7


  • Учителю
  • Рабочая программа ОПК 4 класс

Рабочая программа ОПК 4 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

УТВЕРЖДЕНО


Приказом №_____

от «_____»_________________2015г.


Директор МОУ Рогачевской средней

общеобразовательной школы

____________________М.А.Курачева



Рабочая программа учебного предмета

«Основы православной культуры»

для 4 класса

на 2015 - 2016 учебный год



составитель

Юрьева В.В. - учитель русского языка и

литературы высшей квалификационной категории



2015 г.



Пояснительная записка


  1. Нормативные документы

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.; не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125-Ф 3( ст.3, п.1; ст.4, п.2); «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ»; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения ( 2009 г.), основной образовательной программе основного общего и среднего общего образования МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы (для 1-11 классов ) на основании авторской программы Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.

Данная рабочая программа составлена без внесения изменений в авторскую программу составителя.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Анализ ситуации в России за последние годы показал:

-нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма;

-в результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества.

Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государством неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов российского общества.

Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Все эти проблемы и привели к разработке программы « Основы православной культуры в начальной школе », которая рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.

Программа включает содержательные элементы учебного предмета с учетом возрастных особенностей школьников. Содержание программы выстроено на основе содержательных концентров: материал каждого нового года обучения повторяет и углубляет изученное, открывая школьникам новую грань мира православной культуры. В рамках единой темы программы «Православная культура и жизнь человека» в ней выделены интегративные темы каждого года обучения.


  1. Цель программы:

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и обозначенными в «Примерном содержании образования по предмету «Православная культура», программой определяются следующие задачи обучения и воспитания:

-передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции России как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности;

-воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости, дружелюбия и др.), осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своем поведении по отношению к каждому человеку.

- формирование базовой культуры личности школьника;


4 год обучения. Преображение. Человек преображенный.

Программа 3-4 годов обучения является завершающей на уровне первого концентра - начальной школы в разработке богословского ядра содержания предмета, определенного в концептуальных положениях. Она представляет методически оформленное в рамках культурологического учебного курса изложение истории христианской культуры, раскрывающейся в рамках всех содержательных линий, определённых Примерной содержанием по учебному предмету «Православная культура».

Богословское ядро содержания предмета основано на Священном писании и Священным Предании христианской Церкви и в рамках культурологического подхода раскрывает христианское учение о сотворении Богом мира, жизни человека с Богом и без Него, о Боге, пришедшем в мир для спасения людей, об учении Христа и его отражении в традициях жизни христиан.

При раскрытии содержательной линии «Нравственная культура Православия» необходимым этапом работы является раскрытие в контексте культурологического содержания понятия о христианской молитве как основе духовной жизни христиан, без понимания которой невозможно полноценно осмыслить ни один феномен православной культуры. Христиане понимали молитву, как дар Божий, что и определило её значение в изменении (преображении) искаженного образа Божиего в человеке, показав христианам главные направления работы над собой.

Богословское определение имен Божиих как Любви и Красоты показывает возможные пути подведения ребёнка в постижении православной культуры от душевного уровня в сторону постижения её духовного смысла. На этой основе была определена динамика раскрытия ключевых понятий православной культуры: в 3-4 год - милость раскрывается как усыновление Богу («возвращение блудного сына»)- Царство Небесное, т.е. «Милость - преображение» человека (обожение, возвращение в Отечество Небесное, Богообщение).

3-4 годы обучения являются завершающими годами знакомства с православной культурой, вершиной раскрытия православного понимания смысла человеческой жизни как преображения. В темах 3-4 годов дается содержательное раскрытие православного учения о спасении: о Царствии Небесном - Боге ( просвещающем, любящем, преображающем, милующем, спасающем ) и человеке преображенном - святом. Показан православный образ жизни на примерах жития святых и жизни героев.

Содержание учебных пособий, решая задачи определения нравственных идеалов и ценностных ориентиров жизни на примере ценностей отечественной культуры, показывают детям пути духовного возрастания христианина.

  1. УМК:

Учебник. ШевченкоЛ.Л. Основы православной культуры.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,

3-4-й год обучения, в 2-х книгах. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, М. 2012 г.

Методическое пособие, содержащее программу по учебному предмету, тематическое планирование, планы и конспекты уроков. 3-4 год обучения. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, М. 2012 г.

Наглядное пособие «Иллюстрации» 3-4 год обучения. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, М. 2012 г.

Музыкальное пособие «Звуковая палитра». 3-4 год обучения М. 2012г.


  1. Цели и задачи учебного предмета


Задачи духовно-нравственного образования:

-формирование у школьников целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;

-воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении;

-передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

Задачи эстетического образования:

-развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;

-развитие художественных представлений и понятий о православной культуре;

-развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры;

-развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.


  1. Ценностные ориентиры содержания обучения


Изучение отечественного историко-педагогического наследия ( К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. ), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе.

Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.

Постепенно ребенок может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным.

Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он учится любить своих учеников, стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура. Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культурой.


  1. Определение умений и навыков в результате работы по программе.

Педагогическое решение предполагает создание системы выработки специфических (в соответствии со спецификой предмета и возрастными особенностями детей) навыков-умений.

Навык формируется повторением. На занятиях православной культуры у детей развиваются навыки и потребности общения с объектами православной культуры: с Библией - величайшим памятником мировой литературы, литературой о жизни святых, о православных традициях и ценностях, отраженных в произведениях искусства и в окружающей жизни (в православных праздниках, памятниках архитектуры, иконописи и т.д.) Для этого занятия с детьми рассматриваются как практические творческие.

Умения в области православной культуры предполагают творческое применение полученных знаний в повседневной жизни. Например, полученные знания о детстве преп. Сергия Радонежского, об отношениях в семьях других святых помогают ребенку не только увидеть примеры, но и становятся средством формирования системы отношений в семье(послушания старшим, почитания каждого члена своей семьи), умения выполнять свои обязанности по отношению к близким, товарищам и т.д.).

-научить ребенка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в природе, в быту), так как от внешнего мира красоты возвышается душа;

-дать знания о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной т нерукотворной и её источника в Боге Красоте;

- раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу;

-дать знания о христианской антропологии: о том, в чем христиане видели (созерцали)красоту (образ Божий)человека (совесть);

-дать знания и показать на примерах житий святых, как строилась система отношений христиан к ближним, к Богу;

-научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием (отношение к себе: а какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.

  1. Место предмета в учебном плане

В учебном плане МОУ Рогачевская средняя общеобразовательная школа на изучение предмета «Основы православной культуры» в

4 классе предусмотрен 1 недельный час ( 32 ч. ). В соответствии с Календарным учебным графиком школы на предмет «Основы православной культуры» в 4-х классах выделено - 35 часов.


  1. Планируемые результаты освоения


1. Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (красота, радость, вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)


- Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)

- Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим)

2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;

▪ оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;

▪ правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;

▪ быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;

▪ уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы; ▪ демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);

▪ осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;

▪ осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;

▪ уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;

▪ терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;

▪ управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);

▪ действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;

▪ выглядеть опрятно и аккуратно;

▪ осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.

5.Технологии преподавания предмета


При организации учебного процесса на уроках «Основы православной культуры» используются следующие методы, приемы и технологии. В соответствии с системно-деятельностным подходом в обучении применяются такие формы, как групповая работа, работа с классом при объяснении, рефлексии и проверке усвоения материала. Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с текстом учебника для поиска информации и её осмысления, творческой работе на уроке при выполнении рисунка, поделки. Для того, чтобы снять психологическое напряжение после уроков и увлечь детей учебным материалом, применяются элементы активных методов обучения (АМО). На уроках активно применяются наглядный материал, произведения разных видов искусства, в том числе и кинемотографии и мультипликации. В завершении изучения каждой темы предмета «Основы православной культуры» учащимся предлагается выполнение исследовательских проектов, викторины, проведение праздников.

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные;

- групповые;

- коллективная;

- индивидуально-групповые.

Основные типы учебных занятий:

- комбинированный урок;

- уроки-проекты;

- уроки-праздники;

- уроки-экскурсии.

Педагогические технологии:

- проектного обучения;

- организации исследовательской деятельности;

- технология проблемного обучения;

- развития критического мышления;

- личностно - ориентированное обучение

Виды деятельности учителя и ученика на уроке:

чтение, беседа, рисование и раскрашивание, пение, ритмические движения, игры, сочинение сказок и рассказов, рассматривание иллюстраций, уроки на природе, экскурсии, проведение праздников, создание поделок, лепка, слушание музыки, слушание рассказа учителя, обсуждение и размышление.


  1. Содержание программы

4 год обучения

Тема 1. Отечество земное и небесное. Как преображался человек.

1. Как преображался человек? По ступенькам восхождения.

Как преображался человек? О чем возвестило людям Рождество Христово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Как Савл стал апостолом Павлом. Чему учит христиан пример святых? Житийная литература. Поэзия. Устное народное творчество. Каких святых изображают на иконах? Представление иконы «Собор всех святых». Церковнославянская азбука: заповедь о любви. «возлюби господа Бога твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего как самого себя».

2. Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга.

Начало подъема по ступенькам духовного преображения. Прообраз - 15 ступеней Иерусалимского храма. Путь к святости - путь в Церковь Небесную. Соборность (кафоличность) Церкви. Что объединяет всех христиан Церкви Христовой? Каждая ступенька - преодоление какой-то страсти и приобретение христианской добродетели. Любимый ученик Христа - Иоанн Богослов. Добродетель любви. Представление иконы «Святой апостол Иоанн Богослов». Чудо о гусаре и иконе. Церковнославянская азбука: Иоанн Богослов: «Бог есть Любовь».

3. Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники.

Как христианство пришло на Русь. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Чем отличается эта икона от одноименной картины? Православное паломничество. Путешествие по святым местам - Киево-Печерская Лавра. Святые Антоний и Феодосий Печерские. Из истории зодчества. Представление иконы: мозаики Софийского собора в Киеве. Словарик иконописца: перспектива, время, цвет, свет в иконе. Церковнославянская азбука: слова из текстов урока.

4 Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец.

Как Илья Муромец стал богатырем. Что он защищал, с чем сражался. Какие христианские добродетели почитались на Руси. Христианская добродетель умеренность. Её проявление в жизни людей Руси. Как понимает это качество современный человек? Святой воин, инок Киево-Печерской обители. Словарик зодчего. Церковнославянская азбука: «Ищите прежде Царства Божия и правды его».

5. Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской.

О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую лавру. Смысл песнопения: «В вере - добродетели, в добродетели - разум, в разуме - воздержание, в воздержании - терпение, в терпении - благочестие, братолюбие и любовь». Святой Александр Невские на фреске собора Московского Кремля. Житие князя в поэзии. Церковная азбука: о словах князя «Не в силе Бог, а в правде» . В чем подвиг святого князя?

6. Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец.

О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. О святых учениках преподобного Сергия. Представление иконы: «Видение Сергию множества птиц» (фреска). Паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Троице-Сергиева Лавра в Русской поэзии, прозе, религиозной живописи. Храмы Лавры. Церковнославянская азбука: «Блаженны нищие духом, потому что им принадлежит «Царствие Небесное».

7.Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец.

О святом преподобном Серафиме Саровском. Какую главную христианскую добродетель проявил Серафим Саровский7 Христианское прощение. Почему Серафим Саровский всегда радостно встречал людей? Что питало его любовь к людям? Изображение преподобного Серафима Саровского в живописи. Представление житийной иконы. Паломнический маршрут в Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор. Канавка Божией Матери. Церковнославянская азбука: «Радость моя, не время нам унывать».

8.Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних.

Что такое страх Господень? Почему мудрый царь Соломон назвал страх Господень премудростью. Повторение притчи о блудном сыне. Углубление понимания её смысла: отношения человека к богу- страх раба (выполняющего повеления господина), страх наемника (ожидающего оплаты за труды), страх сына (боящегося огорчить отца).Учитель кротости и смирения Николай Мирликийский. О почитании святого на Руси. «Микола Милостивый». Почему святого на Руси называют «Миколой»? Представление иконы «Николай Чудотворец» в житии. Почитание святого Николая Чудотворца, отраженное в народном фольклоре, поэзии. Церковнославянская азбука: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Смысл заповеди блаженства в жизни святителя Николая Чудотворца.

9. Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста.

Жертвенная любовь. Любовь матери. Почему Матерь Божию прославляют как Честнейшую Херувим? Крест Христов. Что означает для христиан следование путем Христовым? Крестопоклонная неделя на Руси. Страстная неделя Великого Поста.

Апостол Павел о христианской любви. Её качества. Как христиане поднимаются по лестнице Божественной любви? Почему первая и предпоследняя её ступеньки - терпение? Христианский смысл поговорок «Бог терпел и нам велел», «Терпение и труд все перетрут». Песнопения Пасхального канона и его связь с «Лествицей любви» апостола Павла. Церковнославянская азбука: слова «терновый венец», песнопение «Кресту твоему поклоняемся, Владыко».

Тема 2. Отечество земное и небесное. Человек преображенный. Герои.

  1. Принявший венец победы.

Кто такие герои? Святые герои. Добрый воин Георгий Победоносец. Представление иконы: «Чудо Георгия о змие». Георгиевские кавалеры. Церковнославянская азбука: евангельские заповеди в жизни святых - «Любите врагов ваших». Смысл слов из песнопения в честь великомученика Георгия: «Посеяв в слезах - пожнешь в веселии». Храмы России, освященные в честь великомученика Георгия Победоносца.

Доброе имя в славе моего Отечества.

Наука побеждать полководца-христианина - Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. В чем они? Верность. В чем она? Верность памяти предков. Каких своих предков-воинов я знаю? Каких воинов русской истории мы знаем? Как следует вести себя человеку: воину - в бою, детям - с родителями, с людьми? Чему полководец Суворов учил детей? Поведение девочки и мальчика- христиан. Как дочь Суворова относилась к своему отцу? Русские поэты о воинской славе Суворова. Представление иконы: святые христианские воины. Святой воин Артемий. Святой Никита воин. Святой Иоанн воин. Церковнославянская азбука: «Доброе имя лучше всякого богатства».

12.Россия помнит. Святыни родного края.

Полководец М.И.Кутузов на Бородинском поле. Защита Отечества. Смоленская икона Божьей Матери на Бородинском поле. Какую христианскую добродетель проявили защитники Отечества? Как был построен Храм Христа Спасителя. Надпись на памятных медалях Александра III: «Не нам, не нам, но имени Твоему». Её смысл. История Спасо-Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Святыни Бородина. Рассказ об иконе «Спас Бородинский». Святыни родного края в русской поэзии и музыке: М.Ю.Лермонтов «Бородино», П.И.Чайковский. Молитва Кресту в музыке на религиозную тему. Церковнославянская азбука: евангельские истины в жизни людей» Друг ко другу любовь прилежную имейте». Можно ли любить врагов ( Отечества, своих личных )? В чем проявляется эта любовь?

13. Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские.

Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении? Русская Голгофа. Новомученики Российские. Что помогало Новомученикам сохранить мужество перед лицом злобы? Места скорби и памяти: Соловки, Бутово. Значение слов «Мне отмщение и аз воздам», «В покаянии прими меня, Господи». Как объяснить слова песнопения. Посвященного новомученикам: «Новоявленные звёзды… Станьте, непобедимые, среди нас». Как разрушили храм Христа Спасителя. Добро и зло в душе человека: созидателя - православного зодчего, разрушителя святынь - вандала. Разрушенные в 30-е годы Московские храмы-святыни: Страстной монастырь, Чудов Михайло-Архангельский, Вознесенский монастыри др. Родословное древо памяти российских родов - Новомучеников Российских - эстафета памяти: рода Чичаговых, Олсуфьевых, Бибиковых, Оболенских, Тучковых, Гагариных, Шаховских. Исследование. Представление иконы: «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Особенность композиции икон данной иконографии: соборность, устремлённость к Горнему миру, иерархическое расположение. Церковнославянская азбука.

14. Священный долг.

Всенародный подвиг. Христианский щит: броня - вера и любовь, шлем - надежда и спасение. Мужество в защите святынь Отечества. Небесные заступники. Представление иконы: икона Божьей Матери «Казанская». Христианские добродетели мужества, веры, надежды, любви в поэзии.

15. Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным.

Заступница усердная. Чудотворные иконы Божьей Матери: Казанская, Владимирская, Иверская, Смоленская, Почаевская, Донская. История о том, как была спасена Москва от войск завоевателя Тамерлана. Словарик иконописца: основные иконографические типы изображений Богоматери - Умиление, Одигитрия, Оранта. Церковнославянская азбука: слова - Царица Небесная, Честнейшая Херувим. Смысл слов апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите». О христианских качествах души, необходимых для выполнения призыва апостола. Выставка «Мир православной культуры в ваших рисунках». Тема - «Благодарение».

16. Благословение.

Благословение детей. Смысл благословения. Представление иконы: «Благословение детей». Ответственность христиан перед Богом, перед людьми, перед собой. Как восстановить и сохранить образ Божий? Может ли живой человек иметь мертвую душу? Какими качествами проявляется духовная смерть в человеке? Как христиане понимали смерть? «Символ веры» о воскресении. Может ли быть рай на земле? Райское состояние души - это что такое? Может ли жизнь быть адом? Пробуждение души. Что это такое? Может ли дух или душа человека засыпать и просыпаться? Когда это происходит? Слово «Бдение» (Бдите и молитесь), Всенощное бдение. Почему христиане не боялись смерти? Подвиг воина Евгения Родионова. Христианская заповедь любви. Любовь к Богу и ближним - высшая христианская добродетель. Церковнославянская азбука: смысл Пасхального песнопения «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Храм Воскресения Господня.

17. Богомудрые учители веры и благочестия.

Путешествие по святым местам Русской земли. Оптина Пустынь - центр духовной жизни. Старчество. Смысл благословения. Святые старцы. Представление иконы: «Преподобные Старцы Оптинские». Христианский смысл поговорок Преподобного Амвросия Оптинского: «Кто уступает, тот больше приобретает», «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - моё почтение». Оптинские страдальцы за Христа. Духовная поэзия и церковные песнопения иеромонаха Василия (Рослякова) о родной обители. Почему христиане все события своей жизни сопровождали словами «Слава Богу за всё»?

Библиография, дидактический и наглядный материал.

Библиография:

1.Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

2.ШевченкоЛ.Л. Основы православной культуры: Методическое пособие для учителя. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.

Дидактический и наглядный материал:

1.Музыкальное пособие «Звуковая палитра».

2.Наглядное пособие «Иллюстрации». Список иллюстраций (Входят в состав Учебно-методического комплекта).

1 полугодие

Тема 1: «Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые и герои».


  1. А.Рублев. Ангел. 15 век. Миниатюра из Евангелия.

  2. Христос Вседержитель. 12 век. Собор Святой Софии Константинопольской. Мозаика.

  3. Спас на престоле с избранными святыми. 13 век. Новгородская икона.

  4. Андрей Рублев «Троица». 1425-1427 гг.Икона.

  5. Преподобный А.Рублев. икона.

  6. Храм Преображения на горе Фавор. Святая Земля.

  7. Феофан Грек. Преображение. 15 век. Икона.

  8. Укрощение бури. Фреска церкви святой Марии Магдалины. Святая Земля.

  9. История Адама и Евы. 17 век. Ярославль. Фреска.

  10. Символ веры. Икона.

  11. Христос и ангел. Сюжет Евхаристии. Софийский собор. 12 век. Киев. Мозаика.

  12. Спаситель. 17 век. Икона от Спасских ворот Московского Кремля.

  13. Успенский собор. 1479 год. Московский Кремль.

  14. Колокольня «Иван Великий» 1508 год. Московский Кремль.

  15. Чудо Михаила Архангела о Флоре и Лавре. 15 век. Новгород. Икона.

  16. Нагорная проповедь. Фреска церкви святой Марии Магдалины на Святой Земле.

  17. Спас на престоле. 15 век. Икона.

  18. Архангел Михаил. 15 век. Икона.

  19. Ангел. 17век. Ростов Великий. Фреска.

  20. Таинственный сон Иакова. Церковь на Поле пастушков. Святая Земля.

  21. Икона Божьей матери «Гора Нерукосечная». 17 век.

  22. Лествица. 17 век. Синайская икона.

  23. Святитель Иоасаф Белогородский.

  24. Хлеб Небесный. 1693 год. Миниатюра из Евангелия.

  25. Икона Божьей матери «Троеручница».

  26. Храм Воскресения Господня. Голгофа. Святая Земля.

  27. Храм Воскресения Господня. Гроб Господень. Святая Земля.

  28. Архангел Михаил - Небесный Воевода. 19 век. Россия. Икона.

  29. Чудо Михаила Архангела в Хонех.12 век. Синайская икона.

  30. Архангельский собор. 1505-1508гг. Московский Кремль.

  31. Царственные страстотерпцы.Икона.

  32. Страшный Суд. Икона.

  33. Христос с предстоящими Богородицей и Иоанном Крестителем. Фреска.

  34. Андрей Рублев. Апостол Павел. Из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.15 век. Икона.

  35. Апостольская проповедь. Феодор Зубов. 17 век. Ярославль. Икона.

  36. Храм святых апостолов Петра и Павла. Посёлок Прохоровка Белогорской области.

  37. Собор всех святых, в земле Российской просиявших. Икона из Псково-Печерского монастыря

  38. Апостол Иоанн Богослов. Икона( список с чудотворного образа).

  39. Свято-Иоанно-Богословский монастырь.12 век. Рязань. Здесь находится список с чудотворного образа Иоанна Богослова.

  40. Святой равноапостольный князь Владимир. Икона из Михайловского храма Псково-Печерского монастыря.

  41. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Икона из Михайловского храма Псково-Печерского монастыря.

  42. Архимандрит Зинон. Крещение Руси. 20 век. Икона.

  43. Богоматерь Оранта. Киев. 11 век. Мозаика Софийского собора.

  44. Преподобный Феодосий Печерский.

  45. Преподобный антоний Печерский. Икона.

  46. Преподобный илья муромец. Киево-Печерская Лавра. Икона.

  47. Святой благоверный князь Александр Невский. Фреска Архангельского собора московского Кремля.17 век.

  48. Преподобный Сергий Радонежский в житии. Ярославль. 17 век. Икона.

  49. Благословение Преподобным Сергием Радонежским благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву. Роспись в Святых Вратах Троице-Сергиевой Лавры.Икона.

  50. Икона Богородицы «Умиление».

  51. Преподобный Серафим Саровский в житии. 20 век. Икона.

  52. Дивеево. Преображенский собор и святая Канавка.

  53. Святитель Николай Чудотворец с житием. Синайская икона. 13 век.

  54. Снятие с креста. 15 век. Икона.

  55. «Не рыдай мене, мати». 17 век. Икона.

  56. Феофан Грек. Успение Божьей Матери. 14 век. Икона.

  57. Икона Божьей Матери «Пелагонитисса».15 век.

  58. Сошествие во ад. 17 век. Икона.

  59. Великомученик Георгий. 15 век. Икона.

  60. Мученик -воин Артемий. Ярославль. 17 век. Икона.

  61. А.В.Суворов.

  62. Икона Богоматери «Смоленская».16 век.

  63. М.И.Кутузов.

  64. Вид Храма Христа Спасителя. Литография. 19 век.

  65. Святой Патриарх Тихон. Икона.

  66. Горельеф Храма Христа Спасителя «Преподобный сергий радонежский благословляет князя Димитрия Донского на Куликовскую битву». 19 век. Скульптор А.Лугановский

  67. Новомученики и исповедники Российские. Икона.

  68. Храм Христа Спасителя. Москва. 2004 год.

  69. Икона Божьей Матери «Казанская».17 век.

  70. Икона Божьей Матери «Державная».18 век.

  71. Икона Божьей Матери «Иверская».

  72. Благословение детей. Ростов Великий. 17 век. Фреска.

  73. Икона Божьей Матери «Спорительница хлебов», написанная по благословению Преподобного Амвросия оптинского

  74. Преподобные Старцы Оптинские. Икона.

  75. Оптина Пустынь.


Тематическое планирование. Общая тема 3-4 класса: «Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые и герои».


№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Отечество земное и небесное. Как преображался человек.

9

2

Отечество земное и небесное. Как преображался человек.

7

3

Отечество земное и небесное. Человек преображенный. Герои.

9

4

Отечество земное и небесное. Человек преображенный. Герои.

10


ИТОГО

35


11. Календарно - тематическое планирование по курсу «Основы православной культуры» в 4 классе

на 35 часов ( 1 недельных часов по учебному плану)

на 2014-2015 учебный год


№ п/п

№ в разделе

Тема урока

Дата 4 А

Дата 4 Б

план

факт

план

факт



Тема 1. Отечество земное и небесное. Как преображался человек.





1

1

Как преображался человек?

03.09


03.09


2

2

По ступенькам восхождения. Возвращение блудного сына.

10.09


10.09


3

3

Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга.

17.09


17.09


4

4

Соборность церкви. Добродетель любви.

24.09


24.09


5

5

Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники.

01.10


01.10


6

6

Св. княгиня Ольга. Св. князь Владимир. Крещение Руси.

08.10


08.10


7

7

Ступенька «Благочестие». Св. богатырь Илья Муромец.

15.10


15.10


8

8

Христианская добродетель умеренность в жизни людей Древней Руси.

22.10


22.10


9

9

Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской.

05.11


05.11




Тема 2. Отечество земное и небесное. Как преображался человек.





10

1

Св. Александр Невский. Подвиг святого князя.

12.11


12.11


11

2

Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец.

19.11


19.11


12

3

Преподобный Сергий Радонежский. Троице-Сергиева Лавра.

26.11


26.11


13

4

Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец.

03.12


03.12


14

5

Серафим Саровский. Христианское прощение.

10.12


10.12


15

6

Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних.

17.12


17.12


16

7

Кротость Николая Мирликийского. Блаженны милостивые.

24.12


24.12




Тема 3. Отечество земное и небесное. Человек преображенный. Герои.





17

1

Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста.

14.01


14.01


18

2

Страстная неделя Великого Поста.

21.01


21.01


19

3

Принявший венец победы.

28.01


28.01


20

4

Георгий Победоносец.

04.02


04.02


21

5

Доброе имя - в славе моего Отечества.

11.02


11.02


22

6

Наука побеждать полководца-христианина Александра Суворова.

18.02


18.02


23

7

Россия помнит. Святыни родного края.

25.02


25.02


24

8

Полководец М.И.Кутузов на Бородинском поле.

04.03


04.03


25

9

Храм Христа Спасителя в Москве.

10.03


10.03




Тема 4. Отечество земное и небесное. Человек преображенный. Герои.





26

1

Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские.

17.03


17.03


27

2

Что помогло Новомученикам сохранить мужество перед лицом злобы?

31.03


31.03


28

3

Священный долг.

07.04


07.04


29

4

Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным.

14.04


14.04


30

5

Как была спасена Москва от войск завоевателя Тамерлана?

21.04


21.04


31

6

Благословение.

28.04


28.04


32

7

Может ли душа человека засыпать и просыпаться?

05.05


05.05


33

8

Богомудрые учители веры и благочестия.

12.05


12.05


34

9

Путешествие по святым местам Русской земли.

19.05


19.05


35

10

Викторина «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем - моё почтение».

26.05


26.05


Итого:

35ч.


35ч.



12.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:


1

Авторская программа:

Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012г.

2

Учебник:

Учебник. ШевченкоЛ.Л. Основы православной культуры.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010 г.

3-4-й год обучения, в 2-х книгах. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, М. 2011г.

Методическое пособие, содержащее программу по учебному предмету, тематическое планирование, планы и конспекты уроков. 3-4 год обучения. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, М. 2011 г.

Наглядное пособие «Иллюстрации» 3-4 год обучения. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, М. 2011 г.

Музыкальное пособие «Звуковая палитра». 3-4 год обучения. М. 2011г.

3

1.Азбука православного воспитания. - М. 1997.

2. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. 10-20 веков/ сост. С.С. Бычков.-М., 1992.

3. Основы православной культуры. Для детей дошкольного возраста\ сост. О.К.Харитонов, под ред. Протоиерея Виктора Дорофеева.-М.2002.

4. Шевченко Л.Л. Мир детства: педагогика взаимодействия./ М. 1998.

5. Я иду на урок в православную школу. Основы православной культуры. -М., 2001 г.

6. Энциклопедия православной культуры.

4

Электронные ресурсы:

1.Сайт «Основы православной культуры» создан на основе материалов газеты «Воскресная школа»

изд дом «Первое сентября 1998-2002гг» http://vos.1september.ru/

2. Википедия

3. В Доме правительства.

4. ›

5. ›

6. ››

7. ›

8. ›

9. ›

10. ›››
11.

12. ›

13. ››
14. ››

15. ››

16. http://www.days.ru.

http://www.akafist.narod.ru/

17. http://www.blagovest.bel. ru/pages/biblio. Htm .

18http://www.enc.mail.ru/

19 http://www.encyklopedia.narod.ru/

20. http://www.history.rin.ru/

21 http://www.hrono.ru/

24.

25. http://www.ortho -rus.ru/

26.

27.

28. http://www.pstbi.ru/

29.

30. http://www.schelkovo -hramy.narod.ru/

31.

32.

33.

34.

35. http://www.radostmoya.ru

36. Диски СD, MP-3: «Библейские сюжеты в искусстве», « Русская классическая литература в свете Христовой правды», «Что такое православие», «Переславль -Залесский, Петербург, Москва, Сергиев Посад, Коломна »- экскурсии по городам России, «Житие Преподобного Сергия Радонежского», «День Поминовения»- монастырь на острове Валаам, «Азбука православия» -документальный видеофильм, сборник мультфильмов «Библейские истории», «Ангелочек», «Библейские притчи», «Осень детства», «Басни для зайцев» и др.

37. Презентации к урокам по темам.

5

Учебное и лабораторное оборудование:

1.Ноутбук

2.Мультимедийный проектор.

3. Экран.

4. Принтер.


СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания школьного методического объединения учителей от 27.08.2015г. №1


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР _________________ И.В.Баранова

28.08. 2015г.


СОГЛАСОВАНО:

Протокол педагогического совета от 31.08.2015г. № 1



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал