- Учителю
- Открытый урок по музыке по теме'Интонация'
Открытый урок по музыке по теме'Интонация'
Открытый урок во 2-м классе по теме «Интонация»
(Презентация прилагается)
Цель урока: показать, что интонация является средством музыкальной выразительности.
Задачи урока:
-
Определить понятие музыкальной интонации;
-
Определить связь и различие между речевой интонацией и музыкальной;
-
Развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
-
Воспитывать через музыкальные и художественные произведения чувство дружбы, доброжелательность и сострадание.
Ход урока:
-
Оргмомент: исполнение музыкального приветствия и попевки «Кто дежурные»
-
Введение в тему.
I этап.
Учитель: Ребята, я знаю, что недавно вы на уроках чтения выучили такое стихотворение (читаю без выражения):
Бродит Дрема возле дома,
Ходит Сон по сеням,
И пытает Сон у Дремы:
«Где тут люлечка висит?
Где тут деточка лежит?
Я пойду их укладать,
Буду глазки закрывать»
Как я прочитала? Понравилось?
Почему не понравилось?
Как должна была соблюдать?
Теперь я, учитывая ваши замечания, прочитаю выразительно (читать ярче, помогая рукой).
Как менялся мой голос?
Как я прочитала последнюю строчку?
Рисую схему:
речь
музыка
паузы
повышения и понижения
быстрее и медленнее
громче, тише
Значит, чтобы речь была выразительной, мы
Все это называется интонация и поэтому тема урока будет…
Как вы думаете, а в музыке нужна интонация?
Скажите, а это просто стихотворение, которое надо читать?
Но у нашей колыбельной нет мелодии.
А что такое ЛЮЛЕЧКА?
Покажите рукой, как она качается.
Можно ли голосом показать покачивание люлечки? Кто покажет?
Какие интонации мы должны использовать, чтобы исполнить колыбельную песню выразительно?
Давайте вместе прочитаем выразительно, помогая себе рукой.
А теперь попробуйте сочинить мелодию, чтобы получилась настоящая колыбельная песня.
Кто хочет исполнить свою колыбельную?
(чью-то мелодию я записываю нотами) когда я записала мелодию нотами - видно ли - где нужно петь выше, а где ниже?
А в тексте видно, когда говорить выше, а когда ниже?
Так вот, в отличие от речевой интонации, высоту музыкальной интонации можно записать нотами.
Давайте сравним: были ли в вашей колыбельной паузы, повышения и понижения голоса, изменения темпа и силы голоса?
Дополняю таблицу.
Какой вывод можно сделать?
Чем похожи?
Выразительная речь похожа на музыку, а музыкальная интонация стремится быть похожей на выразительную речь человека, чтобы быть понятной и без слов.
II этап.
Обратили ли внимание, что на уроке есть гости? Сейчас к нам гости придут еще три девочки. Они очень разные и у каждой свой характер. Зовут их Резвушка, Плакса и Злюка. Видите, каким их нарисовал художник.
Как вы думаете, может ли музыка нарисовать портрет человека?
Чем?
Какие интонации нужны, чтобы изобразить Резвушку
На слайде Резвушка
Выписываю на доске:
Интонация…
Мелодия…покажите голосом, рукой
Темп…
Регистр…
Что она еще любит делать?
А представьте, что парта - это фортепиано и покажите на парте пальчиками как она бегает и прыгает.
А кто сможет изобразить характер Резвушки на настоящем инструменте?
На слайде Плакса.
А как себя ведет Плакса?
Покажите голосом, как она всхлипывает, вздыхает? А теперь покажите это на вашем инструменте.
У нее какие интонации?
Какая будет мелодия?
Темп…
Регистр…
Кто сможет изобразить Плаксу на синтезаторе?
На слайде Злюка.
Какие интонации покажут нам характер Злюки?
Что она делает, как себя ведет?
А как можно показать крик пальцами на инструменте?
Мелодия…
Темп…
Регистр…
Кто покажет нам Злюку?
На слайде портрет Д. Б. Кабалевского.
А вот один композитор тоже написал музыку про этих девочек и назвал свою пьесу «Три подружки». Только я забыла, как его зовут, может, вы знаете?
Верно, спасибо, что напомнили.
Так давайте послушаем, как композитор Д. Б. Кабалевский изобразил этих девочек.
Слушание: «Три подружки».
Похоже ли на вашу музыку?
Молодцы, вы как настоящие композиторы, нашли очень точные интонации и смогли выразить характеры девочек.
Смогла ли музыка и без слов нарисовать портрет девочек?
Эмоциональная физкультминутка:
А теперь мы снова послушаем музыку Д. Б. Кабалевского и своими движениями покажем Резвушку, Плаксу и Злюку.
III этап.
Ребята, с которой из этих девочек вы бы хотели подружиться и почему?
А смогли бы вы помочь Плаксе и Злюке изменить свой характер? Им ведь плохо без друзей.
С какой интонацией мы с ними будем говорить?
А какую песню вы хотели бы подарить Плаксе?
А Злюке какую песенку споем?
А Резвушке подарим песню? Какую?
Вы так красиво и выразительно пели, мне очень понравилось, гостям, наверное, тоже.
Как вы думаете, изменилось ли у девочек настроение?
Какими они стали?
Вот такими? Включаю слайд.
Молодцы, ребята, ваши выразительно исполненные песни и добрая интонация помогли им подружиться.
Давайте, теперь вместе с девочками встанем в круг и вместе с девочками споем песню «Дружат дети всей земли»
(слова В. Викторова, музыка Д. Львова-Компанейца).
(Текст на экране)
Спасибо вам за вашу отзывчивость, за то, что постарались помочь девочкам и подружиться с ними.
Еще я хочу поблагодарить тех ребят, которые помогли понять тему урока, помогли нам понять значение интонации в жизни человека! (АПЛОДИРУЕМ)
До свидания!
Дети:
нет
не соблюдали знаки препинания,
говорили быстро, непонятно, громко, некрасиво,невыразительно
делать остановки - паузы там, где знаки препинания, говорить тихо и мягко
делали остановки, голос шел то
вверх, то вниз
замедляя и тише
делали паузы, повышали и понижали голос, говорили быстрее или медленнее, громче или тише.
ИНТОНАЦИЯ (вывожу на слайде)
нужна
Это колыбельная песня.
Это как бы кроватка, в которую кладут маленького ребенка и качают.
Вверх, вниз.
Да
Ласковые, тихие, мягкие и нежные.
Да, ноты показывают
Нет
Да
Речевая интонация и музыкальная похожи
Да
Звуками, интонацией
Игривые, добрые
Прыгучая
Веселая
Быстрый
Не очень высокий
Бегать
Недовольная, ябедничает и жалуется, не хочет играть
Плачущие, вздыхающие
Певучая, грустная
Медленный
Высокий
Злые, резкие, упрямые
Топает, кричит
Резкая
Средний
Низкий
Кабалевский
Да
Краткая характеристика основных методических позиций открытого урока по теме «Интонация»
Технология развивающего музыкального обучения опирается на следующие общедидактические принципы развивающего образования:
-
ведущая роль теоретических знаний, при котором особое место отводится процессам сравнения, анализа и разграничению разных признаков явления;
-
развернутая учебная деятельность, при котором основными видами музыкальной деятельности являются сочинение, исполнение и восприятие.
-
проблематизация содержания, т.е. рассмотрение музыкально-художественных явлений с позиции общечеловеческих ценностей.
В качестве основной методической позиции технологии развивающего музыкального обучения выступает моделирование художественно-творческого процесса, когда школьники ставятся в позицию творца (композитора, поэта, художника) и метод «сочинения уже сочиненного», используемые на всех этапах урока.
Методы технологии
Реализация на уроке
Принцип ведущей роли теоретических знаний.
1. Разграничение разных признаков явлений.
2. Сравнение и анализ.
Развернутая учебная (музыкально-художественная) деятельность. Метод «сочинение сочиненного».
Моделирование художественно-творческого процесса.
Проблематизация содержания, т.е. рассмотрение музыкально-художественных явлений с позиции общечеловеческих ценностей.
I этап урока.
Определение признаков речевой интонации при чтении текста колыбельной песни.
Определение признаков музыкальной интонации мелодии колыбельной песни. Заполнение таблицы.
II этап урока.
Определение музыкальных интонаций для характеристики образов резвушки, плаксы и злюки.
I этап урока.
Сравнение речевой и музыкальной интонаций, самостоятельное выявление общих и отличительных признаков. Заполнение таблицы.
II этап урока.
Сравнение собственных музыкальных иллюстраций резвушки, плаксы и злюки с музыкой Д.Б.Кабалевского. Нахождение общих интонаций с авторской музыкой.
I этап урока.
Слушание и выразительное чтение текста колыбельной песни.
Сочинение и исполнение мелодии колыбельной.
II этап урока.
Сочинение мелодий, характеризующих образы резвушки, плаксы и злюки.
Слушание пьесы Д.Б.Кабалевского «Три подружки».
I этап урока.
Моделирование речевых интонаций колыбельной песни.
Моделирование музыкальных интонаций колыбельной песни.
II этап урока.
Моделирование средств музыкальной выразительности (интонация, мелодия, темп, регистр, тембр) для сочинения мелодий, характеризующих резвушку, плаксу и злюку.
III этап урока.
Моделирование поведенческих норм при общении с окружающими людьми.
I этап урока.
Ставятся перед проблемой сочинить мелодию к тексту колыбельной песни.
III этап урока.
Ставятся в позицию нравственного выбора - с кем дружить, как помочь другим, как общаться с окружающими.
Использование технологии развивающего музыкального обучения позволяет создать на уроке условия для проявления познавательной активности учеников, побуждают их к самостоятельным активным мыслительным и практическим действиям, способствуют принятию детьми себя как уникальную творческую личность. Критерием детского музыкального творчества выделяется предуготовленность к творчеству (внутренняя работа, процесс внутреннего экспериментирования с выразительными средствами, что важней законченного результата).
В результате, с четвертого класса мы на уроках начинаем сочинять песни (и стихи, и мелодию) к разным знаменательным дням и событиям: День Матери, День Отцов, Новый год, приход весны, последний звонок и т.д. И обязательно исполняем их на различных мероприятиях. Есть учащиеся, которые начали писать песни самостоятельно. На сегодняшний день в нашей копилке уже песен.
Таким образом, использование технологии развивающего музыкального реализует востребованность детского творчества, что является непременным условием развивающего образования.