7


  • Учителю
  • Рабочие программы для 3 класса по ОС Школа 2100

Рабочие программы для 3 класса по ОС Школа 2100

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочие программы по ОС Школа 2100 для 3 класса. Каким образом данный учебно-методический комплект реализует принципы деятельностного подхода?Данный УМК реализует деятельностный подход через ряд деятельностно ориентированных принципов, а именно: а) Принцип обучения дея
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Изобразительное искусство», разработанной О.А.Куревиной и Е.Д.Ковалевской и являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100».

Особенности курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний - деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное. Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.


Основные цели урока

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.


В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1. Расширение художественно-эстетического кругозора.

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства.

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры.

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.

5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.

В программе реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией,

литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках является материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» дается алгоритм анализа художественного произведения, который расширяет по мере усвоения нового материала.


Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Учебник для 3 класса. - М.:Баласс, 2012.

  2. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Рабочая тетрадь для 3 класса. - М.:Баласс, 2012.


Учебно - тематический план


Название темы

Общее количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся:

(Н) - на необходимом уровне,

(П) - на программном уровне


Жанры живописи. Натюрморт.


2

Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают (Н).

Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме.

Знать, в чём особенности метода живописи импрессионистов (П).

Научиться определять особенности зимнего колорита (Н).

Иметь представление (Н) и рассказывать (П) об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи. Отвечать на вопросы на стр. 10-15 учебника (Н).

Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения (Н). Знать, что такое цветовой круг (Н). Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета (Н).

Иметь представление о декоративном панно (Н).

Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях (Н).

Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел

Рисовать натюрморт из геометрических тел с натуры.

Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность. Изучить основные пропорции человеческого лица (Н) и уметь ими пользоваться (П).

Знать, как изменяется лицо человека с возрастом или со сменой настроения.

Знать историю и особенности хохломской росписи (Н) и уметь отличать её от других народных промыслов (П).

Изучить этапы выполнения различных хохломских узоров.

Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы.

Изучить технику отпечатка. Использовать (Н) эту технику в своей работе акварелью (П).

Иметь представление о творчестве И. Билибина (Н).

Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь визуально определять работы этого художника (П).

Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси (Н).

Самостоятельно изучить тему «Художник и театр» и иметь представление о работе различных театральных художников (П).

Знать историю основания Русского музея в Петербурге (Н).

Уметь рассказывать о картинах Русского музея.

Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам.


Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анималистический жанры.


2


Цветовая гамма, цветовой круг, штриховка и цветной тон.


3


Декоративное панно из природного материала.


3


Тон, форма, светотень.

Натюрморт из геометрических тел.


3


Люди и их лица. Приметы возраста.

Мимика.


3


Народные промыслы.

Золотая Хохлома.


2


Плетеные орнаменты.

Звериный стиль.


1


Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе акварелью.


1


Мастер иллюстрации И.Билибин.

Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.


3


Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.


3


Для любознательных: художник и театр.


4


Учимся видеть. Русский музей.

1


Проекты

3

Итого

34


Содержание программы


Занятия 1-4 (4 ч), стр. 4-15 и 45-47, 50-57 учебника. Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).

Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 5 и 50).

Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента.

Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные.

Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского.

Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико.

Занятия 5-7 (3 ч), стр. 16-18 учебника, стр. 2-3 рабочей тетради. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Работа цветными карандашами.

Занятия 8-10 (3 ч), стр. 20-21 учебника, стр. 4-7 рабочей тетради. Понятие о декоративном панно. Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации (стр. 4-5 рабочей тетради). Выполнение декоративного панно с использованием природного материала (стр. 6-7 рабочей тетради).

Занятия 11-13 (3 ч), стр. 22-23 учебника, стр. 8-13 рабочей тетради. Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях.

Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры (стр. 12-13 рабочей тетради).

Занятия 14-16 (3 ч), стр. 24-29 учебника, стр. 24-29 рабочей тетради. Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.

Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица чело- века с возрастом, мимика.

Занятия 17-18 (2 ч), стр. 28-29 учебника, стр. 30-33 рабочей тетради. Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Этапы выполнения различных видов хохломской росписи (стр. 30-31 рабочей тетради).

Занятие 19 (1 ч), стр. 30-31 учебника, стр. 34-35 рабочей тетради. Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль.

Занятие 20 (1 ч), стр. 32-33 учебника, стр. 36-37 рабочей тетради. Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка.

Занятия 21-23 (3 ч), стр. 34-37 и 58-59 учебника, стр. 42-43 рабочей тетради. Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».

Занятия 24-25 (2 ч), стр. 38-39 учебника, стр. 46-47 рабочей тетради. Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Коллективная работа «Кирилица».

Занятия 26-29 (3 ч), стр. 40-43 учебника, стр. 14-19 и 63 рабочей тетради. Как создаётся театральный спектакль. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».

Занятие 30 (1 ч), стр. 48-57 учебника. Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.

Занятия 31-32 (2 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить проект- ные задания (открытки или панно) к праздникам.

Занятия 33-34 (2 ч).



Требования к уровню подготовки учащихся


К концу третьего класса учащиеся научатся:

- владеть языком изобразительного искусства;

- различать особенности разных видов изобразительной деятельности;

- понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;

- определять свойства цветов спектра (взаимодействие теплых и холодных цветов);

- описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий;

- работать с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «по сырому»);

- смешивать главные цвета красок для получения составных цветов;

- выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.


К концу третьего класса учащиеся получат возможность научиться:

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- самостоятельно организовать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядка на нем во время работы;

- ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и Античности;

- выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов;

- реализовать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

Планируемые результаты освоения предмета


Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изо

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

-Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» являются:

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

-иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

-понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;

-знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

-знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;

-учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

-чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;

-уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

-рисования цветными карандашами;

-рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

-выполнения декоративного панно в технике аппликации;

-выполнения декоративного панно из природных материалов;

-выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

-выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;

-овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);

-работой гуашевыми красками;

-постановки и оформления кукольного спектакля.

4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

-живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

-графика (иллюстрация);

-народные промыслы (хохломская роспись).

5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).

6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета


Использовать технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся - в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:

  1. Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;

  2. Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат свои действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

  3. Мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;

  4. Создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

Поскольку изобразительное искусство - предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у него интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.


Основные требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству


1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.

2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимися продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, подобные задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего требовать творческого применения знаний) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное).

Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса). Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блиц опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь после полного высыхания).

В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков). Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.


Календарно - тематическое планирование


№ п/п

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности

Планируемые предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

Жанры живописи. Натюрморт.

Изучение натюрмортов В.Хеды.

Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают; анализировать произведение искусства; реализовать задуманную творческую идею.

Воспитывать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами.

Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

2

Жанры живописи. Жанры живописи. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит.

Определение на примере картин А.Грабаря, А.Остроумовой-Лебедевой и Р.Кента особенностей зимнего колорита.

Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и ее достижениях и об импрессионизме; объяснять, в чем особенности метода живописи импрессионистов; писать зимний пейзаж по воображению.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

3

Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи.

Уточнение понятий «портрет», «исторический жанр».

Иметь представление и рассказывать об особенностях портретного, исторического жанров в живописи; анализировать изучаемое произведение изобразительного искусства.

Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве.

4

Бытовой и анималистический жанры.

Анализ произведений изобразительного искусства различных жанров.

Иметь представление и рассказывать об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров; рисовать с натуры любое животное в движении, наиболее характерном для него.

Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

5

Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг.

Уточнение знаний о цвете. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу.

Объяснять, что такое цветовой круг; пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета; реализовать творческий замысел на основе жанровых закономерностей.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успехов и неудач в собственной учебе.

6

Твоя мастерская: штриховка и цветной тон.

Работа цветными карандашами. Штриховка.

Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения; использовать прием штриховки цветными карандашами.

Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

7

Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера.

Изучение и анализ рисунка С.Чехонина цветными карандашами.

Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения; использовать прием штриховки цветными карандашами; анализировать изучаемое произведений изобразительного искусства.

Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.

Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

8

Декоративное панно. Твоя мастерская: панно из природного материала.

Уточнение понятия о декоративном панно.

Изготавливать декоративное панно из природного материала, заготовленного летом; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.

9

Твоя мастерская: панно из природного материала.

Изготовление коллективного панно «Веселый попугайчик».

Использовать в изготовлении элементов панно теплые и холодные цвета, различные приемы вырезания ножницами; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей.

Воспитывать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успехов и неудач в собственной учебе.

2 четверть (7 часов)

10

Твоя мастерская: панно из природного материала.

Изготовление коллективного панно «Веселый попугайчик».

Использовать в изготовлении элементов панно теплые и холодные цвета, различные приемы вырезания ножницами; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей.

Воспитывать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

11

Тон, форма, светотень.

Выявление объема и формы граненых и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндры).

Объяснять, как распределяется светотень на различных поверхностях; выполнять различные виды штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки); передавать объем с помощью штриховки.

Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.

Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.

12

Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.

Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.

Использовать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел; распределять светотень на различных поверхностях; называть плоские и объемные предметы, находящиеся рядом; передавать объем с помощью штриховки.

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

13

Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.

Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.

Использовать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел; распределять светотень на различных поверхностях; называть плоские и объемные предметы, находящиеся рядом; передавать объем с помощью штриховки.

Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание.

Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.

14

Люди и их лица. Приметы возраста.

Изучение основных пропорций человеческого лица.

Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерности; уметь пользоваться представлением о пропорциях; делать наброски простым карандашом; прорисовывать детали.

Выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в осуждении учебной задачи.

Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.

15

Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.

Тренировка наблюдательности: изменение лица человека с возрастом.

Понимать, как изменяется лицо человека с возрастом или со сменой настроения; делать наброски простым карандашом, прорисовывать детали.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

16

Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.

Выполнение декоративного панно «Семейный портрет».

Использовать в изготовлении элементов панно теплые и холодные цвета, различные приемы вырезания ножницами; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, делать наброски простым карандашом; прорисовать детали.

Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий, поставленной задачи; воспитывать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

3 четверть (10 часов)

17

Народные промыслы. Золотая Хохлома.

Изучение этапов выполнения различных хохломских узоров.

Знать историю и особенности хохломской росписи и уметь отличать ее от других народных промыслов; реализовать творческий замысел на основе жанровых закономерностей.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

18

Народные промыслы. Золотая Хохлома.

Расписывание тарелки или шкатулки в технике хохломской росписи.

Знать историю и особенности хохломской росписи и уметь отличать ее от других народных промыслов; реализовать творческий замысел на основе жанровых закономерностей.

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

19

Плетеные орнаменты. Звериный стиль.

Продолжение изучения орнамента.

Иметь представление о плетеных орнаментах и орнаментах звериного стиля; понимать, какие изображения является элементами таких орнаментов.

Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

20

Волшебство акварели. Твоя мастерская: техника отпечатка.

Совмещение нескольких техник в работе акварелью.

Работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы; использовать технику отпечатка в своей работе акварелью; реализовать творческий замысел на основе жанровых закономерностей.

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.

21

Мастер иллюстрации И.Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.

Выполнение графической работы «Фантастическое дерево».

Иметь представление о творчестве И. Билибина; объяснять, в чем состоят особенности билибинского стиля, и визуально определять работы этого художника; объяснять, что такое композиция иллюстрации.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

22

Мастер иллюстрации И.Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.

Анализ иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина.

Иметь представление о творчестве И. Билибина; объяснять, в чем состоят особенности билибинского стиля, и визуально определять работы этого художника; объяснять, что такое композиция иллюстрации.

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

23

Мастер иллюстрации И.Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.

Выполнение задания «Древнерусский витязь и девица-красавица».

Иметь представление о творчестве И. Билибина; объяснять, в чем состоят особенности билибинского стиля, и визуально определять работы этого художника; объяснять, что такое композиция иллюстрации.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

24

Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.


Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись; рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

25

Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.

Коллективный проект «Кириллица».

Смешивать краски на палитре, наносить краску широкой кистью для густого фона, прорисовывать мелкие детали; реализовывать собственный замысел.

Воспитывать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.

26

Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.

Коллективный проект «Кириллица».

Смешивать краски на палитре, наносить краску широкой кистью для густого фона, прорисовывать мелкие детали; реализовывать собственный замысел.

Воспитывать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.

4 четверть (8 часов)

27

Для любознательных: художник и театр.

Самостоятельное изучение темы.

Иметь представление о том, как создается театральный спектакль; о работе различных театральных художников (декорации и костюмы); использовать в работе приемы обработки различных материалов.

Воспитывать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

28

Для любознательных: художник и театр.

Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П.Бажова «Серебряное Копытце».

Иметь представление о работе различных театральных художников; реализовать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов.

Воспитывать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выводы из спорных ситуаций.

Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

29

Для любознательных: художник и театр.

Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П.Бажова «Серебряное Копытце».

Иметь представление о работе различных театральных художников; реализовать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов.

Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; воспитывать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.

Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

30

Для любознательных: художник и театр.

Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П.Бажова «Серебряное Копытце».

Иметь представление о работе различных театральных художников; реализовать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов.

Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; воспитывать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

31

Учимся видеть. Русский музей.

Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нем.

Знать историю основания Русского музея в Петербурге; рассказывать о картинах Русского музея; понимать значение музеев для сохранения культурного наследия отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителей.

Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

32

Проекты.

Творческая деятельность.

Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам; проводить анализ задания с опорой на схему; соблюдать аккуратность выполнения работы; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

Воспитывать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выводы из спорных ситуаций.

Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

33

Проекты.

Творческая деятельность.

Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам; проводить анализ задания с опорой на схему; соблюдать аккуратность выполнения работы.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителей.

Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

34

Проекты.

Творческая деятельность.

Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам; проводить анализ задания с опорой на схему; соблюдать аккуратность выполнения работы.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителей.

Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.


Материально - техническое обеспечение программы


Для работы учащимся необходимы:

- индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться - трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);

- материалы и инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием: тонированная или белая бумага для рисования, гуашевые и акварельные краски, кисти, простые карандаши различной твердости, фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши, баночка для воды, точилки, палитра, ветошь (для вытирания рук);

- специально отведенные места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам изобразительного искусства: коробки, укладки, подставки, папки идр.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор и др.). Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, оно позволяет продемонстрировать учащимся образцы искусства разнообразных жанров и различных народов.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал