7


  • Учителю
  • Внекласное мероприятие на тему 'Осетинские народные игры'

Внекласное мероприятие на тему 'Осетинские народные игры'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ОСЕТИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ


СОДЕРЖАНИЕ

Игры, связанные со стрельбой

Состязание в стрельбе (Хъабахъ)

IV. Джигитовка

V. Игры с элементами бега, лазания, метания, поднятия грузов

Метание камня с цлеча (Уæхскæй дур æппарын)

Метание камня рукой (Къухæй дур æппарын)

Поднятие камня (Дур исын)

Перетягивание веревкой (Бæндæнæй хъазт)

Борьба (Хъæбысхæст)

VI. Настольные игры

Кены (Кенты хъазт)

Собери группу (Балтæй хъазт)

Волк н овцы (Бирæгъ æмæ фыстæ)

VII. Детские игры

Тохси

Альчики (Хъулæй хъазт)

Слепой медведь (Куырм арc)

Чука

Гаккарис (Гаккæрис)

Шела

Перетягивание (Бæндæнæй хъазт)

Перетягивание палкой (Къæбæлæй исын)

Метание палок (Лæдзджытæй хъазт)

Деревянный шарик (Къори)

Ямочки (Дзыхъхъытæй хъазт)

Игра с речитативом (Аглатæ)

Жмурки (Куырмахсынтæй хъазт)

Журавли (Хърихъуппытæй хъазт)

Разбей шеренгу (Хъонхъулатæ)

Вытолкни плечом. (Уæхскæй къуырын хъазт)

Лук и стрела (Фат æмæ æрдынæй хъазт)

Выиграй палку (Доцæнти гъазун)

Игра в кремушки. (Тыччытæй хъазт)

Поймай мяч, сидя на плечах товарища (Уæхскыл бадын)

Бег к реке (Донмæ дугъ)

Деревянный мяч

Чижик

Кулик (Хъæлæй хъазт)

Борьба за флажки (Тырыса скъæфынтæй хъазт)

Отгадай (Гандзай хъазт)

Борьба сидя на плечах (Уæхскыл бадгæ хъæбысæй хæст)

Наездники и кони (Барæг æмæ бæхæй хъазт)

Катание с гор

Игры с прыжками (Гæпгæнынтæй хъазт)

Игра в волчок (Цъилæй хъазт)

Игра в охотников и зверей (Цуанонтæ æмæ сырд тæй хъазт)

Игры с мячом (Пуртийæ хъæзтытæ)

Игра в кувырки (Тулæнтæй хъазт)

Игра в чехарду (Кæрæдзийы сæрты гæпгæнынтæй хъазт)



1.«Осетинские салки» (Æрцахсмæ)

Цель: упражнять в прыжках в длину, воспитывать дружелюбие, способность радоваться успеху товарищей.
Правила игры: держаться рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его.


Ведущий выбирается с помощью считалки:
Завтра с неба прилетит
Тетерев кавказский.
Если веришь - стой и жди,
А не веришь, выходи.
Содержание игры: водящий преследует остальных играющих, и если коснется кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее: он должен бежать, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть, так он должен догнать и осалить кого- либо.
І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.
ІІ вариант: если играющих много, выбирают двух или трех ведущих.

Схема игровой деятельности:

2. «Барсы в пещерах» (Стай лæгæты)

Цель: упражнять в беге, развивать внимание, быстроту реакции на сигнал, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.
Правила игры: бегая ребятам по площадке, необходимо слышать команду ведущего и занимать свободную «пещеру»
Оборудование и атрибуты: шапочки барсов.
Считалка:
У барсихи пять барсят.
Поиграть они хотят.
Черный, белый,
Рыжий, серый.
Полосатый - выходи.
Не упрямься -
И води.
Содержание игры: все встают в круг, затем разбиваются по трое. Двое изображают пещеру, а третий - барса. Ведущий в центре круга. Он командует: «Барсы, выходите!». «Барсы» должны выйти и бегать по всей площадке. Внезапно ведущий командует снова: «Барсы в пещеру!», и все должны занять ближайшие «пещеры», ведущий тоже. Кому «пещеры» не досталось, тот водит. Через несколько туров «барсы» и «пещеры» меняются ролями.
І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.
ІІ вариант: ведущий меняет команду на хлопки или другие сигналы.
ІІІ вариант: «барсы» меняются на других животных.

Схема игровой деятельности:


3. «Джигиты соревнуются» (Ирæттæ ерыс кæнынц)

Цель: поддерживать интерес к физическим упражнениям, приучать действовать организованно, проявлять выдержку, воспитывать дружелюбие, способность радоваться успеху товарищей.
Правила игры:
действовать по сигналу «старшего», проигравшим считается тот, кто хоть раз выйдет за черту круга. Если из круга выйдут оба игрока, приз никому не присуждается.
Оборудование и атрибуты: гимнастические палки, мел.
ІІ вариант:

Разделить на две команды с помощью счета на первый и второй. Первые номера - одна команда, вторые номера - вторая команда или воспитатель раздает при пересчете опознавательные знаки.
Содержание игры: на игровой площадке чертятся 4-6 кругов по 3 метра диаметром. Все участники делятся на две равные команды и выстраиваются в шеренгу на противоположных сторонах площадки лицом одна к другой. В каждой команде выбирается «Старший». «Старшие» посылают по одному игроку в каждый круг. Пары, находящиеся в кругах, получают по гимнастической палке. Оба игрока держат палку в руках, прижимая один её конец локтем. По сигналу игроки, нажимая на палку, стараются вытолкнуть друг друга из края. Победитель получает приз. Затем в круги становятся новые пары. Команда победительница определяется по сумме полученных очков.
І вариант: разбить всех детей на пары, раздав палки и определить в круги.
ІІІ вариант: поделить на три команды.
Схема игровой деятельности:



Бита (Шела)

Бросая по очереди плоский камень (сланцевую пластинку диаметром 10 - 15 см) двое играющих стараются попасть им в шарик, (деревянный или каменный). Расстояние, которое «пробежит» шарик после удара камнем, измеряется ступнями ног. Победителем считается тот, у кого шарик откатится на большее расстояние.

Правила игры: играющие бросают камень строго по очереди.

Вариант. В игре могут участвовать две команды. В этом случае игру ведут до определенного счета. Каждый участник команды, бросая камнем в шарик, ведет свой индивидуальный счет. Потом суммируются результаты всех членов команды.

Борьба за флажки

В игре участвуют две команды. Количество участников может быть любым, но равным в обеих командах. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих. Цель игры - завладеть флажком противника, сохранив свой флажок. В процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком.

Правила игры:

- начинать игру надо по сигналу;

- в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.

Гаккарис

По кругу на расстоянии 40 - 50 см друг от друга роют небольшие ямки или чертят круги. Игроки приседают в них на корточки. Водящий, прыгая на одной ноге, старается столкнуть кого-нибудь из игроков с места. Игрок считается сбитым, если хотя бы одна его нога сместилась и ступня оказалась за чертой круга. Игра продолжается по договоренности играющих.

Правила игры:

- игрокам разрешается время от времени касаться руками пола;

- водящий не должен ударять ногой сидящего, а слегка только подталкивать его;

- сидящим не разрешается поддерживать друг друга, вскакивать, поворачиваться лицом к водящему;

- по договоренности можно разрешить водящему менять ногу, на которой он прыгает.

Жмурки (Хъуырмарсытай)

Водящему завязывают глаза. Затем игроки поочередно легко ударяют по ладоням его вытянутых вперед рук. При этом они шепотом спрашивают: «Кто я?» Водящий должен угадать, кто из играющих его ударил. Если он угадает, то тот, кто ударил, становится водящим. Если же водящий три раза подряд не сможет угадать, кто касался его ладоней, то выбирается новый водящий. Игра продолжается. В ней могут участвовать одновременно несколько групп детей.

Правила игры:

- ладоней водящего не должны касаться одновременно несколько участников;

- подсказывать водящему нельзя.



Жмурки-носильщики (Уарчъхассач)

Готовится место для игры. В одном конце площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нем раскладывают ровно десять каких-нибудь мелких предметов - это могут быть детские игрушки, камешки и т. д. На другом конце площадки, шагах в десяти - пятнадцати от столика и в трех-четырех шагах друг от друга, ставят два стула.

Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой.

Правила игры:

- оба носильщика начинают игру одновременно по сигналу;

- переносить можно только по одному предмету;

- в ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.

Лук и стрелы (Ардын ома фат)

Участники игры - две команды - располагаются за чертой. У каждого из них лук и пять стрел (их надо изготовить заранее). На расстоянии 10 - 12 м от черты ставится мишень (доска, бревно и т. д.). По сигналу ребята по очереди начинают выпускать стрелы. Побеждает та команда, у которой больше попаданий в цель.

Правила игры:

- Участники должны пускать стрелы только по очереди; к мишеням можно подходить лишь после того, как играющие выпустили все стрелы.



Метание снизу (Бынай ахст)

Игра состоит в следующем: в правую, опущенную вдоль туловища руку берут мешочек с песком и снизу стараются бросить его как можно дальше вперед.

Победителем считается тот, кто кинет мешочек дальше.

Правила игры: при повторении игры мешочек бросают левой рукой.

Метание с плеча (Уахскуазай ахст)

Для этой игры берется мешочек с песком массой 200 - 300 г. Его поднимают на уровень правого плеча и кладут на ладонь. Играющий, несколько отклонившись всем корпусом и приседая, с силой отбрасывает мешочек.

Правила игры:

- место удара мешочка о землю отмечается;

- выигрывает тот, кто бросит дальше всех.

Палка (Чука)

Играющие становятся за линией кона. На расстоянии 6 - 8 м от нее водящий ставит вертикально на землю небольшую палочку (длина 10 -1 5 см, сечение 3 - 5 см). Играющие держат в руках палки длиной 1 м, которые они по очереди бросают с линии в чуку, стараясь сбить ее. Если чука сбита, водящий должен как можно быстрее поставить ее на место и взять одну из палок. Остальные игроки в это время стараются подбежать каждый к своей палке и взять ее. Оставшийся без палки становится водящим.

Если никто из игроков не сбил чуку, то каждый старается забрать свою палку, а водящий стремится завладеть чьей-либо палкой.

В этот момент играющие могут действовать против водящего коллективно: использовать ложные, отвлекающие действия и тем самым помочь товарищу взять палку.

Правила игры:

- следует быть осторожными, чтобы не попасть палкой в водящего;

- бросать палку в чуку можно только тогда, когда водящий поставил ее и отошел на свое место.

Перетягивание (Баендае наей хъазт)

Через середину круга диаметром 4 м проводится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них надевается кольцо из веревки диаметром 1,5 - 2 м так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперед, чтобы веревка слегка натянулась. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и выиграл. Одновременно могут состязаться несколько пар.

Правила игры:

- начинать тянуть веревку следует одновременно по команде «Марш!»;

- тянуть надо только вперед за счет корпуса и ног;

- запрещается опираться руками о землю.

Тохси

(Тохси - крупная кость, бита).

На ровной площадке чертят два круга, вписанные один в другой. В центре малого круга в один ряд расставляют разноцветные альчики (можно заменить камешками), по одному от каждого игрока. Играющие становятся на линию внешнего круга так, чтобы она пришлась на середину ступни. Они метают биту по очереди.

Задача заключается в том, чтобы крупным альчиком-битой - тохси - выбить альчики за пределы большого круга.

Правила игры:

- если альчик выкатывается за линию, игрок выигрывает;

- если он промахивается, то не имеет права бить второй раз (пропускает ход).

Чепена

Игроки стоят по кругу. Считалкой выбирается чепена. Он становится в круг и начинает игру словами:

- Левой ногой, чепена,

Подпрыгивает на левой ноге влево.

- Гой, гой, чепена.

Отзываются дети и повторяют движения водящего.

- Правой ногой, чепена.

Подпрыгивает вправо на правой ноге.

- Гой, гой, чепена.

Дети повторяют то же.

- Пойдем вперед, чепена.

Идет вперед, подняв вверх руки.

- Гой, гой, чепена,

Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки.

- Пойдем назад, чепена.

Мелкими шагами идет назад с опущенными руками.

- Гой, гой, чепена.

Дети повторяют то же.

- Все мы спляшем, чепена.

Начинается танец.

- Кругом, кругом, чепена!

Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку.

Игра проводится в сопровождении любой народной мелодии, от которой зависит темп игры. В качестве атрибутов используются элементы осетинского национального костюма.

Правила игры: движения выполняются в соответствии с текстом.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал