7


  • Учителю
  • Приложение к уроку 'Тюменский край - моя святыня'

Приложение к уроку 'Тюменский край - моя святыня'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Приложение 1

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

ЛЕГЕНДА О ЛАДОНИ АНГЕЛА В ТОБОЛЬСКЕ


Знаменитый архитектор и картограф С. У. Ремезов однажды очень живописно охарактеризовал Тобольск:

«Подобен сибирский град Тоболеск - ангелу! Правая его рука - палатный разряд. На длани (ладони) имущий нижний посад, левая рука - соборная церковь и стена каменного столпа, правый бок - яр до Иртыша, левый - увал и река Курдюмка, правое крыло - Тобол до степи, левое - Иртыш. Этот град является всей Сибири радожителем и изрядное украшение, И с иноземниками мир и тишина»

В связи с этим существует в Тобольске легенда «о ладони ангела».

Осенью 1620 года в Тобольск направляется недавно назначенный Архиепископом Тобольским и Сибирским в первую в Сибири епархию Преподобный Киприан. Под монотонное покачивание повозки Киприан задремал. И явился ему во сне ангел Божий, который накрыл своей светящей ладонью нижний город и повелел построить церкви в Нижнем Посаде так, что бы они ее повторили. Ангел пообещал, что в этом случае снизойдет на город Благодать Божия и особенные люди будут здесь рождаться - «Богом поцелованные». Так и произошло. Одна за другой были построены в Тобольске согласно следу ладони ангела церкви:

· Крестовоздвиженская,

· Пятницкая,

· Рождественская,

· Благовещенская,

· церкови Захария и Елизаветы,

· церковь Михаила Архангела,

· Богоявленская.

И вспыхнули они как искры Божьи на кончиках пальцев священной ладони.

Не спели построить церковь только лишь на символическом пятом перстне. Но высшая воля оказалась сильнее, и другая ветвь христианства закончила и исполнила пророческий сон Киприана. Не иначе как по Высшему Проведению, был построен на пятом перстне католический храм, завершивший рисунок «Ладони ангела» в Нижнем Тобольске.

Возможно это всего лишь легенда, но как говориться: «сие есть факт», Тобольск подарил миру большое количество знаменитых людей для такого сравнительно небольшого города.

ИСТОРИЯ ЧАСОВНИ В СЕЛЕ БОЛЬШОЕ СОРОКИНО

Первое свидетельство об основании храма в селе Большое Сорокино относится к 1763 г. Это был деревянный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Располагался он в центре села. На прилегающих территориях храма были расположены Воскресная школа, библиотека и часовня. Исторических данных о дореволюционном храме практически не сохранилось.

По словам местных жителей известно, что в 1930 году храм был закрыт новой властью. Имеющиеся помещения были использованы под складские нужды. В этом же году священник был отправлен в ссылку.

В 1934 г. были разобраны купол и колокольня. В храме был организован клуб. Часовня была оборудована под библиотеку.

В 1938 г. все храмовые постройки были разобраны. На оставшемся фундаменте храма была построена столовая. Впоследствии на этом месте были построены дом культуры, танцплощадка и тир.

По инициативе благочинного Ишимского округа иерея Михаила Денисова приход был заново воссоздан в 1999 г. В связи с тем, что прежнее здание храма не сохранилось, решено было взять пустующее на тот момент бывшее здание администрации районной больницы. Это деревянное здание 1910 года постройки.

Усилиями верующих были выполнены необходимые косметические работы, заменены полы, установлен купол на крыше здания.

Первое время Богослужения свершал раз в месяц благочинный Ишимского округа иерей Михаил, в остальное время верующие самостоятельно собирались в храме и читали молитвы.

В 2002 г. исполняющим обязанности настоятеля прихода храма назначен выпускник Тобольской духовной Семинарии иерей Владимир Сергеев.

В 2003 г Приход получил государственную регистрацию.

Восстановление приходской жизни проходило достаточно тяжело, не было даже самого необходимого для совершения Божественной Литургии. Используемое здание нуждалось в ремонте, требовалась замена кровли, были трудности с подведением газопровода для котельной. Все сложности, возникшие при возрождении приходской деятельности, решались усилиями прихожан.

С 2004 года настоятелем прихода окормляется с. Кротово Аромашевского района, где частный дом был оборудован для совершения совместной молитвы. В 2007-2008 гг. окормлялась приходская община с. Сладково, с. Усово Сладковского района.

В марте 2009 года иерей Владимир Сергеев назначен настоятелем храма во имя Святой Троицы с. Викулово с окормлением с. Большое Сорокино.

На сегодняшний день при храме действует библиотека, для детей проводятся занятия в Воскресной школе. С комиссией по делам вершеннолетних проводятся совместные мероприятия по работе с неблагополучными семьями. В средней школе № 1 проводятся встречи с учащимися о нравственном воспитании молодого поколения.

По благословению Управляющего Епархией Архиепископа Димитрия ведутся работы над проектом нового храма в с. Большое Сорокино.

Источник:



ПОСЕЛЕНИЕ ТИУТЕЙ-САЛЕ : ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПИСАНИЕ НАХОДОК

Археологический памятник Тиутей-Сале I находится на мысу Тиутей, расположенном на северо-западном побережье полуострова Ямал, в 840 м к ЮЗ от полярной станции «Моржовая», на мысу коренной террасы в месте слияния рек Тиутей-Яха и Сер-Яха. Сам мыс сильно пострадал в результате разрушения и обвала берега, вследствие чего часть культурного слоя поселения оказалась утраченной.

Впервые поселение Тиутей-Сале было зафиксировано В.П. Евладовым в ходе экспедиции 1928 года. Здесь же, по информации исследователя, располагался ненецкий жертвенник из сложенной кучи рогов и палок. Через год этот район обследовал В.Н. Чернецов, работавший в составе экспедиции ЛФО Комитета Севера. На памятнике им были проведены разведочные раскопки, а полученные материалы позволили отнести памятник к одному из этапов обширной нижнеобской культуры.

В 1994 году памятник был вторично обследован экспедицией Арктического центра Смитсониевского института (США), работавшей в рамках совместной Российско-Американской научно-исследовательской программы «Живой Ямал» в составе В. Фитцхью, С. Хаакансона, А.В. Головнева и В.В. Питулько.

В 1995 году Н.В. Федоровой и В. Фитцхью на поселении было вскрыто около 50 кв. м. культурного слоя, зафиксированы остатки трех жилых сооружений и хозяйственная площадка. В составе находок - изделия из кости, дерева, бронзы, железа, фрагменты керамики. Удалось выяснить, что поселение заселялось, как минимум, дважды, хронологические горизонты были датированы по аналогиям вещевого комплекса и радиокарбону: V-VII и XII-XIV вв. н. э.

По-видимому, удобный береговой участок использовался обитателями тундры в качестве сезонного (летнего) поселения. Основными отраслями хозяйства населения являлась охота на северного оленя, песца, морского зверя и белого медведя. Важное значение имела обработка плавной древесины.

Материалы поселения Тиутей-Сале, в совокупности с другими имеющимися сегодня источниками свидетельствуют о сложности процесса адаптации человеческих коллективов к условиям открытой тундры и её прибрежных районов. Начало его можно соотносить с ранним слоем памятника, т. е. не ранее середины I тыс. н. э.

В 2014-2015 годах раскопки на памятнике продолжили сотрудники научного центра изучения Арктики.

Материалы раскопок поселения опубликованы в коллективной мографии: Федорова Н.В., Косинцев П.А., Фитцхью В.В. «Ушедшие в холмы» Культура населения побережий северо-западного Ямала в железном веке. Екатеринбург, 1998. 180 с.


ЛАСТОЧКИНО ГНЕЗДО В ИШИМЕ

"Гора любви - излюбленное место ишимских молодоженов. С 2000 года здесь ведут раскопки тюменские археологи. Их находки свидетельствуют о том что именно на этой сопке около 3000 лет назад располагались 2 древнейших гордища".На сегодняшний день раскопки городища "" ведут сотрудники института проблем освоения севера. Население двух городищ было разным. 2,5 тыс. лет назад более древнее из них населяли культуры эпохи бронзы. Самыми первыми здесь появились эмигранты с запада. Именно эти народы развили на территории приишимья скотоводство и металлургию. Позже сюда пришли народы севера. Результатом ассимиляции двух народов стала красноозерская культура - население первого городища.Исследования показали, что не смотря на прочное укрепление оно было сожжено. Через 1000 лет этот участок земли вновь ожил - к потомкам саргатской культуры присоединились восточные народы.Виктор Зах, доктор исторических наук, профессор."Ну то что влияние востока было у саргатцев очень хорошо фиксируется в курганах, появляются зеркала китайские, ханьские в погребениях, котлы бронзовые гуннского типа. И ткани шелковые. Все это говорит о связи с востоком".Они пришли на это место, срубили город, рвом укрепленный, вал, на валу стояла стена. По останкам судя шириной она была 1,5 метра бревна были продольные и поперечные, расстояние между ними было закидано землей. достаточно хорошее укрепление было".Жилица древних народов представляли собой юрты, либо деревянные срубы, но без фундамента. Сооружения устанавливались прямо на поверхность земли без углубления в землю. Места где располагались постройки можно узнать по очагам приготовления пищи. Основными находками раскопок является керамика, посуда, костяные изделия."В этом году около очага, костра где сидели древние мужчины и женщины видимо ужинали нашли скопление костей, остатки тризны их, развалы больших сосудов и вот такой маленький сосудик. Это место где они ели. Из больших сосудов готовили похлебки, мясо видимо так жарили раз большое скопление костей. Этот маленький сосудик может для каких - то специй, может для спиртных напитков или еще каких - либо веществ. Видимо использовали такую маленькую

НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В ИШИМЕ

Возведен в - годах на небольшой Черняковской площади, названной так в память благотворителя, купца 1 гильдии Николая Максимовича Черняковского, и был окружен четырьмя часовнями и кованой оградой на мраморных столбиках. Первоначально храм был приписан к . Комитет по постройке с года возглавлял настоятель Богоявленского собора, член правления вышеозначенного училища, протоиерей , с декабря года его сменил о. .

Главный престол храма в честь святителя был освящён 26 ноября года. Справа от него, в южной части храма, на средства купца Александра Порфирьевича Кутырёва, был устроен небольшой придел в честь святого благоверного и великого князя.

По штату, утвержденному Св. Синодом 25 мая года, причт состоял из священника, диакона и псаломщика.

Не позднее года при храме была открыта двухклассная церковно-приходская школа, содержащаяся всецело на церковные средства. Определением Св. Синода от 26 августа - 2 сентября года школе было присвоено наименование "Черняковская" .

В году архитектор Н.А. Юшков разработал проект пристройки колокольни с трапезной, который, будучи утверждён в году, так и не был реализован.

В 1920-е годы церковь была передана . После закрытия в году Богоявленского собора стала кафедральным собором . В ночь с 23 на 24 июня года священники храма были арестованы, но формально церковь не закрыли.

9 марта года исполком Ишимского горсовета постановил: церковь закрыть, ценности реализовать, "внеся деньги в Государственные фонды", в помещении храма предложить открыть клуб.

19 июня года здание Никольской церкви передали верующим. Через выбитые стёкла в храме гулял ветер; штукатурка под воздействием снега и дождя постепенно осыпалась. Не осталось ни иконостаса, ни икон, ни книг, ни какого-либо иного имущества. Ограду горсовет разобрал ещё в году и перенёс к городскому кинотеатру. Из четырёх часовен осталась одна. Новообразованному церковному совету всё пришлось начинать сначала. В трудные военные годы было очень непросто достать строительный материал для ремонта. Тем не менее уже 17 декабря того же года храм заново освятили, по благословению архиепископа Новосибирского и Барнаульского .

В послевоенный период в храме служили иерей Иоанн Ветошкин, протоиерей Николай Фоменко, протоиерей Пётр Павловский, Василий Мисечко, Александр Ильин.

С образованием в году храм стал центром Ишимского благочиния, которое состояло тогда из пяти приходов и существовало до года.

При настоятеле о. Феодоре Олексюке в храме появились настенные росписи, новая ограда, принял ухоженный вид церковный сад, позолочены кресты, установлен новый резной иконостас.

В году была открыта церковно-приходская школа им. св. Василия Мангазейского .

С сентября года при храме действует сестричество милосердия .

19 декабря года были освящены два новых колокола для будущей звонницы.

17 марта года при храме было организовано Общество трезвости во имя св. благ. кн. Александра Невского , в январе года образована воскресная школа "Сибирский родничок" .

27 января года храму был присвоен статус .


СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ В ТЮМЕНИ

(ст. 121) гласит, что Спасская церковь возведена в при закладке :

поставиша град Тюмень, июля в 29 день, еже Чинги слых, и церковь воздвигоша Всемилостивого Спаса, первую в Сибири

Того же мнения придерживался и казанский церковный историк . Вместе с тем , сибирский этнограф и харьковчанин отдавали первенство по времени строительства другим тюменским храмам. Например, П. Н. Буцинский ссылается на документ, из которого следует, что ещё в Спасской церкви в Тюмени не было.

Таким образом, первым достоверным упоминанием о тюменской Спасской церкви является Дозорная книга , называющая в укреплённом церковь во имя Всемилостивейшего Спаса, деревянную, холодную. Храм располагался на торговой (гостиной) площади, возле стены . Вслед за известным тюменским краеведом-любителем по сходству названий логично предположить, что рядом находилась и Спасская проезжая башня кремля, от которой начиналась Большая Спасская проезжая улица (ныне ). По мнению А. С. Иваненко, церковь находилась ориентировочно чуть левее современного дома номер 1 по ул. Республики, это место сейчас уже смыто .

После сильного пожара стены посада были отодвинуты на восток. Так, Спасская проезжая башня была перенесена из кремля на место сгоревшей Знаменской башни острожной стены (перекрёсток современных улиц Республики и Челюскинцев). Новая стена посада прошла вдоль будущей улицы Иркутской (ныне) и простояла до пожара . Вместе с тем на рисунке Тюмени между 1668 и из книги «Северная и Восточная Тартария» и на плане города около , обнаруженном в «портфелях », церковь Всемилостивого Спаса показана на прежнем месте возле кремля.

«Список тюменский городовой нынешнего 204 г.» в рассказе о разрушительном пожаре 14 также сообщает, что Спасская церковь находилась возле кремля, и от неё загорелись кремлёвские постройки. Пострадала церковь и в пожаре 2 , после которого было принято решение о начале в городе каменного строительства, из-за нужд реализованное в сильно усечённом виде. Академик упоминает в в Тюмени церковь Нерукотворённого Образа с чудотворца , то есть храм после пожара был восстановлен.

С. П. Заварихин и Б. А. Жученко утверждают, что новая каменная церковь возведена на месте старого деревянного Спасского храма с приделом , срубленного в . Таким образом, храм был перенесён на своё нынешнее место в 1-й половине . Сообщение А. С. Иваненко о том, что в каменной Спасской церкви хранилась икона Нерукотворного Спаса, с которой тюменцы совершали ежегодный до с. Каменка начиная ещё с , в любом случае свидетельствует о наличии преемственности между старым деревянным храмом Всемилостивого Спаса и новым каменным. Тоболяк И. В. Белич считает, что после пожара деревянная церковь уже не восстанавливалась вплоть до , когда стали строить каменный храм, однако есть и другие мнения.



Судьба старинной мечети разделила сельчан

Согласно архивным данным, мечеть в Тоболтуре - вторая по возрасту каменная мечеть в Сибири. Первая каменная мечеть в Тобольской губернии была построена в городе Тара еще до создания Духовного собрания, однако она не сохранилась. Поэтому Тоболтуринская считается первой сохранившейся в Сибири каменной мечетью.

Согласно преданиям, за разрешением на ее строительство в Петербург ходил местный житель, предок многих современных тоболтуринцев Купшан-бабай. Мечеть сегодня носит имя этого человека.


БУДДИЗМ

Некоторые ученые считают, что из всех существующих ныне религий, буддизм является самой древней и одной из самых распространенных. Однако, удивительно, что как такового "буддизма" не существует! Есть ряд течений и направлений, которые зачастую чрезвычайно отличаются друг от друга и скорее напоминают разные религии, чем конфессии общего религиозного учения. Именно по этой причине, если Вас всерьез интересует буддизм, следует рассматривать конкретные направления, нежели некий абстрактный "буддизм вообще".Другим распространенным заблуждением относительно буддизма является идея о перерождении, перевоплощении души (т.н. реинкарнация). В буддизме нет такого понятия, потому что нет понятия души как такового. Выше мы уже описывали принцип "несуществования", на котором строится всё учение буддизма. Есть понятие "колесо сансары", так же называемое круг рождений и смертей. И здесь у каждого размышляющего читателя возникнет вопрос: а если никакой души нет, то что же тогда переходит из жизни в жизнь? Ответ поражает своей парадоксальностью - ничто не перерождается и не переходит! Исходя из буддийской философии, человек не является воплощенной в тело душой, как в индуизме. Человек есть лишь поток состояний, дхарм, серия кадров, мгновений. Но если души нет, то кто же испытывает эти состояния и что же такое личность? Буддисты считают, что личность - это только имя для обозначения.

ТЮМЕНСКАЯ СИНАГОГА

История тюменской синагоги началась в 1911 г., когда стараниями Айзенштадта в Тюмени на Спасской улице было заложено здание синагоги. Строительство финансировалось местной еврейской общиной. Через год 26 августа 1912 г. состоялось торжественное открытие синагоги.

После Революции г. в середине 1920-х гг. здание синагоги использовалось как общежитие, библиотека, склад, музыкальная школа, филиал, филиал «Союзаттракциона». Оно пришло в полуразрушенное состояние, лишилось окон и крыши, требовало серьёзного ремонта. В таком виде здание было передано еврейской религиозной организации «Мадрегот» («Ступени») 3 февраля г.

В 1997 г. синагога начинает возрождаться. В декабре г. здание, признанное памятником архитектуры, было восстановлено. Автором проекта выступил архитектор Геннадий Бордаков. Реставрация здания проводилась фирмой «Автостройтранс», работы финансировались обществом еврейской культуры «Авив» и еврейской общиной «Мадрегот». На восстановительные работы губернатором были также перечислены средства из областного бюджета.

Раввином восстановленной синагоги стал Игорь Варкин.





Приложение 2

ОПОРНАЯ СХЕМА



Тема урока:_____________________________________________________________

Святыня - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЯЗЫЧЕСКИЕ СВЯТЫНИ_____________________________________________________

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ________________________________________________

СВЯТЫНИ ИСЛАМА________________________________________________________

СВЯТЫНИ ИУДАИЗМА_____________________________________________________

СВЯТЫНИ БУДДИЗМА______________________________________________________

СВЯТЫНИ СЕМЕЙНОГО ОЧАГА_____________________________________________



Семья_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Приложение 3

ТИУТЕЙ-САЛЕ



ЛАСТОЧКИНО ГНЕЗДО



НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В ИШМЕ

ЧАСОВНЯ В Б.СОРОКИНО

Спасская церковь в Тюмени

Мечеть в селе Тоболтура














ИУДАИЗМ



Художественный музей город Тобольск




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал