- Учителю
- Урок по теме 'Христос и Его Крест'
Урок по теме 'Христос и Его Крест'
ОРКиСЭ модуль «Православная культура»
Урок 7. Христос и Его Крест
Цель урока: формирование понимания значения креста для христиан.
Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест
Оборудование урока: мультимедиапроектор, сигнальные карточки.
Ход урока
-
Актуализация
1. Фронтальный опрос.
- Почему Нагорная проповедь Иисуса Христа получила такое название?
- Какое богатство христиане считают истинным и вечным?
- Чего именно в мире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла?
2. Тест «Проповедь Христа»
II. Введение в тему урока «Сначала размышляем сами».
1. Вспомните, как выглядит крест, который носят православные христиане у себя на груди.
2. Где вы чаще всего видите крест?
3. Что знаете вы о том, что означает сам крест, каждая из его перекладин, буквы, начертанные на кресте?
4. Знаешь ли ты, какой человек изображён на кресте и почему он изображён пригвождённым к кресту?
III. Работа по теме урока
1.Рассказ учителя. Чтение рассказа про Ваню.
На уроке физкультуры у Вани из под майки вывалилась веревочка, на которой висел маленький крестик. Больше всех были удивлены девочки. Они и раньше видели крестики - но это были красивые золотые изделия. И люди носили их поверх одежды, напоказ. А Ванин крестик был спрятан под майкой «Если это украшение, то почему ты его прячешь? Может, ты его украл?».
- Нет, не украл. Просто для меня крест не украшение, а память о Христе. Смотрите - здесь есть фигурка распятого Христа.
- А что означает распятый?
- Распять - значит развести в стороны руки и пробить их гвоздями... И Ваня рассказал о распятии Христа.
- Боговоплощение
Помните, мы с вами говорили о Боге? Библия подчеркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Никакое время не может указать Богу Его начала и Его конца. Бог создал все, а Его не создал никто.
Сам Бог вне мира и вне времени. То, что не причастно времени, называется Вечность.
А еще Богу не нужно тело. Ведь в теле постоянно что-то строится, переносится с места на место, меняется. Там, где есть живое тело, обязательно есть перемены, а, значит, и время.
Но, как рассказывает Евангелие, однажды Бог соединил с Собою обычное человеческое тело и человеческую душу. Он вочеловечился. Почему? Потому что Бог есть любовь. Он создал людей и любит их. А когда любят кого-то, то стараются быть поближе к любимому. Поэтому Бог, любящий людей, решил стать един с нами. И для этого Он стал человеком.
Христиане говорят: «Бог воплотился в человеке». То, что Он стал человеком, не означает, что Он перестал быть Богом. Все, что было свойственно Богу всегда, осталось с Ним. Но теперь Бог родился как человек: Он сделал Своим всё то, что свойственно человеку. Христиане это чудо называют воплощение (от слова плоть).
Так более 2000 лет назад произошло Рождество Христово. Бог стал Богочеловеком. Родившийся Богочеловек и стал именоваться Иисусом Христом.
Как Бог Христос творил чудеса, а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал и даже плакал от потери друзей. Христос перенес бедность, клевету, предательство, избиения, смерть. Бог вошел туда, где людям было очень плохо - в мир страдания. Это значит, что с той поры верующий человек может встретить Бога не только в минуте своей радости, но и в минуте своей скорби. Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог вошел и в мир человеческой смерти.
Смысл воплощения Бога именно в том, чтобы войти в смерть. Христос - воплощенный Бог - рождается на земле именно ради этого. Поэтому Он и остается на земле лишь половину обычного срока человеческого жизни (тридцать три года).
Тридцать лет своей жизни Христос проводит в сокровенной тишине (позднее русские былины будут также рассказывать об Илье Муромце). Затем три года он странствует по своей стране - Иудее. Учит людей жить по любви. Творит чудеса, исцеляет людей. А главное - постепенно приоткрывает им тайну своей жизни и грядущей смерти.
У него были запыленные одежды, простое лицо. У него не было собственного дома. Люди находили, что Он не похож даже на царского сына, а уже тем более - на Бога. А Христос, наконец, прямо сказал: «Я и Отец - одно».
- Вспомните, что послужило основанием для человеческого суда над Иисусом?
Именно на кресте кончилась земная жизнь Иисуса Христа. Но это не было «несчастным случаем». Мол, плохие люди напали на хорошего человека, ложно обвинили и казнили его.
Вроде бы для Бога это невозможно. Ведь там, где Бог - там вечная жизнь и нет места для смерти. И все же Христос претерпел смерть. Он позволил Себя распять на Голгофе.
- Голгофа
Голгофа - небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой распинали преступников. На ней не было деревьев, а ее вершина была округлой, напоминавшей верхнюю часть головы человека. Отсюда и название этой горы: слово Голгофа означает «лобное место». В переносном смысле под влиянием Евангелия слово Голгофа стало означать страдание, поношение, высшее и жертвенное служение правде.
Как же Евангелие объясняет, что Бессмертный Бог, воплотившись во Христе, умер? Если бессмертный умер - значит, Он Сам отказался от Своей неуязвимости для смерти. Он Сам добровольно принял крест. Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. Так же, как проходят через дверь, чтобы оказаться за нею, в новом пространстве. Люди умирали и до Христа и после Него. Но до Христа смерть давала людям лишь пустоту и холод. Теперь же Бог решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, который переступит порог смерти, за этим порогом встретил бы не пустоту, а любовь Христа. Чтобы за смертью следовало радостное бессмертие («Царство Божие», «Царство Небесное»).
Дар светлого бессмертия Христос хотел принести всем людям - даже тем, кто Его судил и казнил. Значит, для христианина распятие Христа - это знак победы Его замысла, а не знак успеха Его недругов.
- Жертва Христа
Евангелие говорит, что Христос мог бы всю землю поразить Своими чудесами и всех убедить в том, что именно в Нём Бог стал человеком. Но Он этого не сделал.
Когда Его арестовывали, Он ни ангелам, ни апостолам не позволил защитить Его. Он не спорил со Своими судьями. Если бы Он их переубедил, то встреча Жизни (а Бог есть Жизнь) и смерти не состоялась бы, и смерть не была бы сокрушена в самой своей глубине. Поэтому Он позволил Себя казнить, распять на кресте.
Приговор Христу вынес римский чиновник по имени Понтий Пилат. Ему как раз было безразлично, кто такой Христос. При допросе Христос сказал, что пришел свидетельствовать об Истине, на что Пилат цинично отмахнулся - «Что есть истина?». Но он боялся прослыть за неумелого и нерешительного правителя. И когда толпа все же стала требовать «Распни Его!», Пилат произнес страшные слова: «Я умываю руки!».
С той поры эти слова стали формулой, описывающей поведение человека, который мог бы остановить подлость, но решил не вмешиваться. Ради того, чтобы остаться при власти, Пилат решил казнить человека, которого сам же считал невиновным. А ведь власть Пилата была призрачной. С одной стороны она была ограничена самоволием толпы. С другой стороны об иллюзорности пилатовой власти напомнил сам Христос. Евангелие так передает ответы Христа Его судье - Понтию Пилату:
«Пилат сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше… Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее».
- Распятие
Распятие - это самая страшная из казней, придуманных людьми. Две деревянные перекладины клались друг на друга. К одной из них прибивались руки, к другой - ноги. Затем крест поднимали над землей, и человек часами висел на этих гвоздях. Каждое его движение причиняло ему боль. Даже если он хотел вздохнуть - он должен был пошевелиться, приподняться. И тогда его руки двигались вокруг пронзивших их гвоздей. Это все равно, как если бы палач вонзил в тело жертвы нож, а потом сказал бы: «хочешь дышать - ради каждого вздоха сам поворачивай нож в своей ране!». Эта пытка длилась несколько часов, а то и дней…
На голову Христа надели якобы царскую корону. Но ее сплели из веток терновника. Поэтому иглы «тернового венца» рвали Его кожу. Уже когда Христос умер, римский воин пронзил Его грудь копьем. Затем тело Христа сняли с креста и похоронили в каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы.
Просмотр фрагмента кинофильма о распятии Иисуса
(Продолжаем чтение рассказа про Ваню)
- Но если крест это орудие пытки, то почему христиане носят его у сердца?- спросили ребята.
- Наверно, потому, что для христиан крест стал символом самой большой любви. Ведь Христос добровольно, по любви к людям пошел на крест. Христиане верят, что земля, по которой ходил Богочеловек, стала святой. Они убеждены, что река, в которую входил Христос, от прикосновения к Нему тоже освятилась. Хлеб, который Он брал в руки, также стал святым. Но, значит, и крест, к которому Он приник в смертных Своих страданиях, тоже стал святыней.
- Но если этот крест так важен для тебя, почему ты его прячешь?
- Мне священник сказал, что открыто носить крест может только тот, кто сам готов идти путем Христа. То есть если ты готов сам пойти на крест ради Христа и ради людей - что ж, носи его открыто. А если нет - зачем же тогда хвалиться тем, к чему ты не готов?
- Символика креста
На православном кресте есть три поперечные перекладины.
Верхняя, над головой Христа - символизирует дощечку с надписью ИНЦИ, которая была на распятии Иисуса Христа. Это начальные буквы фразы «Иисус Назарянин, царь иудейский». «Назарянин» - потому что Его детство прошло в городе Назарете в стране, которая сегодня называется Израиль. Слово «царь иудейский» - из того ложного приговора, что вынесли Ему люди, обвиняя в том, что Он хочет произвести переворот и стать царем в древней Иудее.
Такой обычай был в древности: человека казнили на глазах у всего города, и рядом с ним вешали табличку с указанием его вины…
К средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней - Его ноги. Она перекошена потому, что вместе с Христом были казнены еще два человека. Они действительно были преступниками. Один стал издеваться над Христом: мол, если ты Бог, то сотвори чудо и сойди с креста, прекрати свою казнь. Другой просил прекратить издевки: «мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Этот покаявшийся разбойник был справа от Христа, Которого он просил: «Помяни меня, когда придешь во Царствие Твое!». Тот разбойник, кто так и закончил свою жизнь в потоках ругани, был слева.
Поэтому перекладина на кресте Христа поднята в правую сторону и опущена в левую. Это знак того, что «благоразумный разбойник» покаялся и пошел ввысь, в Царство Небесное, а тот, кто даже в минуту смерти не попробовал измениться, так и завершил свою жизнь в низости.
Для христианина это ежедневное напоминание о том выборе, который он должен делать: глядя на крест Христа, каждый раз надо выбирать, с кем ты, какую дорогу ты делаешь своей - вверх или вниз…
У крестов, устанавливаемых над храмами, иногда нижняя перекладина дополняется или заменяется полумесяцем. В этом случае крест обретает очертания якоря. Якорь же - знак уверенности и твердости. Храм тогда воспринимается как корабль, увозящий людей от угрозы, а его колокольня как мачта.
VI. Подведение итогов урока.
Что означает слово «вочеловечился»?
Какое чудо христиане называют воплощением (Боговоплощением)?
От какого слова происходит слово «воплощение»?
Как связаны между собою Рождество и Боговоплощение?
Что именно в Христе было от Бога, а что от человека?
Каков смысл смерти Христа?
Как Христос отнёсся к тем, кто судил и казнил его?
Почему Христос позволил казнить себя?
Почему крест воспринимается христианами как знак любви Господа?
Почему христиане носят на груди крест?
Как ты считаешь, можно ли носить крест ради украшения? Почему?
В яслях лежит Ребенок.
Матери нежен лик.
Слышат волы спросонок
Слабенький детский крик.
Придет Он не в блеске грома,
Не в славе побед земных,
Он трости не переломит
И голосом будет тих.
Не царей назовет друзьями,
Не князей призовет в совет -
С галилейскими рыбаками
Образует Новый Завет.
Никого не отдаст на муки,
В узилища не запрет,
Но Сам, распростерши руки,
В смертельной муке умрет.
(Александр Солодовников)
V. Домашнее задание. Вопросы и задания с. 27