7


  • Учителю
  • Проблема формирования ценностей младших школьников в контексте научной идеологии ФГОС второго поколения

Проблема формирования ценностей младших школьников в контексте научной идеологии ФГОС второго поколения

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: В данной статье идет обсуждение актуальности проблемы формирования ценностных ориентиров младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, необ­ходимостью приобщения учащихся к системе общечеловечес
предварительный просмотр материала

Проблема формирования ценностей младших школьников в контексте научной идеологии ФГОС второго поколения


В современном российском обществе идет модернизация образования, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Значительные преобразования затронули и общее образование, в которой системно-деятельностный подход является определяющим и высоко значение ценностно-ориентированного нравственного воспитания личности гражданина России.

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентиров младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих и специфически российских ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.

Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Создать современное инновационное общество, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку, во-первых, ее деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой» (В.В. Зеньковский) духовно-личностного становления (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.Г. Горецкий, В.В. Зеньковский, Л.А.Славина, Д.Б. Эльконин и др.).

В то же время учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности, поэтому особую роль здесь призвана сыграть система дополнительного образования детей, одна из основных задач которой - раскрыть внутренний, творческий потенциал ребенка, «усилить» его природные способности.Успешное решение задач духовно-нравственного воспитания в условиях введения ФГОС второго поколения зависит не только от содержания образования, но и его организации: реализации основной образовательной программы, программ внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности.

Система духовно-нравственного воспитания и просвещения охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых и иных коллективов и заканчивая высшими органами власти региона. Она предполагает организацию мероприятий духовно-нравственной направленности как на региональном и муниципальном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью. Система духовно-нравственного воспитания и просвещения включает в себя соответствующие государственные и муниципальные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и просветительской деятельности, а также комплекс конкретных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

В основу должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, изложенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: обязательными для ознакомления являются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.

Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми деятельность. Присвоение ценности - ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Присвоение ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание - совесть человека.

Аксиологический подход изначально определяет всю систему духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, весь уклад школьной жизни, в основе которого - национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.

Один из основателей системно-деятельностного подхода - А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника системно-деятельностный подход имеет свои особенности:

1. Воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении. Системно-деятельностный подход отвергает попытки локализовать воспитание в границах отдельных учебных предметов, форм, видов образовательной деятельности.

2. Применение системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на развитие и воспитание ребенка. Как выше указывалось, современный процесс развития и воспитания носит полисубъектеный, разноуровневый, полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Системно-деятельностный подход предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, при ведущей роли образовательного учреждения, должна быть по возможности согласована. В Стандарте эта идея выражена в форме общественного договора, а механизмы ее реализации в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, принимаемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.

Системно-деятельностный подход является методологической основой организации уклада школьной жизни, с учетом которого определяется, что процесс духовно-нравственного развития и воспитания в структурно-методологическом плане представляют собой как метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник, на основе базовых национальных ценностей. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося.

Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни младшего школьника множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни, как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые в процессе общения младших школьников с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке - совесть - его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал