7


  • Учителю
  • Рабочая программа по внеурочной деятельности 'Информатика и ИКТ' (3 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности 'Информатика и ИКТ' (3 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:        Программа имеет два направления пропедевтического изучения информатики – развитие логического и алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой.   Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №3»


Рассмотрена на заседании Утверждаю:

школьного методического совета Директор МБОУ

«Начальная школа №3»

________ И.Н.Бойкова

Протокол № от «___» ___________2014г. «___»__________ 2014г.




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Информатика и ИКТ»

Направление: общеинтеллектуальное

3класс





Составитель программы:

Кадамцева Светлана Геннадьевна;

1 квалификационная категория



2014 - 2015

учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373 (с внесенными изменениями);

  • примерной программы начального общего образования по математике;

  • примерной авторской программы «Информатика и ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) А.В. Горячева;

  • Образовательной программы МБОУ «Начальная школа №3»;

  • учебного плана МБОУ «Начальная школа №3».

Программа имеет два направления пропедевтического изучения информатики - развитие логического и алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой.

Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

  • овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

  • развитие мелкой моторики рук;

  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

  • освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

  • формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

  • воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к авторским правам;

  • практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

В качестве основных задач при изучении информационных и коммуникационных технологий ставится:

  • начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);

  • создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;

  • ознакомление со способами организации и поиска информации;

  • создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;

  • создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики:

1) развитие у учащихся навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике.

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой.

3) создание у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач.

В качестве основных задач при изучении логико-алгоритмических основ информатики:

- научить применять формальную логику при решении задач;

- формировать алгоритмический подход к решению задач;

- познакомить с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией;

- развивать творческое воображение.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

На изучение курса «Информатика и ИКТ» в 3 В классе, в соответствие с учебным планом отводится 35 часов (1 час в неделю при 34 учебных неделях).

Особенности преподавания курса внеурочной деятельности

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных дидактических игр.

Формы работы с учащимися:

Игровой метод.

Важной для освоения учебного материала является игровая деятельность. Её дозировка обуславливается возрастом детей.

Эвристический метод.

Метод поиска, смысл которого заключается в нахождении средств для решения каких-либо задач, основанный на постоянном поиске ученика и педагога. Это основной метод развития творчества.

Исследовательский метод.

Способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. Главная особенность - научить видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи.

Формы занятий:

- По количеству детей - групповые и индивидуальные.

- По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей -

экскурсии, конкурсы, фестивали, выступления на общешкольных мероприятиях.

- По дидактической цели - вводные, теоретические, практические, обобщающие, контрольные.

Внутренняя структура задач освоения информационных и коммуникационных технологий основана на модульной организации программы. Материал логико-математического компонента изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Основное содержание курса


Название раздела

Темы

Количество часов

теоретические

практические

Модуль «Знакомство с компьютером»

Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера.

Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

1

2

Модуль «Создание рисунков»

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

2

3

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)»

Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

1

1

Модуль «Создание текстов»

Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажёров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста.

3

3

Модуль «Создание презентаций»

Презентация. Создание презентации.

1

2

Алгоритмы

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

2

3

Группы (классы) объектов

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

2

2

Логические рассуждения

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

6

4

Применение моделей (схем) для решения задач

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

1

1


Ожидаемые результаты освоения

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

1. Технологический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные;

  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

2. Логико-алгоритмический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

1. Технологический компонент

Модуль «Знакомство с компьютером».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:

знать

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;

  • для чего нужны основные устройства компьютера;

уметь

  • пользоваться мышью и клавиатурой;

  • запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.

Модуль «Создание рисунков».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь

  • выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;

  • сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:

знать

  • что такое полное имя файла;

уметь

  • создавать папки (каталоги);

  • удалять файлы и папки (каталоги);

  • копировать файлы и папки (каталоги);

  • перемещать файлы и папки (каталоги).

Модуль «Создание текстов».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • набирать текст на клавиатуре;

  • сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;

  • копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;

  • устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

  • подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;

  • составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Модуль «Создание презентаций».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • создавать презентации в программе PowerPoint;

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать презентации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения.

2. Логико-алгоритмический компонент

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Формы учета знаний, умений

-творческая работа

-реферат

-соревнования (конкурсы, турниры, КВН)

-тесты

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Уровень усвоения программы:

Модуль

Критерии оценивания

Количественные показатели

«Знакомство с компьютером».

запускать стандартные программы с рабочего стола, из меню, выполнять действия в них, завершать их работу.

3б.- выполнение задания без посторонней помощи

2б. - иногда обращается за помощью к учителю

1б. - не уверен в своих действиях, постоянно обращается за помощью к учителю

«Создание рисунков».


выполнять различные действия с графическим изображением.


3б. - самостоятельно выполняет рисунки различного уровня, дополняя и изменяя их

2б. - выполняет стандартные действия с рисунками (нарисовать с помощью геометрических фигур тематический рисунок, раскрасить)

1б. - создает простейший рисунок, используя графические примитивы и встроенные инструменты графического редактора Paint.

«Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)».

выполнять различные действия с файлами и каталогами (папками).


3б. - самостоятельно создавать папки (каталоги); удалять файлы и папки (каталоги); копировать файлы и папки (каталоги); перемещать файлы и папки (каталоги)

2б. - иногда обращается за помощью к учителю

1б. - не уверен в своих действиях, постоянно обращается за помощью к учителю

«Создание текстов».

набирать текст на клавиатуре;

копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;

3б. - самостоятельно набирать текст на клавиатуре; сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые тексты и редактировать их; копировать, вставлять и удалять фрагменты текста

2б. - иногда обращается за помощью к учителю

1б. - не уверен в своих действиях, постоянно обращается за помощью к учителю

«Создание презентаций».

создавать презентацию, вставлять текст, изображение, картинки, изменять дизайн.

3б. - самостоятельно создает презентации, предназначенные для какой-либо цели, оформляет их, используя тексты, изображения, картинки

2б. - иногда обращается за помощью к учителю

1б. - не уверен в своих действиях, постоянно обращается за помощью к учителю

Логико-алгоритмический компонент

группировать предметы по классам, выполнять алгоритмы линейные, ветвящиеся, циклические, изображать графы.

3б. - осуществляет группировку предметов по классам, самостоятельно выбирая критерии, выполняет алгоритмы различных видов

2б. - проводит группировку предметов по заданным критериям, выполняет алгоритмы 2-х видов

1б. - затрудняется в группировке предметов по классам, выполняет 1 вид алгоритмов


Учебно-тематический план


п\п

Тема

Кол-во часов

Факт


Вводное занятие. Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе.

1

03.09


Правила поведения в компьютерном классе.

1

10.09


Основные устройства компьютера.

1

17.09


Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели.


24.09


Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

1

01.10


Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись.

1

08.10


Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора.

1

15.10


Выполнение алгоритма.

1

22.10


Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

1

29.10


Составление алгоритма.

1

12.11


Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

1

19.11


Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

1

26.11


Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

1

03.12


    Общие названия и отдельные объекты.

    1

    10.12


      Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

      1

      17.12


      Состав и действия объектов с одним общим названием.

      1

      24.12


      Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

      1

      14.01


      Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта.

      1

      21.01


      Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажёров и текстовых редакторов.

      1

      28.01


      Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

      1

      04.02


      Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов.

      1

      11.02


      Высказывания со словами «все», «не все», «никакие».

      1

      18.02


      Основные операции при создании текстов

      1

      25.02


      Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность.

      1

      04.03


      Основные операции при создании текстов

      1

      11.03


      Графы и их табличное описание. Пути в графах.


      18.03


      Основные операции при создании текстов

      1

      01.04


      Графы и их табличное описание. Пути в графах.

      1

      08.04


      Презентация. Создание презентации .

      1

      15.04


      Деревья.

      1

      22.04


      Текст в презентации. Вставка текста.

      1

      29.04


      Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией.

      1

      06.05


      Порядок действий при создании презентациях.

      1

      13.05


      Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

      1

      20.05


      Вставка картинок, фото в презентации. Подготовка презентаций.

      1

      27.05


      Итого



      35ч


      Ресурсы и условия реализации программы.


      Технические средства: мультимедийный проектор; компьютеры; проектор; экран; колонки, наушники; флэш-накопители.

      Программное обеспечение: Microsoft Windows, Word, Power Point, Paint.

      Учебно-иллюстративный материал: слайды, презентации по темам; видеоматериалы по темам; аудиоматериалы по темам; иллюстративный и дидактический материал по темам занятий; наглядные пособия (иллюстрации, книги);

      Методические материалы: методическая литература для учителя; литература для учащихся.


      Список литературы, электронных ресурсов

      1. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. - М.: Баласс, 2007. - 80 с.: ил. - (Образовательная система «Школа 2100»).

      2. Единая коллекция ЦОР

      3. Методическая копилка для учителя информатики




       
       
      X

      Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

      После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

      Кнопки рекомендации:

      загрузить материал