7


  • Учителю
  • Рабочая программа по курсу 'Креативное рукоделие'

Рабочая программа по курсу 'Креативное рукоделие'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №39»

г. Череповца



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

внеурочной деятельности

Креативное рукоделие



Составлена учителем начальных классов

Кузнецовой О.В.

.



Череповец




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. В последнее время многие взрослые (педагоги и родители) проявляют интерес к развитию креативных способностей у ребенка. Стало модным заменять слово «творческий» другим словом - «креативный». Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Е. Торранс, , Дж. Гилфорд, Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие. В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Показателями, характеризующими творческое мышление согласно Дж. Гилфорду, Торрансу и на которые мы будем основываться в своей работе следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания. Гибкость мыслительного процесса - это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.

Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по рисованию и трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вязание, вышивка и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Креативное рукоделие» развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Ведущие методические принципы:

1.Принцип деятельности подразумевает активное включение ребёнка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участия в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, умений, навыков как некоего фундамента для решения творческих задач.

2.Принцип целостной картины мира определяет место искусства в мире ребёнка и место ребёнка в мире искусства.

3.Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение, на участие в эстетическом переживании и рефлексии.

4.Принцип творчества предлагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта, способности самостоятельного выбора решений.

5.Принцип вариативности даёт возможность развивать у учащихся вариативное мышление, а учителю - право на самостоятельность в выборе литературы, дидактического материала, позволяет дополнять содержание курса примерами региональной культуры.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели программы:

1. Развитие творческих способностей через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению и изобразительному искусству.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу - и забываю, я вижу - и запоминаю, я делаю - и понимаю.

Задачи:

  • развивать творческое мышление младших школьников по следующим показателям: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

  • учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, ниток, шерсти, льняного шпагата, бумаги, картона, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

  • учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Задачи данной программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию "Я хочу это сделать сам". В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только "под диктовку" учителя по принципу " делай как я", выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя "работу ума с работой рук", а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, крючок, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, нитками, шпагатом, бисером, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет.

Программа кружка «Креативное рукоделие»

1 год (34 часа)

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

Вводная беседа. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Из истории происхождения ножниц. Сказка «Как Вася поссорился с творческим мышлением». Знакомство с показателями творческого мышления: беглость, гибкость и оригинальность мысли (Приложение).

Нетрадиционные художественно - графические техники (8 ч.) Беседа о цветовом спектре и правильном сочетании цветов. Рисование пальчиками. "Волшебные пальчики". Отпечатки листьев. Оттиск. Оттиск печатками из картофеля. Оттиск поролоном. Штамповка рулончиком из картонной коробки. Восковые мелки (свеча) + акварель. Кляксография обычная. Кляксография с трубочкой. Монотопия пейзажная. «Первобытный художник» (Приложение). Обобщающая работа с использованием разных техник рисования.

Работа с бумагой (6ч).Беседа о свойствах бумаги. Разные техники вырезания цветов из бумаги. Изготовление цветов из гофрированной бумаги. Приемы вырезания бабочек из бумаги. Чудесные птицы. Цветы техникой квиллинг. Итоговая работа «Декоративное панно»

Бисероплетение (6ч). Беседа о бисере. Материалы. Способы параллельного плетения «Змейка». Плетение «Мышка». Насекомые из бисера. Украшения. Браслет. Творческая работа детей. Герои сказки «Айболит»

Работа с разными материалам. Льняной шпагат «Креативный лён» (7ч). Беседа. Лен. Льняные традиции Вологодской области. Презентация. Ручка декорированная льняным шпагатом. Домовенок Кузя из бутылки с использованием льняного шпагата. Ваза декорированная. Баночка для сыпучих продуктов, декорированная льняным шпагатом Обобщение опыта (Приложение).

Вязание крючком (7ч).Беседа. Волшебный крючок. Материалы. Цепочка крючком. Цветы из цепочки. Ягоды из ниток. Украшения из цепочек и ягод. Творческая работа.Подведение итогов. Выставка лучших работ за год.

2 год (34 часа)

Работа с разными материалами. (5 ч.) Вводное занятие. Беседа по технике безопасности. План работы на год. Беседа о разных материалах и правилах работы с ними. Изготовление цветов из хозяйственных салфеток. Подарок для ветеранов на день пожилых людей.

Ручка декорированная льняным шпагатом. Разные виды открыток.Подарки для учителей школы. Цветы и открытки.

Бисероплетение (9ч). Беседа о бисере. Материалы. Способы объемного плетения. Цветы и ягоды. Объемные животные. Сувениры к новому году. Елочка. Коллективная работа из бисера «Новогодняя сказка».

Работа с разными материалами. (3 ч.)Поделки из салфеток, ваты и ватных дисков. Изготовление елки из мишуры, шишек и др. Новогодние сувениры из банки.

Вязание крючком (11ч). Беседа.. Материалы. Цепочка крючком. Шарфик для куклы. Берет для куклы. Коврик Цветы. Украшение. Гриб «Мухомор». Проектная деятельность. Изготовление развивающей игры «Шнуровка» для малышей.

Валяние из шерсти (6ч).Беседа. Техника валяния. Материалы. Цветок.Бусины. Украшения. Игрушки способом валяния. Ярмарка идей. Подведение итогов. Выставка лучших работ за год.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год (34 часа)

№ п/п

Темы

Общее количество часов

Раздел 1. Нетрадиционные художественно - графические техники (8 ч.)

1.

Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.

План работы на год. Сказка «Как Вася поссорился с творческим мышлением».

1

2.

Беседа о цветовом спектре и правильном сочетании цветов. Рисование пальчиками. "Волшебные пальчики"

1

3.

Отпечатки листьев

1

4.

Оттиск. Оттиск печатками из картофеля. Оттиск поролоном

1

5.

Штамповка рулончиком из картонной коробки

1

6.

Восковые мелки (свеча) + акварель

1

7.

Кляксография обычная. Кляксография с трубочкой.

1

8.

Монотопия пейзажная. «Первобытный художник». Обобщающая работа с использованием разных техник рисования.

1

Раздел 2. Работа с бумагой (6ч).

9.

Беседа о свойствах бумаги. Разные техники вырезания цветов из бумаги.

1

10.

Изготовление цветов из гофрированной бумаги.

1

11.

Приемы вырезания бабочек из бумаги.

1

12.

Чудесные птицы.

1

13-14.

Цветы техникой квиллинг. Итоговая работа «Декоративное панно»

2

Раздел 3. Бисероплетение (6ч).

15.

Беседа о бисере. Материалы. Способы параллельного плетения «Змейка»

1

16.

Плетение «Мышки»

1

17.

Насекомые из бисера.

1

18.

Украшения. Браслет.

1

19-20.

Коллективная творческая работа детей. Герои сказки «Айболит»

2

Раздел 4. Работа с разными материалами. Льняной шпагат «Креативный лён» (7ч).

21.

Беседа. Лен. Льняные традиции Вологодской области. Презентация.

1

22.

Ручка декорированная льняным шпагатом.

1

23-24.

Домовенок Кузя из бутылки с использованием льняного шпагата.

2

25-26.

Ваза декорированная.

2

27.

Баночка для сыпучих продуктов, декорированная льняным шпагатом. Обобщение опыта.

1

Раздел 5.Вязание крючком (7ч).

28.

Беседа. Волшебный крючок. Материалы.

1

29.

Цепочка крючком.

1

30.

Цветы из цепочки.

1

31.

Ягоды из ниток.

1

32-33.

Украшения из цепочек и ягод. Коллективная творческая работа.

2

34.

Подведение итогов. Выставка лучших работ за год.

1



2 год (34 часа)

№ п/п

Темы

Общее количество часов

Раздел 1. Работа с разными материалами. (5 ч.)

1.

Вводное занятие. Беседа по технике безопасности. План работы на год. Беседа о разных материалах и правилах работы с ними.

1

2.

Изготовление цветов из хозяйственных салфеток.

1

3.

Подарок для ветеранов на день пожилых людей.

Ручка декорированная льняным шпагатом.

1

4.

Разные виды открыток.

1

5.

Подарки для учителей школы. Цветы и открытки.

1

Раздел 2. Бисероплетение (9ч).

6-9.

Беседа о бисере. Материалы. Способы объемного плетения. Цветы и ягоды.

4

10-11.

Объемные животные. Сувениры к новому году.

2

12-13.

Елочка.

2

14.

Коллективная работа из бисера «Новогодняя сказка».

1

Раздел 3. Работа с разными материалами. (3 ч.)

15.

Поделки из салфеток, ваты и ватных дисков.

1

16.

Изготовление елки из мишуры, шишек и др.

1

17.

Новогодние сувениры из банки.

1

Раздел 5.Вязание крючком (11ч).

18.

Беседа. Волшебный крючок. Материалы. Цепочка крючком.

1

19-20.

Шарфик для куклы.

2

21-22.

Берет для куклы.

1

23.

Коврик

1

24-25.

Цветы. Украшение.

2

26-27.

Гриб «Мухомор».

2

28.

Проектная деятельность. Изготовление развивающей игры «Шнуровка» для малышей.

1

Раздел 5. Валяние из шерсти (6ч).

28-29.

Беседа. Техника валяния. Материалы. Цветок.

2

30-31.

Бусины. Украшения.

2

32-33.

Игрушки способом валяния.

1

34.

Ярмарка идей. Подведение итогов. Выставка лучших работ за год.

1



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником дополнительных знаний по рисованию и трудовому обучению. Ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства народа, проживающего в ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ: вязание, вышивка, валяние из шерсти, с изделиями изо льна и т.д. Школьники получают сведения об изобразительных материалах и различных техниках рисования (кляксография, оттиск, монотипия). Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. При обсуждении технологии изготовления изделия под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

К концу первого года обучения по данной программе дети выходят на второй уровень результатов.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

На этом уровне происходит :

  • развитие творческих способностей через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

  • развитие умения изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, ниток, шерсти, льняного шпагата, бумаги, картона, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

  • умение выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.

Как результат второго уровня: коллективная творческая работа детей из бисера « Герои сказки «Айболит», КТР из ниток «Украшения из цепочек и ягод».

К середине второго года обучению можно выйти на третий уровень результатов.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

На этом уровне продолжается развитие творческого мышления младших школьников по следующим показателям: беглость, гибкость и оригинальность мысли, а также воспитание эстетического вкуса, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.



ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами: беседа, рассказ и показ педагогом этапов изготовления изделия, просмотр презентаций, экскурсии в музей с целью знакомства с разными видами декоративно - прикладного искусства.

Второй уровень - более сложными, такие как КТД( коллективные творческие дела), участие в школьных выставках.

Третий уровень - самыми сложными формами в неурочной деятельности: социально-образовательные проекты (подарки для ветеранов, пожилых людей, детей из детского сада), ярмарки, участие в городских и областных конкурсах и выставках.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АППАРАТ

Для диагностики развития творческого мышления младших школьников по следующим показателям: беглость, гибкость и оригинальность предлагаем использован тест креативности Торранса (Приложение). Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Тест целесообразно провести в начале процесса обучения поданной программе и в конце второго года обучения.

В качестве средств диагностики можно также отметить активное участие детей в конкурсах, выставках, ярмарках, самостоятельное создание социально-образовательных проектов.

Литература

Н.С.Ворончихин "Сделай сам из бумаги"

С.И.Гудилина "Чудеса своими руками"

А.М.Гукасова "Рукоделие в начальных классах"

М.А.Гусакова "Подарки и игрушки своими руками"

Н.Докучаева "Сказки из даров природы"

М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных "Рукоделие для детей"

Н.М.Конышева "Чудесная мастерская"

Н.М.Конышева "Наш рукотворный мир"

Н.М.Конышева "Умелые руки"

Н.М.Конышева "Секреты мастеров"

"Копилка игр сибирячка"

С.В.Кочетова "Игрушки для всех" (Мягкая игрушка).

Е.Т.Красовская "Вязаный ежик"

О.С.Молотобарова "Кружок изготовления игрушек-сувениров"

М.И.Нагибина "Природные дары для поделок и игры"

А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение.

А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение.

Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение.

Работа с разными материалам. Льняной шпагат «Креативный лён» (готовые работы)
















Домовой Кузя


















Домовые



































Ручки














Шкатулки















Украшения





















Вазы


























Нетрадиционные художественно - графические техники

Конспект занятия. Монотопия пейзажная.

"Первобытный художник"


Форма занятия: творческая мастерская.

Цель занятия: приобщение детей к культуре древних народов и формирование представлений детей о связи окружающей природы и жизни первобытного человека.

Задачи занятия:

• воспитание эстетического отношения к действительности;

• развитие творческого мышления в решении композиции, ритма, чувства цвета;

• знакомство с культурой первобытного человека, использование доступных средств изображения (линия, пятно, точка).

Музыкальный ряд: этническая инструментальная музыка.

Зрительный ряд: композиции животных на цветном фоне, раздаточные карточки, макет Королевы кисточки, картинки для игры «Найди соответствие».

Материалы: Бумага А3, кисти № 8, гуашь, палитра, полиэтиленовая пленка, пастель, уголь, мягкий материал, влажная салфетка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Проверка готовности рабочих мест

Учитель. Ребята, в нашей творческой мастерской все необходимое для работы должно быть под рукой. Чтобы отправиться в путешествие, необходимо проверить наличие материалов и инструментов на парте.

2. Беседа. Создание положительной мотивации, погружение в атмосферу тайны, загадки.

Учитель. Ребята, на наших уроках мы побывали в мастерской художника и видели, чем и как работает настоящий график, живописец.

- Сегодня мы сможем совершить путешествие в древний мир и побывать в пещере «первобытного художника». Мы узнаем о том, что изображение возникло очень давно и отличалось от современных картин и репродукций. Учитель включает музыкальное сопровождение.

Учитель. Закройте глаза на мгновение, представьте, что мы переносимся во времени. Произносим волшебные слова: « Раз, два, три в древний мир нас, Кисточка, перенеси!»

Дети открывают глаза.

- Мы оказались в пещере древнего человека. Рассмотрите внимательно рисунки на доске. На что они похожи?

Ответы детей.

Учитель. Да, действительно, изображение животных и людей, которые мы видим, напоминают чем-то детские рисунки. Первобытный художник не знал правил изображения и рисовал с помощью линий, точек, пятен. Почему же появилось изображение и что оно означало?

Дети. Знаки. Пейзаж.

Учитель. То, что рисовал первобытный художник, было связанно с охотой. Человеку важно было быть удачливым на охоте и добыть себе пищу. В одиночку человек не мог поймать животное, так как орудия охоты были самыми простыми. Поэтому охотились люди группой и жили племенами. Считалось, что изображение животного поможет на охоте как своеобразный талисман. В начале делали макет животного, за тем изображение возникло на песке, но оно не могло сохраниться долго. Люди заметили это и постепенно рисунки стали появляться на камне, скале, в пещере.

3. Инструктаж

Учитель. Представим, что лист бумаги - часть скалы. Оттенки камня могут быть различными (темно-коричневый, серо-голубой, охристый). Смешаем на палитре необходимые оттенки. Для получения светлого оттенка добавьте немного белой гуаши. (Учитель напоминает детям о правилах работы с белой гуашью). Покрываем лист бумаги нужным оттенком, краску наносим густо. Для того, чтобы показать эффект камня, трещины, полосы, возьмем полиэтиленовый пакет. Слегка помяв его, сделаем оттиск на бумаге.

Задание №1. Создать фон скалы на листе формата А 4.

4. Практическая работа

Учитель включает музыкальное сопровождение. Дети увлеченно выполняют задание, замечают что, убрав пленку с листа, остается след-оттиск.

Учитель. Ребята, пока наши листы просохнут, мы поиграем в игру.

«Найди соответствие»

Класс делиться на две команды по рядам. Каждой команде выдаются карточки с инструментами и материалами художников, и две главные картинки к ним. Детям необходимо подобрать картинки. Побеждает та команда, кто найдет соответствие быстрее других.

Рассказ-показ.

Учитель. Первобытный художник использовал те красящие материалы, которые были под рукой. Это могли быть угольные палочки от костра, глина, кровь животных, известняк. Для дальнейшей работы нам понадобятся мягкие материалы: уголь, сангина, пастель. Изображение наносим с помощью линий, пятен, точек.

Показ приемов изображения на доске.

Задание № 2. Используя графические образы «наскальной живописи», создать композицию охоты.

Учитель. Главное изображаем крупно, детали изображаем мелко. (Учитель наблюдает за работой учащихся, напоминает, что материал хрупкий, напоминает о возможных ошибках).

5. Анализ работ

Учитель. Ребята, вот и подошло к завершению наше путешествие. Посмотрите, что мы привезли с собой из далекого путешествия. На память нам остаются рисунки, которые мы видели в пещере «древнего художника». Спасибо за активное участие. До новых встреч.

Возможные ошибки.

• Для создания фона не используется цветовые оттенки и сочетания. Фон выглядит скучным и однообразным.

• Фон покрывается тонким слоем гуаши и быстро просыхает, оттиск не получается.

• Дети пытаются нарисовать реального животного одной линией, подражая реалистичному изображению. В связи с этим затрачивается большое количество времени на прорисовку животного и суть задания утрачивается.

Критерии и показатели проявления детьми творческой активности на уроке.

1) Отношение ученика к творческой работе:

• проявления интереса, эмоциональной увлеченности предложенной деятельностью;

• проявление инициативы при решении творческих задач, стремление выйти за рамки предлагаемого задания;

• проявление готовности к самостоятельному преодолению трудностей, возникающих в процессе работы.

2) Качество поисково-творческих действий учащихся:

• проявление оригинальности, создание уникальной формы, отход от стереотипов.

3) Выразительность и грамотность выполнения работы:

• использование выразительных возможностей цвета, формы, ритма, композиции.

• использование выразительных художественных средств;

• целостность работы.






Нетрадиционные художественно - графические техники

Метод пальцевой живописи




Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, кулачком, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо ещё смешивать несколько цветов и оттенков. Например, сначала прикладываете желтую краску, а потом коричневую или оранжевую, получается пушисто!







"Восковые мелки или свеча + акварель".


Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисть.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся незакрашенным.









Штамповка




На мой взгляд, идея просто потрясающая. Картонные коробки есть в каждом доме (ну, почти). Оригинальную упаковочную бумагу для подарка или декор подарочной коробки можно сделать просто и быстро!






Выдуваем из соломки



Понадобится трубочка для питья. Можно использовать или темперу или акриловые краски, чтобы создать уникальную картину, используя только навыки выдувания из соломки. Разведите немного краски водой.

Налейте небольшое количество одного из цветов на бумагу. Держите один конец трубочки около краски и раздувайте ее во всех направлениях. Угадывайте, что у вас получилось.

Монотопия. Рисунок под пленкой




На картон или бумагу выдавливаем краску, сверху кладем пленку и разглаживаем ватой, потом резко отдергиваем пленку. Таким образом хорошо получается закат, море, огонь…




Кляксография



Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали.

Вам понадобится гуашь, толстая кисть и бумага (лучше 1/2 или 1/4 листа).

Согните лист бумаги пополам и разверните снова. На одной половине попросите ребёнка поставить несколько жирных клякс, мазков или завитков. Теперь согните лист снова пополам и плотно прижмите ладонью. Осторожно разверните лист. Вы увидите причудливый узор "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.









Муниципальное образовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №39»

Г. Череповца





Программа внеурочной занятости

для начальной общеобразовательной школы

«Креативное рукоделие» 1-2 класс.







Составлена: учителем начальных классов

Кузнецовой Ольгой Владимировной

первая квалификационная категория.















Сказка из книги Н.Н.Амбросьевой "Классный час с психологом. Сказкотерапия для школьников"

"Как Вася поссорился с Творческим Мышлением"


В некотором царстве, в некотором государстве жило-было Творческое Мышление со своими сестрами.
Первую сестру звали Беглость. Она помогала людям создавать быстро целый поток идей. Вторую сестру звали Гибкость. Она помогала взглянуть на проблему с разных сторон. Третью сестру звали Оригинальность. Она помогала придумывать нестандартные, оригинальные, необычные идеи и решения.
А по соседству с Творческим Мышлением жила-была семья: мама, папа и озорной мальчик Вася. Мама постоянно Васе говорила:
- Нельзя часами смотреть телевизор и за компьютером просиживать. От этого творческое мышление портится.
Папа добавлял:
- Слушай, что мать говорит! Лучше бы занимался, мышление свое творческое развивал.
- Ну, вот еще... Больно надо напрягаться, - ворчал Вася. - Все уши прожужжали: «Творческое мышление!.. Творческое мышление!..». Обойдусь и без вашего творческого мышления.
Мама с папой только качали головой.
- Ай-ай-ай... Ну что за мальчик! - сокрушалась мама.
- Ну что за сынок! - расстраивался отец.
Узнав про этот разговор, Творческое Мышление очень обиделось на Васю и решило его проучить. Однажды Вася отправился в лес за грибами. Шел по лесу, слушал пение птичек. Вдруг откуда ни возьмись - волшебница Путанка появилась и стала колдовать:
- Все стежки-дорожки запутаю-перепутаю! Все стежки-дорожки запутаю-перепутаю!..
И запутала. Понял Вася, что заблудился.
- Где же дорога домой? - думает. - Эх, был бы компас, вмиг бы отыскал. А так, что теперь делать, не знаю.
Сел он на пенек и горько заплакал.
Узнала про Васину беду первая сестрица Творческого Мышления - Беглость, сжалилась и бросилась Васю спасать.
- Я поделюсь, Вася, с тобой беглостью мышления, - сказала Беглость. - Что ты все про компас? Где другие идеи? Думай, Вася, думай, как другими разными способами эту проблему решить можно.
И тут же куча идей закружилась у Васи в голове.
- Как же я раньше не сообразил, - думает Вася. - Вот дерево! С одной стороны мха больше наросло, значит, там север! А вот солнышко светит. Еще утро, а солнышко всходит на востоке! Значит, там восток. Там - север! Там - мой дом. Ура! Сообразил. Вон куда надо идти... Спасибо тебе, Беглость!
Вася побежал дальше. Он не знал, что его впереди ждут еще испытания.
Вдруг откуда ни возьмись злой принц Никотинус из страшного царства пороков.
Начал Никотинус Васю сладкими речами уговаривать.
- Васек, давай закурим по одной, расслабимся, - промурлыкал Никотинус. - Знаешь, как классно! Кайф! Чего ты боишься? Это личное дело каждого - курить или нет. Ну, давай, смелее.
- И правда,- согласился Вася,- это мое личное дело. Хочу - курю, хочу - нет. Кому какое дело.
И уж было потянулся он за сигаретой, да в этот миг бросилась его спасать вторая сестрица Творческого Мышления - Гибкость. Начала она вокруг Васи кругами ходить, гибкостью Мышления делиться:
- Думай, Вася, думай! Посмотри-ка на эту проблему с разных сторон. Ты уверен, что курить твое личное дело?
И тут же куча идей закружилась у Васи в голове, мысли забегали.
- Ой, чуть глупостей не наделал! - опомнился Вася. - Здоровье погубить легко, а потом его ни за какие деньги не купишь. И деток лично я хочу здоровых иметь, когда сам папой стану. А деньги тратить на курево глупо, лучше яблок купить или апельсинов. Там витамины, они для здоровья полезнее. Нет, не личное это дело: курить или не курить. И всех касается, как не крути. Так что, Никотинус, не буду я курить и тебе не советую. Спасибо тебе, Гибкость, что помогла взглянуть на проблему с разных сторон.
Пошел Вася по тропинке дальше, но на пути его поджидало третье испытание. Откуда ни возьмись - волшебница Мудрилка:
- Куда путь, Васенька, держишь?
- Домой, к папе с мамой иду.
- Что же, пущу, если решишь задачку одну, я тут специально для тебя намудрила.

А не решишь - навеки в моем царстве останешься. А задачка такая: в бутылке на дне лежит колпачок от ручки. Как его достать, не встряхивая и не переворачивая бутылку. Даю тебе три попытки.
- Чего тут думать?- отвечает Вася.- Встряхнуть бутылку как следует, колпачок и выскочит.
- Ты невнимательный, Вася. Я же сказала, что встряхивать бутылку нельзя.
- Ну, тогда сейчас палочкой попробую достать. Ничего, однако, у Васи не получилось.
- У тебя осталась последняя попытка, Вася, - предупредила Мудрилка.
Погрустнел Вася, но тут на выручку ему пришла третья сестра Творческого Мышления - Оригинальность. Начала она вокруг Васи кругами ходить, оригинальностью мышления делиться.
- Думай, Вася, думай! - приговаривала Оригинальность.- Придумай что-нибудь нестандартное, оригинальное.
И закрутились у Васи в голове мысли, забегали.
- Знаю, знаю, как достать колпачок, - радостно воскликнул Вася. - Надо в бутылку воды налить, колпачок наверх и всплывет.
- Правильно, молодец. Что ж, иди. Счастливого пути, Вася! - Мудрилка помахала на прощанье рукой.
- До свидания! Спасибо тебе, Оригинальность, за то, что помогла Мудрилкину задачку решить, придумать оригинальный способ.
- Счастливого пути, Вася! - попрощалась с ним Оригинальность. Вася побежал домой. Там его ждали мама и папа. Они очень соскучились, принялись его обнимать, целовать.
- Ой, что со мной было! - стал рассказывать Вася родителям.- Спасибо сестрицам Творческого Мышления. Беглость научила создавать быстро целый поток идей. Гибкость научила смотреть на проблему с разных сторон. Оригинальность научила придумывать нестандартные, оригинальные идеи. Теперь-то я понимаю, почему необходимо развивать творческое мышление, пойду с нашим соседом мириться.
- Прости меня, Творческое Мышление, - раскаялся Вася, - я все понял и хочу с тобой дружить.
С тех пор Вася больше никогда не ссорился с Творческим Мышлением. А Творческое Мышление всегда было рядом с Васей и помогало ему во всех делах.

Успехов!










































Тест креативности Торранса

Краткий тест. Фигурная форма.

Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».

Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Подготовка к тестированию. Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.

Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.

Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы - это 15-35 человек, т. е. не более одного класса.

Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5-10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.

Время выполнения теста-10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15-20 минут.

При тестировании дошкольников и младших школьников экспериментаторы должны иметь достаточное количество ассистентов для помощи в оформлении подписей к рисункам.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:

«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится».

Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом: «Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны».

Инструкции к тестовым заданиям. После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. Дошкольникам и младшим школьникам нужно помочь в указании этих сведений. В этом случае будет лучше, если вы внесете данные заранее и раздадите детям листы с уже заполненными графами.

После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции:

«Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.

Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку - и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения».

Задание теста формулируется следующим образом:

«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.

Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой» (Эту инструкцию необходимо предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений. Даже небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и валидизации текста .

Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, успокойте их, сказав им следующее:

«Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».

Если дети не зададут после инструкции вопросы, можно приступать к выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами. Избегайте давать примеры или иллюстрации возможных ответов-образцов! Это приводит к уменьшению оригинальности и, в некоторых случаях, общего количества ответов. Стремитесь поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с детьми.

Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы, некоторые дети упускают этот факт из виду и не обнаруживают вторую страницу. Поэтому следует специально напомнить детям о второй странице с заданиями. Необходимо очень внимательно следить за временем, используя секундомер.

По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, и листы быстро собираются. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы не сможете их надежно оценить.

Для этого удобно иметь несколько ассистентов, что особенно важно при тестировании младших школьников и дошкольников.

Измерения и обработка результатов. Важным условием высокой надежности теста является внимательное изучение указателя оценки тестовых показателей и использование приведенных стандартов как основы для суждений.

Процедуры измерения.

1. Прочитать руководство. Вы должны четко осознавать концепцию творческого мышления П. Торранса: содержание показателей беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей как характеристик этого процесса.

2. Сначала следует определить, стоит ли ответ засчитывать, т. е. релевантен ли он заданию. Те ответы, которые не соответствуют заданиям, не учитываются. Нерелевантными считаются ответы, в которых не выполнено основное условие задания - использовать исходный элемент. Это те ответы, в которых рисунок испытуемого никак не связан с незавершенными фигурами.

3. Обработка ответов. Каждую релевантную идею (т. е. рисунок, включающий в себя исходный элемент) следует отнести к одной из 83 категорий ответов. Используя эти списки, определите номера категорий ответов и баллы за их оригинальность. Запишите их в соответствующих графах.

Если оригинальность ответов оценивается 0 или 1 баллом, категория ответов может быть определена по списку 1. В этот список вошли наименее оригинальные ответы для каждой из фигур теста. Для более оригинальных ответов (с оригинальностью 2 балла) составлен список № 2. В этом списке собраны категории, общие для всех фигур теста.

Затем определяются баллы за разработанность каждого ответа, которые заносятся в графу, отведенную для этих показателей выполнения задания. Показатели категорий оригинальности и разработанности ответов записываются на бланке, в строке, соответствующей номеру рисунка. Там же записываются пропуски (отсутствие) ответов.

Показатель беглости для теста может быть получен прямо из номера последнего ответа, если не было пропусков или нерелевантных ответов. В противном случае следует сосчитать общее количество учтенных ответов и записать это число в соответствующей графе. Чтобы определить показатель гибкости, зачеркните повторяющиеся номера категорий ответов и сосчитайте оставшиеся. Суммарный балл за оригинальность определяется сложением всех без исключения баллов в этой колонке. Аналогичным образом определяется суммарный показатель разработанности ответов.

Проверка надежности измерений. Время от времени рекомендуется сопоставлять данные собственной обработки тестов с данными обработки тех же тестов более опытным экспериментатором. Все несоответствия должны быть выявлены и обсуждены. Рекомендуется рассчитать коэффициенты корреляции между показателями, полученными двумя исследователями при обработке 20-40 протоколов. Другим способом проверки надежности может служить повторная обработка экспериментальных материалов одним и тем же исследователем через одну или несколько недель. При использовании бланков для обработки эти виды контроля займут не много времени.

Указатель оценки теста. В указатель включены данные, полученные на 500 учащихся школ г. Москвы в 1994 году. Возраст испытуемых - от 6 до 17 лет.

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Далее приведен список № 2, включающий 99% ответов. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их «XI», «Х2» и т. д. Однако это требуется очень редко.

Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимульной фигуры.

Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная - 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2-4,9% случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.

Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность при объединении в блоки исходных фигур: объединение двух рисунков - 2 балла; объединение 3-5 рисунков - 5 баллов; объединение 6-10 рисунков - 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.

Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Один балл дается за:

- каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз;

- цвет, если он дополняет основную идею ответа;

- специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);

- тени, объем, цвет;

- украшение, если оно имеет смысл само по себе,

- каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства;

- поворот рисунка на 90° и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей части рисунка;

- каждую подробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет - шов, пояс, шарф и т. д., то она оценивается 1 баллом.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Фамилия ____________ Имя___________ Дата _____________

Закончи рисунок

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.

На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.

Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой.



Пример 1

Пример 2

Пример 3

Разработанность ответа: 0

Разработанность ответа: 4

Разработанность ответа: 12

Приведены три примера подсчета баллов за разработанность ответов. Следует их внимательно изучить.

СПИСОК № 1(Напомним:, что ответы, не указанные в списке № 1, получают оценку по оригинальности 2 балла как нестандартные и встречающиеся реже, чем в 2% случаев. Категория этих ответов определяется по списку № 2). Ответы на задание с указанием номеров категории и оценок по оригинальности

Фигура 1

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (37) Лицо, голова человека. (1) Очки. (38) Птица (летящая), чайка.

1 балл (от 2 до 4,99%)

(10) Брови, глаза человека. (33) Волна, море. (4) Животное (морда). (4) Кот, кошка. (21) Облако, туча; (58) Сверхъестественные существа. (10) Сердце («любовь»). (4) Собака. (8) Сова. (28) Цветок. (37) Человек, мужчина. (31) Яблоко.


Фигура 2

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (64) Дерево и его детали. (67) Рогатка. (28) Цветок.

1 балл (от 2% до 4,99%)

(41) Буква: Ж, У и др. (13) Дом, строение. (42) Знак, символ, указатель. (8) Птица, следы, ноги. (45) Цифра. (37) Человек.

.


Фигура 3

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (53) Звуковые и радиоволны. (37) Лицо человека. (9) Парусный корабль, лодка. (31) Фрукты, ягоды.

1 балл (от 2 до 4,99%)

(21) Ветер, облака, дождь. (7) Воздушные шарики. (64) Дерево и его детали. (49) Дорога, мост. (4) Животное или его морда. (48) Карусели, качели. (68) Колеса. (67) Лук и стрелы. (35) Луна. (27) Рыба, рыбы. (48) Санки. (28) Цветы.


Фигура 4

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (33) Волна, море. (41) Вопросительный знак. (4) Змея. (37) Лицо человека. (4) Хвост животного, хобот слона.

1 балл (от 2 до 4,99%)

(4) Кот, кошка. (32) Кресло, стул. (36) Ложка, половник. (4) Мышь. (38) Насекомое, гусеница, червь. (1) Очки. (8) Птица: гусь, лебедь. (27) Ракушка. (58) Сверхъественные существа. (1) Трубка для курения. (28) Цветок.


Фигура 5

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (36) Блюдо, ваза, чаша. (9) Корабль, лодка. (37) Лицо человека. (65) Зонт.

1 балл (от 2 до 4,99%)

(33) Водоем, озеро. (47) Гриб; (10) Губы, подбородок. (22) Корзина, таз. (31) Лимон, яблоко. (67) Лук (и стрелы). (33) Овраг, яма. (27) Рыба. (25) Яйцо.



Фигура 6

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (15) Лестница, ступени. (37) Лицо человека.

1 балл (от 2 до 4,99%)

(33) Гора, скала. (36) Ваза. (64) Дерево, ель. (19) Кофта, пиджак, платье. (66) Молния, гроза. (37) Человек: мужчина, женщина. (28) Цветок.

Фигура 7

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (18) Автомашина. (36) Ключ; (62) Серп.

1 балл (от 2 до 4,99%)

(47) Гриб. (36) Ковш, черпак. (43) Линза, лупа. (37) Лицо человека. (36) Ложка, половник. (62) Молоток. (1) Очки. (18) Самокат.

(60) Символ: серп и молот. (48) Теннисная ракетка.


Фигура 8

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (37) Девочка, женщина. (37) Человек: голова или тело.

1 балл (от 2 до 4,99%)

(41) Буква: У и др. (36) Ваза. (64) Дерево. (11) Книга. (19) Майка, платье. (2) Ракета. (58) Сверхъестественные существа. (28) Цветок. (67) Щит.



Фигура 9

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (33) Горы, холмы. (4) Животное, его уши. (41) Буква М.

1 балл (от 2 до 4,99%)

(4) Верблюд. (4) Волк. (4) Кот, кошка. (4) Лиса. (37) Лицо человека. (4) Собака. (37) Человек: фигура.


Фигура 10

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (8) Гусь, утка. (64) Дерево, ель, сучья. (37) Лицо человека. (4) Лиса.

1 балл (от 2% до 4,99%)

(63) Буратино. (37) Девочка. (8) Птица. (58) Сверхъестественные существа. (45) Цифры. (37) Человек, фигура.


СПИСОК № 2. Категории ответов, оригинальность которых оценивается 2 баллами с указаниями категории.

(18) Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор. (3) Ангелы и другие божественные существа,их детали, включая крылья. (1) Аксессуары: браслет, корона, кошелек, монокль, ожерелье, очки, шляпа. (20) Бельевая веревка, шнур. (41) Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания. (7) Воздушные шары: одиночные или в гирлянде (39) Воздушный змей. (33) Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утес. (34) Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник. (24) Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры. (64) Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма. (49) Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекресток, эстакада. (4) Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака. (5) Животное: следы. (53) Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприемник, рация, камертон, телевизор. (65) Зонтик; (63) Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка. (62) Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор. (46) Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь. (11) Книга: одна или стопка, газета, журнал. (68) Колеса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал. (50) Комната или части комнаты: пол, стена, угол. (22) Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик. (9) Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник. (12) Коробка: коробок, пакет, подарок, сверток. (54) Космос: космонавт. (16) Костер, огонь. (23) Крест: Красный крест, христианский крест, могила. (40) Лестница: приставная, стремянка, трап. (2) Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолет, спутник. (32) Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта. (43) Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтерский молот. (44) Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы. (6) Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки. (59) Наземный транспорт - см. «Автомобиль», не вводить новую категорию. (38) Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк. (35) Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение Луны, звезда, Луна, метеорит, комета, Солнце. (21) Облако, туча: разные виды и формы. (30) Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли. (19) Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка. (67) Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемет, пушка, рогатка, щит. (48) Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис. (29) Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепешка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб. (66) Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган. (36) Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щетка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щетка. (8) Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыпленок. (26) Развлечения: певец, танцор, циркач. (47) Растения: заросли, кустарник, трава. (27) Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог. (58) Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, баба -Яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт. (42) Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа. (60) Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема. (52) Снеговик. (57) Солнце и другие планеты: см. «Небесные тела». (55) Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота. (13) Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскреб, отель, пагода, хижина, храм, церковь. (15) Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба. (14) Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба. (17) Тростник и изделия из него. (51) Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш. (31) Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко. (28) Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан. (45) Цифры. одна или в блоке, математические знаки. (61) Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер. (37) Человек, его голова, лицо или фигура: девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определенная личность, старик. (56) Человек из палочек: см. «Человек». (10) Человек, части его тела: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык. (25) Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.

Интерпретация результатов тестирования.

1. Беглость, или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают (см. табл. 1), что большинство детей 1-8 классов выполняют от 7 до 10 заданий, а старшеклассники - от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее пяти) встречается чаще всего у подростков (5-8 классы).

2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

3. Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

4. Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие - для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

Таблица 1

Средние показатели КТГМ у учащихся разных классов*

Классы

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1 - 2

9,0(1,2)

7,5(1,7)

10,3 (2,9)

22,4(8,8)

3 - 4

8,9(1,6)

7,6(1,6)

9,7 (3,6)

31,7(15,2)

5 - 6

9,0(2,1)

6,8 (2,2)

9,2(4,1)

30,4(16,5)

7 - 8

9,1(1,8)

7,4(1,9)

9,6(3,6)

31,8(17,4)

9 - 11

9,7 (0,7)

8,1(1,3)

10,7(3,3)

40,4(13,6)

1-11

9,2(1,4)

7,6(1,6)

10,0(3,4)

31,3(35,3)

* Для сопоставления показателей творческого мышления (оригинальности и разработанности) необходимо провести их преобразование в стандартную Т-шкалу. Это позволит сравнивать результаты, полученные по КТТМ и фигурному тесту творческого мышления П. Торранса (см. табл. 2). В скобках в таблице указаны показатели стандартного отклонения.

Таблица 2

Преобразование «сырых» показателей в Т-шкалу


Баллы по оригинальности

Баллы по разработанности

Т-шкала

1-3 класс

4-8 класс

9-11 класс

1-2 класс

3-8 класс

9-11 класс

100

-


-

66

110

108

95


-

-

62

101

101

90


-

-

58

92

95

85

20

-

-

54

83

88

80

19

20

20

49

75

81

75

18

18

18

45

68

74

70

16

17

17

40

62

68

65

15

15

16

35

55

61

60

13

13

14

31

48

54

55

12

И

12

26

39

47

50

10

9

11

22

30

40

45

9

7

9

18

23

33

40

7

5

7

14

16

27

35

6

3

5

10

11

20

30

4

1

4

5

7

13

25

2

-

1

1

2

7

20

1

-

-

-

-

1

Значения по Т-шкале 50±10 соответствуют возрастной норме.


* Первая цифра - номер категории, вторая - баллы за оригинальность, третья - баллы за разработанность.


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия Имя пол

Возраст 10 лет Школа № Класс

Дата проведения теста.



№ категории

Оригинальность

Разработанность

1

21

1

5

2

64

0

8

3

67

1

5

4

33

0

7

5

36

1

6

6

19

2

4

7

36

0

6

8

37

0

3

9

4

1

6

10





Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

9

8

6

50

По Т-шкале

35


62


Заключение.

Беглость и гибкость соответствует возрасту. Оригинальность идей - низкая. Разработанность - верхняя граница нормы.

Сказка из книги Н.Н.Амбросьевой "Классный час с психологом. Сказкотерапия для школьников"

"Как Вася поссорился с Творческим Мышлением"


В некотором царстве, в некотором государстве жило-было Творческое Мышление со своими сестрами.
Первую сестру звали Беглость. Она помогала людям создавать быстро целый поток идей. Вторую сестру звали Гибкость. Она помогала взглянуть на проблему с разных сторон. Третью сестру звали Оригинальность. Она помогала придумывать нестандартные, оригинальные, необычные идеи и решения.
А по соседству с Творческим Мышлением жила-была семья: мама, папа и озорной мальчик Вася. Мама постоянно Васе говорила:
- Нельзя часами смотреть телевизор и за компьютером просиживать. От этого творческое мышление портится.
Папа добавлял:
- Слушай, что мать говорит! Лучше бы занимался, мышление свое творческое развивал.
- Ну, вот еще... Больно надо напрягаться, - ворчал Вася. - Все уши прожужжали: «Творческое мышление!.. Творческое мышление!..». Обойдусь и без вашего творческого мышления.
Мама с папой только качали головой.
- Ай-ай-ай... Ну что за мальчик! - сокрушалась мама.
- Ну что за сынок! - расстраивался отец.
Узнав про этот разговор, Творческое Мышление очень обиделось на Васю и решило его проучить. Однажды Вася отправился в лес за грибами. Шел по лесу, слушал пение птичек. Вдруг откуда ни возьмись - волшебница Путанка появилась и стала колдовать:
- Все стежки-дорожки запутаю-перепутаю! Все стежки-дорожки запутаю-перепутаю!..
И запутала. Понял Вася, что заблудился.
- Где же дорога домой? - думает. - Эх, был бы компас, вмиг бы отыскал. А так, что теперь делать, не знаю.
Сел он на пенек и горько заплакал.
Узнала про Васину беду первая сестрица Творческого Мышления - Беглость, сжалилась и бросилась Васю спасать.
- Я поделюсь, Вася, с тобой беглостью мышления, - сказала Беглость. - Что ты все про компас? Где другие идеи? Думай, Вася, думай, как другими разными способами эту проблему решить можно.
И тут же куча идей закружилась у Васи в голове.
- Как же я раньше не сообразил, - думает Вася. - Вот дерево! С одной стороны мха больше наросло, значит, там север! А вот солнышко светит. Еще утро, а солнышко всходит на востоке! Значит, там восток. Там - север! Там - мой дом. Ура! Сообразил. Вон куда надо идти... Спасибо тебе, Беглость!
Вася побежал дальше. Он не знал, что его впереди ждут еще испытания.
Вдруг откуда ни возьмись злой принц Никотинус из страшного царства пороков.
Начал Никотинус Васю сладкими речами уговаривать.
- Васек, давай закурим по одной, расслабимся, - промурлыкал Никотинус. - Знаешь, как классно! Кайф! Чего ты боишься? Это личное дело каждого - курить или нет. Ну, давай, смелее.
- И правда,- согласился Вася,- это мое личное дело. Хочу - курю, хочу - нет. Кому какое дело.
И уж было потянулся он за сигаретой, да в этот миг бросилась его спасать вторая сестрица Творческого Мышления - Гибкость. Начала она вокруг Васи кругами ходить, гибкостью Мышления делиться:
- Думай, Вася, думай! Посмотри-ка на эту проблему с разных сторон. Ты уверен, что курить твое личное дело?
И тут же куча идей закружилась у Васи в голове, мысли забегали.
- Ой, чуть глупостей не наделал! - опомнился Вася. - Здоровье погубить легко, а потом его ни за какие деньги не купишь. И деток лично я хочу здоровых иметь, когда сам папой стану. А деньги тратить на курево глупо, лучше яблок купить или апельсинов. Там витамины, они для здоровья полезнее. Нет, не личное это дело: курить или не курить. И всех касается, как не крути. Так что, Никотинус, не буду я курить и тебе не советую. Спасибо тебе, Гибкость, что помогла взглянуть на проблему с разных сторон.
Пошел Вася по тропинке дальше, но на пути его поджидало третье испытание. Откуда ни возьмись - волшебница Мудрилка:
- Куда путь, Васенька, держишь?
- Домой, к папе с мамой иду.
- Что же, пущу, если решишь задачку одну, я тут специально для тебя намудрила.

А не решишь - навеки в моем царстве останешься. А задачка такая: в бутылке на дне лежит колпачок от ручки. Как его достать, не встряхивая и не переворачивая бутылку. Даю тебе три попытки.
- Чего тут думать?- отвечает Вася.- Встряхнуть бутылку как следует, колпачок и выскочит.
- Ты невнимательный, Вася. Я же сказала, что встряхивать бутылку нельзя.
- Ну, тогда сейчас палочкой попробую достать. Ничего, однако, у Васи не получилось.
- У тебя осталась последняя попытка, Вася, - предупредила Мудрилка.
Погрустнел Вася, но тут на выручку ему пришла третья сестра Творческого Мышления - Оригинальность. Начала она вокруг Васи кругами ходить, оригинальностью мышления делиться.
- Думай, Вася, думай! - приговаривала Оригинальность.- Придумай что-нибудь нестандартное, оригинальное.
И закрутились у Васи в голове мысли, забегали.
- Знаю, знаю, как достать колпачок, - радостно воскликнул Вася. - Надо в бутылку воды налить, колпачок наверх и всплывет.
- Правильно, молодец. Что ж, иди. Счастливого пути, Вася! - Мудрилка помахала на прощанье рукой.
- До свидания! Спасибо тебе, Оригинальность, за то, что помогла Мудрилкину задачку решить, придумать оригинальный способ.
- Счастливого пути, Вася! - попрощалась с ним Оригинальность. Вася побежал домой. Там его ждали мама и папа. Они очень соскучились, принялись его обнимать, целовать.
- Ой, что со мной было! - стал рассказывать Вася родителям.- Спасибо сестрицам Творческого Мышления. Беглость научила создавать быстро целый поток идей. Гибкость научила смотреть на проблему с разных сторон. Оригинальность научила придумывать нестандартные, оригинальные идеи. Теперь-то я понимаю, почему необходимо развивать творческое мышление, пойду с нашим соседом мириться.
- Прости меня, Творческое Мышление, - раскаялся Вася, - я все понял и хочу с тобой дружить.
С тех пор Вася больше никогда не ссорился с Творческим Мышлением. А Творческое Мышление всегда было рядом с Васей и помогало ему во всех делах.

Успехов!












 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал