
Глава 2 Возможности уроков литературного чтения в развитии творческих способностей младших школьников
2.1Творческие работы на уроках литературного чтения
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках, которых формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием интеллектуальных задатков учащихся. Их познавательной активности.
Обучение по УМК «Гармония» дает ученикам возможность самостоятельно развиваться и совершенствоваться, будит творческий и поисковый потенциал.
Исходя из того, что творческие работы оживляют процесс обучения, вызывают у детей радость, воодушевление, на уроках литературного чтения я стараюсь использовать как можно больше такие виды работ.
1. Работа с чистоговорками.
Ча-ча-ча горит в комнате свеча
Тё-тё-тё отложи своё шитьё
2.Работа с пословицами.
Задача: обогатить речь детей пословицами; учить уместно, употреблять их в различных речевых ситуациях.
На таких уроках дети выполняют задания:
1)собирать пословицы на какую-нибудь тему;
2)продолжить пословицы:
Детям раздаю карточки, где даны начало и конец пословицы. Те, у кого написано начало, читают по очереди вслух. Откликается тот, у кого продолжение пословицы. Учащиеся объясняют смысл полученной пословицы.
3)закончить историю пословицей (читаем какой-нибудь текст, а заканчиваем пословицей);
4)придумать небольшие рассказы по двум пословицам, по выбору;
5)нарисуй к пословице картинку;
6)сочини сам пословицу.
3.Работа с загадками.
Задача: дать сведения об изобразительных средствах языка, учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений.
Сначала на первых уроках разбираем, как построена загадка. Дети приходят к выводу, что в загадке предмет описан, указаны его признаки. Но признаки указаны не прямо, а с намеком.
Затем дети сами пытаются сочинять загадки, основанные на сравнении.
Жёлтая монетка-
В небе видим нередко.
(Солнышко)
Далее объявляется конкурс на лучшую загадку.
4.Сочинение стихотворения.
Задача: сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи.
Сначала детей знакомлю, чем же проза отличается от стихотворения. Детей привожу к выводу:
Стихи отличаются:
1)ритмом
2)рифмой
3)выразительностью, яркостью;
4)краткостью, точностью.
-Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь рифмовать. Вот и мы с вами вначале поучимся рифмовать.
-
Игра «Кто больше подберет рифм».
-Подберите как можно больше рифмующихся слов к словам:
Пирожок - рожок, горшок…
Даль - медаль, жаль, печаль…
Грач - плеч, передач, циркач…
-
Игра «Скажи в рифму».
Я читаю стихотворение, а дети договаривают последнее, подходящее по смыслу слово, обязательно в рифму.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это?
(стрекоза)
-
Раз, два, три, четыре, пять
Учись считалки сочинять
Сочинить считалку, которая начинается со счета.
Раз, два, три, четыре, пять Раз, два, три, четыре, пять
Будем дружно отвечать!
…. … … отвечать! Раз, два, три, четыре, пять
Можно весело играть!
Раз, два, три, четыре, пять Прежде всех пересчитать
… … … играть! Кто же будет начинать?
(Лапшакова Лена)
-
Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»
Снегирек.
Сел на ветку снегирек.
Брызнул дождик - он промок,
Ветерок, подуй слегка,
(обсуши нам снегирька.)
-
Акростихи - это стихотворения, в которых начальные буквы его строк образуют слово или фразу.
Мы
Очень
Рады
Отличной
Зиме.
Разноцветными игрушками
Елочка сверкает
Какой волшебный
Аромат она источает
Сегодня праздник
Новый год
Елку мы зажжем
Гостей позовем
( Соболева Катя)
-
Сочинение стихотворения.
Я приведу (примеры) - работы своих учеников.
Зима.
Во дворе белым - бело.
Все белым снегом замело.
На улице царит зима
И кружит злая кутерьма.
(Линейцева Арина)
***
Мы про спорт не забываем
Играем в шахматы, в футбол.
Мы очень рады,
Когда Дима поставил мат.
А Дима и Антон забили решающий гол.
Я всех друзей собрал,
Когда Максим в борьбе по карате
Победу одержал
И всегда мы очень рады,
Когда выигрываем олимпиады!
( Петровых Дима)
А это стихотворение сочинила Лапшакова Лена на уроке музыки.
Пять часов музыкальный урок.
Никто не поет…
Вся школа- орет!
5. Сочинение.
К творческим работам относятся работа с разными словарями; разные виды сочинений:
Сочинение - повествование;
Сочинение - повествование с элементами описания;
Сочинение - описание;
Сочинение - рассуждение;
Сочинение заметок в газету, репортаж;
Выпуск стенной газеты и т.д.
Когда готовимся писать сочинение- описание, я провожу такую работу. Например, тема «Зима».
Дети должны подобрать как можно больше прилагательных. Я на доске пишу предложение. Под моими ногами тихо белые снежинки…
-
Шумели
-
Шелестели
-
Трещали
-
Скрипели
-
Шуршали
Какое слово больше подходит?
При выполнении такой работы необходимо пользоваться «словариком синонимов и антонимов»
Дети сами составляют некоторые группы синонимов:
красивый изящный
пригожий хорошенький
прекрасный прелестный
очаровательный симпатичный
Они раскрывают значения этих слов. Составляют с ними предложения.
Снежинки - ажурные, причудливые, пушистые, искусные.
Небо - лазурное, изумрудное, голубое.
Тишина - торжественная, мёртвая, таинственная.
Солнце - янтарное, золотистое
Тени от деревьев - лиловые, фиолетовые.
Затем дети пишут сочинение.
-
Сочинение сказки.
Задача: учить сочинять сказку по данному началу, коллективно составленному плану, опорным словам.
Дети еще в первом классе знают, чем отличается сказка от рассказа. Предметы в сказке оживляются. В сказке присутствуют волшебство, чудесные превращения и приключения.
Сказка о весне и дружбе.
В одной далекой сказочной стране жили принц и принцесса. Правда это были необычные принц и принцесса потому что, однажды злой колдун, разгневавшись, завидуя их дружбе, превратил их в ледяные скульптуры. С тех пор молодые прекрасные люди никогда не могли быть вместе. Поэтому они были очень несчастливы. И никто, никто не мог им помочь. Но однажды, в эту далекую северную страну пришла настоящая весна. Солнышко пригрело, и принц с принцессой стали таять. Сначала они очень испугались этому, но потом, превратившись в веселый ручей, и взявшись за руки, принц и принцесса поняли, что они снова вместе и никогда уже не расстанутся. Впереди у них была долгая и счастливая жизнь.
( Туркова Юля)
-
Басни
Задача: учить сочинять басню так, чтобы она имела нравоучительный характер; правильно изложить осуждение того или иного порока, недостатка, поступка через правильно подобранные аллегории; сформулировать мораль.
Овечка и волк.
Однажды увидел волк на лугу овечку. Подошел и говорит ей:
- Приходи ко мне овечка вечером в гости. Я тебя вкусным ужином угощу.
Овечка согласилась. Пришла к волку, а он запер ее на замок.
Глупая овца не догадалась, что она - то и будет вкусным ужином.
( Лапшакова Лена)
Волк и свинья.
Однажды гуляла свинья с поросятами за селом. И вдруг им навстречу волк подошел. Поглядел на поросят и обрадовался.
- Давай же скорее их сюда! Я их съем!
- Да только они у меня грязные, надо бы их в речке искупать.
- Это правильно.- согласился волк.
Пришли они все на речку, к мельнице. Свинья предложила так:
- Ты, волк спускайся вниз - там воды нет. А я пойду с детками наверх, чтобы мыть их и тебе подавать.
Волк согласился. Свинья с поросятами пошла на мост, а волк под мост спустился и кричит:
- Подавай первого!
А в это время свинья открыла заслонку и хлынула на волка вода и унесла его.
А свинья сказала:
- Волк не должен был бы браться за дело, прежде не подумав, к чему это может привести.
( Шайдуров Антон)
6. Следующий вид творческой работы - это работа с фразеологизмами.
Даётся, например, изображение кошки. Какие фразеологизмы можете подобрать про кошку?
Дети с помощью фразеологических словарей находят фразеологизмы.
1. Живут как кошка с собакой - что это значит?
2. Между ними чёрная кошка пробежала . и т.д.
Очень интересное занятие - рисовать картинки к фразеологическим оборотам.
Такие задания помогают выявить детей, склонных к интеллектуальному творческому труду.
2.2 Игровые технологии
Игра, наряду с трудом и учением, есть один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования.
Каждая игра представляет собой набор задач. Задачи имеют широкий диапазон трудностей. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей.
Интеллектуальные игры и упражнения воздействуют непосредственно на психические качества ребенка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Игра помогает школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на личностно-мотивационную сферу. Работая с такими заданиями, я имею возможность выяснить, в какой мере ребенок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше внимания и сил.
На уроках я применяю разные игры и упражнения.
Интеллектуальные игры:
-
Вставь в каждое буквенное сочетание букву «а» (можно вставлять две буквы, три буквы) так, чтобы получилось слово.
КШ -
ННС -
(каша, ананас)
-
Вставь недостающее слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
КИПА(…)УНОК
(кипарисунок)
-
«Аналогия».
Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. (Надо подумать, почему они связаны.) Между третьим и одним из предложенных четырех слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое слово.
Светло - темно =
= притяжение - __________
Металл, молекула, отталкивание, движение
(отталкивание)
Эти задания направлены на развитие способности к объединению отдельных частей в систему, на развитие вербально - логического мышления - умения устанавливать связи между понятиями.
Игры - драматизации.
Детям очень нравится выступать в роли сценариста, режиссера, актера. Они с удовольствием инсценируют прочитанное произведение или фрагмент произведения, произносят отдельные реплики действующих лиц. К таким сценкам декорация используется словесная. Еще используют жесты и мимику, создают диафильмы и комиксы, подбирают отрывки музыкальных произведений.
К празднику осени учащиеся написали сценарии сказки «Репка». Выбрали самый лучший сценарий . Его написали Туркова Юля и Березин Артем. По этому сценарию поставили мини-спектакль.
Такие игры помогают ученикам выразительно читать и говорить, применять свои знания в новых для них ситуациях, что способствует творческому развитию.
Заключение
Учащимся уроки с творческими заданиями нравятся, дети получают большое удовольствие, как на самих уроках, так и при выполнении самостоятельных работ. Свои творческие работы ученики записывают в отдельную тетрадь. Считаю, если дети научатся творчески мыслить и рассуждать, им легче будет преодолевать трудности в обучении. Такая творческая работа способствует росту общеобразовательного и эстетического уровня ребят, сплочению и объединению детского коллектива, повышает уровень проводимых в школе уроков.
Проводимая мною работа с детьми, развивает творческие способности, воображение, вызывает положительные чувства, воспитывает любовь к творчеству, способствует воспитанию патриотизма у детей. А также воспитывает положительную мотивацию к учению.
Я считаю, что положительный результат проводимой мной работы есть. Он прослеживается не только на уроках литературного чтения, но и на других уроках. По своей инициативе, учащиеся стали подбирать развивающий материал к урокам математике , русского языка, окружающего мира. В начале урока или во время динамической паузы дети предлагают своим одноклассникам различного рода интеллектуальные задания и сразу же поощряют призами, тех учеников, которые хорошо работали ( призы заранее изготавливают сами). Учащиеся настолько увлеклись творческими работами, что решили выпускать свою классную газету. В этой газете они отражают жизнь всего класса в различных видах деятельности. Это и учебная деятельность, и спортивная жизнь, и творческое самовыражение.
С третьего класса учащиеся работают над научно- исследовательской работой «Шилка- мой город родной». Мы организовали кружок журналистов. Каждый ученик- это корреспондент, оператор. Они учились брать интервью у шилкинцев, фотографировать достопримечательности города, находить интересные факты, делать заметки. Сейчас работа продолжается, и дети приносят очень много интересного материала о нашем городе. Пытаются сочинить стихи и песню о нашем городе. Они увлечены этой работой.
В ходе изучения научной литературы, изучения работ известных педагогов, передаваемого опыта учителей-стажистов я обогатила свой личный опыт. Я применяю свои знания на всех уроках. Провожу интегрированные уроки . Такие уроки позволяют разнообразить формы работы (дифференцированная, групповая, индивидуальная), распределить учебный материал по мере возрастания его сложности, связать между собой темы двух разных предметов.
В результате проведения творческих работ у учащихся повысилось качество знаний: улучшение в выразительности чтения, развивается орфографическая зоркость, обогащается словарный запас, появилось стремление к творческому решению поставленных задач, научились самостоятельно добывать информацию и работать с ней. Также раскрылись индивидуальные особенности детей. Большинство учащихся стали правильно формулировать, выражать и доказывать сою точку зрения.
По данной теме «Развитие творческих способностей младших школьников» я продолжаю работать, опираясь на стандарты нового поколения, на формирование универсальных учебных действий, как средство развития личности, обеспечивающих ключевую компетенцию образования- «научи учиться».
Древняя китайская пословица гласит:
« Скажи мне- и я забуду,
Покажи мне- и я запомню,
Вовлеки меня- и я научусь.»
Список используемой литературы
-
Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2011
-
Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. - 2010, № 7, с. 66-71.
-
Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. В 2 т.- М., 1954. - Т. II.- C. 339.
-
Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 155.
-
« Активные формы и методы обучения» Т.В.Лисицына. В. «Учитель» 2012
-
Манина О.В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. - 2008, № 4, с. 63-65.
-
« Игры и упражнения со словами» Е. Синицина. М. «ЮНВЕС» 2000
-
« 250 упражнений для развития связной речи» Е. В. Юрова, М.» Астель», 2011
-
«Дидактические игры на уроках в начальной школе» О.А. Степанова.М. «Сфера» 2012
-
«Литературное чтение» Т.В.Игнатьева. М.»Экзамен» 2013