7


  • Учителю
  • Конспект урока литературы Тема: «Рассказ Астафьева В. П. «Зачем я убил коростеля?»

Конспект урока литературы Тема: «Рассказ Астафьева В. П. «Зачем я убил коростеля?»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цель: создать условия для развития критического мышления и формирования читательских и речевых умений при изучении рассказа Астафьева В. П. «Зачем я убил коростеля?»Целеполагание в когнитивной области:Знать: фамилию, имя, отчество автора (Астафьев Виктор Петрович), назв
предварительный просмотр материала


Конспект урока литературы

Тема: «Рассказ Астафьева В. П. «Зачем я убил коростеля?»

Цель: создать условия для развития критического мышления и формирования читательских и речевых умений при изучении рассказа Астафьева В. П. «Зачем я убил коростеля?»

Целеполагание в когнитивной области:

Знать: фамилию, имя, отчество автора (Астафьев Виктор Петрович), название рассказа («Зачем я убил коростеля?»)

Понимать: особенности жанра рассказ, главную мысль, идею, понимать смысл слов: бочажина, тальник, борозда, удилище, литовка, закоренелой, чемерица, угор, росное, дергач.

Применять: уметь находить ответ в тексте произведения, заполнять «Дерево предсказаний», приём стилистический эксперимент, выборочное чтение, устное словесное иллюстрирование.

Анализ: описания автором поступков главного героя (эпитеты), толстых и тонких вопросов, названия рассказа.

Синтез: ответ на вопрос учебной задачи анализа: каким предстаёт перед нами автор на протяжении всего рассказа, как меняется его внутренняя позиция?, написание работы по технологии РАФТ, эссе (Темы: Впечатления о такой птице, как коростель. Печальная история коростеля. Как ты поступил бы на месте мальчика?), синквейна. (Темы: Коростель.

Мальчик и коростель. Поступок мальчика.)


Оценка: рассказа Астафьева В. П. для воспитания качеств личности: доброты, сочувствия к живым существам, стремление к получению знаний для применения их в жизни.


Целеполагание в аффективной области:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать умений слушать ответы одноклассников;

- воспитание усидчивости;

- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, речи и др.)

- Оценка своей работы на уроке.

План урока с дозировкой времени:


  1. Орг. момент……………………………1 мин.

  2. Сообщение темы и цели урока………………………2 мин.

Фаза вызова:

  1. Подготовительная работа (рассказ об авторе , уточнить понимание понятие жанра «рассказ», проведение словарно-лексической работы. Слова: божачина, танник, борозда, удилище, литовка, закоренелой, чемерица, угор, росное, дергач). ……………7 мин.

Фаза осмысления:

  1. Первичное чтение и проверка читательского восприятия……………..7 мин.

  2. Постановка учебной задачи анализа (каким предстаёт перед нами автор на протяжении всего рассказа, как меняется его внутренняя позиция?) ………………………….1 мин.

  3. Повторное чтение текста и анализ………………………..15 мин.

  4. Обобщающая беседа…………………………..3 мин.

Фаза рефлексии………………………………10 мин.

  1. Подведение итогов…………………….2 мин.


Оборудование:

Для учителя: раздаточный материал (лесенки, «дерево предсказаний», толстые и тонкие вопросы), презентация, учебник: хрестоматия по литературе для 3 класса М. П. Воюшиной.

Для учеников: учебник: хрестоматия по литературе для 3 класса М. П. Воюшиной, пинал.


ХОД УРОКА:


Этап урока

Деятельность учителя и учеников

Примечание

Орг. момент



Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и цели урока.


Сегодня на уроке мы будем работать с рассказом Астафьева В. П. «Зачем я убил коростеля».


Фаза вызова


Подготовительная работа


Но для начала я хочу вас спросить: какие литературные жанры вы знаете? (рассказ, сказка, басня, былина, повесть).


Произведение, которое мы сегодня будем читать, относится к такому жанру, как рассказ.

Назовите основные особенности рассказа (произведение об одном событии в жизни персонажа, маленькое по объему).

Сегодня на уроке, как я уже говорила мы будем читать и анализировать рассказ «Зачем я убил коростеля?». Может кто-то знает автора данного произведения?

Автором рассказа «Зачем я убил коростеля?» является Виктор Петрович Астафьев.


Для того, что узнать о том, как жил, над чем работал Виктор Петрович Астафьев вы внимательно послушайте вашего товарища, который приготовил рассказ об авторе.


Детство писателя было трудным. Мальчику было всего лишь семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничны, он посвятит повесть "Перевал".
Астафьев побывал даже в беспризорниках, воспитывался в детдоме. Здесь добрые, умные учителя пробудили в нем интерес к писательству.

Мальчиком, Виктор Астафьев заблудился в тайге и много дней провел один. А когда в школе все писали сочинение о том, как прошло лето, пятиклассник обо всем этом и написал. Вскоре сочинение было напечатано в рукописном школьном журнале "Жив". Так появился первый рассказ для детей "Васюткино озеро".

Виктор Астафьев был на фронте, на передовой. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, разведчик, связист.
Произведения, созданные Астафьевым, хорошо известны. Это книги о войне, о мире, о детстве, многочисленные повести и рассказы: «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростеля?», «Милаха и кот Громило», «Бойе», «Капля», «Не хватает сердца», «Царь-рыба» и др.

Автор - не любопытствующий собиратель географических сведений, а человек, с детства изведавший суровую печаль северной земли и не забывший, не разуверившийся в ее красоте и правде.

Внимание автора сосредоточено на людях, их судьбах, страстях и заботах.

Спасибо большое!

Что вы запомнили об авторе?

(у него было трудное детство, он был шофером, разведчиком, связистом и т.д)

Какие произведения автора вы запомнили?

(Высюткино озеро, Царь-рыба и т.д.)

Хорошо!


В тексте встретятся непонятные слова:

Бочажина - лужа

Тальник - небольшая кустарниковая ива.

Борозда - канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.

Удилище - часть удочки - длинная гибкая палка

Литовка - распространенный вид косы

Закоренелой - неисправимый, застарелый

Чемерица - многолетняя луговая и лесная трава с толстым корневищем, крупными листьями и метелками цветков.

Угор - место, идущее в гору, подъем

Росное - с обилием росы

Дергач - то же, что и коростель

Посмотрите на доску, вот так выглядит птичка коростель. Кто из вас её видел поднимите руку. (дети поднимают руки)


Рассказ, с которым мы будем знакомиться называется так: «Зачем я убил коростеля?» Также на доске написаны некоторые слова и словосочетания. Давайте их прочитаем: ( «это было давно», «коростель», «вырос в семье охотника», «священная птица во Франции», «однажды», «дрогнет моё сердце»).

Давайте подумаем, о чём может идти речь в этом рассказе? Составим «дерево предсказаний». Сейчас я раздам вам листочки, на которых изображено дерево.

Тема - это ствол. Какая у нас тема? ( Рассказ «Зачем я убил коростеля?») моё сердце».

А ветви - это предположения.

(У сильной группы могут быть и листочки дерева - аргументы, то есть вы объясняете, почему такое предположение выдвигаете. (Дети приводят предположения и обосновывают свой выбор)).

Например:

Ствол: Зачем я убил коростеля?

Ветки: он захоронит птицу, отнесёт её домой, расскажет о этой птице, опишет свои переживания и др.

Аргументы: исходя их темы можно сказать, что автор переживает за этот случай, поэтому он должен и поделиться своими чувствами, он захоронит птичку, потому что он её убил и др.

Хорошо, мы составили дерево предсказаний. Посмотрим, что же произошло на самом деле.


Имя, Фамилия, Отчество автора на слайде. Его портрет.

Слова на слайде.

Детям раздаются листочки с различными «деревьями». У слабой группы - дерево с двумя ветками.

У средних - с 4-мя.

У сильных с 4-мя и ещё «листочки» -аргументы, т.к. дети ещё должны обосновать свой выбор.


Фаза осмысления

Первичное чтение


Сейчас я прочитаю вам этот рассказ. Слушайте внимательно, потому что потом я задам вопросы.

Проверка читательского восприятия.



Вот вы и познакомились с этим рассказом. Какое настроение он у вас вызвал? (печальное, грустное и др.)

А кто здесь главный герой? (Автор)

Что запомнилось больше всего? (Начало, где автор рассказывает о погоне за птицей)

Постановка учебной задачи анализа

Многие из вас поделились своими впечатлениями о этом рассказе. Но давайте посмотрим

Каким предстаёт перед нами автор на протяжении всего рассказа, как меняется его внутренняя позиция? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо ещё раз прочитать текст и проанализировать его.

Повторное чтение и анализ

Чтобы ответить на этот вопрос нужно еще раз прочитать текст. Я вам раздам листочки с вопросами, вам нужно на них ответить, но последней группе нужно самим составить вопросы (тонкие и толстые), распределить вопросы на две группы (толстые и тонкие), и ответить на них.

1 группа:

Когда произошло это событие?

С кем автор сравнивает себя во время погони?

Почему коростель не мог улететь с другими птицами?

Какие прилагательные автор использует при описании коростеля, когда он взял его в руки?

Что рассказывает автор о жизни коростеля?

Как к коростелям относятся у нас и во Франции?

2 группа:

Дайте объяснение тому, что автор сравнивает себя с гончей собакой?

Как вы считаете, почему автор использует следующие эпитеты при описании коростеля: бескостное, мёртвые, бесцветные веки, худое, невесомое?

Как по-другому можно сказать следующую фразу: «И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля». Что изменится?

Почему вы думаете автор спустя много лет, слыша «скрип» коростеля мучается вопросом «зачем я убил коростеля»?

Что изменилось бы, если этого события в жизни писателя не произошло?

3 группа:

Попробуйте составить толстые и тонкие вопросы, распределите их и ответьте.

(Дети выполняют задание)


Давайте посмотрим, что у вас получилось. Начнем с первой группы.

Когда произошло это событие?

(40 лет назад)

С кем автор сравнивает себя во время погони?

(автор сравнивает себя с гончей собакой)

Почему коростель не мог улететь с другими птицами?

(у птички не было одной лапки)

Какие прилагательные автор использует при описании коростеля, когда он взял его в руки?

(бескостное, мертвые, бесцветные веки, худое, невесомое)

Что рассказывает автор о жизни коростеля?

( Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда,

"где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете

тонут зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые

глаза...". Идёт, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и

поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два

раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути

и особенно при перелёте через море.

Как идёт коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город

попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции).


Как к коростелям относятся во Франции?

(во Франции Коростель считается священной птицей. На гербе

города изображён коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь

никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой

птицы).

-Хорошо, молодцы!

Теперь вторая группа

Дайте объяснение тому, что автор сравнивает себя с гончей собакой?

(у него был сильный дикий азарт, он хотел поймать птичку)

Как вы считаете, почему автор использует следующие эпитеты при описании коростеля: бескостное, мёртвые, бесцветные веки, худое, невесомое?

(Он хотел показать, что коростель маленькая, беспомощная, хрупкая птичка)

Как по-другому можно сказать следующую фразу: «И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля». Что изменится?

(«Утром за рекой я услышал коростеля». Фраза стала простой, скучной)

Почему вы думаете, автор, спустя много лет, слыша «скрип» коростеля мучается вопросом «зачем я убил коростеля»?

(Потому что его мучает совесть, так как он убил птичку)

Что изменилось в жизни писателя после того что произошло?

(Он стал по - другому смотреть на жизнь, ценить ее)

Какую картину представляете, когда читаете описание природы?

А теперь послушаем третью группу

(дети читают свои вопросы, отвечают, добавляют)

Например, они могут составить вопросы: почему рассказ назван именно так?

Почему рассказ ведётся от первого лица?

- Хорошо, молодцы, ребята!


Обобщающая беседа

Итак, в начале урока мы поставили вопрос: каким предстаёт перед нами автор на протяжении рассказа. Как меняется его внутренняя позиция?


(В начале мы видим автора совсем молодым, который был азартным и в этом порыве убивает коростеля, не задумываясь о том, что он погубил живое существо. Но потом мы видим, как автор терзает себя за этот поступок, его мучает совесть, потому что он осознал, что совершил ошибку. Возможно поэтому он и хочет узнать как можно больше информации об этой птичке, чтобы как-то компенсировать свою вину).


Почему рассказ назван именно так? (ответы детей)

Рефлексия


Мы подробно разобрали произведение, его главную мысль, а в заключении вы напишите творческую работу.

Т.к. у нас весь класс разделен на 3 группы, то каждой группе будет свое задание.

1 группе нужно составить синквейн.

1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка - два прилагательных.
3 строка - три глагола.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - резюме, вывод, одно слово, существительное.

Темы:

Коростель

Мальчик и коростель

Поступок мальчика


2 группе нужно будет написать ЭССЕ на темы:

Впечатления о такой птице, как коростель.

Печальная история коростеля.

Как ты поступил бы на месте мальчика? Тему на собственный выбор.


3 группе нужно будет свои мысли оформить в такую форму работы, как РАФТ . Вам нужно выбрать, от чьего лица вы будете писать, т.е. роль - автор статьи, друг, ученик (на выбор), кому писать, т.е. адресат (другу, газета, журнал о животных, учитель) и форму (например: письмо, статься, эссе, исследование). Темы такие же:

Впечатления о такой птице, как коростель.

Печальная история коростеля.

Как ты поступил бы на месте мальчика?


Сегодня вы усердно работали на уроке. Я предлагаю вам оценить свою работу. У вас на партах лежат листочки с изображением лесенки. Поставьте себя на любую ступеньку. Чем выше вы оцениваете свою работу, тем выше ступенька.

Раздаточный материал на партах.

Даётся раздаточный материал.

Подведение итогов

Спасибо за урок, вы прекрасно работали. До свидания.

Вывод:

Мы считаем, что наш урок соответствует личностно ориентированной дидактической системе. В уроке мы реализовали такие принципы личностно-ориентированной системы, как принцип индивидуальности за счёт проведения диагностики, т.е. в соответствии с ней мы разделяем детей на 3 группы в сообразно уровню литературного развития который был выявлен. Также мы использовали разноуровневые задания, например, на этапе рефлексии, первая группа (дети с констатирующем и фрагментарным уровнем литературного развития) пишут синквейн, вторая группа (дети, находящиеся на уровне героя) эссе, а третья группа (дети, находящиеся на уровне идеи) работают с технологией РАФТ.

Принцип выбора, например, на том же этапе рефлексии дети сами выбирают тему своей работы из предложенных. Принцип субъективности, т.к. на уроке мы используем метод самостоятельной работы (например, при работе с толстыми и тонкими вопросами и на этапе рефлексии).

Принцип творчества и успеха, т.к. в конце занятия дети выполняют творческую работу (фаза рефлексии), задания подобраны в соответствие с возрастом и возможностями учащихся. Все задания посильны для детей.

Принцип самоактуализации: мы актуализируем знания детей в начале урока, при выполнении творческой работы дети пользуются и своим личным опытом.

В технологии критического мышления выделяют следующие этапы урока: фаза вызова, где мы актуализируем знания детей (в нашем случае - это работа с жанром «рассказ», с биографией автора, трудными словами, которые встречаются в тексте, а также составление дерева предсказаний), фаза осмысления, где происходит получение новой информации (в нашем уроке фаза осмысления - это первичное чтение, постановка учебной задачи, повторное чтение и анализ текста, обобщающая беседа) и фаза рефлексии, на которой происходит осмысление и рождение нового знания (в нашем уроке на фазе рефлексии дети работают с технологией РАФТ, эссе и синквейном).

Также в своем уроке мы реализовали такие приемы их технологии критического мышления как «дерево предсказаний» на подготовительном этапе, «толстые и тонкие вопросы» на этапе повторного чтения, «синквейн», эссе и РАФТ на этапе рефлексии. Наш урок построен по авторской программе М.П.Воюшиной и соответствует методической и дидактической структурам. В литературном развитии выделяются два взаимосвязанных направления: формирование маленького читателя и воспитание маленького писателя. Мы учим детей анализировать текст, понимать идею автора, замысел. Учащиеся учатся выражать свои мысли в письменной и устной форме, учатся соблюдать структуру повествования.

Также в своём уроке мы способствуем формированию у детей следующих читательских умений:

  1. Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствие с их функцией в художественном произведении (На этапе повторного чтения и анализа мы обращаем внимание на особенности языковых средств, используем приём стилистического эксперимента, чтобы показать особенности авторского слова)

  2. Умение устанавливать причинно-следственные связи, динамику эмоций (дети анализируют то, как меняется мировоззрение автора на протяжении всего повествования).

  3. Умение видеть авторскую позицию.


В нашем уроке реализованы следующие приёмы анализа художественного произведения: устное словесное иллюстрирование (Какую картину вы представляете, когда читаете описание природы?), выборочное чтение (ученики находят ответы на вопрос из текста), а также стилистический эксперимент, где необходимо заменить авторские слова своими, чтобы обратить внимание на особенности языка автора. (Н-р вопрос: как по-другому можно сказать следующую фразу: «И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля»).


Также в нашем уроке были реализованы следующие принципы обучения:

- сознательности и активности (дети понимают то, что делают и они активно участвуют в обсуждении)

- доступности (материал адаптирован к уроку)

- наглядности (используются картинка коростеля)

- учёт возрастных особенностей (материал доступен для понимания).




Примеры работ:


Синквейн

Тема: Коростель

Коростель

Слабый, беспомощный

Шел, ковылял, зимует

Коростель считается священной

Зачем он убил коростеля?


Эссе

Тема: Печальная история коростеля

Мне очень жаль того коростеля, которого убил главный герой произведения. Это была беззащитная маленькая птичка. Он жил в лугах, но однажды его поймал мальчик. У коростеля было завядшее, вроде бы бескостное тельце. Глаза были как мертвые. Это очень грустная история и я наверно никогда так не поступил.


РАФТ

Роль: автор статьи

Адресат: журнал о животных

Формат: статья

Тема: Впечатления о такой птице, как коростель

Коростеля по-нашему называют дергачом. Не приспособленная эта птица к полету, но быстрая на ногу. Коростель зимует в Африке и уже в апреле покидает ее. Эта птица во французском старинном городе считается священной.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал