7


  • Учителю
  • Вне классное занятие. Пушкинский 'Петербург'

Вне классное занятие. Пушкинский 'Петербург'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

«Пушкинский Петербург»

Цель: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя - как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

Задачи:

В игровой форме закрепить знание школьников об истории и культуре Санкт-Петербурга;

Создать условия для формирования познавательного интереса учащихся к изучению родного города;

Способствовать формированию таких чувств, как сопричастность к городу и его проблемам.

познакомить учащихся с географией пушкинских мест в Санкт-Петербурге.

дать почувствовать, как чудесно предстал город в пушкинских стихах.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Петербургский школьник живет в атмосфере пушкинской культуры. Петербург - город поэта, здесь многое связано с его жизнью и творчеством. "Когда мы сегодня бродим по тем же улицам, по которым более полутораста лет тому назад проходил Пушкин, когда мы поднимаемся по тем же ступеням, по которым взбегал он, когда изгибы старых каналов открывают нам те же виды, которые знакомы были и ему, мы со всею ясностью чувствуем,что пушкинский Петербург - это не только нечто давно минувшее и едва различимое в историческом отдалении.

Пушкинский Петербург - понятие, в котором заложена мысль о знаменательном явлении русской культуры. Речь идет не только об отдельных зданиях, людях, событиях. Речь идет о том духовном опыте, который стал итогом двух пушкинских десятилетий жизни Петербурга".

В процессе подготовки к игре было проведено внеклассное занятие, на котором ученики получали информацию от воспитателей о жизни, творчестве А.С.Пушкина, о тех местах, где проживал поэт. Было выбрано 6 адресов: Соляной пер., дом 14 - дом, куда впервые привезли Пушкина в младенчестве, Лицей - где учился Пушкин, Коломна - дом, где жила семья поэта после его окончания Лицея, Галерная, 53 - первая семейная квартира А.С.Пушкина, Мойка, 12 - Музей-квартира, Черная речка - место дуэли. Каждый воспитатель подготовил внеклассное занятие - по одному адресу.

После внеклассного занятия детям было дано задание прочитать поэму «Медный всадник», сказку «Руслан и Людмила», посетить памятные места нашего города, связанные с именем А.С.Пушкина, принести поделки, рисунки, фотографии, сочинение.

Следующий этап - подготовка стенда, на котором вывешивалась информация, детские рисунки, фотографии, поделки. При этом ребята сами готовили иллюстрационный материал, подборки фотографий, а также изыскивали исторический и литературоведческий материал, связанный с Пушкинской эпохой.

Таким образом, многосторонняя и глубокая теоретическая подготовка команд позволила не только изучить биографию поэта, но и выстроить живую связь событий жизни А.С.Пушкина с конкретными местами нашего города, в результате чего восприятие произведений Пушкина становится более живым, а образы его творений приобретают в сознании ребят более осязаемые черты. Применение новых технологий дает возможность ребенку «окунуться» в эпоху просвещения, культуры, красоты, тех духовных ценностей, которых так не хватает сегодня школьникам.



Методическая разработка

игры по станциям "Там некогда гулял и я"

(Пушкинский Петербург)

Игра по станциям для учащихся 3-4 классов

I. Цель игры:

  • сформировать у школьников живое представление об эпохе первой трети XIX века: культуре, быте, круге общения и интересах дворянской молодежи Пушкинского Петербурга, тесно связав это представление с образом города, его улиц и площадей и известнейшими людьми той эпохи.

Организационный момент:

  • определение основных тем игры:

  • творчество А.С.Пушкина;

  • события его жизни, связанные с городом;

  • краеведческий материал;

  • формулирование видов заданий:

  • тесты;

  • карточки с заданиями;

  • отрывки из произведений А.С.Пушкина с вопросами к ним разной сложности;

  • формирование команд и выдача им основных заданий по станциям;

  • подготовка команд по заданиям:

  • подбор учителем литературы;

  • постоянная проверка подготовленного материала и его освоение учащимися;

  • подготовка команды жюри

  • распределение по станциям

  • подбор и распределение материалов;

  • подбор текстового и иллюстративного материала;

  • оформление маршрутных листов команд;

  • инструктаж по проведению игры по станциям.

Проведение игры по станциям.

1. Линейка: сбор участников; приветственное слово; раздача маршрутов листов командам и определение соревнующихся пар;

2. Игра по станциям

  • на каждую станцию заходят соревнующихся команды;

  • на прохождение одной станции - 6-7 мин.;

  • полученные на станции баллы каждой команды заносятся в журнал станции, в маршрутный лист команды

  • по количеству набранных очков определяется место команды:

3. Подведение итогов и награждение.

Ход занятия

1. Вступительное слово.

Звучит фонограмма «Гимн Великому Городу» из балета «Медный Всадник» Рейнгольд Глиэр. (Приложение 1.)

Санкт - Петербург - город, в котором живёт история на каждом шагу. Город - мечта, город - реальность писателей, художников, поэтов и многих других людей. Петербург - это шкатулка с драгоценностями на любой вкус.

Санкт - Петербург справедливо считают одним из самых прекрасных европейских городов. Город, часто называемый «северной столицей» России - это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот десяти лет российской истории.

Переживший 11 императоров, десятки наводнений, революцию, трёхлетнюю блокаду и экономическую реформу Петербург способен удивить даже самого искушённого туриста. Первый булыжник в его основание лёг в 1703 году, когда император Пётр Первый принял решение выстроить новую столицу, открытую морским ветрам и европейским веяниям. Строительство города началось с Заячьего острова, на котором начали возводить Петропавловскую крепость. Столицей Петербург пробыл всего около двухсот лет, но ветра здесь до сих пор дуют свирепые, море подступает с трёх сторон, а европейские веяния чувствуются на каждом шагу: от архитектуры городского центра до маленьких кофеен на Невском. Это был город, выросший внезапно «средь топи блат» и отстроенный почти полностью иностранными архитекторами. Его облик был так же непривычен для русского человека, как привычки носить кафтан, брить бороду и читать газеты, свойственные императору Петру и ненавистные боярской Руси.

А сейчас мы отправимся в заочную экскурсию по самому красивому городу - Санкт -Петербургу.

Итак, заочно мы посетим самые знаменитые архитектурные памятники нашего города, города, который называют «культурной столицей».Об этом городе сложено много различных произведений. И сейчас мы окунёмся в мир поэзии. И начнём, конечно же, с творчества А.С.ПУШКИНА. Мы говорим

« пушкинский Петербург», и кажется, что это привычное словосочетание обозначает вполне определённый и всем знакомый образ. Но каков он? Ответом могли бы послужить непрестанно цитируемые строки из «Вступления» к «Медному всаднику».

Так уж совпало в этом году, 310 лет Санкт-Петербургу и 180 лет созданию поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»


Отрывок «Люблю тебя, Петра творенье…»

(Читают 2 ученика, подготовленные ранее)


Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия.

- Как вы думаете, почему А.С.Пушкин назвал свою поэму «Петербургская повесть?»

- Впереди у вас очень много дней праздничных выходных. Кто-то поедет на дачу, кто-то в другой город или деревню, страну. А кто-то останется на все выходные дома. Посетите адреса, по которым мы сегодня пройдемся заочно. Постойте возле каждого дома, возможно вы почувствуете, что в том месте, где стоите вы, некогда стоял и сам поэт. Напишите свои впечатления, ощущения. Сфотографируйтесь возле этого дома.

- Прочитайте поэму «Медный всадник» и сказку «Руслан и Людмила».

- Итак, мы отправляемся в путешествие.

А.С.Пушкин! Пушкин приходит к нам в раннем детстве

со стихами о белке, о кораблике. Сегодня мы соприкоснемся

с жизнью великого поэта, познакомимся с некоторыми

страницами его биографии, прочтем стихи знаменитого поэта.

У каждого человека есть свой путь, своя дорога,

свой жизненный путь. Сегодня мы пройдем по дороге

жизни А.С.Пушкина.

Пушкин в детстве,

1800-1802 гг.


А начиналось, как и у всех, с детства.

Саша Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве. Москва пушкинского детства поражала своим богатством и нищетой… рядом с великолепными башнями Кремля, золотыми куполами соборов ютились жалкие лачуги нищеты. Но была и другая Москва - просвещенная. К образованной Москве относился и дом Пушкиных.

Отец поэта - Сергей Львович был потомком знатного рода, очень любил литературу, собрал богатую библиотеку.

Мать поэта - Надежда Осиповна была образованна, остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь и развлечения, блистала на балах.

В то время в дворянских семьях детей было принято учить дома. Для них нанимали учителей-иностранцев, ГУВЕРНЕРОВ. Гувернеры были и у Александра Пушкина. Маленький Саша с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. В основном он читал французских классиков - Вольтера, Мольера. «Чтение - вот лучшее учение», - любил говорить Пушкин.

Настоящей воспитательницей и самой близкой его сердцу человеком стала его няня Арина Родионовна Матвеева. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Это была простая русская женщина, крепостная Пушкиных, мастерица народной речи, хранительница неисчерпаемых запасов народных песен, русских были и пословиц. Ее песни и сказки запомнились Саше на всю жизнь.

Любя всем сердцем свою няню, уже, будучи поэтом, он посвятил ей такие ласковые, такие нежные слова и с такой сыновьей любовью, что от них сжимается сердце:


Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые ворота,

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.


Станция 1. Соляной переулок, дом 14.

Александр Сергеевич Пушкин. Адреса: Санкт-Петербург,

Соляной переулок, дом 14:


Соляно́й переу́лок - переулок в центральной части .

В в этом районе была устроена (верфь для постройки гражданских судов) на напротив . На месте современного Соляного переулка проходил канал, ограждавший территорию верфи с востока.

Партикулярная верфь

В 1718- 1722 годах по пpиказy Петра I

была сооружена Партикулярная верфь.

Здание первоначально было деревянным,

в 1740 году по проектy строителя второго

Адмиралтейства И. К. Коробова вместо деревянного

было воздвигнуто каменное строение из трех одноэтажных корпусов с аркадами и башнeй в центре фасада Название этой верфи указывало, что строились здесь не военные, а сугубо гражданские (небольшие) суда. В правительственном указе говорилось, что Петр «повелел довольно таких судов наделать и всем знатным господам безденежно раздать». И все «знатные господа» под страхом строжайшего взыскания в воскресные дни на своих яхтах, полученных из Партикулярной верфи, должны были участвовать в катании на Неве. Эта потеха начиналась по сигналу пушки с бастиона Петропавловской крепости, после чего в шести местах города поднимались флаги, и знатные господа по рекам и каналам спешили к пристани у Троицкой площади. Отсюда флотилия выходила лавировать по Неве и иногда, по воле Петра, отправлялась в Кронштадт, что вызывало страх и смятение у непривычных к мopю петербургских господ.

В то время Нева была объявлена главным городским проспектом. Каждое воскресенье Петр I устраивал обязательные лодочные учения - все учились ходить под парусом. Причем, те, кто гребли веслами, платили большой штраф за каждое весло. Также было запрещено наводить мосты через Неву. Потребность в судах была большой, и по чертежам Трезини соорудили Партикулярную верфь, где строились небольшие суда для жителей города.

Первоначально все здания на участке были деревянными. В 1740-х гг. под руководством И. К. Коробова строения были заменены каменными.



Затем Партикулярная верфь была снесена, на ее месте были сооружены амбары для вина и соли. Отсюда возникло название , которое и поныне удерживается в названии. Здесь в 1870 году устраивалась Всероссийская промышленная выставка, и для нее архитектор И. С. Китнер перестроил здание амбаров. Он соорудил длинный одноэтажный корпус на высоком полуподвале. Боковые крылья здания с почти квадратными оконными проемами coxpанили характер складских помещений и контрастируют с помпезно оформленным центром здания, подчеркнутым арочным портиком.
Всматриваясь в декор этого здания, невольно отмечаем характерное для зодчества конца XIX века снижение эстетических требований. Соляной городок вскоре стал своеобразным центром культурной и oбщественной жизни Петербурга. Здесь разместились Техническое общество, Педагогический музей и другие yчpеждения, в большой аудитории читались публичные лекции, проводились дискуссии,

После переноса верфи на в 1780-х годах канал был засыпан. На территории верфи были построены амбары для хранения соли и вина, т. н. , от которого и произошло утвердившееся в 1820-х годах название Соляного переулка. От комплекса верфи сохранилось лишь здание Пантелеймоновской церкви.

Соляной переулок сложился ещё в 18 веке, среди прочего

здесь располагались амбары, в которых хранилась соль -

отсюда название переулка.

Дом, в котором проживали Пушкины,

сохранился до нашего времени.

В 1844 году перестраивался, архитектор -

Николай Павлович Гребенка.

Первое знакомство Александра Пушкина

с Петербургом состоялось в начале 1800 года,

когда семья будущего поэта переехала в столицу

из Москвы. В этом доме в Соляном переулке Александр Сергеевич Пушкин жил будучи еще совсем маленьким ребёнком, когда его родители сняли здесь квартиру, временно, по делам, остановясь в столице.

Осенью 1799 г., когда будущему поэту было всего несколько месяцев, семейство Пушкиных отправилось из Москвы погостить к О. А. Ганнибалу, отцу Н. О. Пушкиной, в Михайловское, а бабушка М. А. Ганнибал поехала в Петербург для продажи мыз Руново и Кобрино. Дело это затянулось, и Мария Алексеевна сняла квартиру в Литейной части, в доме № 70. По нумерации петербургских домов 1798 г. этот дом числился по Соляному переулку (ныне Соляной переулок, 14). Сюда и приехали Пушкины из Михайловского.

Вполне вероятно, Александр Сергеевич и вырос бы «на брегах Невы», но после инцидента с императором Павлом I («велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку…»), случившимся, скорее всего, осенью 1800 года у достраивавшегося тогда Михайловского замка на набережной Фонтанки, Сергей Львович Пушкин счел за лучшее возвратиться с семейством в Москву подальше от царского гнева.

Дом в Соляном переулке относился к приходу Пантелеймоновской церкви, Еще в 1721 году при Партикулярной верфи была построена временная церковь в честь святого Пантелеймона, так как именно в день его чествования - 27 июля русские моряки одержали победы в 1714 и 1720 годах (при мысе Гaнгут и острове Гренгам). В 1735-1739 годах она была перестроена в камне. Церковь сохранилась до наших дней. Пушкины с детьми Ольгой и Александром и бабушкой М. А. Ганнибал поселились в одном из красивейших уголков Петербурга, вблизи Фонтанки и Летнего сада, в соседстве со строившимся Михайловским замком - резиденцией Павла I, куда в начале 1801 г. император перебрался из Зимнего дворца.




Пантелеймоновская церковь находится на углу Соляного переулка и Пантелеймоновской улицы

Соляной переулок, вид в сторону улицы

Чайковского



Где-то в этих местах во время прогулки с няней маленький Александр попался на глаза проезжавшему мимо Павлу I. Впоследствии поэт так описал это яркое событие своих младенческих лет: «Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку».

Встречу с Павлом I Пушкин считал неким предвестием тех далеко не безоблачных отношений с русскими монархами, которыми была отмечена его жизнь. В конце жизни, в 1833-1834 гг., А. С. Пушкин с семьей снова жил вблизи Соляного переулка - . Сыну Пушкина, Александру, родившемуся 6 июля 1833 г., было в это время почти столько же, сколько в 1800 г. самому поэту. «Не дай Бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями!» - писал Пушкин жене в апреле 1834 г., вспоминая семейные рассказы о своем младенчестве.



Пантелеймоновская церковь Находится прямо напротив дома.

Пушкин был прихожанином этой церкви

Сразу же за Цепным мостом, на другом берегу Фонтанки, находился Летний сад. Он был излюбленным местом прогулок и увеселений столичной публики. Сад украшали мраморные статуи, вывезенные в XVIII в. из Италии. Они скрывались в густой зелени дубов, кленов, лип. Летом, когда избранная публика покидала Петербург, сад становился тихим и пустынным.

Живя в доме Оливье, Пушкин вновь стал прихожанином Пантелеймоновской церкви, снова гулял по Летнему саду. Он писал жене: «Ведь Летний сад - мой огород.

Я, вставши от сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу.

В нем я дома».


Станция 2. ЛИЦЕЙ.

- Следующий адрес, куда мы отправимся - Лицей.

- Кто знает, где находится Лицей?

В мае 1811 года Пушкину исполнилось 12 лет.

В это время до Москвы дошёл слух, что царь Александр I намерен открыть осенью в Царском Селе новое, ещё небывалое в России учебное заведение - Лицей. Слух этот заинтересовал отца Пушкина, Сергея Львовича, любителя всяких новостей.
Сергей Львович навёл справки и скоро узнал, что Лицей должен готовить будущих помощников царя, государственных деятелей.
В то время царю Александру 1, чтобы удержаться на престоле, приходилось проявлять мягкость души и свободу мыслей, что он и делал некоторое время.
В Лицее должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян: предполагалось, что по окончании Лицея они займут важные государственные должности по дипломатической и военной части. Царь хотел лично наблюдать за воспитанием лицеистов и потому приказал открыть Лицей в Царском Селе, в четырёхэтажном флигеле, примыкавшем к большому царскому дворцу.

И бесплатное обучение, и покровительство царя, и блестящая карьера в будущем - всё это взволновало Сергея Львовича, и он решил во что бы то ни стало устроить сына в Лицей. Но детей родовитых дворян было много, а в Лицей принимали всего тридцать воспитанников. Надо было хлопотать, искать протекции. Обычно ленивый и беспечный, Сергей Львович тут проявил достаточную энергию и добился того, что его сыну разрешили держать экзамен.



В июле Пушкин вместе с дядюшкой Василием Львовичем, известным в ту пору поэтом, выехал на лошадях из Москвы в Петербург. Он выдержал экзамен и был принят в Лицей.
19 октября, утром, в тихом живописном Царском Селе, во дворцовом флигеле, произошло торжественное открытие Лицея. После молебна в придворной церкви лицеистов, 10-14-летних мальчиков, одетых в новую парадную форму - в синие мундиры с красными воротниками, шитыми серебром, в белые брюки и высокие ботфорты, - ввели в большой лицейский зал. Между колонн стоял стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. На столе лежала "Высочайшая грамота" - указ царя об открытии Лицея.
Лицеистов выстроили в три шеренги справа от стола. Вместе с ними встало их взволнованное начальство: директор, инспектор, гувернёры, - а напротив, лицом к ним, выстроились лицейские профессора и чиновники.
В торжественной тишине чиновник из министерства народного просвещения тонким, дребезжащим голосом прочитал указ об открытии Лицея и устав Лицея, в котором говорилось, что в этом "новом святилище наук" телесные наказания запрещаются. Это было необыкновенно и ново, потому что в те годы во всех учебных заведениях школьников секли розгами самым унизительным образом.
К столу смело, с достоинством вышел молодой профессор политических наук Куницын. Он не читал свою речь, а говорил уверенно, громко, обращаясь не к царю, а к лицеистам. Он призывал их к славе, к служению отечеству, народу, к честному выполнению долга гражданина и воина.
В его речи не были и тени раболепства, он ни разу не упомянул имени царя. Это тоже было необыкновенно. Все ораторы обычно призывали своих слушателей к служению прежде всего царю, а потом уже отечеству, народу. Куницын смело нарушил этот обычай. И это глубоко взволновало лицеистов и запало в их души на всю жизнь.
Вечером, когда царь и важные гости уехали, лицеисты переменили парадную форму на будничную и вышли гулять.
Торжество кончилось. Начались школьные будни.
Как во всех закрытых учебных заведениях, жизнь в Лицее шла по строго установленному порядку. У каждого лицеиста была своя комната. В комнате железная кровать, комод для белья, конторка, стул, стол для умыванья. На конторке чернильница, гусиные перья, подсвечник, щипцы, чтобы снимать нагар с сальной свечи. Лицеисты вставали рано - в шесть часов утра, - одевались при свечах и сбегали с четвёртого этажа вниз по лестницам в зал на молитву, потом шли в класс, учились с семи до девяти часов, пили чай в столовой и шли на прогулку. С десяти до двенадцати снова учились, обедали, снова гуляли и снова учились.


Вечером, в половине девятого, ужинали и до десяти часов занимались всяк своим делом: одни читали в библиотеке журналы и книги, другие бегали по залу, играли в мяч, третьи в тихом углу рассказывали смешные и страшные истории. В десять часов расходились по комнатам и ложились спать. Длинный сводчатый коридор четвёртого этажа погружался в тишину и во мрак. Только тускло горели ночники да дежурный дядька уныло шагал из конца в конец.

Пушкин впервые в жизни попал в такое большое общество сверстников. В Москве у него не было близких друзей, он не учился, как другие лицеисты, ни в гимназии, ни в пансионе.
В Москве, в родительском доме, мать, отец и опостылевшие ему гувернёры не очень любили его. У него был неуравновешенный, своенравный характер. Из одной крайности он легко переходил в другую. То ленивый, неподвижный увалень, то "неуёмный" проказник, то непокорный, вспыльчивый упрямец, он часто раздражал родителей и гувернёров. Они бранили его, жестоко оскорбляли его самолюбие и как бы вовсе не замечали его больших достоинств - его ума, его горячего сердца, его неукротимой жажды знания. Он тогда уже перечитал почти всю библиотеку отца, знал наизусть многих русских и французских поэтов. В голове у него уже теснились свои мысли, мечты и стремления. А этого - главного-то - в нём и не замечали. И он замыкался, держался настороже.
Потому и в Лицее он не сразу раскрыл свою душу. Он быстро подружился только со своим соседом по комнате, спокойным, добрым, умным Иваном Пущиным, а с другими товарищами сходился туго. При малейшем намёке на обиду он мгновенно вспыхивал и давал отпор.

Но всё хорошее, что было в Пушкине: его горячее, доброе сердце, его сверкающий ум, прямота, искренность, преданность друзьям, - не могло не раскрыться в повседневном общении. Товарищи полюбили Пушкина, полюбил их и Пушкин.
Лицей считался высшим учебным заведением. Лицейское начальство и профессора смотрели на лицеистов, как на взрослых студентов. Пушкин любил русскую и французскую литературу, любил историю, Страсть к литературе и истории зародилась в нём ещё в детстве, в Москве. В родительском доме он видел многих известных в ту пору поэтов: Карамзина, Жуковского, Дмитриева, своего дядюшку Василия Львовича, - с волнением слушал их споры о литературе, о бурных исторических событиях, происходивших тогда в Европе, о непрерывных войнах Наполеона Бонапарта. Слышал он рассказы и о предках своих - непокорных Пушкиных, о знаменитом прадеде своём, арапе Петра Великого, Абраме Ганнибале. Имена многих предков Пушкина были тесно связаны с русской историей, и история была для него как бы "семейной хроникой".

И теперь в Лицее в Царском Селе он жил в кругу исторических памятников. В великолепном царскосельском парке в честь победы над турками было воздвигнуто множество колонн и обелисков, на которых сверкали медью имена многих русских полководцев, воспетых Державиным в патриотических одах. Среди них было имя предка Пушкина - Ивана Ганнибала, цехмейстера морской артиллерии, который сжёг турецкие корабли и взял крепость Наварин.
Французскую литературу в Лицее преподавал родной брат Марата. Он рассказывал лицеистам и о французской революции, и о Марате, и о Робеспьере с живостью и непосредственностью человека, видевшего всё своими глазами. Даже лицейский повар - и тот был связан с историей: он был когда-то поваром фельдмаршала Суворова.

Всё это невольно поддерживало интерес и страсть Пушкина к истории.

В июне 1817 г. Александр Пушкин окончил Лицей и с грустью распрощался с друзьями.

Промчались годы заточенья:

Недолго, милые друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,

Зовёт нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волнением гордых, юных дум.

После окончания Лицея жизнь Пушкина связана до самой смерти с Петербургом. Тема «Пушкинского Петербурга» тоже требует специального рассмотрения, а сегодня нам достаточно понять: жизнь Пушкина, его поэзия, и архитектура Петербурга - все это вместе и составляет понятие «Пушкинский Петербург».

Станция 4. Коломна. + Видеофильм

«… В Коломну, к Покрову…»

В путеводителе 1820 года эта часть города характеризуется таким образом: "Четвёртая Адмиралтейская часть заключается между Крюковым каналом, Мойкой и Фонтанкой. Она вмещает в себя ту часть города, которую обыкновенно называют Коломною, и есть самая меньшая из всех частей города; многие дома в ней деревянные". По поводу её названия существует несколько версий. По одной из них Коломна выводилась от слова "колония" (имелась в виду обосновавшаяся здесь немецкая колония), по другой, о которой впервые упомянула в 1834 году газета "Северная пчела", название принесли с собой столяры - мастеровые, переселившиеся сюда из подмосковного Коломенского в 30-х годах XVIII века. В начале XIX века в районе нынешней Офицерской улицы было труднопроходимое болото под названием Козье, где пасли коз, а осенью можно было встретить охотника за бекасами, бредущего в болотных сапогах по кочкам, по топкому, поросшему рогозом и камышом берегу.

Коломна - западная окраина исторического

Петербурга. Точно определить ее границы нелегко.

Прежде всего потому, что их вольно или невольно

расширяют некоторые патриоты современного

Адмиралтейского района, не полностью

совпадающего с исторической Коломной,

но накрывающего ее. И все-таки границами считаются Фонтанка, Мойка, Пряжка, Театральная площадь, Крюков канал и устье Большой Невы.

На протяжении долгого времени Коломна была своеобразным провинциальным углом столицы, тихим, зеленым и практически лишенным парадного петербургского лоска. Здесь в основном жили скромные люди, ремесленники и мелкие чиновники - в общем, «маленькие люди», подобные героям пушкинских «Домика в Коломне», «Медного Всадника» и повести Гоголя «Шинель».

Происходила активная застройка и перестройка старинных одно-двухэтажных окраинных домов, город менялся.

Исторически сложилось еще и так, что Коломна стала художественным кварталом - оперные, балетные артисты и прочие люди театральных профессий селились близ Театральной площади. Эти городские виды любили художники «Мира искусства», в Коломне жили Врубель и Блок, чего уже достаточно для определения атмосферы. Ночь, улица, фонарь, аптека - все это где-то возле улицы Декабристов.

В сегодняшней Коломне по-прежнему довольно зелено (зеленее, чем в других центральных районах), а метро сюда по-прежнему не доходит. Улицы коварно отклоняются от классической петербургской прямоты, так что лучшими ориентирами на прогулке будут водные артерии - они-то, хоть и кружат, всегда выведут, куда положено. Парадный лоск все же появился, если считать квартал вокруг Никольского Морского собора и те места вокруг Мариинского театра, где нет стройки (правда, это уже граница района). Скоро, судя по всему, откроется новая . Правда, к этой перспективе петербуржцы относятся с некоторым подозрением. О неизбежности перемен говорит веселое здание хостела «Граффити», раскрашенное в стиле Пита Мондриана, прямо напротив Новой Голландии. Похоже, утверждение Гоголя «Сюда не заходит будущее» и блоковское «Исхода нет», - уже не про Коломну. Возможно, мы об этом пожалеем. Коломна застраивалась очень быстро.

В 1816 году здесь поселились родители А.С.Пушкина. Они жили в самом конце Фонтанки, на правом её берегу, в трёхэтажном каменном доме, принадлежавшем адмиралу Клокачёву (Наб.Фонтанки, дом 160; совр.адрес: дом 185). Большие комнаты в центре Петербурга были им не по карману, а тут за умеренную плату они могли снять семь комнат во втором этаже. Объяснялось это тем, что в это время Коломна считалась почти окраиной Петербурга. Чуть позже, в тридцатых годах, о ней:" Тут всё непохоже на другие части Петербурга; тут не столица и не провинция; кажется, слышишь, перейдя в коломенские улицы, как оставляют тебя всякие молодые желанья и порывы. Сюда не заходит будущее, здесь всё тишина и отставка, всё, что осело от столичного движенья".



Площадь у Старо-Калинкина моста.

После долгих лет безбытной, почти казарменной жизни в Лицее это была первая петербургская квартира Пушкина, в которой он поселился сразу после окончания Лицея в 1817 году. Жил он здесь до мая 1820 года - до ссылки. Коломна вообще тесно связана с семьёй Пушкина. За Старо-Калинкиным мостом в Благородном пансионе учился его брат - Лев Пушкин; поблизости в коломенских домах селились близкие друзья и товарищи, оставившие нам немало драгоценных свидетельств о его тогдашней жизни. В том же доме адмирала Клокачёва, этажом ниже, жила семья товарища Пушкина по Лицею, барона Модеста Корфа. И "Модинька", как его звали в Лицее, аккуратный и педантичный, как истинный немец, вспоминал о квартире пушкинской семьи: "Дом их представлял всегда какой-то хаос: в одной комнате богатые старые мебели, в другой пустые стены, даже без стульев; многочисленная, но оборванная и пьяная дворня; ветхие рыдваны с тощими клячами, пышные дамские наряды и вечный недостаток во всём, начиная от денег и до последнего стакана". И всё же, несмотря на тогдашнюю бытовую неустроенность, Пушкин любил Коломну и впоследствии не раз её вспоминал, обращаясь к ней в своём творчестве. В Коломне он поселил несчастного Евгения из "Медного всадника": "Наш герой живёт в Коломне".

А в 1830 году поэт написал целую поэму, посвящённую ей, - "Домик в Коломне". Живя в доме Клокачёва, Пушкины были прихожанами Покровско-Коломенской церкви, и Александр Сергеевич, рассказывая о жизни героини "Домика..." Параши, вспоминал эту церковь:

... Я живу
Теперь не там, но верною мечтою
Люблю летать, заснувши наяву,
В Коломну, к Покрову - и в воскресенье
Там слушать русское богослуженье.

Церковь эта находилась на Покровской площади. Была построена замечательным архитектором Иваном Старовым и освящена 30 сентября 1812 года. Полное её название "Во имя Покрова Пресвятыя Богородицы". Как было написано на месте закладки, "...начата на сем месте церковь во имя Пресвяты Богородицы. Здание сие строится с помощью усердного подаяни...". Построенная на взносы прихожан, она была разрушена в 1836 году. Теперь здесь площадь Тургенева.
А. С. Пушкин первым воспел Коломну. 11 июня 1817 года, окончив лицей, он поселился у родителей, снимавших квартиру в доме члена Адмиралтейств-коллегии, адмирала Алексея Федотовича Клокачева, на набережной реки Фонтанки в доме № 185, рядом с Калинкиным мостом. Неширокие улицы с низенькими деревянными домами, церковью, пожарной каланчой и вылинявшими под дождем и ветром полосатыми полицейскими будками придавали тогда Коломне вид городской окраины. Фонтанка, с облицованными гранитом берегами, окаймленная кружевами чугунных решеток, несла свои воды в Балтийское море. Двухэтажный на полуподвале дом вице-адмирала А. Ф. Клокачева, лишенный всяких украшений, кроме фигурных оконных наличников, сдавался чиновникам и обедневшим дворянам, к числу которых принадлежала семья поэта. В первом этаже снимали квартиру родители его однокашника - лицеиста Модиньки Корфа.

Старо-Калинкин мост. Фото 1989 г.



Квартира Пушкиных располагалась во втором этаже и состояла из семи больших комнат, три из которых (парадные) выходили десятью окнами на Фонтанку. Старо-Калинкин мост с квадратными гранитными башнями и массивными чугунными цепями был достопримечательностью этого участка Фонтанки. Путники, въезжавшие в город по Петергофскому тракту, пересекали мост и далее, мимо верстового мраморного столба с солнечными часами и цифрой 26 (расстояние от Петергофа до Фонтанки), попадали на Калинкину площадь, разбитую в XVIII веке архитектором А. В. Квасовым.

Пушкин подолгу бродил по Коломны, смешивался с толпой горожан и невольно запоминал ее неповторимый быт и нравы. Дом Клокачева относился к приходу Покровско-Коломенской церкви, расположенной на Покровской площади. Церковь, названную «Во имя Покрова Пресвятые Богородицы» освятили 30 сентября 1812 года.

Каменную церковь по проекту архитектора И. Е. Старова строили на пожертвования прихожан с 1798 по 1812 год. При реконструкции храма в 1849 году предусмотрели строительство боковых пристроек для размещения в них придельных алтарей. Храм вновь освятили в 1852 году.

Чувства, отразившиеся позднее в поэмах "Медный всадник" и "Домик в Коломне", он впервые испытал именно в это время. В этом доме создавалась поэма "Руслан и Людмила". Существует собственноручный автограф Пушкина о том, что он живет "у Калинкина моста". Владелец дома, граф Иван Александрович Апраксин, был героем русско-турецкой войны.

Станция 5. Галерная, дом 53

Особняк Потемкина Я.А. (Струкова)

Двойной адрес: Галерная ул., 53

Английская наб., 52.

Дом А. М. Головина - Дом О. К. Брискорн

Первый жилой дом был возведен со стороны Английской наб. в первой трети XVIII века. Участок в то время принадлежал одному из деятелей петровских времен А. М. Головину. На Галерной ул. размещались служебные флигели, сараи, конюшни. Здесь же был и въезд на участок.
Позже дом купил генерал Яков Алексеевич Потемкин (1778-1831).
Затем он перешел к теще Потемкина, тайной советнице О. К. Брискорн, по первому мужу - Струковой.
При ней в 1829-1830 гг. на месте старых дворовых корпусов дома по Галерной ул. был сооружен ныне существующий 4-этажный доходный дом.

Дом имеет гладкий фасад. Бельэтаж был украшен двумя небольшими балконами.

От площади Декабристов, бывшей Сенатской, начинается довольно узкая Красная, в прошлом Галерная, улица. Один из домов - № 53 - отмечен мемориальной доской. На ней имя Пушкина. Этот дом, построенный в 1830 году, принадлежал вдове тайного советника Брискорна. Он сохранил свой внешний облик до нашего времени.
1 октября 1831 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление: «По Галерной улице, в доме под № 225, отдаются в наем квартиры: в бельэтаже одна о девяти, а другая о семи чистых комнатах с балконами, кухнями, конюшнями, сараями, ледником, сухим подвалом, чердаком… на хозяйских дровах, каждая по 2500 рублей в год». Одну из таких квартир занял Пушкин с молодой женой в октябре 1831 года. Текст на мемориальной доске сообщает: «В этом доме жил Александр Сергеевич Пушкин в 1831 - 1832 г.г.».

Пушкин писал своему московскому другу П. В. Нащокину: «Милый мой Павел Воинович, вот я и в Петербурге. Пиши мне: на Галерной в доме Брискорн.»

Пушкин здесь жил с осени 1831 по весну 1832 года. Это была первая городская семейная квартира поэта. Начался новый период в жизни Пушкина. Жена Пушкина Наталья Николаевна была редкой красавицей. Восемнадцатилетняя Н.Н. Гончарова прельщала, однако, не только своею красотой. Хорошо образованная, она имела веселый нрав, отличалась ловкостью, хорошо держалась в седле, играла в шахматы. Пушкин очень ценил естественность ее поведения, ее манеру держаться, ее доверчивый и открытый характер, ее «милый, простой, аристократический тон».

Наблюдая мир и согласие в новой семье, весьма одобрял выбор Пушкина В.А. Жуковский: «И душа, и жизнь, и поэзия в выигрыше».

Время, прожитое Пушкиным в доме Брискорн, прошло под знаком семейного счастья. Счастье, которое Пушкин всегда считал «лучшим университетом» для человека, способствовало творчеству. За эти полгода вышли из печати: «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», восьмая глава «Евгения Онегина», в марте 1832 года в этом доме Пушкин начал поэму "Езерский", главным действующим лицом которой был выбран петербургский чиновник, потомок обедневшего дворянского рода. Поэма осталась неоконченной, но ряд ее элементов и сам герой перешли в позже написанную "петербургскую повесть" "Медный всадник". Любопытно, что в одном из набросков "Езерского" упоминается, что герой "на углу Галерной жил" в другом варианте Пушкин указывает его "адрес": "в том доме, где стоял и я".


Станция 6. Мойка, 12

Этот адрес не требует объяснений. Он как пароль.

Свернем с шумного Невского проспекта на набережную реки Мойки. Не доходя до Конюшенного моста, остановимся перед домом, принадлежавшим в начале XIX века княгине А. Н. Волконской.

Это старинное здание построено в традициях классицизма: центральный фасад украшен пилястрами и балюстрадой, первый этаж затейливо декорирован. По краям дома - арки с тяжелыми дубовыми воротами. А вот и мемориальная доска с надписью: "В этом доме 29 января 1837 года скончался Александр Сергеевич ПУШКИН".




Последние годы жизни (1834 - 1837) Пушкин провел в доме на набережной Мойки 12

В 1834 году Пушкин был пожалован в камер-юнкеры. Придворное звание оскорбило Пушкина - обычно такое звание давалось юношам, а Пушкин был уже не молод. Поэту хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов, но он вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение.

Из записок Бартенева: На придворных балах Пушкину бывало просто скучно. Покойная Шевич передавала нам, как, стоя возле нее, полузевая и потягиваясь, он сказал два стиха из старинной песни:

Неволя, неволя, боярский двор.

Стоя наешься, сидя наспишься.

Пушкина травили черной завистью, клеветой, сплетнями, и это неуклонно вело к кровавой развязке. Поэт это знал:

Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы.

Решенья глупости лукавой,

И шепот зависти, и легкой суеты

Укор веселый и кровавый.

После нескольких анонимных писем Пушкин написал гневное и резкое письмо Геккерну, в ответ Дантес вызвал поэта на дуэль.



В настоящее время все помещения квартиры воссозданы в том виде, какими они были в пушкинское время. Переходя из комнаты в комнату, можно представить, какими заботами жила семья поэта, когда в канун нового 1837 г. он писал отцу из этого дома: «Вот уж наступает новый год - дай Бог, чтоб он был для нас счастливее, чем тот, который истекает... Я очень занят. Мой журнал и мой Петр Великий отнимают у меня много времени; в этом году я довольно плохо устроил свои дела, следующий год будет лучше, надеюсь».

Кабинет А. С. Пушкина воссоздан как «настоящее место писателя». На письменном столе лежат вещи, которые помнят прикосновение рук поэта,- его визитная карточка, нож для разрезания бумаг, бронзовый колокольчик для вызова прислуги, перо поэта, оставшееся здесь после его смерти. Стол украшает чернильница, подаренная Пушкину его другом Павлом Нащокиным к новому 1832 г. «Посылаю тебе твоего предка с чернильницами...» - писал он, шутливо намекая на африканское происхождение поэта. «Очень благодарю тебя за арапа»,- отвечал Пушкин.




Вдоль стен кабинета, в соответствии с планом Жуковского, размещены книжные полки. При жизни Пушкина здесь было около 4,5 тысячи томов - книги на 14 европейских и восточных языках. На письменном столе лежат книги и копии рукописей, над которыми он работал в последние месяцы жизни. Это черновики незавершенных работ, статьи и заметки, предназначенные для очередного тома «Современника», увидевшего свет после гибели поэта. Последнее из писем адресовано им писательнице Александре Осиповне Ишимовой. Утром 27 января 1837 г., за несколько часов до дуэли, он просил ее принять участие в работе его журнала, сделав перевод нескольких пьес английского писателя Барри Корнуэла.
События того дня отражены в конспективных заметках Жуковского: «Встал весело в 8 часов. После чаю много писал - часу до 11-го... Ходил по комнате необыкновенно весело, пел песни.- Потом увидел в окно Данзаса, в дверях встретил радостно. Вошли в кабинет, запер дверь. Через несколько минут послал за пистолетами. По отъезде Данзаса начал одеваться...»
В кабинете прошли последние двое суток его жизни. Готические часы, принадлежавшие когда-то семье Пушкиных, показывают время, когда перестало биться сердце поэта: 2 часа 45 минут пополудни. Жуковский рассказывал: «Вдруг, как будто проснувшись, он быстро раскрыл глаза, лицо его прояснилось, и он сказал: кончена жизнь. Даль, не расслышав, отвечал: да, кончено, мы тебя поворотили.- "Жизнь кончена!" - повторил он внятно... "Тяжело дышать, давит!" - были последние его слова».


Станция 7. Чёрная речка.

Черная речка - приток Большой Невки (Головинский мост - на дальнем плане и за ним Большая Невка)



Последняя дуэль Александра Сергеевича Пушкина состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года в районе Чёрной речке у Коломяжской дороги, недалеко от Комендантской дачи. Точное место неизвестно, но согласно общепринятой точке зрения оно находится здесь.

Дуэль состоялась 27 января 1837 года в нескольких верстах от Петербурга. Секундантом Пушкина был лицейский товарищ Данзас. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал, но нашел в себе силы сделать ответный выстрел. Но тот был легко ранен: пуля попала в руку, которой Дантес прикрывал грудь. Истекающего кровью Пушкина положили в карету. Рана оказалась смертельной.

Через несколько лет после гибели А. С. Пушкина на месте его дуэли с Ж. Дантесом появился первый памятный знак - дощечка с надписью: «27 января 1837 года против сего места упал смертельно раненный на поединке Пушкин». В 1858 г. издатель Я. А. Исаков обратился к бывшему секунданту поэта К. Данзасу с просьбой показать ему место дуэли. Исаков собирался приложить изображение этого места к своему изданию сочинений поэта. Художник И. Криницкий выполнил рисунок. К нему был прикреплен кусочек березовой коры и сделана следующая надпись: «Место дуэли Пушкина близ Комендантской дачи, по указанию Я. А. Исакова».















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал