- Учителю
- Исследовательская работа ' В волшебном мире драконов и фей '
Исследовательская работа ' В волшебном мире драконов и фей '
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 117
Первомайского района г. Новосибирска
Секция: Литература
Полежаева Елизавета Евгеньевна
4 класс
Тема: «В Волшебном мире драконов и фей»
Браховецкая Олеся Александровна,
Учитель начальных классов
Контактный телефон 89130625006
г. Новосибирска, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
Введение……………………………………………………………………3
-
Как все начиналось………………………………………………………5
-
Фэнтези……………………………………………………..........................7
-
О фэнтези…………………………………………………………………..8
-
Структура………………………………………………………………….12
-
Опрос учащихся…………………………………………………………..16
-
Заключение………………………………………………………………..17
-
Список использованной литературы…………………………………..18
-
Приложение………………………………………………………………..19
«Я допускаю, что и в научной фантастике, и в
фэнтэзи мы пользуемся кривым зеркалом,
но, несмотря на это, оно тем или
иным образом представляет то, что перед ним
помещено. Особенное достоинство
кривого зеркала состоит в том,
что оно делает особое ударение
на тех аспектах действительности,
которые автор хочет подчеркнуть, - то,
что наиболее близко к сатире в классическом смысле
- и это превращает научную фантастику и фэнтэзи
в особый способ высказывания о современном мире».
Роджер Желязны
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей работы «В волшебном мире драконов и фей». Я выбрала данную тему, потому что я очень люблю смотреть фильмы о волшебниках, феях, эльфах и других существ которые не существуют в нашей жизни. Начав работу, мы с мамой выяснили, что по объему изданий и популярности у читателя фэнтези оставило далеко позади все прочие жанры литературы, среди всех литературных жанров именно фэнтези очень быстро развивается, привлекая все больше читателей. Это подтверждается проведенным в России социологическим опросом исследовательским центром портала SuperJob.ru: по его результатам фэнтези читает почти пятая часть населения России. Исследования, проведенные в Википедией, показывают, что читать студенты предпочитают фэнтези (31%), фантастику (23%) и психологические романы (17%). Неожиданно мало поклонников детективов (6%). Во всех возрастных группах, имеющих доступ в Интернет, замечен высокий процент увлечения фэнтези.
Цель моей работы:
-Узнать, что такое фэнтези и его отличие от фантастики;
-узнать, как много учеников моего класса знают этот жанр.
Чтоб ответить мне на эти вопросы я поставила следующие задачи:
1.Проследить историю формирования фэнтези, как литературного жанра.
2.Рассмотреть структуру мира фэнтези.
3.Выяснить, популярен ли этот жанр у моих одноклассников?
Актуальность нашей работы.
Дети моего возраста предпочитаю смотреть фэнтези, а не читать. Я тоже относилась к каким детям, пока не начала свою работу. Совсем недавно жанр фэнтези казался чуждым. До сих пор ведутся споры, следует ли выделять фэнтези в самостоятельный жанр или считать направлением фантастики. Так что же такое фэнтези? Яркая обложка, сказка, миф, приключенческий роман, мистика или ужасы. Почему этот жанр так популярен? Почему именно сегодня такая литература оказалась нужной очень многим людям?
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Современные авторы, в один голос называют Роберта Говарда из США родоначальником жанра фэнтези. Рассмотрим кратко историю его жизненного и творческого пути.
Роберт Ирвин Говард (Приложение 1) родился 22 января в 1906 году в местечке Кросс Плейнс (Cross Plains), штат Техас, где и провёл большую часть своей недолгой жизни. В те годы городок Кросс Плейнс насчитывал всего тысячу двести жителей. С детства Роберта окружали пыльные скучные равнины, а сердце мальчика рвалось вдаль, к чему-то необычному, загадочному, сокрытому за занавесью веков либо таящемуся где-то за поворотом. В повестях о Конане Р.Говард, по существу, провозгласил «правила игры», которым в последующем следовали другие авторы произведений в стиле фэнтези.
Критики недаром называли повести Говарда: «бумага, почти сплошь пропитанная кровью», - множество битв с горами трупов - обязательный элемент всех эпических фэнтези.
Роберт Ирвин Говард рано ушел из жизни, и подлинная слава к нему и к его герою пришла уже после смерти.
В 1932 году, мало кому известный мистер Толкиен (Приложение 2), которому исполнилось сорок пять лет на чистом листе вывел: "В земляной норе жил-был хоббит"…
Так родилась повесть которую автор назвал "Хоббит, или Туда и обратно".
Толкиен не придавал большого значения своему новому сочинению. В 1936 году он наскоро придумал и рассказал детям финал этой истории, но даже не удосужился записать его. Так бы и пропал "Хоббит", если бы одна из приятельниц семейства Толкиенов не показала рукопись первых глав представителю издательства "Аллен и Анвин"(Allen & Unwin). Издатели захотели напечатать не только саму сказку, но и авторские иллюстрации к ней, и Толкиен сел за окончание работы. В сентябре 1937 года "Хоббит" был опубликован
Мир, возникший в воображении писателя, ширился, разрастался и не давал покоя своему создателю. Долгие годы напряженной работы за пишущей машинкой (медленно двумя пальцами) дали свои результаты - родился величайший эпос, получивший название «Властелин Колец» (1954 - 1955), история зловещего Кольца Всевластья.
Таким образом, из незатейливой детской сказки выросла одна из самых грандиозных книг двадцатого века, состоящая из шести частей в трех томах и «Приложений» общим объемом свыше полутора тысяч страниц. Вымышленная страна профессора Толкиена обрела здесь свою историю, насчитывающую более шести с половиной тысячелетий, географию, календарь, языки (в «Приложении» Толкиен с обстоятельностью филолога рассуждает о письменности, населяющих Средьземелье, и даже приводит их алфавиты). «Властелин Колец» - это рассказ о подвигах и приключениях, о добре и зле, битвах и опустошениях, о домашнем уюте и простых радостях.
О ФЭНТЕЗИ
Жанр развивается очень быстро, в нем появляются все новые и
новые авторы.
В 1961 с громадной помпой появляются «Волшебник Земноморья»
Урсулы Ле Гуин и одновременно, "Последний Единорог" П.Биггля.
Наступают семидесятые годы - появляются и побивают все рекорды продажи книги Стивена Кинга. Вскоре после того появляются "Амбер" Желязны, "Ксант" Пирса Энтони, "Дерини" Кэтрин Куртц, "Туманы Авалона" Мэрион Циммер Брэдли. И еще. И еще. И еще.
Фантазирование, - говорил старый Дж. Р.Р. Толкиен - это натуральная тенденция в психическом развитии человека. Фантазирование не оскорбляет рассудка, не вредит ему, не затушевывает истины и не притупляет стремления к познанию. Наоборот, более живой и вникающий в суть вещей разум способен творить более прекрасные фантазии.
А что же это такое - наша знаменитая фэнтези.
ФЭНТЕЗИ
«Человек не может жить без мечты, не
может жить, не заглядывая в будущее.
И в этом ему помогает фантастика».
Фэнтези является одной из разновидностей фантастики и очень схожа с научной фантастикой.
ФАНТАСТИКА (от греч. phantastike - искусство воображать), форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной. Распространена в фольклоре, искусстве. В художественной литературе, театре, кино, изобразительном искусстве фантастическая образность откровенно условна, явно нарушает реальные связи и закономерности, естественные пропорции и формы изображаемых объектов; однако фантазия не просто прихотливая «игра воображения»: идеальных образах, символах, невероятных сюжетных конструкциях она может выражать миросозерцание автора, характерное для целой эпохи. В 19-20 вв. развивается научная фантастика.
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА, вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образом прогнозированию будущего. Основной прием - мысленный эксперимент. Расцвет научной фантастики в 20-ом веке связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества.
Фэнтэзи (от англ. «Phantas» - фантазия) - это жанр литературы и искусства, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной» манере, использующий мотивы дальних перемещений во времени и пространстве, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций.
Фэнтези, несомненно, является отдельным жанром, так как в нем есть такие признаки, каких нет у других жанров. Именно по этим признакам фэнтези выделена в отдельный жанр.
Итак, жанровые признаки фэнтези:
-
Мир несуществующий, обладающий свойствами, невозможными в нашей реальности.
-
Магия и фольклорные персонажи как необходимый элемент. В качестве примера подойдет едва ли не любое произведение фэнтези.
-
Авантюрный сюжет (как правило - поиск, странствие, война и т. п.).
-
Средневековое окружение, хотя здесь возможны варианты: Древний мир, современность или будущее. Следует отметить, что этот признак хотя и присутствует чаще всего, но не является определяющим.
-
Скрытое противопоставление технологии и волшебства в пользу последнего.
-
На первый план выдвигаются герои, их поступки и переживания, волшебное и сказочное играет вспомогательную, но далеко не второстепенную роль.
-
Противостояние двух начал, как основной сюжетообразующий стержень. "Для фэнтези обязательна борьба добра и зла - ибо она, как и сказка. Конечно, фэнтези отличается от сказки. Зло и добро в ней равнозначны, а в сказке добро побеждает без потерь.
-
Наличие потустороннего мира и его проявлений.
-
Полная свобода автора: он может повернуть сюжет самым неожиданным образом, поскольку волшебный мир фэнтези предполагает, что в нем возможно все. Этот последний признак - один из наиболее важных, определяющих.
В мирах фэнтэзи главную роль играет не то, как и почему происходит
то или иное действо, а скорее, красота описания именно самого процесса со всеми признаками таинственности и загадочности. В фэнтези основополагающей является магия. Но так уж сложился этот замечательный жанр, что практически все произведения пропитаны духом средневековой Европы: рыцари, замки, драконы, эльфы, чародеи и демоны. В фэнтэзи можно встретить все, что угодно: и погони с драками (как в боевиках) и таинственные преступления (как в детективах) и жуткие, кошмарные сцены (как в романах ужасов), и тонкие интриги (как в авантюрных романах), и юмор, и многое другое... Фэнтези очень многосторонняя литература, поэтому этот жанр так интересен и привлекателен.
СПИСОК ПЕРСОНАЖЕЙ
В этой рубрике помещена собранная из разных источников информация о персонажах, которые встречаются в фэнтези. Конечно, невозможно перечислить всех магических существ, которых используют авторы в своих произведениях, а бывает, придумывают и сами, но здесь приведены самые распространенные и популярные.
ВОЛШЕБНИК
(КОЛДУН, МАГ, ЧУДЕСНИК, ВОЛХВ И Т.Д.)
Это совершенно необходимый персонаж и употребляемый в каждом произведении. Маги делятся на добрых и злых. Злыми или Черными, Темными называют колдунов, ведьм. К добрым, Светлым, Белым относятся чудесники, волшебники, феи. Обязательно знание приемов магии. Именно волшебник создает ту неповторимую атмосферу загадочности, которая присуща каждой книге-фэнтези. (Приложение 3,4)
ЛЮДИ
Основное население мира.
ЭЛЬФЫ
Эльфы - порождение фантазии германцев. Обладают исключительно
порочной и убогой внешностью. Грабят имения, похищают детей,
находят удовольствие в мелких преступлениях, например, любят
спутывать волосы. В средние века было распространено
суеверие, согласно которому эльфы надавливают на грудь спящему и
вызывают жуткие сны.
Хорхе Луис Борхес
"Энциклопедия вымышленных существ"
В скандинавских народных верованиях эльф - это сверхъестественное существо мужского или женского пола, внешне ничем не отличающееся от человека. Эльфы живут где-то рядом с миром людей, обычно в горах. Они водят ночью хороводы в лесу, заманивают к себе людей, но нередко бывают причиной внезапной болезни или сумасшествия. (Приложение 5)
Скандинавская баллада
Эльфы в средневековой демонологии - духи воздуха, атмосферы красивые маленькие человечки (ростом с дюйм) в шапочках из цветков. Могут обитать в деревьях, которые в таком случае нельзя рубить. Любят водить хороводы при лунном свете; их музыка зачаровывает слушателей, заставляет танцевать даже неживую природу. Иногда в средневековой демонологии и алхимии Эльфами называли всех низших духов природных стихий: саламандр (духов огня), сильфов (духов воздуха), ундин (духов воды).
В ряде поверий Эльфы имеют своих королей, ведут войны и т.п. (Приложение 6)
орки
Орки, по Перумову, в переводе с эльфийского означают "свободные", это определение дается в книге "Гибель Богов". Орки были созданы в противовес эльфам, но из самих же эльфов. Создавал орков Черный Властелин, издеваясь над эльфами, имя властелина определяется неоднозначно. Изменение эльфов под влиянием чёрной магии привели к изменению внешнего облика и переоценке ценностей, так родились орки. Вновь рождённые, а точнее обезображенные эльфы, пытались вернуться домой, но эльфы оттолкнули своих соплеменников и изгнали их. Мало этого, эльфы стали ненавидеть своих собратьев. Изменение эльфов оказалась крайне приспособленной к окружающей среде, и они выжили, но затаили злобу на своих кровных братьев - эльфов за то, что те отвернулись от них и стали их преследовать. Эволюция довершила начатое властелином и на сегодняшний день мы имеем орков в их настоящем обличии. Сегодня об орках слышали все, но большинство их ненавидит и считает их слугами Тьмы. Но орки никогда не были слугами тьмы, они лишь наёмники на службе у тёмных сил. Почему на службе у тёмных, потому что в стане светлых обычно воюют эльфы, заклятые враги орков. Орки по своей природе существа свободные и не принадлежащие ни силам Света, ни силам Тьмы, они сами по себе, им всё равно за кого сражаться, ведь они смесь несмешиваемого, мутанты сил света и сил тьмы. И это истинная правда об орках.
Толкиен утверждает, что орки появились из эльфов в результате действия чёрной магии и алхимических опытов. Следовательно, следует предположить наличие у орков некоторых качеств эльфов, а именно: бессмертие, острые ушки, меткая стрельба из лука, разум, "странное" отношение к женщинам рода. Но они получили качества и от тёмных сил: медвежья сила, скорость, ловкость, выпирающие клыки, уродство, зелёную кожу, ночное зрение, плодовитость, выносливость, живучесть. Плюс ко всему они получили в свой арсенал смесь магий света и тьмы. Орки владеют магией воздуха, земли, рунной магией и конечно магией крови. И их заклинания отнюдь не примитивны, как некоторые склонны полагать, ведь орки имеют склонность к магии от эльфов. Не знаю от кого, но орки еще и искусные кузнецы, на зависть гномам. (Приложение 7)
ГНОМЫ
В поверьях многих европейских народов маленькие существа (ростом с ребенка или с палец), обитающие под землей, в лесу или в горах. Обладают сверхъестественной силой. Искусные кузнецы и ремесленники, хранящие в горах сокровища земли. (Приложение 8)
«Энциклопедический словарь»
Народная фантазия представляет их в виде бородатых карликов с грубыми и смешными чертами лица; одеты они в узкие коричневые кафтанчики и монашеские капюшоны. Подобно грифам эллинских и восточных поверий и германским драконам, их обязанность - охранять потаенные сокровища.
Хорхе Луис Борхес
"Энциклопедия вымышленных существ"
ХОББИТЫ
«Хоббиты - неприметный, но очень древний народец; они любят тишину и покой, тучную пашню и цветущие луга. Маленькие ростом - в полчеловека. Сторонятся людей». Являются вымыслом Дж. Р. Толкиена. (Приложение 9)
Дж. Р. Толкиен «Властелин Колец»
МАГИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА
ДРАКОН - порождение пламени. Ненавидит воду. Тело защищено чешуей.
Огромная, громоздкая змея с когтистыми лапами и крыльями - вот,
пожалуй, самое привычное описание дракона. Он бывает черный, но самое
главное, что он также ослепительно блестящ, и еще ему свойственно изрыгать
пламя и дым.
Дракон обладает способностью принимать различные облики, которые,
однако, для нас непостижимы. Его могут представлять с головой лошади,
хвостом змеи, большими крыльями по бокам и четырьмя лапами, каждая с
четырьмя когтями. (Приложение 10)
Хорхе Луис Борхес
"Энциклопедия вымышленных существ"
Как и все магические существа, наделенные разумом (а также маги), дракон
любит поговорить, но слова его обладают гипнотическим действием. Говорят,
что, слушая дракона, перестаешь замечать, как меняется ритм его речи...
И немигающие глаза смотрят на жертву... И не проходит пяти минут, как
жертва готова сделать все, что говорил дракон. Только искушенный в магических искусствах может так же четко, в таком же стихотворном размере вплести слова свои в его речь, но не у каждого хватит выносливости, чтобы победить в подобном поединке.
ПТИЦА ФЕНИКС - в мифах древних египтян бессмертная, возрождающаяся птица, хотя последующая разработка мифа совершена греками и римлянами. Птица Феникс погибает в огне и возрождается в огне и тем самым становится как бы символом или образом вселенной. (Приложение 11)
Хорхе Луис Борхес
"Энциклопедия вымышленных существ"
ЕДИНОРОГ - первая трактовка единорога почти полностью совпадает с последними. За четыреста лет до христианской эры грек Ктесий, врач Артаксеркса Мнемона, сообщал, что в королевствах Индостана водятся дикие весьма быстроногие ослы с белой шерстью, пурпурно-красной головой, голубыми глазами, с острым рогом на лбу, у основания белым, на конце красным, а посредине - совершенно черным.
Изящная белая лошадь с задними ногами антилопы и длинным винтообразным рогом на лбу - таково обычно изображение этого фантастического животного. Олицетворяет собой невинность и чистоту. Считалось, что поймать его может только невинная девушка. (Приложение 12)
Хорхе Луис Борхес
"Энциклопедия вымышленных существ"
ЖИВОТНЫЕ
Орлы обычно помогают.
Филины да вороны - вредят.
Чайки - души хороших людей.
Медведи простоваты, но не зловредны и т. д.
Демоны же и мутанты помещают в себе все сложности и противоречия человеческой натуры: они вредят, запутываются в грехах, исправляются, помогают героям, по желанию автора.
СТРУКТУРА
Одной из самых главных интересных составляющих частей фантастического произведения является фантастическая идея. Вообще-то в художественном произведении важно все: и сюжет, и характеры героев, и язык, - и, конечно же, и при написании и при чтении фэнтези необходимо обращать внимание на все эти отличительные признаки настоящей литературы. Ведь мы любим и ценим фэнтези как вид литературы, прежде всего за то, что она рассказывает о чем-то необычайном, а потому и фантастическая идея может очень многое. Хорошая, интересная новая фантастическая идея предоставляет автору очень благодатный материал, используя который, можно существенно обогатить замысел всего произведения.
Написание всякого фэнтези - произведения начинается с создания Мира. Так как одна из непременных операций, которую совершают герои фэнтези - это путешествие, то создание мира начинается с создания карты, на которой должны быть моря, острова, материки с горами, степями, пустынями и вотчинами и т.п.
В реалистичном произведении автору необходимо характеризовать своего героя, а автору фэнтези достаточно назвать своего героя эльфом или гномом и все становится ясно.
Но выдумать мир, героя и красивый сюжет мало. Ибо очень трудно пытаться красиво построить одно предложение или целый абзац, когда в голове не до них - там продумана комбинация ходов далеко вперед, и на мелочах просто неохота заостряться. Однако без этих мелочей и не получается-то выразить того, что хотелось бы...
Бывает так. Читаешь интересную книгу, и вроде бы всего в ней хватает:
фантазии, мысли, приключений... И вдруг всего несколько рифмованных строк
выводят все на новый уровень, добавляют жизни, приносят какое-то особое
настроение.
Чаще всего это песни, авторство, которых приписывается миру,
показываемому в фантастическом произведении, и призванные раскрыть полнее
его образ, показать историю общества, в котором происходит действие.
Толкиеновские "Хоббит" и трилогия о Кольце Всевластия не были бы столь
великолепны, не будь в них эльфийских баллад, песен гномов и хоббитов,
заклинаний. Мордорское заклятье и пророчество о Короле-следопыте держат на
себе практически всю трилогию, без них она лишилась бы смысла.
Но обычно редко кто из фантастов приводит стихотворение или текст
песни целиком. Считается достаточным бросить всего несколько строк -
эффектное начало, окончание песни или сонета, и нужный результат
достигнут. Большинство песен и стихов из фантастических произведений манят вопросом: "А что там дальше?". И находятся люди, желающие по-своему ответить на этот вопрос.
Поэзия и магия издавна шли рука об руку. И те чувства, которые
пробуждает в человеке простые слова, сплетающиеся в стихотворном ритме,
это тоже волшебство - волшебство, которое доступно нам, здесь и сейчас.
ОПРОС УЧАЩИХСЯ
1. Как вы впервые познакомились с жанром фэнтези? (Приложение 13)
2. Как вы думает, что такое фэнтези? (Приложение 14)
3. Какую литературу вы предпочитаете? (Приложение 15)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале своей работы я поставили перед собой 2 цели: Узнать, что такое фэнтези и его отличие от фантастики; узнать, как много учеников моего класса знают этот жанр. В ходе моей работы я выяснила, что фэнтези является отдельным жанром отличным от фантастики. Этот жанр имеет свои признаки.
Из опроса моих одноклассников я выяснила, что многие из них знают этот жанр только как жанр кино, всего несколько человек читали или пытались прочитать книги в этом жанре. Судя по ответам моих одноклассников, этот жанр не пользуется спросом, и они предпочитают читать сказки.
Фэнтези, как и сказка, учит быть одновременно благородным и сговорчивым. Она воспитывает такие прекрасные качества, как гуманность и чувство локтя, любовь к жизни и к добру.
Фэнтези учит презирать ложь и несправедливость. Она воспитывает такое важное качество, как отвращение к предательству. После прочтения романа фэнтези человек понимает, что самое мерзкое и низкое в жизни - это подлость. Её надо избегать, и с ней надо бороться.
Фэнтези даёт читателю знание того, что есть свобода, он начинает понимать то, о чём всю жизнь догадывался. Свобода - это высшее, что нужно человеку. К ней надо стремиться, за неё нужно сражаться, её надо ценить.
Чувство присутствия гармонии, появляющееся у читателя при прочтении любого качественного произведения в жанре фэнтези, делает человека добрее. Он становится более терпеливым и сдержанным, если с ним случается какая-либо неприятность. Он становится более чувствительным и понимающим, если неприятность случается с другим. Он начинает осознавать ценность своих друзей, близких и родных. Он начинает ценить всё то, что дала ему природа: светлое и чистое небо над головой; прозрачный переливающийся в лучах солнца стремительный поток горного ручья; многоцветную радугу, соединяющую земную твердь с парящими облаками; глубокую колоритную зелень листков величественных деревьев…
И всё-таки, повторю: фэнтези учит бескомпромиссности, борьбе с ложью и подлостью в любой их форме. И неважно, что в большинстве книг, написанных в стиле фэнтези, ложь и подлость ничуть не похожи на те, с которыми придётся встретиться в настоящей жизни. Но подлость всегда остаётся подлостью, и привычка сражаться с ней - не исчезает.
Если вы еще не прочитали ни одной книжки в жанре фэнтези -поспешите это сделать, ибо удивительные сказочные миры подарят вам минуты приятного отдыха.
Я и сама последовала этому примеру. Я поняла мои просмотры фильмов в жанре фэнтези это капля в море, от тех чувств, которые можно получить при чтении такой литературы.
Иначе и быть не может!
Ведь «мифы и сказки никогда не утратят своего значения, ибо они повествуют не только о том, что случилось когда-то, однажды, но и о том, что происходит каждый раз и во все времена». (Т. О. Брингсверд)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтин М.М. Время и пространство в романе// Вопросы литературы. - 1974 №3. С. 148.
2. Григорьева Н.В., Грушецкий В.И. Несколько слов вначале// Толкиен Д.Р.Р. Властелин колец, книга I-III. - М., 1993. С. 3-7.
3. Губайловский В. Обоснование счастья: О природе фэнтези и первооткрывателе жанра// Новый мир. - М., 2002 №3. С 174-185.
4. Современный словарь-справочник по литературе. - М., 1999. С. 184.
5. Толкиен Д.Р.Р. О волшебных сказках// Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки. - М., 1991. С. 288.
Сайты:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Черный маг
Приложение 4.
Белый волшебник
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Приложение 9.
Приложение 10.
Приложение 11.
Приложение 12.
Приложение 13.
Приложение 14.
Приложение 15.
31