7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (ПНШ)

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (ПНШ)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ



l. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

«ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

В 3 КЛАССЕ

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе Программы начального общего образования, авторской программы Н.А. Чураковой «Литературное чтение», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.


Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Концепция модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001г.;

  • Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089;

  • Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Областной базисный учебный план общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год;

  • Учебный план МБОУ «Школа № 37» на 2015-2016 учебный год;

  • Годовой календарный учебный график МБОУ «Школа № 37» на 2015-2016 учебный год;

Цели и задачи курса

Цель: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.


Задачи:

  • Осваивать общекультурные навыки чтения и понимания текста; воспитывать интерес к чтению и книге;

  • Овладевать речевой, письменной и коммуникатиной культурой;

  • Формировать нравственное сознание и эстетический вкус младшего школьника; понимать духовную сущность произведений


Программу обеспечивают:

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:

Методические пособия для учащихся:

  • Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 3 класс. Учебник. - М.: Академкнига/Учебник.

  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс. Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник.

  • Малаховская О. В. Литературное чтение. 2класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) - М.: Академкнига/Учебник


Учебно-методические пособия для учителя

  • Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1-4 класс», - М.: Академкнига/Учебник

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).

Идея первая.

Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.

• Миф - это способ жизни человечества в древности, в до письменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка - способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка - древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.

  • Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.

  • Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.

Идея вторая.

Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.

• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.

Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ воспринимать мир в оппозициях

Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.

  • На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.

  • Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.

Идея третья.

Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

  • Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.

  • Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.

Идея четвертая.

Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

  • Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.

  • На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.

Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности - вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.

Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).

Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определённую нравственную и эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца 20 - начала 21 века.

Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…

Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

  • МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Федеральный базисный учебный план предусматривает 136 часов на изучение курса литературное чтение в 3 классе. В 2015-2016 учебном году программа будет пройдена за 139 часов.

Тема

Количество часов по программе

Реализуемое количество часов

Учимся наблюдать и копим впечатления

23

24

Постигаем секреты сравнения

14

15

Пытаемся понять, почему люди фантазируют

14

15

Учимся любить

16

17

Набираемся житейской мудрости

10

11

Продолжаем разгадывать секреты смешного

17

18

Как рождается герой

24

25

Сравниваем прошлое и настоящее

18

19

ИТОГО:

136

144



  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


№п/п

Наименование раздела

Характеристика основных содержательных линий

1

Виды речевой и читательской деятельности


Интонаций соответствующих смыслу текста. Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.

Формирование умения при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов и фигур: контраста, звукописи, повторов. Дальнейшее освоение приемов диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или

тактично и аргументированно опровергать. Дальнейшее формирование умений участвовать в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».


2.

Литературоведческая пропедевтика


Устное народное творчество

Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история. Особенность «самых древних сказочных сюжетов» (историй): их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Особенность «просто древних сказок»: начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство). Особенность «менее древней сказки»: ее нравоучительный характер - начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным. Представление о «бродячих» сюжетах (сказочных историях).

Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.

Авторское творчество

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей.

Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.

Жанр бытовой сказки. Обобщенность характеров, наличие социального конфликта и морали. Связь с жанром басни. Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии. Формирование представлений о различии жанров сказки и расказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции, непредсказуемость композиции рассказа.

Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): объяснить слушателю алгоритм поведения героя при встрече с волшебным миром (волшебная сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ).

Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).

Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на ленту времени произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности), а также авторских литературных и живописных произведений. Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость

произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство).

3.

Формирование библиографической культуры


Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное». Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.


4

Элементы творческой деятельности учащихся


Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. Содержание курса, тематическое планирование

Участие в инсценировках (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов. Формирование умения устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникающими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование раздела программы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Универсальные учебные действия

1

Учимся наблюдать и копим впечатления

23

наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;

имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.


читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

выявлять авторское отношение к герою;

находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).


самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

самостоятельного чтения выбранных книг;

высказывания оценочных суждений о героях произведений;

работы со словарями.


2

Постигаем секреты сравнения

14

жанры устного народного творчества;

общее представления о сказке, о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира;

отличительные особенности сказочных сюжетов.

читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;

различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

отличать пословицу от других произведений.


образности речи и мудрости в житейских ситуациях - пословицы;

самостоятельного чтения сказок народов мира;

высказывания оценочных суждений о героях произведений;

работы со словарями.


3

Пытаемся понять, почему люди фантазируют

14

имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.


читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

выявлять авторское отношение к герою;

рассказывать о любимом литературном герое;

находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).

самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

самостоятельного чтения выбранных книг;

высказывания оценочных суждений о героях произведений;

работы со словарями.


4

Учимся любить

16

имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.

читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

выявлять авторское отношение к герою;

рассказывать о любимом литературном герое;

находить и различать средства художественной выразительности ,

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).

самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

самостоятельного чтения выбранных книг;

высказывания оценочных суждений о героях произведений;

работы со словарями.


5

Набираемся житейской мудрости

10

несколько басен наизусть;

имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.

читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;

характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

выявлять авторское отношение к герою;

рассказывать о любимом литературном герое;

находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе.

высказывания оценочных суждений о героях произведений;

работы со словарями.

6

Продолжаем разгадывать секреты смешного

17

имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.


читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

выявлять авторское отношение к герою;

рассказывать о любимом литературном герое;

находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).

самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

самостоятельного чтения выбранных книг юмористического плана;

высказывания оценочных суждений о героях произведений;

работы со словарями

7

Как рождается герой

25

имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.

правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

выявлять авторское отношение к герою;

рассказывать о любимом литературном герое;

находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации);

составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.

самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

самостоятельного чтения выбранных книг;

высказывания оценочных суждений о героях произведений;

работы со словарями

8

Сравниваем прошлое и настоящее

20

о связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями, о мировосприятии их авторов;

имена писателей и поэтов, композиторов, живописцев, названия и содержание их произведений, прочитанных, увиденных и услышанных в классе.

читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;

различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

выявлять авторское отношение к герою;

рассказывать о любимом литературном герое;

находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе..

самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

самостоятельного чтения выбранных книг;

высказывания оценочных суждений о героях произведений;

работы со словарями.


6.РЕЗУЛЬТАТЫ (В РАМКАХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ-

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДПЕТНЫЕ, И ПРЕДМЕТНЫЕ) ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО КУРСА,

ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ


Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям : беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.


Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст


Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.



Планируемые результаты изучения учебного предмета

к концу 3-го года обучения:


В области познавательных общих учебных действий


Обучающие научатся:

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

  • свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

  • работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

  • работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к тексту).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборников не используются).


В области коммуникативных учебных действий

Обучающие научатся:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

  • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.


В области регулятивных учебных действий

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная


Методы реализации программы:

-практический;

-объяснительно-иллюстративный;

-частично - поисковый;

-наблюдение;

-информативный

Способы и средства:

- технические средства;

-модели и таблицы;

-рисунки;

-дидактический материал;

-учебное пособие «Музей в твоем классе»

-лупы;

-рамочки


  • КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№п/п

Дата

Раздел учебной программы

Тема урока

Количество часов

Вид

учебной деятельности


1 четверть - 35ч

Их них контрольных работ - 2ч


1

1.09.

Учимся наблюдать и копим впечатления

Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста


2

2. 09.

Юрий Коваль "Берёзовый

пирожок"

1

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст)


3

4. 09.

Владимир Маяковский "Тучкины штучки"

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения


4

7. 09.

С.Козлов "Мимо белого яблока луны…"


1

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст)


5

8. 09.

С. Есенин "Нивы сжаты, рощи

голы…"

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения


6

9. 09.

Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Опрятней модного паркета…"

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста


7

11. 09.

Контроль знаний

Диагностическая рабо та

1

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст)


8

14. 09.

Учимся наблюдать и копим впечатления

Вадим Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста

9

15. 09.

Н. Матвеева

"Гуси на снегу"

1

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст)


10

16. 09.

Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд...", хокку Ёса Бусона

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения


11

18. 09.

С. Козлов «Сентябрь»

"Как оттенить тишину"

1

Читать вслух прозаический текст на основе передачи его художественных особенностей, выражения собственного отношения


12

21. 09.

Иван Бунин

"Листопад"

1

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст)


13

22. 09.

Записная книжка Кости Погодина.

1

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст)


14

23. 09.

Записная книжка Кости Погодина.

1

Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного)


15

25. 09.

Записная книжка Кости Погодина.

1

Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного)


16

28. 09.

Александр

Пушкин "Зимнее утро"

1

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст)


17

29.09.

Валентин Берестов "Большой мороз"

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста

18

30.09.

Валентин Берестов "Плащ"

1

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст)


19

2. 10.

С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов


20

5. 10.

С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать"

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста

21

6. 10.

Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", хокку Ранрана

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения


22

7. 10.

Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", хокку Ранрана

1

Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного)


23

9. 10.

Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", хокку Ранрана


1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов


24

12. 10.

Постигаем секреты сравнения

Сказка "Откуда пошли болезни и лекарства"

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста

25

13. 10.

Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук"

1

Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени


26

14. 10.

Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук"

1

Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени


27

16. 10.

Проектирование сборника сказок

1

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; самостоятельно работать со словарями


28

19. 10.

Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились"

1

Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени


29

20. 10.

Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились"

1

Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени


30

21. 10.

Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка", "Как барсук и куница судились", "О собаке, кошке и обезьяне", "Золотая рыбка"

1

Обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира


31

23. 10.

Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка", "Как барсук и куница судились", "О собаке, кошке и обезьяне", "Золотая рыбка"

1

Обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира


32

26. 10.

Постигаем секреты сравнения

Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха"

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста

33

27. 10.

Контроль знаний

Контрольная работа по теме:

«Постигаем секреты сравнения»


1

Обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира


34

28. 10.

Постигаем секреты сравнения

Индийская сказка "Хитрый шакал"

1

Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени


35

30. 10.

Распознание черт бродячего сказочного сюжета.

Бурятская сказка "Снег и заяц»

1

Обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира


2 четверть - 35ч

Из них самостоятельных работ -1 ч


1

9.11.

Постигаем секреты сравнения

Хакасская сказка "Как птицы царя выбирали"

1

Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени

2

10. 11.

Пытаемся понять, почему люди фантазируют

Новелла Матвеева "Картофельные олени"

1

Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного,

прочитанного и услышан-ного)

3

11. 11.

Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки"

1

Читать вслух стихотворный и прозический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

4

13. 11.

Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

5

16. 11.

Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

6

17. 11.

Татьяна Пономарёва "Автобус"

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста

7

18. 11.

Татьяна

Пономарёва

"В шкафу"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

8

20. 11.

Эмма Мошковская "Вода в

колодце"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

9

23. 11.

Эмма Мошковская "Вода в колодце". Поход в «Музейный дом»

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

10

24. 11.

Пытаемся понять, почему люди фантазируют

Борис Житков

"Как я ловил человечков"

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

11

25. 11.

Борис Житков

"Как я ловил человечков"

1

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования

12

27. 11.

Борис Житков

"Как я ловил человечков"

1

Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного)

13

30. 11.

Борис Житков

"Как я ловил человечков"

1

Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного)

14

1. 12.

Тим Собакин"Игра в птиц"

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста


15

2. 12.

Константин Бальмонт "Гномы"

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста


16

4. 12.

Учимся любить

Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды"

1

Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного,

прочитанного и услышанного)

17

7.12.

Татьяна Пономарёва "Лето в чайнике"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

18

8. 12.

Мария Вайсман "Лучший друг медуз"

1

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений

19

9. 12.

Мария Вайсман "Лучший друг медуз"

1

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений

20

11. 12.

Александр Куприн "Слон"

1

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования

21

14. 12.

Учимся любить

Александр

Куприн "Слон"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

22

15. 12.

Учимся любить

Александр Куприн "Слон"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

23

16. 12.

Учимся любить

Александр Куприн "Слон"

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

24

18. 12.

Учимся любить

Константин Паустовский "Заячьи лапы"

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста

25

21. 12.

Контроль знаний

Самостоятельная работа по теме: «Учимся любить»

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

26

22. 12.

Учимся любить

Константин Паустовский "Заячьи лапы". Что чувствуют и переживают герои

1

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования

27

23. 12.

Сергей Козлов "Если меня

совсем нет"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

28

25. 12.

Басня. Композиция басни.

Эзоп "Рыбак и рыбёшка"

1

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования

29

28. 12.

Эзоп «Соловей и ястреб».

Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев"

1

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений

30

29. 12.

Учимся любить

Работа над

составлением литературного сборника

1

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

31

30. 12.

Подготовка своих видов сборников. Письмо в клуб

Лента времени.

Пословицы

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

3 четверть - 39 ч


1

11.01.

Набираемся житейской мудрости

Эзоп "Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории

1

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

2

12. 01.

Эзоп "Лисица и виноград", Иван Крылов "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика

басни

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

3

13. 01.

Иван Крылов "Квартет"

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

4

15.01.


Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". Басня "Волк и журавль"

1

Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышан-ного)

5

18. 01.

Контроль знаний

Самостоятельная работа по заданиям

учебника

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

6

19. 01.

Сравнение басен и бытовых сказок

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

7

20. 01.

Продолжаем разгадывать секреты смешного

Леонид Каминский "Сочинение"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

8

22. 01.

Ирина Пивоварова

"Сочинение"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

9

25. 01.

Ирина Пивоварова

"Сочинение"

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста

10

26. 01.

Марина Бородицкая

"На контрольной"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

11

27. 01.

Лев Яковлев "Для Лены"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

12

29. 01.

Михаил Яснов "Подходящий угол"

1

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования

13

1.02.

Надежда Тэффи "Преступник"

1

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

14

2. 02.

Надежда Тэффи "Преступник"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

15

3. 02.

Надежда Тэффи "Преступник"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

16

5. 02.

Надежда Тэффи "Преступник"

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

17

8. 02.

Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти"

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

18

9. 02.

Стихи Григория Остера "Вредные советы"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

19

10. 02.

Татьяна Пономарёва

"Помощь"

1

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования

20

12. 02.

Виктор Драгунский

"Ровно 25 кило"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

21

15. 02.

Виктор Драгунский

"Ровно 25 кило"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

22

16. 02.

Виктор Драгунский

"Ровно 25 кило"

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

23

17. 02.

Виктор Драгунский

"Ровно 25 кило"

1

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

24

19. 02.

Как рождается герой

Как рождается герой. Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди"

1

Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного,

прочитанного и услышанного)

25

20. 02.

Юнна Мориц "Жора Кошкин"

1

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

26

24. 02.

Борис Заходер "История гусеницы" (начало)

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста


27

26. 02.

Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

28

29.02.

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста.

Леонид Яхнин "Лесные жуки"

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

29

1.03.

Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

1

Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного)

30

2.03.

Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

1

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

31

4.03.

Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста

32

5.03.

Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения


33

9.03.

Борис Заходер "История гусеницы" (окончание)

1

34

11.03.

Как рождается герой

Михаил Яснов "Гусеница -

Бабочке"

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

35

14.03.

. Борис Заходер "История гусеницы", Михаил Яснов "Гусеница - Бабочке"

1

Различать сказку и рассказ по двум основаниям: особенности построения и основная целевая установка повествования

36

15.03.

Как рождается герой

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы".

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

37

16.03.

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Черты сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа

1

Различать сказку и рассказ по двум основаниям: особенности построения и основная целевая установка повествования


4 четверть - 35 ч

Их них контрольных работ - 1ч


1

28.03.

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы"

1

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

2

29.03.

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы"

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста


3

30.03.

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы"

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

4

1. 04.

Леонид Пантелеев "Честное слово"

1

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

5

4. 04.

Леонид Пантелеев "Честное слово"

1

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования

6

5. 04.

Леонид Пантелеев "Честное слово"

1

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

7

6. 04.

Леонид Пантелеев "Честное слово"

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста


8

8. 04.

Отрывки из

поэмы Николая Некрасова "На Волге" («Детство Валежникова»)

1

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

9

11. 04.

Отрывки из

поэмы Николая Некрасова "На Волге" («Детство Валежникова»)

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

10

12. 04.

Отрывки из

поэмы Николая Некрасова "На Волге" («Детство Валежникова»)

1

Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного,

прочитанного и услышанного)

11

13. 04.

Отрывки из

поэмы Николая

Некрасова "На Волге" («Детство Валежникова»)

1

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования


12

15. 04.

Сравниваем прошлое и настоящее

Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова)

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

13

18. 04.

Константин

Паустовский "Растрёпанный воробей"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

14

19. 04.

Константин

Паустовский "Растрёпанный воробей"

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

15

20. 04.

Константин

Паустовский "Растрёпанный воробей"

1

Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного)

16

22. 04.

Константин

Паустовский "Растрёпанный воробей

1

17

25. 04.

Константин

Паустовский "Растрёпанный воробей"

1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста


18

26. 04.

Александр Пушкин "Цветок"

1

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования

19

27. 04.

Аркадий Гайдар "Чук и Гек".

Характеры героев, сравнительный анализ

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

20

29. 04.

Сравниваем прошлое и настоящее

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев, сравнительный анализ

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

21

3.05.

Аркадий Гайдар "Чук и Гек".

Характеры героев, сравнительный анализ

1

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

22

4. 05.

Аркадий Гайдар "Чук и Гек".

Характеры героев в развитии

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

23

6. 05.

Аркадий Гайдар "Чук и Гек".

Характеры героев в развитии

1

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

24

10. 05.

Аркадий Гайдар "Чук и Гек".

Характеры героев в развитии

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражениясобственного отношения


25

11. 05.

Аркадий Гайдар "Чук и Гек".

Характеры героев в развитии

1

Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного,

прочитанного и услышанного)

26

13. 05.

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Главные ценности в жизни


1

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста

27

16. 05.

Контроль знаний

Итоговая контрольная работа

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

28

17. 05.

Ё

Постоянство в природе и чувствах людей

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

29

18. 05.

Постоянство в природе и чувствах людей

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

30

20. 05.

Постоянство в природе и чувствах людей

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

31

23. 05.

Постоянство в природе и чувствах людей

1

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

32

24. 05.

Постоянство в природе и чувствах людей


1

33

25. 05.

Постоянство в природе и чувствах людей


1

34

27. 05.

Постоянство в природе и чувствах людей


1

35

30. 05.

Постоянство в природе и чувствах людей


1

36

31. 05.

Постоянство в природе и чувствах людей


1

.За год - 144ч

Из них самостоятельных работ - 3ч;

контрольных работ - 3ч.

  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

8.1 Печатные пособия

п/п

Название

Год издания

1

Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 2 класс. Учебник. - М.: Академкнига/Учебник.

2012

2

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник.

2012

3

Малаховская О. В. Литературное чтение. 2класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) - М.: Академкнига/Учебник

2012

4

5


6


7

8

9

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1-4 класс», - М.: Академкнига/Учебник

Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная начальная школа: в 2-х ч. / Чуракова Р.Г. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Борисенкова О.В., Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Итоговая комплексная работа. 3 класс. Методические указания по организации и проведении + CD / Чуракова Н.А. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).

Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).


2012-2013


8.2 Экрано-звуковые пособия

№п/п

Название

1.

2.

3.

4.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Видеофильмы, соответствующие тематике программы

Слайды, соответствующие тематике программы

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы


8.3 Технические средства обучения

№п/п

Название

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Интерактивная доска

Ноутбук

Проектор

Персональный компьютер

Принтер

8.4.Цифровые образовательные ресурсы.

№ п/п

Название

1

Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. - М.: Вентана-Граф, 2011

8.5.Демонстрационные пособия.

№ п/п

Название

1

2

3

4

Портреты писателей, поэтов.

Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;

Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

Иллюстрации к литературным произведениям.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал