- Учителю
- Рабочие программы. 1-4 класс. Начальная школа 21 века, окружающий мир Школа России
Рабочие программы. 1-4 класс. Начальная школа 21 века, окружающий мир Школа России
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
-
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования на основе авторской программы по изобразительному искусству для начального общего образования 1 - 4 класс / Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. - М.: Вентана - Граф, 2010.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств;
любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
-
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
-
уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
-
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально- чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства;
-
развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
-
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
-
Общая характеристика
-
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-
образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Тема «Художественно - образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)» включает в себя различные виды экскурсий. Считаю целесообразным изучать её не отдельным блоком, а в контексте с другими темами. Исходя из этого часы, отведённые на прохождение этой темы, распределяются между другими темами курса.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода (по Б.П. Юсову) на уроках изобразительного искусства являются следующие:
-
Духовное возвышение ребенка.
Необходимость воспитания учителем духовных потребностей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока.
Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.
-
Действие, радость, увлечение школьника работой.
Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.
-
Живое общение с искусством.
Необходимо активно внедрять в учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии, которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами - их руками, глазами, словами.
-
Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.
-
Опора на региональный компонент в обучении.
Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно- информативный материал урока и планируя учебные творческие задания.
Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в педагогике искусства.
-
Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает учащемуся почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому, педагогу следует сознательно планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности детей.
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.
-
Раскрытие разных сторон жизни искусства.
Педагогический процесс, по возможности, должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны:
-
-
исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;
-
творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;
-
самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».
-
-
Активное творчество самих детей
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Количество часов по учебному плану по изобразительному искусству в 1-4 классе составляет 135 часов
(1 класс - 33 часа, 2 - 4 классы - 34 часа)
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
-
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
-
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
-
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
-
формирование духовных и эстетических потребностей;
-
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
-
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
-
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
-
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
-
ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
-
ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
-
первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
5. получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся первого класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны
называть:
-
художественные инструменты и материалы (акварель, гуашь, карандаши, пастель, кисть);
-
основные цвета;
-
2-3 произведения известных художников.
различать:
-
теплые и холодные цвета;
-
формы линий;
-
узор и орнамент;
-
изделия народных художественных промыслов.
решать учебные и практические задачи:
-
выбирать горизонтальное и вертикальное положение листа;
-
правильно выбирать величину изображения;
-
работать акварельными красками и выбирать кисть;
-
работать карандашом, проводить линии разной формы;
-
составлять узоры и орнаменты из геометрических фигур;
-
составлять иллюстрации;
-
использовать знакомые термины при описании художественных произведений или работ учащихся.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся второго класса
В конце 2 класса обучающиеся должны знать:
-
что такое искусство и как оно говорит со зрителем;
-
основные виды и жанры произведений изобразительного искусства;
-
чем и как работает художник;
-
что такое цветовой круг и как работать кистью;
-
как работать с пластилином;
-
что такое аппликация;
-
что такое украшения;
-
простейшие формы в изображении;
-
холодные и тёплые цвета.
В конце 2 класса обучающиеся должны уметь
-
рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства;
-
определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
-
чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
-
использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;
-
составлять аппликационные композиции из разных материалов;
-
уметь различать тёплые и холодные цвета;
-
уметь украшать свои композиции.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся третьего класса.
-
В течение учебного года обучающиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и получат возможность усвоить:
-
понятия «набросок, «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «графика», «архитектура», «архитектор»;
-
простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного и более теплого оттенков: красно-оранжевого и желто- оранжевого; сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
-
доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России
-
начальные сведения о декоративной росписи матрешек.
К концу учебного года обучающиеся научатся:
-
выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
-
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
-
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
-
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
-
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
-
соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
-
чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
-
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
-
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
-
творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
-
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
-
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
-
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса
Учащиеся должны знать:
отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего; особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства; закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Учащиеся должны уметь:
-
видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
-
выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
-
анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
-
пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
-
передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
-
применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
Метапредметные результаты
-
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
-
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
-
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
-
Проговаривать последовательность действий на уроке.
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
-
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
-
донести свою позицию до собеседника;
-
оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
-
Учиться согласованно работать в группе:
-
учиться планировать работу в группе;
-
учиться распределять работу между участниками проекта;
-
понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
-
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
6. Основное содержание курса
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
1 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
-
Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).
-
Формирование представлений учащихся о происхождение искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника.
-
Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.
-
Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.
-
Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.
-
Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.
-
Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.
-
Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.
-
Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.
-
Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.
-
Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе-ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.
-
Развитие индивидуального чувства формы.
-
Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.
-
Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики
-
Изображение по представлению с помощью разнообразных линий. По характеру начертания. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.
-
Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.
-
Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.
-
Развитие фантазии и воображения
-
Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.
-
Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».
-
Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенные) цветовых отношений. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.
-
Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето- музыкальных композициях.
-
Изображение движения.
-
Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.
-
Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.
-
Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.
-
Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений.
-
Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).
-
Форма и украшение в народном искусстве.
-
Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.
-
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства - музейная педагогика
-
-
Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.
-
Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).
-
Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.
-
Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.
-
Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.
-
Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.
2 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
-
Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.
-
Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, полученных от наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, музыки в ин терьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.
-
Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.
-
Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.
-
Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.
-
Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.
-
Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.
-
Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.
-
Освоение окружающего пространства как среды, в котором все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.
-
Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.
-
Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).
-
Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.
-
Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.
-
Связь образов народной игрушки с темами и характером народных
сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.
-
Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.
-
Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.
-
Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.
II. Развитие фантазии и воображения
Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества.
Общее и различие в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии, линия, пятно ритм в живописи).
-
Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение - условие развитие фантазии и воображения.
-
Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.
-
Выполнение композиций на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии,
-
Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.
-
Тематические композиции - передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.
-
Выполнение самостоятельно икебаны с применением природных материалов.
-
Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.
-
Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.
-
Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные образы.
-
Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.
-
Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусстве. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.
III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства
-
Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места для хранения произведений искусства.
-
Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.
-
Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.
-
Писатель-художник-книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.
-
Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.
-
Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем.
3 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
-
Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
-
Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
-
Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок).
-
Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и другие).
-
Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
-
Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
-
Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
-
Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
-
Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).
-
Передача объёма в живописи и графике.
-
Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании
предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности создать летающий объект.
-
Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размера, динамики, настроения, характера, фактуры, материала).
-
Передача динамики в объемном изображении - лепка по памяти фигуры человека в движении.
-
Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
-
Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм. В технике рельефа.
-
Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве обобщенность, силуэт.
-
Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства.
Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.
-
Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города» «Лесные феи».
II. Развитие фантазии и воображения
-
Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной. Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.
-
Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.
-
Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
-
Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.
-
Взаимосвязь содержание литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
-
Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля.
-
Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).
-
Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
-
Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
-
Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.
-
Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно- прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
III. Восприятие искусства (музейная педагогика)
-
Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
-
Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
-
Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О.Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А.Сислей, Чарушин.
-
Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина (Москва), музей, находящиеся в регионе.
-
Красота и своеобразие произведений народного декоративно - прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
-
Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей.
4 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
Художник - творец и природа. Искусство в окружающей предметно- пространственной среде. Развитие пространственного ощущения мира (многомерность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, народное искусство.
-
Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от природы, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени.
Развитие представления о пространстве окружающего мира: природное пространство разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.
-
Развивать представление об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира - мироздании: красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представление о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок песен, танцев с природным окружением.
-
Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве, которые отличаются разнообразием природных ландшафтов (рельеф местности), климатом, флорой и фауной.
-
Организация и проведение работ по памяти или по наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет.
-
Содержание и художественный образ в произведениях разных художников в разных видах искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогают понять, как каждый народ воспринимают природу и выстраивают с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.
-
Пространс твенные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.
-
Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешнее сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.
-
Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами (наброски, зарисовки, на передачу характерной формы и характера человека) Изображение человека по наблюдению.
-
Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношениями (черно-белое изображение).
Передача на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы.
-
Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Обращать внимание на описание в сказках характеров героев, природного и бытового пространства.
-
Коллективные исследования по материалам народной архитектуры, условий жизни, занятий, народного творчества разных народов (казахи, горцы, китайцы, русские, др.). Общее и отличие одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия.
-
Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам.
Лепка из глины или пластилина, коллективная многофигурная композиция: «Праздник в деревне, ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, за определенным видом деятельности.
-
Пропорции человека. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма с регионом и головного убора климатическими условиями.
-
Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объемно-пространственной композиции по мотивам народной архитектуры в природной среде по описанию в народной сказке.
-
Декоративное украшение и убранство народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта, и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца и ворот избы. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.
-
Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объеме характерных особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа.
-
Изображение замкнутого пространства. Представление о трехмерном пространстве помещения и его изображения на плоскости (три измерения: длина, высота, глубина (ширина). Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте.
Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и другие) их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей природе (растительном и животном мире).
-
Развитие фантазии и воображения
Введение учащихся в мир фантазии, воображаемое пространство разных народов. Освоение сюжетного разнообразия сказок, чудотворной силы, используемых народами в сказках; отражение в сказке жизни народа, особенностей трудовой деятельности; характера флоры и фауны окружающей природы.
-
Самостоятельное вычленение творческой задачи. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятия об устном народном творчестве и литературной сказке. Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.
-
Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с предметами истории, литературы, внеклассного чтения.
-
Выражение исторического времени в литературе, поэзии, театре через отражение среды, его отображение изобразительном искусстве.
-
Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.
-
«Путешествия» на «машине времени» (перемещение в другие Миры, эпохи прошлого и будущего, космические путешествия, в том числе «музыкальные»).
Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска. Развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другую.
-
Изучение особенностей формы народных игрушек, взаимодействия: материала, пластики, характера, украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.
-
Проведение исследовательских работ по выявлению существовавших
ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.
-
Символика народного орнамента узоры народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: как они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и даже чем занимались.
-
Форма изделий определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы - часть декоративно-прикладного искусства. Художник- прикладник создаёт вещи для жизни - красивые (декоративные) и удобные (то есть имеющие практическое - прикладное - значение).
-
Подготовка одного большого художественного события на темы сказок или такие темы, как: «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка».
-
Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.
-
</ Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства.
-
3.1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
-
Народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, семеновская) росписи (жостово, городец, хохлома).
Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследований на темы: какие народные игрушки изготавливались там, вы живёте. Какие природные материалы мастера использовали в их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?
-
Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.
-
Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.
-
Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно- прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений, смыслового содержания.
-
Изображения человека в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве (Фаворский, Кустодиев, Репин, Коненков, Суриков, Васнецов, Нестеров и др.). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения каждого художника.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
1 класс
Тема
Характеристика деятельности учащихся
1
Форма
Вступительная беседа. Что такое форма? Рисование дерева необычной формы.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель.
2
Форма
Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру.
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.
3
Форма
Придумать и нарисовать три вазы разной украсить вазы, подчёркивая форму.
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. «Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.
4
Форма
Рисование осенних листьев различной формы.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И. Левитан «Золотая осень»
5
Форма
Рисование первой буквы своего имени и раскрашивание её.
Освоение основ декоративно - прикладного искусства.
6
Форма
Придумать и нарисовать дом для любимого сказочного героя.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке (узор).
7
Форма
Одеть фигуры человека так, чтобы из них получились разные персонажи (клоун, принцесса, богатырь)
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
8
Форма
Лепка двух различных животных, которые отличаются друг от друга формой своего тела.
Виды и жанры изобразительного искусства.
Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки.
9
Форма
Придумать и нарисовать форму сосуда, в котором живёт волшебный цвет. Дать название.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
10
Цвет
Превратить контурный рисунок в осенний пейзаж.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
11
Цвет
Создание зимнего пейзажа.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.
12
Цвет
Изображение Весны- Красны на цветущем лугу. Украсить её платье, используя главные цвета этого времени года.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
13
Цвет
Рисование картины «Моё лето»
Использование различных художественных техник и материалов: аппликация.
14
Цвет
Выбрать и нарисовать два разных настроения в природе.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
15
Цвет
Изображение цветом, как грозовая туча ползёт по небу и хочет закрыть солнышко
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
16
Цвет
Придумать свой цвет, который живёт в волшебной форме.
Виды и жанры изобразительного искусства.
Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки.
17
Композиция
Вступительная беседа о том, как располагать изображение на листе бумаги. Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка Салтане....»
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры
России и мира. Знакомство с произведениями художника В. Васнецова.
18
Композиция
Заселение в аквариум черепахи и рыб разной формы.
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.
Знакомство с произведениями художника В. Васнецова.
Фантазия
Нарисовать цветы, в которые превратились песенки разных птиц: соловья, кукушки, воробья, иволги, журавля, стрижа.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета,
композиции, объёма, материала.
Использование различных материалов: пластилин.
30
Фантазия
Рисование и раскрашивание волшебных камней во дворце Морского царя.
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
31
Фантазия
Придумать и нарисовать планету яблоко и фантастический мир на ней (групповая работа).
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
32
Фантазия
Нарисовать волшебную музыку ветра.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
33
Итоговый урок.
Как я хочу провести летние каникулы.
Использование различных художественных техник и материалов аппликация
2 класс
урока
Учебная тема
Характеристика деятельности учащихся
1
Что значит быть художником? Фактура предмета. Снимаем отпечаток с фактуры предмета.
Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс.
Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме.
Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.
2
Рефлекс в изобразительном искусстве.
Рисуем натюрморт.
Передавать наглядную перспективу,
Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание.
3
Что могут рассказать вещи о своём хозяине?
Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер.
4
Что такое открытое пространство?
Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, - радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.
Иметь представление о художественных средствах изображения.
5
Открытое пространство и архитектура.
Передавать наглядную перспективу.
Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. ередавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых редметов, использовать загораживание.
6
Кто создаёт архитектуру?
Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях.
Находить в Интернете пейзажи и народные жилища разных стран. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий с народной архитектуры.
7
Какие бывают виды искусства?
Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи
искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.
8 |
Сочиняем сказку и показываем её как в театре. |
Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. |
9 |
Какие бывают игрушки? |
Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно - прикладного искусства. Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др. Уметь проводить коллективные исследования. |
10 |
Художественно - выразительные средства. |
Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции. |
11 |
О чём говорят на картине цвета? |
Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния). |
12 |
Учимся изображать с натуры. |
Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, - радость тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. |
13 |
Портрет. |
Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. |
14 |
Такие разные маски. |
Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы и тип красок от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению. |
15 |
Графическое изображение. |
Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. |
16 |
Контраст. |
Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, |
волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния).
17
Пятно.
Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.
18
Тон.
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова.
19
Штрих.
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова.
20
Набросок.
Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Создавать свою коллективную пополняемую коллекцию фактур.
21
Придаём бумаге объём.
Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы.
22
Пейзаж.
Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе - ниже, дальше - выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику.
23
Работаем в смешанной технике.
Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации.
24
Животные в произведениях художников.
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, художественного движения.
25
Сюжет.
Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов.
26
Удивительный мир растений.
Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях
в техники отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.
Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.
27
Человек учится у природы.
Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе.
28
Природные формы в архитектуре.
Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе.
Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация).
Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.
Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция).
Собираем коллекцию камней.
Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе.
30
Симметрия в природе и искусстве.
Иметь представления о симметрии в изобразительном искусстве, о связи
искусства с действительностью.
Высказывать свои представления и объяснять их.
31
Орнамент.
Иметь представления об орнаменте изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.
32
Слушаем и наблюдаем ритм.
Иметь представления о ритме в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.
33
Смотри на мир широко открытыми глазами.
Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.
Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать и эмоционально оценивать картину.
Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.
34
Фотографируем, работаем с компьютером, дополнительную информацию.
Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами).
3 класс
п/п
Темы уроков
Характеристика деятельности учащихся
1
Цветовое богатство оттенков в живописи. «Букет из осенних листьев»
Работа на плоскости. Выполнение цветовых композиций на передачу характера светоносных явлений в природе. Цветовое богатство оттенков в живописи. Материал: акварель, белила, гуашь
2
Ритм и орнамент в природной среде. «Солнечный день в горах»
Работа на плоскости. Ритм и орнамент в природной среде и искусстве. Материал: гуашь, пастель, тонированная бумага
3
Своеобразие природы разных стран. Закат сумерки
Работа на плоскости. Передача в цвете своего впечатления от увиденного в природе и окружающем предметном мире. Сравнение природы разных стран. Материал: гуашь, пастель, тонированная бумага
4
Композиция. На дороге
Работа на плоскости. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение.
Освоение природного пространства человеком, животными, птицами, насекомыми и т. д.
Материал: гуашь, пастель тонированная бумага
5
Композиция. Натюрморт с натуры (два округлых предмета)
Работа на плоскости. Композиционное размещение предметов в рисунке, преодоление измельчённости изображения. Материал: акварель
6
Окно и пейзаж за окном. Рисование по наблюдению.
Работа на плоскости. Наблюдения за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы,
настроением в природе. Композиционное размещение предметов на листе бумаги.
Материал: акварель, восковые мелки
7
Портрет. Рисование по наблюдению. «Моя мама (папа)», «Мой друг»
Работа на плоскости по наблюдению. Материал: гуашь, акварель, цветные мелки
8
Образы природы, людей, животных, вещей
Работа на плоскости. Составление разнообразных оттенков цвета. Контраст формы, цвета, размера. Материал: гуашь (на цветном фоне)
9
Набросок человека (стоит, идет, бежит).
Работа на плоскости. Передача движений: стоит, идёт, бежит. Материал: гуашь (1 цвет по выбору)
10
Рисование с натуры. «Утюг», «Часы», «Игрушки»
Рисование с натуры предметов конструктивной формы. Материал: тушь, палочки, перо, шариковая ручка
11
Сосуд в виде птицы (животного, дерева)
Работа в объёме и пространстве. Выполнение рельефного изображения из цветного пластилина. Стилизация на основе русской традиционной посуды
12
Человек в движении.
Работа в объёме и пространстве. Выполнение рельефного изображения из цветного пластилина:
динамичная композиция из объёмных форм.
13
Эскиз архитектурного сооружения на основе природных форм. Дом в виде ракушки
Работа в объёме и пространстве. Создание рельефного изображения из цветного пластилина: эскиз на основе природных форм
14
Художественная выразительность языка у народов. Прялка расписная
Декоративно-прикладная деят-ть. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, жуки и т. д.). Сравнение декоративно-прикладного искусства у разных народов
Коллективная работа. Карта достопримечательностей. Географическая карта
Декоративно-прикладная деят-ть. Аппликация (коллективная работа). Материал: гуашь, фломастер
17
Эскиз одежды. Растительный орнамент. Платок для мамы
Декоративно-прикладная деят-ть. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий, пятен. Материал: тушь, перо, акварель, гуашь
18
Коллективная работа. Плотное изображение пространства листа изображением.
Работа на плоскости. Работа кистями и палочкой. Создание панно. Материал бумага, гуашь
19
Взаимосвязь содержания художественного произведения с иллюстрацией. Дворец Снежной королевы
Работа на плоскости. Развитие представлений и контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Материал: бумага, гуашь
20
Иллюстрации к произведению
Работа на плоскости. Развитие ассоциативных форм мышления. Передача настроения, впечатления
21 22
Эскиз сцены к сказке
Сюжетная объёмно-пространственная композиция. Изготовление всех возможных атрибутов. Материал: аппликация, гуашь
23
Декоративная лепка. Три кувшина: торжественный, грустный, озорной
Декоративная лепка. Украшение декоративными элементами. Воспитание эмоциональной отзывчивости, внимания к цвету в живописи. Материал: пластилин
Архитектурный эскиз Сказочный город
Работа в объёме и пространстве. Работа с крупными формами. Конструирование , украшение. Сюжетная объемно-пространственная композиция.
26 27
Роспись как элемент украшения. На ярмарке
Декоративно-прикладная деят-ть. Коллективная композиция
28
Взаимосвязь содержания текста и характера шрифта. «Плакат»
Работа на плоскости. Развитие представлений и контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Материал: бумага, гуашь
29
Архитектура и декоративно-прикладное искусство
Развитие представлений об архитектуре, видах декоративно-прикладного искусства
30
Мастерская художника
Этапы работы над картиной: наброски, эскизы, композиция и её элементы
Жанры изобразительного искусства. Натюрморт, портрет, пейзаж
Развитие представлений о жанрах изобразительного искусства. Особенности жанра, роль цвета в передаче настроения в картине
32
Архитектурные достопримечательности
Развитие представлений об особенностях объёмного изображения. Видеоэкскурсия.
33
Крупные музеи России
Характер интерьера музея. Поведение в музее. Культурно-исторические памятники. «Русский музей». Видеоэкскурсия.
34
Итоговый урок «Чему мы научились»
Мастерская художника
4 класс
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
1.
Особенности художественного творчества: художник и зритель. «Пейзажи нашей Родины».
Развитие пространственного ощущения мира. Красота окружающей среды, характер природы разных мест России (природа нашей местности).
2.
Путевые зарисовки художника. Архитектура разных мест. «Санкт-Петербург - город прямых линий»
Закрепление знаний об освоении разными народами своего природного пространства. Установление зависимости архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Графическое изображение пейзажа с архитектурными сооружениями.
3.
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Сюжетные композиции: «На площади».
Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т.п.)
4.
Основы изобразительного языка: рисунок, композиция, пропорции. «Перед грозой».
Формирование понятий об ахроматической и хроматической гамме. Пространственные отношения между предметами с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Знакомство с произведениями живописи: И.И.Шишкин грозой».
5.
Знакомство с пропорциями человека. «Школьный кросс».
Работа по представлению на темы, связанные с передачей на плоскости нескольких фигур в движении.
6.
Изображение с натуры цветка.
Рисование с натуры цветка в разных гаммах, передача окраски предметов хроматическими цветами. Знакомство с произведениями живописи:
В.Ван Гог «Подсолнухи».
7.
Передача настроения в живописи с помощью цвета, композиции, пространства. «Праздничный город».
Рисование по памяти и представлению праздничного города. Прослушивание музыкальных произведений, сходных по настроению.
8.
Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. «Портреты богатырей Русской земли».
Работа с моделью: наброски, зарисовки на передачу характера человека. Передача характера героя через его одежду. Знакомство с произведениями живописи: В.М.Васнецов «Богатыри».
9.
Изображение по памяти и воображению. «Дети лепят снеговика».
Наблюдения, предварительные наброски и зарисовки по памяти или наблюдению: круговое распределение фигур в пространстве.
10.
Традиционное ремесло крестьян и их одежда.
Лепка из пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности.
11.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: лепка, бумажная пластика, гуашь. «Посиделки».
Знакомство с песенным фольклором.
Создание коллективной объёмно-пространственной композиции из выполненных игрушек по типу народных в лепке, бумажной пластике, гуашью.
12.
Знакомство с особенностями традиционной народной одежды разных стран. «Национальный русский костюм: орнамент, крой, силуэт».
Установление связи костюма с климатическими условиями региона. Создание эскиза костюма, элементов украшения головного убора.
13.
Симметрия и асимметрия в природной форме. «Бабочки, жуки».
Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений (коллективная работа).
14.
Взаимодействие света и цвета. Пейзаж: «Закат солнца».
Создание большой коллективной работы (панно задника для сцены): выкладывание из приготовленных ранее небольших квадратов цветной бумаги размером 10х10 см. (на одном большом листе создаётся множество оттенков одного плавных переходов одного цвета в другой; затем лист разрезается на квадратики, служащие изобразительным материалом для коллективной работы). Передача настроения в работе. Взаимодействие света и цвета. Знакомство с произведениями музыки: Фантазии до минор и ля минор В.А. Моцарта.
15.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. «Фантастическая птица».
Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Выполнение эскизов рельефных украшений.
16.
Творческое исследование. Зарисовки деталей украшений, передача формы и цвета предметов народного искусства.
Проведение исследовательских работ по выявлению существовавших ранее промыслов и ремёсел родного края. Рассмотрение особенностей традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Знакомство с происхождением народного искусства, его изначальной прикладной функцией. Выявление зависимости народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.
17.
Экспедиции в места народных промыслов.
Создание в классе «музея-уголка» народного искусства из собранных собственными экспонатов.
18.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. «Нарисуем песню».
Самостоятельное вычленение творческой задачи. Раскрытие понятия об устном народном творчестве и литературной сказке.
19.
Отображение в изобразительном искусстве исторических событий Родины. «Ледовое побоище»
Рисование по представлению на обозначенные исторические темы.
20.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. « В землянке».
Беседа об отображении исторической тематики в изобразительном искусстве, литературе, поэзии, театре через отражение среды. Выполнение графических работ по материалам обсуждения.
21.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. « Я в пещере древнего человека».
Индивидуальное восприятие пространства. Создание сюжетных композиций на основе произведений искусства разных исторических эпох в технике аппликации, коллажа».
22.
Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Иллюстрации к сказкам разных народов.
Выполнение цветовых и графических композиций по отдельным эпизодам. Создание своей книги.
23.
Путешествие на машине времени. «Жизнь на Земле через 1000 лет».
«Перемещение» в другие миры, эпохи прошлого и будущего, космические «путешествия». Создание по впечатлениям от этих «путешествий» объёмно-пространственных композиций.
24.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. «Кованые изделия - застывшая музыка».
Выполнение работы в технике проволочной конструкции.
25.
Создание моделей предметов бытового окружения человека.
«Образ предметно-пространственной среды».
Активное привлечение школьников к созданию необычной среды (в классе, в своей комнате). Коллективная работа в реальной среде.
26.
Изготовление кукольных персонажей сказок в технике бумажной пластики.
Изучение формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера украшения (Филимоново, Дымково, Городец, Полховский Майдан, местные народные промыслы). Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике.
27.
Декоративно-прикладная деятельность. Изготовление костюмов, предметов быта.
Подготовка одного большого «Художественного события» на темы сказок. Игра с куклами, вживание в образ сказочных героев.
28.
Взаимосвязь изобразительного искусства
с литературой, музыкой, театром. «Весна-красна».
Коллективное панно в технике аппликации, коллажа.
29.
Композиция в изобразительном искусстве.
Развитие представлений о композиции в графике и живописи (ритм, контраст, равновесие, динамика, статика, композиционный центр) Проявление индивидуальной манеры художника в композиции.
30.
Заочная экскурсия в музей народного декоративно-прикладного искусства.
Знакомство с красотой и своеобразием произведений народного декоративно- прикладного искусства.
31.
Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр.
Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Анималистический, исторический, бытовой, мифологический жанры в живописи, скульптуре, графике.
32.
Жанры изобразительного искусства. Мифологический жанр.
Формирование представлений о мифологическом жанре. Отображение в изобразительном искусстве мифов, легенд народов мира. Религиозное искусство и его нравственный смысл.
33.
Экскурсия в природу на открытое пространство.
Формирование представлений о воздушной и наблюдательной
перспективе в изобразительном искусстве, наблюдение за изображением предметов в пейзаже у различных художников. Знакомство с произведениями живописи: К.Ф.Юон «конец зимы», «Полдень», И. С. Остроухова «Золотая осень».
34.
Знакомство с крупными музеями России. экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею.
Знакомство с особенностями художественного оформления фасада Государственной Третьяковской галереи. История создания музея, экспонаты. Проведение самостоятельных исследований детей по изучению коллекции музея и художников, представленных в галерее.
8.Материально- техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Окружающий мир» 1-4 класс
К
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
1
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1-4 класс. - М.: Вентана-Граф. Изобразительное искусство.
К
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1
Классная доска.
1шт
2
Магнитная доска.
1шт
3
Документ камера.
1шт
4
Персональный компьютер.
1шт
5
Мультимедийный проектор.
1шт
6
Сканер, принтер, цифровая камера.
По 1шт
7
Ученические столы с комплектом стульев.
16 шт
8
Стол учительский с тумбой.
1шт
9
Стол для аппаратуры
1шт
10
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
1шт
К - полный комплект (на каждого ученика класса)